еп. Марк (Головков) Правила обращения и переписки К монаху, не имеющему духовного сана, обращаются: «честной брат», «отец». К диакону (архидиакону, протодиакону): «отец (архи-, прото-) диакон (имя)» или просто: «отец (имя)»; к иерею и иеромонаху – «Ваше Преподобие» или «отец (имя)»; 5 к протоиерею, протопресвитеру, игумену и архимандриту: «Ваше Высокопреподобие». Обращение к священнику: «батюшка», являющееся русской церковной традицией, допустимо, но не является официальным. Послушницу и монахиню можно назвать «сестра». Повсеместно распространенное у нас обращение «матушка» в женских монастырях правильнее относить только к настоятельнице. Игумения женской обители сочтет вполне учтивым обращение: «Досточтимая матушка (имя)» или «матушка (имя)». Обращаться к епископу следует: «Ваше Преосвященство», «Преосвященнейший Владыка» или просто «Владыка» (либо используя звательный падеж славянского языка: «Владыко»); к архиепископу и митрополиту – «Ваше Высокопреосвященство» или «Высокопреосвященнейший Владыка». В Поместных Церквах православного Востока к архимандриту и вообще к монашествующему клирику, имеющему высшее богословское образование, обращаются: «ΠανοσιοΛογτατε» (Ваше Высокопреподобие; в корне слова добавляется слово «логос», имеющее в греческом языке следующие значения: слово, разум и т. д.). К иеромонаху и иеродиакону, не имеющим высшего богословского образования: «Πανοσιτατε» (Ваше Преподобие). К священнику и диакону, имеющим высшее богословское образование: «Αδεσιμολογιτατε» (Ваше Преподобие) и «ερολογιτατε». К священнику и диакону, не имеющим высшего богословского образования, обращаются соответственно: «Αιδεσιμτατε» (Ваше Преподобие) и «Ελαβστατε». К любому правящему архиерею обращаются: «Σεβασμιτατε», к викарному архиерею: «ΘεοφιΛστατε» (такое обращение может относиться и к архимандриту); к титулярному митрополиту (т. е. к архиерею, носящему почетный титул митрополита, но фактически не имеющему в своем управлении митрополии): «Πανιερτατε». К Патриарху, именуемому в титуле «Святейшим», нужно обращаться: «Ваше Святейшество»; к Предстоятелю Поместной Церкви, в титуле которого содержится эпитет «Блаженнейший»: «Ваше Блаженство».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Христианин и мир. Выступление Ф. Грэма, президента Евангелической ассоциации Билли Грэма, ha III международной конференции «Религия и мир» (29 октября 2015 г., Москва) Ваше Высокопреосвященство митрополит Иларион, уважаемые участники Международного форума «Религия и мир», достопочтенные представители органов государственной власти Российской Федерации и Правительства Москвы, почетные гости и наблюдатели! Я глубоко признателен Его Святейшеству Патриарху Кириллу и Его Высокопреосвященству митрополиту Илариону за направленное мне любезное приглашение выступить перед этим почтенным собранием мировых религиозных лидеров с речью, посвященной теме мира. Не могу не вспомнить, что 33 года назад, в 1982 году, Его Святейшество Патриарх Пимен направил аналогичное приглашение моему отцу, пастору д-ру Билли Грэму, с тем чтобы он выступил здесь на организованной Русской Православной Церковью конференции, посвященной миру во всем мире. Холодная война была в разгаре, и многие из моих сограждан, в том числе некоторые высшие должностные лица, настойчиво отговаривали его от этой поездки. Однако мой отец был убежден в том, что Бог призывает его возвысить свой голос и предупредить людей об опасностях ядерного и биохимического оружия массового уничтожения. Уверен, та конференция, в конечном счете, послужила началу новой эры мира и понимания. Возможно, сегодня перед нами стоят проблемы другого плана, однако я молюсь о том, чтобы эта встреча смогла оказать подобное влияние. Ваше Высокопреосвященство, не могу также не упомянуть о том, что мой отец вернулся сюда в 1988 году для того, чтобы принять участие в праздновании 1000-летия Крещения князя Владимира и основания Русской Православной Церкви. Ваше Высокопреосвященство, я был глубоко тронут, узнав, что в этом, 2015-м, году отмечается 1000-летие со дня кончины князя Владимира. От имени моего отца и всех моих собратьев по вере в Соединенных Штатах я почтительно поздравляю вас с этой датой, имеющей историческое значение.

http://mospat.ru/ru/2015/10/30/news12445...

1881 г. Новый год начался у меня старыми обычными порядками, т.-е. молитвою в храме и благожелательными поздравлениями в доме. Кроме личных поздравлений, получено было мною несколько телеграфических и письменных приветствий с разных сторон; так 3-го января получил я письмо из Москвы от преосвящ. Алексея епископа Можайского. Вот что он писал ми от 1-го числа: «Примите мое искреннейшее приветствие с текущими святыми праздниками и с наступившим новым годом. От чистого сердца желаю Вашему Высокопреосвященству здравия и милостей от Господа в грядшее лето и во вся дни жития Вашего. Да хранит Вас Господь на лета множайшая! Ες πολλ τη Δποτα! Ваше Высокопреосввященство чрез протоиерея Василия Феодоровича 464 изволили спрашивать меня о вопросах, предложенных на обсуждение преосвященных от г. Обер-Прокурора. Оказывается, что вопросы сии предложены на обсуждение только Епарх. архиереев, но не викариев. Это, вероятно, будущая программа деятельности г. Обер-Прокурора. И Епарх. Преосвященным предлежит великая задача регулировать эту программу, сделать ее истинно церковною и православною. Мы все должны молить Бога, чтобы Он помог нашим архипастырям в сем великом деле. В нашем царствующем граде нет ничего нового. Владыка наш 465 , слава Богу, здравствует, как свидтельствуют видевшие его на праздниках в Петербурге. Викариям в отсутствие епархиального архиерея много бывает затруднений. Ваше Высокопреосвященство не испытали этого. Письмо сие Ваше Высокопреосвященство изволите получить вместе с книжкою 466 . Не знаю, как понравятся Вам рассуждения этой книжки, а я во многом соглашаюсь с книжкою». В ответ на это писал я от 8-го числа: «Искреннее и благожелательное приветствие Ваше с праздниками и новым годом принял я с сердечною признательностью. Примите и от меня взаимное братское поздравление. Усердно также благодарю Ваше Преосвященство и за присланную мне книжку, но отдарить за нее не имею чем. Книжка преинтересная: спасибо Николаю Васильевичу. Все, что написано в ней, в первых шести главах, – сущая правда. Но что изложено в последних двух, – это, как мне кажется, не более как pia disideria, и надобно долго, долго ждать, чтобы эти благие чаяния более или менее осуществились.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

1865 г. Этот отчет по обозрению Московской Д. Академии препровожден был мною к преосвяшеннейшему Филарету, митрополиту Московскому, при следующем представлении: «На отношении Г-на Товарища Обер-Прокурора Св. Синода к вашему высокопреосвященству от 9-го июня истекшего 1864 г. 3619) о том, что по случаю наступающего окончания учебного курса в Московской Д. Академии, Св. Синод, признавая нужным обозреть сие учебное заведение, определением от 3-го июня возложил исполнением сего на ваше высокопреосвященство, с представлением вам, в случае, если признаете нужным, таковое обозрение поручить кому-либо из подведомственных вам лиц, известных своею опытностью и способностью, последовала такая резолюция вашего высокопреосвященства от 12-го того же июня: «по болезненному состоянию моему, нахожусь в необходимости предоставить сие преосвященному Можайскому. Полагаю, что он начнет истребованием конспектов, для усмотрения порядка и полноты преподанного». Вследствие сей архипастырской резолюции вашего высокопреосвященства, мною произведено обозрение Московской духовной академии по всем ее частям, как то: учебной, нравственной и экономической. Составленные мною на основании сего обозрения отчет о состоянии академии, а равно замечания о способности и прилежании лиц, служащих при Академии, почтительнейше при сем представляю на благоусмотрение вашего высокопреосвященства. Вместе с тем имею честь представить вашему высокопреосвященству журналы внутренних и открытых испытаний». Начало нового 1865 г. ознаменовано было для меня избранием в звание действительного члена вновь открытого в Москве Общества Древне-русского искусства, o чем уведомил меня официальным письмом от 2-го января за 1 Секретарь Общества, профессор Моск. Университета Ф. И. Буслаев 278 . – Он писал: «Вменяю себе в особенную честь уведомить Вас об единогласном uзбpahiu Вашего Преосвященства в звание действительного члена Общества Древне-русского искусства в заседании этого общества происходившем 29 ноября истекшего 1864 года».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Переписка между преосв. Феофаном (Говоровым), бывшим Владимирским и Аркадием Федоровым, бывшим Олонецким Источник 1. Высокопреосвященнейший владыко, милостивый отец и архипастырь! Смиренно просим архипастырского благословения вашего преосвященства на благоуспешное прохождение новых наших должностей. Дурная погода была причиною, что мы, 1 пробыли в дороге с вечера одной до вечера другой субботы. Но благодарение Господу достигли Петрозаводска благополучно. В понедельник мы вступили в должность, в среду получили полную свободу. О. ар. 2 Порфирий отправился в сей день после обеда. О. Димитрий тоже очистил квартиру. 3 Визиты мы ещё не делали никому по недостатку времени, кроме губернатора и Бутенева. 4 По вступлении в должность начинаем всматриваться в дела правления. Оба мы не опытны в них. Просим снисходительного, отеческого вразумления у вашего высокопреосвященства, если иногда в чем-нибудь не соблюдем, по неведению законной формальности. Со своей стороны употребим все старание – как можно скорее ознакомиться с нею. Всего, решением чего должны заняться, я ещё не знаю. Новый секретарь снимает у прежнего дела, и когда они приведется в ясность, постараемся все упорядочить. Текущие же дела решаем тотчас же. – Осмеливаюсь смиренно просить ваше высокопреосвященство об утверждении об г. Спиридова в должность эконома. 5 В таком случае хоть один член будет сколько нибудь знаком с делами правления. При том, сколько вижу, г-н Спиридов очень способен к экономству. Неисправности по правлению может быть не от него зависели. Недоумеваю, что должно сделать вследствие резолюции вашего высокопреосвященства на отношении исправляющего должность обер–прокурора Св.Синода, касательно построения семинарии и перевода свирского училища в Лодейное поле. Дело о постройке семинарии стоит, как известно, за архитектором. Хотя он обещал скоро представить требуемое; но по смыслу отношения к вашему высокопреосвященству, мы заготовляем от лица вашего отношение к начальнику губернии о побуждении Тухтарова к скорейшему составлению плана. Что касается до свирского училища, то в семинарском правлении нет никакого письменного акта, на основании которого оно могло-бы делать соображение о перемещении его. Потому надлежало бы потребовать от свирского училищного начальства таких соображений; но как мы с о. инспектором, по приказанию вашего высокопреосвященства, лично собирали на месте относительно сего нужные сведения, то чтобы не длить дела, думаю сдать в правление записку, и на основании ее положить, что перевесть училище нужно и не удобно.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Fedoro...

1894 год 2-го января преосвященный Савва получил письмо из С.-Петербурга от профессора духовной Академии Тимофее Вас. Барсова, который от 31-го декабря минувшего 1893 года писал: «Приветствую Ваше Высокопреосвященство с наступающим новолетием, усерднейше прошу принять мое сердечное пожелание, да сохранит Господь Бог в грядущее лето Вас в добром здравии и благополучии и да продлит жизнь Вашу на многие и многие годы. Окончив свою песню о реформе военного духовенства, буду иметь приятный долг просить Ваше Высокопреосвященство принять от меня оттиск. Отец протопресвитер Желобовский 419 хочет воспользоваться моим трудом для военного духовенства, и я просил его сделать указания для улучшения и большей пользы в применении. Свидетельствую Вашему Высокопреосвященству мое глубочайшее почтение». В ответ на письмо Т.В. Барсова преосвященный Савва писал от 9-го января: «Приношу Вашему Превосходительству искреннюю благодарность за благожелательное поздравление с новым годом; взаимно и Вас также поздравляю. Вашу песню о реформе военного духовенства я слушал с большим интересом. Слушал, говорю, а не читал, потому что очи мои отказываются читать мелкую печать. Не откажусь, впрочем, и вторично выслушать Вашу песню, когда получу обещанный Вами отдельный оттиск оной. Не помню, прислал ли я Вам свою последнюю, лебединую, литературную песенку; разумею изданный мною Сборник писем духовных лиц к Арсению Верещагину, архиепископу Ростовскому. Если нет, то сделайте милость – напишите мне; я немедленно вышлю экземпляр. Издание помянутого Сборника называю лебединою песнью, потому что при 75 летах замышлять что-либо новое по части учено-литературной, полагаю, было бы не благонадежно». 9-го числа преосвященный Савва получил письмо из Твери от Директора Тверского Музее Августа Казимировича Жизневского, который от 8 января писал: «Некоторая слабость моего горла удерживает меня дома, и потому, пользуясь случаем, позволяю себе повторить лучшие пожелания Вашему Высокопреосвященству к новому году и глубочайшую благодарность за Ваше доброе ко мне внимание».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Выступление архиепископа Тихвинского Константина, Ректора Санкт-Петербургских Духовных Академии и Семинарии, викария Санкт-Петербургской епархии декабря 2004 Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владимир, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви, уважаемые члены Епархиального Совета, дорогие отцы, братья и сестры! Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владимир, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви, уважаемые члены Епархиального Совета, дорогие отцы, братья и сестры! Жизнь духовных школ, находящихся на канонической территории Санкт-Петербургской епархии, идет своим чередом. Новое: Благополучно завершилась реформа Духовной Семинарии, которая стала из 4-летнего учебного заведения 5-летним. Постоянно прорабатываются механизмы с тем, чтобы мы получили признанный статус высшего учебного заведения. Пока что наша Семинария является высшим учебным заведением de facto, но de juro такого признания нет ни в Церкви, ни в государстве. Должен сказать, что многие выпускники 5 курса Семинарии пишут дипломные работы, защищают их на заседаниях кафедр, некоторые дипломные работы соответствуют уровню кандидатских диссертаций. Активизировалась жизнь кафедр. Мы здесь существенно опередили такие крупные духовные школы как Московскую Духовную Академию, Киевскую Духовную Академию, не говоря уже о Минской и о других. В этом плане научный и учебный процесс у нас идет существенно лучше. Идет полным ходом реформа Академии. Сейчас расписание довольно пестрое. 1-й курс Академии занимается по программам 2-х отделений: Богословского и Библейского. 2-й курс Академии занимается по программе Богословского отделения, а 3-й и 4-й курс Академии занимается по старым программам 4-летней Академии. Сейчас все студенты 1-х курсов берут темы диссертационных и дипломных работ, которые сначала обсуждаются на заседаниях кафедр, кафедры вносят коррективы, рекомендуют Совету, Совет утверждает темы. Введена система предзащит, как в светских ВУЗах. Предзащиты проходят на заседаниях кафедр, и если кафедра не находит ничего стропотного в этом сочинении студента, то оно допускается на Совет. Очень часто кафедры рекомендуют дорабатывать сочинение, и у студентов есть возможность ликвидировать замечания, высказанные научным руководителем, и благодаря этому диссертации поступают на Совет уже готовыми, а не сырыми, как иногда было раньше.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=187...

1893 год От Редакции. С 1893 года зрение автора Хроники Высокопреосвященного Саввы стало заметно ослабевать; по слабости зрения Высокопреосвященный с 1893 г. на многие, письма уже не мог отвечать и самые письма не в состоянии был привести в нужный для издания порядок, поэтому с 1893 года издание автобиографических записок Высокопреосвященного Саввы принимает другую форму – форму издания переписки преосвященного Саввы с разными лицами. Первого января Преосвящ. Саввою получено было письмо от Директора Императорской Публичной Библиотеки Афан. Ф. Бычкова, который от 31 дек. 1892 г. писал: «Считаю долгом принести Вашему Высокопреосвященству сердечное поздравление с наступающим Новым годом и искренние пожелания Вам от Господа доброго здоровья, столь необходимого при многотрудных обязанностях Ваших. Представление Министру Народного Просвещения об исходатайствовании Высочайшего соизволения на отправку Вам рукописного дневника архиепископа Арсения Верещагина уже послано. Надеюсь, что в январе или начале февраля рукопись будет уже в Ваших руках. Из нее Ваше Высокопреосвященство усмотрите, что черновых писем самого Преосвященного или писем к нему от других лиц в дневнике не имеется, а находятся в нем лишь краткие упоминания о том, к кому писал владыка или от кого получал письма». В тот же день Преосвящ. Савва отвечал Аф. Ф. Бычкову: «Взаимно приветствую Вас с новым годом и от всей души призываю на Вас и на достолюбезное семейство Ваше Божье благословение в наступившем новом 1893 г, лете». «Письма к Архиепископу Арсению с примечаниями посланы уже мною в Цензурный Комитет; но биография его, хотя и окончена, не переписана в ожидании от Вас обещанных рукописей». 2-го числа Преосвященный получил письмо от профессора Моск. Дух. Академии Ивана Николаевича Корсунского , который, от 31 дек. 1892 г., писал: «Сегодня же, как только получил я Ваше писание, отправился в библиотеку на розыски об Арсении Верещагине в делах архива Троицкой Лаврской семинарии за 1759–1761 годы. В результате продолжительных поисков в этих делах было следующее: а) в делах за все означенные годы ни одного слова о Василии Верещагине нет; б) списков учеников семинарии в делах за 1759 год совсем не сохранилось, а в делах за 1760 и 1761 годы есть эти списки всех классов, начиная высшими (богословией) и кончая низшими и что же? Из 172 имен учеников по спискам 1760 года и 168 учеников по спискам 1761 года на Василия Верещагина нет ни малейшего намека.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Личное участие высокопр. Филарета в делах Св. Синода началось ещё с 1836 г., когда он был вызван, в бытность его Архиепископом Казанским, и тогда же был высочайше пожалован Членом Св. Синода. Через год, возведённый в сан Митрополита Киевского (17 Апреля 1837 г.), он с этой поры, ежегодно был вызываем по Высочайшему изволению для личного присутствования в Св. Синоде до 1842 года, когда как известно, он по прошению его, уволен был от этого навсегда. Подобные вызовы Членов Св. Синода, в особенности же старейших после Первенствующего Члена, каковы Митрополиты Киевский и Московский, бывали и бывают доднесь вообще по заведённому порядку. Но мы видим живые примеры в лице этих же самых Первосвятителей Киевского и Московского Филаретов, что первый из них не был вызываем для личного участия в делах Св. Синода в течении пятнадцати лет до самой его кончины, т. е. с 1842 года по 1857 г., а второй в течении двадцати пяти лет, с этого же 1842 г. по 1867 г., в котором он скончался. Впрочем, причины и обстоятельства этого последнего явления были особенные, известные уже читающим. Обращаясь же к указываемому теперь времени с 1836 г. по 1842-й, мы встречаем совершенно иное. Так, в приведённых нами в эпиграфе словах из письма Обер-Прокурора Св. Синода Графа Протасова очевидно для всякого, что когда высокопр. Филарет (Киевский) просил освободить его по состоянию его здоровья от прибытия в Св. Синод на зимнее время в 1840 г., сам Обер-Прокурор выразил душевное своё прискорбие об этом, хотя и сообщил ему, – как читаем в самом начале этого же письма, – что, по всеподданнейшему докладу его, воспоследовало Высочайшее разрешение на отсрочку приезда высокопр. Филарета в С.-Петербург; в конце же письма присовокупил: «Остаюсь впрочем, в надежде, что милость Божия предстательством святых Угодников Киевских подкрепит силы Ваши и доставит возможность возобновить Ваше личное участие в делах Святейшего Синода». А что эти выражения душевного прискорбия и надежды не были в роде выражений лишь вежливости и т. п., это свидетельствуется словами самого же писавшего, а именно, «что личное присутствие Вашего Высокопреосвященства в Св. Синоде, при Вашей опытности и усердию к Св. Православной Церкви принесло бы особенную пользу, подобно тому, как и бывшее доселе (разумеется с 1836 г. по 1840 г.) непосредственное участие Ваше в делах Св. Синода уже приносит желаемые плоды, чему Ваше Высокопреосвященство не перестаёте и ныне содействовать, – как напр. по случаю настоящего преобразования учебной части в духовных Семинариях» 364 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Слово митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на встрече с руководством и сотрудниками Департамента образования города Москвы 7 марта 2013 г. 13:21 5 марта 2013 года в Департаменте образования г. Москвы прошло совещание по вопросам преподавания модуля «Основы православной культуры» в общеобразовательных учреждениях столицы. Мероприятие возглавил председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий , который рассказал о взаимодействии Русской Православной Церкви и Департамента образования г. Москвы. Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство! Глубокоуважаемый Исаак Иосифович! Уважаемые коллеги! Прежде всего позвольте поздравить женскую часть нашего высокого собрания с наступающим праздником 8 марта и пожелать вам здоровья, сил, семейного тихого счастья, радости в детях и, конечно, новых успехов на поприще педагогического делания! Я хотел бы особо поблагодарить уважаемого Исаака Иосифовича за уникальную возможность общения сегодня на столь высоком уровне, за Ваше пристальное внимание к курсу «Основы религиозных культур и светской этики», которое Вы проявляли в должности заместителя Министра образования и науки Российской Федерации и на нынешнем посту руководителя Департамента образования крупнейшего мегаполиса, столицы России — города Москвы. Должен с благодарностью отметить, что наше взаимодействие, благодаря Вам, всегда отличалось конструктивностью, реалистичностью подхода и искренней заботой о тех трудах, которые мы вместе пытались совершить. Во многом благодаря этому состоялось то, о необходимости чего мы так долго говорили: решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла учрежден Отдел религиозного образования и катехизации Московской городской епархии, который возглавит иеромонах Онисим (Бамблевский). Пользуясь этой возможностью, хочу Вам его представить. Отцу Онисиму поручено в ближайшее время сформировать штат сотрудников. Отмечу, что Отдел религиозного образования и катехизации города Москвы, по благословению Святейшего Патриарха, будет работать в самой тесной взаимосвязи с Синодальным отделом не только по профильным вопросам, но и территориально.

http://patriarchia.ru/db/text/2833064.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010