Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_55513.html 24 июня 2008 Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви В своем выступлении митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий рассказал о деятельности Синодальной комиссии по канонизации святых в межсоборный период, а также довел до сведения участников Собора материалы к прославлению для общецерковного почитания новых святых. Ваше Святейшество! Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Благословите представить Вам результаты деятельности Синодальной Комиссии по канонизации святых в межсоборный период и обозначить некоторые проблемы, связанные с вопросами канонизации в Русской Православной Церкви. I. В межсоборный период Синодальная Комиссия по канонизации святых продолжала изучать материалы, поступавшие от Святейшего Патриарха и Правящих Преосвященных, касающиеся прославления в лике святых подвижников веры и благочестия. Основной объем нашей деятельности по-прежнему был связан с выявлением имен новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Пострадавших за Христа в годы гонений – бесчисленное множество, долгосрочный процесс изучения их подвига требует самоотверженной работы не одной только Синодальной Комиссии по канонизации святых, но и Преосвященных архипастырей, пастырей и мирян. Точное число пострадавших за Христа в годы гонений не поддается исчислению. Это объясняется тем, что гонения по продолжительности и по многообразию форм не имели аналога в истории всей Вселенской Церкви. Вслед за апостолом Павлом мы можем сказать: Недостанет мне времени, чтобы повествовать о... святых, которые... испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы... подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались... терпя недостатки, скорби, озлобления (Евр. 11, 32 – 37).

http://religare.ru/2_55513_1_21.html

Доклад председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина на II Международных Антониевских чтениях в г. Бишкеке 9 декабря 2013 г. 11:35 5-6 декабря 2013 года в Бишкеке состоялись II Международные Антониевские чтения, посвященные памяти схиархиепископа Антония (Абашидзе), трудившегося в том числе в Средней Азии и причисленного к лику местночтимых святых Киевской епархии . В чтениях приняли участие глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий , епископ Бишкекский и Кыргызстанский Феодосий , священнослужители среднеазиатских епархий, гости из России и Украины, ученые и общественные деятели. С докладом на чтениях выступил председатель Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин . Ваше Высокопреосвященство владыка митрополит Викентий, Ваше Преосвященство владыка Феодосий, епископ Бишкекский, дорогие отцы, братья и сестры! Для меня большая радость быть участником Антониевских чтений, посвященных 400-летию дома Романовых и 1700-летию Миланского эдикта, я также рад отметить серьезность выступлений участников этого собрания. Две упомянутые даты наполняют особым смыслом сегодняшнюю дискуссию о взаимоотношениях христианской цивилизации с обществом и государством. За последние полтора-два года дискуссии на эту тему в России, Украине, других странах постсоветского пространства стали очень оживленными. Для всех стран Европы это тема очень значимая. Наследие равноапостольного императора Константина, как и наследие равноапостольного князя Владимира, юбилей которого мы будем праздновать в 2015 году, очень важно для правильного понимания места христианина и Церкви в современном мире. Что для христианина означает государственность? Недавно я участвовал в полемике, развернувшейся на страницах «Российской газеты» (правда, мой текст ни в газете, ни на ее сайте почему-то не опубликовали) с весьма интересными верующими и неверующими людьми. В ходе этой полемики кинорежиссер Кшиштоф Занусси, мой старый знакомый и собеседник, сказал, что у исторического христианства был «константинов грех» — то есть излишняя взаимосвязь между Церковью и государством, которую этот умный и искренне верующий человек не приемлет. На самом деле эта взаимосвязь — не ошибка, ее не надо стыдиться, от нее не надо отказываться. Христианство и государственность всегда органично сотрудничали в православной традиции. Когда христианство пытаются представить чем-то разрушительным для государственности, антагоничным государственности, якобы связанным с анархией, с противостоянием любой власти, — то, очевидно, хотят совершить подмену подлинного христианства верой духовно оскопленной и лишенной будущего.

http://patriarchia.ru/db/text/561114.htm...

епископ Ейский Герман ЦВ 10 (455) май 2011 /  27 мая 2011 г. Епископ Герман: Богу всегда принадлежит благодать, а человеку — одно служение 1 мая в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Германа (Камалова) во епископа Ейского, викария Екатеринодарской и Кубанской епархии. Слово архимандрита Германа (Камалова) при наречении во епископа Ейского, викария Екатеринодарской епархии Ваше Святейшество, Святейший владыка и отец! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, богомудрые и боголюбивые пастыри и отцы! Изволением Божиим, во исполнение определения Святейшего Патриарха и Священного Синода, в волнении и смущении стою пред вами, готовясь принять это превышающее меру сил человеческих служение. Такова его тяжесть — заботиться об искупленных бесценной Кровию Единородного Сына Божия и таково осознание собственного недостоинства, что страх великий переполняет душу. А вокруг звучит пасхальное ликование, и вспоминаются апостольские слова: Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6, 9–11). И еще большим трепетом исполняется сердце, ибо в такие дни особенно переживаешь то, что Господь наш Иисус Христос есть Пастыреначальник, о Котором преподобный Ефрем Сирин сказал: «Ради погибшей овцы щедрость Твоя привлекла Тебя в обитель мертвых, и Ты извлек ее из области смерти, которая не осмелилась прекословить Тебе». Пред Ним, пред Великим Архиереем, перед Вами, Ваше Святейшество, я уповаю лишь на то, что никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом (Евр. 5, 4). Богу всегда принадлежит благодать, а человеку — одно служение. Благодать Божия дает нам знание, что надо творить; благодать Божия, по слову отцов соборов, еще и вдыхает в нас любовь, чтобы мы могли исполнить то, что познаем. Помню также, что Бог дает благодать епископства через человека, и потому вижу особую милость в том, что принимаю ее от десницы Вашей святыни, ибо вдохновляюсь Вашим примером ревности по Бозе, заботой о том, чтобы жизнь Церкви была живой и полнокровной, чтобы голос ее был слышен, а дела очевидны, чтобы крепко хранилось церковное единство, «союзом любви связуемое».

http://e-vestnik.ru/docs/episkop_german_...

епископ Элистинский и Калмыцкий Зиновий ЦВ 7 (452) апрель 2011 /  11 апреля 2011 г. Епископ Зиновий: Великое и непостижимое служение — вести ко всесовершенному, всесвятому Богу 3 апреля Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя. За богослужением архимандрит Зиновий (Корзинкин) был хиротонисан во епископа Элистинского и Калмыцкого. Слово архимандрита Зиновия (Корзинкина) при наречении во епископа Элистинского и Калмыцкого Ваше Святейшество, Святейший владыка, многомилостивый отец! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, богопросвещенные архипастыри! Великой милостью и Промыслом Божиим, избранием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви ныне я предстал пред вами, чтобы облечься в чистые ризы спасения и воспринять великое небесное призвание к апостольскому служению духу и истине. Человек — немощное создание, но любимое своим Творцом. И это придает мне силы не вострепетать до конца от величия этого служения. Как светильник поставляется на свещнице, так поставляется архипастырь в человеческой среде, чтобы светить духом и истиною народу Божию. Со страхом исповедую пред вами свою безмерную немощь и в то же время верую, что всё смогу, если укрепит меня Господь Иисус Христос по вашим святым молитвам. Духом покаяния и сокрушения, духом кротости и смирения ведет нас за Собою и к Себе Христос. Мною движет всецелое желание идти за Ним, жить в Нем и вести к Нему то словесное стадо, которое мне вверит чрез вас, Ваше Святейшество и всечестнии архипастыри, Сам Христос. Великое и непостижимое служение — вести ко всесовершенному, всесвятому Богу, будучи самому немощным и грешным человеком, каковым я являюсь! Осознавая свою полную недостаточность и ущербность для этого вышечеловеческого подвига, в то же время понимаю, что тайна спасения в глубинах Церкви Христовой совершается не силой человеческой, а силой безмерной любви Божией к падшему созданию Своему. Поэтому желаю предать себя в руки Божией воли, Божиего Промысла, исполняющего всё во всем, с полной надеждой и всецелым доверием.

http://e-vestnik.ru/church/velikoe_i_nep...

«За пять лет объединенной Церкви мы почувствовали себя братьями и сестрами», — Патриарх Кирилл 20 мая, 2012. Новостная служба Церковь воссоединилась силой Божией — не умом человеческим, не способностью тех, кто участвовал в переговорах, а именно силой Божией. И те, кто в переговорах участвовал, чувствовал руку Божию от начала до конца. 20 мая 2012 года, в неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. В праздничном богослужении, приуроченном к торжествам по случаю пятилетия воссоединения Русской Православной Церкви в Отечестве и за рубежом, приняла участие делегация РПЦЗ во главе с митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братия и сестры! Сегодня, в последний пасхальный день, когда Церковь вспоминает евангельское повествование о слепом, мы торжественно прославляем пятую годовщину преодоления долгого и болезненного средостения в жизни нашей Церкви — годовщину подписания Акта о каноническом общении Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. То, что произошло в XX веке в истории нашей Церкви, мы все должны помнить как тяжелое испытание для веры, для Церкви, для народа; как испытание, которое, начавшись в сакральной сфере церковной жизни, порой углубляло разделения людей на иных уровнях. И все понимали, что не может произойти полного объединения народа нашего, разделенного революцией и гражданской войной, до тех пор, пока Церковь не найдет в себе силы примириться, пока иерархи, духовенство, верующий народ не найдут в себе силы простить друг друга и более не смотреть друг на друга как на исторических противников. Уже много написано и сказано и об истории разделения, и об истории становления единства. А я хотел бы обратить сегодня ваше внимание на удивительное совпадение. Сегодня читается отрывок из XVI главы Деяний апостолов, в котором повествуется о том, как апостол Павел вместе с Силой и Тимофеем, учеником своим, переправившись на иной берег, достигли Европы. Малая Азия осталась позади, и первые деяния, связанные с апостолом Павлом, проповедавшим язычникам на европейском континенте, происходили в Македонии.

http://pravmir.ru/za-pyat-let-obedinenno...

Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Павел: " Я полюбил Беларусь и ее народ " 17.07.2014 443 Время на чтение 10 минут Не так давно свое служение в нашей стране в качестве Предстоятеля Белорусской Православной Церкви начал митрополит Павел. Учитывая, что большинство верующих в Беларуси - православные, каждое слово Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси приобретает особую значимость и оказывает существенное влияние на наше общество. Редакция журнала " Беларуская думка " обратилась к Владыке с рядом вопросов. - Ваше Высокопреосвященство, ожидаемым для Вас было назначение в Беларусь или, напротив, эта миссия стала совершенно внезапным поворотом судьбы? Каково Ваше главное впечатление от нынешнего служения? - До декабря 2013 года я предполагал, что завершу свою жизнь в Рязани. Даже присмотрел себе место захоронения. Назначение Патриаршим Экзархом всея Беларуси было для меня абсолютно неожиданным. Но не " поворотом судьбы " . Как и любой православный христианин, я верю, что нет безликой судьбы, нет случайностей, а есть воля Божия, есть промысл Божий о каждом из нас. И этот промысл - всеблагой и всесовершенный. " Бог не играет в кости " - воспользуюсь образным выражением Альберта Эйнштейна. Господь ведет каждого из нас по уникальному и неповторимому пути в Царство Небесное. А наша задача - сотрудничать с Богом в деле спасения нашей души. Я действительно воспринял решение Священного Синода о моем назначении в Беларусь как волю Божию. Святейший Патриарх Кирилл, напутствуя меня перед новой миссией, сказал: " Я очень люблю Беларусь и белорусский народ. Уверен, что и вы полюбите эту страну и людей, живущих там " . Сегодня я говорю совершенно искренне: да, я полюбил Беларусь и ее народ. Конечно, я рад, что не чувствуется особого языкового, культурного барьера. Любуюсь чистотой белорусских городов, порядком на улицах. Насколько я могу судить, белорусы - трудолюбивая, дисциплинированная, законопослушная нация. И при этом очень радушная и сердечная.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/7...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Мы хотим соборно обсудить вопрос сохранения нашего единства» Патриарху Иерусалимскому Феофилу вручена премия Международного общественного Фонда единства православных народов 21.11.2019 1406 Время на чтение 5 минут Сегодня в Москве прошла XIX ежегодная церемония вручения премий имени Святейшего Патриарха Алексия II Международного общественного фонда единства православных народов за 2018 год. Лауреатом премии стал Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III , сообщает Патриархия. ru . Предстоятель Иерусалимской Церкви обратился к присутствовавшим со словом. «Ваше Святейшество Патриарх Кирилл! Уважаемый президент Фонда господин Валерий Алексеев! Ваши Высокопреосвященства! Ваши Преосвященства! Дорогие отцы! Дорогие сестры и братья! Да пребудут с вами благословение Святого Града Иерусалима и благодать Святого Гроба Господа нашего Иисуса Христа. Христианская община Святой Земли молитвенно приветствует вас! Глубокие исторические узы связывают Русскую Православную Церковь с Церковью Иерусалимской и Россию со Святой Землей, и мы хотим воспользоваться этой возможностью и прежде всего выразить нашу признательность Вам, Ваше Святейшество, за поддержку, которую Вы всегда оказываете в деле сохранения христианского присутствия на Святой Земле и на Ближнем Востоке», - отметил Иерусалимский Патриарх. «Хотим также выразить благодарность Его Превосходительству Президенту России Владимиру Путину за его руководство, преданность Церкви на Святой Земле и, в особенности, за его столь важную и щедрую помощь в реставрации Храма Рождества Христова. Храм Рождества находится в центре христианского мира, и каждую неделю мы принимаем бесчисленных паломников, прибывающих из всех уголков православного мира. Мы считаем за честь присутствовать сегодня на этом особом собрании и со смирением принимаем престижную премию имени Патриарха Алексия II. Она является признанием заслуг людей, посвящающих себя трудам ради единства Православной Церкви. Мы смиренно принимаем эту премию от имени Иерусалимской Церкви. Миссия нашего Патриархата (Иерусалимской Церкви), основанного на земле, обагрённой искупляющей кровью Христовой, состоит в том, чтобы служить средоточием единства для православных верующих. Мы — те, кому Промыслом Божиим вверено нести служение в святых местах, — должны хранить их, дабы они оставались доступными для религиозного поклонения и молитв всех людей», - продолжил он.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/21/my...

Закрыть itemscope itemtype="" > О потерянном рабстве и рыночной свободе 20.10.2016 4582 Время на чтение 15 минут Главная проблема современного Православия и, собственно говоря, России (потому что России нет без Православия) - это то, что мы разучились быть рабами. Христианство - это религия сознательного и добровольного рабства. Рабская психология - это не какой-то скрытый подтекст, а норма мироощущения для православного христианина. Всё современное общество поклоняется идолу социальных прав и свобод. И только Православная Церковь упорно утверждает, что человек - это бесправный раб Божий. Поэтому так неуютно себя чувствует современный «свободомыслящий» человек в православном храме, где всё проникнуто архаикой рабства. Как диссонирует для его уха обращение к священноначалию «Святый Владыко», «Ваше Высокопреосвященство», «Ваше Святейшество», «ис полла эти Деспота» (многолетие епископу), а тем более постоянное именование христианами себя в молитвах «рабами Божьими». Что стоит за понятием «рабство Божие», нам раскрывает Евангелие. Раб ничего не имеет своего. Он живет только милостью своего Господина, Который, «посчитавшись» с ним, находит его либо добрым рабом, исполняющим Его повеления и достойным еще большей милости от своего Владыки, либо лукавым и ленивым, достойным строгого взыскания. Рабство Божие лишает христиан даже привязанности к самым близким - мужу, жене, родителям, детям. Они не наши - они тоже рабы нашего Господа. И наш Хозяин требует быть привязанным только к Нему и быть готовым в любой момент без сожаления разлучиться не только с самыми дорогими людьми, но и с самой жизнью, которая принадлежит, не рабу, а всецело Богу. И здесь не могут помочь модернистские горделивые утверждения: «раб Божий - значит ничей раб». Потому что в христианской Традиции раб Божий - значит раб Царя, раб Государства (от слова Государь), раб судьи, раб своего начальника, раб чиновника, раб полицейского. Первоверховный апостол Петр так наставляет христиан «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/o...

Закрыть itemscope itemtype="" > Приветствие конференции «Дело об убийстве Царской семьи: новые экспертизы и архивные материалы. Дискуссия» 29.11.2017 1128 Время на чтение 8 минут Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестные Отцы! Уважаемые дамы и господа! Рада приветствовать Ваше высокое научное и вместе с тем церковное собрание . В каком-то смысле оно является исполнением давнишних чаяний моего покойного супруга Тихона Николаевича Куликовского-Романова - внука Императора Александра Третьего и родного племянника Святого Царя Мученика Николая! Сегодняшняя встреча во многом связана и с моими надеждами почти тридцатилетней давности. С первых сообщений весной 1989 года о существовании могилы, в которой якобы захоронена убиенная Царская Семья вместе с их верными слугами Тихон Николаевич с пристальным вниманием следил за этим делом, интерес к которому особо возрос в России и мире после вскрытия 12 Июля 1991 года могильника в Поросенковом Логе. Тогда следствие по факту обнаружения останков неизвестных лиц со следами насильственной смерти то возбуждалось, то закрывалось. Инициатива в изучении останков больше принадлежала частным лицам из разных стран и общественным организациям, которые уже тогда трубили на весь мир, что точно обнаружены останки Царской Семьи. Несмотря на то что к тому времени Императорская Семья уже десять лет была прославлена в лике Святых Русской Православной Церковью Заграницей и Московский Патриархат вполне определенно поставил вопрос о канонизации Царской Семьи в России, никто из искателей сенсаций, представителей тогдашних властей России в связи с находкой, в связи со вскрытием могилы, где, по их заверениям, находились останки Царской Семьи, ни разу к высшим представителям Церкви как в Екатеринбурге, так и в Москве, даже не обратился. Мне-то это доподлинно известно из первых уст, поскольку в октябре 1992 года, то есть спустя год с лишним после вскрытия могильника в Поросенковом Логе, я сначала имела две беседы с Екатеринбургским Архиепископом Мелхиседеком, а потом 20 Октября большую беседу со Святейшим Патриархом Алексием Вторым.

http://ruskline.ru/analitika/2017/11/30/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Продолжим возрождение Суры благословенной! Доклад старшего священника Иоанновского ставропигиального женского монастыря, протоиерея Николая Беляева 01.11.2019 519 Время на чтение 5 минут Источник: Иоанновская семья Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство, Всечестные отцы, досточтимые матушки игумении, Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемый Вячеслав Серафимович, дорогие гости, Хочу выразить от лица всей Иоанновской семьи глубокую, сердечную благодарность Законодательному Собранию и администрации Санкт-Петербурга за серьезную помощь и участие в проведении торжеств и праздников, посвященных св. прав. Иоанну Кронштадтскому. И особенно за то, что, благодаря инициативе и усилиям законодательной и исполнительной власти, день 14 июня законодательно стал ежегодным городским праздником. И, таким образом, Всероссийский пастырь официально стал Небесным покровителем Северной столицы. 10 лет назад в бывшем Народном доме, где впервые собралась Иоанновская семья, прозвучало предложение общими усилиями помочь возрождению родины св. прав. Иоанна Кронштадтского и через пять лет снова собраться, но в уже духовно окрепшем, возрожденном селе Сура. По молитвам батюшки Иоанна, благодаря помощи Иоанновской семьи и добрых людей, все предложенное стало реальным. Многие из присутствующих в зале помнят Юбилейные торжества в июне 2015 года в Санкт-Петербурге, Кронштадте и с. Сура, посвященные 25-летию прославления в лике святых Всероссийского пастыря, завершившиеся соборным служением во главе с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом на родине Батюшки. О таком торжестве даже никто не мог и мечтать в 2009 году. Прощаясь с десятилетием уходящим, мы сердечно благодарим за все-все Господа Бога и Всероссийского пастыря. Вступая в новое десятилетие своего бытия (своей истории), Иоанновская семья может продолжить благословенные соборные труды по дальнейшему благоустроению и возрождению родины батюшки Иоанна Кронштадтского. Весной 2017 года было подано Прошение Митрополиту Архангельскому и Холмогорскому Даниилу, в котором испрашивалось архипастырское благословение на проведение Крестного хода и установку Поклонных крестов в соседствующих с Сурой поселениях так называемого Сурского куста.

http://ruskline.ru/opp/2019/11/01/prodol...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010