После сугубой ектеньи митрополит Иларион прочел молитву о мире на Украине.  За богослужением было совершено славление перед главной святыней храма — чудотворной иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость».  По окончании Литургии владыка Иларион обратился к верующим с архипастырским словом: «Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Исайя, Ваше Высокопреосвященство, владыка архиепископ Иаков, Ваши Высокопреподобия и Преподобия, дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с престольным праздником нашего святого храма — днем памяти иконы Пресвятой Богородицы " Всех скорбящих Радость " . Эта чудотворная икона в нашем храме пребывает с конца XVII века, когда были засвидетельствованы первые чудеса от нее. И с тех пор на протяжении веков тысячи людей приходили и приходят к этому чудотворному образу, чтобы помолиться Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии и получить у Нее исцеление в болезнях и утешение в скорбях. И каждый, кто с молитвой прибегает к Царице Небесной, получает от Нее благодатную помощь через сию святую икону. В этом году празднование в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " совпало с воскресным днем. И сегодня мы слышали притчу Господа нашего Иисуса Христа о богаче и Лазаре, в которой рассказывается, как один богатый человек жил, веселился, праздновал, пировал, красиво одевался, а у его ворот лежал нищий Лазарь, в струпьях, никому не нужный, и мечтал только о том, чтобы напитаться крошками со стола этого богача. Когда они оба умерли, после смерти один оказался на лоне Авраамовом среди праведников, а другой попал в ад. И на лоне Авраамовом оказался вовсе не тот, кто праздновал, веселился, пользовался почетом и уважением, а тот, кто был никому не нужен и казался многим, а может быть и самому себе, лишним человеком, непонятно для чего живущим на этой земле. Так происходит очень часто: в земной жизни у людей одни ценности, а когда человек после смерти переходит в мир иной, то оказывается, что там ценности кардинально противоположные. Зачастую в этом мире мы стараемся снискать благоволение знатных, богатых людей, которые, как нам кажется, могут быть нам полезны. И людское сообщество мы очень часто делим на друзей и врагов, на богатых и бедных. И, как правило, к одним мы стремимся, а других гнушаемся. Но в будущем веке все будет иначе, ибо мирская слава проходит, и если люди обращают внимание на внешние достоинства друг друга, то Бог смотрит на душу и на сердце человека. И очень часто в душе человека незнатного, неизвестного Господь обретает те сокровища, которых, увы, не находит в душе богатого, известного и знаменитого.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4665939...

15 июля 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в монастыре Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Алапаевске. Обитель построена рядом с шахтой, где приняли мученическую смерть преподобномученицы Елисавета Феодоровна и инокиня Варвара. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью. Ваше Блаженство! Ваше Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас поздравляю с воскресным днем! По стечению исторических обстоятельств мы имели возможность совершить здесь Божественную литургию и освятить храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери, связанной с династией Романовых, — храм, который находится рядом с местом гибели святой преподобномученицы Елисаветы, инокини Варвары и иных представителей царской фамилии. Трудно представить, глядя на это место, на эту уже практически полностью засыпанную шахту, тот страх и ужас, охватившие ни в чем не повинных людей, которых привели к этому обрыву, чтобы сбросить вниз. И рука не остановилась! А ведь перед палачами были не преступники, а люди, которые не нарушили ни одного закона, которые не представляли никакой угрозы, потому что отказались от всякой политической борьбы, от всяких претензий на власть. Единственная причина, почему Елисавета Феодоровна осталась в России, а не уехала за рубеж, где бы жила благополучно вместе с родственниками, — это то, что она не могла оставить страну, которая стала для нее второй Родиной, Церковь, которой она служила верой и правдой, учредив Марфо-Мариинскую обитель и научив очень многих русских людей соединять свою православную веру с реальным доброделанием. Покинуть Россию было выше ее сил, и в этом не было никакой политики — только сильное религиозное чувство и любовь к стране, ставшей для нее действительно второй Родиной. Размышляя об этой трагедии, я подумал, почему же палачи не расстреляли святую Елисавету? Ужасная казнь, но все-таки мгновенная смерть... Почему нужно было эту хрупкую женщину в монашеской одежде сбрасывать живой в эту глубокую яму? Почему нужно было сбрасывать живыми всех остальных? Почему нужно было бросать гранаты, даже не зная, погибнут ли от них люди или будут страдать, мучаясь от ран? Никаким революционным порывом, никаким стремлением к социальной справедливости, никакой борьбой с эксплуататорами — ничем, что декларировалось как причина революции, невозможно оправдать эту безумную диавольскую злобу.

http://pravoslavie.ru/114412.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Доклад игумена Иоанна (Экономцева), председателя Отдела по религиозному образованию и катехизации Московского Патриархата, «Православное образование для мирян на пороге нового тысячелетия и его значение для возрождения Русской Православной Церкви» Ваше Святейшество! Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Настоящий Архиерейский собор проходит в знаменательное время. Два тысячелетия отделяют нас от дней, которые явили приход Спасителя в мир. Ожидание быстрого завершения истории, которое разделяли и некоторые из апостолов, по Промыслу Божию не сбылось. Церкви Христовой предстояло и, возможно, еще предстоит длительное пребывание в мире. Стремительное развитие человеческой культуры и цивилизации носило отнюдь не простой характер. Оно было ознаменовано войнами и революциями, церковными расколами, отступлением от веры отцов и возвратом к ней. В условиях все более усложнявшейся жизни Церковь, тело Христово на земле, продолжает нести благую весть о Воскресении Спасителя и о победе над смертью, она утешает страждущих и направляет всех людей на путь спасения. Поэтому так важна учительная роль Православной Церкви. " Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел Вам " (Мф.28:19), - завет Господа на все времена приобретает особую актуальность в нынешнем мире, смуту и нестроения которого человечество призвано одолеть. Велика духовная жажда людей, выходящих из многолетнего атеистического пленения. Они жаждут Истины, но зачастую не в состоянии отличить веры от всевозможных пестрых суррогатов и подмен.. Церковь не может не учитывать обстоятельств, в каких звучит сегодня проповедь Слова Божия. Современная цивилизация резко переменила условия человеческой жизни. Природа естественная, сотворенная Богом, все больше подменяется искусственной, рукотворной и техногенной. Немало новых, незнаемых прежде опасностей подстерегает современного человека. В особенности это касается информационной среды, окружающей его, деструктивно воздействующей на его психическую и духовную жизнь. Следует, в частности, учесть и негативную роль средств массовой информации, как правило аппелирующих к греховным и низменным инстинктам человека. В то же время надо иметь в виду, что недоброкачественность таится не только в вульгаризации подаваемых материалов, но и в самом подходе этих средств к освещению событий, сугубо информационном и развлекательном. Средства массовой информации часто подчеркивают агрессивное, сенсационное и поверхностное. Поэтому даже при самом благонамеренном отношении к Церкви репортеры и журналисты нередко способны осуетить, принизить и обездушить высокое и святое.

http://sedmitza.ru/lib/text/429430/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых Ваше Святейшество! Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Мой доклад будет касаться работы Синодальной Комиссии по канонизации святых за межсоборный период с 2000 года до настоящего времени, а также предложений к общецерковному прославлению четырнадцати подвижников благочестия, ранее прославленных как местночтимых святых, и обозначения ряда проблем в современной церковной жизни, связанных с вопросами канонизации. I 1.1. Четыре года назад в жизни Русской Православной Церкви произошло одно из важнейших исторических событий — канонизация на Юбилейном Архиерейском Соборе новомучеников и исповедников Российских ХХ века, поименно известных и доныне миру неявленных, но ведомых Богу. Было также определено: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» (Деяния о канонизации новомучеников и исповедников Российских, пункт 14). В послесоборное время состоялось 19 заседаний Комиссии. На них обсуждались материалы, поступившие из различных епархий, касающиеся новомучеников и исповедников Российских ХХ века, а также других подвижников минувших веков. Итоги работы Комиссии обсуждались на 17 заседаниях Священного Синода (см. приложение За обозреваемый период в состав поименно прославленного Собора новомучеников Определениями Святейшего Патриарха и Священного Синода включены имена 478 подвижников, материалы о которых поступили из 35 епархий и 1 ставропигиального монастыря (см. приложение 2).

http://sedmitza.ru/lib/text/429622/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых Ваше Святейшество! Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Настоящий доклад подводит итог деятельности Синодальной Комиссии по канонизации святых со времени последнего Архиерейского Собора 1997 года и обобщает ее многолетние труды по изучению подвига новомучеников и исповедников Российских. К десятилетию своей деятельности Комиссия в 1999 году выпустила в свет книгу «Канонизация святых в ХХ веке». В ней помещены основные церковные документы, относящиеся к работе Синодальной Комиссии по канонизации святых. С самого начала своего исторического бытия Русская Православная Церковь, следуя древней традиции почитания святых, ведет список свидетелей веры Христовой и молитвенных предстателей пред Богом, пополняя его новыми именами. К 2000-летнему Юбилею Рождества Христова Русская Православная Церковь приносит обильный «плод спасительного сеяния» – сонм святых мучеников и исповедников Российских ХХ века. Вглядываясь в историю, мы убеждаемся в непреложности слов Христа Спасителя, Который сказал Своим ученикам: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). С первых веков христианства Церковь возрастала из семени, которым явилась кровь мучеников. И сегодня Русская Православная Церковь, возрождаясь, пожинает плоды этого Божественного сеяния. Возможно ли в Юбилейный год Боговоплощения большее торжество, чем прославление великого сонма подвижников, отдавших жизнь за Христа?! Священный Синод на расширенном заседании 18 июля 1999 года посчитал «своевременным включение в повестку дня Архиерейского Юбилейного Собора вопроса о причислении к лику святых для общецерковного почитания Собора новомучеников и исповедников Российских»

http://sedmitza.ru/lib/text/429355/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Фото - Пресс-служба Архиерейского Собора Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви В своем выступлении митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий рассказал о деятельности Синодальной комиссии по канонизации святых в межсоборный период, а также довел до сведения участников Собора материалы к прославлению для общецерковного почитания новых святых. Ваше Святейшество! Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Благословите представить Вам результаты деятельности Синодальной Комиссии по канонизации святых в межсоборный период и обозначить некоторые проблемы, связанные с вопросами канонизации в Русской Православной Церкви. I. В межсоборный период Синодальная Комиссия по канонизации святых продолжала изучать материалы, поступавшие от Святейшего Патриарха и Правящих Преосвященных, касающиеся прославления в лике святых подвижников веры и благочестия. Основной объем нашей деятельности по-прежнему был связан с выявлением имен новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Пострадавших за Христа в годы гонений — бесчисленное множество, долгосрочный процесс изучения их подвига требует самоотверженной работы не одной только Синодальной Комиссии по канонизации святых, но и Преосвященных архипастырей, пастырей и мирян. Точное число пострадавших за Христа в годы гонений не поддается исчислению. Это объясняется тем, что гонения по продолжительности и по многообразию форм не имели аналога в истории всей Вселенской Церкви. Вслед за апостолом Павлом мы можем сказать: Недостанет мне времени, чтобы повествовать о… святых, которые… испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы… подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались… терпя недостатки, скорби, озлобления (Евр. 11, 32 – 37).

http://sedmitza.ru/lib/text/429934/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «Программа общественного противодействия прерыванию беременности». Председатель синодального отдела Русской Православной Церкви по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов Ваше Высокопреосвященство и все высокое собрание! Сегодня великий день! Исполнились слова Господни: «Толцыте и отверзется…». Десять лет назад, чуть больше, два человека организовали Центр «Жизнь», а вот теперь то, за что они бились эти десять лет, обсуждается на высочайшем форуме в Москве, в Государстве и в Церкви. Это, конечно, ситуация, с одной стороны уникальная, а с другой, вселяющая большие надежды на реальные изменения в нашей жизни, и надежда на спасение нашего народа, государственности, нашей культуры, да и вообще церковной жизни. Предыдущие ораторы, которых я внимательно слушал, сказали практически все из того, что я хотел сказать. Поэтому я буду краток. Я просто хочу акцентировать ваше внимание на некоторых моментах, которые, мне кажется, совершенно необходимо внести в заключительный документ, который будет на наше общество и на власть предержащих. Хотя, конечно, мы еще, по инерции советского времени, находимся в такой просительной позе, забывая, что по конституции источником права в нашей стране теперь является сам народ, которым мы с вами все и являемся. Поэтому мы можем просто не просить, а требовать, потому что это наш Парламент, наше Правительство и оно должно выражать наши интересы. Мы должны через демократические институты, которые возникли в нашем государстве, понудить наше Правительство и наш Парламент издать такие документы, которые угодны нам, а не тем, кто по другую сторону границы, тем более за океаном. У нас и у них на счет России разные планы и нами владеют разные чувства. Я думаю это понятно и им, и нам.

http://sedmitza.ru/lib/text/429790/

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_28685.html 21 апреля 2006 " Мы решительно против того, чтобы церковь превращалась в государственную структуру " Открытое письмо Леонида Гозмана Его Высокопреосвященству Владыке Кириллу, митрополиту Смоленскому и Калининградскому Источник:  http://www.polit.ru Полит.ру Ваше Высокопреосвященство, Внимание общественности к Вашему выступлению на Х Всемирном Русском Народном Соборе говорит не только об уважении лично к Вам и авторитете Русской Православной Церкви, но и, прежде всего, о том, что Вы подняли исключительно важные для всего общества вопросы. Разделяя, как и большинство граждан России, Ваше беспокойство о будущем страны, считаю, что высказанные Вами идеи нуждаются не просто в одобрении или отвержении, но в серьезном содержательном обсуждении. Я не стал бы писать Вам, если бы Вы адресовались только своим прихожанам, поскольку не отношусь к их числу. Но Вы говорите обо всей стране, поэтому позволю себе обратиться к Вам с рядом вопросов и высказать определенные несогласия с Вашей позицией. Говоря о необходимости соотнесения поведения человека и законов государства с нравственными нормами, Вы обходите вопрос о том, кто будет производить это соотнесение. По-видимому, Вы считаете, что это является естественной прерогативой Церкви, а фактически, ее иерархов. Вопрос о нравственных ограничителях стоит и в либеральной традиции, только там это задача самого человека и тех, кто волею людей, а не церкви или государства, приобретают статус моральных авторитетов и личным примером показывают людям, как следует жить, для чего использовать данные им или завоеванные ими свободы. Для многих из нас таковыми были Андрей Сахаров и Дмитрий Лихачев, для кого-то – это Александр Солженицын, для кого-то, наверняка – иерархи РПЦ. Но в любом случае это личный выбор, директивы и самоназначения здесь неуместны. Вы фактически ставите знак равенства между народом России и российским государством с одной стороны, и Вашей паствой и Русской Православной Церковью с другой.

http://religare.ru/2_28685_1_21.html

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_87312.html 08 апреля 2006 Леонид Гозман Открытое письмо Леонида Гозмана Его Высокопреосвященству Владыке Кириллу, митрополиту Смоленскому и Калининградскому Источник:  http://www.sps.ru/?id=212434 Сайт СПС Будучи либеральной партией, " Союз Правых Сил " выступает за свободу совести и, безусловно, поддерживает церковь как институт гражданского общества. При этом мы решительно против того, чтобы церковь превращалась в государственную структуру, что, как это ни печально, происходит сейчас Ваше Высокопреосвященство, Внимание общественности к Вашему выступлению на Х Всемирном Русском Народном Соборе говорит не только об уважении лично к Вам и авторитете Русской Православной Церкви, но и, прежде всего, о том, что Вы подняли исключительно важные для всего общества вопросы. Разделяя, как и большинство граждан России, Ваше беспокойство о будущем страны, считаю, что высказанные Вами идеи нуждаются не просто в одобрении или отвержении, но в серьезном содержательном обсуждении. Я не стал бы писать Вам, если бы Вы адресовались только своим прихожанам, поскольку не отношусь к их числу. Но Вы говорите обо всей стране, поэтому позволю себе обратиться к Вам с рядом вопросов и высказать определенные несогласия с Вашей позицией. Говоря о необходимости соотнесения поведения человека и законов государства с нравственными нормами, Вы обходите вопрос о том, кто будет производить это соотнесение. По-видимому, Вы считаете, что это является естественной прерогативой Церкви, а фактически, ее иерархов. Вопрос о нравственных ограничителях стоит и в либеральной традиции, только там это задача самого человека и тех, кто волею людей, а не церкви или государства, приобретают статус моральных авторитетов и личным примером показывают людям, как следует жить, для чего использовать данные им или завоеванные ими свободы. Для многих из нас таковыми были Андрей Сахаров и Дмитрий Лихачев, для кого-то – это Александр Солженицын, для кого-то, наверняка – иерархи РПЦ. Но в любом случае это личный выбор, директивы и самоназначения здесь неуместны.

http://religare.ru/2_87312_1_21.html

VIII. Игуменья Антония и современное ей духовенство в их взаимоотношениях Воспитавши в себе еще с юных лет постоянною религиозную настроенность и глубокое смирение, игуменья Антония во время всей своей жизни относилась с глубоким уважением к духовенству, а особенно к высшим представителям его. Нами уже было ранее сказано об ее отношениях к великому иерарху московскому митрополиту Филарету, отношениях проникнутых уважением как к его святительскому сану, так и к его личным достоинствам. Но нужно сказать даже боле того. Она смотрела на митрополита Филарета, как на выдающегося из среды архипастырей церкви служителя Божия, одаренного высшими дарами благодати Святого Духа. Как на непререкаемое доказательство этого укажем на сохранившееся в подлиннике письмо игуменьи Антонии к митрополиту Филарету, в котором она, между прочим, писала: «Простите моему дерзновению, что осмеливаюсь беспокоить вас своими строками, по великой моей вере к Вам, отцу и покровителю моему, не желаю скрыть свое чувство. Подвергаясь часто головной боли и наиболее левой части оной, я всякий раз желаю попросить Ваше Высокопреосвященство возложить святую Вашу ручку на мою грешную главу, и не смею сказать. Вчера также не смела передать Вам о сем моем желании. По возвращении домой от Вашего Высокопреосвященства, головная боль до такой степени усилилась, что я должна была лечь от сильного изнеможения и теперь чувствую оную. Умоляю Вас, святый Владыко, осените меня заочно крестным Вашим знамением, благословите и не оставьте грешную святительскими Вашими молитвами». На письме этом владыкою Филаретом написано: «Спасительная сила креста Господня да осенит главу Вашу и душу Вашу и дарует Вам мир по вере Вашей». В другом своем письме к митрополиту Филарету игуменья Антония, прося владыку разрешить носить стихарь псаломщику Страстного монастыря – двоеженцу продолжаешь свою речь так: «если желание мое незаконно, то простите ради Бога, святый Владыко, неосновательному моему прошению и учините благоугодное Архипастырскому Вашему рассмотрению, Ваше святительское слово для меня закон – со всяким благоговением приемлю оное.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010