Н.В. Маслов Письма настоятеля Глинской Пустыни игумена Ювеналия (Половцева) Игумен Ювеналий (в миру Иван Андреевич Половцев) родился 21 октября 1824 г. в семье дворян. В 1847 г. в чине подпоручика оставил военную службу и поступил в Оптину пустынь. 29 апреля 1855 г. пострижен в монашество с именем Ювеналий. 8 ноября 1856 г. рукоположен во иеродиакона, 11 июля 1857 г. – во иеромонаха. Епископ Курский и Белоградский Сергий (Ляпидевский) , зная благочестивый образ жизни иеромонаха Ювеналия в Оптиной пустыни, в октябре 1861 г. просил Святейший Синод о назначении его настоятелем Глинской пустыни. Возведенный в сан игумена, отец Ювеналий был тепло встречен в Глинской пустыни. Однако уже 8 мая 1862 г. он был назначен настоятелем Курской Коренной Рождество-Богородицкой пустыни. В Коренной пустыни отец Ювеналий не только закончил начатые его предшественниками постройки, но и обновил обитель в смысле духовном. 15 августа 1862 г. игумен Ювеналий был возведен в сан архимандрита. 21 декабря 1867 г. архимандрит Ювеналий назначается наместником Александро-Невской Лавры. Однако в 1875 г. по слабости здоровья он оставляет управление Лаврой и возвращается в Оптину пустынь, где занимается переводом богословских книг. 21 мая 1884 г. назначен наместником Киево-Печерской Лавры, а 25 октября 1892 г. – епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии. 3 января 1893 г. переведен на Курскую кафедру. Будучи управляющим Курской епархией, Преосвященный Ювеналий неоднократно посещал Глинскую пустынь, ее богомудрых старцев, беседовал с ними. 7 мая 1898 г. владыка Ювеналий был назначен архиепископом Литовским и Виленским и настоятелем Виленского Свято-Духова монастыря. Он ревностно заботился об охранении Православия во вверенной ему епархии. Скончался архиепископ Ювеналий 12 апреля 1904 г. Письма к митрополиту Сергию (Ляпидевскому) 2 М.С.О.н.Г.И.Х.Б.н.п.н. 3 Ваше Преосвященство, Милостивейший Архипастырь и Отец! Благосклонное писание Ваше от 20-го февраля я имел честь получить. Приказание Ваше относительно покупки книг и доведения оной до сведения Преосвященнаго Исидора будет исполнено немедленно. Книги составят большой тюк; не в силах будучи взять его с собою, думаю отправить эту посылку с транспортом, через контору компании «Надежда», прямо в Курск, на имя Вашего Высокопреосвященства.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Перед началом богослужения Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва обратился к присутствующим в храме со словом приветствия. Блаженнейший Владыка, в частности, сказал: «В духе братской любви приветствую делегацию Русской Православной Церкви во главе с Его Высокопреосвященством митрополитом Волоколамским Иларионом и при участии Преосвященнейшего епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона. Выражаю нашу радость по поводу того, что благоприятное дело, которое начал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время своего официального визита в Польшу, Русская Православная Церковь продолжает в Вашем лице, Ваше Высокопреосвященство. Прибытие делегации, возглавляемой Вами, свидетельствует об этом. Взаимное общение, обмен мнениями, личные встречи способствуют совместному христианскому свидетельству современному миру. Приветствую сердечно и желаю плодотворного пребывания среди нас». По окончании богослужения митрополит Волоколамский Иларион приветствовал Предстоятеля Польской Православной Церкви: «Ваше Блаженство Блаженнейший Владыка Митрополит Савва, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры! Хотел бы сердечно приветствовать всех вас от имени Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Святейший Патриарх просил меня передать Вам, Ваше Блаженство, свою любовь, а всем вам, дорогие братья и сестры, — свое благословение. У Его Святейшества остались самые теплые воспоминания о состоявшемся в прошлом году визите в Польшу. Этот визит можно по праву назвать историческим, потому что в силу различных обстоятельств никогда до этого Патриархи Московские не бывали на польской земле. Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Польшу по приглашению своего собрата — Блаженнейшего Митрополита Саввы, возглавляющего Польскую Православную Церковь, которая была дщерью Русской Церкви, а ныне является ее возлюбленной Сестрой. Святейший Патриарх имел возможность совершить богослужение здесь, на святой горе Грабарке и в других местах, дорогих для сердца каждого польского православного.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3406074...

Письма Скачать epub pdf I К Иннокентию, архиепископу Херсонскому и Таврическому 1 1. Г. Карасевский 2 спрашивал меня: кого бы, по моему мнению, назначить ректором в Харьковскую семинарию. Ваше Высокопреосвященство желали из Казани 3 отца Серафима или отца Фотия; но они не соглашаются отпустить ни того, ни другого, чтобы переменами не произвести пертурбации в Казанской академии, для которой, в ее младенчестве, нужно спокойствие, и вопросите, яже о мире ее! Указывали Ваше В-во и на нашего отца Феофана 4 : но не думаю, чтобы должность ректорская без привычки пришлась ему по плечу. При том же он нужен пока нам. Ибо известно Вашему В-ву, что Иван Михайлович 5 решился оставить академию. Мы доселе удерживали и задерживали его, но он сетует на эти задержки, которые отнимают у него по 700 руб. ежегодного дохода, что для человека семейного составляет счет. Пред отъездом моим в Петербург он мне сказал, что он остался бы с удовольствием в Академии, если бы наше начальство согласилось ему давать сверх жалованья пенсион, но это, как здесь выражаются, никак невозможно, противно-де указаниям. А в университете не иначе соглашаются давать ему двойное жалованье, как под условием увольнения из Академии. Теперь по необходимости должно согласиться на увольнение его. А после него без отца Феофана мы останемся ни при чем. Я советовал здесь перевести в Харьков Орловского ректора Парфения. Это известный Вашему В-ву Петр Попов, мне товарищ по академическому курсу, человек весьма хороший и способный, привыкший уже к должности, и, без сомнения, будет лучшим ректором, нежели каким был бы без привычки Феофан. Для отца Парфения некоторой наградой будет то, что в Харькове он будет иметь монастырь. Ваше В-во спросите конечно, да за чем же я живу в Петербурге, и как попал сюда? Этот вопрос пока еще и для меня остается вопросом. Вызван я по определению Св. Синода «по делам службы». Главным побуждением было, конечно, желание графа 6 и здешнего митрополита посмотреть и порассмотреть меня, и я послужил сначала выставкой, потом нашли занятия pro forma, привязали к существующему здесь Комитету о конспектах, в котором председательствует преосв. Афанасий, и который, кажется, для того и существует, чтобы председательствовать 7 , ибо он, существуя несколько лет, не произвел еще ничего. Теперь идут хлопоты об издании программы предметов учения для наших училищ, подобно как издана в 1840 году для семинарии; заботятся также, чтобы устроить какой-нибудь однообразный порядок преподавания для Академии, которого, по милости Божией, доселе не обреталось; но, как дело идет на голоса, то поневоле приходит на память басня покойника Крылова о водолазах. Время уходит, и я, под предлогом неокончания, живу здесь ни из-за чего. Впрочем, обещаются не задерживать.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

По завершении Литургии вокруг храма был совершен Пасхальный крестный ход. Затем от имени представителей Поместных Православных Церквей при Московском Патриаршем престоле владыку Илариона поздравил митрополит Филиппопольский Нифон, в частности, отметив: «В эти светлые пасхальные дни нам особенно приятно оказать Вам, дорогой владыка, внимание по случаю 10-летия Вашего служения во главе Отдела внешних церковных связей. Мы чествуем Ваше высокое служение в уникальном среди православного мира департаменте и восхищаемся Вашей командой, с которой Вы по благословению Святейшего Патриарха Кирилла осуществляете дела внешней церковной политики в духе братской любви, милосердия, ставя во главу угла Правду и Истину. Дела эти свидетельствуют о величии Русской Церкви и привлекают других православных, видящих вашу искренность и преданность Церкви Христовой и Отчизне, которая является образцом для подражания. Когда Вы только стали председателем Отдела, я помню, как Святейший Патриарх Кирилл сказал, что с этого момента вы становитесь «композитором» международных церковных отношений. И Вам это удается. Свое образование и таланты Вы отдаете на служение Церкви, и с Вашей помощью слагается мировая история церковных отношений. Дорогой владыка! Да украсит Свет Воскресения Христова Ваше служение и умножит годы Вашей жизни на благо Святой Русской Церкви и Вашей Родины, которую мы полюбили, служа здесь русскому народу!» Епископ Моравичский Антоний огласил поздравление митрополиту Волоколамскому Илариону от Святейшего Патриарха Сербского Иринея. В послании, в частности, говорится: «Ваше Высокопреосвященство! Озаренные радостью Христова Воскресения, поздравляем Вас с десятилетием руководства Отделом внешних церковных связей сестринской нам Русской Православной Церкви, желая Вам умножения успеха в Вашем плодоносном и ревностном служении под предстоятельским омофором Вашего духовного отца, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Молимся Воскресшему Господу нашему Иисусу Христу, да дарует Вам крепость телесную, силу духовную и неисчерпаемую помощь в Вашем богоугодном архипастырском служении».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5428074...

Поздравительные послания Предстоятелей Поместных Православных Церквей Москва, 29 января 2009 года Святейший Константинопольский Патриарх Варфоломей I направил Высокопреосвященнейшему митрополиту Кириллу послание, в котором поздравил его с избранием Предстоятелем Русской Православной Церкви.Текст послания приводится ниже полностью. Блаженнейший и Святейший Патриарх Московский и всея Руси господин Кирилл! По случаю Вашего сегодняшнего достойного избрания на пост нового Предстоятеля Святейшей Сестры и избранной Дочери Русской Церкви направляем Вам всесердечное братское целование Константинопольской Церкви, Вселенского Патриархата и лично нашей Мерности, поздравляя верующий народ, благоговейный клир и просвещенную Святым Духом иерархию Вашей Церкви, что они с завидным единодушием избрали Патриархом Ваше достойное, авторитетное и возлюбленное Блаженство. Убеждены, что в период Вашего Патриаршества, которое да будет долгим и славным, мы будем гармонично сотрудничать во славу Божию и во имя общего свидетельства Православия в сегодняшнем беспокойном мире. Ожидая Вас в ближайшие месяцы в пределах Матери-Церкви, чтобы начать священным сослужением наше совместное шествие в будущее, целуем Вас, Блаженнейший и честный Брат, целованием святым и восклицаем вместе с нашими о Христе братьями: Аксиос! +Варфоломей, Патриарх Константинопольский   Святейший Патриарх Великой Антиохии и всего Востока Игнатий IVhanpabuл поздравительное послание Высокопреосвященнейшему митрополиту Кириллу с избранием и наречением Предстоятелем Русской Православной Церкви. Текст послания приводится ниже полностью. Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему митрополиту Кириллу, избранному и нареченному Патриархом Московским и всея Руси Ваше Высокопреосвященство! Мы сердечно поздравляем Вашу Святыню с избранием на Московский Патриарший Престол и молитвенно возносим благодарение Пастыреначальнику Христу за единодушное определение Поместного Собора Русской Православной Церкви о Вашем избрании. Зная Ваше многолетнее истовое служение делу всеправославного единства, Вашу ревность и принципиальность в отстаивании евангельских духовных идеалов в жизни современного общества, Мы уверены, что Вы станете достойным преемником Ваших именитых предшественников, особенно приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II, соработником которого Вы являлись многие годы.

http://pravoslavie.ru/29101.html

Слово митрополита Варсонофия памяти 40-летия кончины митрополита Никодима (Ротова) сентября 2018 Слово митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия на торжественном акте в память 40-летия со дня кончины митрополита Никодима (Ротова) (4 сентября 2018 г.) __________________________ Ваше Святейшество, Святейший владыка и отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, отцы, братья и сестры - гости торжественного собрания! Позвольте сыновне приветствовать Вас, Ваше Святейшество, в родном Санкт-Петербурге на памятных мероприятиях в честь 40-летия со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), Вашего духовного учителя и наставника. Здесь собрались его духовные чада, почитатели и близкие по духу люди - те, кому дорог идеал беззаветного служения Церкви Христовой, которому он бесстрашно следовал все годы своего служения. Мы знаем, как Вы, Ваше Святейшество, бережно храните в сердце память об этом удивительном человеке. Когда бы Вы не посещали северную столицу, в сане ли митрополита, или особенно сейчас, возглавляя Русскую Православную Церковь, всегда совершаете заупокойную молитву на могиле этого выдающегося иерарха. Бывает, что уходит человек из жизни и ничего о нем, кроме воспоминаний близких, не остается. Не так с митрополитом Никодимом. После себя он оставил целую плеяду архипастырей, пастырей, церковных тружеников, - можно сказать школу, - которые уже в новых условиях бытия Церкви в Отечестве осуществляли и осуществляют то, что он хотел видеть при своей жизни. Наследие митрополита Никодима в учениках и продолжателях самого, наверное, главного его дела - чтобы Русская Православеая Церковь могла в полную силу нести людям свет Христовой Истины. В истории нашей Церкви есть личности, именами которых называют целые эпохи. Таким человеком, несомненно, является Высокопреосвященнейший митрополит Никодим. Он не просто жил своим временем, отдавая силы на благо Церкви Христовой, но предвосхищал настоящее устремленностью в будущее. " Мне нужно воевать, - говорил он, - а судить меня будет история " .

http://mitropolia.spb.ru/docs/slovo-mitr...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла по окончании Литургии в Покровском соборе Гатчины в день памяти преподобного Серафима Вырицкого апреля 2014 3 апреля 2014 года, в день памяти преподобного Серафима Вырицкого, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Покровском соборе Гатчины Санкт-Петербургской митрополии. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Варсонофий ! Ваше Преосвященство, владыка Митрофан , епископ Гатчинский и Лужский! Ваше Превосходительство, уважаемый Александр Юрьевич, губернатор Ленинградской области! Преосвященные владыки! Дорогие отцы, матушки игумении, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с большим событием, с подлинным праздником не только для гатчинской земли, но и для всей нашей Русской Православной Церкви. Мы празднуем столетие Покровского собора - величественного храма, который был построен в дореволюционное время и освящен в грозном 1914 году, когда началась Первая мировая война. Недолго оставался открытым этот храм. Вспоминаю, как в детские годы, проезжая по Гатчине или по Псковскому шоссе, я всегда видел издали шпиль Покровского собора. Он был темный, мрачный, как был мрачен и сам храм; и даже тогда в детскую душу входила мысль - как важно, чтобы когда-нибудь этот храм вновь стал домом молитвы. Поэтому с особым чувством я ехал сегодня в Гатчину, где не был 30 лет. Подъезжая к храму, увидев это сияющее благолепие, я возблагодарил Господа за все милости, которые Он дарует нам, народу нашему, Отечеству, Церкви нашей. Эти милости - не просто Божественный ответ на смену исторических эпох. Эти милости Божии - ответ на многие скорби нашего народа, на бесчисленные жертвы и кровь. И когда некие лжемыслители обращаются сегодня к нашему народу с призывом покаяться за что-то, что было в далеком прошлом и без чего якобы не может возродиться Россия, я отвечаю им: народ наш не просто покаялся - он кровью своей, по количеству несопоставимой с кровью любого другого народа, искупил грехи своих отцов, дедов и прадедов. И такие мистические, таинственные события в истории народа не могут происходить где-то на периферии - они как бы рассекают духовную жизнь народа, они в его сердце.

http://mitropolia.spb.ru/docs/slovo-svya...

В эпоху динамичных контактов между иноверными религиями, инославными конфессиями и православными Церквами Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата возглавил человек, находившийся в узловой точке этих контактов – архиепископ Волоколамский Иларион, в течение шести лет представлявший Русскую Православную Церковь в Европе. Вдвойне символично, что резиденции Владыки служила Вена – город, стоящий на водоразделе религий и в то же время музыкальная столица. Его Высокопреосвященство, как известно, успешно совмещает пастырскую, богослужебную и творческую деятельность, перелагая на музыку священные тексты, как в «Страстях по Матфею», и даже привнося свой музыкальный и литургический опыт в отправление богослужения, как в цикле «Всенощное бдение». Но, в преддверии Всеправославного предсоборного совещания в Швейцарии, главному редактору «Эллады» Афанасию Авгериносу пришлось в своей беседе с Владыкой с сожалением отложить на будущие встречи тему музыки и исследований им греческой святоотеческой традиции и сосредоточиться на более прагматичных вопросах. Ваше Высокопреосвященство, приняв на себя управление Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата, какие задачи Вы считаете первостепенными для себя в этом качестве? Какой Вы видите роль Православия в современном обществе? - Первостепенное значение в работе возглавляемого мною Отдела имеет забота о сохранении церковного единства, как в пределах канонического пространства нашей Церкви, так и во всем Православном мире. Значимым для Русской Церкви является и то, чтобы совместно с другими Поместными Православными Церквами свидетельствовать о ценностях Православия в диалоге с другими религиями и секулярным миром. Русская Церковь обладает большим духовным и нравственным авторитетом не только в российском обществе, но и на международной арене. Сегодня ее голос звучит по самым разнообразным проблемам: войны и мира, прав, свобод и нравственной ответственности человека, экологии и биоэтики, богатства и бедности, а также другим вопросам общественного развития. Высокий статус Русской Православной Церкви позволяет ей отстаивать собственную позицию на многих международных площадках, в частности, доказывать важность религиозного измерения человеческого бытия. Надеюсь с помощью Божией и далее содействовать развитию этих и других направлений деятельности нашего визита.

http://pravoslavie.ru/37582.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Мелочи архиерейской жизни (почти по Лескову) 16.10.2009 437 Время на чтение 6 минут Выросшие в интеллигентных московских семьях, между книжных полок, сведущие в психоанализе и греческой мифологии, мы постыдно мало знали о русской Церкви, о её жизни, устройстве и внутреннем правиле. Крещёные взрослыми, мы усвоили, что есть " службы " и " батюшки " , и, кажется, над ними - непонятные торжественные начальники, которые изредка попадались на глаза на коллективных снимках в " Журнале московской Патриархии " . Но словосочетание " Его Высокопреосвященство " вызывало только одну ассоциацию: кардинал Ришелье. Ну, ещё этот, как там его - " ...я верил в вас, как в Бога, а вы лгали мне всю жизнь... " Монтанелли из " Овода " , величественный, слезливый и малодушный. Правда, некоторым из моих приятелей везло: их пути невесть как пересекались с загадочным церковным миром, всё больше по части гуманитарной науки, реставрации икон или охраны памятников архитектуры. Мой друг, ещё будучи мальчишкой, дразнил своих несчастных родителей-атеистов; отправляясь в школу, он инструктировал испуганную мать: - Если по телефону будет спрашивать меня низкий мужской голос, пожалуйста, отвечай: " Ваше Высокопреосвященство, он на уроках, будет после трёх " . Ещё через несколько лет, на закате маразматической безбожной власти, другой мой друг подрабатывал, сопровождая в качестве фотографа архиереев в поездке по епархии. Как легко это выговаривать сегодня - " поездка по епархии " ! А тогда само выражение казалось какой-то умышленной имитацией давно минувшего, наподобие сегодняшних реконструкций исторических битв на Куликовом или Бородинском поле. Я совсем не мог представить себе его быта в окружении этих особенных людей, с их своеобразной архаичной речью и тысячелетним этикетом. Отчасти помогали байки, которые после возвращения привычно предлагались на кухне вниманию благодарной аудитории, под чаёк или болгарское красное. Вернувшись после очередной поездки, мой приятель объявился у меня без особых предупреждений, оседлал шаткую табуретку румынского производства, непременную деталь тогдашнего кухонного интерьера, и угостил меня славной историей вполне в лесковском духе, но с некоторой поправкой на социалистическое убожество декораций.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: Церковь остается с человеком. Интервью «Российской газете» 12 апреля, 2007. Редакция " Правмира " 6 апреля 2007 года в «Российской газете» было опубликовано интервью председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, посвященное переписке Его Высокопреосвященства с послом США в России Уильямом Бернсом. 6 апреля 2007 года в «Российской газете» было опубликовано интервью председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, посвященное переписке Его Высокопреосвященства с послом США в России Уильямом Бернсом. – Владыка, Ваше письмо американскому послу Бернсу с критикой доклада комиссии США было направлено немногим позже мюнхенской речи Президента Путина, в которой он раскритиковал стремление США к устроению однополярного мира. Есть ли здесь связь? – Прямой связи нет. Доклад комиссии увидел свет за некоторое время до выступления Президента. Разумеется, мы начали изучение доклада сразу после его опубликования. Потому мое письмо появилось бы в любом случае. С другой стороны, все больше государственных и общественных деятелей, интеллектуалов и, конечно же, представителей религиозных традиций приходит к общему мнению: глобальный диктат в международных отношениях недопустим и опасен. Когда люди приходят к одним и тем же выводам независимо друг от друга – значит, эти умозаключения более чем обоснованны. В своем докладе американские эксперты поверхностно и предубежденно судят о православном подходе к пониманию прав человека, к проблемам церковно-государственных отношений и др. Главное – доклад рассматривается его авторами не как мнение, которое мы готовы уважать, а как некий приговор по делу о религиозной свободе в России. – Вы критикуете представителей Запада за их стремление определять, что хорошо и что плохо с позиций демократии. А некоторые правозащитники обвиняют как раз Русскую Православную Церковь в стремлении стать моральным судьей для российского общества.

http://pravmir.ru/mitropolit-smolenskij-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010