Актуальные вопросы современного монашества Монашество немыслимо без духовного преемства, без перенятия и усвоения святоотеческого опыта духовной борьбы за очищение сердца от страстей и опыта благодатного преображения, обновления внутреннего человека, его облечения во Христа. 5 мая, 2014 Монашество немыслимо без духовного преемства, без перенятия и усвоения святоотеческого опыта духовной борьбы за очищение сердца от страстей и опыта благодатного преображения, обновления внутреннего человека, его облечения во Христа. Доклад заместителя председателя Синодального Отдела по монастырям и монашеству игумении Иулиании (Каледы), настоятельницы Зачатьевского ставропигиального монастыря г. Москвы, на конференции, посвященной празднованию 700-летия явления чудотворной иконы Пресвятой Богородицы на Толге и основания Толгской обители. Ваше Высокопреосвященство, Ваше Высокопреподобие, досточтимая матушка игумения, отцы, братья и сестры, благословите от имени Синодального отдела по монастырям и монашеству выразить глубокую благодарность за приглашение на конференцию, посвященную празднованию 700-летия явления чудотворной иконы Пресвятой Богородицы на Толге и основания Толгской обители. Председатель Отдела, Высокопреосвященнейший архиепископ Феогност просил передать свои поздравления и молитвенные благопожелания в связи с празднованием этого знаменательного события. Несомненно, есть неизреченный Божественный Промысл в том, что этотъ юбилей совпадает с 700-летием преподобного Сергия Радонежского, ибо преподобного Сергия русский народ именует отцом и игуменом земли Русской и русского монашества, а Пресвятая Владычица Богородица является Небесной игуменией всех обителей православных. Монашеская жизнь есть, по словам святых отцов, жизнь равноангельная, совершающаяся не по законам мира сего, а по иным, небесным, законам и потому сопряженная с постоянным преодолением соблазнов внешних и внутренних. В этом мироотреченном жительстве все упование возлагают монашествующие на Небесную помощь, прежде всего, Пречистой Богоматери, первой совершенной Монахини, Девы, явившей Собою неповторимый пример всецелого посвящения Богу – и сердцем, и мыслью, и волей, и всеми телесными силами.

http://pravmir.ru/aktualnyie-voprosyi-so...

Архив Пн В последний день визита в Латинскую Америку Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Литургию в соборе апостола Павла в Сан-Паулу Видео: Роман Самсонов, Лев Брусенцов, Платон Конухов, Артём Леднёв. 21 февраля 2016 г. 23:26 21 февраля 2016 года, в Неделю о мытаре и фарисее, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборе святого апостола Павла Бразильской митрополии  Антиохийского Патриархата  в г. Сан-Паулу. Его Святейшеству сослужили: Божественная литургия совершалась на церковнославянском и португальском языках. За богослужением молились представители российской и сирийско-ливанской диаспор в Бразилии, горячо приветствовавшие Предстоятеля Русской Православной Церкви. В храме присутствовали губернатор штата Сан-Паулу Жералду Алкмин, мэр г. Сан-Паулу Фернандо Хаддад, Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Федеративной Республике Бразилии С.П. Акопов, генеральный консул Российской Федерации в Сан-Паулу К.С. Каменев, архиепископ Сан-Паулу кардинал Одилиу Педру Шерер, сотрудники дипломатического корпуса, аккредитованные в Сан-Паулу, представители Римско-Католической Церкви Бразилии и иных христианских конфессий. Богослужебные песнопения исполнил хор духовенства Московской епархии (регент — священник Сергий Голев). После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл  произнес проповедь . На сугубой ектении были вознесены прошения о христианах «на Ближнем Востоке и во иных землех гонимых». Святейший Владыка прочитал молитву о мире на Ближнем Востоке. По окончании Литургии Предстоятеля Русской Церкви  приветствовал  митрополит Сан-Паулу и всей Бразилии Дамаскин, который преподнес Его Святейшеству икону святых равноапостольных Петра и Павла. Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся в соборе со словом: «Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Дамаскин! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Ваше Высокопреосвященство, господин архиепископ этого града! Господин губернатор! Господа послы, дамы и господа, братья и сестры!

http://patriarchia.ru/db/text/4383706.ht...

Архив Пн Слово архимандрита Гедеона (Губки) при наречении во епископа Георгиевского и Прасковейского 17 ноября 2012 г. 19:02 17 ноября 2012 года в крестовом храме в честь Владимирской иконы Божией Матери Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Гедеона (Губки) во епископа Георгиевского и Прасковейского. При наречении архимандрит Гедеон обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом.  Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Богомудрые архипастыри, святители Церкви Христовой! Промыслом Божиим и изволением Великого Господина и отца нашего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода призван я, недостойный, к высокому служению в Церкви Христовой. Ныне предстою пред вами, святители Божии, с покорностью приемля святую волю Господа нашего Иисуса Христа, указанную мне через ваше решение о моем избрании епископом Георгиевским и Прасковейским. Уповая на Бога и помня Его Слова, обращенные к пророку Исаии: «Я избрал тебя и не отвергну тебя:не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Ис. 41:9-10), прошу Господа о Его всесильной помощи ко мне грешному. Вижу особый промысл Божий в том, что будущая моя кафедра носит название святой великомученицы Параскевы, моей любимой святой с детского возраста. Вот уже более двадцати лет я несу послушание в храме ее имени. Возглавляю так называемое Пятницкое подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Со страхом и трепетом и осознанием крайнего своего недостоинства пришел я сегодня сюда, молитвенно взывая к Небесному Отцу: «Отче! Не моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). Не смею допустить мысли считать себя достойным этого сана, сознавая свою греховность, но боюсь и отказаться от него, слыша слова Господа, обращенные к согрешившему Петру: «Любишь ли ты Меня? паси агнцев Моих, паси овец Моих» (Ин. 21:15-17). Святой Иоанн Златоуст, объясняя это место Евангелия, обращает внимание на то, что в доказательство любви к Себе Господь потребовал от Петра подвига пастырства. Почему же так велико в очах Господних пастырское служение? Потому, что пастыри, по выражению апостола Павла, есть «соработники у Бога» (1 Кор. 3:9). Христос пришел на Землю восстановить падший образ Божий в человеке.

http://patriarchia.ru/db/text/2597764.ht...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с духовенством Днепропетровской епархии 24 июля 2010 г. 15:50 24 июля Предстоятель Русской Православной Церкви посетил Днепропетровское епархиальное управление. В актовом зале состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с духовенством епархии. Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка Ириней! Ваши Высокопреосвященства! Уважаемый Александр Юрьевич, дорогие отцы и братия! Я хотел бы начать не с приказа, не с указаний, а с благодарности. С благодарности Вам, Владыка, за Ваше подвижническое служение на этой земле. За время Вашего пребывания здесь Днепропетровская епархия стала одной из самых мощных епархий Русской Православной Церкви, почти в 10 раз увеличилось количество храмов, духовенства. Но самое главное- очень высоко поднялся авторитет Церкви. Ведь Днепропетровск — непростой город. В нем очень высок удельный вес людей с высшим образованием, в нем сосредоточены научно-исследовательские и производственные коллективы, работающие с современными технологиями. Деятельность этих людей основывается на высоком профессионализме, на научных знаниях. А человек, который привык иметь дело с наукой, обладает определенной дисциплиной ума. Большинству из таких людей мало сказать: «сделай так» или «сделай иначе». Это как раз такое сообщество, которое не очень охотно отзывается просто на приказы. Люди все пропускают через свое сознание — всю информацию, которую они получают. Этим человек интеллигентный, то есть живущий как бы на основе своего интеллекта, отличается от человека, живущего вне какой-то конкретной логической системы. Человек, живущий, допустим, на природе и занимающийся обычным трудом, не привык мыслить в тех категориях, в которых мыслят люди образованные. А ведь Церковь чаще всего обращается к человеческому сердцу, пастырское слово в значительной мере ориентировано на внутреннее состояние духа. Мы говорим, что из сердца исходят добрые или злые дела и помыслы (см. Мф. 15:19, Лк. 6:45). Поэтому вся пастырская работа, вся наша проповедь направлена на человеческое сердце. И вот здесь возникают трудности, когда мы обращаемся к людям образованным, интеллигентным, при этом нецерковным, не воспитанным в церковной среде. А таких сейчас большинство.

http://patriarchia.ru/db/text/1228811.ht...

Архиепископ Томский и Асиновский Ростислав: «Все, что происходит сегодня, является логическим продолжением и развитием служения Церкви» 9 февраля 2012 г. 18:24 4-5 февраля 2012 года Алма-Ату посетил архиепископ Томский и Асиновский Ростислав . В эти дни владыка ответил на вопросы корреспондента официального сайта   Митрополичьего округа в Республике Казахстан . — Ваше Высокопреосвященство, Вы впервые посещаете Казахстан? Каково Ваше впечатление от знакомства с духовенством и мирянами Митрополичьего округа? — В Казахстане я во второй раз. В первый раз довелось посетить вашу страну в 2000 году по приглашению владыки Алексия (ныне — митрополит Тульский и Ефремовский) для того, чтобы принять участие в освящении нового храма в Экибастузе. В Павлодаре мне пришлось совершить чин закладки новой часовни, которая, кстати, уже построена. Тогда же в Экибастузе проводился фестиваль православных хоров Казахстана. Участвовать в этом мероприятии пригласили и хор Томской духовной семинарии, поэтому приезжал я не один, а со студентами семинарии. Что же касается Алма-Аты, то здесь я действительно впервые. Что произвело на меня глубокое впечатление — так это храмы, в которых я побывал. Удивительно, что храмы, которые я посетил, были деревянными, но выполнены так искусно, что вначале создается впечатление, будто это каменные храмы. Внутри храмов чувствуется обилие святынь, чувствуется, что сами стены в них «намолены» благочестивым народом. То же самое я почувствовал и во время богослужения в кафедральном соборе, когда видел лица людей, видел реакцию прихожан на проповедь священнослужителя — очень живая и естественная реакция глубоко верующих людей. Особые чувства испытываешь перед мощами святителя Николая Алма-Атинского, которые почивают в Свято-Никольском соборе г. Алма-Аты. Я молился этому угоднику Божию за свою томскую паству. В кафедральном соборе Томска находится частица мощей исповедника Христова. В Томске мы раздавали иконки святителя Николая, освященные на его мощах в Алма-Ате. Его имя хорошо известно в Томске, и я был искренне рад представившейся возможности самолично помолиться у его святых мощей. Незабываемым осталось и посещение почитаемой могилы приснопамятного митрополита Иосифа. Вместе с владыкой Геннадием , епископом Каскеленским, мы совершили там краткую литию, помолились об упокоении души этого удивительного человека, который в тяжелое для Церкви Христовой время управлял Алма-Атинской епархией, будучи для нее действительно покровом, оплотом, щитом и ограждением.

http://patriarchia.ru/db/text/2007052.ht...

В праздник сретения Владимирской иконы Божией Матери митрополит Волоколамский Иларион совершил богослужение в Никольском храме в Толмачах в Москве 10 сентября 2012 г. 12:05 8 сентября 2012 года, в праздник сретения Владимирской иконы Божией Матери и в День воинской славы России — годовщину Бородинского сражения, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме святителя Николая Чудотворца в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее в Москве. За богослужением молились митрополит Боржомский и Бакурианский Серафим ( Грузинская Православная Церковь ) с группой паломников и епископ Авидский Кирилл ( Константинопольский Патриархат ). За Литургией пел Московский синодальный хор под управлением заслуженного артиста России А.А. Пузакова. По запричастном стихе клирик храма священник Алексий Лымарев огласил Послание Святейшего Патриарха Кирилла к 200-летию Отечественной войны 1812 года. По окончании Литургии перед главной святыней храма — Владимирской иконой Божией Матери — было совершено благодарственное молебное пение об избавлении Отечества от вражеского нашествия в 1812 году. Затем с приветственным словом к митрополиту Илариону обратился настоятель Никольского храма протоиерей Николай Соколов: «Ваше Высокопреосвященство! Дорогой Владыка Иларион! В радостный праздник в честь Владимирской иконы Божией Матери мы благодарим Господа за то, что Он услышал наши общие молитвы с Вашей Святыней. Для нас очень важно, что мы с Вами, неся наше служение в соседних храмах, имеем ту любовь, которую заповедовал Господь Своим ученикам: " По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою " (Ин. 13:35). Эта любовь простирается за пределы наших храмов — через исполнительское искусство нашего хора, через Ваши труды, Ваше благословение, Ваш талант. Владимирская икона — защитница Москвы и заступница всех приходящих к ней. Скоро, в декабре нынешнего года, исполнится двадцать лет с того дня, как наш храм после долгих лет поругания вновь открылся для верующих. Сегодня здесь находятся великие святыни: Владимирская и Иверская иконы Божией Матери, Дмитровский крест и многие другие. Тысячи богомольцев приходят сюда и получают утешение. Милостью Божией Третьяковская галерея хранит эти святыни неприкосновенно, на радость и для духовного утешения всем, кто желает им поклониться. На днях Донскую икону Богоматери вывозили в Донскую обитель. На праздник Троицы мы всегда имеем возможность поклониться иконе Святой Живоначальной Троицы письма преподобного Андрея Рублева.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Ваше Императорское Высочество, Ваше Высокопреосвященство и все досточтимое собрание! С надеждой на помощь и благословение Божие, при молитвенном предстательстве всех здесь собравшихся рукою нашего Святителя сегодня вжигается в этих стенах новый светильник христианского просвещения. Этот светильник дается в руки женщин в признании той христианской правды, что и она (т.е. женщина) наследница вечных благ и причастница святых во свете, в том свете, в котором «несть мужеский пол, ни женский». Да будет же этот светильник в руках женщины подобным светильнику мудрых дев, вводящим их самих в чертог жениха небесного и озаряющим путь вхождения Его в брачный чертог душ человеческих. Пусть эта новая лампада духовного света при самом уже начале своего светения и в момент вжигания берет в себя запас и в дальнейшем подкрепляется тем же чистым и святым елеем, который горел в лампадах мудрых дев, не только освещая, но согревая и веселя духовно души всех, кого он коснется. Разумеем елей божественной любви, которая, являясь союзом совершенств, сама пребывает вечно и стяжавших ее вводит в Царство вечной истины и жизни по слову св. Апостола: «любы николиже отпадает: аще пророчествуя упраздняется, аще ни языцы умолкнуть, аще разум испразднится» 1 . Отныне женщина выступает на новом для нее пути христианского, церковного служения. Да не смущается ее скромное и робкое женское сердце предстоящей работой, да не покажется кому-либо из нас слишком дерзновенным ее начинание: там «идеже хощет Бог , побеждается естества чин», а история христианской веры и жизни только подтверждает эту истину в приложении к женщине. Смотрите, куда и к кому обращает нас церковное наше сознание, как к началу и источнику духовной мудрости и духовного просвещения. К Деве Богоматери. Не о Ней ли уста церковные, а, вместе с устами, конечно, и разум церковный возглашает: «радуйся премудрых превосходящая разум»; «радуйся верных озаряющая смыслы»; «радуйся Троицы Таинники просвещающая», «радуйся, яко многосветное возсияваеши просвещение»; «радуйся афинския плетения растерзающая» и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Виступ митрополита Волоколамського на з викладачами та студентами 31 березня 2015 р. 12:00 Вечером 28 марта 2015 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион , посетивший Казань для участия в торжествах 1000-летия преставления святого князя Владимира, совершил всенощное бдение в храме Казанской православной духовной семинарии. После службы состоялась встреча митрополита Илариона с воспитанниками и преподавателями семинарии. Его выступление было посвящено образовательным стандартам современных духовных школ. Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Анастасий ! Ваше Преосвященство, владыка Мефодий ! Всечестной отец ректор игумен Евфимий ! Дорогие отцы, братья и сестры! Я рад возможности вновь посетить Казанскую духовную семинарию, славную своими традициями, совершить всенощное бдение в семинарском храме и побеседовать с вами. Отец Евфимий перечислил некоторую часть послушаний, которые возложены на меня Священноначалием, и я хотел бы рассказать вам об одной работе, которую мы сейчас начинаем по решению Высшего Церковного Совета под непосредственным начальственным наблюдением Святейшего Патриарха. Вы знаете, что в течение многих лет проводится реформа духовных школ. Она двигалась не всегда в одном направлении: иногда делались какие-то шаги вперед, а потом — назад, потом — шаг вправо, затем — шаг влево. И только после того, как Святейший Патриарх Кирилл по восшествии на Патриарший престол задал определенный вектор реформе духовных школ, началось ее поступательное движение, которое мы сейчас имеем возможность наблюдать на примере целого ряда наших духовных учебных заведений. Тем не менее, по-прежнему существует много проблем, и уровень преподавания в семинариях некоторых регионов оставляет желать лучшего, как и уровень знаний выпускников. Один из вопросов реформы касается качества учебных пособий. Мы приняли решение сделать ревизию тех пособий, которые используются в наших духовных школах. По благословению Святейшего Патриарха было проведено анкетирование: каждая духовная школа прислала список используемых учебников по каждому предмету, причем они были выстроены в порядке рейтинга востребованности и популярности. Что же мы увидели, ознакомившись с этими списками? Преимущественно издания XIX – начала XX вв., то есть дореволюционную богословскую, церковную, историческую литературу. Так, среди учебных пособий фигурировали «Катехизис» митрополита Филарета (Дроздова), которому через два года исполнится 200 лет, «Толковая Библия» Лопухина, которой уже более ста лет, и многие другие учебные пособия и книги того времени, а также некоторое количество литературы, изданной в Зарубежной Церкви в 30-40-е годы, и отдельные книги авторов, относящихся к называемой парижской школе русского богословия.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1211168...

Выступление епископа Троицкого Панкратия на заседании Патриаршего Попечительского Совета Храм Христа Спасителя, 5 июня 2006 года 5 червня 2006 р. 17:50 В Трапезных палатах храма Христа Спасителя состоялось очередное заседание Попечительского совета по восстановлению Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря. Наместник обители епископ Троицкий Панкратий рассказал членам Совета о ходе восстановительных работ в 2005 году. Ваше Святейшество! Ваше Высокопреосвященство! Уважаемые члены Попечительского Совета по восстановлению Спасо-Преображенского Валаамского монастыря! Прошедший, 2005 год, явился наиболее значимый за те три года существования Патриаршего Попечительского Совета по восстановлению Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. За короткий срок был выполнен основной объем реставрационных работ и главная святыня обители — Спасо-Преображенский собор — был торжественно освящен 19 августа Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. В 2005 г. велись работы по воссозданию живописи в западной части собора, а также в районе хоров и на лестнице колокольни. Были вновь восстановлены композиции «Крещение Господне», «Гостеприимство Авраама или Ветхозаветная Троица», «Иисус Христос и жена грешница в доме Симона прокаженного», «Рождество Христово», «Рождество Пресвятой Богородицы», проведена реставрация композиций «Исцеление кровоточивой», «Христос и самарянка», «Введение во храм Пресвятой Богородицы» и ряда других. В настоящее время ведутся работы над композициями: на хорах — «Въезд Господень в Иерусалим», на плафоне хор — «Нагорная проповедь», «Отречение апостола Петра». В целом, несмотря на большой объем, сложность выполнения реставрационных работ, короткий срок (три года), все композиции были отреставрированы и заново написаны на высоком художественном уровне. Приемной комиссией были отмечены некоторые недоделки, которые в этот реставрационный сезон будут устранены. (Доработка композиций «Воскрешение праведного Лазаря» и «Обрезание Господне»).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203137...

Доклад митрополита Варсонофия на епархиальном собрании 2017 года декабря 2017 ДОКЛАД митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия на епархиальном собрании 2017 года _________________________________ Место проведения: Санкт-Петербургское епархиальное управление Дата: 12 декабря 2017 г. Время: 10:00 Ваше Высокопреосвященство, владыка Амвросий, Ваше Преосвященство, владыка Назарий! Ваши Высокопреподобия и Преподобия, дорогие отцы, матушки настоятельницы, братья и сестры! Введение Представляя вашему вниманию доклад о жизни Санкт-Петербургской епархии за уходящий 2017 год, прежде всего хочу воздать хвалу и славословие Господу Богу за Его милости, которые мы щедро получаем, имея возможность полноценно трудиться на благо Церкви Христовой, проповедуя людям слово Истины; Матери Божией, нашей заступнице и ходатаице; святым подвижникам благочестия в земле Санкт-Петербургской просиявших. Служить Богу всегда было непросто, если делать это искренне, как того требуют высота принятого сана, пастырский долг и вызовы времени. Хочу сердечно поблагодарить вас за труды, которое вы несете в монастырях и приходах, подчас в непростых условиях, строя и восстанавливая храмы и обители, проповедуя слово Божие прихожанам, работая в образовательной, социальной, молодежной и других сферах церковного служения. Прежде чем сделать обзор прошедших в этом году событий, упомянув наиболее важные из них, расскажу вам об итогах Архиерейского Собора, прошедшего в Москве с 29 ноября по 4 декабря. Архиерейский Собор 2017 года Архиерейскому Собору, который собирается не реже раза в четыре года, принадлежит высшая власть в Русской Православной Церкви. Он утверждает все ранее принятое Священным Синодом. На этом Соборе были внесены изменения в устав Церкви и в положение о наградах, приняты документ " О канонических аспектах церковного брака " и " Положение о монастырях и монашестве " . Рассматривались промежуточные итоги исследований екатеринбургских останков. В новой редакции устава подчёркивается особый статус Украинской Православной Церкви с указанием, что её руководящий центр находится в Киеве.

http://mitropolia.spb.ru/docs/doklad-mit...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010