П. С. Р. Л. т. VI, стр. 291. Из сличения сего описания с хранившеюся в Соф. соборе Халдейскою пещью, можно заключать, что амвон, устроенный архиеп. Макарием для св. Софии, есть или доныне сохранившаяся Халдейская пещь (переданная в музей), или, подобный этой пещи, амвон. Авт. 257 Из книг свящ. писания нет: а) пяти книг Моисеевых, б) из исторических, кроме Иисуса Навина, Судей, Руфи, 1 и 2 к. Царств и 2-х Маккавейских, остальных 12 нет, в) из учительных, кроме кн. Иова, Псалтири, Екклезиаста и Прем., сына Сирахова, трех остальных нет. Из сочинений отечественных писателей, напр., митр. московских: Петра, Алексея и Филиппа, Кирилла Белозерского, Нила Сорского и друг., так же нет. 260 На соборах в 1547 и 1549 г. установлено празднование: Святителям: митроп. Ионе, Новгородским: Иоанну, Никите, Нифонту, Евфимию и Ионе, Стефану Пермскому, Арсению Тверскому, Иакову Ростовскому и Арсению Сербскому; Праведным: Александру Невскому, Всеволоду Псковскому, Петру и Февронии Муромским, князю Константину и чадам его Михаилу и Феодору Муромским, Михаилу Клопскому; мученикам: Михаилу кн. Тверскому, Иоанну Сочавскому, Антонию, Иоанну и Евстафию Литовским; преподобным: Пафнутию Воровскому, Никону Радонежскому, Савве Строжевскому, Макарию Колязинскому, Дионисию Глушицкому, Павлу Комельскому, Зосиме и Савватию Соловецким, Александру Свирскому , Евфимию Суздальскому, Авраамию Смоленскому, Савве Вышерскому, Евфросину Псковскому, Ефрему Перекомскому, Григорию Пельшмскому, Варлааму Хутынскому, Кириллу Белозерскому и др.; юродивым: Максиму Московскому, Иоанну и Прокопию Устюжским. И. Р. Ц. м. Макар. т. VI. стр. 216–218; т: VIII, стр. 43 и 44; т. VII, стр. 438–444. 261 И. Р. Ц. м. Макар. т. VII стр. 453, примеч. 360; Митроп. Платон в своей церковной истории говорит, что начало Степенной книге положил митр. Киприан, а Макарий продолжал ее. И. Р. Ц. м. Плат. т. 2, стр. 44; сн: Энциклопед. слов. Старчевского т. VII, стр. 397. Истор. слов. о бывших в России писателях духов. чина, ч. 2, стр. 382 и 383.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛИВАНИЙ [Либан(ос), Либаний; эфиоп. ; также именуемый Мат(т)а ( ) и Йесрин ( )], св. Эфиопской Церкви (пам. эфиоп. 3 тэрра (29 дек.), 2 хэдара (29 окт.)) , живший, согласно агиографической традиции, в VI в.; аскет, основатель мон-ря Дэбрэ-Либанос в Шимезане (Акэле-Гузай, Эритрея), т. н. апостол Эритреи. Иногда Л. отождествляют со св. Йэмата, одним из легендарных Девяти преподобных ; А. Баузи, исследователь агиографического досье Л., и ряд др. ученых считают это ошибочным. В группу Девяти преподобных Л. включается в поздней традиции (в гомилии в честь Гаримы, где Л. замещает За-Микаэля Арагави ), однако в его Житии присутствуют те же ключевые топосы, что и в Житиях Девяти преподобных: знатное иноземное происхождение, ангельское призвание в Аксум , изгнание из столицы, поселение на отдаленной горе, авторитет у народа, рост общины, приход царя, строительство храмов. Житие Л. («Гадла Либанос») сохранилось в 3 версиях: краткой и 2 пространных. В их основе, по всей видимости, лежит упоминаемая в Житии утраченная гомилия, приписываемая еп. Илии Аксумскому (по др. источникам неизвестен). Краткая версия (изд. по 2 из 3 известных рукописей XIV в.: Getatchew Haile. 1990) была создана ранее сер. XIV в. предположительно в мон-ре Дэбрэ-Хайк-Эстифанос и, вероятно, является древнейшим из агиографических текстов о святых Эфиопии. Вторая (1-я пространная) версия сохранилась по меньшей мере в 5 рукописях XVII-XX вв. Третья (2-я пространная) версия известна гл. обр. по рукописи из монастыря Дэбрэ-Либанос в Шимезане и значительно расширена за счет включения в нее легендарного монастырского предания. К обеим пространным версиям примыкает собрание чудес Л. (всего 68), к-рое служит источником сведений о ряде эфиоп. деятелей 2-й пол. XIV - 1-й пол. XV в. Третья версия и ряд чудес были впервые изданы К. Конти Россини , критическое полное издание 2-й и 3-й версий, а также сборника чудес осуществил Баузи (о новооткрытых рукописях Жития и чудес см.: Bausi. 2014. Р. 62-64). Житие Л. является одним из самых ранних текстов, содержащих слова на языке тигринья.

http://pravenc.ru/text/2110454.html

И во всем этом нет место Богу?! Все само по себе, все причиняет само себя! Дальше Вы должны будете утверждать, что нет грехопадения, нет искупления, нет необходимости в Спасителе. Продвинутые обезьяны придумали религию для выживания в борьбе за существование. Какие продвинутые обезьяны взяли да и придумали логику, как инструмент для выживания.Это мысли логично вытекающие из Вашей позиции.  Разве Вы не видите к чему ведет ваша позиция? Если бы Вы опубликовали свою статью в каком нибудь светском журнале, тогда другое дело и другой был бы комментарий. По поводу Маркса. Это знаковая фигура, большинство тех кто принял дарвинизм принципиально ничем от позиции Маркса не отличаются.У них общая черта, суть которой в том, что Церковь не обладает никаким авторитетом и значением в решении социальных и научных проблем. Бог изгнан из общественной и научной жизни и человек стал свободным во всех областях жизни. Когда за окном куча социальных проблем учение о естественном отборе и о выживании наиболее приспособленных освобождало от христианской морали. Александр Дмитриев 03 сентября 2011г. 16:47 Здравствуйте Василий! Благодарю за аргументированную критику. Вы писали: Автор   предлагает не прибегать к гипотезе Бога, к абсолютной идее. Я предлагаю не «догматизировать» науку какой-либо философией или верой. Поэтому я предлагаю рассматривать философию материализма в эволюционном учении в качестве определенной научной методологии (а не «вероучительной истины»), не требующей обращения за ответами к области сверхъестественного . С другой стороны эволюционное учение неразрывно связано с проблемами: происхождения жизни, развития и преобразования живого, решение и осмысление которых выходит за рамки естественнонаучного познания. Иными словами современная биология сталкивается с вечными проблемами, на которые невозможно дать однозначных ответов, основываясь только на научных исследованиях. Здесь уже мы вторгаемся в область мировоззрения, философии и религии. На этом уровне уже можно прибегать и к атеизму, и к абсолютной идее или Богу, для осмысления этих явлений. Очевиден разрыв с традициями святоотеческой апологетики. Это очевидно, если обратиться к дореволюционным статьям Богословского вестника, например, к статьям Глаголева С.С . Примечательно, но именно высказывание С.С. Глаголева в «Богословской энциклопедии» подтолкнуло меня к определению понятия «материализм» в рамках научного подхода. Вот его слова: «вопросы, поднятые Дарвином, привели богословов к выяснению, что Бог создал законы бытия, каковые законы, получив бытие, стали естественными. Отсюда должна быть признана возможность естественного объяснения происхождения, сходства тех или иных животных и растительных видов и целесообразного устройства их организмов» (См.: Глаголев С. С. Дарвинизмъ//Православная богословская энциклопед i я. Петроград. 1903. Т. 4. – Стб. 951).

http://bogoslov.ru/article/1848985

388 Новг I лет. под 6870 г. стр. 88; сн. прибавл. к Новг. II лет. стр. 182 и Нов. III лет. стр. 228. Опис. Соф. соб. стр. 193. 389 Рукоп. жит. св. Моисея. Пахомиева служба ему у царского: 133, 136, 364, 563. В чине поставления епископа 1646 г. испрашивается заступление – «иже во святых, отец наших Никиты и Нифонта епископов, Иоанна, Евфимия, Ионы, Моисея и Серапиона архиепископов и препод. отец Антония Римлянина и Варлаама Хутынского, Новгородских чудотворцев». Истор. акт. 4, 14. Митрополит Новгородский Никон свои грамоты 1650 и 1651 г. оканчивал так: «милость св. Софии и великих чудотворцев – Никиты и Нифонта епископов, Иоанна, Евфимия, Ионы, Моисея и Серапиона архиепископов Новгородских – да будет на тебе». Опис. Соловец. монаст. III, 319, 321, 335. 328, 330, 331 Русск. свят. Филар. архиеп. Чернигов. м. янв. стр. 117, примеч. 139. 390 Чудеса святителя Моисея помещены в печатном житии, приложенном к службе угоднику Божию. Муравьева жития Русск. свят. за мес. январь стр. 440–442. Рукописное житие святителя в моей библиотеке. Автор. 392 Жития Русских святых Муравьева под 4 ч. октября, стр. 73–86; Русские святые архиеп. Черниг. Филарета под 10 ч. февраля стр. 51–60; Энциклопед. лексикона т. IX стр. 63. 393 Новг. 1 лет. под 6838 г. стр. 75; сн. Новг. III лет. стр. 224. Космо-дамианская церковь уже не существует, храмовый ее образ перенесен, по упразднении ее за ветхостью, в 1793 г. в Тихвинскую ц., что на Соф. стороне, вместе с частью мощей св. Бессребреников, находящихся в киоте, устроенном в виде гробницы. Древняя икона находится в приделе, в честь этих св. устроенном при Тихвинской церкви; она писана греческою школою и почитается чудотворною. Подстр. замеч. в Новг. Губ. Вед. за 1850 г. часть Неоф. к 13 стр. 99. 396 Собр. лет. VIII стр. 159, сн. стат. о монашестве епископов в Правосл. собесед. за месяц июнь 1863 г. стр. 238. 397 Новг. I лет. под 6839 г. стр. 75; сн. Новг. III лет. стр. 224. В 3 и 4 лет. стр. 52 говорится, что когда владыка Василий со своими боярами еще ехал на Волынь через литовскую землю, «князь Гедимин изыма их на миру, и в таковой тяготе слово правды дали сыну его Наримонту пригороды Новгородские, – Ладогу, Орехов, Корельскую землю, половину Копорья».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

исповедание Василия Селевкийского Деян. 3, 87 и Флавиана – там же 105. Бл. Феодорит ясно различает лицо и личину (πρσωπον и προσβωπεον), напр. в Hist religiös. (82, 1297 Д). 130 Этот акафист (и доныне употребляемый в Православной Церкви) составлен патриархом Сергием как благодарственный гимн на освобождение столицы от нападения аваров; и нельзя не признать, что он действительно проникнут неподдельным одушевлением и пафосом, полон метких эпитетов, превосходных метафор и образов (Радуйся огню поклонение угасившая!..). Все беспристрастные западные византинисты (Крист, Крумбахер, Питра и др.) признают его образцовым произведением средневековой греческой ритмической поэзии, не уступающим по красоте лучшим лирическим формам. Весь ли он написан Сергием, или некоторые его части существовали ранее, этот вопрос остается в науке нерешенным. 131       Прим. ред. лекций. «Μα θεανδρικ ενεργεα» – «одна Богомужняя энергия или деятельность в Христе. Выражение это встречается в сочинениях Дионисия Ареопагита , пользовавшихся уже с половины VI в. большим авторитетом. 132       Прим. ред. лекций. Они настаивали, что учение о «единой энергии в Христе есть скрытое монофизитство, ибо природа только и выражается в энергии, а без нее есть только отвлеченное понятие и реального бытия не имеет; так что признание «единой энергии» неизбежно ведет к признанию и «одной (единой) природы» в Христе (См ст. о монофелитстве Вл. Соловьева в Энциклопед. словаре Брокгауза и Эфрона). 134 Последний иконоборческий патриарх Иоанн Грамматик после 787 г. мог надеяться, как не бывший иконоборцем-рецидивистом; остаться целым в 842 г. и даже, может быть, сохранить священный сан; но он предпочел вечное заточение и ослепление (мучительную казнь!) измене своим убеждениям. Читать далее Источник: История и вероучение христианской церкви/Б.М. Мелиоранский. - Москва : Изд-во М.Б. Смолина (ФИВ), 2016. - 510 с. (Серия " Православная мысль " ). ISBN 978-5-91862-035-9. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

Итоги. М.,1996– КМЕ – Кирило-Методиевска енциклопедия. T. I–II. София. 1985–1995. Кирило-Методиевски студии. София, 1984– КСИС – Краткие сообщения Института славяноведения АН. СССР. М., 1951–1965. Летопись историко-филологического общества при Новороссийском университете. Одесса, 1890–1917. ЛЭС – Лингвистический энциклопед. словарь. М., 1990. Македонски преглед. Списание за наука, литература и культурен живот. София, 1924/1925–1942/1943. Москвитянин. М., 1841–1856. Московские епархиальные ведомости. М., 1869–1879. ПБЭ – Православ. Богослов, энциклопедия. СПб. 1890–1911. Православное обозрение. М., 1860–1891. ПС – Православный собеседник. Казань, 1855–1917. Npaцi Украïнського науков. инстит. Варшава, 1931– РФВ – Русский филолог. вестник. Варшава, 1879–1917. СББ – Словарь библейского богословия. Брюссель, 1990. СОРЯС – Сборник Отд. русск. яз. и словесн. Имп. Академии наук. СПб. Л., 1872–1928. Славистичен сборник. София, 1958– Советское славяноведение. М., 1965– ТКДА – Труды Киевской Духовн. академии. Киев, 1860–1917. ТОДРЛ – Труды Отдела древнерусской литературы. Л., 1934– Ученые записки Российского Православного университета ап. Иоанна Богослова. М., 1995– Ученые записки Уральск, унив. Античная древность и средние века. Свердловск; Екатеринбург, 1960– ХЧ – Христианское чтение. СПб. 1821–1917, 1991– ЧОИДР – Чтения в (Имп.) Обществе истории древн. российских при Моск. унив. Москва, 1845/1846–1917. ЭС – Энциклопедический словарь (Изд. Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона). СПб. 1890–1907. Arch. für Slav. Phil. – Archiv für slavische Philologie/Herausgegeben von V. Jagi. Band. I-XLII. Berlin, 1876–1929. Beihefte zur Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft und die Kunde der älteren Kirche. Berlin; Giessen; N.-York, 1923– Beiträge zur Namenforschung. Heidelberg, 1949/50– BSI – Byzantinoslavica. Praha, 1929– Denkschriften der Kaiserlichen Akademie der Wissenschaften in Wien. Philosophisch-Historische Klasse. Wien, 1850– Historický asopis. Bratislava, 1955– MSU – Mitteilungen des Septuaginta-Unternehmens. Berlin, 1913–

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slavjan...

93 Во всей переписке Святителя Иннокентия с Саввою Владиславичем и с Платковским, ни одного намека, что он интригу их замечает. 94 Преемники Святителя: Иннокентий II, Софроний, Михаил, Вениамин, Михаил II, Ириной, Мелетий, Иннокентий III, Нил, Афанасий, Евсевий и Парфений. 95 В Феврале 1862 года. Преосвященнейшему Архиепископу Парфению сообщена от неизвестного чрез Каргину станцию Енисейского округа записка, содержащая сии предания. 96 К сожалению, нынешние монашествующие не могут показать этой пещеры, тогда как составитель записки говорит, что обвалину сей кельи можно видеть и теперь. 98 Впрочем, за это вмешательство и за вовлечение в дело Иркутского духовенства Игумен Паисий дорого поплатился при преемнике Святителя Иннокентие Неруновиче, которому предоставлено было обсудить и решить это. Ирк. Епарх. Вед. 1865 г. 18 стран. 306. 99 Гинь – Китайский вес, содержащий в себе 16 лап, или, на наш вес 1 ф. 84 золотника. – Энциклопед. словарь 1838 г. 102 В современной событию фамильной летописи духовного дома Карамзиных пожар сей описан таким образом: 11 ч. Июня, в Неделю Всех Святых, по полудни часу в 4-м монастырь Вознесенский сгорел, а именно: кельи все, три церкви – две каменные – снаружи и внутри без остатку. При том два колокола разбились, a другие истопились: великий страх был! К тому была превеликая погода. А святые образа и что было в церквах: книги, ризы и проч. и ограда вся и дна кедра архиерейские сгорели без остатку; осталась одна деревянная церковь Тихвинской Богородицы, где Архиерей погребен». 103 Иван Никитич Корюхов, уважаемый всеми, был искренним приятелем Преосвященного Архиепископа Михаила. Скончался позднее его двумя годами, именно 11 Мая 1832 года, после кратковременной болезни, в звании, несколько лет несомом им, Председателя Иркутской Уголовной Палаты. 72-х лет, приняв все напутственные таинства. Отпет при Иркутской Спасской церкви, в приходе которой имел дом, ныне принадлежащий чиновнику Березовскому, на берегу Ангары. 104 Исцеление Стефана Дудоровского в записях монастырских отнесено к 1797 году; но как жена говорит, что она получила исцеление в 1789 г. по примеру мужа своего; то очевидно, что 1797 год написан ошибкою вместо, 1787, к которому и отнесли мы чудо над Дудоровским как предшествовавшее болезни жены его.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Какие основы подрывались звуковым методом ? чьим видам этот метод мог не соответствовать? Трудно верить, чтобы преосв. Иоанн не видел никакого иного отличия нового метода от старого, кроме того, что прежде начинали учиться читать, запоминая: аз – Ангел , буки – Бог ; а потом : а–арбуз , бе–бык ... (суждение одного из наших архипастырей, посочувствовавших введению нового метода!.–0 цензорском , .отзыве  Иоанна на „Описание Славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки» см. сборник : „Протоиерей Александр Васильевич Горский в воспоминаниях о нем Московской Духовной Академии в двадцать пятую годовщину со дня его смерти». Св.-Тр. Сергиева Лавра. 1900. Стр. 109–149; сн. Правосл. Богосл. Энциклопед. т. VII (1906 г.), кол. 151, примеч. 69 Знаменский, стр. 158–160 и 165. Об Иоанне, как редакторе Православного Собеседника, см. в статье: „К истории Православнаго Собеседника (по поводу тридцатилетия журнала)”, напечатанной в Правосл. Собес. 1885, ч. III; редакторской деятельности Иоанна здесь посвящены стр. 471– 489. Статья подписана инициалами: „Н. К.”; Знаменский называет автором статьи Н. Ф. Красносельцева (Истор. Каз. дух. акад., стр. 160, ир. 1). 96 Об издателях сборника см. у Романского, стр. 522, пр. 1,–Сборник оба раза издан довольно неряшливо. 102 Проповедь жизненно-практическаго направления должна была, конечно, до некоторой степени усвоить себе характер публицистический; и выражения: „публицист , публицистический» одно время нередко применялись к церковным ораторам и к их проповедническим трудам . Но без сомнения, не нужно забывать, что наименование церковного учительства публицистикой, во всяком случае, неточно и не совсем удобно. Даже при явном увлечении проповедника областью злободневных вопросов , самый характер освещения их проводит резкое различие между. светскою публицистикою и проповедью с публицистическим оттенком . См. нашу брошюру: „Элемент современности в словах и беседах Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста ». Сергиев Посад .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Чт. 1865 г., I, стр. 62–63). Об отношении митрополита Исидора к делу посвящения Иоанна во епископа см. «Записки» архиеп. Саввы, т. 5, стр. 657–658. 336 Преосв. Савва в своих «Записках» сообщает, что один священник, оштрафованный пятью рублями, вздумал оправдываться; но преосвященный после каждого более или менее сильного положения самозащиты увеличивал штрафы наконец, оправдывающийся исчерпал все свои доводы, а штраф возрос до 25 р. См. т. IV «Записок», стр. 175; Романский, стр. 376–377: сн. стр. 405–406 о денежных штрафах за неявку в срок учеников семинарии после вакаций. 347 Знаменский, стр. 145. Иоанн, между проч., «с особой настойчивостью требовал изъятия из Истории Русской Церкви Филарета... фразы: " Христианство уравнивает боярина и князя с последним рабом пред лицем Господа в правах на благодать его»...» Таким образом, Иоанн, впоследствии нередко не считавшийся с видами правительства, – по должности цензора, с точки зрения охранителей, был вполне безупречен и даже отличался угодливостью. Но трудно одним этим объяснить загадочный факт вышучивания Иоанном «звукового метода обучения, боровшегося с рутиной» (Христ. Чт. 1907 г., ч. I, стр. 338–342 pass.). Какие основы подрывались звуковым методом? чьим видам этот метод, мог не соответствовать? Трудно верить, чтобы преосв. Иоанн не видел никакого иного отличия нового метода от старого, кроме того, что прежде начинали учиться читать, запоминая: аз – Ангел, буки – Бог: а потом: а – арбуз, бе – бык... (суждение одного из наших архипастырей, не сочувствовавших введению нового метода). О цензорском отзыве Иоанна на «Описание Славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки» см. сборник: «Протоиерей Александр Васильевич Горский в воспоминаниях о нём Московской Духовной Академии в двадцать пятую годовщину со дня его смерти». Св.-Тр. Сергиева Лавра. 1900. Стр. 109–149; сн. Правосл. Богосл. Энциклопед. т. VII (1906 г.), кол. 151. примеч. 348 Знаменский, стр. 158–160 и 165. Об Иоанне, как редакторе Православного Собеседника, см.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

изл. в. III, 12). 147 Точн. изл. в. III, 17. В этом смысле усвояется животворящая сила и телу Христову. «Плоть человеческая по своему естеству не есть животворящая, но Господня плоть, ипостасно соединенная с Самим Богом Словом, хотя, по естеству своему и не изъята была смертности, однако, по причине ипостасного соединения со Словом, сделалась животворящею» (там же, III, 21). 149 Видения эти так невероятны и фантастичны, что когда появились первые печатные описания их, то для устранения произведенного ими соблазна издателям пришлось уничтожать печатные экземпляры описаний. Осуждены были они и папою Климентом в 1772 г. См. у Лебедева А. А. прот. О латинском культе сердца-Иисусова. Спб. 1903 г. 44–64 стр. Гетте Вл. Еретичество папства. Перев. с франц. К. Истомина. Харьков. 1895 г. 70 стр. и след. По тому же вопросу см. еще в «Богосл. энцикл.“, изд. ж. «Странник», ст. Тычинина П. Иисус и культ сердца Иисусова и его общества (VI т.), и в «Энциклопед. словаре», изд. Брокгауза и Эфрона, под словом «Сердце Иисусово». 151 Пастырское послание епископа Манского от 16 мая, 1872 г., обнародованное с целью посвятить свою диоцезию священному сердцу. См. у Гетте. Еретичество папства. 79 стр. В бреве папы Пия IX о канонизации М. Алякок говорится: «у кого найдется такое черствое и надменное сердце, чтобы он не почувствовал ответной любви к тому сладчайшему сердцу, которое претерпело пробождение и раны копием для того лишь, чтобы наши души вкусили покой” (Katholik, 1875, I. 388), т. е. утверждается необходимость почитания материального сердца Иисусова. В 1878 г., с согласия п. Пия IX, конгрегациею индульгенций было объявлено, что получать индульгенции за молитвы пред образом сердца Иисусова можно лишь в том случае, если на этом образе действительно видно сердце Иисуса, а недостаточно, если образ представляет Спасителя показывающим Свои раны, при чем рука Его лежит на боку и закрывает сердце. Сн. Бог. энцикл, VI т. 684 стр. 152 Вот примеры: «Сердце Иисусово, глубино божественной мудрости, помилуй нас! Сердце Иисусово, седалище благодати и даров Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010