Когда возвратилась жена, Филипп сказал ей: «Ах ты, глупенькая, – ушла! А у меня сейчас какие гости-то были! Я, право, и не видал таких от роду», – и подробно, как только мог, пересказал ей все виденное и присовокупил: «Ах, как мне теперь легко! Смотри-ка, где у меня раны-то?». Действительно, жена его долго стояла в великом изумлении, не находя на теле его ни малейших признаков прежних язв. Но терпеливый страдалец, удостоившийся получить исцеление от неизвестных ему гостей, в ту же ночь предал с миром дух свой, сам крестообразно сложив руки на груди. На третий день по кончине тело его принесено было в церковь для совершения над ним чина погребения. Священник того прихода в этот самый день отлучался из дома верст за пятнадцать для служения молебна в доме своего духовного сына, купца второй гильдии В. С, перед местночтимой Толгской иконою Божией Матери, которая из церкви туда и обратно несена была при многолюдном стечении народа и при звоне колоколов. По совершении молебна, священник с причтом отправился домой, прежде икон, и, найдя тело страдальца в церкви, немедленно приступил к чину погребения, чтобы окончить его и успеть с тем же причтом проводить тело усопшего на кладбище прежде возвращения икон. Но едва только успели они выйти на паперть церковную с телом его, как начался звон, встречавший обратно несомую икону Царицы Небесной. Таким образом тело усопшего страдальца Филиппа несено было со звоном до самого кладбища, на расстоянии одной версты, а здесь как раз встретились и несшие Толгскую икону Божией Матери и тело почившего. Сбылось предсказание Царицы Небесной (Которой, как свидетельствовали многие, усопший при жизни молился с особенным благоговением), что Она, приходившая за два дня до смерти для утешения его в образе прекрасной девы, встретит его, и что он увидит Ее. При столь внезапной встрече несшие икону Царицы Небесной и тело почившего ощутили в себе какое-то особенное чувство благоговения к путям Промысла Божия, а некоторые из числа родственников в избытке чувств прослезились. Другие же из сопровождавших икону Царицы Небесной и почившего, на которых встреча не произвела, казалось, ни малейшего впечатления, говорили: «Ай да святоша! Какой счастливый! Смотри-ка: никого еще со звоном не провожали в могилу, а ты удостоился» (Свящ. А. Преображенский, «Странник», 1864, с. 37–41). Рекомендуем

http://azbyka.ru/fiction/tajny-zagrobnog...

И именно поэтому сам он был до самой своей смерти категорически против отделения своих сторонников от англиканской Церкви. Они отделиться смогли уже только после того, как он почил. Это следующий укол был, который меня резанул. А когда потом мой самый первый пастор об этом заговорил, что Церковь тоже не может существовать без традиций – а тогда как раз у пятидесятников шла борьба с неопятидесятниками, которые стали захватывать пространство российское и пятидесятническую повестку на себя перетягивать. А для них-то было главным отказ от традиций, в этом споре пятидесятников с неопятидесятниками одним из главных аргументов как раз было отношение к традициям. И вот неопятидесятники настаивали на том, что любая традиция – это плохо, и это делает нас фарисеями, поэтому они собственно борьбу с традициями в свою собственную традицию превратили. А консервативные пятидесятники, наоборот, доказывали, что это бесчинство, и что без традиций Церковь существовать не может. И у меня естественно тоже вопрос сразу в голове родился: слушайте, а если вы говорите, что должна быть в Церкви традиция, то почему я должен отказываться от древней традиции, которая от апостолов идёт, из ранних веков, и принимать традиции, которые сформировались или были придуманы, допустим, сто лет назад, чем одно лучше другого? Уж если говорить о том, что традиции не просто там имеют место, а должны быть, и мы должны традиции держаться, так лучше к корням вернуться. Ну-ка, давайте-ка посмотрим, а что за традиции были тогда? И это всё меня и вело в сторону православия. А второй момент, который меня в православие привёл, он был личного плана, когда я познакомился с батюшкой – с человеком, который сейчас является моим духовным отцом. Меня к нему в гости привезли, у меня в голове тогда кипели все эти вопросы и недоумения по поводу протестантского вероучения, несоответствий, которые я там обнаружил, и так далее и тому подобное. И меня пригласили в гости к этому батюшке, я охотно поехал, хотел с ним поспорить, подискутировать, задавать ему каверзные вопросы.

http://azbyka.ru/way/pochemu-pastor-pjat...

На территории К. м. проводятся ежегодные Всекубанские духовно-образовательные Кирилло-Мефодиевские чтения. 27 нояб. 2013 г. в Тимашёвске прошли Первые Михаило-Архангельские духовно-образовательные чтения, посвященные 700-летию со дня рождения прп. Сергия Радонежского . В Краснодаре действует правосл. б-ка «Троицкое слово», где священнослужители читают лекции, проводят встречи с читателями. Вторая по величине правосл. городская б-ка - им. равноапостольных Кирилла и Мефодия просветительской Краснодарской общественной орг-ции «Православная книга». Б-ки имеются почти во всех приходах митрополии. В 2005 г. при краснодарском храме Рождества Христова открылся детский дом «Рождественский». Помимо социальной опеки детский дом занимается духовным окормлением детей-сирот. В мон-ре в честь иконы Божией Матери «Нерушимая Стена» в Апшеронске возведено здание приюта для девочек до 7 лет. Д. В. Глухов Расколы на территории К. м. На рубеже XX и XXI вв. в пределах К. м. был создан ряд раскольнических кафедр. 17 апр. 1995 г. «епископ» Вениамин (Русаленко) зарегистрировал в Краснодаре Черноморско-Кубанскую епархию Русской православной церкви за границей (РПЦЗ), к-рая помимо общин в Краснодарском крае имела подворья в Курске и Перми. Данная структура была ликвидирована решением суда в 2009 г., к тому времени Вениамин входил в отделившуюся от РПЦЗ Русскую истинно православную церковь под упр. Лазаря Журбенко (см. в ст. Истинно православные христиане ). После снятия с регистрации епархиального центра официально действуют находящиеся в ведении Русаленко Крестовоздвиженский приход в ст-це Саратовская Горячеключевского р-на и «Курско-Коренной приход» в Краснодаре. Известна Краснодарская и Кубанская епархия Истинно православной церкви в юрисдикции лжемитр. Рафаила Прокопьева-Мотовилова, ее устав не зарегистрирован, почти все общины действуют нелегально; регистрацию в 2004 г. получил только Троицкий приход в Сочи, позже при нем был создан жен. мон-рь. Также неофициально действует Славянская и Южнороссийская епархия Русской православной церкви за границей в юрисдикции митр. Виталия (Устинова) (РПЦЗ(В)). Управляющий данной структурой «епископ» Виктор Пивоваров возглавляет Покровско-Тихоновский приход в Славянске-на-Кубани (зарегистрирован в 2000). В юрисдикции Российской православной автономной церкви (суздальского раскола) в Краснодарском крае в 2011 г. образована Армавирская и Северокавказская епархия; ее возглавил настоятель зарегистрированного в 2003 г. прихода св. Иоанна Крестителя в Армавире Василий Россоха, ставший «епископом» Марком.

http://pravenc.ru/text/2462169.html

Тотчас после этого к Зинаиде Глебовне подошла Нюша и заговорила скрипучим голосом с фальшивой улыбкой: – Хотела я предуведомить… Тая лужаечка, что под окнами моей барышни… Они ее почитают все равно как своей собственностью… так уж вы окажите уважение: не велите ходить вашим барышням, и на завалинку чтоб не садились… Собаку тоже пущать не велено. Не хотелось бы нам неприятностей. Вследствие таких сюрпризов, когда Надежда Спиридоновна через некоторое время снова показалась у калитки, никто уже не бросился к ней навстречу. Леля шепнула Асе: «Идет!» – и поспешно придержала за ошейник пуделя. Показалось ли Надежде Спиридоновне, что она была слишком резка утром, или ей захотелось похвастать своими трофеями, но она замедлила шаг и сказала: – Я убила только что двух гадюк: одна спала на солнце, а вторая выползла из-под моих ног и едва не ушла в кусты. Здесь, на «хохолке», их много, имейте ввиду. Я каждую весну убиваю несколько штук. Всего на своем веку я вот этою палкой убила сорок восемь змей, я им веду счет. Две пары глаз с удивлением поднялись на воинственную леди. – Она напоминает старую Карабас. Может быть она злая фея? – шепнула Ася, когда Надежда Спиридоновна отошла. – Скорее уж ведьма! – возразила Леля. Вечером, когда они ужинали при свечке, Зинаида Глебовна сказала, раскладывая на тарелки печеный картофель: – Сейчас рассмешу вас, девочки: сегодня старушка, наша хозяйка, та, что почти не слезает с печи, жаловалась мне на свою Нюшу, которая здесь вершит всеми делами, будто бы Нюша и ее старая барышня – ведьмы, будто бы за обеими водятся странности… – Вот видишь! Я тебе говорила! Я первая заметила! – закричали друг другу Леля и Ася. – Старуха уверяет, – продолжала Зинаида Глебовна, – что лет десять тому назад Нюша вздумала вешаться на чердаке и, когда вбегала туда по лестнице, услышала, как кто-то зазывает ее сверху страшным голосом: «А поди-ка, поди-ка». Нюша испугалась и не пошла, однако с той именно поры прочно связалась с нечистым: умеет взглядом заквасить молоко, заговаривает кур, питает пристрастие к черным кошкам и петухам, а в церковь ее не заманить даже к заутрене…

http://azbyka.ru/fiction/lebedinaya-pesn...

Флавиан помолчал, потом вздохнул: — Бывает и так, Алексей, бывает… Ты теперь — третий, кого я знаю, из тех, кому преподобный Сергий лично являлся, вот как тебе сегодня. Одному в Лавре, в Сергиевом Посаде, он тогда ещё Загорском назывался, вернее — одной — рабе Божьей, и одному здесь. В грех зависти вводишь, брат Алексий — засмеялся Флавиан — я тут одиннадцать лет служу, а такого чуда, по грехам моим, не удостоился, а ты третий день, и на! — сам Игумен земли Русской посещением пожаловал! Ох, и любит же тебя Господь, Алёша! Он приобнял меня за плечи, встряхнул ласково, видя мою полную ошалелость. — Посиди тут, подожди, сейчас я разоблачусь и подойду. Скоро он вышел из алтаря вместе с матерью Серафимой, несшей перекинутым через плечо, какое-то тонкое светлое облачение. — Благословите, батюшка, я вам, всё-таки, ещё подглажу подризничек на завтра, а то вон низок чуть примялся, не благолепно. — Хорошо, мать, Бог благословит, подглаживай, только сперва чайку нам поставь с Алёшей, мы скоро подойдём. — Благословите, батюшка! — Бог благословит! Флавиан с легким выдохом присел рядом со мной на лавочку, вытянул вперёд ноги, наклонившись, потёр ладонями коленки, поморщился: — Не было бы дождя, завтра, не то помокнем на крестном ходу… Взглянув на его вытянутые в разбитых войлочных «деревенских» тапочках ноги, я поинтересовался: — Болят? — Есть, малость. Наша «поповская профболезнь» — ноги, всякие там, артрозы, варикозы, тромбофлебиты и пр. Надо же и попам, как-то спасаться, хоть ногами поболеть, слава Богу за всё! Алёш! Ты расскажи-ка поподробней, что за разговор у вас с Батюшкой Сергием вышел? Я рассказал, практически — слово в слово. Флавиан сидел задумавшись. — Батюшка Флавиан, а кто, кроме меня, ещё здесь преподобного Сергия видел, не секрет? Да, нет, не секрет, тем более, что того человека здесь и нет уже давно. Лет восемь назад, у нас работала небольшая бригада маляров из Ка, белили церковь известью, попутно подштукатуривая всякие выбоинки да трещинки. Было их четверо; отец за бригадира, два сына и зять, работящие, непьющие, ну и, не то чтобы верующие, но и не безбожники, профессионалы хорошие.

http://azbyka.ru/fiction/flavian/?full_t...

Подлежащих платежу записывали за помещиками или кем-либо из прихожан, и при этом случалось, что дети священников обращались со временем в крепостных. При преемниках Петра I продолжали издаваться распоряжения об уменьшении числа лиц духовного сословия. При Анне Иоанновне забирались в солдаты все не служащие церковники и дети духовенства от 15-ти до 40-ка лет, и в первый же набор взято в солдаты 6.557 человек. Подобные же разборы церковников и детей духовенства происходили в последующие царствования. При императоре Николае Павловиче, в 1831 году, в последний раз забирали в военную службу праздных людей духовного звания и из служащих церковников, негодных и неисправных, в возрасте от 15-ти до 40-ка лет. В царствование Александра Николаевича постановлениями особого присутствия по делам православного духовенства, открытого в 1862 году, из духовного звания были выключены сверхштатные причетники, сторожа и звонари при церквах и дети духовенства. По своим правам дети священнослужителей были приравнены к детям личных дворян и к потомственным почётным гражданам, а дети церковно-служителей – к личным почётным гражданам, и всем предоставлено право поступать на службу военную или гражданскую, и, по желанию, обращаться к торговым, промышленным и другим занятиям. Уменьшением числа церквей и духовных лиц не обеспечивалось духовенство в средствах содержания, когда источники этого содержания оставались прежние. Такими источниками для некоторых из духовных лиц была казённая руга, денежная или хлебная, а для большинства–доходы с прихожан. То и другое обеспечение духовенства было самое скудное, а между тем являлись новые сборы с духовенства на школы, богадельни, сбор драгунских лошадей, повинности: пожарная, караульная и др. До времён Екатерины II правительство не предпринимало решительных мер к обеспечению духовенства. Екатерина II в 1766 году предписала межевым канцеляриям отмежевать к сельским церквам по 33 десятины. Духовенство было освобождено от разорительных для него сборов на епархиальных архиереев.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

(2) Однажды он пришёл в теплицу со студентами Богословского факультета. Там он взял мимозу за нижний край стебля, т. к. знал, что если дотронуться до лепестков, то цветок сразу сжимается, листочки скручиваются, словно засыхают. – Ну-ка, возьмите его и, если листья начнут засыхать, значит вы какие-то грешки от меня утаиваете. Студенты удивлялись и, видя как листочки у них падают, восклицали: – Батюшка, но мы тебе правду говорим, всё исповедали. – Но цветок-то по-другому говорит: что-то вы утаиваете… И Старец смеялся от души. Конечно, через 5–10 минут лепестки бутона снова распускались и студенты начинали понимать урок. Много раз я видел как маленькая птичка, с красной грудкой, садилась на грудь или на плечо Старца, или даже забиралась под одежду. Однажды он заговорил вообще о священниках, и высказал, что недоволен как теперь они служат. Через несколько лет после его смерти я пробурил скважину в том месте, которое указал Старец во время первой нашей встречи, под смоковницей, – и обнаружил много воды. 20. «ЕГО БЛАГОСЛОВЕНИЕ – ПОВСЮДУ В НАШЕЙ ЖИЗНИ» (свидетельство г-жи А. К., гор. Афины) Однажды в 1980 году в шесть утра я пришла к старцу Порфирию вместе со своими маленькими девочками, двух и трёх лет. Как только он их увидел, то начал часто крестить их, в течение примерно пяти минут, то одну, то другую, при этом шёпотом произнося молитвы. С той минуты, как мы вошли в его вагончик, я почувствовала прилив радости. Я спросила его: – Старец, Вы благословите меня родить и другого ребенка? – Родишь, родишь ещё! Вскоре я родила ещё одну дочь, которая теперь стала монахиней в Обители св. Иоанна Предтечи «Макрину», а потом и ещё двух сыновей, так что всего у меня пятеро детей. Потом моя свекровь с одной своей подругой посетили Старца и, как только вошли к нему, он отозвал подругу и сказал ей: «Ну-ка, присядь, я тебе расскажу… У тебя есть дочь, Мария. До восемнадцати лет она была возле тебя, слушалась и ходила вместе с тобой в храм. Но потом восстала и испортилась…». Та начала плакать. Всё, что она хотела ему поведать, Старец возвестил ей сам. С большой скорбью она спросила:

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavso...

Со временем в монастыре появились многие насельницы. Им выделялся участок для пост-ройки келий и для посадки садика с плодовыми деревьями. Иноческий ус-тав обители был принят в 1886 г. Святейшим Синодом, утверждена и сама обитель. Первой настоятельницей монастыря стала монахиня Валентина. При ней обитель достигла наибольшего расцвета. В 1903 г. были созданы иконописная и золотошвейная мастерские, все изделия очень высокого ка-чества. Существование этих мастерских поправило материальные дела оби-тели. Насельницы жили и живут в отдельных домиках, встречаясь в храме и за трапезой. В 1883 году 14 февраля был освящен храм во имя Казанс-кой иконы Божией Матери, построенный архимандритом Антонином Капусти-ным на пожертвования. В этом храме и хранятся величайшие Святыни - ка-мень Иоанна Предтечи и чудотворная икона Божией Матери. Из поколения в поколение сохраняется и передается предание о чуде, связанном с этой иконой. В 1914 г. был голод и разразилась эпидемия чумы. В монастыре уже умерли восемь сестер. Сестры были очень опечалены происходившим и просили заступничества у Божией Матери. Однажды во время богослужения икона поднялась с аналоя и проплыла по храму вокруг сестер и был глас, чтобы был прочитан 12 раз Акафист Казанской иконе Божией Матери и тер-ритория монастыря была обнесена иконой Божией Матери. После этого эпи-демия прекратилась, больше никто не умер. Мы потом были на сестринском кладбище, видели те могилы. Видели и могилки новомучениц-сестер монас-тыря, матери и дочери Варвары и Вероники, убиенных злоумышленником в 1983 году. Традиция обносить территории монастыря иконой Божией Матери сохраняется и по наше время. Ежевечерне одна из сестер обходит стены обители, читая Богородице Дево> и крестя иконой стены и домики. В престольный праздник иконы Казанской Божией Матери после Всенощной чи-тается всегда 12 раз ей Акафист. Вот Промысел Божий! Случайно (?)я взяла, с собой в поездку Акафист Казанской иконе Божией Матери, еще не зная о Святыне Горней. С какой радостью он был прочитан мной и палом-ницей-москвичкой, жившей со мной, в день отъезда из Горней после того, как приложились к чудотворной иконе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2087...

Л. 153. бываемо инкыхь. Тоже, что у Гоара р. 544, с дополнением р. 558. При выносе тела упоминается, что сверх его на покрывале полагается икона Спасителя или Божией Матери. – При пении кафизмы 17-й не показано припевов. После степенных антифонов, каждого гласа, полагаются по две ещё стихиры, кроме тех, какие назначены ныне и надписываются именем Феофана. Таковы стихиры первого гласа: Ка пища (или как ныне переводится: кая житейская сладость)... Дл спсе мои влмеши. ко ты въсхь Но и Феофановых стихир, на некоторые гласы, в ркп. более, чем на Греческом у Гоара. На конце л. 184 об. полагаются особые стихиры и при перенесении тела из церкви в гробницу. А по т п, глтсе, млтва дховнаго ца на гробо . Нач. Гь и мнгомлтивыи. иже на ради въчлчивыисе... тъ самь... да простить и тебе чедо... лика къ нм ко члкь въ съгршиль ес. У Гоара в этом чиноположении молитвы сей нет, но в Славянском печатном требнике (1850. гл. 30) она есть, только короче. Л. 187 об. ставь на инкь. Это чин панихиды с каноном 8 гласа, творения Феофанова, взятым из октоиха (гл. 8. суббота). Л. 194 об. погриба бльчьскаго. Состав сего чинопоследования имеет довольно особенного. Сначала положены три молитвы на дши. а) Та же, что и ныне, б) Ги бе нашь скрьбещимь. и плачющимсе вте (ныне на погребение священников после Евангелия второго); в) рш дш раба твоего. Потом молитва о усопших: Бе дховмь и въсакои пльти. – Собственно чин погребения мирян начинается тропарями: Глубиною мудрости и др. Потом стихословие псалма 118. Ектения великая. Вместо же канона стры мрьтвымь, по гласам, с степенными антифонами. Стихир первого гласа 8, начинаются следующею: Ка пищи (ныне: кая житейская сладость). Второго гласа 8, начинаются: вы колик тг дша имать. Третьего 8, начинаются: Вьсе члчьское. Четвёртого 7, начинаются: Где мира сего Пятого гласа 4, нач. Зарею лица твоего х. Шестого 14, нач. Начело мо и сьставь. Седьмого 4, нач. мрщвлнь на крт. Восьмого 7, нач. Плачюсе и рыдаю. (Из них – то выбраны почти все следующие ныне за каноном самогласны; а ещё более их в чине погребения священнического). Далее следуют блаженны с своими тропарями, как и ныне, но не на шесть только стихов, а на десять; – потом Апостол и Евангелие, и стихиры последнего целования 12; из сих стихир пять и ныне удержаны; – прочие заменены другими. Молитва разрешительная написана после отпуста, та же, что и на погребении иноческом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

д., а также об обращении иудеев (без коленопреклонения)). Вслед за этим совершался обряд поклонения Кресту, установленный ок. VII-VIII вв.: с Креста, заранее завешенного пеленой, при пении гимнов постепенно снимали пелену; затем Крест устанавливали возле св. престола и все по очереди поклонялись и целовали Крест; в это время пели Трисвятое и Improperia (букв.- упреки) - особые песнопения В. п., включенные в чин ок. XIV в. и, в частности, содержавшие упреки иудеям, распявшим Христа. Поклонение Кресту в В. п. встречается и в греч. южноитал. книгах (напр., в Гроттаферратском Типиконе - Crypt. Γ. α. I, 1300 г.), очевидно под влиянием лат. практики. После поклонения Кресту он возлагался на престол и начиналась месса Преждеосвященных Даров (В. п. была единственным днем года, когда она совершалась). При пении гимна и с торжественной процессией из одного из приделов приносилась Св. гостия, 2-я из освященных в Великий четверг. Духовенство возжигало свечи, предстоятель кадил престол с лежащей на нем Св. гостией, возвышал ее, и после «Отче наш» и неск. кратких молитв причащался ею. С XIII в. миряне в В. п. никогда не причащались. После мессы сразу совершалась вечерня. Распятие. Миниатюра из Сакраментария св. Ананда. 2-я пол. XII в. (Муниципальная б-ка. Валенсия. Ms. 108. F. 58 v) Распятие. Миниатюра из Сакраментария св. Ананда. 2-я пол. XII в. (Муниципальная б-ка. Валенсия. Ms. 108. F. 58 v) В 1955-1956 гг. лат. богослужение Страстной седмицы было подвергнуто пересмотру, а после II Ватиканского Собора - радикально реформировано (см. ст. Novus ordo). Matutinae и Laudes предписано совершать утром (поэтому обряд tenebrae отменен), службу чтений и мессу Преждеосвященных Даров - вечером. Черные облачения заменены красными, что должно символизировать триумф Христа Распятого. Ветхозаветное и апостольское зачала службы чтений заменены (Ис 52. 13 - 53. 12 и Евр 4. 14-16 + 5. 7-9), Евангелие оставлено. Изменен текст молитвы за иудеев, теперь это не молитва об их обращении, а просто молитва о них.

http://pravenc.ru/text/150067.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010