Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ I [Вост. Римская империя, Византия], позднеантичное и средневек. христ. гос-во в Средиземноморье со столицей в К-поле в IV - сер. XV в.; важнейший исторический центр развития Православия. Уникальная по своему богатству христ. культура, созданная в В. и., оказала глубокое воздействие на страны средневек. Европы (в т. ч. Др. Русь), Кавказа и Ближ. Востока. План Константинополя. XV в. Худож. К. Буондельмонти (Б-ка Лауренциана во Флоренции) План Константинополя. XV в. Худож. К. Буондельмонти (Б-ка Лауренциана во Флоренции) Самоназвание В. и.- Римская (Ромейская) империя, или «Царство ромеев» (лат. Imperium Romanorum; греч. βασιλεα τν Ρωμαων),- подразумевает, что она считала себя продолжением древней Римской империи . Жители В. и. называли себя римлянами («ромеями»), этим же именем называли их соседние народы Ближ. Востока. В Зап. Европе после образования в 800 г. Римской империи во главе с франк., а затем герм. императорами В. и. именовалась К-польской или Греческой (при сохранении за ее территорией географического понятия Романия, букв.- страна римлян). Зап. традиция была воспринята и славянами, в т. ч. на Руси, где традиц. формой названия Византии было «Ц(ес)арство греков». Между тем в греч. языке визант. эпохи слово «эллины» (λδβλθυοτεΕλληνες - греки) обозначало язычников (его этническое значение возрождается лишь в XIV в.), в то время как ромеями (Ρωμαοι - римляне) называли христиан. Поэтому др. названием В. и. было «Христианское царство» (βασιλεα τν Χριστιανν), что отражало сформировавшуюся к VI в. концепцию о единстве всех христиан ойкумены под властью (реальной или номинальной) рим. императора. Название «В. и.», принятое в исторической науке и совр. обиходе, является искусственным; оно происходит от античного названия столицы империи - Византий (Βυζντιον; см. ст. Константинополь ). Это название встречается у визант. авторов (как архаизированное наименование К-поля) и в нек-рых иноязычных средневек. текстах (арм., копт.), однако оно никогда не являлось официальным. Как научный термин название «Византия» впервые, вероятно, было введено в употребление в XVI в. нем. ученым и издателем античных и визант. авторов И. Вольфом . В совр. историографии продолжаются дискуссии относительно аутентичности понятия «Византийская империя»; ряд ученых считают более корректным говорить о Вост. Римской империи, просуществовавшей до сер. XV в. Однако описание этого своеобразного исторического феномена оказывается более удобным при использовании особого (хотя бы и условного) термина. Этим объясняется широкое распространение понятий «Византия», «Византийская империя» в исторической науке и развитие ее специальной отрасли - византиноведения .

http://pravenc.ru/text/ВИЗАНТИЙСКАЯ ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИНИАТЮРА Вход Господень в Иерусалим. Пророки. Миниатюра из Россанского кодекса. VI в. (Епархиальный музей, Россано. Ms. 042. Fol. 1v) Вход Господень в Иерусалим. Пророки. Миниатюра из Россанского кодекса. VI в. (Епархиальный музей, Россано. Ms. 042. Fol. 1v) В книге - элемент декора; изображение, иллюстрирующее или комментирующее текст. М. может быть полностраничной и предварять всю книгу (выходная М.) или к.-л. ее часть (фронтиспис), занимать часть листа, будучи при этом встроенной в блок текста, или располагаться на его полях и в таком случае нередко быть визуальным комментарием к нему. М. может размещаться внутри орнаментальной заставки. Название «миниатюра», подразумевающее небольшой размер, употребляется по отношению к произведениям различных видов изобразительного искусства, не связанным с книгой (портретные, рельефные). Первыми М. были, вероятно, рисунки на егип. папирусных свитках, самые древние из к-рых относятся к XV в. до Р. Х. В эпоху античности свитки, а примерно с III-IV вв. по Р. Х. кодексы, особенно те, к-рые содержали естественнонаучные сочинения, имели иллюстрации. Однако говорить о М. как об особом жанре изобразительного искусства можно, по-видимому, с IV в., когда иллюстрации приобрели знакомый совр. читателю облик: законченные композиции, напоминающие картины уменьшенного размера, с обрамлениями или без, с пейзажными и архитектурными фонами, иногда с дополнительными деталями, имеющими только художественное значение. М. просуществовала до того момента, когда рукописным книгам окончательно пришли на смену печатные; тогда ее сменила книжная графика . Крупнейшие собрания иллюстрированных рукописей (до неск. тыс.) находятся в Италии (Ватиканская б-ка, Лауренцианская б-ка во Флоренции, Национальная б-ка св. Марка в Венеции, Амброзианская б-ка в Милане и др.), во Франции (Национальная б-ка Франции в Париже), в Великобритании (Британская б-ка в Лондоне, Бодлианская б-ка в Оксфорде), в Австрийской национальной б-ке в Вене, Гос. б-ке в Берлине, в б-ках афонских монастырей и б-ке монастыря вмц. Екатерины на Синае. В России самыми большими коллекциями обладают ГИМ, РНБ, РГБ и РГАДА.

http://pravenc.ru/text/2563264.html

400, Баварский национальный музей, Мюнхен) на мозаике в ц. Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне (до 526), на миниатюре из Евангелия Раввулы (б-ка Лауренциана, Флоренция, 586), на ампулах Монци (VI в.), на миниатюрном клейме крышки реликвария из капеллы Санкта-Санкторум в Ватикане (ок. 600, Музеи Ватикана), на клейме серебряного блюда-дискоса из дер. Григорова Соликамского у. Пермской губ. (VIII-IX вв., ГЭ). На маргинальных миниатюрах из Хлудовской Псалтири (ГИМ. Греч. 129. Л. 44, сер. IX в.) 2 жены показаны сидящими у подножия гроба, плачущими и прикрывающими лица руками (вверху), одна из них стоит у гроба, прикасаясь к нему; обе в светлых платьях, мафорий у одной коричневый, у другой красный. Схема с 2 женами, стоящими у гроба, на к-ром восседает ангел, повторена на фресках Спасо-Преображенского собора Мирожского мон-ря (30-40-е гг. XII в.), примыкает к сцене «Явление Христа двум Мариям» и разделяет крупные сцены «Сошествие во ад» и «Успение Пресв. Богородицы». Известны и краткие версии композиции, когда 2 ангелам, сидящим при гробе, предстоит лишь одна жена, к-рую и соотносят с М. М., как, напр., на миниатюре из Евангелия из афонского мон-ря Дионисиат (Ath. Dionys. 587, XI в.). Пришедшие ко гробу 3 жены представлены на произведениях, восходящих к евлогиям средневизантийского времени и периода лат. завоевания, как, напр., на миниатюре в Синаксаре Захарии Валашкертского (НЦРГ. А 648, 1-я четв. XI в.); на рельефе на серебряном окладе для камня Гроба Господня к-польской работы (1150-1200, Лувр, Париж); на новгородских каменных иконках XIII-XIV вв. (НГОМЗ, ГММК); подобная схема повторяется на готических авориях, напр. в клейме диптиха-авория с изображением Страстей Христовых франц. работы (2-я пол. XIII в., ГЭ). В древнерус. искусстве извод этой композиции имеет большое значение, т. к. входит в число сюжетов Страстного цикла, дополняющих праздничный чин высокого иконостаса (напр., иконы из Троицкого собора Троице-Сергиева мон-ря (1425-1427); из Успенского собора Кириллова Белозерского монастыря (1497, КБМЗ)), а также встречается в составе аналойных икон-таблеток (напр., икона из комплекта «Троицких таблеток», 2-я четв.

http://pravenc.ru/text/2562144.html

Булла папы Римского Льва Х от 1 июля 1519 г. (Б-ка Лауренциана во Флоренции) Булла папы Римского Льва Х от 1 июля 1519 г. (Б-ка Лауренциана во Флоренции) Л. недооценил выступление Лютера и не сумел остановить распространение Реформации Определенную роль в этом сыграло и ренессансное воспитание понтифика, привившее ему принципы известной культурной и идеологической терпимости. Так, когда в 1510 г. нем. гуманист Иоганн Рейхлин выступил за изучение Талмуда и против уничтожения евр. священных книг, Л. поддержал, хотя и с большой осторожностью, немецких гуманистов в этом «споре о еврейских книгах». Папа одобрил изучение евр. и араб. языков в возрождаемом им Римском ун-те (1513; впосл. ун-т Сапиенца), однако позднее, после распространения протестант. учений, сочинения Рейхлина подверглись офиц. осуждению. Непосредственным поводом к выступлению Лютера послужила продажа индульгенций . В Германии важной причиной начала широкой торговли грамотами об индульгенции стала покупка Магдебургским архиеп. Альбрехтом Гогенцоллерном архиепископства и курфюршества Майнц, дававшего княжеские права (1514). Для погашения кредита в 29 тыс. дукатов, выданного банкирским домом Фуггеров, архиеп. Альбрехт получил от Л. дозволение на распространение в течение 5 лет папской индульгенции в Бранденбургском и Магдебургском архиепископствах; при этом половина полученных от продажи грамот сумм должна была отдаваться на строительство собора св. Петра в Риме (булла «Sacrosancti Salvatoris» от 31 марта 1515). Выступление Лютера 31 окт. 1517 г. («Диспут о силе индульгенций», более известный как «95 тезисов») не привело, однако, к немедленной реакции папской курии; лишь почти через год Лютеру было предложено явиться в Рим, затем эта мера была заменена беседой с папским легатом кард. Каэтаном . 9 нояб. 1518 г. папа издал декрет «Cum postquam» в защиту индульгенций. Только после избрания имп. Карла V Габсбурга, к-рый решительно встал на защиту Римско-католической Церкви, папа вступил в более активную борьбу с лютеран. ересью; была создана специальная комиссия для опровержения лютеранского учения. Буллой «Exsurge Domine» от 15 июня 1520 г. учение Лютера было осуждено; 3 янв. 1521 г. папа отлучил Лютера от Церкви.

http://pravenc.ru/text/2463269.html

Слово «Ка», известное на протяжении всей истории фараоновского Египта, писалось иероглифом 2 поднятых рук, что обычно понимается как символ охвата, т. е. защиты человека его Ка, хотя возможны и др. интерпретации. Главный методологический принцип, к-рый должен использоваться при изучении Ка,- четкое разделение между тем, что можно называть «внутренним Ка» и «внешним Ка», а также между Ка царя и Ка человека, поскольку эти представления различны. Представление о том, что существуют некие явления, обеспечивающие физическую и психическую деятельность человека, возникло в Египте еще в первобытность; Ка («внутренний Ка») был одним из таких явлений. Наиболее вероятно, что изначально Ка связывался с половой силой быка и шире - с репродуктивными силами в целом. Природа Ка отражена в словах, относящихся к тому же корню: «совокупляться», «оплодотворять», «намереваться», «мысль», «говорить», или передается словосочетаниями: «быть беременной», «делать беременной», «доброе состояние плоти» и т. д. Такие слова, как «колдовство», «заклинание», «заколдовывать», «волшебник» и словосочетания «быть заколдованным», «бог Хека, персонификация колдовства» и т. д. отражают сверхъестественность Ка. Т. о., репродуктивная роль Ка очевидна; что же касается его несомненного участия в процессе мышления, то сущность его менее понятна (см. ниже в связи с Ба), однако, должно быть, именно это значение определило то, что слово «Ка» стало обозначать индивидуальность человека в целом, т. е. то, что отличает одного человека от всех других. При таком употреблении в разных контекстах Ка можно переводить как «характер», «природа», «темперамент»; т. к. характер в большой мере определяет жизнь человека, Ка имеет также значение «судьба». Древний ум, склонный к персонификациям, легко превращал этот «внутренний двигатель» человека в существо. Возможно, первоначально оно («внешний Ка») отождествлялось с плацентой, «близнецом», рождающимся вместе с ним и в дальнейшем обеспечивающим его жизнедеятельность. Подобное почитание плаценты и пуповины этнографически засвидетельствовано в Центр. Африке, однако в Египте оно было очень рано вытеснено более сложными представлениями, так что в династические времена прослеживаются лишь очень неявные намеки на его существование.

http://pravenc.ru/text/Ка и Ба.html

Понятие «Ка» - рождающийся вместе с человеком двойник, воплощением к-рого являются статуи, своего рода «дух-хранитель» человека, жизненная сила, некий образ личности в сознании тех, кто ее знали, двойник, приобретающий материальную форму, духовное тело, противопоставленное телу физическому, и т. д. В основу анализа Ка отечественный исследователь А. О. Большаков положил изобразительный аспект, имеющий отношение к данному понятию: в Е. любое изображение человека или предмета называлось Ка. Ка не изображалось, это слово обозначало само изображение. Мир егип. гробницы по сути мир Ка: все изображения в ней были Ка предметов и Ка умершего. Именно Ка умершего приносились жертвы, к нему же обращались молитвы и заклинания. Большаков предложил объяснение феномена Ка, основанное на психологии зрительного восприятия. По его мнению, Ка представлял собой зрительный образ, преломленный через специфическое восприятие, которое он постулировал для древнего сознания: он предположил, что египтянин рассматривал воспоминание о к.-л. объекте как непосредственное видение этого объекта, т. е. воспринимал воспоминание как материальный объект, находящийся перед его глазами, иными словами, как копию или двойник исходного объекта. Свойство изображения служить зрительным напоминанием, порождающим в сознании такого двойника, привело к появлению представления, что изображение - «дверь», из которой «выходит» Ка. Такая интерпретация позволяет объяснить процесс «кормления умершего», составлявший основу заупокойного культа: продукты, приносившиеся в гробницу, служили напоминанием, источником зрительного образа-двойника; как и настенные изображения, они порождали Ка продуктов, которым «питался» Ка умершего. Жертва и субъект, для которого она была предназначена, имели одну и ту же природу. В древнеегип. поучениях Ка приобретает характер нравственно-этического эталона. Описания отрицательных поступков, недостойной манеры поведения часто сопровождаются в поучениях резюмирующей формулой «то - отвращение Ка», показывающей, что эта категория может определять отношение к тому или иному действию, служить мерилом оценки. К числу аргументов против универсального характера предложенного объяснения можно добавить также соображения, касающиеся особой природы царского Ка и Ка богов (см.: Кеес Г. Заупокойные верования древних египтян. СПб., 2005). Заупокойные тексты и тексты, описывающие загробный мир

http://pravenc.ru/text/189507.html

Большого внимания заслуживает антропологическое учение египтян, тем более, что на этом учении была основана изумительная забота о сохранении тела умершего. По учению египтян, в человеке кроме тела и души нужно различать еще особенную сущность, которой они усвояли название Ка. Это – невидимая сущность телесной природы человека, ее двойник. Существование Ка всецело зависит от существования тела, хотя смерть последнего не ведет за собою уничтожения Ка, если только тело сохраняет свои формы и не подвергается полному тлению. После смерти тела Ка продолжает свое существование в гробнице («Дом Ка»), но только до тех пор, пока здесь существует набальзамированное тело в виде мумии. Впрочем, для существования Ка достаточно, если в гробнице есть статуя умершего, более или менее близко передающая его действительные черты; этим объясняется тот факт, что в египетских гробницах кроме мумии постоянно встречаются статуи погребенного здесь умершего. Ка составляет хотя и невидимую, но все же материальную часть человека и поэтому нуждается в пище, питье и других условиях телесного существования. Отсюда понятно, почему в гробницу умершего клались не только пищевые продукты, но и те вещи, который необходимы для человека в земном его существовании; умерший снабжался даже рабами, которые клались в гробницу в виде статуэток. Погребальные службы в честь умершего с разными приношениями были для Ка как бы праздничною трапезою. Чувство голода и жажды, по верованию египтян, может вынуждать Ка оставлять гробницу, блуждать в поисках за пищей и причинять беспокойство и даже болезнь своим живым родственникам. Впрочем, мысль египтянина в представлении о Ка как бы двоилась: то они приписывали этому невидимому двойнику человека действительную телесность, то видели в нем что-то духовное и отвлеченное. Египтяне, например, думали, что Ка может удовлетворяться вместо действительных пищевых продуктов только изображениями их и даже молитвою о даровании их: «простая молитва магического характера о хлебе, пиве, жареных гусях, одежде и «о всех хороших вещах, чем живут боги, для Ка такого-то умершего», как нельзя лучше могла заменить самую жертву in natura, ибо магическое слово творит то, что само обозначает; нарисованное на стенах имущество могло также хорошо удовлетворить Ка, как и настоящее, помещенное в могиле. Картинно изображенный на жертвеннике стол, переполненный великолепными дарами, не был простой иллюстрацией жертвенной молитвы, а заменял собою самую жертву» (Ланге).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

В храмовых изображениях рождения царя есть сцена, в к-рой бог Хнум лепит на гончарном круге младенца-царя и его копию - Ка. На царских памятниках начиная с периода Старого царства (XXVIII - нач. XXII в. до Р. Х.) часто встречаются изображения Ка, сопровождающего царя либо в виде персонифицированного знака Ка, либо в виде человеческой фигуры с этим знаком на голове; в иероглиф Ка вписывается т. н. горово имя царя, тогда как сам Ка держит в одной руке страусиное перо (символ мировой гармонии - маат ), а в другой - длинный шест с навершием, изображающим голову царя. Т. о. «царский Ка» связан с горовым именем, описывающим царя как проявление небесного бога-сокола Гора ; тем самым разрешается проблема двойственности природы царя, включающей божественную и человеческую составляющие - божественное реализуется через Ка. При этом в ряде случаев (особенно в Старом царстве с его точностью в изобразительном выражении идей) навершие располагается на уровне изображения головы сокола, входящего в состав горова имени, и образует композицию, структурно и семантически аналогичную статуям царя, голову которого охватывают крылья сокола-Гора, демонстрирующим его двойную природу. Связь «царского Ка» и Гора особенно хорошо проявляется в его идентификации в период Нового царства (сер. XVI - нач. XI в. до Р. Х.) с Гарсаисе - Гором, сыном Исиды , хотя изначальная его связь с кругом осирических представлений сомнительна. Иной аспект представления о Ка отразился гл. обр. в памятниках частных лиц. То, что изображение порождает в сознании образ изображенного, было интерпретировано египтянами как явление не психики, а окружающего мира - образ был объективизирован, превращен в самостоятельное существо - «внешнего Ка». В результате изображения (прежде всего статуарные, но также и плоские) стали главными объектами культа в храмах и гробницах, что подчеркивается словами «для Ка такого-то», с конца периода Старого царства этими словами описывается получатель жертв. Распространенный перевод как «Двойник» применим гл. обр. к «внешнему Ка».

http://pravenc.ru/text/Ка и Ба.html

Задача 30.Списать слова, вставив пропущенную букву г, к или х. Дол-. Лу-. Ша-. Сто-. Кру-. Сне-. Моз-. Бере-. Творо-. Доро- он мне, как лучший мой дру-. Вра- ты мне или друг? Наш лу- затопило. Я купил плу-. Ро-. Жемчу-. Сегодня большой тор-. Слу-. Ду-. Он ловит му-. Сту-. Я сажал лу-. Су-. Задача 31.Списать слова, вставив пропущенную букву з или с. Моро-. Гу-ь. Во-. Ле-. Гла-. Гря-ь. О-ь. Но-. Обо-. Ква-. Ра-. Ма-ь. Воло-. Задача 32.Списать слова, вставив пропущенную букву д или т. Ме-. Ле-. Го-. Са-. Гра-. Лебе-ь. Пру-. Кла-. Ма-ь. Дего-ь. Плу-. Пру-. Тру-. Огоро-. Наро-. Лоша-ь, Гвоз-ь. Кос-ь. Тетра-ь. Ка-ка. Коло-ка. Реше-ка. У-ка. Нахо-ка. Ло-ка. Лоша-ка. Пала-ка. Моне-ка. Сла-кий. Задача 33.Списать слова, подчеркнув в них букву о , которая произносится как а. Холодная вода. Рогатая скотина. Сосна – хвойное дерево. Вода окружает остров. Пахарь заботливо смотрел за своей лошадью: поил ее ключевой водой, кормил хорошим овсом. Поля и холмы покрыты белым ковром холодной зимы. Решение:Холодная вода... Задача 34.Из примеров 3З-ей задачи выбрать и напи­сать слова, в которых буква о звучит как а . изменив при этом их так, чтобы ударение пало на о . Решение:Холод. Воды... Правило. Чтобы при, письме не сделать ошибки в сомнительном гласном звуке, нужно слово изменить так, чтобы ударение пришлось над этим звуком. Задача 35.Как написать правильно: домком или дамком? Ст о /а лица? К о /а са? Г о /а в о /а рить? См о /а ла? Д о /а р о /а гой? Задача 36.Написать правильно под диктовку учителя следующие примеры 105 и потом поправить написанное, смотря в книгу. Русь стара. Голь хитра. Была игра. Косы тупы. Ноги босы. Яйца круты. Сабли остры. Храм высок. Работа трудна. Мысль быстра. Мы рады. Я спал. Ты добр. Я иду туда. Ты ступай: сюда. Между садами рос лен. Задача 37.Сделать то же со следующими примерами: Мой брат купил лисью шубу. Добрая слава тут и стала. Валит сила сильная. Царю нужна голая правда. Бывают споры и между друзьями. Зайца ноги носят. Волка зуб кормит. Нужда ум дает. Пастухи дали быкам травы. Хоть пруды пруди.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Филиппом Добрым (1419-1467)). Мать К. после внезапной смерти мужа в 1506 г. была признана недееспособной и не участвовала в управлении гос-вом и в воспитании сына; до его совершеннолетия Кастилией управлял кор. Фердинанд Арагонский. Образованием и духовным воспитанием К. занимался ректор и канцлер Лувенского ун-та богослов Адриан Флоренц, еп. Утрехта (впосл. папа Римский Адриан VI (1522-1523)). Полученное буд. императором образование в целом соответствовало традиции сословного и семейно-духовного наставничества монарха (хотя у К. были и значительные пробелы в знаниях: напр., из языков он знал только французский, кастельяно и нем. язык выучил позднее). В юности К. познакомился с идеями «нового благочестия» (см. Devotio moderna ), христ. гуманизма ; интересовался творчеством Эразма Роттердамского , который в свою очередь надеялся на воплощение молодым государем христ. гармонии в империи. Став императором Свящ. Римской империи (1519), К. видел своей целью поддержание единства католич. Церкви и христ. Европы. Король Испании В марте 1516 г., после смерти деда, кор. Фердинанда Арагонского, К. был провозглашен в Брюсселе королем Кастилии и Арагона. Архиеп. Толедский кард. Франсиско Хименес де Сиснерос предупреждал об опасности такого шага: в Испании многие сочли этот акт незаконным, поскольку официально королевой оставалась Хуана Безумная, и при ее жизни К. мог быть лишь регентом. К тому же К., выросший в Нидерландах, не знал языка и обычаев Испании, и общественное мнение было настроено скорее в пользу его младшего брата Фердинанда (впосл. имп. Фердинанд I (1556-1564)), к-рый род. и вырос в Испании. Осенью 1517 г. К. прибыл в Испанию. Высокомерное поведение королевской свиты (мн. придворные были фламандцами по происхождению) сразу настроило против К. его новых подданных. После смерти архиеп. Хименеса де Сиснероса (8 нояб. 1517) К. способствовал назначению Гильома де Круа, 19-летнего племянника своего фаворита Г. де Круа де Шьевра, администратором Толедской архиепископской кафедры.

http://pravenc.ru/text/1681065.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010