1403 Статьи П. С. Богословского и Н. В. Скоморовской даны после каталога В. В. Игошева в развитие темы вкладов семьи Строгановых. – Примеч. сост. 1404 К этому же времени относится крест и по характеру письма, которое, однако, я здесь не рассматриваю специально. 1405 Текст на внутренней боковой стороне креста: риза пр(е)ч(и)стъе... ароновь риза аронова дуба мамвриского камен и вознесенского мощи апостола варфоломея мощи апостола Варнавы мощи апостола и евангелиста луки мощи игнатья б(о)гоносца моши иякова перскаго мощи м(у)ч(е)н(и)ка прокопия мощи даии(и)ла сто(лпни)ка мощи с(вя)т(о)го м(у)ч(е)ннка фе (?) ... мощи с(вя)т(о)го м(у)ч(е)ника пантелемона мощи... страстотерпца мощи с(вя)т(о)го анфиногена моши вел(и)ком(учени)ка костянтина моши с(вя)т(о)го м(у)ч(е)ника иоаианова … Миро от гроба г(оспод)ня камеи у гроба г(оспод)ня ка... неведа котором а(н)гелъ седелъ у гроба г(оспод)ня камен купи(н)ы неопал(имыя) др(ево) на ко(ем) пр(е)ч(и)стая... (сидела как) как бежала из Егип(та) млеко пр(е)ч(и)стые пер(сть) от(ие)редяна ка(мень) от и(е)редяна... иякова (брата господня?) мощи (андрея первозванаго?) григори(я) б(о)госло(ва)... моши архид(ья)к(она) им же стефан (миро?) дмитрея... (страстотерпца?) федора (стратилата?) феодота им же во анкири мощи кирила новаг(о) козмы и дам(ь)яна кир(ил)а иоан(н)а ефрема серина михаила сина(итцкого?) акипсимы... кирика часть (со святым) мучениюм анфимо(м) пострадавших (?) ... мощи анастасия (персянина?) моши... многи(х) смертны(х) ладан... росно и миро с(вя)т(о)го неведомо др(ево) гроба петра ми(т)ро(полита) п(о)стелка алексея... и риза сергея рад(онежского) др(ево) гроба сергея радо(нежского) др(ево) макария калязского... николы с(вя)тоши др(ево) от гроба кн(я)зя михаила чер(неговьскаго?) антония ри(млянина) возглавия кам(ень) его же ка(мень) на чемь и зримо уп(лыл) во но(в)гор(о)д его... В центре по ребру тыльной стропы креста надпись: положение Никиты строгано . Внутри лицевой стороны креста идёт текст: риза и гробъ кирила белозерскаго мощи власы онежскихъ чю(д)отворцевъ мана небесная над(у)ха не чист(а)го темнъ росно и касия.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

е. равно трем. Кафизма 17-я, поемая непременно в субботы всего года сверх рядовых кафизм, так же как и но ’Υποτπωσις-y, чтения не имеет. Правда, когда эта кафизма поется без аллилуариев, то сливаясь с предшествующей кафизмой, заключается чтением, согласно следующему характерному замечанию Устава: не всхъ стхъ, до вздвижени: къ соуты. к. ка. пота. а. рекше ре гь гвн. и блин непоро. а. ка. пота съ аллую а блнн непорон безъ алун. бывають оударени. (на сбор рабочих, приходивших в храм позже других) въ начти. г. аллур а. ка. а на блин непорон. чьтин бывают. нъ въньгда коньчти моу. конь нрннмет. пвьц. поюма ка. и б. абн въставъше вси поють. и. жлм. а въздвижени до соув сыропоуны. поють ка. рекъ. пр. блни непоро. на дво. оударени же быват. въ начтти трети аллур. к. ка. выниоуже блин непорочь. за мьрт. поють. югда к. или на. г. сла. поть чьтс. на блин непоро не быват коже речено 308 ; но это – собственно чтение, принадлежащее не 17-ой кафизме, а предшествующей и сливающейся с нею кафизмы; лишь в одну субботу, великую 309 , а равно в праздник Успения Божией Матери, 17-я кафизма имеет собственное чтение, но в этих случаях 17-я кафизма является единственной и потому заменяющей и рядовую 310 . Утрени, совершенно согласно ’Υποτπωσις-y не имеющие кафизм, именно – великого пятка, всей пасхальной седмицы, недели Антипасхи 311 и попразднеств великих (которых по Алексеевскому Уставу больше, чем по ’Υποτπωσις-y) праздников 312 , не имеют и связанных с кафизмами чтений, сохраняя лишь два чтения на каноне. – Таким образом, указанный выше четий материал всех трех параллельных кругов распределяется между отмеченными уже в ’Υποτπωσις-е, тремя – четырьмя, а иногда только двумя моментами ежедневного утреннего последования. Распределение четьяго материала происходит таким образом, что каждое отдельное произведение, в зависимости от своей величины, может быть прочитываемо или сразу, в один только момент богослужебного последования, например только после одной какой-либо из кафизм или песней канона 313, или же – в несколько приемов – от двух 314 до четырех 315 – именуемых «чтениями», так что одна часть произведения прочитывается по 1 кафизме, другая по 2-й, третья – по 3 песне канона, четвертая – по 6-ой.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Ладь косы и серпы к Петрову дню; 30. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов. Полупетр. В этот день, собираясь на покос, провожают весну. «Мученик Устин (воспоминемый Церковью 1 июня, Устинов день) – между маем и июнем тын!» – говорили крестьяне. В этот день народное поверье запрещало городьбу городить: «На Устина не городи тына!» Старики сулили пожар тому домохозяину, который ослушается их совета. В этот же день судили по солнечному восходу об урожае, для чего выходили до зорьки в поле и приглядывались к солнечным лучам: взойдет солнышко на чистом небе – быть доброму наливу ржи. А бродят тучи по небу в это утро – бабам на радость: лен-конопель уродится на диво! От Устина – два дня до Митрофанова дня (4 июня). «В канун Митрофана – не ложись спать рано!» В навечерие этого дня оценивали перспективы вызревания хлебов. Деревенский опыт советовал под Митрофана «заглядывать, откуда ветер дует». Во многих местностях Владимирской, Ярославской, Тверской, Тульской и др. соседних губ. существовала старинная примета об этом. «Тянет ветер с полуден – яровому хороший рост!» – говорили там. «Дует с гнилого угла (северо-запада) – жди ненастья!» Ветер «с восхода» (восточный) – к поветрию (повальным болезням). «Сиверок (северо-восточный ветер) ржи дождями заливает!» В старину даже существовал обычай «молить ветер под Митрофана». Старухи сходились для этого за околицей ввечеру, после заката солнечного, и, по данному старейшей из них знаку, принимались выкликать по ветру, размахивая при этом руками, следующее заклинание: «Ветер-Ветрило! Из семерых братьев Ветровичей старшой брат! Ты не дуй-ка, не плюй дождем со гнилого угла, не гони трясавиц-огневиц из неруси на Русь! Ты не сули, не шли-ка, Ветер-Ветрило, лютую болесть-помаху на православный народ! Ты подуй-ка, из семерых братьев старшой, теплом теплым, ты полей-ка, Ветер-Ветрило, на рожь-матушку, на яровину-яровую, на поле – на луга дожди теплые, к поре да ко времячку! Ты сослужи-ка, буйный, службу да всему царству християнскому – мужикам-пахарям на радость, малым ребятам на утеху, старикам со старухами на прокормление, а тебе, буйному, над семерыми братьями набольшему-старшому, на славу!» Это заклинание, по словам сведущих людей, имело непреодолимую силу над ветрами и заставляло их помогать крестьянам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

56 К настоящему времени опубликована переписка Победоносцева с Достоевским и Шереметевым, а также (частично) с И.С. Аксаковым. См.: Гроссман Л. Достоевский и правительственные круги 1870-х гг. Литературное наследство. 1934. 15; Достоевский и Победоносцев. КА. 1922. Т. II; «Мать мою, любимую Россию, уродуют»». Письма К.П. Победоносцева С.Д. Шереметеву. Источник. 1996. 6; Переписка С.Д. Шереметева с К.П. Победоносцевым . РА. Т. 9. М., 1999; Московский адрес Александру II в 1870 (из переписки К.П. Победоносцева с И.С. Аксаковым). КА. 1928. Т. 6 (31). 57 Два письма Андрея Николаевича Муравьева к К.П. Победоносцеву . РА. 1905. Кн. 2; Болезнь и кончина наследника цесаревича Николая Александровича. 1865. Письма Анны Федоровны Тютчевой в Москву к К.П. Победоносцеву и к сестре ее Екатерине Федоровне. РА. 1905. Кн. 2; Письмо И.С. Аксакова к К.П. Победоносцеву. РА. 1905. Кн. 2; Письма И.С. Аксакова к К.П. Победоносцеву, 18761885. РА. 1907. 10. 58 Перетц Е.А. Дневник Е.А. Перетца. 18801883. М.; Л., 1927; Половцов А.А. Дневник государственного секретаря А.А. Половцова. Т. III. М., 2005; Его же. Из дневника А.А. Половцова (18771878). КА. 1929. Т. 2 (23); Его же. Из дневника А.А. Половцова (18951900). КА. 1931. Т. 3 (46); Его же. Из дневника А.А. Половцова (19011905). КА. 1923. Т. 3, 4; Валуев П.А. Дневник П.А. Валуева, министра внутренних дел. Т. III. М., 1961; Его же. Дневник П.А. Валуева. 18771884. П., 1919; Милютин Д.А. Дневник Д.А. Милютина. Т. I. М., 1947 (2-е изд. – М., 2008); Т. III. М., 1950 (2-е изд. М., 2010); Т. IV. М., 1950; Ламсдорф В.Н. Дневник В.Н. Ламсдорфа. 18861890. М.-Л., 1926; Его же. Дневник В.Н. Ламсдорфа. 18911892. М.; Л., 1934; Богданович А.В. Три последних самодержца. М., 1990. Дневник Киреева до настоящего времени не опубликован и хранится в ОР РГБ. 59 Феоктистов Е.М. За кулисами политики и литературы. М., 1991; Чичерин Б.Н. Воспоминания Б.Н. Чичерина. Земство и Московская дума. М., 1934; Шереметев С.Д. Мемуары графа С.Д. Шереметева. М., 2004; Мещерский В.П. Воспоминания. М., 2003; Кони А.Ф. Триумвиры. Кони А.Ф. Собр. соч.: в 8 т. Т. II. М., 1966; Его же. Униатские дела. Кони А.Ф. На жизненном пути. Т. I. М., 1913; Его же. Штундисты. Там же; Его же. Пасторские дела. Там же; Витте С.Ю. Воспоминания. Т. I. М., 1960; Тихомиров Л. Воспоминания. М., 2003; Головин К.Ф. Мои воспоминания. Ч. II. СПб., 1910; Александр Михайлович , вел. кн. Воспоминания. М., 1999; Сабашников М.В. Воспоминания. М., 1988.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Севастьянова ввела в научный оборот «Завещание-устав» Н. для братии Воскресенского монастыря. В 1660-1666 гг. Н. создал его на основе завещания прп. Иосифа Волоцкого ( Севастьянова. 2011. Прил. 4). Н. дополнил свой текст цитатами из Свящ. Писания, выдержками из рукописных сборников XVII в. Н. живо интересовался отечественной и мировой историей, был собирателем летописей. Обширные летописные сборники, Воскресенский и Никоновский, получили свое название по месту хранения и их владельцу. В годы Патриаршества Н. был создан патриарший летописный свод 1652 г., в котором нашли отражение политические симпатии и идеалы Н. Н. был собирателем книг и создателем крупных б-к - Патриаршей, Воскресенской и Ферапонтовской. Наиболее обширной и разнообразной являлась Патриаршая б-ка Н. в Москве. В ней были собраны древние славянские переводы книг из 39 мон-рей страны. В результате поездки Арсения (Суханова) на Афон в 1653-1655 гг. б-ка пополнилась 395 книгами и рукописями, в числе к-рых помимо богослужебных книг были сочинения Гомера, Гесиода, Эсхила, Плутарха, Фукидида, Демосфена, визант. хроники, грамматики и т. п. Личная б-ка патриарха в Воскресенском мон-ре в 1658 г. насчитывала 156 книг, 5-ю часть к-рых составляли книги светского содержания ( Луппов С. П. Книга в России в XVII в. Л., 1970. С. 133-136). В состав этого собрания входили книги московской и киевской печати, рукописные. В б-ке имелись книги разного содержания - четьи, естественнонаучные, житийные, исторические, географические (из редких - Космография, перевод сочинения Г. Меркатора). В келейной б-ке Н. были книги на латыни («Лечебник» с русским переводом), на греческом («Грамматика», Псалтирь), польском и немецком языках (Библии) ( Севастьянова. 2007. Прил. 9). Н. этих языков не знал. Основная часть Патриаршей б-ки хранится ныне в Синодальном и Воскресенском собраниях ГИМ ( Савва (Тихомиров), архим. Указатель для обозрения Моск. Патриаршей (ныне Синодальной) ризницы и б-ки. М., 1855). Воскресенская б-ка до нач. XX в. хранилась в Новоиерусалимском мон-ре, в 1906-1907 гг. значительная ее часть была передана в Синодальную б-ку (ныне в ГИМ). Во время ссылки в Ферапонтово Н. много читал. Из царских даров была сформирована б-ка из 43 печатных и 13 рукописных книг ( Севастьянова. 2007. Прил. 9). Память и почитание

http://pravenc.ru/text/Никон ...

Постепенно темп песни ускоряется, одна песня сменяется другой все более веселого, плясового характера. Во время пения наиболее экспансивные вскакивают и начинают кружиться; к ним присоединяются другие, пока весь корабль не начнет плясать и кружиться под пение соответственных песен. Вот образцы их. Ай, вы нуте-ка, други, порадейте-ка, Золотые коренья не стоптывайте, Серебряны веточки не обламывайте, Бумажные листочки не осыпливайте! А вы нуте-ка, други, порадейте-ка, Меня Христа Бога поутешьте-ка, Мою матерь Богородицу порадуйте, или: Веселится весь собор, Катится к нам соболь, Полный дух, сударь, святой. Он явился во кругу, Трубить в золоту трубу, Подает звать во весь свет, Хочет простить грешных всех Со грехом нас разлучил, Святого полного Духа В сердца наши включил и т. д. Эта пляска состоит или в кружении на одной ноге, причем другой отталкиваются в такт песни все быстрее и быстрее, или в верчении парами, или в прыганьи опять-таки в такт, или в быстром беганье кругами друг за другом. По описаниям сектантов, эти пляски и верчения доставляюсь неописуемое наслаждение и блаженство. «Из всех действий и даров св. Духа, – говорил В. Попов, член кружка Татариновой, – нет соблазнительнейшего, как радение, ликование, святое плясание. Это блаженство, которое приводит верующие души в такой восторг, что они забывают себя, играют и поют, предаются святому скаканию и плясанию, плещусь руками, как царь Давид, хваля и славословя Господа». Поэтому сектанты изо всех сил стремятся на свои собрания, «в гости к батюшке» (Христу); их не удерживает ни погода, ни далекие расстояния. Тошным мне было тошнехонько – поется в одной песне: Грустным мне было грустнешенько; Мое сердце растоскуется, Мне к батюшке в гости хочется... «Один помещик зарайского уезда, будучи приглашен однажды на богослужение хлыстов, был до того поражен их радением, что едва не упал в обморок, и оно показалось ему чистым сумасшествием. При вторичном посещении собрания хлыстов этот помещик решился сам испытать на себе действие «Божьей работы».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Elch...

Образ Г. В. как автора литургических текстов известен с IX в. Папа изображается на троне перед пюпитром (или с раскрытым кодексом на коленях), на его плече сидит либо витает рядом голубь - символ Св. Духа, напр., на миниатюрах из Сакраментария из Сен-Дени (?) (Parisin. lat. 1141. Fol. 3, ок. 870), из «Regula pastoralis» (б-ка ц. Санта-Мария Маджоре в Риме, IX в.), из Сакраментария мч. Гереона (Parisin. lat. 817. Fol. 21, ок. 1000), из Зальцбургского Миссала (Вена. Университетская б-ка. Cod. 1845. Fol. 75, XII в.), из Бревиария (Parisin. lat. 1023. Fol. 3110, XIII в.), из Антифонария св. Петра (Зальцбург. Stiftbibl. Cod. XII 7. fol. 167, сер. XII в.); скульптура юж. портала собора в Шартре (1215 или 1520); рельеф бронзовых ворот Флорентийского баптистерия (Лука делла Роббиа, 1460) и др. Сохранились редкие примеры изображения Г. В. в окружении 3 голубей (свидетельство триипостасности Бога) (напр., фреска ок. 800 в ц. св. Бенедикта, Юж. Тироль). Иногда рядом с Г. В. помещали не голубя, а ангела (миниатюра из «Moralium libri» (Толкования на Книгу Иова) - б-ка мон-ря Монте-Кассино, Италия. Cod. 73 DD, XI в.; мозаика XIV в. в баптистерии собора Сан-Марко, Венеция). Изображение ангела рядом с Г. В. связывают с сюжетом из Жития, в к-ром рассказывается о помощи просителю, трижды обращавшемуся к святому, занятому составлением комментариев к Книге прор. Иезекииля ( Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. I 10; XI 23). Ангела, иногда изображаемого с ключом (миниатюра из Сакраментария из Меца - Parisin. lat. 1141, 875-877), рассматривают как персонификацию добродетели (Caritas) Г. В. Вместо фигуры ангела в этой композиции могут быть изображены человек в одеждах паломника или 2 фигуры (Сакраментарий из Сев. Франции или Бельгии - сокровищница собора в Хальберштадте. Ms. 153. Fol. 13, до 975; Хроника из Лиможа - Parisin. lat. 5943. Fol. 79v, кон. XI-XII в.). Рядом с Г. В. автором часто помещается фигура диак. Петра (диптих из Меца, ок. 980,- Национальная б-ка, Париж; Сакраментарий имп. Генриха II, 1020 или 1030,- Clm 4456; ломбардский Сакраментарий св. Веремунда, ок. 1000/02,- Ивреа. Б-ка Capimolare. Cod. LXXXVI. Fol. 80).

http://pravenc.ru/text/166740.html

- Машенька! А что мы сейчас будем делать? Уже шесть часов. Это сократовский метод, то есть, вы наводите ребеночка на правильный ответ. А ребенок некстати отвечает: - Мы сейчас будем есть клубнику! - Ну что же, поедим мы с тобой клубнику. А что мы с тобой обычно делаем в шесть часов? Не едим же, не спим, а чи... - ...стим картошку! - скажет ребенок опять некстати. - Нет, нет, нет! Чи-та-... И вдруг, вспомнив о своем ежедневном чтении, дитя скажет: - Читаем Евангелие! А можно ли с неумытыми руками прикасаться к Евангелию? Смотри, какие ладошки - все липкие от варенья! - Нет, нельзя. - Ну-ка, беги мыть скорее, скорее, только не споткнись! И ребенок бежит, подобно ковбою, бегущему по прерии, чтобы поскорее ему ладошки иметь чистыми. Прибегает, показывает свои ладошки. - Ну-ка, покажи правую! Ну-ка, левую! Все это делается с удовольствием, ведь это делается ради Бога! - Хочешь ли, я достану Евангелие, или сама возьмешь его? - Сама, сама! Это ведь так важно испытать произволение ребенка! В Библии написано: " Приблизьтесь ко Мне, и Я приближусь к вам. " - Ну, что же, полетим ко Господу? - Полетим! И уже Машенька ручками машет, как чайка, как альбатрос, хочет взлететь, но не получается без родительской помощи. Вы берете ребеночка под мышки и бережно возносите его. - Машенька, понимаешь ты теперь, как души идут на Небо? - Понимаю... Зависит от вас, как долго вы будете лететь. Можно совершить пируэт по комнате, лишь бы только голова не кружилась, ни у вас, ни у ребенка. И, наконец, вы подлетаете к Евангелию, притом, что Машенька ваша не безпартийный Карлсон, а истинный православный малыш. - Ну-ка, ну-ка, как дотронемся до Евангелия, как к нему прикоснемся? Можно ли просто так: цап-царап? Как Мышка, помнишь, яичко смахнула, яичко и разбилось? - Нет-нет-нет! Надо перекреститься! - Как мы с тобой будем три пальчика складывать? - Во имя Троицы,- ответит Машенька. - А два пальчика? Где у тебя безымянный пальчик, где мизинчик? Прижмем к ладошке и что скажем? Как помолимся? - Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2030...

четв. XV в. Восточнослав. печатные издания Апостола сопровождаются гравюрой ап. Луки с московского 1564 г. В укр. изданиях XVII в., начиная с львовского издания М. Слёзки 1639 г., помещалось значительное число гравюр, выполненных под влиянием западноевроп. иконографии (32 гравюры работы киево-печерского мон. Илии). Иллюстрированное Откровение ап. Иоанна (Апокалипсис) в визант. искусстве появляется поздно и имеет небольшое число миниатюр (Paris. Vod. gr. 239, 1422 г.; Б-ка Чикагского ун-та - поствизант. рукопись XVI в.). В западноевроп. искусстве Апокалипсис, напротив, является одной из наиболее часто иллюстрируемых рукописных книг: Апокалипсис с толкованиями Беата Лиебанского с подробными иллюстрациями в тексте (Нью-Йорк, б-ка Пирпонта Моргана. 644, 950 г.; Жерона (Испания), ризница собора, ок. 975 г.; Мадрид, Национальная б-ка. В 31а, ок. 1047 г.; Эль-Бурго-де-Осма, б-ка собора, 1086 г.; Paris. Lat. 8878, XI в.; Бамберг, Гос. б-ка. 140, после 1000 г.), Апокалипсисы в полных лицевых Б. (напр., Б. из ц. Сан-Паоло фуори ле Мура в Риме, 1000 г.). У юж. славян в средневековье иллюстрации к Апокалипсису не получили заметного распространения в связи с ограниченной рукописной традицией самого памятника. На Руси живописный цикл Апокалипсиса был известен с нач. XV в. (роспись Благовещенского собора Московского Кремля, выполненная в 1405 г. Феофаном Греком не сохр.; икона XV в. из Успенского собора Московского Кремля). Бурный расцвет рус. традиции иллюстрации Апокалипсиса в XVI-XVII вв., вероятно, вызван эсхатологическими ожиданиями в 1492 г. «конца седьмой тысячи лет». Новый толчок эсхатологические настроения обрели (в особенности в старообрядческой среде) в связи с реформами Патриарха Никона в сер. XVII в. В XVI-XVIII вв. получили распространение лицевые Апокалипсисы с большим числом иллюстраций (старшие образцы: Псалтирь - РГБ. Больш. Ф. 37. 432, 2-я четв. XVI в.; Апокалипсис толковый. РГБ. Егерев. Ф. 466. 6, 2-я пол. XVI в.); Апокалипсис толковый лицевой чудовской редакции в составе Сборника-конволюта - РГБ. Егор. Ф. 98. 1844. Л. 1-94, посл. четв. XVI в. и др.), иконография к-рых отчасти формировалась под влиянием западноевроп. гравюрных образцов (напр., ГИМ. Увар. 58, сер. XVII в.; ГИМ. Син. 5, 90-е гг. XVII в.). Сюжеты Апокалипсиса рано появляются в южнослав. книжной гравюре. В 1562-1563 гг. в Тюбингене вышло протестант. глаголическое издание НЗ с 26 гравюрами работы неизвестного нем. мастера, а в 1563 г.- кириллическое с 27 гравюрами Апокалипсиса (оба напечатаны словенцем П. Трубаром). В России цикл иллюстраций к Апокалипсису был впервые напечатан в составе лицевой Библии Василия Кореня в 1691 г. В 1712 г. издание толкового Апокалипсиса с 13 гравюрами (переиздано в 1768, а в 1717 в черниговском издании НЗ была издана 21 гравюра на тему Апокалипсиса работы Никодима Зубрицкого и иером. Макария (Синицкого)). Эти гравюры кон. XVII - 1-й четв. XVIII в. оказали большое воздействие на иконографию лубочных изданий XVIII-XIX вв.

http://pravenc.ru/text/209475.html

     Светлой памяти тех, о ком этот рассказ. Две молодые женщины — одна худощавая, высокая и стройная, как сосна, одиноко растущая на горной вершине, другая — приземистая, полненькая, похожая на пушистую лесную елочку, стояли над огородными грядками, в благоговейном молчании глядя на покрывающую их нежно-зеленую поросль. — Ишь, как славно пшеничка взошла! — донесся до них из-за невысокого дощатого заборчика скрипучий голос старухи-соседки, Марфы Акиндиновны. — Благословил вас Господь урожаем! А у меня-то, вот напасть, взошло всего ничего, и у Агеевых то же самое, и у Лушевых тоже, и у Близниных. А у вас — глянь-ка! Чудо, да и только! Женщины (а звали их Варварой и Екатериной, и были они сестрами-погодками) переглянулись. Теперь у них не было сомнений: это чудо, явное чудо! Его сотворил для них дорогой батюшка, отец Иоанн Кронштадтский 1 . Кто, как не он?! Варвара и Екатерина с детских лет почитали отца Иоанна Кронштадтского. Да и кто из нас его не почитает!? Всероссийский батюшка, великий молитвенник и чудотворец! Еще при жизни отца Иоанна едва ли не в каждом доме, в каждой избе, затерянной на просторах необъятной России-матушки, на почетном месте, рядом с иконами, можно было увидеть его фотографию или цветной портрет на жести, украшенный размашистой, узнаваемой с первого взгляда подписью кронштадтского пастыря. Но особенно почитали отца Иоанна на его родине, в пинежском селе Сура, жители которой звали своего знаменитого земляка запросто, как давнего знакомца: Иван Ильич. Из года в год, летней порой, отец Иоанн Кронштадтский навещал родные края, щедро одаривая односельчан, а по пути наведывался в губернский город Михайловск, для жителей которого приезд дорогого батюшки становился подлинным праздником. Сотни горожан, приодевшись и прихватив с собой детей и внуков, спешили на Оперную пристань, встречать пароход отца Иоанна. — Где-ка, где-ка он? — слышалось из задних рядов толпы. — Где батюшка? — Да вон же он, на палубе стоит. Глянь-ка, глянь, ручку поднял…. Благословляет. Слава Тебе, Господи, сподобились от дорогого батюшки благословение принять.

http://pravoslavie.ru/100039.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010