– А далее продолжение заповеданного: и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт. 1: 28). Иначе просто народ уже не сможет покрывать свою исконную территорию. У такого народа земля отнимается с войнами или без таковых. И никакая армия не поможет. – Да и воевать будет некому. – Патриарх Сербский Павел говорил: «Если албанская женщина рожает 7 детей, а сербская делает 7 абортов, то эта земля нужнее албанцам, чем сербам. Вот Господь и распорядился землями Косово и Метохии так, как посчитал нужным». – Так и в современной России рождаемость ниже критического уровня: 1,8 ребенка на семью – это даже не восполняет уходящие поколения. Православных мало. Если у мусульман 8,1 ребенок на семью, то сколько у православных? – Это как раз норма и православных семей. Ранее возглавлявший Синодальный отдел по взаимодействию Церкви и Вооруженных сил, а ныне переброшенный на защиту семьи, материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов говорит , что до революции у русских 8 детей в семье – это было нормально, 15–20 – обычное явление. В подлинно православных семьях и сегодня бывает 8 детей и больше. У протоиерея Валериана Кречетова дочери уже по десятому внуку ему рожают, а всего у батюшки при семерых детях (было 8 детей, один умер в младенчестве) 35 внуков, у протоиерея Александра Ильяшенко – 12 детей и 41 внук. Вопрос в другом: сколько их – этих православных семей? Мы же проигрываем Третью мировую войну именно на этих внутрисемейных фронтах: дети просто не рождаются, а то и убиваются в утробах. – Проблем много. Государство пытается в первоочередном порядке решать вопросы демографической политики. Но в целом ситуация очень сложная. Стоило показать свою силу, как нас «зауважали», но тут же у России не осталось ни одного союзника. Если проследить по истории, то увидим, что в те периоды, когда Россия сильна, она остается без союзников. То же самое и сейчас: история повторяется. Как говорил Александр III: «У России есть только два союзника – это наша армия и флот, остальные при первой возможности предадут».

http://pravoslavie.ru/103058.html

А Иона? Сам Господь не предуказал ли в нем свое предызображение? «Якоже бо бе Иона , — говорил Он, — во чреве китове три дни и три нощи: тако будет и Сын человеческий в сердцы земли три дни и три нощи» (Матф. 12:40). Но спросит кто-нибудь: если Он потерпел добровольную смерть в пяток, а возвратился к жизни во едину от суббот: то как останется верным то, что Он провел в сердце земли три ночи? Но ведь божественный Моисей говорит нам так: «нарече Бог свет день, а тму нарече нощь» (Быт. 1:5). А когда Господь повешен был на святом кресте, «тма бысть по всей земли» (Матф. 27:45), не потому, чтобы нашло облако и закрыло луч солнечный, и не потому, чтобы лунное тело, как некая преграда, застеняло солнце и не допустило достигнуть до нас сиянию (ибо так объясняются солнечные затмения людьми, знающами это дело): но вся земля была объята тьмою, гораздо мрачнейшею той осязаемой тьмы, которою поражен был Египет, потому что в самом солнечном теле не стало светоносной лучи испускающей силы; ибо надлежало, чтобы телесную смерть Творца оплакала вся тварь. Посему и Пророк говорит: «зайдет солнце в полудне, и померкнет на земли в день свет» (Амос. 8:9); и другой опять: «в день он не будет свет, ...и не день и не нощь, и при вечере будет свет» (Зах. 14:6—7). Во время сего-то мрака божественная и всесвятая душа Господня, отделившись от священного и животворного тела, находилась в сердце земли, и это время считается за одну ночь. Потом, после тьмы, Творец снова возстановляет день, и солнце возвращается к своему обычному состоянию; — посему и Пророк предсказал, что будет свет пред вечером. Затем была ночь пред субботою, потом — самая суббота, далее — ночь пред единою от суббот, и самый, наконец, лучезарный и светоносный день святого Воскресения, день, в который телесно произшел из гроба свет несотворенный, как жених, блистающий красотою воскресения; ибо конец субботы, который называется у Евангелиста «вечером субботным» (Матф. 28:1), есть начало единой от суббот. Вот ясное счисление трех дней и трех ночей! — Но обратимся к тому, на чем остановились.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3239...

Аналогичная интерпретация этого эпизода может быть найдена у отцов-каппадокийцев (Василий Кесарийский, Против Евномия, Lib.V), в антиохийских и сирийских экзегетических традициях. Интересное развитие этой интерпретации можно найти в творениях Иоанна Златоуста и в трудах сирийских отцов, таких как Ефрем и Ишодад Мервский. По словам Иоанна Златоуста, Бог пришел в человеческом облике к Мамре в обществе ангелов (Гомилии на книгу Бытия LVIII.11-12). Иоанн Златоуст видит в этом эпизоде откровение Христа в образе человека Аврааму о Его божественных и искупительных тайнах (Против театра ( spuria ) PG 56, col. 564). Ефрем Сирин объясняет, что Бог открылся Аврааму в одном из трех ангелов, и Авраам упал и поклонился ему (Комментарии на книгу Бытия XV.1). По словам Ишодада Мервского в его Комментариях на книгу Бытия , явление Бога Аврааму было прообразом пришествия Христа. Смысл этой теофании заключался в том, что Бог проявил себя в человеческой природе через Христа в конце времен. Оба ангела сопровождали Бога не только для того, чтобы почтить Его и продемонстрировать, что они являются служителями Его Величия, но и для того чтобы показать, что ангелы сопровождают нашего Спасителя во время Его домостроительства спасения. Авраам назвал Бога «Господом» прежде всего из-за Его величественного и славного вида, а также потому, что ангелы стояли в почтении перед Ним (Voste-van den Eynde 1955, 171f). Как мы заметили, христологический экзегетический подход к Быт. 18 был ярко выражен в патристической традиции. Тринитарная­ интерпретация, появившаяся с четвертого века и далее, также стала очень влиятельной. Кирилл Александрийский в Против Юлиана I утверждает, что эпизод в Мамре был откровением тайны Святой Троицы и соответственно Авраам, хотя он видел трех мужей, обратился к ним, как если бы они были одним. Трое мужчин также говорили, как один человек. Получается, что Авраам знал тайны тринитарной природы Бога. Таким образом, кажется, что тринитарная трактовка 18-й главы Книги Бытия появляется не ранее V в. Аналогичное толкование можно найти еще в VII в. Максим Исповедник отмечает, что Аврааму был преподан урок о Троице в единстве, так как Бог явился ему как три и общался с Ним как единое целое (Вопросоответы к Фалассию 28). Как отмечает Тунберг: «Тот факт, что Авраам обращался к своим гостям как к одному человеку (...) является основой христианской и тринитарной интерпретации 18-й главы Книги Бытия» (Thunberg 1966, 562).

http://bogoslov.ru/article/6028809

Апостол Иоанн свидетельствует, что он вторично видел явление славы Божией. «Вот престол стоял на небе и на престоле был Сидящий. И Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду. И вокруг престола – двадцать четыре престола, а на престолах видел я двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на главах своих золотые венцы. И от престола исходили молнии и громы, и голоса, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих. И перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных (т. е. живых существ), исполненных очей спереди и сзади...» (4:2–6). Эти живые существа имели вид подобный льву, тельцу, человеку и орлу летящему. Все они были «шестокрылые», как Серафимы, и беспрерывно взывали: «Свят, Свят, Свят, Господь Бог Вседержитель, Который был, и есть, и грядет» (сравн. Изек. 1:26–28, Ис. 6:1–3 ). В то же время старцы полагали свои венцы пред престолом Господа Славы и возглашали... «Достоин Ты, Господи, принять славу, и честь, и силу, ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» (4:11). Вокруг престола сияла радуга, как знамение завета вечного между небом и землей ( Быт. 9:13 ). 3. Третье видение Славы Господа Иисуса Христа. Агнец Божий. Таинственная книга (5 гл.) Далее св. Иоанн вновь увидел «Сидящего на престоле», и в правой руке Его была книга, написанная извне и внутри. Книга была запечатана семью печатями. И никто не мог открыть ее и прочесть написанное; она содержала в себе все прошедшее, настоящее и будущее всего человечества. И, взглянув, св. Иоанн увидел посреди престола и четырех животных – Агнца, как бы закланного. Это был образ Иисуса Христа, о котором в свое время св. Иоанн Креститель говорил на Иордане: «Се Агнец Божий, Который берет на себя грехи мира» ( Ин. 1:29 ). Вокруг престола св. Тайнозритель увидел множество Ангелов, «число которых было тьма тем и тысяча тысяч», и которые взывали громким голосом: «Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость, и кротость, и честь, и славу, и благословение...» (5:12).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В начале Ты, Господи, землю основал, и дела рук Твоих суть небеса. Они погибнут, Ты же пребываеши; и все они как риза обветшают, и как одежду Ты свиешь их, и изменятся. Но Ты тот же, и лета Твои не оскудеют ( Пс. 101:26-28 ). Бог – вот точка опоры для всего мироздания. И для высшей и разумнейшей его части человека. Если быть с Богом, соединить свою жизнь с Божественным бытием, то возможно спасти жизнь от гибели. Древние ветхозаветные мужи со всей силой свидетельствовали об этом. О том, что было для них лишь теорией, а не реальностью, что было от них сокрыто, потому что они не видели, как мы, настоящее, подлинное воскресение из мертвых Воскресение Иисуса Христа. Восхищение на небеса живыми Еноха и Илии ( Быт. 5:24 ; 4 Цар. 2:11-12 ) что это, как не знак от Бога, что есть какая-то иная перспектива для человека, нежели прозябание в мрачном шеоле?.. Надежду воскресения вселяли и другие события: воскрешение сына сарептской вдовы пророком Илией ( 3 Цар. 17:17-24 ), воскрешение сына суннамитянки пророком Елисеем ( 4 Цар. 4:32-37 ); воскрешение умершего, которого израильтяне из страха перед грабителями поспешно бросили в могилу пророка Елисея и, как только мертвец коснулся костей пророка Божия, он ожил и встал на ноги, что повергло язычников в страх и трепет ( 4 Цар. 13:21 ). На грядущее воскресение из мертвых указывает и пророк Иезекииль. Это знаменитая 37-я глава его богодухновенной книги. И ты, дорогой читатель, несомненно знаешь эти слова, если бывал в православном храме вечером в Великую Пятницу. На середине храма лежит плащаница: пелена с изображенным на ней Почившим Господом. Во время пения Великого Славословия совершается каждение плащаницы. Оно обозначает, что, несмотря на смерть, Дух Божественный не разлучился с Телом Христовым. Перед нами лежит не тело человека, но Тело Богочеловека, Животворящее, т.е. имеющее силу победить тление. Затем с пением торжественного и печального ангельского славословия «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный…» плащаницу обносят вокруг храма (или проносят внутри храма). Затем пелену полагают в центре храма, диакон (или чтец) возглашает особый стих-тропарь: «Держащий все концы Вселенной позволил Себя удержать гробу. От адского поглощения избавляешь человечество и Воскресением Своим оживляешь нас, ибо Ты Бог бессмертный» ( рус. пер .). И далее диакон (или чтец) так, как только и нужно молить Бога о восставлении умерших, громогласно! возглашает: «Воскресни, Господи, помози нам, и избави нас Имени ради Твоего».

http://azbyka.ru/parkhomenko/zhizn-za-po...

В «пространном катихизисе» о Священном Писании говорится, что это «книги, написанные Духом Божиим через освященных от Бога людей, называемых пророками и апостолами. Обыкновенно сии книги называются Библиею» 14 .  14Филарет (Дроздов), митр. Московский, свт. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви.  Библия состоит из двух частей – Ветхого и Нового Завета. Слово «завет» означает союз между Богом и людьми.  Ветхий (старый) Завет написан до Пришествия Христова. Главным в нем было обещание Пришествия Спасителя и подготовка людей к Его принятию через пророчества и прообразы.  К книгам Священного Писания Ветхого Завета относятся, во–первых, законоположительные – пять книг, написанные святым боговидцем и пророком Моисеем: 1. Бытие (сокращение при цитировании – Быт.); 2. Исход (Исх.); 3. Левит (Лев.); 4. Числа (Числ.); 5. Второзаконие (Втор.); Во–вторых, исторические книги: 6. Иисуса Навина (Нав.); 7. Судей Израилевых (Суд.); 8. Руфи (последние две книги традиционно приписываются св. пророку Самуилу) (Руфь); 9–12. Четыре книги Царств (первые две книги приписываются пророку Самуилу; Третья и Четвертая написаны пророками и приведены в единообразный вид пророком Иеремией) (1 Цар., 2 Цар., 3 Цар., 4 Цар.); 13–14. Две книги Паралипоменон (Хроники. Основаны они на летописях пророков, а последняя их редакция принадлежит св. Ездре) (1 Пар., 2 Пар.) 15. Первая книга Ездры (1 Езд.); 16. Неемии (в канонических правилах часто называется 2 Книгой Ездры) (Неем.); 17. Есфири (Есф.); Далее, учительные книги: 18. Иова (древнейшая Книга Библии, написанная еще праведным Иовом, но отредактированная святым пророком и царем Соломоном) (Иов); 19. Псалтирь святого пророка и царя Давида (Пс.); 20. Притчи Соломона (Притч.); 21. Екклезиаст Соломона (Еккл.); 22. Песнь песней Соломона (Песн.); И в завершении Ветхозаветного канона – пророческие книги: 23. Исаии (Ис.); 24. Иеремии (Иер.); 25. Плач Иеремии (Плач); 26. Иезекииля (Иез.); 27. Даниила (Дан.); 28. Осии (Ос.);

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Вот отчего шум, который вы слышите. 3Цар.1:46 .  И Соломон уже сел на царском престоле. 3Цар.1:47 .  И слуги царя приходили поздравить господина нашего царя Давида, говоря: Бог твой да прославит имя Соломона более твоего имени и да возвеличит престол его более твоего престола. И поклонился царь на ложе своем, 3Цар.1:48 .  и сказал царь так: «благословен Господь Бог Израилев, Который сегодня дал [от семени моего] сидящего на престоле моем, и очи мои видят это!» Привычное ухо опытного военачальника Иоава прежде всего обращает внимание на воинский звук трубы (ст. 41). Ионафан, ранее выступавший в качестве вестника на службе Давиду ( 2Цар.15:36,17:17 ), мог (ст. 42) намеренно оставаться в городе и наблюдать за происходящим там; отсюда – точность его сообщения (ст. 43–46). Преклонение престарелого Давида на ложе (ст. 47) вполне напоминает подобное же преклонение «на возглавие постели» или «на верх жезла» ( Быт.47:31 ) умирающего патриарха Иакова; это было выражением благоговения Давида, как и Иакова, к Богу; равным образом и благословляет Давид Иегову Бога Израилева, а не избирателей сына его (ст. 48); поставленного в скобках «от семени моего» нет в евр. масор. т. и есть лишь у LXX: κ το σπρματς μου (Vulg. этих слов не читает), но является вполне уместным и могло стоять в оригинале еврейском. Приверженцы Адонии в паническом страхе разбегаются (ст. 49). Подобный же страх, явившийся следствием отсутствия сознания законной собственности притязаний, овладевает и самим Адонией; сознавая себя уже политическим преступником, он спасается в скинии (Сионской), ( 3Цар.3:15 ; 2Цар.6:17 ) и хватается за роги жертвенника (ст. 50–51), как после – Иоав ( 3Цар.2:28 ), где мог найти убежище лишь невольный убийца ( Исх.21:12–14 ). Роги у жертвенника были существенной частью ( Ам.3:14 ; Лев.4:7,18 ), в них как бы выражалась идея жертвенного очищения. Менее всего они могли быть пережитком представления Иеговы в образе тельца (мнение Штаде и Новакка). 3Цар.1:52 .  И сказал Соломон: если он будет человеком честным, то ни один волос его не упадет на землю; если же найдется в нем лукавство, то умрет. 3Цар.1:53 .  И послал царь Соломон, и привели его от жертвенника. И он пришел и поклонился царю Соломону; и сказал ему Соломон: иди в дом свой. Соломон в отчаянной мере Адонии усматривает фактическое признание им своей вины и совершает акт: условного прощения его, произведший, без сомнения, доброе впечатление на его подданных. 2 «Исторические книги Ветхого Завета. Перевод с еврейского языка с подстрочными примечаниями профессора Киевской Духовной Академии Михаила Гуляева, Киев, 1866, с. 186 Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 2: Исторические книги. - 1054 с./Третья книга Царств. 237-398 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И наконец, через Крест Иисус Христос вознесся во славе ( 1Тим.3:16 ; см. также: Лк.24:26 ; Ин.17:1 ; Флп.2:8–9 ). Глава 10. О крестном знамении Священник : Каждый христианин, если он истинный сын Православной Церкви Христовой, проводящий жизнь в благоговении и страхе Божием, имеет обычай при начале и окончании всякого дела (будь то молитва или телесный труд, душеполезное чтение или домашняя трапеза, пробуждение или отход ко сну, сборы в дорогу или возвращение), а также во время бедствий или искушения от худых помыслов, осенять себя знамением святого Креста. Поступая так, он приводит себе на память безмерную силу Того, Кто освятил крест пречистой Своею Кровью и оставил его нам как Божественное знамение и непобедимое оружие на диавола, по слову Писания: Ты дал боящимся Тебя знамение, дабы они избегли лука ( Пс.59:6 ), и еще: запечатлелся на нас свет лица Твоего, Господи ( Пс.4:7 ). Мы знаем, что в молитве, наравне с умом и сердцем, должно участвовать тело со всеми его членами, среди которых особое значение принадлежит рукам. Вот несколько свидетельств об этом Священного Писания. – Сам Господь руками благословлял апостолов: И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их ( Лк.24:50 ) и детей: И, обняв их, возложил руки на них и благословил их ( Мк.10:16 ). – Апостолы посвящали священников и диаконов через молитву и возложение рук (см.: Деян.6:6; 14:23 ), почему и таинство священства называется в Павловых посланиях возложением рук священства ( 1Тим.4:14 ). Молитвой и возложением апостольских рук приобщались Духа Святого новокрещеные, и это было прообразованием таинства миропомазания (см.: Деян.8:14–17; 19:5–6 ). То, что в молитве должно участвовать тело и в особенности руки, явствует также из увещаний апостола: прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии ( 1Кор.6:20 ); желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения ( 1Тим.2:8 ). Уже Ветхий Завет говорит о молитве, сопровождаемой телесными действиями колено- и главопреклонением, воздеянием рук и так далее. Например, у Псалмопевца читаем: Так буду благословлять Тебя в жизни моей, во имя Твое подниму руки мои ( Пс.62:5 ) 76 . Руки ветхозаветных патриархов и праведников прообразовали и знамение святого Креста, будучи то скрещены (когда Иаков преподал благословение сыновьям Иакова. См.: Быт.48:14 ), то простерты вперед (когда Моисей разделил воды при переходе евреев через Красное море. См.: Исх.14:26–28 ), то воздеты к небу (когда он же остановил течение солнца в битве с амаликитянами. См.: Исх.17:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Иисус, указывая, что Его нужно чтить как Бога, говорит: «кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» ( Ин. 5:23 ). Слушавшие Его иудеи знали, что никто не вправе таким образом делать себя равным Богу, поэтому снова взялись за каменья ( Ин. 5:18 ). На суде синедриона в ответ на вопрос: «Ты ли Христос, Сын Благословенного?» Иисус сказал: «Я, и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» ( Мк. 14:61–62 ). Святой Дух есть Бог. В том же самом откровении от Бога, в котором Христос провозглашается Сыном Божиим, указана ещё одна ипостась триединого Бога, именуемая «Дух Божий» или «Святой Дух». Он тоже есть Бог, наравне с Отцом и Сыном, и тоже есть отдельное лицо Троицы. Святого Духа называют «Богом» ( Деян. 5:3–4 ). Он обладает божественными атрибутами, такими как вездесущность (ср. Пс. 138:7–12 ) и всеведение ( 1Кор. 2:10–11 ). Он соединён с Богом Отцом в творении ( Быт. 1:2 ). Он участвует с другими ипостасями Троицы в делах искупления ( Ин. 3:5–6 ; Рим. 8:9–17, 26–27 ; Тит. 3:5–7 ). Он и другие лица Троицы объединяются понятием «во имя» Бога ( Мф. 28:18–20 ). И наконец. Святой Дух упоминается, вместе с Отцом и Сыном. в новозаветных благословениях (например, 2Кор. 13:13 ). Святой Дух не только обладает божественной природой, но и является отдельной ипостасью. То, что Он имеет особый личностный аспект, явствует из употребления в Писании относящихся к Нему личных местоимений ( Ин. 14:26; 16:13 ). А во-вторых, Он делает то, что может делать только личностное существо, поскольку Он учит ( Ин. 14:26 ; 1Ин. 2:27 ), обличает в грехе ( Ин. 16:7–8 ), может быть оскорблён грехом ( Еф. 4:30 ). И наконец, у Святого Духа есть разум ( 1Кор. 2:10,11 ), воля ( 1Кор. 12:11 ) и чувства ( Еф. 4:30 ). То, что три ипостаси Троицы имеют отдельные личностные аспекты, явствует из того, что каждая ипостась упоминается по отдельности. Сын молится Отцу (ср. Ин. 3:17 ). Отец с небес говорит о Сыне во время Его крещения ( Мф. 3:15–17 ). Действительно, при этом присутствовал и Святой Дух, что указывает на одновременность в сосуществовании всех трёх ипостасей. Далее, тот факт, что употребляются различные имена (Отец, Сын и Святой Дух), свидетельствует, что речь не идёт об одном лице. Кроме того, каждая ипостась имеет особую сферу деятельности, что помогает нам в отождествлении лиц Троицы. Например, Отцу принадлежит замысел о спасении ( Ин. 3:16 ; Еф. 1:4 ); Сын совершает дело спасения при распятии ( Ин. 17:4; 19:30 ; Евр. 1:1–2 ) и при воскресении ( Рим. 4:25 ; 1Кор. 15:1–6 ), а Святой Дух несёт спасение в жизнь верующих ( Ин. 3:5 ; Еф. 4:30 ; Тит. 3:5–7 ). Сын покоряется Отцу ( 1Кор. 11:3; 15:28 ), а Святой Дух прославляет Сына ( Ин. 16:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Итак, мы убедились, что пророчество остается и в Новом Завете одним из важнейших и драгоценнейших даров Духа Святого. Вспомним перечисленные святым апостолом Павлом духовные дары: И вы – тело Христово, а по рознь – члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями… (1 Кор. 12: 27–28). У пророков – свое важнейшее место в Новозаветной церкви. Пророческий дар святой апостол Павел ставит на втором месте, сразу после дара апостольства и перед даром учительским . Из процитированного отрывка видно и то, что пророческий Дар не иссякает при переходе от Ветхого Звета к Новому. С чего начинается взаимодействие между пророком и тем, кто его слушает? Для уяснения того, с чего начинается взаимодействие пророка с теми, кто ему внимает, рассмотрим чуть подробнее вопрос, уже обсуждавшийся в начале нашей книги: может ли человек пророчествовать, не понимая смысла своих пророчеств? Блаженный Августин писал об этом так: «Те еще не обладают пророчеством, которые при посредстве каких-либо подобий телесных предметов изрекают знамения в духе, если при этом не присоединяется еще разумение ума для их понимания» . Более того, блаженный Августин уточняет свою мысль: «Тот, кто истолковывает видение другого, больше пророк, чем тот, кто сам видит видение» . Почему так? Блаженный Августин поясняет: «Иосиф, истолковавший, что означали собою семь колосьев и семь коров, был больше пророк, чем фараон, который видел их во сне (Быт. 41: 1–32). Фараон имел дух, настроенный к видению, а Иосиф – ум, просвещенный к уразумению. У фараона был язык, а у Иосифа – пророчество, потому что у первого было представление только предметов, а у последнего – истолкование представлений» . И далее он же пишет: «Отсюда, меньше пророк тот, кто в духе при посредстве образов телесных предметов видит только лишь знаки означаемых ими вещей, и гораздо больше пророк тот, кто одарен только лишь пониманием этих образов». Кто же, с точки зрения блаженный Августина, может считаться «совершенным» пророком? «Пророк собственно тот, – отвечает он, – кто превосходит и тем и другим, т. е. и видит в духе знаменующие подобия телесных предметов, и живо понимает их умом, как, например, испытано и доказано было превосходство Даниила, который и рассказал царю виденный им сон, и объяснил, что этот сон значил» (Дан. 2: 27–45; 4: 16–24) .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010