«Сия сопряженная плотью и духом святая двоица, Авраам и Сарра, была среди рода неверного как крин в тернии, как искра в пепле и как злато между блатом . В то время как все народы уклонились в идолослужение и жили безбожно, совершая неизреченное зло и нечестивые беззакония, они оба знали единого Бога и веровали в Него и верно служили Ему, угождая добрыми делами. Они прославляли и проповедовали святое имя Его и другим, кому могли, наставляя их в богопознании. Ради сего Бог и водил их с одного места на другое» . И они, Аврам и Сара, создали религиозную общину. И слово «еврей», действительно, в первоначальном значении означает не нацию, а именно религиозную принадлежность. И христиане никогда не воспринимали слово «иудей», или «еврей», как обозначение национальности. Апостол Павел в Послании к Римлянам пишет: «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» (Рим. 2: 28–29). И древние пророки призывали так называемых этнических иудеев (евреев): «Обрежьте себя для Господа, и снимите крайнюю плоть с сердца вашего» (Иер. 4: 4). Да, они были обрезаны – тем самым внешняя форма была соблюдена, – но сердца их не были обрезаны для Бога. В земле Ханаанской Путешествие Авраама Но читаем далее: «И вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую. И прошел Аврам по земле сей [по длине ее] до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда [жили] Хананеи» (Быт. 12: 5–6). Аврам словно намаливал места, в которых потом происходили значимые, а иногда и крайне опасные для его потомков события Если мы внимательно выпишем все стоянки Аврама, где он делал жертвенники, где он просто останавливался на какое-то время, и посмотрим, где эти места встречаются в Библии, мы увидим, что он как бы намаливал места, в которых потом происходили какие-то очень значимые, а иногда и крайне опасные для его потомков события.

http://pravoslavie.ru/99067.html

Из нее шили опашни, кафтаны, однорядки, рукавицы перщатые, подкладку у епанчей санных. «Опашень зуфь лимонная костомонка. – Кафтан Турской зуфь бела Анбурская. –Верхи с рукавиц перщатых зуфь зелена» 252 . Царь Федор Алексеевич на выносе и погребении отца своего был в опашне из черной зуфи 253 . Зуфь измерялась портищами; в 1676 г. цена ее, в Москве, была по 5 рублей с полтиною потище 254 . 229 Новг. летоп. по синод. сп. изд. 1888. стр. 52. В др. сп.: «Запону златотканную, на ней же бе исткано» и пр. Полн. собр. русс. лет. т. II. стр. 254. 237 Сахаров. Сказ. рус. нар. т. II. кн. VI. стр. 75. 77. 78. 83. 85 и др. – В расходной книге 124 г. 903) значится, что 28 июня отпущено из казеннаго приказа в конюшенный «на местное изголовейцо 2 арш. бархату по серебреной земле шелк ал, по рублю 23 алт. 2 д.; на подкладку полтора арш. камки адамашки червчатой, по 20 алт.; да пуд бумаги хлопчатые, 4½ руб.». 246 Покрой зипуна показан, по кроильной книге, у Вельтмана в слов. к Оруж. Пал. стр. 16: «1664 г. сентябрь в 23 д. скроен великому государю (Алексею Михайловичу) зипун отлас бел; в длину по передам 1 арш. 6 верш., позади тож; в плечах ширина 1 арш. без полувершка; рукава длиною от стану 1 арш. без вершка, в корени 7 верш., в запястье 3 вершка». – По кроильным книгам: 1626 г. окт. 18 «скроен государю (Михаилу Федоровичу) зипун камка зелена мелкотравная; длина зипуну полтора аршина, камки пошло 6 арш. 10 верш.; на подпушку дано камки мелкотравной шолк червчат да ал полтора арш.; на подкладку тафты виницейки лазоревой 3 арш. с четью». – 1629 г. апр. 1 «скроен государю зипун камчат червчат куфтерной; длина в отделке полтора аршина, ширина аршин без полутора вершка; рукавом длина от стану аршин с тремя вершки; ширина в корени 7 вершков, в запястье 3 вершка без чети; по подолу 3 арш.; камки вышло 6 арш. 10 вершков; на пугвицы на обшивку дано золота пряденого 28 арш., на столбец шолку Шамарханского золотник». Кроил. кн. 135 г. 1156. 250 Торг. кн. ркп. гл. 4 и 218. Ср. Времен. Моск. Общ. Ист. и Древн. Рос. кн. VIII. стр. 10; Зап. Отд. Рус. и Слав. Археол. т. I. отд. III. стр. 117. 118 и 129. 252 Описн. кн. 97 г. 665 и 190 г. 140 – Вывесн. кн. 137 г. 127. – Зуфь костоманская: Дополн. к Акт. Истор. т. I. стр. 199. – Зуфь амаульская: Забелин Дом. быт Рус. нар. т. II. Матер. стр. 33. Читать далее Источник: Санкт-Петербург. Типография Императорской Академии Наук. Bac. 0стр., 9 лин., 12. 1896г. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

26. “Хлеб наш каждодневный подай нам сегодня”. Если ты принимаешь Хлеб ежедневно, то каждый день для тебя — “сего­дня”. Если сегодня Христос пребывает с тобой, значит Он воскресает ежедневно. Каким образом? Ты — Сын Мой, сегодня Я родил Тебя (см. Пс 2:7). Значит, “сегодня” — это когда Христос воскресает. Вчера и сегодня Он пребывает (ср. Евр 13:8), говорит апостол Павел. А в другом месте он говорит: Ночь прошла, день же приблизился (см. Рим 13:12). Вчерашняя ночь прошла, сегодняшний день приблизился. 27. Далее следует: “И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим”. Что такое долг, если не грех? Итак, если бы ты не взял в долг чужие деньги, то не стал бы бедным. Потому и вменяется тебе грех. У тебя были деньги, ибо ты был рожден богатым. Ты был богат, будучи создан по образу и подобию Божию (см. Быт 1:26–27). Ты потерял то, что имел — смирение, и в то же время ты требуешь наказания за надменность. Ты потерял деньги, ты стал нагим, как Адам. Ты взял в долг у диавола то, что не нужно. И потому ты, который был свободным во Христе, стал должником диавола. Твоя долговая расписка была у врага, но Господь пригвоздил ее ко Кресту и Своей Кровью изгладил ее. Господь отнял твое обязательство и вернул тебе свободу. 28. Итак, хорошо сказано: “И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим”. Смотри, ты как бы говоришь: “Как я прощаю, так и Ты прости мне”. Если ты прощаешь, то даешь доброе согласие, чтобы было прощено и тебе. Если же ты не прощаешь, то как Он может дать согласие на твое прощение? 29. “И не допусти нам впасть в искушение, но избавь нас от лукавого”. Смотри, о чем здесь говорится: “И не допусти нам впасть в искушение, которое мы не сможем перенести” 5 . Не сказано: “Не вводи в искушение никогда”, но подобно тому, как атлет желает для себя такого испытания (temptationem), которое способна вынести человеческая природа, так и чтобы каждый освободился “от лукавого”, то есть от врага и от греха. 30. Господь же, Который уничтожил ваши грехи и простил ваши прегрешения, силен сберечь и сохранить вас от вражеских козней диавола, чтобы враг, имеющий обыкновение производить грех, не застал вас врасплох. А тот, кто вверил себя Богу, не боится диавола. Ибо если Бог за нас, то кто против нас? (см. Рим 8:31). Поэтому Ему хвала и слава от века и ныне и всегда и во все веки веков. Аминь.

http://pravmir.ru/oglasitelnyie-poucheni...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Симеон Метафраст. Творения Преподобный Симеон Метафраст известен собранной им коллекцией житий, которые он литературно обработал и подверг исторической критике (насколько тогда было возможно). Кроме дополнений, внесенных Симеоном Метафрастом от себя, ради «полноты и силы» (здесь и далее — цит. Михаил Пселл) повествования и красоты речи, в житиях Симеона Метафраста есть элемент исторической критики: Симеон Метафраст устранял из древних сказаний то, что было написано в них «несправедливого», а также «ошибки в словах», вообще все, что могло вызывать «насмешки и даже презрение» читателей. В собрание творений Симеона Метафраста вошли: «Слово на Плачъ Пресвятыя Богородицы, когда Она объяла, принявъ со креста, Честное Тело Господа нашего Христа», «Житие Святого Григория Великого», «Житие и деяния Илариона Грузина», «Слово на преставление святого Иоанна Богослова», « Сочинения Слово на Плачъ Пресвятыя Богородицы, когда Она объяла, принявъ со креста, Честное Тело Господа нашего Христа. ( Переводъ и архимандрита Это — то, что образно представили тогда волхвы, изъ въ Вифлеемъ, принесли свои дары: не только золото, какъ Царю, и ливанъ — какъ Богу, но и смирну — какъ смертному, родившемуся тогда Тебе (Матф. 2, 11)  . Это — то которое имело пронзить Мое сердце, какъ предсказалъ Симеонъ (Лук. 2, 35). Это — тотъ огонь, который Ты пришелъ низвести на землю, какъ это Ты Самъ предсказалъ (Лук. 12, 49). Потому что более жгуче, чемъ огонь, для любящаго сердца Матери смерть единороднаго Сына Ея. Въ маломъ, чтобы не оказаться противоположными, даже Мне представляются слова (Лук. 1, 28–55). Потому что не только сейчасъ Господа нетъ со Мною, какъ Онъ Мне возвестилъ (Лук. 1, 28), но Ты, будучи бездыханнымъ и среди мертвыхъ, озаряеши сокровищницы ада, а Я, между темъ, вдыхаю воздухъ и пребываю среди живущихъ. И, однако, Я не понимаю: за какую вину Ты былъ Потому что добродетель Твоя, какъ говоритъ Аввакумъ, покрыла небеса (Авв. 3, 3); а ныне Ты лежишь не имея образа, Ты — Который прекраснее, паче (всехъ) сыновъ человеческихъ (Пс. 44, 3), и не имея славы, будешь преданъ земле, Ты — славу Котораго возвещаютъ небеса (Пс. 18, 2). И гробница, вырубленная въ камне принимаетъ Тебя, которую, какъ отсеченную безъ человеческихъ рукъ гору виделъ (Дан. 2, 34–35). Безстрастнымъ явилось здесь Рождество Твое, какъ и въ Купине Божественное Твое съ людьми (Исх. 3, 2–4), и на (Прекрасномъ) былъ какъ образъ представленъ злой умыселъ въ Тебя (Быт. 37, 11–28), какъ и смерти — въ Исааке (Быт. 22, 1–18). Итакъ, остается (неисполненной еще) тайна Твоего предъявленная въ (Матф. 12, 39–40; Лук. 11, 29–30).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

Глава 1 Первый день творения Быт.1:1 . В начале Как у святых Отцов, так и во всей последующей истолковательной литературе существуют два главных типических толкования данного слова. По господствующему мнению одних – это простое хронологическое указание «на начало творения видимых вещей» ( Ефрем Сирин ), т. е. всего того, история постепенного образования чего излагается непосредственно далее. По аллегорическому же толкованию других (Феоф. Ант., Ориген , Амвросий, Августин и пр.), слово «в начале» имеет здесь индивидуальный смысл, заключая в себе прикровенное указание на предвечное рождение от Отца второй Ипостаси Святой Троицы – Сына Божия, в Котором и через Которого было совершено все творение ( Ин. 1:3 ; Кол. 1:16 ). Относящиеся сюда библейские параллели дают право объединять оба этих толкования, т. е. как находить здесь указание на мысль о совечном Отцу рождении Сына или Логоса и об идеальном создании в Нем мира ( Ин. 1:1–3, 10, 8:25 ; Пс. 83:3 ; 1Пет. 1:20 ; Кол. 1:16 ; Откр. 3:14 ), так и еще с большим правом видеть здесь прямое указание на внешнее осуществление предвечных планов божественного Мироздания в начале времени или, точнее, вместе с самим этим временем ( Пс. 101:26, 83:12–13, 135:5–6, 145:6 ; Евр. 1:10 ; Притч. 8:22–23 ; Ис. 64:4, 41:4 ; Сир. 18:1 ; и пр.). сотворил Бог – здесь употреблено слово бара, которое по общему верованию как Иудеев, так и христиан, равно как и по всему последующему библейскому употреблению, преимущественно служит выражением идеи божественного делания ( Быт. 1:1, 2:3–4 ; Ис. 40:28, 43:1 ; Пс. 148:5 ; Исх. 34:10 ; Чис. 16:30 ; Иер. 31:22 ; Мал. 2:10 и др.), имеет значение творческой деятельности или создания из ничего ( Чис. 16:30 ; Ис. 45:7 ; Пс. 101:26 ; Евр. 3:4, 11:3 ; 2Мак. 7:28 и др.). Этим самым, следовательно, опровергаются все материалистические гипотезы о мире как самобытной сущности, и пантеистические – о нем как об эманации или истечении божества и устанавливается взгляд на него как на дело рук Творца, воззвавшего весь мир из небытия к бытию волей и силой Своего божественного всемогущества.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

XLII. О почитании храмов Божиих Ещё в Ветхом Завете Богу было угодно проявлять особенное присутствие Своё на отдельных местах, где делались жертвоприношения ( Быт.4:4 ). Жертвенники в древней церкви заменяли собой храмы. Позже пророк Моисей устроил по повелению Божию первый храм на земле истинному Богу. В книге Исход читаем: «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди них; всё (сделайте), как я показывал тебе, и образец скинии и образец всех сосудов её; так и сделайте» ( Исх.25:8–9 ). В другом месте читаем: «И отдал Давид Соломону, сыну своему, чертёж притвора и домов его, и кладовых его... Всё сие в письмени от Господа, говорил Давид, как Он вразумил меня на все дела постройки» ( 1Пар.28:11–19 ). Отсюда видно, что построить храм угодно было Самому Богу. Сам Бог повелел Моисею и Давиду построить храм для общественной молитвы. В этом храме Бог обещал пребывать вечно, как говорит Соломон: «А я построил дом в жилище Тебе (Святой), место для вечного Твоего пребывания» ( 2Пар.6:2 ). Пророк Иезекииль говорит: «И сказал мне: сын человеческий! Это место престола Моего и место стопам ног Моих, где Я буду жить среди сынов Израилевых во веки» ( Иез.43:7 ). А вот послушайте, что говорит Господь о храме устами пророка Исаии. Он обещает дать сынам Израилевым имя и место лучшее, нежели сынам и дочерям, имя вечное, которое не истребится. Он говорит: «тем (которые будут держаться завета Его) дам Я в доме Моём и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям, дам им вечное имя, которое не истребится» ( Ис.56:5 ). Здесь пророк говорит о новом имени, имени христиан, которое Господь даст в доме Своём. Далее в седьмом стихе читаем пророческие слова об этом доме: «Ибо дом Мой назовётся домом молитвы для всех народов». Пророчество, что дом Господень назовётся домом молитвы для всех народов, Господь подтвердил во время Своей земной жизни. Войдя в храм, Он нашёл там страшный беспорядок. Люди забыли, что храм должен служить домом молитвы, и обратили его в разбойнический вертеп. Поэтому Христос напоминает им слова пророка Исаии, говоря: «написано: дом Мой домом молитвы наречётся для всех народов; а вы сделали его вертепом разбойников» ( Мф.21:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

П.П. Петрушевский Б. Самария Историческое значение страны, судьба царства Израильского и происхождение самарян. К северу от Иерусалима тянется дорога в Назарет и далее – в Дамаск. Дорога эта лежит чрез обширную и богатую естественными произведениями страну, известную как в древности, так и ныне под именем Самарии и занимающую центральное положение в земле обетованной. При разделении земли обетованной во дни И. Навина, страна эта досталась главным образом колену Ефемову, половине колена Манассиина и отчасти также колену Иссахарову. Отсюда она еще в древности носила название «горы Ефремовой» ( Нав.20:7; 21:21 ; 3Цар.12:25 ; 1Цар.7: 67 ), соответственно «горе Иудиной» в Иудее 28 . Славная участь была предсказана патр. Иаковом колену Ефремову, которое произошло от любимейшего из сыновей его: «Иосиф – отрасль плодоноснейшего древа, – говорил Иаков в предсмертном благословении Иосифу и его сыновьям Ефрему и Манассии, – отрасль плодоносного древа над источником; ветви его простираются над стеною... Оттуда Пастырь и твердыня Израилева, от Бога отца твоего, Который и да благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцев и утробы, благословениями отца твоего, которые превышают благословение гор древних и приятности холмов вечных...» ( Быт.49:22,25,26 ). В этом благословении, по указанию самого Иакова ( Быт.48:19 ), преимущественнейшее благословение должно было принимать колено Ефремово. Еще в период судей Ефремово колено становилось иногда во главе прочих колен ( Суд.8:1–3; 9–12 ), а с разделением царств оно приобрело первенствующее положение в Израильском царстве, сделавшись средоточием его, подобно тому, как Иудино колено с городом Иерусалимом было средоточием царства Иудейского. Многолюднейшее и богатое естественными произведениями страны царство Израильское высоко превознеслось, но уже в самом начале своего политического бытие изменило Богу истинному. Служение золотым тельцам в смешении с другими языческими обрядами здесь держалось непрерывно, и никакие обличение пророков (Илии, Елисея и др.) не могли вразумить и исправить гордых сынов царства Израильского, которые как будто обезумели от своего богатства и силы: «горе венку гордости пьяных Ефремлян, – говорил пророк Исаие в обличение жителей царства Израильского, – увядшему цветку красивого убранства его, который на вершит тучной долины сраженных вином! Вот, крепкий и сильный у Господа, как ливень с градом и губительный вихрь, как разлившееся наводнение бурных вод, с силою повергает его на землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Комментарии Женевской Библии на первую книгу Царств Введение Автор Книги царств (первые две из которых в западной традиции носят название «Книги пророка Самуила») не содержат никаких сведений относительно того, кто является их автором. То обстоятельство, что с ними связывают имя пророка Самуила, объясняется не его предположительным авторством, а той выдающейся ролью, которую он сыграл в установлении в Израиле монархического правления. Вопрос же о возможном авторстве Самуила не рассматривается, поскольку в 1Цар. 8,1 он представлен уже весьма пожилым человеком, а в 1Цар. 25,1 говорится о его смерти т.е. очевидно, что он скончался задолго до того, как произошли многие из описанных в Первой и Второй книгах царств событий. В то же время в 1Пар. 29,29 сообщается о неких «записях» Самуила и его преемников-пророков Нафана и Гада, которые вполне могли войти составной частью в записанную историю Израиля. В том виде, в каком мы имеем ее сейчас, Первая книга царств была, судя по всему, составлена человеком или несколькими людьми, находившимися под сильным влиянием системы богословия, развитой в книге Второзаконие (см. Введение к историческим книгам). Время и обстоятельства написания Время и обстоятельства написания Первой и Второй книг царств так же проблематичны, как и их авторство. Однако некоторые заключения сделать можно. Во второй половине одиннадцатого столетия до Р.Х., Израиль из конфедерации родственных племен превратился в единое государство с монархом во главе. Возникновение в Израиле института монархии ознаменовало собой переломный момент его истории. Царское правление как таковое не было чем-то совершенно новым и чуждым в глазах израильтян о нем они успели составить себе вполне отчетливое представление на примере соседних народов (см., напр., Суд. 3,12; 4,2; 8,5 ; ср. также эксперимент с возведением на престол Авимелеха, Суд., гл. 9). Достойным внимания является не сам факт перехода Израиля к монархическому образу правления, а то обстоятельство, что случилось это достаточно поздно. Главная из причин, заставлявших Израиль относиться с настороженностью к идее царской власти, отразилась в известных словах Гедеона: «ни я не буду владеть вами, ни мой сын не будет владеть вами; Господь да владеет вами» ( Суд. 8,23 ). Одним из основополагающих моментов веры Израиля была убежденность в том, что Сам Господь (Яхве) является его Властелином, его великим Царем (см. Чис. 23,21 ; 1Цар. 8,7; 12,12 ; Пс. 5,3 ; Мал. 1,14 ). Однако в начальных книгах Библии имеется множество указаний на то, что, когда настанет время, над Израилем будет царствовать человек ( Быт. 49,10 ; Чис. 24,7.17–19 ; ср. Быт. 17,6.16; 35,11 ). Во Втор. 17,14 Моисей предсказывает утверждение Израиля в земле обетованной и возникновение у него желания иметь над собою царя; далее следуют указания относительно того, как этому царю надлежит вести себя (ст. 15–20; ср. 28,36). К моменту, с которого начинается повествование Первой книги царств, предсказанное Моисеем время было уже близко.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Глава 16 1–4. Южная граница Ефремова и Манасиина колен. 5–9. Граница удела Ефремова колена. 10. хананеи в Газере. Нав.16:1 .  Потом выпал жребий сынам Иосифа: от Иордана подле Иерихона, у вод Иерихонских на восток, пустыня, простирающаяся от Иерихона к горе Вефильской; Граница удела, доставшегося по жребию сынам Иосифа, т.е. Ефремову и половине Манассиина колена, начиналась от того места Иордана на восточной его стороне, которое находится против Иерихона, шла затем к «водам Иерихонским», под которыми разумеется, вероятно, находившийся у древнего Иерихона богатый водой источник, называвшийся впоследствии источником Елисея, а в настоящее время Аин-ес-Султан или Ель Кельт 155 . Дальнейшим пограничным пунктом служила «пустыня, простирающаяся от Иерихона к горе Вефильской», под ней разумеется пустынная местость, идущая на запад от Иерихона с крутыми подъемами на горную возвышенность; в Нав.18:12 она названа пустыней Бефавен. Нав.16:2 .  от Вефиля идет предел к Лузу и переходит к пределу Архи до Атарофа, От горы Вефильской, названной по имени находившегося на ней Вефиля, граница шла к Лузу, который находился, нужно думать, в некотором расстоянии от Вефиля, что видно отчасти из Быт.28:19 , где Иаков дает имя Вефиль месту, на котором он спал и которое находилось не в самом Лузе ( Нав.16:2 ). Местоположение следующего затем города или вообще местности с именем Архи с положительностью неизвестно; одни место Архи указывают в сохранившей это название деревне на запад от Рамаллы 156 , другие – в деревне Арик, между Вефилем и Вефороном 157 . Место Атарофа, названного далее в Нав.16:5 и Нав.18:13 , Атароф-Адаром, указывается в Хирбет-ель-Атира, как называется деревня с развалинами на юге от Беерофа 158 . Нав.16:3 .  и спускается к морю, к пределу Иафлета, до предела нижнего Беф-Орона и до Газера, и оканчивается у моря. Предел Иафлета неизвестен по своему положению. О нижнем Беф-Ороне см. Нав.10:10 . Газер, бывший сильной крепостью, расположен был на высоком холме Телль Джесар, покрытом обширными развалинами, который находится между Екроном ( Нав.13:3 ) и Никополисом, носящем в настоящее время название Амвас 159 . Место Газера, остававшегося до недавнего времени неизвестным с достоверностью, найдено в 1873 г. известным французским археологом Клермоном Ганно, и это открытие нашло признание со стороны других исследователей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1 Предисловие архимандрита Макария к «Алфавиту Библии». Прим. ред. 2 От общения с Богом и со святыми Его (Деян. 2:39; Еф. 2:11, 12, 17, 18). Здесь и далее собственноручные примечания архимандрита Макария Глухарева. Прим. ред. 3 Здесь и далее все выделения курсивом слов и словосочетаний в тексте «Алфавита Библии» соответствуют подчеркнутым в рукописи. Прим. ред. 4 1 Ин. 2:8; 2 Кор. 4:6; Откр. 22:16; Откр. 2:26—28. 5 В рукописи — „Петр“. Рукою рецензента рукописи епископа Афанасия (Дроздова) сверху исправлено на „Павел“. Прим. ред. 6 Деян. 7:55—60, 8:1—4, 9:1—28 7 С человеком каким-нибудь (Мф. 16:17). 8 1 Фес. 5:23. 9 Пс. 7:10, 16:3, 138:23, 24; Лк. 2:35. 10 В духе верующих (Еф. 1:13, 14; 1 Ин. 5:10, 12; Гал. 4:6, 7; Рим. 8:16; Евр. 11:27; Гал. 3:1). 11 Еф.4:15—16. 12 Евр. 1:3; 2 Кор. 4:6; Ис. 6 13 Еф. 3:17; 2 Пет. 1:19; Еф. 4 14 1 Пет. 3:4; Еф. 4:22—24. 15 Еф. 3:8, 9, 1:8—10, 2:7, 21, 22, 4:13; Откр. 21:16; Ин. 3:16; Рим. 5:1—5. 16 Пс. 146:4. 17 Присутствие вездесущего Бога не ограничивается стенами храмов, но см.: Мф. 18:19, 20; Быт. 28:16, 17. 18 И Отец духов (Евр. 12:9). 19 Пс. 144:18; Мф. 15:8; Рим. 1:9; Флп. 3:3; Ин. 17:17, 19; Еф. 6:18; Ин. 14:6; 15:5. 20 Добрые ангелы и человеки благостию Божиею добры. 21 Тук (церковносл.) — жир; лучшая часть чего-либо; в переносн. знач. — символ изобилия. Прим. ред. 22 В рукописи — Иегова. «Иегова» — искусственная форма прочтения священного Божественного имени, открытого Моисею (Исх. 3:13—15; 6:2—3) и представленного в еврейском тексте Священного Писания четырьмя буквами (священная тетраграмма). На славянский язык переводится «Сый». В масоретском тексте (X в. от РХ.) священная тетраграмма вокализуется гласными от имени (или лат. YHWH), что при прочтении и дает форму «Иегова» (иная традиция чтения — «Ях(г)ве»). Со времен Реформации данная форма постепенно нашла свое место в европейских переводах, которые делались с еврейского текста Священного Писания. Но еще в дохристианскую эпоху из благочестивых побуждений охранения этой величайшей святыни священное Божественное имя при чтении чаще всего заменялось формой «Господь». Данная практика замены, характерная для всех древних переводов Священного Писания (Септуагинта — Κριος ; Вульгата — Dominus), была свойственна и традиции славянского перевода. В «Алфавите Библии» при прочтении священного Божественного имени архимандрит Макарий следует еще старой традиции, поскольку к тому времени (первая половина XIX в.) вопрос о правильном озвучивании Божественного имени в библеистике еще не нашел своего окончательного решения. Лишь к концу XIX в. библейская наука окончательно убеждается в искусственности первоначальной реконструкции озвучивания Божественного имени «Иегова». Прим. ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3593...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010