Иосифу было тридцать лет, когда он был освобожден из темницы и стал управителем всего Египта, чтобы Божьим промыслом мог он отвратить надвигающийся голод (ср. Быт.41:46 ). Сказано, что Иисусу было тридцать лет, когда Он пришел креститься к Иоанну, и «увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него». ( Мк.1:10 ), когда впервые начала приоткрываться тайна Троицы. И ты увидишь многое подобное. Ты узнаешь также, что на пятидесятый день совершался праздник седмиц ( Втор.16:10 ), освящая новый урожай, и пятидесятая доля добычи, захваченной в войне с мадианитянами, предназначалась Богу (ср. Чис.31:37 ). Ты узнаешь также, что Авраам поразил содомитов с тремястами человек ( Быт.14:14 ), и Гедеон одолел мадианитян с тремястами лакавших воду языком своим ( Суд.7:5–7 ). Дверь устроена не спереди или сверху, но сбоку, наклонно, так как она – время Божьего гнева, ибо сказано, что день Господень – «день скорби и тесноты» ( Соф.1:15 ); потому что хоть и кажется, что некоторые спасены, тем не менее, многие, чьи деяния осуждены, гибнут – дверь стоит наклонно, чтобы открылось сказанное пророком: «Если же и после сего не послушаете Меня и пойдете против Меня, то и Я в ярости пойду против вас» ( Лев.26:27–28 ). Далее рассмотрим то, что в Писании называется отдельно двумя нижними и тремя верхними палубами, и тогда, возможно, эти слова разъяснят сказанное Апостолом: «Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» ( Фил.2:10 ); здесь показано, что названное Апостолом преисподней является самой нижней палубой в ковчеге; следующая палуба, находящаяся над ней, есть область земная, а три верхние палубы, о которых сказано, все вместе являются пределами небесными, в них отмечаются добродетели тех, кто может, по словам апостола Павла, подняться «до третьего неба» ( 2Кор.12:2 ). В ковчеге много гнезд, и это указывает на то, что у Отца «обителей много» ( Ин.14:1 ). Но какой еще образ мы должны увидеть в животных, зверях, скотах и всем разнообразии живых существ, как не тот, который показал Исайя, когда сказал, что в Царстве Христа волк будет жить с ягненком, барс – с козленком, лев и вол будут пастись вместе, а детеныши их будут есть солому, и, более того, малое дитя – без сомнения, одно из тех, о которых Спаситель сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» ( Мф.18:3 ), – протянет руку в гнездо аспида, и не будет ему вреда ( Ис.11:6–8 )? Или тот, уже присутствующий в Церкви, образ, которому научает нас апостол Петр, когда пишет, что было ему видение, как все четвероногие твари и звери земные и птицы небесные собраны в одно полотно веры, привязанное за четыре угла Евангелий (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Храмовые праздники Давид отпросился... Дома годовое моление. 1 Ц. 20:6. И на вс. месте б. принос. фимиам. Мал. 1:11 . Господь сказал и ныне исполнил. 3 Ц. 8:15. И сделал Соломон семидневный праздник. 2Цар. 7:8 . И установил Иуда праздник обновления. 1 Макк. 4:59. Условия, на которых люди м. польз. храмом. Если отступите от Меня и покл. др. богам, то я храм отвергну. 3 Ц. 9:6–7. 33) О св. иконах и храмах Идолы, упоминаемые в Библии Андромелех, Анемелех, Асимаф, Ваал, Ваалвериф, Вил, Ваалзевул, Дагон, Диана, Астарев, Юпитер, Хамос, Маозим, Меркурий, Меродах, Молхал, Нево, Ригель, Молох, Фареак, Авлавер, Ремоан, Ремман, Артемида, Астарта и мн. др. Иконы должно иметь в домах В доме был Ковчег Господа. 2Пар. 8:11 . Оставался ковчег в доме Аведдара. 2 Ц. 6:11. Взяли ковчег в дом Аминадава. 1 Ц. 7:1. 34) О храмах Храм, – в нем Бог, когда и люди выходят Священники вышли. Облако наполн. 3 Ц. 8:10. О почитании св. Креста На недоумение в том, что не на все предметы и действия в религиозном обиходе православной Церкви имеются основания в свящ. Писании дает ответ само слово Божие, из которого видно, что многое делается без особ. повел. Бож. в Писании. Иаков... поставил камень... возлил елей. Быт. 28:18 . Иаков взял камень, постав. памятн. Быт. 31:45 . Моисей устр. жертвенник Иегове. И. Нав. 17:15 . Сыны Рувимовы сооруд. жертвен. И. Нав. 22:10 . Вписал в книгу... полож. больш. кам. И. Нав. 24:26 . Гедеон устр. жертвенник: Иегова. III Суд. 6:24 . Самуил поставил камень: Авень 1 Ц. 7:12. И сделал двух херувимов. 3 Ц. 6:28. И поставил херувимов среди. 3 Ц. 6:27. Сделал херувим., пальмы, цветы. 3 Ц. 6:32. Изображены б. львы, волы, херувимы. 3 Ц. 7:29. Апостолы напис. Еван. без повеления. Из 82 ап. только 6 писали, остальные устно. Без повеления Хр. отменили обрез. Деян. 15:19 . В первый день собрались для преломл. Деян. 20:7 . Читать далее Источник: Миссионерская памятка по вопросам православной веры и церкви, пререкаемым сектантам, с краткими историческими сведениями о русских сектах и их вероучении/Сост. и изд. диакон И. Смолин. - Спб. : Типпо-лит. Т-ва «Свет», 1911. VIII, 172, 46 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

23). — Ред. 44 См. Ис. 40, 28. Цитируемый прп. Иосифом текст несколько отличается от всех доступных нам списков славянской Библии. — Ред. 45 Ср.: Иов. 9, 6. Цитируемый прп. Иосифом текст отличается от других списков и изданий славянской Библии, в которых читаем: “Столпы же ее колеблются”. — Ред. 46 См. Иов. 26, 6–8, 12, 11, 13. Цитата близка к редакции Острожской Библии. Различия с редакцией славянской Елизаветинской Библии 1751яг. — в ст. я12; отличие от русского Синодального перевода достаточно велико. — Ред. 47 Ср.: Иов. 17, 13–14. Цитата-пересказ следует за славянским переводом Библии, отличающимся от Синодального русского перевода. — Ред. 48 Ср.: Сир. 23, 25–28. Цитата-пересказ следует за славянским переводом Библии, отличающимся от Синодального русского перевода. — Ред. 49 Ср.: Иов. 11, 8, 9. Цитата имеет текстуальные различия с доступными нам славянскими редакциями Библии, но близка к ним по смыслу; различие с Синодальным русским переводом значительнее. — Ред. 50 См. Дан. 7, 13, 14. Небольшое текстуальное отличие цитаты от доступных нам списков славянской Библии. — Ред. 51 См. Евр. 10, 25. Цитата близка к редакции Острожской Библии. — Ред. 52 См. 1 Кор. 7, 28–29; по славянской Библии. — Ред. 53 См. Ис. 31, 9. Этот отрывок в Синодальном русском переводе резко расходится со славянскими редакциями Библии. Список Библии, которым пользуется прп. Иосиф, здесь близок к редакции Острожской Библии. — Ред. 54 Здесь прп. Иосиф близко к тексту пересказывает 21-е правило Гангрского собора. — Ред. 55 См. Ис. 31, 9. О расхождении отрывка с Синодальным переводом см. примечание на с. 300. — Ред. 56 См. Ис. 26, 18. Славянская Библия здесь также резко расходится с Синодальным русским переводом. — Ред. 57 Ошибка в тексте “Просветителя”: Диоскор был патриархом Александрии. — Ред. 58 Ср.: Быт. 12, 3. В славянской Библии: “проклинающих тебя прокляну”. —Ред. 59 Житие ап. Петра., память 29 июня. Далее при ссылке на житие указываем только число месяца. — Ред. 60 Имеется в виду Иоанн VII (Грамматик), патриарх Константинопольский (836–842 гг.), иконоборец, прозванный Ианнием по имени одного из противников прор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

3) Павел не проповедовал новую религию. Он учил, что христианство было исполнением иудаизма ( Рим.10:4, 9–11 ; Кол.2:16–17 ), о чем говорил и Иисус ( Мф.5:18 ; Лк.16:16–17 ). 4) Суть Евангелия, которое проповедовали и Павел, и Иисус, одна. Оба учили, что люди грешны ( Мк.3:38 ; Рим.3:23, 6:23 ) и что Иисус умер, пролив кровь для искупления греха ( Мф.26:28 ; Мк.10:45 ; Еф.1:7 ; Рим.5:8 ). Иисус умер, был погребен, а затем воскрес ( Лк.24:46–47 ; Ин.20:25–29 ; Рим.10:9 ). Человек же не может спастись сам, но нуждается в благодати и Божьем водительстве ( Мф.19:25–26 ; Ин.4:44 ; Еф.2:8–9 ), которые даются через веру в подчинение Христу ( Мк.1:15 ; Рим.10:9–11 ). Результатом становится измененная жизнь и следование за Христом ( Лк.14:25–35 ; Ин.15:1–11 , 2Кор.5:17 ; Еф.2:10 ). 5) Павел был Апостолом язычников ( Рим.11:13–14 ). Иисус тоже повелевал ученикам нести Евангелие язычникам ( Мф.28:19–20 ; Лк.24:47 ; Ин.10:16 ; Деян.1:8 ) и учил, что в Царстве Божьем будут не только евреи ( Мф.8:11–12 ; Ин.17:20 ). Это учение представляет собой исполнение ветхозаветных обетований ( Быт.12:3 ; Ис.19:18–25 ), а не новую доктрину. 6) Первые Апостолы проверили и одобрили Евангелие, которое проповедовал Павел ( Гал. 2:1–10 ) – официальное признание того, что его учение не противоречило учению Иисуса. Уже упоминалось, что послания Павла были признаны как Писание сразу после их появления ( 2Пет.3:15–16 ; Климент Римский ; Игнатий Антиохийский и Поликарп). 7) Мы также говорили о важной связи между Воскресением Иисуса и истинностью Его учения. Так как учение Павла следует учению Иисуса, эта связь распространяется и на учение Павла. Таким образом, мы приходим к заключению: Павел не был основателем христианства и не искажал учения Иисуса. И Иисус, и Павел учат одним и тем же основам веры. Кроме того, в раннем вероисповедании в 1Кор.15:3 и далее, появившемся до Павла, представлен такой же взгляд на божество Иисуса и природу Евангелия. Как отмечал выдающийся специалист по Новому Завету Ч.Г. Додд, проповедь Павла соответствовала проповеди раннего христианства, и бремя доказательства лежит на тех, кто утверждает обратное 193 . Иисус как путешественник

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/drevnie...

так поклялся, оставили без перевода, почему 1-ю пол. периода перевели: π το δατος το π Νε τοτ μοι στν, καϑτι μοσα ατ ν τ χρν κεν τ γ μ ϑυμωϑσεσϑαι π σο τι, μηδ ν πειλ σου τ ρη μεταστσασϑαι, οδε ο βουνι σου μετανικηϑσονται, ср. слав.; а в начале 2-й пол. периода поставили οτως, ср. слав.: так ниж, же мен и далее. Та и другая половина периода содержит клятву Господа. Первая – клятву после потопа, произнесённую земле ( Быт.8:21–22 ), вторая – клятву после воссоздания Церкви Христом, произнесённую церкви. Смиренна и колеблема не имла с, азъ уготовлю теб анраъ камень твой и на тво 11. Бедная, бросаемая бурею, безутешная! Вот, Я положу камни твои на рубине и сделаю основание твоё из сапфиров; и полож забрала тво и врата тво крсталла, и тво избранное, 12. и сделаю окна твои из рубинов и ворота твои – из жемчужин, и всю ограду твою – из драгоценных камней. Ст. 11–12. Притесняемая извне и волнуемая изнутри, Церковь прочно стоит на своём основании, подобно зданию, выстроенному из твёрдого и художественного материала. (Ср. Откр.21:18–21 ). Краеугольный камень её есть Христос (ср. Ис.28:16 ; Ам.7:8 ; Зах.3:8–9 ; Пс.117:22 ; Мф.21:42 ; Лк.20:17–18 ; Деян.4:11 ; 1Пет.2:4–8 ); другие камни, сосредоточивающиеся около него в разных частях здания, суть святые мужи церкви, в особенности апостолы ( Еф.2:20 ; Мф.16:18 ): «боговдохновенное писание, – говорит св. Кирилл Александрийский , – обычно уподобляет драгоценнейшим камням тех, которые ведут святую жизнь и сияют различными добродетелями; о св. апостолах оно негде говорит: зан свто валетс на землн ег ( Зах.9:16 )». Называемые у пророка по 70 камни: анфракс, сапфир и яспис – упоминаются также в числе камней наперсника судного, где занимают второй ряд ( Исх.28:18 ). Бл. Иероним находит здесь у пророка аллегорию. «Карбункул (=анфракс), – говорит он, – который уготовляется, или по порядку полагается, мне кажется, есть огненная речь учения, которая, прогоняя мрачное заблуждение, просвещает сердца верующих. Его именно один из серафимов, взяв клещами, принёс для очищения уст Исаии ( Ис.6:6 ). Сапфир, который полагается в основание, имеет подобие неба и верхнего воздуха: он таков, что, вместе с Сократом, может сказать аристофановы слова: εροβατ κα περιφρον τν λιον (скачу чрез воздух и солнце презираю), или с ап. Павлом: наше бо на небесхъ есть ( Флп.3:20 ), а писание Иезекииля упоминает, что место, где престол Божий, имеет подобие сапфира ( Иез.1:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Катерина 22 мая 2020, 12:23 Анастасия22 мая 2020, 12:17 --- многие зарубежные храмы Русской православной Церкви опять открыты. Условия богослужений такие же, что и в храмах Грузинской Православной Церкви (к примеру). Анастасия 22 мая 2020, 12:17 Спасибо за статью! Отрезвляет! В комментариях пишут, что кто-то ходит в храм. А разве не все храмы закрыты?!??!!!!!!!!! Елена О 22 мая 2020, 11:40 " Каждый действует по своему рассуждению и своей собственной логике. Кто-то кричит, что нами командуют вражеские лазутчики, кто-то тихо сидит в окопе и не реагирует на приказы, кто-то без приказа бросается в бой и гибнет в одиночку. И никто не понимает, что вообще происходит и что дальше делать " . Автору в утешение: " Святой Дух не лишает человека свободы — в том числе не лишает его возможности ошибаться. Именно поэтому в Православии нет учения о чьей-то личной безошибочности. Господь не говорит «Я воздвигну такого-то человека...» Он говорит: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф 16:18). Истина хранится Церковью в целом,а не отдельными личностями, какими бы святыми они ни были. " Катерина 22 мая 2020, 11:18 " А если мы захотим взойти к более высокому, то увидим, что мудрость обнимает возлюбленных своих; ибо говорит: «почти ю, да тя объимет» (Притч. 4:8) и в лоне и недрах своих будет держать тебя в самых крепких объятиях. Далее, так как дух человеческий не может постоянно стремиться к горнему и помышлять о божественном и высшем, и не может непрестанно пребывать в созерцании предметов небесных, а по временам должен уступать потребностям тела: то посему время обнимать мудрость и крепко держать ее,и время давать послабление уму от созерцания и объятий мудрости, чтобы служить попечению о теле и о том, в чем, без греха, нуждается жизнь наша. " Блж. Иероним Стридонский/Денис, сравните с Вашими мыслями Катерина 22 мая 2020, 11:12 Денис, Толкование на Св. Писание, сайт Оптиной пустыни---«Время обнимать, и время удаляться от объятий». Сообразно с толкованием буквальным, смысл ясен, когда и апостол согласно с этим говорит: «не лишайте себе друг друга, точию по согласию до времени, да пребываете в молитве» (1 Кор. 7:5), – что нужно и заботиться о детях, и воздерживаться. Или же, – что было время обнимать, когда имело силу определение, «раститеся и множитеся и наполните землю» (Быт. 1:28), и что время удаляться от объятий, когда затем последовало иное определение: «время прекращено есть прочее, да имущии жены якоже неимущии будут» (1 Кор. 7:29).

http://pravoslavie.ru/131211.html

Самое общее библейское определение скинии, по отношению к ее назначению, выражается в ее названии дом Божий или жилище Божие. «Вы должны построить Мне святилище, чтобы жить Мне среди вас», говорил сам Бог Моисею ( Исх.25:8 ). Такое же назначение ветхозаветного святилища указывает и строитель иерусалимского храма: «я построил храм в жилище Тебе», говорит царь Соломон в молитве Иегове ( 3Цар.8:10 и далее). Но понятие преимущественного пребывания Божия на определенном месте есть понятие откровения, поколику оно воспринимается человеком под условием пространственных отношений. Оттого в Св. Писании выражения дом Иеговы и откровение Иеговы употребляются как тождественные. Так, патриарх Иаков ( Быт.28:12–19 ) называет домом Божиим место бывшего ему откровения, не имевшее признаков дома в собственном смысле. Скиния Моисея была дом Божий Синайский или изображение Синайского Богооткровения народу. Иначе сказать, скиния была образом самой горы Синая, снятым в момент Богоявления ( Исх.19:24 ). Недоступность святого святых есть недоступность вершины горы Синая для народа во время Богооткровения; на нее восходит только один Моисей, как во святое святых имел право входить только один первосвященник. Старейшины и священники восходят далее чем народ, за черту отведенную для народа, но не на вершину горы, а на склоны ее. Отсюда и первое отделение скинии или святое, изображающее склон горы Синая, доступно только священникам. У подошвы Синая, в определенно указанной ему черте, предстоит народ в момент Богоявления, исполнив предварительное телесное очищение, без которого и здесь он не должен был присутствовать. Это место присутствия народа или подошва горы Синая явилось образом двора, окружавшего скинию. Как гора Синай дымилась молниеносными облаками в момент законодательства, так и Богооткровение, совершавшееся во святом святых с ковчега завета, происходило среди облаков кадильного дыма; даже звук синайского грома слышался и здесь в звенящих колокольчиках на одежде первосвященника. Если Бог явился Моисею на Синае с скрижалями завета, то те же самые скрижали лежали и во святом святых, на самом месте Богоявлений скинии. Таким образом скиния была домом Божиим, созданным по образу нерукотворного дома Божия на горе Синайской, предстояла всегда пред народом, как гора завета, Богоявления и Богооткровения. К этой священной горе израильтяне должны были относиться так, как они относились к аравийскому Синаю, т. е. в состоянии чистоты и с мыслию о божественном величии, которое делает недоступным для ветхозаветного человека место Божие. За то и Бог , заключивший завет с народом при Синае, обещал присутствовать среди народа и на том подобии Синая, какое израильтяне создали при горе Синае, и имели среди себя во всем своем дальнейшем странствовании и которое они внесли в обетованную землю. Впоследствии, когда скиния была заменена храмом, этот храм, в свою очередь построенный по плану скинии, стоит на вершине горы и даже прямо называется у пророков горою Божиею, как и гора Синай.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Средства для цели у ангелов-народоблюстителей преимущественно два. Первое — ходатайство пред Богом и молитва о вверенных им народах, как видно из молитвенного прения пред престолом Божиим ангелов-народоправителей, упоминаемого в 10 главе пророка Даниила, и из другого предстательства за народ иудейский Михаила, князя их, которое упоминается далее (гл. 12:1). А молитва совершеннейших духов и ближайших к Богу, без сомнения, может быть сильнее и действеннее, нежели молитва самих людей и даже целых народов. Второе — внушение людям, особенно царям и другим властителям, мыслей и намерений, относящихся к благу народов: «так и Фараону, замечает святой Дионисий, ангелом (Быт. 41:1—28), поставленным над Египтянами, и царю вавилонскому своим ангелом в видениях было возвещено о Промысле и власти Управляющего всем и над всем Господствующего.» А будучи сравнительно совершеннейшими по уму, ангелы могут лучше знать нужды вверенных им царств и народов, и внушать народоправителям благотворнейшие советы, нежели какие могут внушать люди. 2. Есть ангелы-хранители частных церквей или обществ верующих. Указание на это можно находить в Апокалипсисе, в словах Господа, явившегося Иоанну: тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей (1:20). Здесь ясно говорится об ангелах церквей (семи малоазийских); и хотя далее (в глав. 2-й и 3-й), как можно заключать, имя это усвояется епископам или видимым предстоятелям означенных церквей, но усвояется переносно, и именно потому, что есть еще невидимые предстоятели и приставники церквей, которые суть ангелы церквей в собственном смысле. Так, или подобным образом, рассуждали: а) Ориген : «судя потому, что написал Иоанн в Апокалипсисе, к каждой вообще церкви приставлен ангел;» б) святой Григорий Богослов : «я уверен, что особенный ангел покровительствует каждую церковь, как научает меня Иоанн в Апокалипсисе (1:20);» в) святой Епифаний : «Иоанн в Апокалипсисе к одной из церквей или к Епископу, предстоящему в ней, при споспешествовании святого ангела, который есть страж алтаря, написал от лица Христа Господа: то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу (Откр. 2:6).» Тоже учение об ангелах, заведывающих обществами верующих, встречаем:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

3, гл. 12, п.1]. Ориген , Александрийский учитель, говорит о радикальном различии воздействия Духа Святого на людей до и после Христа. До Христа Дух Святой подавался только немногим людям из народа, пророкам. Пришел Христос, настал день Ягве, день Господень, и Дух Святой излит на всякую плоть. Теперь все верующие, просвещенные Духом, имеют духовное разумение, которое было сокрыто от ветхого Израиля. Ориген в «Началах»: «Впрочем, я вижу, что преимущественно нисхождение Святого Духа обнаруживается после вознесения Христа на небеса более, чем до пришествия Его. Раньше дар Святого Духа подавался одним только пророкам и немногим из народа в том случае, если кто заслуживал (его). После же пришествия Спасителя, как написано, исполнилось сказанное в книге пророка Иоиля, что будет в последние дни, и излию от Духа Моего на всяку плоть, и будут пророчествовать ( Иоиль 2:28 ), а это, конечно, равносильно следующим словам: вси языцы поработают Ему ( Пс. 71:11 )» О началах, кн. 2, гл. 7, п. 2]. Далее Ориген акцентирует свою мысль на том, что в ветхозаветные времена народ не мог подняться «над телесным пониманием пророческих писаний или закона Моисеева», «теперь же бесчисленное множество верующих... все имеют убеждение, что не должно понимать в телесном смысле» ветхозаветные предписания, как обрезание, субботний покой и прочие, но Духом Святым, излитым на них, понимают всё духовно. День Ягве – день Святого Духа, излитого Христом-Мессией на всякую плоть. Тертуллиан в трактате «О воскресении плоти» рассуждал о значимости плоти человеческой, ее участии в тайнах Царствия Божия и потому о значимости воскресения по плоти Христа и всех, вслед за Ним. Это – против манихейства и чрезмерного спиритуализма. В день Ягве, день Господень, человеческая плоть участвует в славе Ягве. Тертуллиан пишет, полемизируя: «Ты берешь лишь те места Писания, которые порицают плоть; возьми и те, которые ее прославляют. Всякий раз, когда она унижается, ты обращаешь внимание на это. Останови свой взгляд и тогда, когда она возвышается... Замечают, что Бог говорит в книге Бытия: Мой дух не останется в этих людях, потому что они – плоть ( Быт. 6:3 ). Но да услышат из уст Иоиля: И излию от Духа Моего на всякую плоть ( Иоиль 2:28 )» «О воскресении плоти», п. 10]. Дух Святой освящает не только душу, но и плоть человеческую. Апостол даже говорит христианам, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа ( 1Кор. 6:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

3) Из дел, совершенных Иисусом Христом. Ему приписывается творение и сохранение в том же смысле, как и Отцу (Ин. 1; 3. Кол. 1; 16-17. Евр. 2; 10). «Нося же всяческая глаголом силы Своея» (Евр. 1; 3). Здесь предлог δια, если строго держаться герменевтики, делает некоторое затруднение, и как бы унижает Сына пред Отцем; но есть другие места, где Сын прямо называется Творцом. Притом, судя по тем именам, какими мы нарекли Лица Святой Троицы, так и должно быть, чтобы Отец действовал через Сына, ибо мы Сына назвали Словом - умом, а известно, что мы всегда действуем через слово - через ум. Сверх сего, Иисусу Христу приписывается воскрешение мертвых (Откр. 2; 23. Иер. 17; 10), ибо решительного суда, который Он произведет, невозможно будет совершить без всеведения (Иер. 17; 10. Мф. 25; 31. Деян. 17; 31. 1 Кор.4;5. 2 Кор. 5; 10). Говорится, что Он повелевает натурой (Мф. 4; 23-24. Мк. 6; 48); приписывается всемогущество (Ин. 10; 28-30). «Никто», - говорит Иисус, - «не может похитить их» (овец) «из руки Отца Моего» (Ин. 10; 29). Но «Я и Отец -одно» (Ин. 10; 30). Следовательно, и «Я... Всемогущий» (Быт. 17; 1); «и никто не похитит их из руки Моей» (Ин. 10; 28. Евр. 1; 1-12). 4) Наконец, из не отделяемости Его от Отца. Сын называется образом Отца: «Иже сый сияние славы и образ ипостаси» (Евр. 1; 3). Сим показывается совершенное Его сходство и равенство со Отцем: «Иже, во образе Божии сый» (Флп. 2; 6). Поелику сему выражению далее противополагается выражение: «в подобии человечестем» (Флп. 2; 7); а известно, что последним выражением означается то, что Он был совершенный Человек, следовательно, и первое должно означать то, что Он есть совершенный Бог. Из приведенных нами мест Священного Писания ясно открывается Божественность натуры Сына Божия. Как же еретики утверждали, что Он есть творение, или и Бог, но меньший Бога Отца? Некоторые неточные выражения Священного Писания были поводом к заблуждениям. Таковы выражения (Кол. 1; 15): «перворожден всея твари» (но это выражение, по учению Вселенской Церкви,-означает, что Он рожден прежде всей твари, то есть от вечности; между тем еретики на основании его состроили такую мысль, что Он в числе тварей первый родился); Имже вся «быша» (Пс. 148; 6),где творение приписывается неполное, и где Он описывается, как орудие Отца: «Отец мой... болий» Мене «есть» (Ин. 10; 29). Явно, что Он в отношении к Отцу есть меньший; Иисус Христос не знает времени суда (Мф. 24; 36), и прочее. Но все сии сомнения легко уничтожаются; одни - яснейшими местами Писания, а другие - тем, что Иисус Христос во многих местах говорит о Себе только как о Человеке, а не как о Боге; в последнем случае Он сказал бы: Аз и Отец одино есма.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=126...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010