9 билет 1. Быт. 2, 18–25 . Наречение имен животным. Сотворение жены. Блаженное состояние прародителей в раю. 2. Таинственный смысл Священного Писания (прообраз, притча, аполог, символ). 10 билет 1. Быт. 3, 1–24 . Грехопадение прародителей. Грех прародителей, его следствия, наказание. Первоевангелие. Суд Божий над согрешившими. 2. Разделение текста на главы и стихи. 11 билет 1. Быт. 4, 1–24 . Дети Адама и Евы. Различие в жертвоприношениях Каина и Авеля. Первая человеческая смерть; проклятие Каина. 2. Способы изъяснения Священного Писания. 12 билет 1. Быт. 4, 25–5, 1, 32 . Жизнь рода Сифа и долголетие ветхозаветных патриархов. Быт. 6 . Развращение людей; избрание Ноя. 2. Главное руководительное начало для понимания слова Божия. 13 билет 1. Быт. 7–9 . Всемирный потоп (обзор). Послепотопный завет Бога с Ноем. Пророчество Ноя о судьбе своих сыновей. 2. Число и наименование законоположительных книг. 14 билет 1. Быт. 11, 1–9 . Столпотворение Вавилонское и рассеяние рода человеческого. 2. Сведения о писателе Пятокнижия. 15 билет 1. Быт. 11, 26; 12 и 13 гл. Избрание Богом Авраама и первые три Богоявления. 2. Книга Бытие. Название и главный предмет книги. Время, место и цель написания. 16 билет 1. Быт. 14, 14–20 . Аврам и Мелхиседек 17, 1–27. Установление завета обрезания. 2. Разделение книги Бытия по содержанию. 17 билет 1. Быт. 18, 1–15 . Богоявление Аврааму у дуба Мамре 22, 1–19. Жертвоприношение Исаака. 2. Книга Исход. Наименование книги. Время, место и цель написания. 18 билет 1. Быт. 25, 19–34; 26, 1–5 . История жизни Исаака и 1 ему Богоявление. 2. Важнейшие прообразы Божией Матери в книге Исход. 19 билет 1. Быт. 28 и 32 гл. Видение Иаковом небесной лествицы. Таинственная борьба Иакова с Богом; перемена имени. 2. Важнейшие прообразы Божией Матери в книге Исход. 20 билет 1. История жизни Иосифа Прекрасного, его нравственные достоинства и заслуга перед всем потомством. Быт. 37–47, 48, 22 . Благословение Иаковым Иосифа и его детей Ефрема и Манассии. 2. Богослужебное употребление книги Исход.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Вот, главным образом, Андреев и основался на этом свидетельстве, крестил сам себя, а потом крестил и своих последователей. беспоповцы основательно не принимают этот исключительный пример в руководство и самокрестов отвергают. – Автор. 43 Не одоленная вратами адовыми церковь должна и обязательно будет иметь все седьмь св. церковных таинств (Бол. кат. л. 360 об.). У беспоповцев же ни одной тайны законно не совершается, а многих даже вовсе не имеется, а потому общество их признать церковью неодолённой было бы весьма странно и погрешно. – Автор. 44 Простолюдинское крещение никогда церковь благодатным не признавала (Деян. св. апостол гл. 8, ст. 16 и 17, зач 18). Оно делается благодатным только при смерти: «прежде нежели постигнути священнику, Божественая благодать совершает и» (Номок. л. 67). Но и при смерти совершает только того, который верует в бытие священства, но не может улучить его и умрёт. Беспоповцы же не веруют в бытие священства, а проповедуют ему конец; они с самого рождения знают, что умрут без священства, а потому и не ожидают его; поэтому и при смерти их, крещение их остаётся безблагодатным. – Автор. 46 Бракоборы, действительно, чужды св. Христовой церкви; но не лучше их и соборяне сии. Св. Игнатий Богоносец говорит: «А иже вне есть, и без епископа и пресвитеров и без диаконов что либо творит: таковый оскверняется совестию, и неверного горший есть... Иже убо сих не слушает, безбожен всячески есть и злочестив, и отметается Христа и Его установление умаляет». (Посл. 1 к Трал.). – Автор. 47 Тысячное правило состоит в том, чтобы полагать каждый сутки, в течение 40 дней, 1000 поклонов, 700 поясных и 300 земных. Эта епитимья у беспоповцев налагается на переходящих к ним из православия и из всех вообще раскольников и сектантов. В некоторых беспоповских обществах, налагается она и на своих беспоповцев – смешавшихся в ядении и питии с православными. Одним словом–эта епитимия играет у них важную роль. – Автор. 48 Вопрос о многожёнстве поднят беспоповцами потому, что многоженство у них развито в высшей степени; я знаю в моём миссионерском районе до 50 лиц беспоповцев, оставивших первых своих жён и живущих с другими, а духовные отцы не следят за этим, но делают даже поблажку в этом. – Автор. 49 Церковь постановила быть соборам епископов, а не простых мужиков (9 прав. 6 всел. собора). Простых же мужиков, назвав ногами подвергла «повиновении преданному от Бога чину» (того же соб. пр. 64). – Автор.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но мы имеем в книгах Нового Завета и особые указания, в которых прямо и решительно усвояется Иисусу Христу Божеское действие промышления о мире. Так в послании апостола Павла к колоссянам, непосредственно за изображением творческого действия Иисуса Христа, в рассмотренном выше ( Кол.1:6 ) следует краткое указание и на промыслительное Его действие, простирающееся на всю совокупность тварей. В 17 ст., после слов: Той есть прежде всех, сказано о Христе: и всяческая в Нем состоятся. По соображению сказанного в ст. 16, в сем кратком изречении находим следующие мысли: Как всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое, и самые высшие чины Ангельские, имеют бытие от вечного Сына Божия Иисуса Христа; так и продолжают бытие все существа в совокупности и каждое в отдельности Его же силою и действием. Такое раскрытие смысла слов: всяческая в Нем состоятся (τ πντα ν Ατ συνστηκε – всё Им стоит), подтверждается параллельным местом в писании того же апостола. Рассмотрение сего места следует. В другом Послании тот же апостол с особенною возвышенностью свидетельствует о промыслительном действии Иисуса Христа. В послании к Евреям, чтобы изобразить Божеское величие Спасителя, он, предварительно указав в лице Спасителя Сына Божия и Творца веков, гл. 1 ст. 1 и 5, то есть, Творца всего, что существует во времени, след., Творца и самого времени, – упоминает о Божеском действии Его промышления в словах особенно сильных и выразительных: Носяй же всяческая (φρων τ πντα) глаголом силы Своея. ( Евр.1:3 ). В сем изречении нельзя не видеть возвышенного выражения той мысли, что Христу принадлежит не только всесодержащее хранение мира, но и всемощное и всеустрояющее мироправление, – что единым словом, или мановением воли Его, всё держится, благоустрояется, движется и стремится к предназначенной цели. Греческий глагол φρειν, носить, и в других местах Св. Писания употребляется в значении – устроять, управлять, так же, как и еврейский глагол наса. Напр., ( Чис.11:14 ) в словах вождя израильского Моисея: не возмогу аз един водити людей сих, яко тяжко мне есть слово сие – встречается евр. наса в переводе LXX φρειν, в смысле управления и начальственного попечения о нуждах народа. Св. Иоанн Златоуст , останавливаясь на приведённых словах апостола Павла ( Евр.1:1–2 ), спрашивает: что значит φρων? и отвечает так: νοχν, – κυβερνν, οκονομν, – διαιρατν, – συγκρατν, – διαβαστζων 335 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

6:3), тогда славословят они Отца и Сына и Святого Духа. Посему и крещаемся как во имя Отца и Сына, так и во имя Святого Духа; и соделываемся сынами Бога, а не богов; потому что Отец, Сын и Святой Дух – Господь Саваоф; – едино божество и един Бог в трёх ипостасях». Св. Афанас. велик О явлен. во плоти Бога Слова и проч.: твор. ч. 3, стр. 294–295. Москва, 1853 г. 130 Ламин. Полн. курс. патрол. т. 16, стр. 732. Париже, 1845 г. Здесь же замечено: «Удивительно, как Естий написал: должно знать, что не легко найти у отцев, чтобы послание Духа Святого обозначалось словом исходит, кроме Беды, и проч. ». 131 Бл. Августин. О Троице, гл. 17, чл. 29: твор. т. 8, стр. 700. Антверпен, 1700 г. Св. Льв. велик. Письм. к еписк. астурийск. Туррибию, гл. 1: твор. т. 1, стр. 227. Лион, 1700 г. Геннад. массилийск. О церковн. догмат, гл. 1: прибавл. к 8 т. твор. бл. Августина, стр. 71. Антверпен, 1700 г. Фульгенц. О вере, гл. 9, чл. 52: твор. бл. Августина, т. 6, стр. 508–509. Антверпен, 1701 г. Фульгенц. ферранд. Письм. прот. ариан, гл. 2. 132 Таковы напр. сочинения Фульгенция руспийского, в которых говорится об исхождении Духа Святого как будто при каком-нибудь папе XII века. Филарет. Истор. учен. об отцах. Церкв. т. 3, стр. 139, прим. 8. Спб. 1859 г. 133 Например, бл. Августин: «Сын от Отца и Дух Святой от Отца, но Сын родился, а Дух исходит… Дух Святой имеет бытие не от самого себя, но от Того, от кого исходит... Отец, родив Сына из себя, не умалил тем себя, но как родил другого себя из себя, что весь остается в себе, и таков пребывает в Сыне, каков есть и один. Равным образом, и Дух Святой, всецелый из всецелого, не удаляется от Того, откуда (unde) исходит, но таков с нам, каков из Него, не уменьшает Его своим исхождением, ни увеличивает Его своим пребыванием в Нем». Фульгенций руспийский: «Содержа правило Веры апостольской, исповедуем Духа Святого Богом, не различным от Сына и Отца и не слиянным с Сыном и Отцем: ибо Он один и тот же есть Дух Отца и Сына, всецело исходящий от Отца, а всецело пребывающий в Обоих, а не в каждом отдельно, потому что общ обоим… Исповедуем Бога Отца виновником не всего божества, но Сына и Духа Святого, виновником, от которого единородный Сын имеет начало вечного рождения, а Дух Святой – начало вечного исхождения». Св. Лев великий: «Сущее от Бога есть то же, что и сам Он, а это есть Сын и Дух Святой». Бл. Августин. Прот. арианск. епископ. Максимина, кн. 2, гл. 14, чл. 1: твор. т. 8, стр. 498. Антверпен, 1700 г. Письм. к Максиму врачу: твор т. 2, стр. 463. Антверпен, 1700 г. Фулгенц. руспийск. Ответ. на возражен. ариан: соч. стр. 32. Венеция, 1742 г. Прот. Фабиана, кн. 8: больш. библиот. отцев, т. 6, ч. 1, стр. 191. Св. Лев. велик. Письм. к Туррибию, епископ. астурийскому: твор. т. 1, стр. 228. Лион, 1700 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

38. Его же, из толкования 32-го псалма: «Итак, как творческое Слово утвердило небеса, так это же относится и к Духу, Который – от Бога, Который от Отца исходит, то есть Который – «из уст Его», дабы ты не счел, что Он – нечто внешнее и из числа тварей, но дабы прославил (Его), как имущего Ипостась от Бога» 17 . 39. И немного далее: «Найдем же и другие места, где говорится: «Слово уст Его», дабы было понятно, что Спаситель и Святой Дух – от Отца. Итак, поскольку Спаситель (здесь именуется): «Слово Господне», и Святый Дух – «Дух уст Его»; Оба же содействовали в творении небес и сил, в них находящихся, посему говорится: «Словом Господним небеса утвердишася и Духом уст Его вся сила их» 18 . 40. Его же, из книги о Святом Духе, глава 16-я: «Пусть никто не подумает, что я говорю, что есть Три начальные Ипостаси: – ибо есть Одно Начало всего, чрез Сына действующее и совершающее в Духе: «Словом Господним небеса утвердишася и Духом уст Его вся сила их». Итак, ни Слово не является обозначающим только волну звука в воздухе, рожденную органами речи, ни Дух уст Его не является веянием, выдохнутым органами дыхания; но Слово это – «Иже в начале бе к Богу и Бог бе»; Дух же уст Божиих – «Дух истины, Иже от Отца исходить» 19 . 41. Его же, из книги против ариан: «В Нем ничего того, что бы Он приобрел некогда позднее, но присно обладает всем, как Дух Бога и от Него являемый, имея Его Виновником Своим, как бы Источником Себя, из Которого Он проистекает. Но и Сам Он – Источник вышереченных благ, а проистекая от Отца, Он является воипостасным. Этого Святого Духа Бог богато излил на нас Иисусом Христом» 20 . 42. Святого Григория Нисского , из первой книги Антирретика, гл. 22: «Отца исповедуем несотворенным и нерожденным: ибо Он не был ни создан, ни рожден. Итак, эта несотворенность является общим свойством у Него вместе с Сыном и Духом Святым; но нерожденность и отечество являются Его личными свойствами, а не общими: ибо эти свойства не разумеются в отношении ни одного из остальных Лиц. Сын же, в понятии несотворенности, сочетается с Отцем и Духом; но тем, что Он есть и именуется Сыном, Он обладает этим личным свойством, которое не – присуще ни, Богу всего, ни Духу Святому. Дух же Святый, имеющий общность с Сыном и Отцем в понятии несотворенности естества, опять же, Своими личными знаками, различается от Них: ибо знак и знамение Его являются особеннейшими, именно – не обладать ничем тем, что мы видим, как являющияся личными своствами, как Отца, так и, Сына; ибо Он имеет бытие не рожденно, не единородно, но просто имеет бытие – и это-то является особым свойством Его в отношении Отца и Сына; ибо Он – одно с Отцем по понятию несотворенности, но в то же время Он различается от Него тем, что Он не – «Отец», как – Тот. Соединенный с Сыном, по связи несотворенности и по восприятию Своего бытия от Бога всего, Он в то же время отстоит от Него Своим личным свойством, именно – происходит от Отца не единородно (как Сын происходит от Отца) и тем, что Он является чрез Сына» 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

50 слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» ( Мф.23:26–27 ). 55 всё в бытие и собственною волею сформировавший всего человека по Своему образу... Он [Бог – Ред.] предвидел зрительною силою, что по своему произволению она (человеческая природа – Ред) не пойдёт прямой дорогой к прекрасному и поэтому отпадает от ангельской жизни; тогда, чтобы множество душ человеческих не сократилось при утрате того способа, которым ангелы размножаются до множества, Он устраивает в природе такой способ размножения, какой соответствует поползнувшейся в грех, вместо ангельского благорождения насадив в человечестве скотский и бессловесный способ взаимного преемства» ( Григорий Нисский «Об устроении человека», гл. 16,17). Однако Домостроительство Христа очищает человеческую природу от скверны грехопадения и даёт новый тропос рождения, преобразуясь в Таинстве Крещения в «благорождение» Божественное. 57 сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» ( Быт.1:26–27 ). 65 «И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования,то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли] служение, пребывай в служении; учитель ли, – в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, [начальствуй] с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием» ( Рим.12:6–8 ). 66 «По каждому дается проявление Душ на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» ( 1Кор.12:7–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

случае, все её «палеонтологические» доказательства, которые я считаю наиболее убедительными свидетельствами её существования), достоверно относится лишь к периоду, предшествовавшему появлению человека. Василий, Москва 19 марта 2016г. 19:46 Строго говоря, рай – это не место, а состояние человеческой души Как-то примитивно мыслите и излагаете, любезный Алексей. Речь идет об очень сложных и важных вопросах. Из того, что в настоящее время только души праведников обитают в раю, вовсе не следует как отсутствие в раю древа жизни, так и наличие множества обителей в раю Легко заметить, что к тому раю, который был обещан благоразумному разбойнику и который чается всеми благочестивыми христианами, ни один из этих «физических» смыслов слова «рай» никакого отношения не имеет Полагаю, что вы вольно или невольно занимаетесь извращением христианского понятия рая. Смотрим Бытие гл 2 «8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. 9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. …. 15 И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. 16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, 17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. 18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. 19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. 20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.» И видим, что библейский рай – это некий сад на Земле, в котором Господь специально для Адама насадил древа жизни и познания, об иных отличий рая от земных ландшафтов и природ в Библии ничего не сказано. Соотвественно рай в котором сейчас временно пребывает как душа благоразумного разбойника, так и души множества благочестивых христиан, аналогично Адамову имеет древо жизни и множество обителей.

http://bogoslov.ru/article/4866437

Любовь Л. 11 февраля 2016, 02:46 Я тоже не вижу никакой иерархии. Изначально её не было. Было два равных и разных человека. Равных как перед Богом, так и между собой. Да и какой смысл был бы в том, что один сотворённый человек превосходил другого? Кому и какая польза от этого была бы? Животные тоже были из земли произведены, как и Адам, но подобного Адаму не нашлось. По природе - одинаковы (от одной плоти), оба - по Образу и подобию Бога. После сотворения женщины заканчивается день шестой (Бытие гл.1 ст 26-31 " И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле...И был вечер, и было утро: день шестой. " ) Бытие гл.2 ст.18 " И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему " . Здесь Бог говорит " человеку " , а не Адаму, " помощника " , а не " помощницу " . Определённо, как мужчине, так и женщине " не хорошо быть одному " . Не вижу, чтобы женщина как-то была дискриминирована. Бытие гл.5 ст.1-2 " Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их. " Могу сделать тот же вывод: " Женщина равна мужчине, равноценна, равнозначна; как и мужчина равен женщине " . Батюшке спасибо за статью. 17 февраля 2015, 23:03 Очень разумное и адекватное отношение священника к " проблеме равенства полов " , редко встретишь православного автора, столь здраво об этом рассуждающего. Спаси Господи. Тем мужчинам, которым статья не по душе, скорее всего надо молиться об усмирении своей гордыни. Что не возможно человеку - возможно Богу. Ирина 25 января 2015, 20:12 Спаси вас Господи, батюшка!Вы выразили словесно мои собственные мысли, добавить нечего. Удивительно, сколь велика гордыня некоторых мужчин-комментаторов,коих так задела мысль о равновеликости природы Мужа и Жены. Наши святые матери совершали подвиги не менее великие,чем святые отцы. И шли на смерть за Веру.Господь наш Иисус Христос стал проповедовать стал женщине-самарянке,не погнушавшимь ее " недоразвитостью " . И поставил в пример Марию, а не Марфу(не осудив,впрочем,последнюю).Ангел женам возвестил весть Воскресения. Кем же надо себя мнить,чтоб мысль о равенстве достоинства с женщиной могла бы так задеть. А ведь наша Пресвятая Пречистая Богородица , Царица Небесная тоже была женщиной. А вы помните, Чья она мама? Не нужно относиться к женщинам как к " сестрам нашим меньшим " . Ум и глупость,невежество и образованность,гордыня и смирение,доброта и злоба и все прочие свойства не зависят от пола. А от каждой конкретной личности. Так давайте же пристально всматриваться в самих себя,и помнить,что тот , кто хочет быть большим в Царствии Небесном, да будет меньшим в миру. Спаси Господи!

http://pravoslavie.ru/66988.html

Местом написания книги была пустыня Синайская. Общая историческая цель книги та, чтобы показать начало и происхождение Церкви Божией на земле и те многоразличные пути промысла Божия, которыми Бог после грехопадения человеков и распространения и раскрытия нечестия «сынов человеческих» сохранял и спасал малое святое семя «от среды лукавствия людей развращенных». Вместе с этою целью ясно видна и другая, более частная цель по отношению к Израилю, именно – указать и внушить Евреям, что они одни среди уклонившихся от Бога язычников представляют собою особый богоизбранный народ с высоким предназначением в будущем, и в ближайшем будущем несомненно имеют наследовать «грады супостатов» в Ханаане ( Быт.22:17 ) в силу несомненных обетований, данных праотцам их Аврааму, Исааку и Иакову. § 45. Разделение на части и общий очерк содержания книги. – Содержание книги Бытия можно разделить на три главные части: на введение (гл.1, 2:3), где повествуется о сотворении мира и человека, как о подготовлении к созданию Церкви; на историю Церкви Божией во времена патриахальные, от создание ее в раю до призвания Авраама (гл.2:4–9:26), и на историю Церкви во времена странствующих патриархов, от Авраама до смерти Иосифа в Египте (гл.11:27–50). Кроме того последние две части, за исключением введения, разделяются на десять меньших отделов, называемых еврейским словом толдот (знач. происхождение, бытие), находящемся в начале этих отделов в евр. Библии, именно: 1) на толдот неба и земли (гл.2:4; 4:26); 2) на толдоте Адама и и его рода (5, 6:8); 3) Ноя (гл.6:9–11, 29); 4) – сыновей Ноя (гл. X и XI, 9); 5) – Сима (гл.9:10–26); 6) – Фарры и Авраама (гл.11:27–25, 11); 7) – Измаила (гл. XXV, 12–18); 8) – Исаака (гл. XXV, 19– XXXV); 9) – Исава (гл.36), и 10) на толдот Иакова (гл.37–50). 1. В введении (гл. I и II, 3) сначала говорится о сотворении Богом неба и земли из ничего, а потом повествуется, как из неустроенной и неорганизованной земной массы Бог словом Своим в продолжение шести дней образовал вселенную и в частности нашу планету-землю, на которой постепенно стихии приведены были в порядок и явились ее обитатели: растения, рыбы, птицы, животные земные и наконец человек, сотворенный по образу Божию и по подобию Божию, как венец и завершение всего творения, тварей видимых и невидимых. В седьмой день Бог почил от дел творения и освятил этот день.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

В гл. V указываются отличительные особенности хиротонии каждого священного чина (2; 3. 7, 8). В последней главе толкование чинопоследования погребения сопровождается рассуждением о том, насколько молитва за усопшего может изменить его участь (VII 3. 6). Соучастие тела в воскресении (VII 3. 9), непонятное язычникам, иллюстрируется примером младенцев, к-рые, хотя и не имеют надлежащего понимания, крестятся по вере восприемников (VII 3. 11). «О Божественных именах» (DN) Этот самый длинный трактат «А.», состоящий из 13 глав, является богословским в собственном смысле слова, поскольку в нем говорится о Божественных именах. В гл. I делается акцент на непостижимости Бога, о Котором известно только то, что Он открыл о Себе в Свящ. Писании («Священных Речениях», по терминологии Дионисия и предшествующей неоплатонической традиции) (I 2:4), а также то, что Он - Причина всего существующего (I 7:10,12), и объясняется Его безымянность и многоименность (I 6). В гл. II говорится о Божественных единениях и различиях (νσεις τε κα διακρσεις) (II 5:14-15), понимаемых, во-первых, как единая природа и три Лица Св. Троицы (II 3), во-вторых, как единство Бога (сущность) и исхождения (προδους), направленные вовне (энергии) (II 4:10;11:14), причем и во внутрибожественном единении и в промыслительном исхождении Божественной благости усматриваются свои единения и различия (II 4:12-13; II 5:15); они присутствуют и в устроении человека, лучше всего представленном в человечестве, к-рое воспринял Бог в таинстве Воплощения (II 9:5-12). Господь Вседержитель " Премудрость Божия " . Икона. XIV в. (Музей визант. искусства. Фессалоника) Господь Вседержитель " Премудрость Божия " . Икона. XIV в. (Музей визант. искусства. Фессалоника) Божественные имена, о к-рых идет речь в трактате, воспевают прежде всего разделения, т. е. действия Божественного Промысла вовне (II 11:8-9 (P. 137)). Указав на то, что он не изобретает чего-то нового, но раскрывает мысли блж. Иерофея (гл. III), автор «А.» излагает Божественные имена в следующем порядке: Добро, Свет, Красота и Любовь (гл. IV 1-17), Сущий (гл. V), Жизнь (гл. VI) и Мудрость, Ум, Слово, Истина (гл. VII), Сила, Справедливость, Спасение (гл. VIII), Великий и Малый, Тот же и Другой, Подобный и Неподобный, Движущийся и Неподвижный, Равный (гл. IX), «Ветхий денми» и Юный (гл. X), Вседержитель (гл. X) и Мир, Который «всех объединяет», ατοζω (Сама-по-себе-жизнь), ατοεναι (Само-по-себе-бытие), ατοδναμις (Сама-по-себе-сила) (гл. XI), «Святой Святых», «Царь царей», «Господь господ», «Бог богов» (гл. XII) и Единое (гл. XIII). В заключение указывается на то, что все имена неточны и что восхождение к Богу путем отрицаний остается самым надежным средством богопознания (гл. XIII 3-4). Все имена соответствуют символам, не имеющим никакого внешнего подобия. Исследование имен, по аналогии с чувственными образами, заявлено в книге «Символическое богословие» (IX 5:9; XIII 4:8), к-рая должна была продолжить трактат DN.

http://pravenc.ru/text/ Ареопагитик ...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010