100 . К Поликарпу, 5. Изд. Гебгардта. С. 112. 101 Строматы, 3, 10. Mg. 8. 1169. Ср.: Строматы, 3, 18; 4, 20; 7, 12. 102 Толкование на Мф. 14, 16; Mg. 13, 1229. 103 De monogam. 9; Ml. 2. Ср.: Ad uxorem 2, 9, Ml. 1. 104 Беседа на Еф. 5, 22-24; Mg. 62, 141. 105 Беседа 20, 4 на Еф. Mg. 62, 135. 106 Афинская Синтагма 5, 286—291. 107 Кормчая, изд. 1816. Гл. 43, листы 35 и 38 на обороте. 108 Горчаков. «О тайне супружества», прилож. С. 7 и 8. 109 Афинская Синтагма 2, 334: «?? ???? ????????????? ??? ??????????? ?? ????? ???????? ?????». Слов «??? ???????????» нет в древнейшей Трапезундской рукописи, и, по-видимому, слова эти включены в текст правил из толкования Зонары (Синт. 2, 335). Совершенно неправилен и тенденциозен Синодальный перевод: «Богом установленный и Им в Его пришествие благословенный брак». Правильно переводит епископ Никодим Милаш: «Богом установлени и Ньеговим присутстваньем благословени брак». (Правила са ту-мач., т.1. Нови Сад, 1895. С. 473), но он не считается с сомнительной подлинностью слов «и благословени». 110 Антоний (Храповицкий). Нравственный смысл догмата о Святой Троице. 111 Строматы, 3, 10; Mg. 1169: «то Kupimcov». 112 Беседа 20, 3 на Послание к Ефесянам, Mg. 62, 143: «? ????? ??? ???????? ???? ???? ?????». 113 ? ???????? ???????? — Рим. 16, 5; 1 Кор. 16, 19; Кол. 4, 15; Флм. 2. 114 2 Кор. 4. Изд. Гебгардта. С. 41- 42. 115 Пастырь, вид. 2, 4. Изд. Гебгардта, С. 134. 116 Вид. 1,1. Изд. Гебгардта, С. 129-130. 117  О воскресении плоти 6; Ml. 2, 802—803. Против Праксея, 12; Ml. 2, 168. 118 К Поликарпу 5: ??????… ??? ????? ??? ?????? ??? ??????. Изд. Гебгардта. С. 112. 119 Строматы, 3, 10; Mg. 8, 1169. 120 Слово на Мф. 19, 1-12; Mg. 36, 292. 121 См., например, Ис. 1, 21; 49, 18; 54, 1-6; 61, 10; 62, 5; Иер. 2, 20; Иез. 16, 7; Ос. 2, 19, 31; 4, 12; 9, 1 и др 122 Мф. 8, И; 9, 15; 22, 2-14; 25, 1-13; Лк. 12, 35-37; 14, 16-24; Еф. 5, 25, 27; Откр. 17, 1, 2, 5; 19, 7-9; 21, 2. 123 Ин. 3, 29. 124 Мф. 25, 1; Ин. 3, 29; Откр. 18, 23; 21, 2, 9; 22, 17. 125 Беседа 12 на Послание к Колоссянам. Mg. 62, 387. Ср.: Беседу на Бытие, 56; Беседу о том, каких нужно брать жен. 126

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=906...

631 Прежде полагали, что ноль, помноженный на бесконечное, производит единицу. Несправедливо! Он дает число, то есть, все вообще числа, которые в отношении к бесконечному – все равны и различаются от бесконечного бесконечным различием, не произведя в нем никакого изменения своим явлением в бытие. Вот высшая идея, какая только может быть доставлена наукою о мироздании. 632 2 Кор. 12, 2. 633 3 Цар. 8, 27. 634 Догматическое Богословие преосвященного Антония, издание 7-е, 1857 г., стр. 95 и 96. 635 1 Тим. 6, 16. 636 Беседа 16, гл. 5. 637 Апок. 22, 8–9. 638 «Иоанн Дамаскин – первый систематик между отцами Церкви: это его неотъемлемая слава. Изложение Православной Веры составляет систематическое учение о созерцательных истинах Откровения. О предметах откровения Дамаскин рассуждает на основании слова Божия, по соображениям разума, и всего чаще говорит словами отцов Церкви, – особенно Григория Богослова, Василия, Афанасия. В сем последнем отношении Макарий Анкирский справедливо назвал Дамаскина провозвестником и истолкователем всех Богословов». Историческое учение об отцах Церкви архиепископа Филарета, т. 3. 639 Мк. 8, 11–12. 640 Ин. 3, 8. 641 Люди долгое время не знали о существовании газов. По этой причине когда приходилось говорить о газах, то понятие темное выражалось очень темно. Газы открыты в конце XVIII столетия. 642 Ин. 19, 30. 643 2 Еф. 6, 12. 644 Мф. 22, 30, Мк. 12, 26, Лк. 20, 36. 645 Пс. 103, 4. 646 Быт. 19, 1. 647 Быт. 18, 2. 648 Быт. 19, 3. 649 Быт. 19, 10–11. 650 Быт. 19, 16, 17. 651 Быт. 19, 24. 652 Быт. 19, 22. 653 Пс. 77, 49. 654 Исх. 7, 11; 22, 8, 7. 655 Это видно и из жизнеописаний святых: о морской буре, произведенной демонами, говорится в 5 икосе акафиста святителю Николаю. 656 Так и дождь называется в Писании сходящим с неба. Иак. 5, 18. 657 Иов. 1, 16. 658 Иов. 1, 9. 659 Апок. 12, 9. 660 Апок. 13, 2. 661 Апок. 13, 13. 662 Суд. 6, 11–22. 663 Осии 12, 3–4. Иаков… труды своими укрепе к Богу, и укрепе со Ангелом, и превозможе. 664 Быт. 32, 24–31. 665 Род хвойного дерева.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Беседа на 1 Кор. 7, 39-40. Mg. 51, 30. Ср.: на 1 Фес.: «Имеющий друга имеет другого себя» (Mg. 62, 406). 184 О божественной и святой любви. Творения, часть 5. Сергиев Посад, 1906. С. 311. 185 А. К. Толстой. Поли. собр. соч. Т. 1. СПб., 1907. С. 382. 186 А. А. Фет. Поли. собр. соч. Т 1. СПб., 1912. С. 108. 187 Златоуст. Толкование на Быт. 15, 4. Mg. 54, 126. Рус. пер. 4, 123. Толк, на Быт. 16, 1, 5. Mg. 54, 130. Рус. пер. 4, 134. Августин. О граде Божием. 14, 17. Ml. 41, 426. Рус. пер. 43. 188 Л. Н. Толстой. Война и мир. Т. 4. Эпилог, 10. Берлин, 1920. С. 367. 189 Legatio pro christianis, cap. 5. Mg. 6, 900. Ср.: cap. 34. 190  De civ. Dei, 15, 22. Рус. пер. С. 128. 191 De civ. Dei, 22, 24. Рус. пер. С. 381. 192 Mg. 88, 893. Под этим «некто» разумеется св. Нонн, епископ Едессы, а красота, которая так его тронула, была красота блудницы Пелагии, причисленной потом к лику святых (457). См. житие его Mg. 116, 907 и Н. Usener, Legenden d. heiligen Pelagia, Bonn. 1879. 193 Ср. Л. Толстой. Война и мир, эпилог. С. 389: «Он радовался тому, что она со своею душой не только принадлежала ему, но составляла часть его самого». 194 De civit Dei, 14, 7. Рус. пер. С. 157. 195 Слово на Мф. 19, 3. Mg. 40, 228. 196  См., например, Кормчая. Гл. 49, 11, лист 123; Требник, Чин благословения супруг чад не имущих. 197 De parad, 4, 24. Ml. 14, 300. 198 О граде Божием, 14, 10. Ml. 41, 417. Рус. пер. Ч. 5. С. 27. 199 Беседа на Бытие 15, 1. Mg. 53, 121; 15, 3. ML 53, 123. 200 Ad uxor. 2, 9. Ml. 1, 1302. 201 Werke, 21, 72. 202 Сверчок на печи. Берлин, 1921. С. 81—85. 203 Нам представляется очень правдоподобной гипотеза, что «Песнь песней» — это сборник тех песен, которые пелись при древнееврейском брачном обряде (см. Herzog-Hauck, R. Е. 3. Aufl., 5, 743, статья Бен-цингера: «Семейная жизнь и брак у древних евреев»). Таким образом, Песнь Песней, в сущности, есть ветхозаветный чин венчания. 204 См., например, действие 1, явл. 4, «Адамет». «Смерть твоя (Алцесты) не погасит брачного факела нашей любви. Ты будешь мне женой и по смерти, так как в эту светлую землю, где ты найдешь покой, следует моя любовь и счастье. После твоей смерти другая не будет в моих объятиях». 205

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=906...

Ибо Они - не безначальны, и вместе в некотором отношении - безначальны, что и удивительно! Они не безначальны - в отношении к Виновнику; потому что, как свет из солнца, так Они из Бога, хотя и не после Него. Безначальны же Они в отношении ко времени " 69. И немного далее: " И Отцу, и Сыну и Святому Духу суть общи неначинаемость бытия и Божественность; но Сыну и Духу принадлежит иметь бытие от Отца. И отличительное свойство Отца есть нерожденность, а Сына - рожденность, и Духа Святого - исходность " Примечания 1. Epitome de gestis Petri n. 17. P.G. t. 2, c. 485. 2. Dionys. Areopag. P.G. t. 3, c. 673. 2. Ibid. c. 441. 4. Ibid c. 645. 5. Ibid. c. 1033. 6. Athanasius Magn. P.G. t. 26 c. 577-9. 7. Ibid. c. 533. 8. P.G. t. 25, c. 208. 9. Liber de communi essentia Patris et Filii et Spiritus Sancti. P.G. t. 28, c. 72 10. Apud Gelasium Cyzicenum. P.G. t. 85, c. 1288. 11. Basilius Magn. P.G. t. 31, c. 609 a. 12. Ibid. c. 609 b. 13. Ibid. c. 616. 14. Ibid. c. 612. 15. P.G. t. 32, c. 329. 16. Ibid. c. 549. 17. P.G. t. 29, c. 333. 18. Ibid. 19. P.G. t. 32, c. 136. 20. Adversus Eunomium. P.G. t. 29, c. 772 c. 21. Gregor Nyss. P.G. t. 45 c. 336. 22. Ibid. c. 369. 23. Ibid. c. 416. 24. Ibid. c. 464. 25. P.G. t. cit. c. 17. 26. Этого места не находим в тексте. 27. Этих слов не возможно найти в тексте; нечто подобное находим у Кирилла Александрийского в Комментариях на Иоанна гл. 1. 28. Р. G. t. 45, с. 133. 29. Этого места в основном тексте не находим, но оно цитируется у некоторых Свв. Отцев, как слова Григория Нисского. 30. Gregor. Nazianz. t. 36, с. 348. 31. Р. G. t. 36, с. 476. 32. Tom. cit. c. 76. 33. Ibid. 34. Тот. cit. c. 140с. 35. Ibid. b. 36. Tom. cit. c. 149 a. 37. Tom. cit. c. 249. 38. Ibid. c. 252. 39. Р. G. t. 35, с. 1072. 40. Ibid. c. 1073. 41. Ibid. c. 1077. 42. Р. G. t. 36, с. 441 b. 43. Ibid. c. 44. Р. G. t. 36, с. 180 b. 45. Р. G. t. 35, с. 1220 b. 46. Ibid. 47. Ibid. c. 1221 b. Перевод на русский язык Архимандрита Амвросия (Погодина) с Mgr. Louis Petit, Patrologia Orient. Т.17, PP.342-367 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/609/...

15. Законом за преступление положено наказание (закон строг); а где нет закона (преступления), там нет и наказания ( Гал.3:19 ). Где не положено наказания за преступление ( Евр.10:18 ), там и преступление – не преступление ( Рим.2:14 ). 17. Если Бог несуществующему дает бытие, то может воскресить и мертвого ( Мф.22:32 ). 18. Кто верует Богу с надеждой сверх надежды ( Рим.4:19 ), в том самая высокая вера ( Рим.4:21 ). 21–22. Кто совершенно уверен, что Бог силен исполнить обещанное, тому такая вера вменяется в праведность ( Рим.3:28 ). Гл. 5. Ст. 1. Мир с Богом есть плод оправдания нашего верою во Христа ( Еф.1:21–23 ). 5. Сердце наше согревается любовью к Богу только по действию в нас Духа Святаго ( 1Кор.12:3 ) и веры ( Рим.5:6 ). Без благодати Божией мы не можем любить Бога ( Флп.1:11, 23 ). Где любовь к Богу, там и надежда: но как любовь, так и надежда есть залог Духа Святого или плод живой веры ( 2Тим.1:13, 14 ). 8, 10. Нет больше и чище той любви, как если кто полагает душу (жизнь) свою за врагов ( Мф.5:44 сл. 1Ин.3:16 ). Грешники враги Богу; и если бы не умер Сын Божий за нас врагов, то и Бог Отец не простил бы нам грехов ( Еф.1:5, 11 – 2:1–6 ). 12. Грех по преступлении первого человека проник все существо его – и душу и тело; от того и мы зачинаемся и рождаемся во грехах, на смерть ( Рим.6:23 ), как на оброк. Последствием греха первых человеков была смерть; а посему как грех, так и смерть перешли во всех человеков ( Евр.9:27 ), с рождением одного от другого. 13–14. От Адама до Моисея не было положительного закона и наказания за преступления, кроме естественной смерти; каждый чувствовал наказание только в самом себе по осуждению совести ( Рим.2:14, 15 ; Гал.3:19 ), платя дань греху смертью ( Рим.6:23 ). 15–19. Благодать имеет действие противное преступлению; ибо от преступления осуждение, а от благодати И. Христа оправдание; от преступления умирают, а благодать дает всем вечную жизнь ( Тит.2:11 ; Рим.6:23 ). 20. Когда умножилось преступление, то дан был Богом положительный против преступления закон; а когда появился закон Моисея, и назначено наказание за всякий род преступления, то не смотря на то, преступления еще более умножились, и закон сделался от сего бессильным. Как закон будучи ослаблен плотию (делами плоти – Гал.5:19–21 ) потерял свою силу, то Бог послал Сына Своего в подобии (для принятия подобной) плоти, грехами нашими ослабленной, и осудил грех во (в естестве) плоти ( Рим.8:3 ); и таким образом, когда умножился между человеками грех под законом, стала преизобиловать благодать ( Ин.1:16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

12 Действительно, если мы обратимся к евхаристической молитве литургии Иоанна Златоуста , на чин которой св. Николай Кавасила и написал свое толкование, то увидим, что в первой молитве (Praefatio) перечисляются все те блага, «дарованное нам от Бога»: «Ты от небытия в бытие нас привел еси и отпадшыя возставил еси паки, и не отступил еси, вся творя, дóндеже нас на небо возвел еси и Царство Твое даровал еси будущее […]» [Служебник, 2003, 133–134]. 13 «Προσφροντες τν προσφορν τατην, σ μνομεν, σ ελογομεν, σο εχαριστομεν, Κριε, κα δεμεθ σου, Θες μν». [Nicolaus Cabasilas. Sacrae Liturgiae interpretatio XLIX, 25. P. 288]. 14 «Οτος νος, φησ, τς προσαγωγς τν δρων τ μνεν, τ εχαριστεν, τ κετεειν, περ ξ ρχς λγομεν, στε εναι κα εχαριστριον κα κσιον τν ατν» [Nicolaus Cabasilas. Sacrae Liturgiae interpretatio XLIX, 26. P. 288]. 15 Принцип «жизнь за жизнь», по мысли св. Николая Кавасилы , относится и к Евхаристии, и к Крещению: «Κα ζων λλαττμεθα ζως κα τν μν προδδομεν, τν δ ντ κενης λαμβνομεν. λλ μν προδοσα τς ζως θνατος ν εκνι τιν κα γραφ, δ ναβωσις ζω στιν ληθς» [Nicolaus Cabasilas. Sacrae Liturgiae interpretatio IV, 3//SC. 4. P. 76]. 16 « δ Θες τατα τ δρα οτως οκειοται, στε ατ σμα κα αμα ποιεται το Μονογενος» [Nicolaus Cabasilas. Sacrae Liturgiae interpretatio XLVII, 4//SC. 4. P. 266]. 17 «Κα τατα ποιομεν, φησ, δο τινν μεμνημνοι, τς ντολς ν μν νετελατο λγων· “Τοτο ποιετε ες τν μν νμνησιν”, κα πντων τν πρ μν γενομνων· μν γρ μνμη τν εεργεσιν πλς ες μοιβν μς προτρπεται κα τ λως τι προσενεγκεν τ οτω μυρων πρξαντι ατα χαρτων μν· δ μνμη τς ντολς κα ατ τ εδος μς διδσκει τς μοιβς κα τνα δε δρα προσγειν» [Nicolaus Cabasilas. Sacrae Liturgiae interpretatio XLIX, 27. P. 288]. 18 Словарь Morphologia Graeca предлагает переводить гл. ναδεκνυμι как «lift up and show». Такой перевод, на наш взгляд, более точно соответствует той мысли, которую выражает здесь св. Николай Кавасила : Христос на Тайной Вечере совершил то же самое приношение даров Богу, какое и теперь Церковь совершает во время литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kavasi...

Выражение силою берется взято от осады и взятия крепости или города. Закон и Пророки, т. е. законодатель Моисей в своих законоположительных книгах ветхого завета, каковы: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие, и за сим пророки в своих писаниях. О царстве Божием чит. в объясн. 43 ст. 4 гл. Слова: Закон и Пророки и пр. блаж. Феофилакт толкует и следующим образом: «Господь Иисус Христос учил выше нестяжательности и называет богатство неправедным, – а между тем в ветхозаветное время Закон ( Лев.26:3, 9 ) и Пророки ( Ис.1:19 ) поставляли Божие благословение в богатстве и обещали в награду за добродетельную жизнь земные блага. Поэтому, чтобы кто не сказал Ему: ты противоречишь закону и пророкам, они благословляют, а Ты учишь нестяжательности, Господь и говорит: Закон и Пророки имели время до Иоанна, и хорошо, что так учили, потому что слушатели тогда были в юном возрасте. Но с того времени, как явился Иоанн и начал проповедывать царство небесное, блага земные уже не имеют времени, а проповедуется царство небесное. И желающие небес поэтому должны на земле усвоить себе нестяжательность.» Лк.16:17 . Удóбее же éсть нéбу и земли прейти, нéже от закóна единой черте погибнути. (Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет.) Это изречение есть и в Евангелии Матфея ( Мф.5:18 ), но оно сказано там Господом по другому случаю и несколько иначе, сказано во время нагорной проповеди, когда Господь разъяснял закон. По Матфею оно читается так: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Йота – самая малая по начертанию еврейская буква; черта – малый знак, которым отличается одна еврейская буква от другой, сходной с нею по начертанию. Слова Господа значат, что и самое малое и, по-видимому, незначительное из закона, – и то не прейдет, т. е. не останется без исполнения. Здесь у еванг. Луки указанное изречение Спасителя направлено против фарисеев в том отношении, что, несмотря на их лицемерие, т. е.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

прот. Константин Буфеев «Адам нарекает имена животным». Фрагмент фрески. Кафоликон св. Николая в монастыре Анапавса, Метеора. Греция. XVI в. Адам, без сомнения, обладал даром слова. Бог дал ему словесно выраженную заповедь ( Быт.2:16–17 ). Беседа Евы со змеем также была словесной – по крайней мере, содержание этого диалога в Библии представлено в четкой словесной форме. Следовательно, змей не шипением соблазнил праматерь нашу Еву, но мыслями, облеченными в членораздельные слова. Из этого с очевидностью вытекает, что помимо Бога и человека хотя бы некоторые создания обладали возможностью воспринимать мысли и облекать их в словесную форму. Бесспорно, обладал таким даром хитрейший из всех зверей полевых – змей. Бытие, гл. 3 1. Змий же бе мудрейший всех зверей сущих на земли, ихже сотвори Господь Бог . И рече змий жене : что яко рече Бог: да не ясте от всякаго древа райскаго? 2. И рече жена змию: от всякаго древа райскаго ясти будем, 3. от плода же древа, еже есть посреде рая, рече Бог, да не ясте от него, ниже прикоснется ему, да не умрете. 4. И рече змий жене : не сметию умрете, 5. ведяше бо Бог, яко в оньже аще день снесте от него, отверзутся очи ваши, и будете яко бози, ведяще доброе и лукавое. 1.Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог . И сказал змей жене : подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? 2. И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, 3. только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. 4. И сказал змей жене : нет, не умрёте, 5. но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. «Искушение Евы». Фрагменты пономарскойдвери. Поволжье. Середина XVII в. ФААП 6. И виде жена, яко добро древо в снедь и яко угодно очима видети и красно есть, еже разумети, и вземши от плода его яде, и даде мужу своему с собою, и ядоста. 6. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Приоткрыть эту тайну помогает нам Священное Писание , когда повествует о «сознательном» и «разумном» поведении животных при вхождении их в Ковчег, сооруженный праотцем нашим Ноем. «Заселение Ноева ковчега». Фрагмент фрески. Лавра прп. Саввы Освященного. Окресности Иерусалима. XIX в. Бытие, гл. 7 7. Вниде же Ное и сынове его, и жена его и жены сынов его с ним в Ковчег, воды ради потопа. 8. И от птиц чистых и от птиц нечистых, и от скот чистых и от всех гадов и пресмыкающихся по земли 9. два два внидоша к Ною в Ковчег, мужеский пол и женский , якоже заповеда Господь Бог Ною. 10. И бысть по седми днех, и вода потопная бысть на земли. 7. И вошёл Ной и сыновья его, и жена его, и жёны сынов его с ним в Ковчег от вод потопа. 8. И из птиц чистых и из птиц нечистых, и из скотов чистых и из скотов нечистых, и из зверей и из всех пресмыкающихся по земле 9. по паре, мужеского пола и женского, вошли к Ною в Ковчег , как Господь Бог повелел Ною. 10. Через семь дней воды потопа пришли на землю. Существует предание, что Ной призывал Божьи создания войти в спасительный Ковчег посредством ударов колотушки, которой он стучал по дверце Ковчега. Этот призывный благовест не был услышан развращенными человеками, современниками Ноя – но оказался понятен бессловесным тварям. Таким образом, праотец Ной стал первым звонарем, а чистые и нечистые животные оказались первой паствой, спасенной им от истребляющих вод Великого Потопа. «Исход животных из Ноева ковчега». Фрагмент мозаики. Собор Монреале. Италия. XII в. Такую же разумность и послушание святому праотцу явили животные при выходе из Ковчега по завершении Потопа. Бытие, гл. 8 15. И рече Господь Бог Ноеви, глаголя: 16. Изыди из Ковчега ты и жена твоя, и сынове твои и жены сынов твоих с тобою; 17. и вся звери, елицы суть с тобою, и всяку плоть от птиц даже до скотов, и всяк гад движущийся по земли изведи с собою: и раститеся и множитеся на земли. 18. И изыде Ное и жена его, и сынове его и жены сынов его с ним; 19. и ecu зверие, и ecu скоти, и вся птицы и ecu гади движущимся по роду своем у на земли изыдоша из ковчега.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Глава 12 1–2. Цель милостивого наказания Богом людей – покаяние и исправление. 3–11. Пример древних хананеев. 11–14. Милосердие суда Божия вытекает не из опасения кого-либо, 15–18. но имеет свое основание во всемогуществе Божием. 19–20. Чему научает израильтян судьба хананеев. 23–28. Наказание египтян. Прем.12:1 . Нетленный Твой дух пребывает во всем. 1 ст. заканчивает мысль предшествующей главы о том, что все существующее сохраняет свое бытие любовию и волею Божиею. «Нетленный Твой дух пребывает во всем», проникает все существующее (ср. Прем.1:7, 7:22, 8:1 ) и является во всем животворящим и сохраняющим принципом. Прем.12:2 . Посему заблуждающихся Ты мало-помалу обличаешь и, напоминая им, в чем они согрешают, вразумляешь, чтобы они, отступив от зла, уверовали в Тебя, Господи. 2 . Мысль 2-го стиха является выводом из предшествующего. Если Бог любит все существующее ( Прем.11:24–12:1 ст.), то Он с такой же любовью относится и к людям, даже «заблуждающимся». Их Он «обличает мало-помалу», с бережливой постепенностью, и наказывает их так, что самые наказания напоминают им об их грехах. (Ср. Прем.11:16–17 ). Цель такого наказания – вразумление: «чтобы они, отступив от зла, уверовали в Тебя, Господи». Некоторые толкователи на основании сопоставления 2 ст. с 10–11 ст. XI гл. относят его к евреям, но связь с предшествующим (XI:24-XII:1) говорит за то, что здесь речь идет об отношении Бога к людям вообще и даже, может быть, на первом плане писатель разумел «заблуждающихся» язычников, так как далее он приводит пример наказания хананеев. Прем.12:3 . Так, возгнушавшись древними обитателями святой земли Твоей, 3–11 . Высказанную во 2-ом стихе мысль, что посылаемые Богом наказания имеют своею целью прежде всего вразумление и исправление «заблуждающихся», писатель подтверждает в этом отделе (3–11 ст.) примером хананеев, называя их «древними обитателями святой земли» (Божией). Под «святой землей», несомненно, разумеется Палестина, названная так, как место средоточия истинного богопочтения: за это далее она называется «драгоценнейшей всех у Бога» (7 ст.). Выражение «возгнушавшись древними обитателями» не противоречит 25 ст. XI гл.: Ты «ничем не гнушаешься». Из 8 и 10 ст. видно, что Бог и хананеями, как людьми, не гнушался, поэтому это выражение означает только «отвращение» Божие к тем извращениям религиозного чувства у хананеев, о чем речь идет дальше.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010