Об образе творения небесных сил умолчано потому, что бытописатель мира открыл нам Творца только в видимом мире. А ты, который можешь заключать от видимого к невидимому, прославляй Творца, в котором создана быша всяческая видимая или невидимая, аще престоли и пр. ( Кол. 1:16 ). В творении сего ты представляй себе Отца, как причину предначинающую (προκαταρτικην), Сына как причину зиждительную (δημιουργικην), Духа, как причину совершительную (τελειωτικην) так, чтобы волею Отца назначалось бытие духов служебных, действием Сына производилось, а присутствием Духа совершалось оно. Впрочем, начало – одно, зиждущее Сыном и совершающее Духом. (Μα ’αρχ, δημιουργουσα δ υιο κα τελειουσα εν Πνευματι). Тоже дает видеть св. учитель в устроении спасения человеков – при чем говорит: «Дух уст Божиих есть дух истины, который от Отца исходит». В гл. 17 и 18 обличает тех, которые, как выражались они сами, не хотели сочислять (σοναρειθμεισθαι) Духа Св. со Отцом и Сыном, но настаивали на какое-то подчисление (υπαρθμησιν). Объяснив им, так как они сами худо понимали слова свои, что подчисление бывает напр. неделимого вида, вида роду, он говорит: «Не хочется мне верить, что они могли дойти до такого неразумия, чтобы представлять Бога всяческих, чем-то общим, представляемым только в уме, но не имеющим личного бытия и разделяющимся на неделимые». Потом говорит: «если они думают, что подчисление падает на одного Духа: то пусть знают, что Дух точно также произносится вместе со Отцом, как и Сын ( Мф. 28:19 ), и как Сын относится к Отцу, точно также и Дух к Сыну по порядку слов, преданному для Крещения. Един Бог и Отец, един единородный Сын и един Дух Св.; Его (Духа Св.) соединение со Отцом и Сыном довольно доказывается и тем, что Он не считается в сонме твари, но произносится особо. Он не един из многих, но единственный.... Его природа показывается и в том, что Он от Бога (εκ Θεο) –, так как происходящий от Бога, не рождением как Сын, но как Дух уст Его» 507 . В гл. 19 доказывает из Писания, что надобно славословить Духа св., в гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

15:7–19 Внутренний мир человека и всеведение Господа. Четыре изречения на эту тему (8, 9, 11 и 16) и шесть упоминаний человеческого сердца (7, И, 13, 14 и 15; ср. также: ст. 28, 30 и 32; 16:1, 5 и 9; см.: 14:10–15) тесно переплетены между собой. К ним можно добавить и текст 15:1. Изречение в ст. 11 связано с текстами, раскрывающими отношение Бога к человеческим деяниям: отвержение или благоволение (8, 9; ср.: ст. 26; 16:5, а также 11:1, 20; 12:22; 17:15; 20:10,23). Речь идет о побуждениях человека, о словах и фактических делах. Они могут быть сокрыты от человеческого взора, но не от Бога – говорится в притчах. Бог видит и осуждает злые побуждения, и человеку необходимо задуматься над истинными мотивами своих действий. Притчи раскрывают и другие аспекты взаимосвязи между внутренним миром человека и его повседневной жизнью. Существует несомненная связь между глупыми мыслями и словами (7). Внутреннему благочестию сопутствует и внешнее проявление духовности (8); даже наш внешний вид тоже зависит от нашего самочувствия и духовного состояния (13). Богатый внутренний мир человека может компенсировать недостаток материальных благ (15–16), «уста же глупых» и мудрое сердце (14) несовместимы. Примечания. 11 Преисподняя и Аваддон (шеол и загробный мир) – см. коммент. к 1:12. Даже преисподняя открыта пред Богом (ср.: Пс. 138:8 ). 16–17 Эти два стиха связаны смысловым параллелизмом, как и в случае 15:15–16. Мир, который нисходит на праведного, отодвигает бедность, так же действует и любовь. 18–19 дополняют эту мысль, при этом ст. 18 усиливает высказывание ст. 17, а ст. 19 предостерегает от неверного пути. 15:20–33 Мудрость и благоговение перед Богом. Ст. 20–24 можно отчасти рассматривать как вступление к новому рассуждению о мудрости (20 фактически повторяет вступление к гл. 10), где радость – повторяющийся мотив: радость восприятия мудрости (20), радость применения мудрости на практике (23) и ложная радость невежды (21). Но далее внимание сосредоточивается на теме вмешательства Бога в земные дела (это можно сказать о текстах 15:2 – 16:15 в целом). Ст. 33 объединяет две темы ст. 20–33 (так же, как ст. 11 две темы, развитые в ст. 7–19) и завершает этот раздел.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

13 кости Иосифа. См. Быт. 50,25 . 13 в Ефаме. См. ком. к 13,18. 13 облачном... огненном. Облако и огонь являются символами непосредственного Божиего присутствия (3,2 и ком.; 33,9.10; 40,34–38; Чис. 9,15–22; 11,25 ; Пс. 98,7; 104,39 ). Бог не только пребывает с Израилем, Он день и ночь ведет Свой народ. Глава 14 14:2 См. ком. к 13,18. Все перечисленные в этом стихе города находились к востоку от Раамсеса. 14 А Я ожесточу сердце фараона. См. ком. к 11,10. 14 колесницу. Богиня Анат «ведала» боевыми колесницами, а богиня Сехмет покровительствовала фараону в походах. 14 сыны Израилевы оглянулись. Ср. Быт. 19,17 . Повеление «Не оглядывайся назад!» в духовном смысле остается непреложным. Все дальнейшие проблемы народа Израилева (40 лет странствий в пустыне) связаны именно с тем, что они постоянно «оглядывались назад» на Египет и на все, что с ним связано. 14 сказали Моисею. Мятежное настроение и недовольство Израиля Божиим руководством являются постоянной темой книги Исход (15,21.24; 16,3; 17,2; 32,1). 14 не бойтесь. Господь, устами Моисея, учит Свой народ не страшиться человека ( Втор. 1,29 ), но бояться Бога ( Лев. 25,17 ; Втор. 6,13 ; Притч. 3,7; 24,21 ; Еккл. 5,6; 12,13 ). 14 Господь будет поборать. С этого момента Господь открывается Израилю как Муж брани, и именно в этом качестве Он воспевается в гл. 15. Израиль называл Господа «Бог воинств Израильских» ( 1Цар. 17,45 ), а также «Господь Саваоф», т.е. Господь небесных сил, Творец израильских побед. Существовало и более раннее повествование о завоеваниях Израиля под руководством Господа, которое называлось «Книгой браней Господних» ( Чис. 21,14 ). Богословская тема Священной войны (или войны Иеговы) находит свое выражение и в Ветхом, и в Новом Заветах. 14 вопиешь. Молитва Моисея была услышана. 14 подними жезл твой. Жезл Моисея, который принес Божий казни Египту, теперь принесет спасение израильскому народу. 14 Ангел... столп облачный. Ангел Господень отождествляется с присутствием Самого Бога в столпе облачном (23,20–22). В книге Бытие Ангел Господень непостижимым образом отождествляется с Самим Богом ( Быт. 16,7.13; 18,2.16.17.22; 21,17.19; 32,24.30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Смысл ст. 5–8 проясняется параллельным местом – ст. 9–11: тогда и когда в ст. 9 и 10 перекликаются с то и ибо в ст. 5 и 6, а обетование в ст. 11 – с заверениями в 7–8. Если пытливый ученик пожелает узнать, как ему строить свою жизнь, то он получит ответ на свой вопрос в виде обетовании (9). В ст. 12–22 обещания, высказанные в ст. 5–11, рассматриваются на примере ступившего на праведный путь («стези прямые»); образ ходящего путями зла и тьмы рисуется в ст. 12–15. Мудрость – это твоя защита от лжеца (12–15; ср.: тесная связь с преступниками в 1:10–19), который называет черное белым и белое черным с такой неприкрытой наглостью, что дух захватывает. В ст. 16–19 говорится не только о распутных женщинах, но и мужчинах. Здесь обличается прелюбодеяние и, естественно, подчеркивается важность супружеской верности. Но тема прелюбодеяния или разврата женщины активно обсуждается в гл. 1 – 9 (см.: гл. 5; 6:20 – 7:27; 22:14; 23:26–28; 29:3). Возможно, супружеская неверность – это аллегория, говорящая о неверности Богу, – типичная для языка Ветхого Завета. Здесь же верность Богу выражается с позиций стремления к мудрости. Аморальность женщины в этом отрывке определяется словосочетанием «жена другого», которое предполагает ее приверженность «другим» богам и «другой» мудрости. Такие женщины соблазняют мужчин, совращая их с истинного религиозного пути и ввергая в распутство. Призыв со всей серьезностью приобщаться к мудрости (упоминанием имени Яхве) и противостоять соблазнам и искусам чужих женщин (которые уведут тебя к чужим богам) – это две стороны одной медали. Такой подход позволяет найти верное толкование и последующих отрывков, трактующих тему «прелюбодеяния», хотя в ст. 17, скорее всего, речь идет об израильской женщине, которая бросила своего мужа, нарушив тем самым свои обеты перед Богом Израиля. В этом отрывке, как и в 1:10–19, преступления рассматриваются с точки зрения их несовместимости с нравственными нормами (12–17), но актуальность предостережений заключается в том, что акцент делается на индивидуальном воздаянии за злодеяния (18–22). Супружеская неверность, конечно, грех, но, кроме того, еще и большая глупость. В современном мире сексуальное самовыражение прикрывается ореолом любви, и только по прошествии времени люди открывают для себя, что боль и потери едва ли адекватная плата за испытанное удовольствие. Притчи показывают, что прелюбодеяние ведет к тем же последствиям, что и разбойные действия (ср.: 1:16–19 и описания преисподней в 1:12). 3:1–12 Призыв к упованию на Господа

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Таким образом в общем книга Еноха является произведением с некоторым планом. Непоследовательность изложения замечается не в порядке следования отделов друг за другом, не в отсутствии всякой связи между ними; нет, непоследовательность эта наблюдается в частностях: она состоит в отсутствии связи между отдельными главами и стихами; а эта непоследовательность, эти частные отступления от намеченного плана, эти быстрые переходы от одного предмета к другому и частые повторения остаются без объяснения и при принятии не только гипотезы интерполяций, но и гипотезы фрагментов. Если бы мы критерием для заключений о составе книги Еноха избрали частную последовательность или непоследовательность в описании предметов, то второй, например, отдел (17–36 гл.) нужно было бы приписать по меньшей мере авторам пяти-шести, а то и более. Возьмем для примера одну только 17 гл.; здесь мысль автора с необычайною быстротой переходит от одного предмета к другому, так что в 8 стихах он последовательно упоминает о своих путешествиях к темнице ангелов, к месту происхождения бури, к высокой горе, доходящей до неба, к хранилищам грома и молнии, к воде жизни, к «огню запада» и т. д. и т. д. Как бы мы ни смотрели на эту главу, то есть признали ли бы мы её особым фрагментом, или же позднейшею вставкой, факт непоследовательности остается все равно необъясненным. Для объяснения непоследовательности книги Еноха мы должны избрать несколько иной путь. Более всего эта непоследовательность зависит, кажется, от того, что самый характер содержания книги Еноха не легко мирится с системою. Как известно, все ветхозаветные книги с историческим содержанием, как канонические, так и неканонические и апокрифические (Яшар, Малое Бытие, Борьба Адама и Евы и т. д.), отличаются сравнительною связностью и последовательностью; это зависит не столько от писателей, сколько от самого содержания, исторический характер которого необходимо требует соблюдения хронологической последовательности в изложении событий. Поэтому-то и в книге Еноха исторические отделы отличаются полною безупречностью в отношении к последовательности (6–16 и 83–90 главы).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

В самом деле, не есть ли самое откровение Божие в творении акт беспредельной благости и бесконечного милосердие Божие? и не есть ли дар личного бытия разумно свободных существ наивысочайший и первый дар милосердия и благости Божией, так как самое бытие личных разумно-свободных существ есть величайшее безусловное благо? (Ср. Быт.1:26–31 ; Сир.17:3–9 ; Прем.1:13–14 ; Притч.8:30–31 ; Ин.16:21 ). Поэтому, исходя из самых понятий о милосердии и благости Божией, находим, что Бог не может иметь в сфере Своего милосердия и в сфере Своей благости таких Своих действий, которые должны отрицать собою Его милосердие же и Его благодать. Притом, помимо указанной несообразности в рассуждении милосердия и благости Божией по вопросу об «исключении» из акта творчества Богом существ разумно свободных, как личностей, имевших определить себя во «зле», или обратить сии личности в «небытие – ничтожество» по их сотворении и после их существования на круге бытие – не меньшая несообразность заключается здесь и в рассуждении правды Божией, рассматриваемой по ее существу в Боге и по отношению сей правды Божией к разумно-свободным личным существам, сотворенным Богом: в данном случае правда Божия, понимаемая в абсолютном смысле как свойство Существа Божия, требует, – по своему абсолютному содержанию, – не «исключение» из акта творчества и не обращение в «небытие» личностей, сущих в бытии по акту творчества, а предоставление им быть собою лично и в «своем месте», что изъяснено нами в наших рассуждениях. 13 Слова «падает, но» прибавлены в русском переводе против греч. семидесяти толк. и славян. текста в соответствие и объяснение поведения Валаама, описанного в предыдущей 23 гл. Чис. Поведение это есть именно поведение «падающего с открытыми духовными очами», ибо, будучи верным самому слову Божию, полученному им в чрезвычайном озарении своего духа от Духа Божия, он три раза, обольщаемый «мздою» и просьбою Валака, меняет место для жертвоприношений, и всякий раз получает все в том же откровение от Бога, именно – изречь от Лица и имени Господа благословение, а не проклятие народу еврейскому, хотя тайное ожидание его, вместе с Валаком, пред вторым и третьим жертвоприношением, состояло в том, что «может быть угодно будет Богу» изречь чрез него «проклятие народу еврейскому» ( Чис.23:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Вера в бытие ангелов основывается на свидетельстве откровения о том, что они действительно существуют. И понятно, Ангелы суть существа бесплотные и потому стоять вне и выше тех условий и опытов, которые ведут к убеждению в бытии существ и предметов мира вещественного. В откровении учение о действительном бытии мира ангельского, выражено ясно и решительно: оно проходит чрез весь ветхий и новый завет. Учение ветхого завета. – Ветхозаветное откровение предполагает и утверждает бытие мира ангельского в повествованиях о многочисленных явлениях ангелов людям (обычно в человеческом образе) для возвещения им воли Божией и вообще для исполнение Его велений. Так, для охранения пути к древу жизни, Господь, по словам бытописателя, поставил на востоке у сада эдемского Херувима и пламенный меч обращающийся ( Быт.3:24 ). Ангел был послан утешить Агарь ( Быт.16:7–12 ). Ангелы извели Лота из Содома, осужденного на сожжение ( Быт.19 гл.). Ангел сохранил жизнь умирающему от жажды Измаилу ( Быт.21:17–19 ). Ангел удержал руку Авраама, вознесенную на заклание Исаака ( Быт.22:15–17 ). Ангела обещал Авраам в руководство рабу своему ( Быт.24:7 ) и этот, руководимый ангелом, нашел Ревекку. Иаков в одном случае (в сонном видении) во множестве видел ангелов, по лестнице восходящих на небо и нисходящих на землю ( Быт.28:12 ), в другом случае (в бодрственном состоянии) – целые полки ангелов ( Быт.32:1–2 ). Ангел – Иегова, освободивший евреев от рабства египетского ( Исх.3:2–12 ; Числ.20:16 ), совершил это при участии ангелов ( Исх.12:12 , где под «губителем» разумеют одного или целый сонм ангелов, отличных от Иеговы и служебных Ангелу Иегове; ср. Быт.19:13 ; 2Цар.24:16 ; 4Цар.19:58 ; Иез.9:1–6 ). Ангел был послан для вразумления Валаама, шедшего проклинать Израиля ( Числ.22:22–25 ). Приняли при служении Ангелов ( Деян.7:53 ; ср. Втор.33:2 ) израильтяне закон Моисеев. В ождь воинства Господня явился Иисусу Навину ( Нав.5:14 ) и руководил чудесным завоеванием Иерихона. Ангел, вместо пророка, призывал народ израильский к покаянии при Иисусе Навине ( Суд.2:1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

12). Если бы жизнь, премудрость и т. д. были внутри божественной сущности, а не извне, то существовало бы множество божеств, как это и происходит в богословии свт. Григория Паламы, и хотя его последователи избегают таких признаний, подобный вывод неизбежно следует из их учений (гл. 13). Источником обожения является сам Бог, а не низшие божества, обладающие обоживающими дарованиями, поскольку слово θεοποιν образовано от глагола ποιω («давать качество»), а не от ποιω («творить») (гл. 14-15). Дионисий называет богоначала и благоначала «неподобным подобием» (μμητον μμημα) не в том смысле, как утверждают паламиты, будто бы мы не можем подражать божественным энергиям, но поскольку они являются неполным подобием высшего божества. Если бы энергии могли подражать сущности совершенным образом, они были бы самостоятельными лицами, как Сын или Святой Дух; если же они не обладают собственными ипостасями, то они и не существуют и не могут быть подобием того, что существует, т. е. сущности Божией. Термины «богоначало» и «благоначало» обозначают не божественную творящую энергию (ибо не сказано в Библии, что человек создан по образу энергии), но они созданы и суть состояние (ξιν), бываемое в нашей душе от Бога, не творящее начало, но формальное (гл. 16). «Самопремудрость», «саможизнь» созданы Богом, и уже затем они сами становятся началами других вещей (гл. 17). Все эти сотворенные вещи применяются для описания Бога в образном, переносном смысле, поскольку невозможно представить совершенно нематериальные вещи без помощи материи, и непознаваема не только одна божественная сущность, как утверждают паламиты, но и Бог вообще. Имена, прилагаемые к Богу, такие как «бытие» или «сущность», происходят из результата деятельности Бога, т. е. Его творений. Даже «рождение» Сына или «исхождение» Духа - лишь образные выражения, основанные на нашем тварном опыте. Божественные свойства, находящиеся в Боге (κατ ατν), включая премудрость и благо, познаются по тварным вещам вовне, вокруг Бога (περ ατν) (главы 18-19).

http://pravenc.ru/text/1684327.html

Но мы имеем в книгах Нового Завета и особые указания, в которых прямо и решительно усвояется Иисусу Христу Божеское действие промышления о мире. Так в послании Апостола Павла к Колоссянам, непосредственно за изображением, творческого действия Иисуса Христа, в рассмотренном выше (6 ст. 1 гл.) следует краткое указание и на промыслительное Его действие, простирающееся на всю совокупность тварей. В 17 ст., после слов: Той есть прежде всех, сказано о Христе: и всяческая в Нем состоятся. По соображению сказанного в 16 ст., в сем кратком изречении находим следующие мысли: Как все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое, и самые высшие чины Ангельские, имеют бытие от вечного Сына Божия Иисуса Христа; так и продолжают бытие все существа в совокупности и каждое в отдельности Его же силою и действием. Такое раскрытие смысла слов: всяческая в Нем состоятся (τ πντα ν Аτ συνηκε – все Им стоит), подтверждается параллельным местом в писании того же Апостола. Рассмотрение сего места следует. В другом Послании тот же Апостол с особенною возвышенностью свидетельствует о промыслительном действии Иисуса Христа. В послании к Евреям, чтобы изобразить Божеское величие Спасителя, он, предварительно указав в лице Спасителя Сына Божия и Творца веков, гл. 1 ст. 1 и 2, то есть, Творца всего, что существует во времени, следов. Творца и самого времени, – упоминает о Божеском действии Его промышления в словах особенно сильных и выразительных: Носяй же всяческая (φρων τ πντα) глаголом силы Своея. ст. 3. В сем изречении нельзя не видеть возвышенного выражения той мысли, что Христу принадлежит не только всесодержащее хранение мира, но и всемощное и всеустрояющее мироправление, – что единым словом, или мановением воли Его, все держится, благоустрояется, движется и стремится к предназначенной цели. Греческий глагол φρειν, носить, и в других местах Св. Писаний употребляется в значении – устроять, управлять, также как и еврейский глагол наса’, Напр. Числ.11:14 в словах вождя израильского Моисея: не возмогу аз един водити людей сих, яко тяжко мне есть слово сие – встречается евр. наса’ в переводе LXX φρειν, в смысле управления и начальственного попечения о нуждах народа. Св. Иоанн Златоустый , останавливаясь на приведенных словах Апостола Павла ( Евр. 1:1 и 2) спрашивает что значит φρων и отвечает так: νιοχν, – κυβερνν, οκονομν, – διακρατν, – συγκρατν, – διαβαζων 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Ангел передал Гедеону поручение освободить Израильтян от порабощения ( Суд.6:11 ), Ангел двукратно посещал родителей Самсона, предсказав необыкновенное рождение и научив воздержанием матери охранять плод чрева ( Суд.13 гл.). Давид видел ангела, по повелению Божию поражавшего его народ ( 2Цар.24:16 ; 1Пар.22:15 ), ангел же поразил ассириян за гордость Сеннахирима ( 4Цар.19:35 ). Пр. Илия неоднократно в действиях своих был руководим ангелом ( 2Цар.19:5 ; 4Цар.1:15 ). Пр. Елисей показывал отроку своему сонм ангелов, подобный охранительному воинству ( 4Цар.6:17 ); Исаия пр. видел серафимов, окружающих престол Господень и от одного из них принял огненное очищение ( Ис.6 гл.) Пр. Данилу было видение тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним ангелов ( Дан.7:10 ). Ему же являлся ангел во рве львином (6:22); архангел Гавриил прикасался к нему и изъяснял ему видения ( Дан.9:21 ), а три иудейских отрока спасены были от смерти в вавилонской пещи рукою мужа, явившегося в образе ангела ( Дан.3:92 ) Пр. Захарии тоже несколько раз являлся ангел, передавая ему волю Божию и даже обращался к пророку с ходатайством о народе иудейском ( Зах.1:9–19; 2:3; 3:3–6; 4:1–5 ). Пр. Иезекииль удостоился видеть многоочитых херувимов ( Иез.10:8–22 ). Повествования об этих и подобных других явлениях и видениях ангелов доказывают, что по ветхозаветному учению ангелы суть действительный личные существа, а не олицетворения явлении природы, существа отличные от Бога и служебный в отношении к Нему, равно отличные и от людей, которым являлись, открывали волю Божии, служили, вразумляли и оказывали помощь. В других упоминаниях ветхого завета об ангелах они изображаются хвалящими Бога ( Пс.148:2 ) и слугами Божиими ( Пс.102:2 ), говорится о них, что они предстоять пред лицом Господа, когда Ему бывает угодно объявлять Свою волю ( Иов.1:6; 2:1 ), что, не смотря на свою близость к Господу, Он и в них усматривает некоторого рода недостатки ( Иов.14:18 ). По заповеди Господней, ангелы ополчаются вокруг боящихся Его и избавляют их, охраняя их на всех путях их ( Пс.33:8; 90:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010