160. 254 митр. Филарет (Дроздов). Записки, руководствующие к основательному разумению книги Бытия, заключающие в себе и перевод сей книги на русское наречие. Ч. 1. – М., 1867, с. 9. 255 Православные богослужения имеют восемь основных мелодий (гласов), и каждым гласом поются службы определенной недели. Гласов восемь – и восемь недельных, семидневных циклов молитв для каждого дня недели (вместе они составляют “Октоих” – одну из основных книг православного богослужения). 256 Древний Патерик, с. 336. 257 св. Григорий Богослов. Слово 44, на неделю новую, на весну и на память мученика Маманта.//Творения. Т. 1. – М., 1994, с. 657. 258 св. Иустин Философ. Апология 1, гл. 67.//Ранние отцы Церкви, сс. 338-339. День Солнца – римское название дня недели, соответствующего нашему воскресенью, ср. англ. sunday, нем. Sonntag. 259 “В этот, седьмой день, “Бог более не приводит из небытия в бытие, но Промысл по хранению – продолжается” (св. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия.//Творения. Т. 4. – СПб., 1898, с. 82). 260 преп. Макарий Египетский. Духовные беседы, с. 147. Или в ином месте (с. 186): “Христиане принадлежат иному веку; не сему принадлежат миру, но иному, ибо Сам Господь говорит: вы “не от мира сего, якоже и Аз не от мира есмь” (Ин. 17, 16)”. 261 Очень близко – у Мандельштама: Богослужения торжественный зенит, Свет в круглой храмине под куполом в июле, Чтоб полной грудью мы вне времени вздохнули О луговине той, где время не бежит. И Евхаристия, как вечный полдень, длится — Все причащаются, играют и поют, И на виду у всех божественный сосуд Неисчерпаемым веселием струится. 262 св. Василий Великий. Беседы на Шестоднев.//Творения. Ч. 1. М., 1845, сс. 37-39. 263 Следует различать русское слово неделя, означающее промежуток в семь дней, и церк.-слав. неделя “воскресенье”; неделя по-церковнославянски называется седмица. Само слово неделя означает “неделание, отдых от труда”, ср. праздник (от слова праздность) с тем же значением. – Ред. 264 св. Ипполит Римский. Апостольское предание.//Богословские труды.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Под одною заблудившейся овцою разумели всю полноту человеческого рода, a под остальными девяносто девятью овцами всю полноту непричастного греху ангельского чина. «Сочти, как многочислен народ римский, — говорит св. Кирилл Иерусалимский, — сочти, сколько варваров, которые теперь еще живы, и сколько их умерло за сто лет, сочти всех от Адама до сего дня. Велико число сие, но и оно еще мало; потому что еще больше ангелов. Они — девяносто девять овец, а человечество — одна сотая овца». (Огл. поуч. XV, 24). Ангелы, существующие в таком неисчислимом множестве, все получили бытие действием творчества Божия (Кол 1, 16), а не возросли до такого числа путем постепенного размножения. В словах Спасителя саддукеям: в воскресении ни женятся, ни посягают, но яко ангелы Божии на небеси суть, отвергается возможность для ангелов размножения посредством рождения. Но так как число их не может уменьшаться и через смерть, ибо умрети они не могут, то ясно, что ангелы в самом начале созданы были Богом в том неисчислимом количестве, в каком угодно было Творцу, чтобы они всегда существовали.   II. Bce бесчисленное множество ангелов составляет особого рода царство, в котором царствует Сам Бог, как истинный Царь всего сущего. Между членами этого царства есть высшие и низшие по достоинству и степени приближения к Богу ангельские чины, вообще есть особого рода иерархия или священноначалие, подобно тому, как существует неодинаковость дарований и положений в мире человеческом и степенное разнообразие во всем мире чувственном. В Св. Писании указываются следующие девять степеней небесной иерархии: серафимы (Ис 6, 2), херувимы (Быт 3, 24; Исх 25, 18–22; Пс 79, 2; 17, 11; 98, 1; Ис 37, 16; Иез 1, 10 и 11 гл.; 41, 18–25; Апок 4, 6–8; 5, 8–14), силы (Еф 1, 21; Рим 8, 38), престолы, господства, начала, власти (Кол 1, 16; Еф 1, 21; 3, 10), архангелы (1 Сол 4, 16; Иуд 9) и ангелы (1 Пет 3, 22; Рим 8, 38). Церковь, в лице отцов и учителей церкви, всегда признавала степенное различие между ангелами и разделение их на классы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Смотри также Апост. 39 и примеч. к I Всел. 8. Правило 58 О том, что не должно епископам или пресвитерам совершать Приношение в домах. Толкование Настоящее правило определяет, что не должно совершать литургию в обычных домах и архиерею, и иерею, но должно совершать в церкви или молитвенном доме. Смотри также VI Всел. 31. Правило 59 О том, что не должно читать в церкви особые псалмы и неканонические книги, но можно читать только канонические книги Нового и Ветхого Завета. Толкование Кроме ста пятидесяти псалмов Давида есть еще некие иные, принадлежащие, как говорят, Соломону или некоторым другим [ 187 ] . Настоящее правило называет их особыми псалмами и запрещает читать в церкви и их, и другие неканонические книги, т. е. не входящие в число книг, перечисленных в Апост. 85. Могут читаться только книги Ветхого и Нового Писания канонические, которые Евсевий называет «писаниями Завета» (Церковная история. Кн. 6, гл. 25) 188 , а Дионисий Ареопагит – «святоначертанными скрижалями» 189 . Смотри также Апост. 85. Правило 60 О том, какие книги должно читать. Книги Ветхого Завета: 1) Бытие мира, 2) Исход из Египта, 3) Левит, 4) Числа, 5) Второзаконие, 6) Иисус Навин, 7) Судьи, Руфь, 8) Есфирь, 9) Царств Первая и Вторая, 10) Царств Третья и Четвертая, 11) Паралипоменон Первая и Вторая, 12) Ездры Первая и Вторая, 13) Книга ста пятидесяти псалмов, 14) Притчи Соломона, 15) Екклесиаст, 16) Песнь песней, 17) Иов, 18) Двенадцать пророков, 19) Исаия, 20) Иеремия, Варух, Плач и Послание, 21) Иезекииль, 22) Даниил. Книги Нового Завета: 1) четыре Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна, 2) Деяния апостолов, 3) семь Посланий следующих: Иакова одно, Петра два, Иоанна три, Иуды одно, 4) четырнадцать Посланий Павла: к римлянам одно, к коринфянам два, к галатам одно, к ефесянам одно, к филиппийцам одно, к колоссянам одно, к фессалоникийцам два, к евреям одно, к Тимофею два, к Титу одно, к Филимону одно. 147 Эта Лаодикия отличается от Лаодикии Приморской, расположенной в Сирии и обычно именуемой Лиш.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

28 День этот, говорится в книге Юбилеев, установлен для того, чтобы сыны Израиля скорбели в сей день о своих грехах, и о всех своих винах и о своем преступлении, чтобы им очищаться в этот день раз в год» (34 гл.). 29 Беер скорее мог бы указать в защиту своего мнения на согласие книги Юбилеев с самарянским Пятокнижием в летосчислении допотопного периода; но и здесь книга Юбилеев имеет почти столько же сходства с самарянским Пятокнижием, сколько и с мазоретским текстом; о хронологии же послепотопного периода мы уже и не говорим 45 Русский перевод фрагментов Г. Синкелла, а также и других писателей, цитующих книгу Юбилеев, см. в конце нашего перевода книги Юбилеев. 47 Летопись преп. Нестора по Лаврентиевскому списку. Москва 1864, стр. 47–52. Летопись по Ипатск. списку, изл. Археограф. Комиссии. Спб. 1871, стр. 58–64. 48 Летописец заимствовал эти легенды, как и многие другие исторические повествования, из Хроники Георгия Амартолы и у других греческих летописцев. 50 Ср. Χρνικον Γεωργου μονχου; Patrolog. curs, compl., ser. greca, t. CX, p. 48–49, 81 и др. Греческие хронографы. – Георгий Синкелл, Мих. Глика и Георгий Кедрин, приводя эти же подробности, ссылаются прямо на книгу – «Малое Бытие»: Corpus scriptor. histor. byzantinae, edit. Niebuhrii, Georg. Sincell., t. I, p. 4, 15–17, 185; Mich. Glycas, p. 221, 223; Georg. Cedrenus, p. 7, 16, 48; Joh. Zonaras, t. I, p. 18. 51 Лаврент. Летоп., стр. 50; Ипатск. Летоп., стр. 62. Рассказ этот заимствован у Георгия Амартолы; Patrolog. curs, compl., p. 137–139. 55 Представляемый здесь русский перевод книги Юбилеев сделан нами с немецкого перевода Дилльмана, помещенного в Jahrbücher der Bibl. Wissenschaft 1849, S. 230–250; 1850–1851, S. 1–72. Деление на главы принадлежит не эфиопскому подлиннику, a сделано самим Дилльманом. Слова, заключенные в нашем переводе в скобки и отмеченные курсивом, добавлены к подлинному тексту для большей удобопонятности. Многоточие означает пропуск тех мест, которые не могли быть переведены Дилльманом в эфиопском тексте вследствие его испорченности. Примечания к переводу принадлежат отчасти Дилльману, а отчасти нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Вместе с преобразованием человека, преобразится и мир вещественный, как его жилище: будет небо ново и земля нова ( Ис. 65:17 , Откр. 21:1 ). Как воскресение из мертвых будет только обновлением телесного естества человека, а не созданием другого тела, так и кончина мира будет только преобразованием мира существующего, а не уничтожением его и созданием другого, ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих; потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воли покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих ( Рим. 8:19–21 ). Так начнется новый порядок вещей уже не временный, а вечный. Тогда явится знамение Сына человеческого на небеси, и узрят Сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою ( Мф.24:30 ). Затем откроется суд Христов, о котором сам Господь говорит как об окончательном действии своей любви и правды по отношению к существующему теперь миру человеческому, представляя это в притче под образом отделения плевел от пшеницы во время жатвы ( Мф. 13:24–30, 37–42 ). И прямо в изображении суда своего ( Мф. 25:31 и дал.) В царстве Христовом не будет больше зла наряду с добром, из среды сынов Божьих на век исключены и удалены будут сыны духа лукавого и вместе с ним окончательно отвергнуты от лица Божия, а избранные Божие вступят в полные права наследников вечно блаженного царства Христова. V. Вечное блаженство святых называется в собственном смысле вечной жизнью, так как вечно жить (не существовать только, а сознавать и ощущать свое бытие, как дар вечной благости, и свободно осуществлять законы его, как мысль вечной мудрости) тоже, чтобы быть вполне блаженным. Земная жизнь наша, и при истинном направлении и раскрытии своем, постоянно терпит ограничения и лишения, потому что должна беспрерывно бороться с противоположным ей началом в поврежденной природе нашей, с началом разрушения и смерти, поэтому до полного преобразования и обновления нашей природы полное блаженство для человека невозможно. Жизнь вечная, свободная от такой борьбы и почерпающая силы в неисчерпающем источнике всякой жизни, в Боге не может быть ничем иным, как чистым, невозмутимым блаженством. Черты, которыми изображается вечная жизнь в слове Божием, по необходимости заимствуются из обыкновенной нашей жизни ( Лук. 16:22–23 ; Откр. 21 и 22 гл. и др.); большей частью это черты образные и потому, при всей своей чистоте, ясности и прозрачности, черты ограниченные, которым нельзя дать совершенного понятия о предмете. Так и говорится в самом же слове Божием: ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, сия уготова Бог любящим Его ( 1Кор 2:9 ), и: возлюбленные, ныне чада Божие есмы, и не у явися, что будем: вемы же, яко егда явится, подобни ему будем: ибо узрем его, якоже есть ( 1Ин. 3:2 ). Только опыт благодатной жизни может дать человеку на земле предчувствие блаженства вечной жизни ( Рим.8:16, 14:17 ) 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

153 Кол. 4:16 . – Достойны внимания следующие за сим слова апостола: и рцыте Архиппу: блюди служение, еже приил еси о Господе, да довершише е (ст. 17). Весьма вероятно, по замечанию Тирша, апостол вспомнил здесь об Архипппе потому, что он исправлял должность агноста в колосской церкви (Versuch zur Herstellung … s. 413). 155 См. Герике, Введение в новозав. книги свящ. писания, 2-я полов., стр. 188; Reuss, Histoire du Canon des S.-Ecritures, p. 20. 156 Евс. Ц. Истор., кн. 3, гл. 39. Такое объяснение дает этим словам Папия Тирш: Die Kirche in apostol. Zeitalter, s. 181; cp. Versuch zur Herstellung des historisch. Standpuncts für die Kritik der N. Schriften, cap. IV; Anmer. 45. 157 С этим вполне согласуется в особенности то, что Климент александрийский и за ним – Евсевий и Иероним ο написании евангелия Марка. «Евангелие Μарка, – так передаст слова Климента Евсевий, – получило свое бытие так: когда Петр в Риме всенародно проповедывал слово Божие и возвещал евангелие по вдохновению от Духа Святого, тогда многие из бывших просили Марка, давнего его спутника, помнившего все, сказанное им, написать, что он проповедывал. Марк написал евангелие и передал его нуждавшимся» (Евс. Ц. Истор., VI, 14). То же самое повторяет Евсевий (Ц. истор. II, 15) и Иероним (De viris illustrib. c. VIII), прибавляя, что ап. Петр одобрил евангелие для чтения в церквах. To, что говорит сам евангелист Лука ο поводе к написанию своего евангелия ( Лк. 1:1–4 ), дает также полное право предполагать, что и его евангелием, как написанным непосредственно со слов самовидцев и слуг И. Христа, христиане также весьма рано могли воспользоваться для чтения в своих собраниях. Правда, оно было посвящено частному лицу, но посвящение какого-либо сочинения в древности не препятствовало его распространению, но еще более благоприятствовало. 161 Эту честь, правда, долгое время потом разделяли с ним в некоторых церквах и сочинения некоторых из позднейших писателей, – как напр. сочинении Климента Римского , Игнатия Богоносца , Эрма и др., но это было, по крайней мере в начале, делом местного обычая некоторых церквей, стоявших почему-либо в особенно близких отношениях к названным писателям церковным; если с течением времени церковное употребление некоторых из них, – как напр. послания Варнавы, Пастыря Эрма и др. сделалось более обширным, почти повсеместным, то и это нимало не повело к какому-либо смешению границ канонического, в строгом смысле этого слова, с неканоническим, как это мы ясно увидим из дальнейшей истории канона.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

Аллилуия Заступи мя, Господи Аллилуия Сохрани мя, Господи Аллилуия Милостив буди ко мне, Господи Аллилуия Услыши мя, Господи Аллилуия Помяни мя, Господи. Аллилуия Сохрани мя, Господи Аллилуия Спаси ны, Господи Аллилуия Услыши мя, Господи Аллилуия Услыши мя, Господи Аллилуия Заступи мя, Господи Аллилуия Помози мне, Господи Аллилуия Услыши мя, Господи Аллилуия Помилуй мя, Господи Аллилуия Помяни мя, Господи Аллилуия Милостив буди мне, Господи Аллилуия Услыши мя, Господи Аллилуия Заступи мя, Господи Пс. 118 : I статия: 1–72 ст. Аллилуия II статия: 73–131 ст. Вразуми мя, Господи III статия: 132–176 ст. Аллилуия. Приложение 4 Перечень стихов из ветхозаветных книг в Царьградском типиконе IX века Бытие 1 гл. 2 гл. 3 гл. 4 гл. 5 гл. 6 гл. 7 гл. 8 гл. 9 гл. 1 гл. 2 гл. 3 гл. 12 гл. 13 гл. 14 гл. 15 гл. 11 гл. 1 гл. 3 гл. 6 гл. 6 гл. 8 гл. 2 гл. 1 гл. 2 гл. 3 гл. 4 гл. 3 гл. 6 гл. 7 гл. 8 гл. 9 гл. 9 гл. 1 гл. 2 гл. 3 гл. 4 гл. 4 гл. 2 гл. 1 гл. 2 гл. 3 гл. 8 гл. 9 гл. 1 гл. 2 гл. 3 гл. 4 гл. 5 гл. 6 гл. 7 гл. 8 гл. 9 гл. 10 гл. 11 гл. 12 гл. 13 гл. 14 гл. 25 гл. 26 гл. 27 гл. 28 гл. 29 гл. 11 гл. 12 гл. 3 гл. 1гл. 2 гл. 3 гл. 36 гл. 2 гл. 1–5 1–13 14–23 24–31 1–3 4–19 20–25 1–20 21–42 1–7 8–15 16–26 1–24 32 1–8 9–22 1–5 6–9 11–24 1–4 4–21 21–22 1–7 1–20 5–10 11–22 1(б)-8(а) 1–11 20–22 1–31 15–29 1(б)-18 16–29 8–17 7–17 36–40 14–33(а) 22–30 4–14 19–22 1–20 20–33 1–21 1–18 11–18 19–33 19–34 34–35 1–22 1–15 15–23 1–3(а) 3–20 20–35 1 1–21 22–30 32–36 1–11 1–11 12–18 1–22 31–32 1–12 13–22 1–10 1–9 7–15 6–13 12–27 23–32 1–16 1–11 8–15 7–17 19–23 9–15 1–20 16–20 19–31 1–3 2–3 3–11 11–21 1–14 2–6 1–6 7–16 16–25 1–12 1–14(a) 10–25 1–10 13–22 1–6 6–7 8–16 12–20 1–10 10–16 1–2 2–13 24–32 1–9 21 1–9 14–22 13–23 18–23 1–15 36–38 1–20 21–28 3–10 1–3 24–28 13–45 Вт. Сб 24. XII, 5. I, I Пн. ВП I Вт. ВП I Ср. ВП I Ч. ВП 1 II. ВП 2 Пн. ВП 2 Вт. ВП 2 Ср. ВП 2 Ч. ВП 2 П. ВП 3 Пн. ВП 3 Вт. ВП 3 Ср. ВП 3 Ч. ВП 3 П. ВП 4 Пн. ВП Исход В. Пн. 5. I, В.Вт. В. Ср. 25. III В. Сб. В. Сб. 5. I В. Сб. (Гимн Моисея) Числа Нд. Пят. Второзаконие Нд. пр. Пят. Иисус Навин 5. I Судии 5.I 3 Книга Царств В. 16. VII 18. XII, 23. XII Обновление 4 Книга Царств 5. I 5. I Прит. Соломона 1 Пн. ВП 1 Вт. ВП 1 Ср. ВП 1 Ч. ВП 14. IX Обновление 18. XII, 23. XII, 1 П. ВП 2 Пн. ВП 2 Вт. ВП 2 Ср. ВП 2 Ч. ВП 2 П. ВП 3 Пн. ВП 25. III 3 Вт. ВП IX, 8. IX, 18. XII, Обновление II, 25. III, 15. VIII 3 Ср., ВП 3 Ч. ВП. В. Пн. В. Вт. В. Ср. Прем. Соломона 1. IX, 1 Сб., Пт. (Вс. Св.) Михей Иоиль Ср. сыр. Иона Софония В. Сб. Захария П. Сыр. Ср. Сыр. 6 Сб.ВП. Исайа 1 Пн. ΒΠ 5. I 1 Вт. ΒΠ Возн. 1 Ср. ΒΠ 1 Ч. ΒΠ 1 Π. ΒΠ 2 Πн. ΒΠ 2 Пн. ΒΠ 2 Вт. ΒΠ 2 Cp. ΒΠ 2 Ч. ΒΠ 2 Π. ΒΠ 24. XII 3 Пн. ΒΠ 24. XII 3 Вт. ΒΠ 3 Cp. ΒΠ 24. XII 3 Ч. ΒΠ 3 Π. ΒΠ 4 Пн. ΒΠ 4 Вт. ΒΠ 4 Cp. ΒΠ 4 Ч. ΒΠ 4 Π. ΒΠ Иеремия В.Ч. Варух Иезекииль В. Пн. В. Вт. В. Ср. Нд. Пт. Даниил 24.XII

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slavjan...

11 . Наречение имен животным. Сотворение женщины ( Быт.2:18–25 ). 12 . Грехопадение ( Быт.3:1–7 ). 13 . Обличение людей ( Быт.3:8–13 ). 14 . Проклятие змея и первоевангелие ( Быт.3:14–15 ). 15 . Наказание мужчины и женщины. Изгнание из рая ( Быт.3:16–24 ). 16 . История Каина и Авеля ( Быт.4:1–15 ). 17 . Потомки Каина. Вопрос о жене Каина ( Быт.4:16–24 ). 18 . Роль толедота в Книге Бытие. Долголетие патриархов ( Быт. 5 ). 19 . Сыны Божии и дочери человеческие. Толкование Быт.6:1–3 . 20 . Кто такие исполины? ( Быт.6:4 ). 21 . Приготовление к потопу. Сооружение ковчега ( Быт.6:9–7:10 ). 22 . Описание потопа ( Быт.7:11–24 ). Убывание воды и выход из ковчега ( Быт.8 ). 23 . Завет Бога с Ноем ( Быт.9:1–19 ). 24 . Проклятие Ханаана. Благословение Сима и Иафета ( Быт.9:20–29 ). 25 . Вавилонская башня ( Быт.11:1–9 ). Вопросы ко 2-му зачету по Книге Бытие (гл. 12–50) 1 . Призвание Авраама ( Быт.12:1–9 ). 2 . Пребывание Авраама в Египте ( Быт.12:10–20 ). 3 . Авраам и Мелхиседек ( Быт.14 ). 4 . Мелхиседек как прообраз Иисуса Христа. 5 . Обетования Божии, ответ Авраама. Вера Авраама ( Быт.15:1–8 ). 6 . Завет Бога с Авраамом ( Быт.15:9–17 ). 7 . Рождение Измаила ( Быт.16 ). 8 . Имя «Бог Всемогущий», перемена имени Авраама ( Быт.17:1–8 ). 9 . Установление обрезания ( Быт.17:9–27 ). 10 . Богоявление Аврааму у дубравы Мамре ( Быт.18:1–16 ). 11 . Суд над Содомом и Гоморрой ( Быт.18:17–19 ). 12 . Жертвоприношение Исаака ( Быт.22:1–8 ). 13 . Жертвоприношение Исаака ( Быт.22:9–18 ). 14 . Исаак как прообраз Иисуса Христа. 15 . Брак Исаака с Ревеккой ( Быт.24 ). 16 . Видение Иаковом небесной лестницы ( Быт.28:10–22 ). 17 . Жизнь Иакова у Лавана ( Быт.29–31 ). 18 . Таинственная борьба Иакова с Богом, перемена имени ( Быт.32:24–32 ). 19 . История Иосифа: продажа в Египет, жизнь в доме Потифара, пребывание в темнице ( Быт.37; 39–40 ). 20 . Возвышение Иосифа. Встреча с братьями и переселение сынов Израиля в Египет ( Быт.41–47 ). 21 . Религиозно-нравственное значение истории Иосифа. Иосиф как прообраз Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

18 Ещё пример. На 2-м столбце читаем: в начало створи   бъ  рече нбо и землю и т. д. Это место с 1-м стихом из кн. Бытия I гл. находим и у Малалы (См. Архив. Сбор. XV века, N 902/1468); на стол. 96 – отрывок из Псалма 103, взятый вместе с другими словами текста у Ио. Экз. Б. и т. д.; на столб. 105 – из I гл. Бытия 26 ст., вместе с заимст. из Ио. Экз. Болгарского и т. п. 19 См. напр. заимствования из Иоанна Экз. на столб. 29–30, 65–67, 91–92, 103, 104 и др. (по изданию Общ. Истории и Древн. Российских). 21 Кроме Св. Писания в его разных видах в Палею вошли заимствования из следующих источников: 1) Ефрема Сирина , Слово о патр. Иосифе (см. Успенский. Толковая Палея, стр. 75); 2) Мефодия Патарского , Слово о царствии язык (стр. 52–53); 3) Косьмы Индикоплова, Христианская Типография (Ib., стр. 13–14, 22, 24, 58); 4) Хроники Малалы (54); 5) Амартола (58); 6) Пасхальной Хроники (стр. 60 и др.); 7) Златоструя (16, 70); 8) Севериана Гавальского (стр. 13, 15, 38, 73); 9) Иоанна Дамаскина (стр. 26); 10) Св. Епифания (13, 35, 36, 83–85, 97); 11) Иоанна Экзарха Болгарского, Шестоднев (15, 18, 20, 32); 12) Иоанна Златоуста (11); 13) Бл. Феодорита Кирского (17, 36, 73, 89, 90, 107); 14) Василия Великого , Беседы на Бытие (22, 36); 15) Слова св. Ипполита об антихристе (86); 16) Физиолога (стр. 84 и др.); 17) Летописи Александрийского Патриарха Евтихия (стр. 55); 18) Иосифа Флавия, Иудейские древности (стр. 95); 19) «Книги малого Бытия» или «Книги Юбилеев» (стр. 96); 20) Жития Святых ( Мартиниана Мниха 34; Герасима 38; св. Варвары, Трифона, Аверкия 47; Кирика 74; Спиридона 90; Георгия 112; Нестора 113); 21) Разных церковных песнопений (16, 47, 76, 92, 106). 22 Таково, напр., апокрифическое дополнение к библейскому рассказу о жертвоприношении Исаака: оно могло быть взято и не из Златоструя, как справедливо думает об этом г. Жданов (см. Киевские Университетские Известия, 1881, N 9, стр. 249). 27 О славянском переводе Физиолога Успенский, впрочем, и не подозревает, хотя книга его явилась и после (1876 г.) «Сказаний о Соломоне и Книговрасе» г. Веселовского (1872 г.), где указана древнейшая редакция слав. перевода Физиолога (стр. 257).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Miha...

Гл. 3. Ибо всякому, стяжавшему разум о Боге и просвещенному божественным писанием и Духом Святым, удобообличимо их учение, и является исполненным всякаго неразумия. Ибо это – дерзкое дело и ослепление ума – утверждать, будто один и тог же Отец, и Он же Сын, и Он же пострадал; потому что утверждающие это подлежат осуждению и по правильному и основательному 245 рассуждению. Ибо как может, быть Отцем, кто сам же и Сын? Если – Сын, то без сомнения чей-либо, сын того, от кого родился: если же – Отец, то не возможно родить себя самого. Да и опять сыном называют не того, кто сам себя родил, но кто родился от отца. И, о как велико повреждение умов, у этих людей, и как неправильны умозаключения! Ибо подлинно основательно не то, что думают эти еретики, но что показывает нам истина в божественном писании. Ибо вот Господь сказует: се уразумеет ( Исх. 52: 13 ) отрок  Мой возлюбленный, Его же изволих, Его же возлюбила душа Моя: положу дух Мой на Нем ( Мф.12:18 ). Видишь, как глас Отца указывает на естественного Сына, на котором полагает Отец и Духа Своего? Потом Сам Единородный говорит: прослави Мя, Отче, славою, юже имех у тебе прежде, нежели получил бытие мир ( Ин.17:5 ). А кто говорит: Отче, прослави Мя, тот не себя самого называет отцом, а напротив того признает отцом, Своего Отца. Опять в другом месте: пришел глас с неба: Сей есть Сын Мой: Того послушайте ( Мф.17:5 ). И не сказал: Я есть Сын Мой: Меня послушайте, не сказал также: Я сделался Сыном; но сей Сын Мой; Того послушайте. Еще сказано: Аз и Отец едино есма ( Ин.10:30 ). Не сказал Господь: Аз и Отец Мой един есмь; но: Аз и Отец  Мой едино есма. А слова: Аз и Отец (εγ αι ο πατηρ), так как посреди их есть член; ο, и союз: и (α), дают знать,  что Отец подлинно есть Отец и Сын подлинно есть Сын. Гл. 4. Также и о Святом Духе: аще иду. Он приидет, Дух истины ( Ин.16:7.13 ). А это весьма ясно: Аз отхожу, и Он приходит. Не сказал Господь: Аз отхожу, и Аз прихожу; но словами: Аз и Он дал знать об ипостасности Сына и об ипостасности Святого Духа. И еще: Дух истины, от Отца исходящий (15:26), и: от Моего приимет (16:14). Этим Господь хочет показать, что ипостасен Отец, ипостасен и Сын, ипостасен и Дух Святой. А еще: на Иордане Отец глаголал свыше, Сын нисходил в Иордан, а Дух посреди явился в виде голубя и пришел на Сына; хотя Дух не носил плоти, и не облекался в тело, но что бы не подумали, будто он в слиянии с Сыном, Дух, Святой принимает, на себя вид голубя, что бы видно было, что Дух по естеству Своему ипостасен. Но и иным чем, не можем мы доказать о этих еретиках, что они сами себе породили повреждение ума? Ибо если истинны их мнение и их речь, вчерашняя и не имеющая ни связности, ни силы, ни разумного смысла или значения: то должны быть отвергнуты Писания, которые повсюду признают Отца Отцом, Сына Сыном. Духа Святого Святым Духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010