В 1724 г. по благословению униат. Львовско-Каменецкого еп. Афанасия Шептицкого взамен Троицкого братства в Каменце было организовано Покровское братство, также было создано униат. братство при каменецкой Георгиевской ц. на Польских фольварках. Значительная часть духовенства Каменецкого и Гусятинского деканатов Львовско-Каменецкой епархии сопротивлялась переходу в унию, о чем в 1703 г. писал правосл. каменецкий декан Кирилл (Шумлянский) , жаловавшийся на вмешательство шляхты в церковные дела. Униаты не пользовались уважением польск. магнатов. В 1703 г. толпа шляхтичей напала на еп. Иосифа (Шумлянского) в его доме в Каменце. Впосл. римско-католич. духовенство Подолья неоднократно конфликтовало с униат. духовенством. В 1756 г. римско-католич. Каменецкий еп. Николай Дембовский говорил, что все униаты «либо открытые схизматики, либо подозреваются в схизме». Униатских священников наказывали за несоблюдение решений Замойского собора 1720 г., постановившего латинизировать униат. Церковь. Униат. священники зап. Подолья не принимали догмат о Filioque, отказывались признавать римско-католич. праздники Тела Христова, Сердца Иисуса и др. К нач. XVIII в. зап. Подолье полностью приняло унию. В вост. Подолье (на Брацлавщине) и в юж. Киевщине этот процесс активно шел на рубеже 10-х и 20-х гг. XVIII в., после переселения казаков с Брацлавщины на Левобережную Украину и упразднения Брацлавского полка. Но и в условиях гонений в отдельных районах Подолья строились правосл. храмы. Так, по благословению Переяславского еп. Кирилла (Шумлянского) игум. Маньковского мон-ря Арсений (Беляшевский) в 1718 г. поставил Успенскую ц. в с. Иваньки, в 1720 г. по благословению еп. Кирилла была перестроена Рождество-Богородицкая ц. в мест. Лукашовка. Несмотря на переход в унию, мн. священники как на востоке, так и на западе Подолья отвергали католич. догматы, ездили в паломнические поездки в Киев, поддерживали контакты с правосл. священниками Левобережной Украины, отправляли сыновей на учебу в правосл. учебные заведения Киева.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

В 1896 г. в Подольской епархии почиталось значительное число чудотворных икон: 7 икон - в Каменец-Подольском у., 13 - в Балтском, 10 - в Брацлавском, 14 - в Винницком, 7 - в Гайсинском, 10 - в Летичевском, 16 - в Литинском, 13 - в Могилёвском, 8 - в Ольгопольском, 14 - в Проскуровском, 16 - в Ушицком, 6 икон - в Ямпольском у. Наиболее почитаемыми были Барская икона Божией Матери (почитание подтверждено в 1756 униат. еп. Леоном Шептицким), Коржовецкая, Браиловская Почаевская , Браиловская Ченстоховская , Рожецкая, Бершадская иконы Божией Матери и др. В границах совр. К.-П. и Г. е. известны чтимые образы св. Иоанна Предтечи и свт. Николая Чудотворца в Каменце, чудотворная икона Распятия Спасителя в с. Голосков (была признана чудотворной униат. епископами в 1768 и 1789), икона Божией Матери в с. Криничаны (происходит из упраздненной церкви в Смотриче), икона Спасителя, трижды посеченная турками в 1676 г., в Георгиевской ц. в Сатанове, чудотворный список Почаевской иконы Божией Матери в Преображенской ц. мест. Черноостров (Чёрный Остров) (из упраздненного Черноостровского монастыря), образ свт. Николая в Польном Олексинце (ныне Польный Алексинец) (известен с XVIII в.), икона Божией Матери 1634 г. из с. Глядки. В приходской церкви в Бакоте особым почитанием пользовалась икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», найденная в 1889-1891 гг. В Крестовоздвиженской ц. в с. Малиевцы хранились иконы св. Иоанна Крестителя и прп. Онуфрия из упраздненного Малиевецкого мон-ря. В с. Студеница почиталась икона Божией Матери из бывш. Студеницкого Успенского монастыря. Известны также образы Успения Богоматери из Грановского мон-ря, свт. Николая в Никольской ц. в с. Голодьки Литинского у. (почитался с 1705 как чудотворный в бывш. Голодьковском монастыре), иконы Богоматери из Никольской ц. в г. Тыврове (признана чудотворной в 1742), Успения Богоматери из Успенской ц. в г. Бар, иконы Богоматери из с. Дьяковцы Литинского у. (известна с 1738), свт. Николая из с. Копиевка Брацлавского у. (признана чудотворной в 1789), образ свт. Николая из с. Стена Ямпольского у. В Георгиевской ц. в Могилёве-Подольском, к-рая до 1793 г. была греческой и подчинялась К-польскому Патриархату, до 1917 г. хранился большой мощевик с частицами мощей мн. святых.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

В 20-х гг. XX в. в регионе был широко представлен автокефалистский раскол В. Липковского . На 1925 г. в Коростенском окр. насчитывалось 8 общин и 3499 верующих Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). На 1928 г. в том же округе насчитывалось 12 приходов УАПЦ и 4276 верующих. Существовал Радомышльский окр. УАПЦ, имевший в 1923 г. 14 приходов. На 1925 г. в Малинском окр. Киевской губ. действовали 13 приходов УАПЦ и 103 прихода РПЦ. В период немецко-фашистской оккупации крупные приходы УАПЦ под рук. Поликарпа (Сикорского) существовали в селах Ласки Народичского р-на, Вел. Береги Малинского р-на, Стрижевка и Козиевка (ныне Коростенского р-на). В последних 2 приходах в 1944-1945 гг. служили бывш. еп. Радомышльский УАПЦ Михаил Маляревский и его сын - свящ. Иоанн. Общины УАПЦ возродились в регионе в 90-х гг. XX в. В 1991 г. были попытки открыть автокефалистские приходы в Овруче и Коростене. 30 июня 1991 г. на Овручскую викарную кафедру Ровенско-Житомирской епархии УАПЦ был хиротонисан Поликарп Пахалюк. После его перехода в 1992 г. в Украинскую православную церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) кафедра не замещалась. В 50-70-х гг. XX в. в Овручском и Коростенском районах были известны общины леонтьевцев - последователей «старца» Леонтия Грицака († 1973), проповедовавшего отказ от документов и странничество. Леонтьевцы в нач. 70-х гг. были обнаружены властями в селах Верпа, Левковичи и Тхорин Овручского р-на, к движению были близки члены двадцатки Рождество-Богородичного храма в Коростене (ЦГАВО. Ф. 4648. Оп. 5. Д. 361. С. 6-10). Проповедник леонтьевцев Я. Сачук в 1973 г. был арестован и осужден в Коростене. Незарегистрированные общины леонтьевцев существуют в регионе в наст. время. В 1992 г. к УПЦ КП присоединились 2 клирика Житомирского Полесья: прот. Николай Кабак (в 2001 стал «архиереем» одного из ответвлений УАПЦ) и архим. Софроний (Власов; в том же году стал «епископом Винницко-Брацлавским» УПЦ КП, в 1994 вернулся в УПЦ МП). Однако их общины не ушли вместе с ними в раскол. Первые крупные общины УПЦ КП были зарегистрированы в 1997 г. в пос. Володарск-Волынский (ныне Хорошев), в с. Забелочье Радомышльского р-на. В 1998 г. получили регистрацию общины в селах Радовель Олевского р-на (ныне не существует), Рыхальское Емильчинского р-на, Ленино (ныне Ставки) Радомышльского р-на, Осовцы Брусиловского р-на. С 1999 г. действуют Вознесенский храм в Коростене и храм прмч. Макария Овручского в Радомышле, в 2000 г. зарегистрирован Андреевский приход в пос. Емильчино, в следующем году учреждена Покровская община в Малине. После 2014 г. деятельность УПЦ КП в регионе активизировалась, новые общины получают поддержку властей, им выделяются земельные участки. В 2015 г. зарегистрирован Преображенский приход в Олевске, в 2017 г.- Ильинская община в Коростене, предполагается строительство храма во имя прмч. Макария в Овруче.

http://pravenc.ru/text/2578157.html

в конце церковного погоста, оркестр из чешских детей заиграл народный гимн и «Коль славен». Владыка, похвалив игравших детей, милостиво благодарил за радушную встречу и благословил их крестиками и иконками». Читая подобные описания, нельзя не порадоваться успехам православия в этой окраинной епархии, долгое время страдавшей под гнётом латинства и польщизны. Радостно-торжественные встречи православного архиерея здешними христианскими обществами представляют особенный интерес не только своим местным характерным колоритом (встреча с хоругвями, возженными свечами братчиков и цветами детей и девиц), но и своим поистине радостно-победным настроением, ощущением полной свободы проявления своих искренне религиозно-патриотических чувствований. Чтобы понять и оценить искренность такого настроения православных этой епархии следует припомнить то не слишком отдалённое прошлое, когда «поляки глумились здесь над св. православною верою, оскверняли св. храмы Божии, и когда гарцевавшие на аргамаках по ярмаркам польские паны и подпанки, ради потехи, хлестали плётками жён духовенства, пробовали остриё сабель на спинах отцов, или подвергали русское духовенство другим публичным оскорблениям и кровным обидам». 274 Побывав в Волыни, грешно миновать Подолию, хотя наш компас и противится этому. Здесь епископствует Преосвященный Димитрий, Епископ Подольский и Брацлавский. Подобно Волынской и Подольская епархия в настоящее время можно сказать ещё переживает момент освобождения от нравственного и общественного гнёта латинства и польщизны, и возрождения духовного в союзе с искони единоверною и единоплеменною Великой Русью. Православное население Подолии вело геройскую борьбу то с татарами, то с поляками и память об этой борьбе живёт доселе в предании, утверждённым нередко и вещественными памятниками. —286— Так о селе Стена в описании посещения Преосвященного читаем: «Это – одно из древнейших поселений в Подолии, думают, что здесь ещё до нашествия татар, существовал город (Тойград), разорённый татарами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В нач. 1923 г. группа «Живой церкви» создавалась в Каменец-Подольском окр. Для этого ГПУ привлекло приходского священника, недовольного архиеп. Пименом и епархиальным советом. Группа была образована, но, как указывалось в отчете ГПУ, из-за равнодушия верующих распространение обновленчества шло очень медленно. Изменить ситуацию удалось в 1923 г. Образование Всеукраинского высшего церковного управления (ВУВЦУ), тиражирование типового устава «Живой церкви», активное содействие органов власти привели к увеличению количества обновленческих приходов и образованию руководящих органов раскола в Подолье. 23 мая 1923 г. о признании ВУВЦУ и присоединении к «Живой церкви» заявил архиеп. Пимен, возглавивший Подольско-Брацлавскую обновленческую кафедру. Вскоре в раскол перешли почти все подольские викарии, ставшие во главе епархиальных окружных управлений. 19 июля архиеп. Пимен создал обновленческое Подольское епархиальное церковное управление. В 1923 г. количество приходов «Живой церкви» увеличилось в Могилёв-Подольском окр., окружные епархиальные управления были организованы в Тульчинском и Гайсинском округах. На Проскуровщине благодаря активному противодействию правосл. Проскуровского еп. Валериана (Рудича) обновленчество не было распространено. В Винницком окр. не было ни окружного управления, ни уполномоченного ВУВЦУ. Попытки представителей РПЦ организовать в нач. 20-х гг. XX в. канонические органы управления не имели успеха, власти под разными предлогами отказывали им в регистрации. В нач. 1923 г. Синод РПЦ разработал рекомендации по сохранению епархиального управления в условиях церковного раскола, эти рекомендации применялись в Подолье. В случае перехода правящего архиерея в раскол викарии должны были разорвать с ним отношения и взять на себя управление епархией, при отсутствии в епархии епископа приходам предлагалось обращаться к архиереям др. епархий. После перехода архиеп. Пимена в раскол в управление Подольской епархией вступил Винницкий еп. Амвросий. 25 июня 1923 г. архиеп. Пимен лишил его сана. Община Преображенского собора Винницы обращалась в органы советской власти с прошением вмешаться и отменить распоряжение архиеп. Пимена. Вскоре еп. Амвросий был арестован по обвинению в укрывательстве бывш. офицеров царской армии, к-рых он рукополагал во иереев и был увезен из Винницы. В постановлении секретного отдела Подольского губотдела ГПУ отмечалось, что епископ заявлял, что обновленческое движение поддерживается гражданской властью и все архиереи-обновленцы являются агентами ГПУ. После ареста еп. Амвросия из Винницы выслали его активных сторонников - мон. Елену и иеродиаконов Ананию и Филиппа. В 1925 г. еп. Амвросий был назначен управляющим Подольской епархией, но выехать в Подолье не успел, поскольку вновь был арестован, в 1932 г. умер в ссылке.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

Вместе с детальным устроением Минской епархии, такое же устроение дано было и епархиям Брацлавской и Житомирской 1351 . Епархия Брацлавская брала себе всю Брацлавскую губернию; кафедра назначалась в Каменце Подольском 1352 . Епископу Житомирскому, викарию, предоставлены были «не только Житомирский уезд, по которому он, епископ, именуется, и Острожский, где дом для него назначен», но и «другие Изяславской губернии уезды», точнейшее определение которых, соответственно их «близости и способности», св. синод предоставлял сделать самому преосвященному Виктору «по сношению» с генерал-губернатором. Викарий получал все права местного епархиального архиерея, и если он был назван викарием, то как будто только для того, чтобы не оставить епархию преосвященного Виктора при крайне незначительном числе церквей. Викарий получал из Минской консистории все касающиеся его епархии дела, брал в своё ведение распоряжение вызываемыми собственно для его епархии священниками и даже получал указы непосредственно из св. синода, «как и прочие епархиальные преосвященные». Его отношение, как викария, к Минскому архиепископу было так определено в указе св. синода: «при всем том состоять ему, епископу, яко викарию, в ведомстве местнаго архиепископа Минскаго» 1353 . Это отношение выражалось, – впрочем, лишь несколько первых месяцев, – в том, что викарий Житомирский, получая указы от св. синода непосредственно, отвечал и вообще вёл со св. синодом сношения через преосвященного Минского. II На Брацлавскую кафедру высочайшим указом был назначен архимандрит Иоанникий, на Житомирскую – Варлаам 1354 . О Варлааме уже было сказано; следует сказать несколько слов об Иоанникии. Сын зажиточного «киевскаго мещанина» 1355 , мельника Беркута, проживавшего близь местечка Полонного 1356 , Волынской губернии, отчего и получил фамилию Полонский, Иоанникий с самого раннего детства испытал на себе промыслительное действие Божией руки. Пограничное местечко часто подвергалось нападениям татар. В один из таких татарских наездов смерть занесла свою губительную руку над всем семейством мельника.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Вы во всей точности имеете сохранить во вверенных вам областях сии статьи, яко коренныя, основанныя на правиле православия, политики и здраваго разсудка» 934 . В упомянутом уже манифесте были следующие слова: «Всемилостивейшая государыня изволит не только всех своих новых подданных подтвердить при совершенной и ни чем неограниченной свободе в публичном отправлении их веры, также и при законном каждого владении и имуществе, но всех и каждого награждать ещё отныне в полной мере и безо всякого изъятия всеми теми правами, вольностями и преимуществами, каковыми древние подданные ея пользуются, так что каждое состояние из жителей присоединенных земель вступает с самаго сего дня во все оному свойственныя выгоды» 935 . В именном указе сенату, 13 апреля, о всенародном распубликования манифеста 27 марта было предписано, «до надлежащего по всем частям распоряжения», «суд и расправу» в новоприсоединённых областях оставить «на правах польских», но производить от имени и с санкцией государыни; «наполнять присутственныя места чиновниками обыкновенным порядком, не исключая из сего и новых подданных» 936 . И даже в том случае, когда жгучий вопрос, так сказать, сам напрашивался на решение, решения ему не было дано. «Повелев из новоприсоединённых ныне от речи посполитой польской на вечные времена к империи нашей областей, за отделением некоторых земель по способности к прикосновенным к ним прежним владениям нашим, составить три губернии – Минскую, Изяславскую и Брацлавскую, – не оставили мы обратить внимание наше на монастыри и церкви православного грекороссийского исповедания нашего, в тех губерниях находящиеся, с тем чтобы для лучшаго благоустройства распределить оныя сообразно положению помянутых губерний». Земли, «отделенныя, по способности» к прежним владениям российским, отходили и в церковном отношении в ведомство тех епархий, в которых состояли эти владения; а из новоучреждённых трёх губерний образована одна епархия – архиепископия 937 . И только. Много забот о водворении порядка – «души правления» 938 , о заведении «благоустройства», о сохранении «тишины и спокойствия», – и в то же время ни намёка на исполнение исторических заветов, вековых ожиданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

и 3) Брацлавское воеводство. В состав великого княжества Литовского вошли, кроме собственно Литовской области и Волыни, княжества Полоцкое и Туровское, Невское, Смоленское, и Северская земля. Полоцкое княжество, наследие Рогнеды, супруги великого князя Владимира, находилось в управлении потомков ее – Всеславичей. Они ветвились на несколько родов, из которых главнейшие были князья полоцкие и минские. Но кроме того были князья витебские, друцкие, мстиславские, логойские, лукомские, оршанские и др. Около 1190 г. Полоцком завладел литовско-новогрудский князь Мингайл Ердивилович и посадил на Полоцкое княжество сына своего Гинвила – в крещении Георгия. Гинвил (ок. 1220) оставил престол сыну своему Борису, этот (1226) сыну своему Рогвольду–Василию. В начале XIV в. оно вошло в составь великого княжества Литовского. Под литовским управлением Полоцкое княжество обращено было при Казимире Ягеллоне в наместничество, а при Александре в 1500 г. в воеводство. – Около 1506 г. образовано Витебское воеводство; в 1569 г. – Мстиславское. Туровское княжество. – По бассейну Припети было несколько русских княжеств, которые не имели большого исторического значения, как Туровское и др. Во время Даниила князья туровские принуждены были признать власть его над собой, но в то же время дружили с литовскими князьями, боясь возрастающей их силы. В XIV в. Туровско-пинское княжество подпало под власть литовских князей. Туров 71 памятен в древней истории, как стольный город епископов туровских. Туровская епархия учреждена в XI в. В XIII в. туровским епископом был знаменитый Кирилл. Около половины XIV в. туровская епископская кафедра перенесена в Пинск. Смоленское княжество. – Смоленская земля была русским княжеством в поколении Ростислава Мстиславича (1127–1159), из которого вышли два знаменитые Мстислава – Храбрый и сын его Удалый († 1228). С первой половины XIII в. великие князья литовские старались подчинить себе Смоленск и несколько раз на более или менее продолжительное время подчиняли его своей власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

К концу 1795 года в обеих губерниях присоединилось к православию 105 церквей, при них 34 священника, 3 дьякона, 1 иподьякон, 54 315 душ муж. пола и 53 370 душ. жен. пола, а всего 107 685 душ муж. и ж. пола и нераздельно, т. е. вместе мужского и женск. пола, 114 994 душ. 1093 После присоединения к Могилевской епархии Полоцкой губернии в 1795 г. её территория на северо-западе увеличилась вдвое против прежней. Число православных церквей в ней, однако, далеко не соответствовало количеству городов и обширности пространства епархии, к 1797 году их насчитывалось – 385. 1094 Такое количество православных церквей свидетельствовало лишь о том, что уния в Могилевской епархии в конце XVIII века оставалось еще сильной, особенно это нужно сказать о Полоцкой губернии, где в некоторых городах с уездами было всего по одной церкви. Соответственно увеличению территории Могилевской епархии уменьшилась Псковская епархия, состоявшая из трех губерний – Псковской, Рижской и Полоцкой. С 18 мая 1795 г. она введена в границы двух губерний – Псковской и Рижской. Изменение епархиальных территорий на северо-западной окраине, в пределах Могилевской и Псковской епархий, в 1795 году вызвано, главным образом, церковными интересами – обращением униатов в православие. На юго-западной окраине в то же время шел губернский передел, в связи с образованием новой Вознесенской губернии, вследствие прироста населения и присоединения новых областей от Турции. Губернский передел на юге-западе повлек за собой территориальный передел малороссийских епархий, захвативший собой и западнорусские епархии. Екатеринославский генерал-губернатор граф Зубов доносил, что Екатеринославская губерния вследствие присоединения к ней новых областей необыкновенно увеличилась пространством и по количеству населения. Управлять такой губернией стало нелегко. Поэтому граф Зубов находил нужным образовать новую Вознесенскую губернию, отделив к ней часть Брацлавской губернии, земли, приобретенные от Порты, и три уезда Екатеринославского наместничества – Херсонский, Елисаветградский и Новомиргородский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

клирики-униаты, заподозренные в нелояльности. На Волыни 4 униат. священника были казнены по обвинению в подготовке бунта, десятки священнослужителей арестованы. В Подолье были арестованы униатские священники Стопневич (с. Збрыж), Павел Котельский (мест. Лянцкорунь), Онуфрий Горецкий (с. Монастырок), Иоанн Прокопович (с. Карабчиевка), Иосиф Махневич (с. Карповцы), Иоанн Кобрицкий (с. Шумовцы). В пограничной с Россией полосе Брацлавского воеводства власти выявили 3 правосл. иереев: настоятеля церкви в мест. Чечельник прот. Луку Романовского, свящ. Павла Зволинского (с. Юрковка) и свящ. Петра (с. Богачовка). Эти священнослужители согласились принести присягу на верность польск. властям. 26 монахов правосл. бершадского Преображенского мон-ря отказались это сделать, за что были выдворены из Речи Посполитой, а обитель подверглась разорению. В кон. 1789 г. по обвинению в подготовке бунта были арестованы правосл. священники из мест. Литин Петр и Симеон Коропачинские и свящ. Иоанн Делимерко из Рашкова. По-видимому, судебный процесс являлся формой принуждения к унии. Подтверждением этого предположения является судебное дело против православного священнослужителя, возбужденное в мае 1789 г. Дворянин В. Прилуский сообщил в Брацлавскую чрезвычайную комиссию по порядку со ссылкой на донос униат. священника о том, что правосл. свящ. Василий из с. Купчинцы-Дашевские подстрекает крестьян к бунту. Комиссия начала дело против священника, закончившееся тем, что свящ. Василий вынужден был принять унию. Прилуский известил об этом комиссию 18 мая 1789 г., отметив, что теперь никаких подозрений в адрес свящ. Василия нет. Униат. Львовский и Каменецкий еп. Белянский поддержал действия Подольской чрезвычайной комиссии по порядку и с этой целью приезжал в Каменец. 7 июня 1789 г. в Каменце прошло собрание униат. депутатов и «деканов из-за границы» для разработки устава епархии. Устав («конституция Каменецкого собора») запретил униат. духовенству иметь контакты с зарубежными клириками, выдвинул требование полной лояльности к властям.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010