Большинство приходов присоединенных к России земель составили одну епархию, получившую в 1793 году название Минской . Число православных стало увеличиваться особенно за счет возвращения униатов в лоно Матери-Церкви. В некоторых местах, например в тогдашней Брацлавской губернии, это возвращение проходило весьма быстро и спокойно. «За помощью Божией по Брацлавской губернии, — докладывал в январе 1796 года Святейшему Синоду местный епископ Иоанникий, — церкви все числом 1090 истекшего 1795 года декабря в последних числах к Православию присоединением окончены», т. е. в три или даже в два месяца, — поясняет это донесение М. Коялович, — присоединилось вновь к Православию более полумиллиона униатов. О затруднениях при воссоединении в Брацлавской губернии не было и речи» . В 1834 году в Варшаве уже было учреждено викариатство Волынской епархии, а в 1840 году самостоятельная епархия. Епископ Варшавский возводится в сан архиепископа Варшавского и Новогеоргиевского, а с 1875 года (с воссоединением холмских униатов) Холмско-Варшавского. Святейший Синод назначал на новую кафедру лучших архипастырей, как, например: Антония Рафальского (из Почаевских архимандритов, умер митрополитом Петербургским); Арсения Москвина (впоследствии был митрополитом Киевским); Иоанникия Горского, при котором в 1875 году воссоединились холмские униаты; Леонтия Лебединского, укрепившего Православие среди воссоединенных (умер митрополитом Московским, похоронен под Успенским собором Троице-Сергиевой Лавры); Иеронима Экземплярского. При последнем в 1905 году Холмская епархия была выделена в самостоятельную, первым архипастырем на ней был Евлогий Георгиевский, впоследствии ставший митрополитом Парижским (1946) и др. 4. Польская Православная Церковь в первой половине XX в.: стремление польского правительства оторвать епархии Польши от Москвы; объявление «автокефалии»; отношение к этому акту заместителя Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Сергия, а также Православных Церквей Сербской и Болгарской; ревиндикация православных храмов; объединение православных перед опасностью наступления католицизма; полонизация Церкви; учреждение должности апокрисария Вселенского Патриарха при Варшавском Митрополите; движение «по возвращению православных к вере отцов»; преследование православных на Холмщине и на Подляшье; протест Собора православных епископов; декрет «Об отношении государства к Польской Православной Церкви»; кульминация полонизации Православной Церкви в последние годы перед Второй мировой войной

http://sedmitza.ru/lib/text/441222/

В 1745 г. каменецкий консисторский суд вынес обвинение гусятинскому декану Стефану Лукашевичу за то, что тот ездил в Киев для покупки «схизматического» Евангелия. В 1760 г. униат. свящ. Иакову Стемпуровскому, служившему в мест. Гусятин, был сделан выговор за использование книг киевской печати. В 1753 г. указом Каменецкой консистории священник с. Чернокозинцы Афанасий был подвергнут полугодичному заключению в карцер. Вина униат. священника заключалась в том, что он послал сына на учебу в Киев, жену и дочерей отпускал для поклонения киевским святыням, разрешал прихожанам ежегодно ездить в паломничество в Киев. В нач. 20-х гг. XVIII в. униат. Львовский и Каменецкий еп. Афанасий Шептицкий отказывался выдавать униат. приходам Брацлавщины антиминсы, ссылаясь на то, что Львовские епископы со времени Иосифа (Шумлянского) не имеют над ними власти. 7 дек. 1720 г. в Замостье (ныне Замосць, Польша) Шептицкий опубликовал заявление с отказом от притязаний на Брацлавщину, ссылаясь на письмо Иосифа (Шумлянского) от 20 апр. 1694 г., в к-ром тот Брацлавскую, Винницкую, Немировскую, Чудновскую, Коростышевскую и Житомирскую протопопии «причислил к консистории митрополитанской». Однако уже в 1723 г. Шептицкий активно вмешивался в дела униатов вост. Подолья и провел в Баре собор с целью присоединения к унии остававшихся в Православии приходов. В 1729-1746 гг., когда Шептицкий был униатским Киевским митрополитом, шла интеграция приходов Брацлавщины и юж. Киевщины во Львовскую епархию, для них была создана общая консистория. В 1749 г. униат. Киевский митр. Флориан Гребницкий отправил папе отчет, в котором сообщил, что в Брацлавском воеводстве имеется 11 униат. деканатов и 498 храмов. Униат. приходами вост. Брацлавщины управлял официал Киевского митрополита, чья резиденция, как и резиденция митрополита, находилась в г. Радомышле. Существовал с перерывами также Брацлавский официалат («официальский уряд», в документах 1748-1762 обозначался как «Брацлавская епархия», «Брацлавская консистория митрополии»).

http://pravenc.ru/text/1470091.html

епископ Пермский и Верхотурский бывший епископ Уманский, викарий Киевской епархии с 19.03.1883 21.03.1887 Поликарп (Розанов), епископ Уманский викарий Киевской епархии, временно управлял Иустин (Охотин), епископ бывший епископ Подольский и Брацлавский с 28.03.1887 по 03.09.1893 архиепископ Херсонский и Одесский; 25.05.1907 Сведения Феофил (Филофей), митрополит Литовский упоминается около 1317–1329 около 1330 Роман, митрополит рукоположен с 1354 (1355) конец 1361 – начало 1362 Литовская и Виленская бывшая униатская епархия Имена Сведения бывший униатский епископ Мстиславский, со 02.04.1833 епископ принят в сущем сане с 06.03.1839 архиепископ с 25.03.1839 митрополит с 30.03.1852 23.11.1868 бывший архиепископ Харьковский и Ахтырский с 10.12.1868 по 08.04.1879 митрополит Московский и Коломенский Александр (Добрынин), архиепископ бывший архиепископ Донской и Новочеркасский с 23.05.1879 28.04.1885 бывший епископ Таврический и Симферопольский с 11.05.1885 архиепископ с 20.03.1886 09.11.1890 Кирилл (Орлов), епископ Ковенский викарий Литовской епархии в 1890 временно управлял 26.12.1890 Донат (Бабинский-Соколов), архиепископ бывший епископ Подольский и Брацлавский с 13.12.1890 по 30.04.1894 архиепископ Донской и Новочеркасский; 16.04.1896 Викарии Литовской епархии Брестские епископы До 1839 года – униатская епархия Имена Сведения Антоний (Зубко), униатский епископ рукоположен, с 14.01.1834 епископ, принят в сущем сане с 06.03.1839 по 28.01.1840 епископ Минский и Бобруйский Михаил (Голубович), епископ бывший епископ Пинский, викарий Минской епархии с 28.01.1840 по 01.03.1848 епископ Минский и Бобруйский Игнатий (Желязовский), епископ рукоположен с 20.05.1848 по 27.06.1870 на покое; 21.03.1872 Евгений (Шершилов), епископ рукоположен с 09.03.1870 по 10.02.1875 епископ Ковенский, викарий Литовской епархии; 22.03.1897 Владимир (Никольский), епископ рукоположен с 16.03.1875 по 16.05.1877 епископ Ковенский, викарий Литовской епархии; 29.12.1900 Ианнуарий (Попов [Вознесенский]), епископ

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Когда произошёл последний, третий раздел Польши, тогда к России отошло громадное пространство земли, на котором не было и десятка православных церквей, но за то немногие существующие были разбросаны по всем углам новоприсоединённого Литовского края. Не известно, был ли особый указ, формально вводивший православные литовские церкви в ведение преосвященного Виктора, или они вошли сами собой, но вместе с этим расширением Минская епархия достигла таких огромных пространственных размеров, каких никогда не имела никакая другая российская епархия. И даже после совершившегося вскоре выделения из Минской епархии двух новоучреждённых епархийБрацлавской и Волынской – она всё же оставалась, по своим размерам, необычайно великой. Количество церквей в Минской епархии первоначально не было велико. Это были те триста православных церквей 1751 , которые сохранили своё существование под Польшей, не смотря на все «несносныя гонения и притеснения» и две трети, которых были оживлены в 1786–1788 годах деятельностью преосвященного Виктора. Воссоединение 1794 и 1795 годов увеличило количество церквей в Минской епархии до двух с половиной тысяч 1752 , но совершившееся вскоре выделение епархий оставило Минскую епархию снова при незначительном числе церквей, которое даже после воссоединения 1795 и 1796 годов не перешло за двести 1753 . «Архиепископ Минский, Изяславский и Брацлавский, коадъютор митрополии Киевския и Слуцкаго Святотроицкаго монастыря архимандрит» был «по своей епархии» от Киевского митрополита «независим»; но «по должности и именованию коадъютора» он должен был, по определению высочайшего указа, к Киевскому митрополиту «иметь отношение» 1754 . Трудно сказать, что собственно разумелось под этим «отношением». Если Киевский коадъютор 17851793 годов, будучи тоже вполне самостоятельным епархиальным архиереем, обязан был по своему коадъюторству извещать Киевского митрополита обо всех важнейших событиях своей епархии, то теперь коадъюторство осталось исключительно одним титулом, не имевшим выражения на деле. В 1795 году, «архиепископ Минский, Изяславский и Брацлавский» был переименован в «архиепископа Минскаго и Волынскаго» 1755 , но коадъюторство было сохранено, и оно было уничтожено лишь впоследствии.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В Киевской области западная граница епархии митрополита доходила, как мы сказали, до р. Случи, захватывая Житомир и Житомирский повет. Что же касается собственно юго-западных пределов митрополичьей епархии, то они не совпадали с пределами Киевской области и не всегда были одинаковы. Особенно далеко были отодвинуты юго-западные границы епархии в XV и первой половине XVI в. Около 1414 г. была закрыта Галицкая кафедра 230 , и обширная Галицкая епархия, обнимавшая земли Галицкую, Львовскую, Жидичевскую, Теребовльскую, Покутье и всю Подолию, – вошла в состав митрополичьей епархии. Церковными делами Галицкой епархии с этого времени управляли наместники Киевского митрополита. Эти наместники находились в разных поветах Галицкой земли. В самом Галиче также жил митрополичий наместник, который заведывал собственно округом Галича, а также находившимся в Галиче митрополитанским монастырем с принадлежавшими ему имениями. Но власть митрополита в Галицкой епархии была не сильна. В начале XVI в. даже своих наместников он поставлял не сам, а их набирали и ставили местные городские старосты, ограничиваясь только испрашиванием согласия на это митрополита. А в 1509 г. право назначать наместников в Галиции, с разрешения короля, перешло даже к львовскому латинскому архиепископу 231 . Этим, в существе дела, Галицкая епархия отнималась из власти митрополита. В знаменование же духовной власти митрополитов над Галицкой епархией Сигизмунд дозволил Иосифу Солтану и его преемникам носить титул митрополитов Киевских и. Галицких 232 . Отсутствие в Галиче епископа имело много неудобств, так как по всем духовным нуждам Галичанам, вследствие этого, приходилось обращаться в Молдавию и в другие отдаленные места. В виду этого в Галиции издавна была мысль о восстановлении своей кафедры. В 1539 г, эта мысль осуществилась. В этом году для Галиции и Подолии был поставлен самостоятельный епископ, бывший прежде митрополичий наместник Макарий Тучапский 233 . Галицкая епархия была восстановлена в качестве викариатства или наместничества Киевской митрополии. Макарий Тучапский на соборе в Новогрудке за себя и своих преемников дал обещание свято исполнять порученную ему должность, править Галицкой епархией по благословению и наставлению своего митрополита, никогда не считать ее своею собственностью, не посягать на отделение ее от Киевской кафедры, отдавать половину доходов Киевскому митрополиту и самые даже антиминсы подписывать от его имени 234 . Тем не менее, с 1539 г. Галицкая епархия не принадлежала уже к области епархии Киевской. За митрополитами оставалась после этого только небольшая часть прежней Галицкой епархии, – именно восточная часть Подолии, обнимавшая поветы Брацлавский и Винницкий 235 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

В кон. XIII в. в Каменце поселилась арм. колония, вскоре ставшая одной из крупнейших на восточнослав. землях. В 1-й пол. XVI в. в Каменце имелось 5 арм. храмов, в т. ч. кафедральный собор Благовещения Пресв. Богородицы, построенный в 1522 г. В 1566 г. собор являлся кафедрой еп. Григора Варакиеля - главы Каменецкой епархии, входившей во Львовскую армяно-григорианскую архиепископию. В 1634 г. архиепископия приняла унию с Римом, в 1666 г. Львовский армяно-католич. еп. Николай Торосович захватил все арм. храмы Каменца. В 1683-1686 гг. в противовес армяно-католикам существовала Каменецкая армяно-григорианская епархия, к-рую возглавлял Иоанн Бернатович, под давлением католиков покинувший кафедру. В 2005 г. в Каменце-Подольском была возрождена община армяно-григорианской Церкви, установлен крест на месте, где стоял разрушенный в 30-х гг. XX в. арм. Николаевский собор. В 2006 г. расположенная рядом с руинами собора арм. часовня-колокольня была передана в собственность армяно-григорианской Украинской епархии, к-рая в связи с малочисленностью местной арм. общины в 2009 г. сдала храм в аренду Хмельницкой епархии УПЦ КП. Католическая Церковь в Подолье Ок. 1375 г. была основана отделившаяся от Краковской архиепархии католич. Каменецкая епархия, первоначально включавшая Петропавловский кафедральный собор, доминиканский и францисканский монастыри в Каменце, доминиканские мон-ри в Червонограде и Смотриче (последний основан в 1375, являлся древнейшим католич. мон-рем в регионе). С кон. XIV в. епархия входила в католич. Галицкую митрополию. В 1607 г. в римско-католич. Каменец-Подольской епархии насчитывалось 30 приходов, к 1632 г. их количество увеличилось до 45. Между 1610 и 1618 гг. генерал подольский и староста брацлавский В. А. Калиновский основал в Виннице отд-ние ордена иезуитов. В мае 1648 г. отряды Б. Хмельницкого и М. Кривоноса, взявшие Каменецкую крепость, разорили ряд католич. мон-рей в крае. Католич. учреждения юж. Подолья особенно пострадали в период тур. оккупации в 1672-1699 гг.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

Вместе с еп. Амвросием за Православие в Подолье боролся Проскуровский и Летичевский еп. Валериан (Рудич). Архиерей отправил письмо летичевскому благочинному Колтуновскому, в котором сообщал о недействительности рукоположений, совершенных Пименом и бывш. Каменецким еп. Адрианом (Анципа-Чикунским) после присоединения к расколу. Он писал, что не следует вступать в отношения с присоединившимися к обновленчеству членами бывш. Проскуровского духовного управления. Колтуновский обратился к обновленческому Проскуровскому окружному церковному управлению с предложением сложить свои полномочия и покаяться. Еп. Валериан ездил с проповедями по селам, поддерживал монастыри, совершал постриги в Головчинецком Преображенском жен. мон-ре. В 1923 г. епископ был выслан с Украины. После изгнания епископов Амвросия и Валериана количество приходов «Живой церкви» в Подолье стало увеличиваться. Православные общины препятствовали проведению в Подолье обновленческих съездов. Епархиальный съезд раскольников был назначен на 17 июля 1923 г. в Преображенском соборе Винницы. Когда прибыли архиеп. Пимен с епископами Лоллием и Адрианом и др. делегаты, правосл. община Преображенского собора не пустила их в храм. Несмотря на вмешательство властей и их поддержку раскольников, съезд был сорван. «Живоцерковники» тем не менее избрали окружное церковное управление, и оно уехало в Жмеринку. Съезды подольских обновленцев были малочисленными, миряне не принимали в них участия. В окт. 1923 г. в Киеве прошел раскольнический собор, провозгласивший образование Украинской синодальной церкви, с этого времени в советских документах за обновленцами закрепилось название «синодалы». Пимен стал главой синода и переехал в Харьков. Избрание Пимена главой укр. обновленцев усилило позиции раскольников и способствовало увеличению количества обновленческих приходов в Подолье. В 1924-1925 гг. обновленческим епископом Каменецким и Ушицким был Адриан (Анципа-Чикунский), архиепископом Подольским и Брацлавским с 17 нояб. 1924 г.- Лоллий (Юрьевский). По инициативе последнего в апр. 1925 г. центр Подольско-Брацлавской епархии был перенесен в Винницу, 3 июня 1925 г. была образована самостоятельная Винницкая епархия, к-рую возглавил Иоаким Пухальский. После смерти 21 авг. 1925 г. Адриана (Анципа-Чикунского) Каменецкая епархия была присоединена к Винницко-Подольской епархии. Из последней в 1924-1925 гг. выделились 3 новые раскольнические кафедры: Балтско-Молдавская («епископ» Кирилл Квашенко, с марта 1925), Проскуровская («епископ» Афанасий Вечорко, с авг. 1925) и Тульчинская («епископ» Фотий Маньковский, 1924-1927). В 1926-1928 гг. возобновилась обновленческая Каменец-Подольская епархия, в 1926-1927 гг. ею управлял Афанасий Вечорко, с мая 1927 по 1928 г.- «епископ» Иоасаф Яцковский.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

в уезд. городе Могилеве Малороссийская вместо Черниговской Черниговский и Нежинский Малороссийский и Черниговский в Чернигове Минская Минский и Волынский, коадъютор митрополии Киевской и архимандр. Слуцкого монастыря Минский и Литовский, коадъютор митроп. Киевской и арх. Слуцкого мон. в Минске Подольская вместо Брацлавской Брацлавский и Подольский Подольский и Брацлавский в Каменце Подольском III класса Калужская Епархия сия учреждается вновь и первою в сем классе поставляется потому, что губ. гор. Калуга был в епархии Московской 1 класса, а прочие уездные города состояли в бывшей епархии Крутицкой, которая по штатам 1764 г. была во 2 классе. Калужский и Боровский в Калуге Смоленская Смоленский и Дорогобужский в Смоленске Нижегородская Нижегородский и Алатырский Нижегородский и Арзамасский в Нижнем Новгороде Курская вместо Белоградской Белоградский и Курский Курский и Белоградский Курской губ. в уезд. гор. Белегороде Владимирская вместо Суздальской Суздальский и Владимирский Владимирский и Суздальский во Владимире Вологодская Вологодский и Устюжский в Вологде Тульская вместо Коломенской Коломенский и Тульский Тульский и Велевский Вятская Вятский и Великопермский Вятский и Слободской в Вятке Архангельская Архангельский и Олонецкий Архангельский и Холмогорский в Архангельске Воронежская Воронежский и Черкасский в Воронеже Иркутская Иркутский и Нерчинский в Иркутске Костромская Костромской и Галицкий в Костроме Тамбовская Тамбовский и Пензенский Тамбовский и Шацкий в Тамбове Орловская Орловский и Севский Орлов, губ. в уезд. гор. Севске Переяславская вместо бывшей викарной Киевской митрополии Переяславский и Бориспольский Малороссийский и Переяславский Малоросс.губ. в уезд. гор. Переяславле Волынская вместо викарной Житомирской Житомирский Волынский и Житомирский Волынской губ. в уезд. гор. Остроге Вновь учреждаемые III класса Пермская Пермский и Екатеринбургский в Перми. Саратовская Саратовский и Пензенский Сарат. губ. в уезд. гор. Пензе Слободско-Украинская Слободский- Украинский и Харьковский в Харькове Оренбургская Оренбургский и Уфимский Оренб.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

6-7 июня 1943 г. состоялся Ковельский Собор Автономной УПЦ, участниками к-рого стали викарии Волынской епархии: Луцкий и Ковельский еп. Иов, Владимир-Волынский еп. Мануил и Ровенский еп. Феодор, а также жившие в Почаевской лавре заштатный Екатеринодарский еп. Никодим (Гонтаренко) и Каменец-Подольский и Брацлавский еп. Дамаскин (Малюта). Архиепископом Волынским и Подольским и священноархимандритом Почаевской лавры был избран Дамаскин (Малюта). В его ведение также перешли единичные приходы Луцкого окр. (Покровский кафедральный храм в Луцке, Рождество-Богородицкий храм в с. Полонка (ныне Луцкого р-на), Михайловский храм в местечке Рожище и др.). Еп. Иов был освобожден от управления Луцким вик-ством, стал епископом Кременецким и Дубенским с правами самостоятельного в своей области (Православная Русь. 1943. 7/8. С. 15). С этого времени единая Волынско-Житомирская митрополичья епархия с консисторией в Кременце, которую возглавлял митр. Алексий, перестала существовать. На ее территории помимо Кременецко-Дубенской образовалась Ровенская епархия, в состав которой кроме Ровенского и Острожского были включены Костопольский и Сарненский округа; управляющим Ровенской епархией стал бывший ранее викарным еп. Феодор. Владимир-Волынский, Ковельский и Любомльский округа образовали Владимир-Волынскую и Ковельскую епархию под рук. еп. Мануила. Последний погиб в сент. 1943 г. от рук бандеровцев, по всей видимости, из-за его ухода из УАПЦ. В результате Ковельского Собора положение в Автономной Церкви стабилизировалось, некоторые священники хотели вернуться в Автономную УПЦ из УАПЦ, но такие попытки жестоко пресекались националистами. Так, настоятель прихода в с. Подлесцы Кременецкого р-на свящ. Николай Радзеховский 12 июня 1943 г. покинул УАПЦ и присоединился к Автономной УПЦ, но уже 23 июня вернулся к автокефалистам из-за угроз в свой адрес. Весной 1943 г. бандеровцами были убиты сопротивлявшиеся автокефалистам свящ. Георгий Иваницкий из с. Пелча (ныне Дубенского р-на), свящ. Мелетий Рыжковский и диак.

http://pravenc.ru/text/2458999.html

В 1815 г. в Подольской губ. насчитывалось 70 католич. приходов и 10 деканатов: Зиньковский, Проскуровский, Летичевский, Литинский, Винницкий, Брацлавский, Балтский, Ямпольский, Ушицкий и Могилёвский. В 1833 г. почти все католич. мон-ри Подолья были закрыты (за исключением Каменец-Подольского кармелитского и Винницкого капуцинского). В 1866 г. римско-католич. Каменец-Подольская епархия была упразднена, все существовавшие в ней деканаты перешли в ведение римско-католич. епископов Луцких и Житомирских, окормлявших католиков Подолья на правах апостольских администраторов. В 1896 г. Римско-католическая Церковь имела в Подольской губ. 202 храма, из них в Каменец-Подольском у.- 14 храмов, в Ушицком у.- 15, в Проскуровском у.- 12 храмов. Отдельным подразделением Римско-католической Церкви в Подолье была Армяно-католич. Церковь, существовавшая в регионе с 1634 г., после заключения унии Львовской армяно-григорианской митрополии с Римом. В 1666 г. Львовский армяно-католич. еп. Николай Торосович захватил все арм. храмы Каменца, учредил свою резиденцию при кафедральном соборе. Впосл., несмотря на протесты армян Подолья, Каменецкая армяно-католич. епархия была упразднена, ее приходы вошли в непосредственное подчинение римско-католич. Каменецкому епископу. Арм. церкви в Баре, Жванце, Язловце были обращены в польск. костелы. В нач. XIX в. под давлением рус. властей римо-католики предоставили подольским армянам-униатам некоторую самостоятельность. В 1809-1855 гг. действовал апостольский викариат для католиков арм. обряда в России с центром в Могилёве-Подольском, в викариат вошли армяно-католич. приходы в Могилёве-Подольском, Каменце-Подольском, Рашкове и Балте. По переписи 1897 г., население Подольской губ. следующим образом распределялось по конфессиям: православные - 2358 тыс. (78,4%), иудеи - 370,6 тыс. (12,28%), римо-католики - 262,7 тыс. (8,7%), старообрядцы - 18,8 тыс. (0,62%). Национальный состав: украинцы - 80,93%, евреи - 12,24, русские - 3,28, поляки - 2,28%. Т. о., среди римо-католиков значительную долю составляли украинцы, вероятно потомки униатов, принявших лат. обряд на рубеже XVIII и XIX вв. После издания манифеста «Об укреплении основ веротерпимости» количество католиков в населении губернии немного возросло. В 1911 г. в губернии насчитывалось 2708,2 тыс. православных (76,4%), 322 тыс. католиков (9,1%). В июне 1907 г. униат. митр. А. Шептицкий попытался возобновить униат. структуры в Подолье, подписав указ о назначении свящ. А. Зерчанинова наместником Каменец-Подольской епархии, но план не был осуществлен.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010