Для написания диссертации на ученую степень кандидата богословия Степан Рункевич избрал тему по истории Минской епархии. Согласно академическим правилам студенты на третьем курсе представляли избранные ими темы кандидатских сочинений в Совет академии на утверждение. Рункевич сформулировал название своей работы как: «История Минской епископии до учреждения Полоцкой епископии» 79 . Исследование должно было охватывать период существования Минской епархии от начала ее учреждения в 1793 году до 1833 года – восстановления Полоцкой кафедры. Минская епархия в своем историческом развитии представляла много особенностей в сравнении с другими епархиями. Учрежденная именным указом императрицы Екатерины II 13 апреля 1793 года для областей, присоединенных к России по второму разделу Речи Посполитой, Минская епархия вскоре включила в себя и другие обширные территории, отошедшие к России по третьему, окончательному разделу Речи Посполитой. Так Минская епархия оказалась самой большой по размерам из всех епархий, когда-либо существовавших в России. Воссоединение с Православной Церковью полутора миллиона западнорусских униатов, происшедшее в 1794–1795 годах, сделало епархию еще большей и по числу приходов и по числу прихожан. Уже в 1795 году возникла необходимость выделить из Минской епархии одну епархию самостоятельную – Брацлавскую (впоследствии Подольскую) и одну викарную – Житомирскую (Волынскую), которая в 1799 году также стала самостоятельной. А в 1833 году с восстановлением Полоцкой кафедры от Минской епархии была отделена, в состав вновь учрежденной, Виленская губерния. Вот именно этот исторический отрезок времени и положил Рункевич в основу своего исследования. Период этот был еще совсем мало изучен, а между тем по своей оживленности и насыщенности историческими событиями представлялся весьма интересным и важным для истории Русской Церкви. М.О. Коялович как научный руководитель одобрил решение своего воспитанника. Он высказал пожелание о более тщательной и широкой разработке этой темы в дальнейшем, выразив готовность оказывать со своей стороны внимание и помощь. Заявленная тема была утверждена Советом академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

С новыми областями Минская епархия могла разрастись до необыкновенных размеров. По своей территории и числу церквей она превосходила бы все тогдашние русские епархии. Минская епархия и без того оказывалась в исключительных условиях, а по территории, числу церквей и внутренней жизни представляла собой ненормальное явление. Она требовала от епископа Виктора необыкновенной энергии. При всей энергии и знании дела он, однако, не мог справиться со всеми делами по своей епархии, касавшимися, главным образом, воссоединения униатов, о чем сам доносил Св. Синоду. Правительство вполне понимало положение епископа Виктора. Поэтому Императрица лично назначила особую «комиссию» для выработки мер «к лучшему успеху дела воссоединения». Комиссию составили митрополит новгородский Гавриил (Петров), канцлер граф Александр Андреевич Безбородко и генерал-губернатор Минской, Изяславской и Брацлавской губерний Тимофей Иванович Тутолмин. Комиссия обратила свое внимание на епархиальное устройство областей, отошедших от Польши к России, где шло воссоединение униатов. Имея в виду множество церквей Минской архиепископии, она сначала предполагала определить в Изяславскую губернию только викария Киевской митрополии «для удобнейшего исполнения церковных дел на месте». С таким мнением не согласился митрополит Гавриил. «В рассуждение весьма обширного расстояния новоприсоединенных мест, простиравшегося от Курляндии до Волыни и по другую сторону по Днепру в Подолию», он находил необходимым дать особого викария минскому архиепископу. Перевод Киевского викария в Подолию он считал невозможным в виду того, что в Киевской епархии, «яко не малочисленной церквами», при слабом здоровье Киевского митрополита необходим постоянный викарий, который жил бы в Киеве без отлучки. При дальнейшем обсуждении вопроса Комиссия выработала сложный проект, которым, между прочим, из наличного состава Минской епархии выделялась одна самостоятельная епархия и учреждалось особое викариатство Минской епархии. Местная кафедра второго класса, степенью под Новгород-Северской, проектировалась для Брацлавской губернии с титулом для архиерея «брацлавский и подольский».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В это время вместо генерала М. В. Каховского главнокомандующим в Польше был назначен барон Осип Андреевич Игельстрем, а в Литве и на Украине – генерал-аншеф Михаил Никитич Кречетников. Русский посланник Я. И. Булгаков был отозван из Варшавы, а на его место назначен Яков Ефимович Сиверс, который совместно с Кречетниковым был призван содействовать подготовке декларации России о втором разделе Речи Посполитой. По высочайшему повелению императрицы Екатерины декларация эта была всенародно объявлена 27 марта 1793 года генералом М. Н. Кречетниковым в местечке Полонном Волынской губернии. Вслед за Россией о том же объявил и прусский король. Для конфедерации это объявление оказалось полной неожиданностью. Некоторые из ее членов, как Северин Ржевуский, сделались ярыми противниками России, но другие безропотно признали свершившийся факт. 17 июня сейм в Гродно, признал второй раздел Речи Посполитой224. Согласно манифесту о разделе Речи Посполитой к России «на вечные времена» отходили губернии Витебская и Минская в полном их составе и восточные половины губерний Волынской и Подольской225. Уже вскоре после его объявления сенату 13 апреля 1793 года было дано высочайшее повеление о разделении всей присоединенной территории на три губернии – Минскую, Изяславскую и Брацлавскую226. Из трех новообразованных губерний составлялась одна епархия, под названием – Минской. В управление епархией назначался Преосвященный Виктор (Садковский) с присвоением ему титула «архиепископа Минского, Изяславского и Брацлавского». За ним сохранялся и титул «коадьютора киевской митрополии», но в высочайшем указе говорилось: «сей новой епархии помянутый архиепископ имеет быть от митрополита киевского независим, но по должности и наименованию коадъютора митрополии киевской, которая от него не отъемлются, имеет к митрополиту киевскому отношение по-прежнему " 227. Новая епархия по штатному расписанию причислялась ко второму классу и ставилась по рангу после Могилевской. Так как административное устройство новоприсоединенных областей не имело еще окончательного оформления, и невозможно было точно определить, какие именно церкви должны отойти, согласно высочайшему указу, к соседним архиереям, а какие к Минскому архиепископу, Синод предписал взять временно в свое управление все отошедшие к России православные церкви Преосвященному Виктору, пока не будет утверждено точное расписание.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ветковский р-н), в с. Холочье (совр. Чечерский р-н), в с. Кузьминичи (совр. Добрушский р-н). В 1-й пол. XVIII в. не было удовлетворено ни одно ходатайство православных о строительстве в Гомеле храмов. В 1768 г. в Гомеле был сооружен деревянный костел в честь Вознесения Девы Марии (не сохр.). 40-50-е годы XVIII в. отмечены рядом восстаний в Посожье, зачастую имевших характер протеста православных против притеснений со стороны католиков: в 1743 г. произошло выступление жителей с. Любячи Мозырского повета против панов Кембровских, в 1745 г.- выступление жителей Горваля против католич. Виленского капитула, владевшего Горвалем, в 1754-1756 гг. против властей Виленского капитула восставали крестьяне Каменецкой и Стрешинской волостей (центром сопротивления стало с. Словечна). Возрождение Православия на белорус. землях, в т. ч. в Посожье, связано с деятельностью Могилёвского еп. св. Георгия (Конисского) . Во время его управления Могилёвской кафедрой (1755-1795) были открыты правосл. школы в Быхове, Гомеле (начала работу в 1781), Мстиславле, Орше, Рогачёве и др. белорус. городах. Во 2-й пол. XVIII в. в Гомельском повете было построено ок. 14 правосл. церквей. Гомельские земли в составе Российской империи, затем Советского государства: 1772-1924 гг. Церковь во имя свт. Николая Мирликийского в дер. Волотовой. 1805-1817 гг. Фотография. 2005 г. Церковь во имя свт. Николая Мирликийского в дер. Волотовой. 1805-1817 гг. Фотография. 2005 г. В 1772 г. гомельские земли (кроме зап. части, присоединившейся к России в 1793) в результате 1-го раздела Речи Посполитой вошли в состав Российской империи, в 1793 г. стали частью новоучрежденной Минской, Изяславской и Брацлавской епархии (см. Минская и Слуцкая епархия ). С 1773 г. Гомель являлся центром уезда Рогачёвской пров., в 1777 г. стал местечком Белицкого у. В 1774 г. город с уездом и 11 тыс. крестьян был пожалован имп. Екатериной II Алексеевной в ознаменование заключения Кючюк-Кайнарджийского мира гр. П. А. Румянцеву-Задунайскому, к-рый покровительствовал в своих владениях не только православным, но и католикам и старообрядцам.

http://pravenc.ru/text/166101.html

Епархия Минская получала, таким образом, совершенно беспримерную физиономию, обширностью своих границ и количеством находящихся в её пределах церквей превышая все существующие епархии. Кроме того, внутренняя жизнь Минской епархии, по своему богатству и по мере требуемой ею от её владыки затраты энергии и сил, также представляла собой необычное явление. Назначенная императрицей «комиссия» для изыскания средств к «лучшему успеху дела воссоединения», состоявшая из митрополита Гавриила, канцлера графа Александра Андреевича Безбородко и генерал-губернатора Тутолмина, бывшего ещё с февраля в Петербурге 1343 , решила ввести в необычной епархии надлежащее устройство. Комиссия выработала проект, которым из наличиного состава Минской епархии выделялась одна самостоятельная епархия и учреждалась одна викарная. Заслушав этот проект в заседании 2-го апреля, св. синод постановил поднести проект на утверждение императрицы, мотивируя его следующим образом: «Кроме количества церквей (2,328 присоединённых из уинии), какового ни в одной из внутренних российских епархий нет, обширность Минской епархии столь велика, что архиерею одному по пастырскому своему долгу все церкви обозреть не возможно, кольми же паче в должном распоряжении, каково при сем важном произшествии (разумеется дело возсоединения), по разным встречающимся обстоятельствам, весьма нужно, успеть не возможно; сверх того, и униатских церквей показано не присоединившихся 2,996, кои, по отзыву преосвященнаго Виктора, обратиться не укоснят, а при таковом случае должны быть прилагаемы сугубыя меры и личное архиерейское посещение селений» 1344 . Проект получил высочайшее утверждение, и императрица выдала св. синоду 12 апреля 1795 года соответствующий указ. В указе говорилось, что «так как более миллиона из народа российскаго, под обладанием польским бывшаго и ныне к древнему его отечеству паки присоедяненнаго, лестию и насилием с пути праваго в соединение с римскою верою совращеннаго», оставили свое заблуждение и к истинной матери их православной восточной грекороссийской церкви добровольно соединилися, да и нет сомнения, что и прочие им единомышленные таковому же спасительному примеру последовать будутъ, – – – то, при сем расширении православия и потому умножении благочестивых церквей, для лучшаго управления дел духовных, на первое время в обширной епархии новоприсоединенных областей учреждается один местный архиерей» и, кроме того, в помощь Минскому архиепископу определяется один викарий. Новому «местному архиерею» присвоивался титул «епископа Брацлавскаго и Подольскаго»; викарий должен был титуловаться епископом Житомирским»; соответственно этому, и прежний титул преосвященного Виктора заменялся титулом: «архиепископ Минский и Волынский» 1345 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Каменец-Подольский, 1901; Орловский П., прот. Мат-лы для истории православной Церкви в бывш. Брацлавском воеводстве с 1776 по 1782 г. Каменец-Подольск, 1891; он же. Преосв. Виктор (Садковский), архиеп. Минский, Изяславский и Брацлавский, коадъютор Киевской митрополии, управляющий с 1785 по 1796 г. всеми правосл. церквами и мон-рями в пределах бывш. Царства Польского//Киев. старина. 1892. Т. 38. 7. С. 20-54; он же. Официальные док-ты по делу Виктора Садковского//Там же. 9. С. 414-420; он же. Мат-лы для истории православия и унии в Подолии во 2-й пол. XVIII в.//Тр. Подольского епарх. ист.-стат. комитета. Каменец-Подольский, 1897. Вып. 7. С. 337-343; [Петров Н. И., Гроденский М. И.]. Подолия. СПб., 1891; Сецинский Е. И., свящ. Мат-лы для истории правосл. мон-рей Подольской епархии: Каменецкий Св.-Троицкий мон-рь//Тр. Подольского епарх. ист.-стат. комитета. Каменец-Подольск, Вып. 5. С. 301-309; он же. То же: Каменецкий Воскресенский мон-рь на Рус. фольварках//Там же. С. 300-301; он же. Г. Каменец-Подольский: Ист. описание. К., 1895; он же. Исторические сведения о приходах и церквах Подольской епархии. 1: Каменецкий у.//Тр. Подольского епарх. ист.-стат. комитета. Каменец-Подольский, 1895. Т. 7; он же. Местночтимые и древние иконы в церквах Подольской епархии//Календарь Подольской епархии на 1896 г. Каменец-Подольск, 1895. С. 48-80; он же. Исчезающий тип деревянных церквей Подолии//Тр. Подольского церк. ист.-археол. об-ва. Каменец-Подольск, 1904. Т. 10. С. 393-416; он же. Ист. местности Подолии и их достопримечательности. Каменец-Подольск, 1911; он же. Исторические сведения о приходах и церквах Подольской епархии: Ушицкий у.//Тр. Подольского епарх. ист.-стат. комитета. Каменец-Подольский, 1916. Т. 12. С. 145-208; Ильяшевич В. Из воспоминаний свящ. Никифора Хмелевского об упраздненном базилианском училище в г. Умани//Киев. старина. 1892. Т. 38. 8. С. 160-167; Подольская епархия//Сб. стат. и справочных сведений за 1891-1892 гг./Сост.: В. М. Греченко. Каменец-Подольск, 1893. С.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

После соединения Полоцкой и Могилевской губерний в одну с именем Белорусской губернии, Могилевская и Полоцкая епархия переименована в Белорусскую и Могилевскую в объеме новой губернии с кафедрой в Могилеве, хотя губернским городом был назначен Витебск. 1152 Брацлавская и Подольская епархия, удержав прежнее название, была введена в границы Подольской губернии с разделением на 12 духовных правлений по числу уездных городов, в том числе Балтский (Еленский) уезд. 1153 Другие епархии, по мере возможности, или, как выразился св. Синод, где это удобно, после указа 16 сентября 1797 г. до нового общего распоряжения в 1799 г. приводились в соответствие с губерниями, о чем можно заключить из нижеприведенных ведомостей с указанием состава епархий по новому губернскому делению (стр. 840–851). Прикрытие Олонецкой губернии с припиской большинства её городов к Новгородской губернии повлекло за собой расширение прав новгородского викария епископа старорусского. Одновременно с ним московский викарий епископ дмитровский получил права полусамостоятельного епархиального архиерея. 18-го декабря 1797 г. общей росписью «о прибавочных на духовные места суммах», собственноручно утвержденной Его Императорским Величеством при Именном указе Св. Синоду, новгородскому и московскому викариям, наравне с переяславским, предоставлено право иметь свои соборы и особые консистории. 1154 Затем обращено было внимание на трудность и неудобство для двух первенствующих великорусских архиереев – новгородского и московского – управлять своими епархиями при множестве городов и церквей в их ведомстве. В целях облегчения управления того и другого, Св. Синод в особом докладе на Высочайшее Имя проектировал, во-первых, новгородскому викарию назначить в управление церкви, отошедшие от Архангельской епархии к Новгородской губернии, после упразднения 12 декабря 1796 года Олонецкой губернии; московскому викарию передать в управление все церкви, находившиеся в Калужской губернии, во-вторых, местопребывание их оставить прежнее, т. е. для новгородского – в новгородском Хутынском, для московского – в московском Богоявленском монастырях с переменой титулов старорусского епископа в «олонецкого и каргопольского», дмитровского – в «калужского и боровского», в-третьих, вследствие изменения титулов викариев, московскому митрополиту именоваться «московским и можайским», вместо «и калужский», епископу архангельскому вместо «и олонецкий» – «холмогорский». 5-го октября 1798 г. доклад Св. Синода Высочайшие утвержден, за исключением перемены архиерейских титулов. Московский, архангельский и викарные архиереи с их епархиями сохранили свои прежние наименования.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

С переходом Шумлянского в унию, Подолия и Брацлавское воеводство мало по малу также обращены на унию. Перемышльская епархия Перемышльская епархия была одной из самых обширных епархий. В течении целого века она выдерживала борьбу с унией. В 1664 г. Суша называл ее «беспокойнейшей» и писал, что в ней «а 50 annis unitorum cum schismaticis perpetua est concertatio». 1029 Епископы этой епархии именовались Перемышльскими, Самборскими и Саноцкими. Михаил Копыстенский , с 1592 года: остался во всю жизнь верным православной церкви. Скончался в начале 1610 г. 1030 Преемник его Афанасий (Александр) Крупецкий , из местной шляхты, посвящен в 1610 г. в епископы униатским митрополитом Поцеем, с условием принятия унии. 1031 «Посмотри на богослова и проповедника, отца Крупецкого – писал о нем один из его современников. Этот пропил кресты, чаши, евангелия и кадильницы: а ризы, стихари и другую церковную утварь, пожертвованную для богослужения, подарил прелюбодейцам на кофточки, и много других беззаконий натворив, к той же унии перешел». Между тем и Поцей умывал руки в его избрании. «Как только я узнал о смерти перемышльского владыки в Варшаве, я сейчас же отправился к господину Калискому, старосте перемышльскому, который имеет большую силу, и просил его внимательно следить за этим делом, чтобы, каясь за львовского владыку, не пустить на перемышльскую кафедру схизматика; а я на эту кафедру представлял ему двух кандидатов, или Рутского, или Мороховского. О Рутском заметил, что он не тамошний уроженец, потому шляхта не примет его и произойдет волнение. То же заметил и о Мороховском. А о Крупецком, видит Бог , я и не думал. Вот уже недавно он писал ко мне, будто бы его королевская милость не думал ему отказать, только требовал, говорит, ходатайства, о котором будто бы сам король приказал ему писать ко мне. Правда я написал несколько слов в его пользу, а как написал – ваша милость можете посмотреть мое письмо. В особенности зная, что об этой епископии хлопотали явные схизматики и враги римского костела, я охотнее согласился на его избрание, зная, что он в делах церковных человек покорный и очень расположенный к св. унии, и хотя еще молод, но не старше был и Гришка Полоцкий». 1032 Ненависть его к православным и вражда против восточного обряда не знали границ. Но зато и православные страшно ненавидели его и один раз едва не убили. 1033

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Униаты отказались от планов создания Каменецкой епархии, к-рые вынашивались с 1781 г. 6 авг. 1789 г. кафедральный архипресвитер и генеральный официал каменецкий Михаил Радкевич направил в Подольскую комиссию ходатайство об освобождении отдельных униат. священников. Фактическое одобрение униатскими иерархами в 1789-1790 гг. репрессивных мер польск. правительства подорвало в народе авторитет униат. Церкви. Новый этап в церковной истории Подолья начался после присоединения региона к России в результате 2-го раздела Речи Посполитой в 1793 г. На новоприсоединенных территориях была учреждена Минская епархия, выделенная из Переяславско-Бориспольской. Во главе новой епархии 13 апр. 1793 г. был поставлен Виктор (Садковский) с титулом «архиепископ Минский, Изяславский и Брацлавский», ему было сохранено звание коадъютора Киевской митрополии. В то время в Подолье насчитывалось 8 номинально существовавших православных протопопий. В регионе действовали ок. 1,5 тыс. униат. приходов и 5 мон-рей, а также 102 римско-католич. прихода, 27 муж. и жен. мон-рей. 22 апр. 1794 г. при посещении приходов Брацлавщины и зап. Подолья архиеп. Виктор издал грамоту, приглашавшую униатов возвращаться в Православие. Синодальным решением от 24 мая 1794 г. помощником архиеп. Виктора с правами управляющего делами духовного ведомства по Изяславской и Брацлавской губерниям был назначен архим. Варлаам (Шишацкий) , после чего процесс воссоединения униатов ускорился. К окт. 1794 г. в Брацлавской, Изяславской губерниях и в Каменецкой обл. в Православие перешли 721 приход, 463 священника и 4 мон-ря: Сатановский, Грановский, Головчинский и Коржовецкий. Мн. новые приходы епархии не имели священников, монастыри были разорены. Архиеп. Виктор обратился в Синод с просьбой прислать иеромонахов и монахов из соседних Киевской, Черниговской и Новгород-Северской епархий. Просьба была удовлетворена. В Подолье имелись правосл. клирики, получившие рукоположение от молдав. архиереев и от митр. Евсевия. Архиеп. Виктор в инструкции игуменам и протопопам от 30 июня 1794 г. запретил принимать в клир епархии ставленников митр. Евсевия. В нояб. 1795 г. в Православие вернулись все 6 униат. приходов Каменца-Подольского: Иоанно-Предтеченский, Николаевский при Русской браме, Петропавловский, Крестовоздвиженский на Карвасарах, Покровский на Русских фольварках, Георгиевский на Польских фольварках. Мн. униат. священники не спешили присоединяться к правосл. Церкви. Согласно синодальному указу от 5 апр. 1795 г., на территории Изяславской, Брацлавской губерний и Каменецкой обл. в 1607 обращенных в Православие приходах к правосл. Церкви присоединились 1032 священника, 570 приходских священников (третья часть клира) остались в унии; приняли Православие 45 монахов из 2 мон-рей. В том же году к Православию присоединились последние остававшиеся в унии мон-ри: мужские каменецкий Свято-Троицкий, Белиловский Георгиевский и Шаргородский, женские Винницкий и Рожецкий.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

Шестое. Умерев, а затем воскреснув из мертвых, вознесшись превыше Небес, Господь Иисус Христос подтвердил истинность ряда важнейших ветхозаветных пророчеств, также евангельской проповеди о будущем воскресении мертвых, упразднил безнадёжие и отчаяние в людях, насытил земное человеческое бытие смыслом. После всего этого, впрочем, не сразу, Господь образовал Свою Церковь , которую наделил всеми необходимыми спасительными средствами дл освобождения человека от власти диавола и греха. Подводя под сказанным черту, заметим: Страдания и смерть Господа Иисуса Христа на Кресте носили жертвенный характер. В Жертву Он принес Себя добровольно, по человеческому естеству, а по Божественной сущности, то есть как Бог, воспринял эту Жертву с Отцом и Святым Духом (выражаясь иначе, восприятие Жертвы было осуществлено Пресвятой Троицей, а не исключительно какой-либо отдельной Её Ипостасью). Под Искуплением следует понимать действие Божие, направленное на Спасение мира и человека, осуществленное через жертвенные Крестные Страдания и смерть Богочеловека Иисуса Христа. В ином осмыслении искупление – это совокупность всех вообще действий Господа Иисуса Христа, совершенных во время земного служения, направленных на наше Спасение. 1 . Гурьев В. Прот. (составитель). Пролог в поучениях. Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 2 . Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского. Изд. НИКА СМП «Житомер-РИКО-ПРЕСС-РЕКЛАМА», 2002. 3 . Баранов А. (составитель сборника). О прелести и фанатизме в духовной жизни. Советы православным, как избежать этого состояния. Изд. ОБРАЗ (Тульская Епархия), 2010. 4 . Преподобный Ефрем Сирин . Творения. Изд. Московский Патриархат, Молдавская митрополия, Единецко-Бричанская Епархия, 2002. 5 . Лактанций . Божественные установления (книги I – VII). СПб.: Изд. Олега Абышко, 2007. 6 . Собрание сочинений и переводов Евсевия, епископа Подольского и Брацлавского, синодального члена, экзарха Грузии, архиепископа Карталинского и Кахетинского, СПб.: Изд. Общества памяти игумении Таисии, 2005.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010