До конца XVI века большинство православного населения нынешних восточных областей Польши католики считали уже униатским. С второго десятилетия XVIII века для всего православного населения Западной Украины, которая входила в состав Польши, остался только один православный епископ — Белорусский. Не внёс существенных изменений в положение православных в Польше и Великий сейм 1788—1792 годов, провозгласивший среди прочего, религиозную свободу. В конце XVIII века в Польшу попадают греческие православные купцы, поселяются здесь и стремятся поддержать православие. Однако власть не позволяла им обустраивать храмы, поэтому богослужения проходили в молитвенных домах. Священники приглашались из Буковины, Венгрии, Болгарии, Греции. В Российской империи [ править править код ] Ситуация коренным образом изменилась после присоединения польских земель к Российской империи (1795 год — третий раздел Польши; 1814—1815 года — решение Венского конгресса). Положение православных на землях, вошедших в состав империи, сразу улучшилось без особых мероприятий. Прекратились гонения, насильственные обращения в унию, антиправославная пропаганда. Большинство приходов в присоединённых к Российской империи землях составили одну епархию, получившую в 1793 году название Минская. Число православных стало увеличиваться за счёт возврата униатов в православие. В некоторых местах, например, в тогдашней Брацлавской губернии, это возвращение проходило довольно быстро и спокойно. В 1834 году в Варшаве было основан викариатство Волынской епархии, а в 1840 году самостоятельная епархия. Епископ Варшавский возводится в сан архиепископа Варшавского и Новогеоргиевского, а с 1875 года (после обращения холмских униатов) Холмско-Варшавским. В 1905 году была выделена самостоятельная Холмская епархия. В Польском государстве [ править править код ] После Первой мировой войны, в 1918 году, была возрождено Польское государство. Согласно Рижскому договору 1921 года Западная Белоруссия и Западная Украина вошли в состав Польши. В связи с новым политическим положением Священный синод Московской патриархии в сентябре 1921 года назначил на Варшавскую кафедру бывшего Минского архиепископа Георгия (Ярошевского), который в январе следующего года был возведён в сан митрополита. Церкви в Польше было одновременно предоставлено право автономии.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Поль...

Католичество постепенно начинает все больше и больше торжествовать над Православием. К концу XVII века большинство православного населения нынешних восточных областей Польши католики считали уже униатским. Со второго десятилетия XVIII в. для всего православного населения Западной Руси, входившей в состав Польши, остался только один православный епископ – Белорусский. Не внес существенных изменений в положение православных в Польше Великий сейм 1788 – 1792 гг., провозгласивший в числе прочего, религиозную свободу. В конце XVIII века в Польшу проникают греческие православные купцы, которые поселяются здесь и стремятся поддержать Православие. Но правительство не разрешало им устраивать храмы, а поэтому богослужение совершалось в молитвенных домах. Священники приглашались из Буковины, Венгрии, Болгарии, Греции. Ситуация изменилась после присоединения польских земель к России (1795 год – третий раздел Польши; 1814 – 1815гг.– решения Венского конгресса). Положение православных на землях, вошедших в состав Российской империи, сразу улучшилось без каких-либо особенных мер. Прекратились унижения, гонения, насильственные обращения в унию. Латинская пропаганда остановилась. Большинство приходов присоединенных к России земель составили одну епархию, получившую в 1793 году название Минской. Число православных стало увеличиваться особенно за счет возвращения униатов в лоно Православия. В некоторых местах, например, в тогдашней Брацлавской губернии, это возвращение проходило довольно быстро и спокойно. В 1834 году в Варшаве уже было учреждено викариатство Волынской епархии, а в 1840 году самостоятельная епархия. Епископ Варшавский возводится в сан архиепископа Варшавского и Новогеоргиевского, а с 1875 года (с воссоединением холмских униатов) Холмско – Варшавского. В 1905 году была выделена в самостоятельную Холмская епархия. После Первой мировой войны, в 1918 году, было возрождено Польское государство. В соответствии с Рижским договором 1921 года западная Белоруссия и западная Украина вошли в состав Польши. В связи с новым политическим положением Священный Синод Московской Патриархии в сентябре 1921 года назначил на Варшавскую кафедру бывшего Минского архиепископа Георгия (Ярошевского), который в январе следующего года был возведен в сан митрополита. Церкви в Польше было одновременно предоставлено право автономии. Но польское правительство, вдохновляемое отчасти католическим клиром, было озабочено тем, чтобы всецело оторвать от Москвы православные епархии Польши. В 1922 года под влиянием государственной власти Собор православных епископов в Польше, состоявшийся в Варшаве, решительно высказался за установление автокефалии Православной Церкви в Польше. За были митрополит Георгий, епископы Дионисий и Александр (Иноземцев), против – архиепископ Елевферия (Богоявленский) и епископ Владимир (Тихоницкий).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Только визит в Польшу Антиохийского Патриарха Феофана, рукоположившего здесь в 1620 г. в митрополиты Иова Борецкого (1620–1631), восстановил православную иерархию в Польше. В 1632 г. благодаря трудам нового митрополита Петра Могилы (1632–1647), выдающегося богослова и литургиста, основавшего в Киеве высшее православное учебное заведение – Коллегию, на всей территории Польши удалось восстановить легальный статус Православной Церкви. После воссоединения Украины, составлявшей восточные области Польши, с Россией в 1654 г., в 1686 г. Киевская митрополия вошла в состав Русской Церкви. Православные на территории Польши и Беларуси оказались в униатском и католическом окружении. Католичество постепенно начинает все больше и больше торжествовать над православием , и к концу XVII в. большинство православного населения нынешних восточных областей Польши католики считали уже униатским. Храмы продолжали насильственно закрываться, богослужения совершались в частных домах. Со второго десятилетия XVIII в. для всего православного населения Западной Руси, входившей в состав Польши, остался только один православный епископ – Белорусский. Не изменил бедственного положения православных и польский сейм 1788–1792 г., провозгласивший религиозную свободу. Главными очагами Православия продолжали оставаться немногочисленные монастыри. В конце XVIII в. в Польшу проникают греческие православные купцы, которые поселяются здесь и стремятся поддержать Православие. Но правительство не разрешало им устраивать храмы, а поэтому богослужение совершалось в молитвенных домах. Священники приглашались из Буковины, Венгрии, Болгарии, Греции. 12.1.3. Православие на присоединенных к России польских землях (XIX – начало XX в.в.) В 1795 г. в результате третьего раздела Польши восточная ее часть входит в состав Российской империи. Началось возрождение Православия, латинская пропаганда и притеснения православных прекратились. С 1793 г. православные приходы в Польше были объединены в Минскую епархию. Начинается свободное возвращение христиан из унии в Православие. В некоторых местах, например, в тогдашней Брацлавской губернии, это возвращение проходило довольно быстро и спокойно. В 1834 г. в Варшаве уже было учреждено викариатство Волынской епархии. В 1839 г. Полоцкий собор ликвидировал унию на территории Польши и Беларуси. В 1840 г. в Варшаве учреждается самостоятельная епархия, а в 1875 г., после присоединения униатов Холмщины, епархия стала называться Холмско-Варшавской. В 1905 г. Холмщина была выделена в самостоятельную епархию. 12.1.4. Польская Православная Церковь в XX в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В июле 1944 г. по обвинению в антисоветской деятельности приговорен к 5 годам ссылки. Скончался вскоре после приезда на место ссылки - в с. Бирилюссы на р. Чулым Красноярского края. 18 окт. 1985 г. мощи В. были обретены и перевезены в Москву, в июле 1993 г. их перенесли в ивановский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы жен. мон-рь . В авг. 1993 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил местное почитание священноисповедника, общецерковное прославление В. состоялось на Архиерейском юбилейном Соборе РПЦ 2000 г . Арх.: ГАКО. Ф. 130. Оп. 9. Д. 798. Л. 33 об.- 34 об. (Клировая ведомость по Вознесенской ц. г. Кинешмы за 1891); Д. 824. Л. 30 об. (Клировая ведомость за 1893); Ф. 432. Оп. 1. Л. 294; Архив УФСБ РФ по Ивановской обл. Д. 7972-П; Д. 9139-П; ЦА ФСБ РФ. Д. Р-35561; Д. СО-28724. Ист.: Разрядный список учеников Кинешемского ДУ//Костромские ЕВ. 1889. 15. Ч. офиц. С. 190; Разрядный список учеников Кинешемского ДУ//Там же. 1890. 15. Ч. офиц. С. 198. Лит.: Житие свт. Василия Кинешемского. М., 1994; Не предать забвению: Кн. памяти жертв полит. репрессий, связанных судьбами с Ярославской обл. Ярославль, 1994. Т. 2. С. 79; Дамаскин. Кн. 2. С. 204-240; он же. Жизнеописание свт. Василия, еп. Кинешемского// Василий (Преображенский), еп. Кинешемский, свт. Беседы на Евангелие от Марка. М., 1996. С. 3-40; Зонтиков Н. А. Костромская ДС: Вехи истории: К 250-летию со дня основания (1747-1997 гг.). Кострома, 1997. С. 20; Федотов А. Ивановская епархия РПЦ в 1918-1993 гг.: Внутрицерковная жизнь и взаимоотношения с гос-вом. Иваново, 1999. С. 3-11, 10-104; Александр (Могилёв), архиеп. Священномученик Никодим: Жизнь, отданная Богу и людям. Кострома, 2001. С. 55-56, 254-255. Игум. Дамаскин (Орловский),Н. А. Зонтиков Рубрики: Ключевые слова: АМВРОСИЙ (Полянский Александр Алексеевич; 1878-1932), еп. Подольский и Брацлавский, исп. (пам. 7 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) АФАНАСИЙ (Сахаров Сергей Григорьевич; 1887-1962), еп. Ковровский, священноисп. (пам. 15 окт., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) БОРИС (Воскобойников Семен Тимофеевич; 1875 - 1937), еп. Ивановский, сщмч. (пам. 23 нояб., в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/150493.html

До 12 апр. 1795 г. в Минске кроме подворья слуцкого Ильинского жен. монастыря с часовней (упразднены в 1796) действовал один правосл. храм - Петропавловский собор муж. мон-ря. В 1795 г. мон-рь был упразднен, собор переосвящен во имя вмц. Екатерины, небесной покровительницы имп. Екатерины II, и получил статус кафедрального. В монастырских зданиях разместились архиерейский дом и консистория. Насельники упраздненной обители перешли в минский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов монастырь , изъятый у василиан , в связи с чем главный храм последней обители был освящен во имя св. апостолов Петра и Павла. Мон-рь по решению Синода в 1796 г. стал носить двойное наименование - Духовский Петропавловский - для сохранения прежнего посвящения. По указу от 7 сент. 1799 г. штат собора был переведен в Петропавловский храм на территории бывш. Свято-Духовского мон-ря. В 1795 г. по 3-му разделу Речи Посполитой России отошли новые территории, которые в церковно-адм. отношении стали частью М. е., превратившейся в самую обширную епархию РПЦ. 12 апр. 1795 г. из М. е. выделили Брацлавскую епархию и учредили полусамостоятельное Житомирское викариатство М. е., в связи с чем Минский архиепископ получил титул «Минский и Волынский». В его юрисдикцию входили Минская губ. и Литва, разделенная на Литовско-Виленскую и Литовско-Гродненскую губернии. Викарную кафедру занял архим. Варлаам (Шишацкий), который, оставаясь настоятелем дятловичского Преображенского мужского мон-ря, 26 мая 1794 г. был определен Синодом в помощь архиеп. Виктору (Садковскому) «с правом управляющего делами Духовного ведомства по Изяславской и Брацлавской губерниям». Житомирское вик-ство изначально было полусамостоятельной структурой, более тесно связано с Киевской митрополией, нежели с Минском (что обуславливалось и территориальной близостью Киева). По благословению митр. Киевского Самуила 29 окт. 1795 г. была учреждена отдельная Житомирская консистория, секретарем которой стал бывш. префект ДС в Слуцке (1787-1795) и выпускник Киево-Могилянской академии Пантелеимон Иллекевич-Корбут. В консистории трудились и др. выпускники академии, к-рые участвовали в создании первого после упразднения унии в крае духовного уч-ща в г. Любаре (ГА Житомирской обл. Ф. 1. Оп. 1. Д. 40, 63). С 23 янв. 1796 г. уже официально Житомирский викарий имел права епархиального архиерея и управлял приходами Волыни, при нем существовал штат третьеклассной епархии. Резиденция Житомирского епископа находилась в Остроге. В 1799 г. Житомирское вик-ство было преобразовано в самостоятельную Волынскую и Житомирскую епархию. М. е. стала именоваться «Минская и Литовская», тогда же архиепископ Минский утратил звание коадъютора Киевской митрополии.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Живая связь не прервалась. - Ваше Преосвященство, многие противники прославления царственных мучеников использовали в числе других еще и тот аргумент, что якобы такое прославление может быть как-то неоднозначно воспринято православными на Украине. Что Вы можете сказать по этому поводу? - В ответ хочу рассказать, как тысячи и десятки тысяч обыкновенных верующих Винницкой области, на территории которой расположена наша епархия, простых украинских селян, людей, живущих в условиях однозначно враждебного к самому имени царственных мучеников информационного окружения каялись, многие - коленопреклоненно, за себя и своих предков, в грехах богоотступничества и цареубийства перед пребывавшим у нас образом Царя-Мученика. Документом о пребывании у нас этой иконы и происходивших при этом чудотворениях стал рапорт духовенства Тульчинской епархии Святейшему Патриарху и Архиерейскому Собору, подписанный также и мною, как епархиальным архиереем. Икона побывала во всех 16 наших благочиниях, причем постоянно ощущалось благоухание, и временами источалось миро. В нашем распоряжении имеются документированные свидетельства очевидцев о случаях чудесных исцелений у иконы. Само прибытие чудотворного образа Царя-Мученика стало крупнейшим событием в жизни епархии. Приведу выдержки из рапорта на мое имя, поданного благочинным Тростянецкого округа протоиереем Сергием Малиновским: " ... площадь перед храмом была заполнена народом... так как все желающие не смогли зайти в церковное помещение, молебен с акафистом был отслужен на открытом воздухе... ... икона находилась в храме пол дня при большом стечении народа, постоянно идущем поклониться святыне... " , и так далее. Вот цитаты из заключительной части рапорта: " (...)Наблюдалось глубокое понимание и осознание святости Царя Мученика (...)Нельзя не отметить духовный подъем и благоговейное отношение к Царю-Мученику со стороны верующих людей. Повсюду в храмы приходило огромное множество народа. Отрадно было видеть, как просыпаются от духовной летаргии люди, в сознании которых в течение долгих лет вбивалось столько лжи и грязи, относительно личности последнего Российского императора. Не будет преувеличением сказать, что люди чувствуют и понимают святость Царя-Мученика " . Такие свидетельства говорят сами за себя. с епископом Тульчинским и Брацлавским Ипполитом беседовал Кирилл Фролов

http://pravoslavie.ru/guest/ippolit.htm

Значительную часть усадьбы занимал сад. В 1749 г. Троицкая ц. была восстановлена: на месте минарета, разобранного вскоре после 1699 г., над притвором сооружена башня-колокольня с барочным шатровым завершением, увенчанным главкой. Новая колокольня была несколько ниже «дотурецкой», имела упрощенный декор фасадов в стиле провинциального барокко и завершение в виде сферического купола со шпилем. К югу от церкви еще с XVII в. стоял каменный «Владычный» дом с подвалом ( Сецинский. Ист. сведения о приходах и церквах. 1895. С. 31). Он образовал центральный ризалит возведенного в 40-х гг. XVIII в. восточнее церкви 2-этажного корпуса келий длиной ок. 30 м, расположенного с отступом от Зарванской ул. Архитектура здания с односторонним рядом помещений вдоль длинного коридора была предельно простой: крыльцо, 3 широких контрфорса на зап. фасаде и центральный ризалит на восточном придавали ему архаичный вид. Второй длинный дом был построен вдоль Троицкой ул. (эти здания, а также церковь с перестройками нач. XIX в. зафиксированы на чертеже 1835 г.). В 1750 г. решением Польского сейма в подчинение К. м. были переданы все василианские мон-ри Подольского воеводства. С 1759 г. при обители существовала школа богословия. До 1781 г. монастырский Троицкий храм одновременно являлся кафедральным собором, но с 1781 г. такой статус получил храм св. Иоанна Крестителя. В 1781 г. к К. м. был приписан ставший униатским бакотский Михайловский муж. мон-рь с имениями (Бакота, Дурняковцы и Студеница). Униат. Троицкий мон-рь просуществовал до кон. XVIII в. По высочайшему указу от 12 апр. 1795 г. в Каменецкой обл. учреждалась Брацлавская и Подольская епархия. Тем же указом в епархии основывались муж. и жен. обители «из лучших униатских монастырей». В нояб. того же года униат. Троицкий мон-рь был обращен в православный. Из каменецких василиан в обители остался только один мон. Иосиф Банульский, впосл. перешедший в Каменец-Подольский мон-рь «кармелитов босых». В 1805 г. Каменец-Подольский городской суд пересмотрел дело о выселении василиан из мон-ря, признал пребывание в нем правосл.

http://pravenc.ru/text/1470093.html

Часть Переяславско-Бориспольской епархии находилась в пределах Речи Посполитой, поэтому в 1761 г. Переяславский еп. Гервасий (Линцевский) назначил игум. Мелхиседека (Значко-Яворского) «правителем» всех заграничных церквей и мон-рей («правителем духовных дел польской Украйны»). Епископ и его наместник боролись с унией. В 1768 г. они были обвинены в содействии восстанию гайдамаков на Правобережной Украине. Указом имп. Екатерины II Алексеевны от 29 сент. 1768 г. еп. Гервасий был переселен из Переяслава в Киев, где жил на епархиальном подворье. В 1771 г. Переяславско-Бориспольской епархии принадлежали Ирдынско-Виноградский Успенский, Матронинский Троицкий, Корсунский Онуфриевский, богуславский Николаевский, ржищевский Преображенский, Лысянский Троицкий и Маньковский Преображенский мон-ри. Последние 3 мон-ря до 1774 г. стали униатскими. Осенью 1771 г. подольские священники Симеон Маценко-Переровский и Михаил Гуранда посетили С.-Петербург, где просили об оказании помощи православным в Речи Посполитой. 7 нояб. 1771 г. имп. Екатерина II издала рескрипт ген.-губернатору Малороссии гр. П. А. Румянцеву о покровительстве православным Киевщины и Подолии. Синодальным указом от 15 янв. 1772 г. Переяславско-Бориспольскому еп. Иову (Базилевичу) было предписано управлять православными в Киевском и Брацлавском воеводствах в Польше. В нач. 1785 г. между Россией и Речью Посполитой было достигнуто соглашение о восстановлении в пределах Речи Посполитой правосл. епископской кафедры в юрисдикции РПЦ, во главе которой указом имп. Екатерины II от 27 марта 1785 г. был поставлен Виктор (Садковский) . Его хиротония во епископа Переяславского и Бориспольского состоялась 9 июня в киевском Софийском соборе. Самостоятельная Переяславско-Бориспольская епархия была преобразована в «Переяславское коадъюторство с консисторией в Слуцке», местом пребывания еп. Виктора являлся слуцкий во имя Святой Троицы монастырь . Территория П. в. занимала почти всю Правобережную Украину и часть Белоруссии, вик-ство имело 323 храма, клир состоял из 365 священно- и церковнослужителей.

http://pravenc.ru/text/2580016.html

языка в офиц. делопроизводстве. На этом настояли подольский воевода кн. Роман Сангушко и староста брацлавский и винницкий кн. Богуш Корецкий. Центром воеводства первоначально был Брацлав, после 1598 г., когда Брацлав был разорен татарами, центр переместился в Винницу. С 1545 г. в Брацлаве, позже и в др. городах Подолья упоминается особое городское сословие - казаки. Население Брацлавщины участвовало в освободительных восстаниях против польск. господства. В 1648 г. на освобожденной от польск. власти Брацлавщине была создана адм. единица - Брацлавский полк, казаки к-рого принимали участие в восстании Б. М. Хмельницкого . После заключения Россией и Речью Посполитой Андрусовского перемирия в 1667 г. Брацлавщина, как и вся Правобережная Украина, отошла Польше, антипольск. восстания здесь не утихали. В 1712 г. Брацлавский полк был упразднен, казаки переселены на Левобережную Украину. В восстановленную в окт. 1539 г. правосл. Галицкую, Львовскую и Каменец-Подольскую епархию вошло зап. Подолье с центром в Каменце, вост. часть с центром в Брацлаве осталась в составе Киевской митрополичьей епархии. В 1593 г. московский купец Т. Коробейников , возвращаясь из паломничества на Ближ. Восток, по поручению царя передал значительные денежные пожертвования правосл. храмам Каменца: Троицкому, Преображенскому, Христорождественскому, Михайловскому, Онуфриевскому и Петропавловскому. В 1596 г. наместник правосл. Каменецкой протопопии Климент остался верен своему архиерею - Галичскому еп. Гедеону (Балабану) и отказался принять унию (см. Брестская уния ), в то время как управляющий приходами вост. Подолья наместник Брацлавской протопопии Богдан Годкинский склонялся к униатству, несмотря на то что присутствовавшие на Брестском Соборе в 1596 г. делегаты от шляхты Брацлавщины (князья Друцкий-Горский и Дашкевич) выступили против унии. В 1597 г., получив от К-польского патриарха звание экзарха Киевской митрополии, еп. Гедеон (Балабан) вступил в управление приходами вост. Подолья. Основным центром антиуниат.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

9 мая 1836 года Святейший Синод обратился к Государю Императору Николаю Павловичу с докладом, в котором указал, что архиерей Подольской епархии нуждается в помощи викарного епископа вследствие большого количества церквей, которых, кстати, было 1512, многочисленности учеников духовных училищ и, в общем, множества дел, связанных с управлением епархией. Ответ был положительным. Новоназначенный викарный епископ получил титул Винницкого, а местопребыванием его стал Шаргородский Николаевский монастырь. В 1919 году центр Подольской губернии из Каменца-Подольского был перемещен в Винницу. Винницкая епархия, как самостоятельная, была основана 7 сентября 1933 г. И первым архиереем на Винницкой кафедре был священномученик Александр (Петровский). В 1934 г. он был членом Временного Патриаршего Священного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергии (Страгородском). Конец 80-х - начало 90-х лет ознаменовались активным ростом количества приходов в епархии. В 1988 г. Винницкая епархия активно участвовала в общецерковных торжествах по случаю 1000-летия Крещения Руси. В 1990 г. Церкви был возвращен Спасо-Преображенский храм, который снова стал кафедральным собором Винницких архиереев. Восстановление церковной жизни после распада СССР и до этого времени связано с именами митрополитов Винницких Агафангела (Саввина) и Макария (Свистуна), а также епископа Пантелеимона (Бащука), викария Винницкой епархии. Число приходов к 1994 г. достигло 561. 4 октября 1994 г. указом Священного Синода УПЦ Винницкая и Брацлавская епархия была разделена на Винницкую и Могилев-Подольскую, с центром в г. Винница, и Тульчинскую и Брацлавскую с центром в г. Тульчин. Могилёв-Подольская епархия образована 5 января 2013 года по решению Священного Синода УПЦ. С 2013 года на территории Винницкой области расположены 3 епархии: Винницкая и Барская епархия, Тульчинская и Брацлавская епархия и Могилёв-Подольская и Шаргородская епархия. Святыни Винницкой области [ править править код ] Монастыри Винницкой области [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Винницкая_обла...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010