1387 По «Реестру» 20 ноября 1800 года Подльская епархия имела в своём составе 12 уездов с 1619 приходскими церквами, а именно Балтский уезд со 195 церквами, Брацлвский – 120, Винницкий – 125, Гайсинский – 126, Каменец-Подольский – 156, Летичевский – 127, Литинский – 142, Могилёвский – 110, Ольгопольский – 105, Проскуровский – 130, Ушицкий – 140 и Ямпольский – 143. АМДК., 874, лл. 263 276. – См. ПЕВ., 1873 г., 331332, «Учреждение духовных правлений в Брацлавской епархии. Выбор духовенством членов для присутствования в правлениях и утверждение их в сих должностях. Приобретение домов для правлений. Средства к содержанию их», П. Троицкого (стр. 313336). Здесь в составе Подольской епархии показано в 1798 г. 1621 церковь . 1388 АСС., 1795 г., 35, л. 253. – Так поздно потому, что указ замедлился в Киеве, у митрополита, через которого преосвященный Виктор обыкновенно получал указы. Митрополит при постоянных переездах преосвященного Виктора не знал его адреса. – АСС., 1794 г., 265, л. 264. – АМДК., 794. 1392 Из Винницы последний рапорт св. синоду помечен 21 августа. АСС., 1794 г., 265, лл. 312. 318. 344. 377. – АСС., 1795 г., 35, л. 515. АМДК., 879, л. 2. – «Письма», 1398 Вот этот список: 1) Бобруйская округа: благочинный – Речицкий священник Иосиф Кричевский, помощник – Глусский священник Феодор Мицкевич; 2) Борисовская: благочинный – Старобинский священник Гавриил Боборека, помощник – Загальский (Петроковской протопопии) священник Григорий Смолич; 3) Вилейская: благочинный – Тальский (Слуцкой протопопии) священник Филипп Крониковский, помощник – Осовецкий (Слуцкой протопопии) священник Пётр Бирюкович; 4) Давидгородская: благочинный – Давидгородский священник протоиеерей Григорий Рославский, помощник – Давидгородский священник Евфимий Сенкевич; 5) Дисненская благочинный – настоятель Дисненского монастыря иеромонах Михаил, помощники – священники: Песочинский (Слуцкой протопопии) Симеон Соловьевич, Прусский – Андрей Зеленский, Лининский – Мартин Шолкович, 6) Докшицкая: благочинный – священник Слуцкой Михайловской церкви Симеон Барановский, помощник – священник Слуцкой Варваринской церкви Самуил Козюлич; 7) Игуменская: благочинный – Туровский протоиерей Пётр Загоровский, помощник Туровский Ильинской церкви Григорий Приневский; 8) Минская: благочинный – настоятель Миноского Петропавловского монастыря иеромонах Иаким, помощник – Уречский священник Михаил Плышевский; 9) Мозырская: благочинный – Мозырский священник Пётр Микевич, помощник – Мозырский священник Венедикт Дембицкий; 10) Пинская: благочинный Пинского Богоявленского монастыря иеромонах Гавриил, помощник – Туровской Михайловской церкви Григорий Лойко; 11) Полтавская: благочинный – Старицкий (Слуцкой протопопии) священник Василий Страхович, помощник – Погостский (Слуцкой протопопии) священник Иоанн Барановский; 12) Слуцкая: благочинный – Слуцкий протоиерей Иоанн Белозор, помощники священники Слуцкой Георгиевской церкви Сампсон Соловьевич, Житинский Иоанн Соловьевич и Завшицкий Иоанн Прорвич.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

1775 г. Фотография. 2008 г. Церковь вмц. Параскевы Пятницы в Могилёве-Подольском Винницкой обл. 1775 г. Фотография. 2008 г. В 1777-1778 и 1780-1781 гг. в Подолье действовал странствующий правосл. архиерей - Призренский митр. Евсевий, прибывший из Ясской епархии. В 1777-1778 гг. он служил в правосл. греч. храме в Могилёве-Подольском, затем жил в Киеве и Варшаве. В июне 1780 г. он прибыл в Могилёв-Подольский с королевской грамотой, по к-рой ему было разрешено окормлять православных в Брацлавском и Подольском воеводствах. Король предоставил митр. Евсевию такие полномочия, чтобы православные в Речи Посполитой не зависели от рус. подданного - Переяславского еп. Иова (Базилевича). Митр. Евсевий устроил в частном доме в Немирове храм, совершил множество священнических хиротоний, его поддержали немировский протопоп Василий Скаржицкий и чечельницкий протопоп Лука Романовский. Униат. официал Брацлавского воеводства Иоанн Любинский потребовал выдворения митр. Евсевия из Речи Посполитой, в апр. 1781 г. рус. посол в Варшаве также добивался высылки митр. Евсевия, поскольку тот служил без разрешения священноначалия Русской Церкви. Весной 1781 г. митр. Евсевий уехал в Сучаву. В нач. 1785 г. между Россией и Польшей было достигнуто соглашение о восстановлении в пределах Речи Посполитой правосл. Переяславской и Бориспольской кафедры в юрисдикции Русской Церкви, во главе к-рой указом имп. Екатерины II от 27 марта 1785 г. был поставлен Виктор (Садковский) , архим. слуцкого во имя Св. Троицы монастыря (с нояб. 1783 наместник Киевской митрополии в Польше). Хиротония состоялась 9 июня, одновременно еп. Виктор стал коадъютором Киевского митрополита. Резиденцией архиерея являлся слуцкий Свято-Троицкий мон-рь. Территория Переяславской епархии занимала почти всю Правобережную Украину и часть Белоруссии, в Подолье в ведении еп. Виктора к началу его архиерейского служения состояли 8 номинально существовавших протопопий: Уманская (прот. Иоанн Зеленкевич), Винницкая (прот. Илия Голоскевич), Литинско-Браиловская (прот.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

22 октября 1918 года архимандрит Амвросий был хиротонисан во епископа Винницкого, викария Каменец–Подольской епархии. В 1922 году он был перемещен на кафедру Каменец–Подольскую и Брацлавскую, но здесь ему пришлось служить недолго. После окончания гражданской войны на Украине и образования обновленчества советские власти повели беспощадную борьбу с Православной Церковью. Обновленческий архиепископ Каменец–Подольской епархии Пимен (Пегов) предложил епископу Амвросию вступить в обновленческую организацию. Святитель отказался, о чем обновленцы сообщили в ОГПУ, и епископ был арестован. Его обвинили в том, что он будто бы укрывал бывших офицеров царской армии через рукоположение их в сан священника. Обвинение не соответствовало действительности, так как люди, о которых шла речь, давно уволились с военной службы и служили учителями. Избрав в советских условиях крестный путь священнослужителя, они выдержали экзамен для принятия сана и были рукоположены епископом Амвросием. В 1923 году епископ Амвросий был выслан за пределы Украины и поселился в Москве. После высылки православного архиерея КаменецПодольская епархия, при поддержке советских властей, была совершенно разгромлена обновленцами: в Виннице, например, не осталось ни одного православного храма. В 1923 году обновленцы вступили в переговоры с Русской Православной Церковью об условиях объединения. Их основным условием было отстранение Патриарха Тихона от управления Церковью и удаление его на покой. В конце сентября 1923 года в Донском монастыре состоялось собрание двадцати семи архиереев, на котором обсуждались вопросы, связанные с примирением с обновленцами. Доклады делали архиепископы Серафим (Александров), Иларион (Троицкий) и Тихон (Оболенский). Первым докладывал архиепископ Серафим:«Богомудрые архипастыри, мы только что сейчас в качестве трех уполномоченных Святейшим Патриархом Тихоном лиц были у высокопреосвященнейшего митрополита Евдокима, где около двух часов беседовали с ним обстоятельно по вопросу о ликвидации нашего церковного разделения. Высокопреосвященнейший митрополит Евдоким предложил нам обсудить три вопроса по этому делу безотлагательно… Это — согласны ли мы на примирение с ним. Если мы согласны, то надо завести сношения и начать совместную подготовительную работу к предстоящему Поместному Собору. В этом случае Поместный Собор открывает Святейший Патриарх Тихон. На этом Соборе Патриарх Тихон должен отказаться от управления Церковью и уйти на покой. Если мы согласны будем провести это в жизнь, то Высокопреосвященнейший Евдоким дал нам обещание, что Патриарх Тихон будет на Соборе восстановлен в сущем сане».

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

22. Ровенская и Острожская… 23. Сарненская и Полесская… 24. Симферопольская и Крымская 25. Сумская и Ахтырская. 26. Тернопольская и Кременецкая 27. Тульчинская и Брацлавская 28. Харьковская и Богодуховская 29. Херсонская и Таврическая. 30. Хмельницкая и Шепетовская (до 1993 г. – Хмельницкая и Каменец-Погдольская)… 31. Хустская и Виноградовская 32. Черкасская и Каневская 33. Черниговская и Нежинская 34. Черновицкая и Буковинская 23. 416–3 Белорусский Экзархат 1. Брестская и Кобринская 2. Витебская и Оршанская 3. Гомельская и Жлобинская (до 1992 г. – Гомельская и Мозырская) 4. Гродненская и Волковысская 5. Минская и Слуцкая (до 1992 г. – Минская и Гродненская; до 1989г. – Минская и Белорусская). 6. Могилевская и Мстиславская 7. Новогрудская и Лидская 8. Пинская и Лунинецкая (до 1990 г. – Пинская и Брестская). 9. Полоцкая и Глубокская (до 1992 г. – Полоцкая и Витебская) 10. Туровская и Мозырская 23.416–4 Православная Церковь в Казахстане 1. Асанайская и Алма-Атинская (до 1999 г. – Алма-Атинская и Семипалатинская; до 1991 г. – Алма-Атинская и Казахстанская). 2. Уральская Гурьевская 3. Чимкентская и Акмоленская 23. 416–5 Православная Церковь в Латвии 1. Рижская 23. 416–6 Православная Церковь в Литве 1. Виленская и Литовская 23. 416–7 Православная Церковь в Молдове. 1. Единецкая и Бричанская 2. Кагульская и Каушанская… 3. Кишеневская 4. Тираспольская и Дубоссарская 23. 416–8 Эстонская Апостольская Православная Церковь . 1. Таллинская 23. 416–9 Православная Церковь на территории Узбекистана, Киргизстана, Таджикистана и Туркменистана. 1. Ташкентская и Среднеазиатская 23. 417 Из жизни зарубежных учреждений Московского Патриархата 1. Западноевропейский Экзархат (до 1990 г. ) (Англия, Бельгия, Италия, Нидерланды, Франция, Швейцария)… 2. Среднеевропейский Экзархат (до 1990 г. ) (Австрия, ГДР, Западный Берлин, ФРГ) 3. Экзархат Центральной и Южной Америки (до 1990 г. ) 4. Православная Церковь в Австрии (до 1990 г. в составе Среднеевропейского Экзархата) а) Венская и Будапештская епархия (до 2000г. – Венская и Австрийская)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

26 См. драгоценные по истории унии и вообще западнорусского края сочинения достоуважаемого профессора СПб. духовной академии М. О. Кояловича: «Литовская церковная уния», том. 1 и 2, изд. 1859 и 1862 г.; «История воссоединения западнорусских униатов старых времён» (т. е. до 1800 г.), изд. 1873 г.; «Чтения по истории западной России», изд. 4, 1884 г. 27 Указ этот читается так: «Попечения Наши о распространении благочестия в пределах Империи Нашей с Божьею помощию толикий успех имели, что более миллиона из народа Российского, под обладанием польским бывшего, оставив заблуждения, к истинной матери их православной Восточной греко-российской церкви добровольно соединились, да и нет сомнения, что и прочие, им единоплеменные, таковому же спасительному примеру последовать будут. При сем расширении православия и потому умножении благочестивых церквей, – для лучшего управления дел духовных, Минскому архиепископу, которому отныне именоваться Минским и Волынским, по обширности его паствы. Мы в пособие определяем одного викария под названием епископа Житомирского с жалованьем и прочим содержанием как на особу его, так и на дом архиерейский с певчими и консисториею противу епархии третьего класса». 28 Тогда же и по тем же побуждениям учреждена была самостоятельная Подольская епархия в штате второго класса, тоже входившая, под именем Брацлавской, до этого времени в состав Минской епархии. 29 Наместничество это учреждено в 1795 году. До присоединения Волыни к России, земли, обнимаемые ныне Волынскою губернией, составляли следующие воеводства: Волынское – округи Луцкий, Кременский и Полесье, Владимирское – округи Владимирский, Дубенский и Ковельский, и отчасти Киевское, в состав которого входила вся крайняя восточная часть нынешней Волынской губернии, вправо от р. Случи, обнимающая уезды Овручский, Житомирский и входивший прежде в состав Волынской губернии нынешний Бердичевский (Бердичев только в 1845 году получил городские права и сделался уездным городом Киевской губернии, а раньше он был местечком Волынской губернии), а также части Новоград-Волынского и Ровенского уездов. В 1796 году, по смерти Екатерины Великой, Император Павел I, изменяя штаты, переименовал Изяславское (от г. Заславля или Изяславля) наместничество в Волынскую губернию и, сократив число уездов, приспособил их более к границам древнего Волынского княжества. По этому новому разделению Волынская губерния составилась из 12 городов с их уездами – из 7 казённых – Житомира, Луцка, Овруча, Кременца, Ковля и Новоград-Волынская, и из 5 владельческих – Дубна и Ровна князей Любомирских, Заславля князя Сангушко, Острога князя Яблоновского и Староконстантинова – Ржевуского. Тогда же последовало изменения прежнего герба Волыни: вместо одноглавого, установлен двуглавый орёл, в середине которого сохранен древний Волынский герб – белый крест на красном поле. Первым Волынским губернатором назначен был граф Василий Сергеевич Шереметьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

67 Не дожидаясь формального подтверждения полученного от губернатора известия, митрополит Иерофей дает немедленно приказ на имя Киевской духовной дикастерии о немедленном сношении с консисториями тех епархий, от которых имеют отойти к Киевской те или другие уезды. В силу этого приказа, дикастерия должна была требовать, чтобы Брацлавская консистория, за отъездом своего преосвященного (Иоанникия) в Москву, сама от себе, а Екатеринославская и Житомирская – с доклада своим епархиальным архиереям, тотчас же учинили предварительные предписании тем духовным правлениям или благочинным, которые находились в имеющих отойти к Киевской епархии уездах. По этим предписаниям, духовные правления и благочинные должны были заблаговременно: 1) привести в надлежащий, строго соответствующий указной форме, порядок все ревизские сказки о священно и церковно-служителях и их детях, 2) «со всякою исправностью «сочинить следующие ведомости: а) сколько к какому приходу принадлежит слобод и деревень, как они называются и как далеко отстоят от приходских церквей; б) сколько в каждом приходе находится, порознь мужеского и женского пола, душ, исповедующих православную веру; с) в каких местах учреждены духовные правления, и кто в них состоит присутствующими. Все эти ведомости по составлении должны содержаться «в такой готовности, чтобы в присылке их в Киевскую дикастерию не встретилось ни остановки, ни затруднения». 68 Нечего и говорить, что эти предварительные мероприятия митрополита Иерофея должны были сопровождаться самыми благими результатами, хотя ему и пришлось преодолеть немалые, встретившиеся на пути, препятствия. 69 27 августа 1797 года последовал, наконец, Высочайший указ, утверждавший доклад Сената об окончательном установлении границ Киевской губернии и об открытии в ней двенадцати уездов. Три известные нам округи, Рожевская, Богуславская и Белоцерковская, вместе с частью Киевского уезда, образовали собою уезды Киевский, Васильковский и Богуславский. 70 Через четыре дня последовал и другой Высочайший указ, по которому Киевская епархия входила в границы губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Lublin, 1982. T. 29. N 1. S. 41-63; idem. Organizacja diecezji kamienieckiej do 1795 r.//Ibid. 1983. T. 30. N 4. S. 61-284; Litak S. Kosciól laciski w Polsce okolo 1772 r. Rzym; Lublin, 1991; Зihчehko А. Л. Блarobicmя haцiohaльhoro духу: Украïнська церква на Noдiллi в 1-й mpemuhi ХХ ст. К., 1993; он же. Украïнськоï церкви: Митрополит Микола Борецький, Костянтин Кротевич, митрополит Ibah Павловський. К., 2003; Крикун М. Г. Люcmpaцiя Кам " яhця-Noдiльcьkoro 1734 р.//Украïнський apxeorpaфiчhuй щopiчhuk. К., 1993. Т. 2. С. 193-262; Kolodziejczyk D. Podole pod panowaniem tureckim: ejalet Kamieniecki 1672-1699. Warsz., 1994; Лисий А. Нариси icmopiï Noдiльcьkoï (Bihhuцьko-Бpaцлabcьkoï) 1695-1995. Bihhuця, 1995; Pobihcьkuй В., Миханчук О. на Noдiллi: icmopuчhuй нарис. Кам " яheць-Noдiльcьkuй, 1995; Андрусишин Б. Церква в Ykpaïhcьkiй дepжabi: 1917-1920 рр.: (Доба Дupekmopiï УНР). К., 1997; Слободянюк П. Украïнська церква: icmopiя руïни i biдpoджehhя. Хмельницький, 2000; Zródla do dziejów rozgraniczenia diecezji laciskich w Cesarstwie Rosyjskim w polowie 19 wieku. Lublin, 2000. T. 1. Cz. 1; Пламеницька О. А. Xpucmuяhcьki cbяmuhi Кам " янця на Noдiллi. К., 2001; она же. Сакральна apximekmypa Кам " янця на Noдiллi. Кам " яheць-Noдiльcьkuй, 2005; Галамай Е. Н. ГПУ и обновленческая церковь на Подолье: 1922-1926 гг.//ИА. 2002. 6. С. 52-68; Причишин С., свящ. Священноисповедник Амвросий, епископ Каменец-Подольский и Брацлавский//Подольские ЕВ. 2002. 8/9. С. 5; Micihkebuч Л. Peaлiзaцiя державноï noлimuku щодо peлiriï та bipyючux у 20-30 рр. [XX i наукове життя. Кам " яheць-Noдiльcьkuй, 2003. 1/4. С. 94-97; Пащенко В., Киридон А. Бiльшobuцьka держава i православна Церква в Ykpaïhi 1917-1930-ï роки. Полтава, 2004; Rolle A. J. Zameczki podolskie na kresach multanskich: Kamieniec nad Smotryczem. Pozna, 2004r. T. 2. S. 237-242; Зваричук Е. О. Римо-католицька Церква на Noдiллi kih. XVIII - поч. ХХ ст.: Ekohoмiчhuй, cycniльhuй та культурний аспекти: АКД. Чephibцi, 2005; Киридон А. М. Час випробувань: Держава, Церква i cycniльcmbo в paдяhcьkiй Ykpaïhi 1917-1930-х рр.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

Архиепископ Дмитровский, с 1931 года — митрополит Трифон (Туркестанов) (1861–1934). Похоронен в Москве на Немецком (Введенском) кладбище. Интернет-журнал Свято-Данилова монастыря. Воспоминания об архимандрите Серафиме. http://msdm.ru/2013–05-31–13-31–10/arhiv/332–113 Цитируется по: Сайт православной энциклопедии «Древо». Документы. Декрет от 23 января 1918 года. Об отделении церкви от государства и школы от церкви. Церковные ведомости. 1918. 13–14. Акты Святейшего Патриарха Тихона, С. 165. Архивы Кремля. Политбюро и Церковь 1922–1925. — В 2х кн. — М.: РОССПЭН, 1997. — Кн. 1., 345–346. Владимир Дмитриевич Красницкий (10 декабря 1881 — ноябрь 1936) — видный деятель обновленчества, в обновленческой церкви имел сан протопресвитера, сотрудник ЧК, до 1922 года — протоиерей Русской Православной Церкви. Цыпин В. , протоиерей. История Русской православной Церкви (1917–1990). — М.: Изд. дом «Хроника», С. 58–59. Там же, С. 59. Священномученик Серафим (Чичагов) , автор «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря, с 1928 митрополит Ленинградский, расстрелян в 1937 году на Бутовском полигоне. Священномученик Иларион (Троицкий) . богослов, видный церковный деятель, ближайший помощник Патриарха Тихона, противник обновленческого раскола, скончался в заключении в 1929 году. О епископе Амвросии (Полянском) см. на с. 000, примечание 0. Архиепископ Черниговский Пахомий (Кедров) скончался от перенесенных тягот и гонений в 1937 году, прославлен РПЦЗ в лике новомучеников и исповедников. Священномученик Прокопий (Титов), архиепископ Херсонский и Таврический, входил в состав временного Синода при патриархе Тихоне, многократно находился в ссылках с 1925 по 1937 год, был расстрелян в 1937 году. Священномученик Валериан (Рудич), епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии, расстрелян в 1938 году, прославлен УПЦ в лике новомучеников и исповедников Российских. Священноисповедник Амвросий (Полянский), епископ Каменец-Подольский и Брацлавский. По окончании гражданской войны на территории Украины и с возникновением обновленчества, советские власти начали беспощадную борьбу с Православной Церковью. Обновленческий архиепископ Пимен (Пегов) предложил епископу Амвросию вступить в обновленчество, оказывая давление при помощи светских чиновников. В ответ епископ Амвросий и викарный Проскуровский епископ Валериан (Рудич) обвинили Пимена в пособничестве ОГПУ. Владык Амвросия и Валериана арестовали в 1923 году, они оба были высланы за пределы Украины и поселились в Москве. Осиротевшая Каменец-Подольская епархия была совершенно разгромлена обновленцами; в Виннице, например, не осталось ни одного православного храма.

http://azbyka.ru/fiction/my-vse-s-vami-v...

Бершадь в 1773 г. по благословению еп. Иова (Базилевича) был восстановлен православный мон-рь, закрытый не позднее 1744 г. униатами (мон-рь в 1774 был разорен польск. шляхтичами, в 1786 восстановлен, в 1789 вновь разорен, в 1794 вторично начал восстанавливаться). В янв. 1774 г. протопопы из Подолья белоцерковский Василий Зражевский, богуславский Стефан Левандовский и красненский Иоанн Богданович отправились в С.-Петербург, чтобы представить императрице ходатайство протопопов Киевщины и Брацлавщины, к-рые от имени «всего украинского народа» просили принять «польскую Украйну» в состав Российской империи; делегаты также намеревались добиться новых указов для облегчения положения православных в Польше. Поездка не принесла результатов. Более успешной оказалась поездка в Варшаву в марте 1774 г. правосл. делегатов от Киевщины и Подолья винницкого протопопа Илии Голоскевича и чечельницкого протопопа Луки Романовского. Они представили на сейме свое письмо королю с описанием насилий, чинимых униатами над православными. В авг. 1774 г. коронный канцлер А. Млодзеевский издал рескрипт, где подтверждалось право православных на занятые ими приходы, запрещалось гос. чиновникам и войскам вмешиваться в межконфессиональные конфликты, была создана комиссия по решению спорных вопросов. 15 марта 1776 г., после новой поездки в Варшаву протопопов Илии Голоскевича и Луки Романовского, польск. король издал универсал с осуждением преследований православных. Шляхта эти предписания не выполняла. В апр. 1776 г. по Брацлавщине прокатилась волна погромов православных, в к-рых активное участие принимали польск. шляхтичи: униаты убили уманского протопопа Кирилла Зельницкого († 28 апр. 1776), избили протопопа Луку Романовского и брацлавского протопопа Василия Мокрицкого. В апр. 1776 г. делегаты Брацлавщины животовский протопоп Стефан Маценко-Переровский и тетиевский протопоп Иоанн Радзимовский были в С.-Петербурге и ходатайствовали перед Синодом о помощи, но безуспешно; также не принесли результата и последующие поездки в рус.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

было преобразовано в самостоятельную епархию. В том же году Холмогорская епархия была переименована в Архангельскую. Несколько новых кафедр открылось при императрице Елизавете, прежде всего — Петербургская (1742). В 1742 же году по предложению членов Святейшего Синода Амвросия Юшкевича и Арсения Мацеевича была восстановлена Московская епархия  . При Екатерине II по штатам 1764 г. все епархии были разделены на три степени  , причем к первой степени относились 3, ко второй — 8 и к третьей — 15 епархий. В составе Московской епархии штаты предусматривали создание Севского викариатства, которое, просуществовав до 1787/1788 г., стало затем самостоятельной епархией с центром в Орле. К 1764 г. в империи насчитывалось 29 епархий, включая сюда и три малороссийских (Киевскую, Черниговскую и Переяславль–Бориспольскую)  . При Екатерине II было основано еще 9 епархий. Разделы Польши привели к присоединению в 1772 г. Могилевской епархии, а в 1795 г. — Брацлавской, Подольской и Минской (последняя до 1799 г. представляла собой викариатство Киевской епархии)  . Дальнейшие преобразования системы епархий имели место при Павле I, так что в конце столетия в империи было уже 36 епархий. В царствование Александра I собственно в России была открыта только одна епархия — Кишиневская в Бессарабии (1813). Грузинский экзархат, имевший при вхождении в состав Российской империи 11 епархий и 4 викариатства, получил новую организацию (1811)  . Император Николай I проявлял живой интерес к учреждению новых епархий и часто выступал в этом вопросе с личной инициативой. При нем было образовано 13 епархий и 12 викариатств  . Эта тенденция сохранялась и во 2–й половине века. В 1867 г. деление епархий по степеням было отменено. Епархии Петербургская, Московская и Киевская по–прежнему управлялись митрополитами, тогда как архиепископский сан потерял связь с определенными кафедрами, превратившись в знак отличия. В 1867 г. были установлены новые штаты  . После долгих обсуждений, в ходе которых сыграло роль и высказанное в свое время положительное мнение по этому вопросу митрополита Филарета Дроздова, в 1870 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010