Только в 1793 году, когда часть Подолья восточнее реки Збруч отошла к Российской империи, здесь начала возраждаться православная иерархия и церковная жизнь. Для Западной Украины и Белоруссии была учреждена Минская епархия. Массовое возвращение населения в Православие из зачастую насильственно внедренного униатства быстро увеличивало местную паству. Вскоре была образована Брацлавская и Подольская губернии а в их пределах 12 апреля 1795 года - самостоятельная второкласская Брацлавская епархия в которую вошла и территория теперешней Хмельницкой. Высочайшим указом от 16 октября 1799 года утвердившим синодальный доклад, Брацлавская епархия получила наименование Подольской, а ее границы были приведены в соответствие с губернскими. Хотя архиерей нашел более подходящим временно расположиться в Шаргороде, кафедрой новой епархии стал Каменец-Подольский. Церковная жизнь быстро восстанавливалсь, в 1832 году в епархии начали издаваться " Подольские епархиальные ведомости " , а к началу XX века по уровню народного образования Подольская епархия занимала одно из первых мест во всей империи. Гонения, массовые разрушения и закрытия церквей, казни духовенства и мирян, сопровождали установление атеистического режима в Подолье как и в других землях вошедших в СССР. В 1920 году были закрыты Подольская духовная семинария и епархиальное управление, в Каменце-Подольском были разрушены два величественных собора — Александро-Невский и Казанский. В 1920-30-х годах впервые назначаются епископы с кафедрой в Проскурове (ныне Хмельницком), как викарии Подольской епархии. В 1945 году кафедра Подольской епархии была перенесена в город Проскуров, переименованный в 1954 году в Хмельницкий. В этой связи в том же году кафедра была переименована в Хмельницкую. В 1950–60-е годы храмы облагаются громадными налогами, а священники лишаются практически всех гражданских прав. Запрещались ремонты храмов, крестные ходы и похороны по православному чину. В 1964 году из 452 храмов епархии действующими остались только 139, были закрыты кафедральный собор в Хмельницке, Городищенский, Головчинецкий и Сатановский монастыри. С этого года Хмельницкая кафедра вдовствует, а епархией управляют Винницкие владыки. В городе Хмельницком осталась лишь одна маленькая Свято-Покровская церковь.

http://azbyka.ru/palomnik/Хмельницкая_об...

Вознесенским наместничеством по воле имп. Павла I было переименовано в Новороссийскую губ., из Екатеринославской епархии были изъяты нек-рые города, в частности Полтава, и переданы Киевской и Черниговской епархиям. В 1802 г. Новороссийская губ. была разделена на Екатеринославскую, Николаевскую (переименованную 15 мая 1803 в Херсонскую) и Таврическую губернии, территории к-рых составляли Екатеринославскую епархию (изменение адм. деления отразилось в титуле архиерея - «Екатеринославский, Херсонский и Таврический»). Впосл. территория епархии сокращалась. В 1795 г. ее часть была передана новоучрежденной Подольской и Брацлавской кафедре (см. Каменец-Подольская и Городокская епархия ), в 1799 г.- Слободско-Украинской епархии (см. Харьковская и Богодуховская епархия ), в 1803 г.- Полтавской епархии (см. Полтавская и Кременчугская епархия ), в 1813 г.- Кишинёвской епархии (см. Кишинёвская и всея Молдавии епархия ). В нач. ХХ в. территория епархии ограничивалась Екатеринославской губ. и частично Ростовским и Таганрогским округами из области Войска Донского. В результате изменения территориально-адм. деления Украины в 1923-1925 гг. в Екатеринославскую епархию вошли территории 7 округов УССР: Екатеринославского, Криворожского, Павлоградского, Запорожского (с центром в Запорожье, до 1921 город назывался Александровск), Артёмовского (с центром в Артёмовске, до 1924 - Бахмут), Луганского, Мариупольского. В 1932 г., после упразднения окружного деления, Украина была разделена на области, границы Днепропетровской епархии совпали с границами Днепропетровской обл., территория к-рой уменьшилась по сравнению с Екатеринославской губ. (новообразованной Донецкой обл. отошли бывш. Артёмовский, Луганский, Сталинский, Старобешевский и Мариупольский округа). В нач. 1939 г. из Днепропетровской обл. была выделена Запорожская обл. с центром в Запорожье, последняя в церковном отношении входила в Днепропетровскую епархию до 1992 г., когда была образована Запорожская и Мелитопольская епархия . В 1996 г.

http://pravenc.ru/text/178625.html

и перевода существовавших епархий на штаты процесс учреждения новых епархий несколько ускорился. Рост числа епархий за два столетия иллюстрирует следующая таблица: 1700 г. – 22 епархии 1764 – 29 (из них 3 малороссийских[ ] ) 1799 – 36 1825 – 40 (из них 4 в составе Грузинского экзархата) 1855 – 55 1900 – 65 (из них 1 на территории США) 1917 – 68 После ссылки епископа Игнатия в 1700 г. Петр I повелел передать Тамбовскую епархию в ведение Рязанского епископа, а в следующем году подчинил ее управлению Синодальной области. В 1700 г. по распоряжению царя была основана епархия в только что завоеванном Азове, которая просуществовала всего год. Кроме того, в 1707 г. Петр повелел создать Иркутское викариатство при Тобольской епархии, а еще ранее, в 1700 г., викарий появился и в Переяславле, в качестве коадъютора Киевского митрополита 849 ; это последнее викариатство в 1731 г. было преобразовано в самостоятельную епархию. В том же году Холмогорская епархия была переименована в Архангельскую. Несколько новых кафедр открылось при императрице Елизавете, прежде всего – Петербургская (1742). В 1742 же году по предложению членов Святейшего Синода Амвросия Юшкевича и Арсения Мацеевича была восстановлена Московская епархия 850 . При Екатерине II по штатам 1764 г. все епархии были разделены на три степени 851 , причем к первой степени относились 3, ко второй – 8 и к третьей – 15 епархий. В составе Московской епархии штаты предусматривали создание Севского викариатства, которое, просуществовав до 17871788 г., стало затем самостоятельной епархией с центром в Орле. К 1764 г. в империи насчитывалось 29 епархий, включая сюда и три малороссийских (Киевскую, Черниговскую и Переяславль-Бориспольскую) 852 . При Екатерине II было основано еще 9 епархий. Разделы Польши привели к присоединению в 1772 г. Могилевской епархии, а в 1795 г. – Брацлавской, Подольской и Минской (последняя до 1799 г. представляла собой викариатство Киевской епархии) 853 . Дальнейшие преобразования системы епархий имели место при Павле I, так что в конце столетия в империи было уже 36 епархий.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

Рост числа епархий за два столетия иллюстрирует следующая таблица: 1700 г. — 22 епархии 1764 — 29 (из них 3 ) 1799 — 36 1825 — 40 (из них 4 в составе Грузинского экзархата) 1855 — 55 1900 — 65 (из них 1 на территории США) 1917 — 68 После ссылки епископа Игнатия в 1700 г. Петр I повелел передать Тамбовскую епархию в ведение Рязанского епископа, а в следующем году подчинил ее управлению Синодальной области. В 1700 г. по распоряжению царя была основана епархия в только что завоеванном Азове, которая просуществовала всего год. Кроме того, в 1707 г. Петр повелел создать Иркутское викариатство при Тобольской епархии, а еще ранее, в 1700 г., викарий появился и в Переяславле, в качестве коадъютора Киевского это последнее викариатство в 1731 г. было преобразовано в самостоятельную епархию. В том же году Холмогорская епархия была переименована в Архангельскую. Несколько новых кафедр открылось при императрице Елизавете, прежде всего — Петербургская (1742). В 1742 же году по предложению членов Святейшего Синода Амвросия Юшкевича и Арсения Мацеевича была восстановлена Московская При Екатерине II по штатам 1764 г. все епархии были разделены на три причем к первой степени относились 3, ко второй — 8 и к третьей — 15 епархий. В составе Московской епархии штаты предусматривали создание Севского викариатства, которое, просуществовав до 1787/1788 г., стало затем самостоятельной епархией с центром в Орле. К 1764 г. в империи насчитывалось 29 епархий, включая сюда и три малороссийских (Киевскую, Черниговскую и При Екатерине II было основано еще 9 епархий. Разделы Польши привели к присоединению в 1772 г. Могилевской епархии, а в 1795 г.— Брацлавской, Подольской и Минской (последняя до 1799 г. представляла собой викариатство Киевской Дальнейшие преобразования системы епархий имели место при Павле I, так что в конце столетия в империи было уже 36 епархий. В царствование Александра I собственно в России была открыта только одна епархия — Кишиневская в Бессарабии (1813). Грузинский экзархат, имевший при вхождении в состав Российской империи 11 епархий и 4 викариатства, получил новую организацию

http://sedmitza.ru/lib/text/439974/

12 июня 1792 г. В. был переведен из Варшавы в Ченстоховскую крепость, 21 июля того же года по ходатайству рус. посла Я. И. Булгакова освобожден, в сентябре полностью оправдан. В марте 1793 г. он прибыл в Слуцк, к тому времени присоединенный к России в результате 2-го раздела Польши. Восстановил деятельность консистории, возобновил учебный процесс в семинарии, к-рая с 13 апр. именовалась Минской, располагаясь в Слуцке. На территориях, присоединенных к России в 1793 г. в результате 2-го раздела Речи Посполитой, была учреждена Минская епархия, выделенная из Переяславско-Бориспольской. Во главе новой епархии 13 апр. 1793 г. был поставлен В. с титулом «архиепископ Минский, Изяславский и Брацлавский» и с сохранением звания коадъютора Киевской митрополии. Мн. приходы новой епархии не имели священников, мон-ри были разорены. В. обратился в Синод с просьбой прислать из соседних епархий - Киевской, Черниговской и Новгород-Северской - иеромонахов и монахов. Просьба была удовлетворена. Большую роль в подготовке правосл. пастырей для храмов епархии играла Минская ДС. При посещении укр. приходов в 1794 г. В. издал грамоту, приглашавшую униатов возвращаться в Православие. За неполных 6 мес. воссоединилось ок. 1,1 млн верующих (к окт. 1794 в Брацлавской и Изяславской губерниях к Православию присоединились 1332 прихода, к марту 1795 их число возросло до 1607). Во время пребывания В. на Украине Минская епархия расширилась за счет территорий, присоединившихся к России в результате 3-го раздела Речи Посполитой (1795) и населенных преимущественно католиками и униатами. 12 апр. 1795 г. вышел указ о выделении из Минской епархии Брацлавской епархии и об учреждении Житомирского вик-ства. В. был дарован титул «архиепископ Минский и Волынский», кафедра из Слуцка переместилась в Минск, в 2 бывш. униатских мон-рях в Минске разместились архиерейский дом и правосл. Петропавловский мон-рь. В Минской губ., где униатская Церковь была хорошо организована в адм. отношении, возвращение униатов в Православие проходило медленнее и в меньших масштабах, чем на Волыни и в Подолье, к кон. 1795 г. процесс воссоединения практически остановился.

http://pravenc.ru/text/158548.html

В кон. 1980-х – нач. 1990-х гг. в епархии значительно увеличилось количество приходов. В 1990 г. Церкви был возвращен Преображенский собор, вновь ставший кафедральным. К 1994 г. количество приходов в Винницкой епархии достигло 561. В связи с этим Священный Синод УПЦ 4 окт. 1994 г. принял решение о разделении Винницкой епархии на Винницкую и Могилёв-Подольскую с центром в Виннице и Тульчинскую и Брацлавскую с центром в городе Тульчине. После отделения Тульчинской в Винницкой епархии в 1997 г. насчитывалось 312 приходов, клир состоял из 174 священнослужителей (166 священников и 8 диаконов). Клирики епархии с сер. 1990-х гг. проводили работу в Вооруженных силах Украины, особенно активно в Виннице и Жмеринке. С 1998 г. священнослужители епархии окормляли заключенных в местах лишения свободы, в Винницкой городской тюрьме 1 действовал храм во имя преподобного Алексия, человека Божия, в колонии в поселке Стрижавка Винницкого района – храм во имя святителя Николая Чудотворца. В Винницкой епархии активно работали общественные православные организации. В 1994 г. было основано братство преподобного Нестора Летописца, в 2000 г. создана областная организация Всеукраинского объединения «Путь православных», в следующем году начала работу городская молодежная организация, которая проводила активную благотворительную деятельность в винницком Доме малютки. Молодежная организация при кафедральном соборе курировала областную психиатрическую больницу, «Диалог-центр» помогал жертвам тоталитарных сект и деструктивных культов. В 2001 г. в Виннице начала работу городская ассоциация православных медиков. Общины городских храмов опекали детские дома, дом престарелых, помогали малоимущим прихожанам. Епархия принимала активное участие в областных и городских социальных благотворительных проектах. В 2002 г. были открыты пастырско-богословские курсы, посещение которых являлось обязательным для священнослужителей епархии. При общине во имя священномученика Владимира (Богоявленского) в Виннице в 2000 г. была создана иконописная школа-мастерская, воспитанники которой проводили занятия по иконописи в детских воскресных школах города. В большинстве приходов епархии начали работать воскресные школы и библиотеки. В 2003 г. было организовано областное и городское педагогическое общество во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия, занимающееся разработкой и внедрением курса «Основы православной культуры» в светских учебных заведениях.На 1 янв. 2004 г. в епархии насчитывалось 403 прихода, 1 женский и 3 мужских монастыря, в клире состояли 254 священнослужителя (240 священников и 14 диаконов), при епархиальном управлении действовали миссионерский, социальный, исторический отделы и пресс-служба.

http://pravenc.ru/text/158694.html

Выделение Луцкой земли в отдельный княжеский удел привело к открытию здесь отдельной епископской кафедры. По мнению Е. Е. Голубинского , поддержанному А. Поппе , Я. Н. Щаповым и др., это произошло до 1240 г., наиболее вероятно в 30-х гг. XIII в., при кн. Данииле Романовиче ( Голубинский. История РЦ. Т. 1. Пол. 1. С. 700; Щапов Я. Н. Гос-во и церковь Древней Руси X-XIII вв. М., 1989. С. 54; Поппэ А. Митрополиты Киевские и всея Руси (988-1305 гг.)// Подскальски Г. Христианство и богословская литература Киевской Руси, 988-1240. М., 19962. С. 467). Впервые Л. е. названа в источниках под 1288 г. Описывая кончину владимиро-волынского кн. Владимира Васильковича, Галицко-Волынская летопись (в составе Ипатьевского свода) сообщает: «В Луцкую епископью да крест велик сребрян позолотисть с Честным Древом» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 926). Каменная кафедральная церковь на территории луцкого Верхнего замка (замок Любарта; в более поздних источниках - ц. во имя ап. Иоанна Богослова), по данным археологических исследований (1984-1986), датируется кон. XII в. (в XIII-XVII вв. подверглась многочисленным перестройкам, просуществовала до кон. XVIII в.). Под 1259 г. Галицко-Волынская летопись сообщает о чудесном спасении Луцка от монг. нападения заступничеством ап. Иоанна Богослова и свт. Николая Чудотворца. В 1326 г. Луцкий еп. Феодосий присутствовал в Москве на похоронах митр. Киевского свт. Петра . В 1328 г. он участвовал в хиротонии Владимирского еп. Афанасия. Под 1331 и 1335 гг. имеются упоминания Луцкого еп. Трифона, под 1393 и 1398 гг.- еп. Иоанна. Под 1397 г. назван еп. Феодор, поставленный свт. Киприаном . Луцкий еп. Савва претендовал на Галицкий митрополичий престол, принимал участие в Соборе 1401 г. в Москве под председательством свт. Киприана, на к-ром был лишен кафедры. Границы Л. е. в XVI-XVII вв. четко не очерчены. Принято считать, что территория епархии совпадала с территорией Луцкого и Кременецкого поветов Волынского воеводства (ныне Ровненская, частично Волынская, Житомирская и Тернопольская области Украины). В этот период епархия граничила на севере с Турово-Пинской епархией (Пинский повет), на востоке - с Киевской епархией (Житомирское староство Киевского воеводства, граница по р. Случь), на юге - с юж. частью Киевской епархии и частично с Львовско-Каменецкой епархией (Брацлавское и Подольское воеводства), на юго-западе и западе - с Львовско-Каменецким, Холмским и Владимирским диоцезами (Львовский, Холмский, Бельский и Владимирский поветы Русского воеводства, граница по рекам Буг, Стырь, Серет, Збруч). Один из крупнейших мон-рей Л. е.- Жидичинская архимандрития ( Жидичинский во имя свт. Николая Чудотворца монастырь ) в 1585-1620 гг. принадлежал Львовско-Каменецким епископам из рода Балабанов, что было предметом многочисленных конфликтов и длительной судебной тяжбы. В XVII в. в пределы Л. е. вмешивались Владимирские униатские епископы.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

22 окт. 1918 г. во епископа Винницкого был хиротонисан ректор Киевской ДС священноисп. архим. Амвросий (Полянский) . Поскольку в 1919 г. центр Подольской губ. из Каменца-Подольского был перемещен в Винницу (в 1925-1930 существовал Винницкий округ), еп. Амвросий в 1922 г. был назначен правящим архиереем Подольской и Брацлавской епархии. В 1923 г. он был выслан за пределы Украины и поселился в Москве. После его отъезда Каменец-Подольская епархия при поддержке советских властей была совершенно разгромлена обновленцами (см. Обновленчество ): в Виннице, напр., не осталось ни одного правосл. храма. В 1924 г. епископ-исповедник подвергся кратковременному аресту, после освобождения в 1925 г. был назначен управляющим Каменец-Подольской епархией, но выехать в нее не успел, т. к. в кон. нояб. того года вновь был арестован в Москве и приговорен к 3 годам ИТЛ. 22 июля 1926 г., после пострижения в монашество с именем Феодосий, во епископа Винницкого был хиротонисан прот. Димитрий Вощанский, с авг. того же года он без права выезда жил в Харькове, в сент. арестован, после освобождения был назначен в мае 1928 г. на Лужское викариатство Ленинградской епархии. В 1928-1931 гг. В. в. управлял живший с 1928 г. в браиловском во имя Св. Троицы мон-ре Бершадский еп. Варлаам (Козуля) . 17 янв. 1931 г. еп. Варлаам был арестован, 17 июля выслан в Карагандинскую обл. Казахстана. 13 мая 1932 г. на Винницкую кафедру получил назначение архиеп. Филарет (Линчевский) , управлявший вик-ством до 1933 г. В февр. 1932 г. была образована Винницкая обл., в следующем году В. в. стало самостоятельной Винницкой епархией . Ист.: 2 ПСЗ. Т. 11. С. 500-501; Опред. к должностям//С.-Петерб. сенатские вед. 1842. 73 (11 сент.); Опред. к должности//Там же. 1847. 14 (18 февр.); А[лександр] А[рхимандрит]. Преосв. Афанасий, бывш. архиеп. Астраханский: (Некролог)//Астраханские ЕВ. 1876. 51; Высочайшее повеление//ЦВед. 1912. 21. С. 230. Лит.: Чистович И. А. История СПбДА. СПб., 1857; Титов Ф. И. Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. К., 1895. Т. 1; Родосский. Словарь студентов СПбДА; Глубоковский Н. Н. Преосв. Евсевий (Орлинский), архиеп. Могилевский, бывш. ректор (1847-1850 гг.) СПбДА//ХЧ. 1909. Окт. С. 1340; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 3. 1. С. 112; Ч. 3. 2. С. 291; Ч. 4. С. 132-133; Ч. 4. 2. С. 343; За Христа пострадавшие. С. 72-73, 183, 210; Дамаскин. Кн. 2. С. 384; Кн. 4. С. 172.

http://pravenc.ru/text/158696.html

В результате деятельности архиеп. Виктора число приходов в М. е. возросло. В 1793-1794 гг. к правосл. Церкви присоединилась приблизительно треть всех действовавших на западнорус. землях униат. общин: в Брацлавской (позже Подольской) губ.- 831 церковь, 14 часовен, мон-рь, 592 тыс. прихожан; в Изяславской (позже Волынской) губ.- 745 церквей, 10 часовен, мон-рь, 416 тыс. прихожан. К нач. июня 1795 г. в Минской губ. к правосл. Церкви присоединились 34 приходских храма, 8 приписных церквей и 5 часовен, ок. 20 тыс. прихожан. К нач. июня 1796 г. число вернувшихся в Православие униатов в Минской губ. удвоилось: воссоединенными считались 82 храма, 12 священников и 65 тыс. прихожан. В 1794-1795 гг. на территории М. е. воссоединилось с правосл. Церковью почти 1,5 млн униатов. Униат. духовенство часто оказывало сопротивление. В июле 1794 г. помощник архиеп. Виктора, первенствующий член Минской духовной консистории и настоятель дятловичского Преображенского монастыря архим. Варлаам (Шишацкий) , жаловался в Киев, что его поездка в г. Бар была сорвана из-за произвола местной шляхты и враждебных действий братии Барского монастыря василиан (ГА Хмельницкой обл. Ф. 315. Оп. 1. Д. 238). В авг. 1794 г. архим. Варлаам снова писал о «возмущениях», спровоцированных униат. духовенством в Подолии. Нередки были случаи (напр., в с. Кутковцы Изяславской губ. в 1795), когда принятого в правосл. Церковь священника назначали на воссоединенный приход, но в то же время ктитор храма, оставшийся в унии, не допускал клирика к службе и требовал возвращения в унию (ГА Житомирской обл. Ф. 1. Оп 1. Д. 2). В Минской губ. результатом гонений польск. властей на Православие стал упадок монашества. На рубеже 1792 и 1793 г., незадолго до присоединения края к России, польскими властями был упразднен Преображенский (по др. данным, Петропавловский) женский мон-рь в Минске, сохранившаяся община переехала в Вильно, где при поддержке Виленской архимандритии смогла организовать небольшой женский скит с храмом Благовещения Богородицы, в 1798 г. община была упразднена. В 1797 г. закрылись слуцкий в честь Преображения Господня и Кейданский Преображенский мон-ри, в которых почти не было братии. Минской консисторией были рекомендованы к закрытию Кронский Троицкий и Евейский Успенский муж. мон-ри (ныне в Литве), в которых имелись настоятели, но не было братии; сначала Синод отказался их закрывать, дал согласие только в 1810 г. Важную роль в возрождении монашества в регионе сыграл настоятель минского Петропавловского мон-ря (с 1800 пинского Богоявленского мон-ря) архим. Лазарь (Терешкевич).

http://pravenc.ru/text/2563280.html

В эти нелегкие годы, были по всей вероятности разорены и упразднены некоторые древние православные преимущественно скальные монастыри и храмы в области Днестра и его притоков. С восстановлением Южно-Русской православной иерархии в 1620 году, иерархическая власть ограничивалась только западной Подолией. Для упорядочения же монашества, все русские монастыри в пределах Польши разделены были в 1623 г. на три округа, с назначением для каждого их них особого " прота " монастырей. Во времена казацких войн Подольские монастыри подвергались частым разорениям и многие тогда же погибли, и больше уже не возобновлялись. Особенно опустошительной, в материальном и духовном смысле, была для Подолья с Брацлавщиной последняя четверть XVII века — время двадцати семилетнего господства здесь турок — ( 1672-1699 гг. ), которая у многих историков получила достойное название – «Руина». В завершение эпохи " Руины " почти все монастыри Подолии и Брацлавщины прекратили свое существование. Следующим этапом Церковной истории на котором появляются новые защитники и исповедники православной веры на Подолье, можно назвать борьбу Православия и Унии на протяжении XVII-XVIII вв. В тот же период истории, а именно с 1762 по 1801 в Подолии , вполне официально, существовал — православный Св. Георгиевский Греческий монастырь находившийся в г. Могилеве-Подольском. В конце XVIII века, в период царствования императрицы Екатерины совершилось воссоединение Подолья, Брацлавщины и Волыни с единоверной и единокровной Россией. С этого времени на Подолье началось возрождение православной церковной жизни. После присоединения Правобережья к России, 13 апреля 1793 г. на территории Минской, Изяславской и Брацлавской губерний была создана новая епархия. 15 мая того же года ее возглавил архиепископ Виктор (Садковский). Вследствие того, что только в одной Брацлавской губернии в 1795 году было тысяча четыреста сорок две церкви, императрица Екатерина II распорядилась основать на Подолье самостоятельную епархию с названием " Брацлавская i Подольская " . Тогда же епископом Брацлавским и Подольским был назначен архимандрит ставропигиального Донского монастыря Иоанникий ( Никифорович-Полонский). Сначала резиденцией нового епископа был г. Шаргород, а со временем - Каменец-Подольский. Владыка основал консисторию и создал 13 духовных правлений. Среди прочих было основано и винницкое, которому были подчинены 143 православных храма. После создания духовных правлений епископ Иоанникий, для удобства в управлении епархией, решил разделить ее на благочиннические округа и ввести особую духовную должность - благочинных, которые должны были осуществлять непосредственное руководство подчиненным духовенством.

http://azbyka.ru/palomnik/Винницкая_обла...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010