Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕГОРОВ Иоанн Федорович (1.08. 1872, с. Подклинье Порховского у. Псковской губ.- кон. 1920/кон. 1921?), прот., духовный писатель, деятель либерально-обновленческого движения в РПЦ. Из мещан. В 1894 г. окончил Рижскую ДС по 1-му разряду, в 1898 г.- СПбДА со степенью кандидата богословия. Во время обучения в СПбДА участвовал в проведении внебогослужебных бесед. 4 авг. 1898 г. был рукоположен во диакона к Иоанно-Предтеченской ц. при Обществе распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. 31 июля 1899 г. назначен законоучителем в Юрьевскую муж. гимназию и в Юрьевскую жен. гимназию им. А. С. Пушкина (Рижская епархия). 29 авг. 1899 г. рукоположен во иерея Рижским и Митавским еп. священноисповедником Агафангелом (Преображенским , впосл. митрополит). 1 авг. 1900 г., согласно собственному прошению и предложению управляющего Рижским учебным окр., перемещен законоучителем в Юрьевскую учительскую семинарию с оставлением места законоучителя в местной жен. гимназии. В 1901-1903 гг. Е. принял участие в работе 3-го и 10-го заседаний Религиозно-философских собраний в С.-Петербурге. 16 авг. 1903 г. С.-Петербургским и Ладожским митр. Антонием (Вадковским) назначен настоятелем ц. св. Александра Невского при Имп. воспитательном об-ве благородных девиц (Смольный ин-т) и законоучителем этого об-ва в С.-Петербурге. В 1905 г. Е. в числе «группы 32-х» священников обращался к митр. Антонию с записками о необходимости реформ в Русской Церкви. С 31 мая 1906 г. член Братства ревнителей церковного обновления, возникшего на основе «группы 32-х», а с 1 дек. 1906 г. секретарь братства. В 1906-1908 гг. сотрудничал с журналами «Век» , «Вопросы религии». 16 окт. 1908 г. назначен настоятелем ц. св. Марии Магдалины при уч-ще лекарских помощниц и фельдшериц (Суворовский просп., 4). С 1908 г. председатель братства Св. Креста при той же церкви. Написал и издал цикл брошюр под общим названием «Братские письма» (СПб., 1909-1910). Одновременно служил священником при городском Рождественском барачном лазарете памяти имп. Марии Александровны и законоучителем жен. гимназии А. П. Никифоровой. 16 июня 1910 г. назначен служить в собор Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка, возглавил детский приют Об-ва вспоможения бедным при соборе. С 1911 г. сотрудничал с ж. «Русский паломник», в к-ром публиковал многочисленные статьи в жанре «религиозно-нравственных размышлений» и проповедей.

http://pravenc.ru/text/189533.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Константин Голубев. Фотография. Нач. ХХ в. Алексеевич Голубев (16.09.1852, с. Барановка Волгского (Вольского) у. Саратовской губ.- сент. 1918, г. Богородск (ныне Ногинск Московской обл.)), сщмч. (пам. 19 сент., 7 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Московских святых), прот. Из семьи псаломщика, отец умер, когда К. было 9 лет. Окончил Вольское ДУ и Саратовскую ДС. Во время учебы решил заняться миссионерством и духовным просвещением. По окончании семинарии вступил в саратовское братство Св. Креста. В сент. 1874 г. Саратовский еп. Тихон (Покровский ; впосл. архиепископ) утвердил К. на должность миссионера братства в родном селе. К. организовал в Барановке церковноприходскую школу, став в ней директором и учителем (преподавал неск. предметов, в т. ч. Закон Божий). Большое значение имела деятельность К. по воссоединению с Православной Церковью старообрядцев, к-рые составляли значительную часть жителей Барановки. Считая причиной распространения раскола и сект недостаточную проповедь православия, К. в воскресные и праздничные дни проводил беседы с прихожанами и старообрядцами в церковной сторожке, нередко спорил с закоренелыми противниками правосл. учения. Большинство старообрядцев поначалу недоверчиво отнеслись к беседам, однако ревностный миссионер не терял надежды, и впосл. многие из них признали правосл. учение. 27 марта 1876 г. К. был назначен еп. Тихоном учителем церковнослав. языка в Вольском ДУ. Помимо преподавательской деятельности продолжил и миссионерскую работу. Беседы, к-рые К. проводил в Вольском ДУ, приобрели широкую известность, привлекая слушателей не только из Вольска (Волгска), но и из др. мест. Он обсуждал вопросы, которые волновали старообрядцев. Впосл. нек-рые статьи на темы бесед, как, напр., о клятвах Собора 1666 и 1667 гг., К. опубликовал в «Саратовских ЕВ». 19 янв. 1879 г. Советом саратовского братства Св. Креста назначен миссионером братства, руководителем бесед и блюстителем противораскольнической б-ки в Вольске. Теперь К. проводил беседы со старообрядцами уже в специально отведенном помещении при вольском Предтеченском соборе, где им была собрана обширная противораскольническая б-ка.

http://pravenc.ru/text/1841996.html

Охранительная деятельность православных братств в последние годы царствования короля Сигизмунда III (1620–1632) Источник В 1620 году, среди великого поста, в г. Киеве остановился в братской гостинице на Подоле достопамятный духовный странник Иерусалимский патриарх Феофан, бывший в Москве и посвятивший там в патриархи государева отца Филарета Никитича; при Феофане находился экзарх патриаршего престола Арсений. Множество казаков, во главе с гетманом Петром Сагайдачным, сопровождало патриарха Феофана при въезде его в Киев. Казаки учредили вокруг братского дома почетную стражу, и, по выражении Густынской летописи «аки пчелы матицу свою, тако святейшего отца и пастыря овцы словесныя от волков противных стрежаху». 1 Проживая в Киеве все время в братском странноприимном доме и посещая все Киевские святыни, монастыри и церкви, а также многих именитых граждан, патриарх Феофан воочию убедился, что в этом городе высшее и низшее сословие крепко держится православия, и что главной его опорой является новоучрежденное Богоявленское «братство милосердия» которое, по словам самого Феофана «есть союз совершенства, к созиданию тела Церкви Христовой, к рассуждению о принятии странных, о наставлении христианских детей в науках и честном житии, о порядке Церкви Божией и о приличном ея украшении». 26 мая 1620 года патриарх Феофан, имея полномочие и позволение от вселенского патриарха Тимофея, и с согласия экзарха Арсения, особой грамотой благословил Киевское братство, его новозаложенную церковь во имя Богоявления и Благовещения Пресвятой Богородицы, братский странноприимный дом, школу наук эллино-славянских и латинского письма, 2 и водрузил на братском монастыре крест в ознаменование признания сего монастыря и братства патриаршей ставропигией. 3 Патриарх Феофан вполне убедился в том важном значении, которое получили в русской церковной жизни славные братства. И действительно из посланий и грамот, выданных в России Феофаном, мы видим, с какою готовностью он давал свое благословение, как существовавшим и действовавшим братствам, так и на учреждение новых; некоторые из братств он возвел на степень ставропигиальных, призывая их таким образом к самостоятельной и энергической деятельности,

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Прага. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Название кладбища напоминает о старом поселении Ольшаны под Прагой, известном с XIV века. В 1697 город купил здесь землю, чтобы хоронить умерших от чумы. Через год на кладбище был построен костел св. Роха. Когда в 1787 Император Иосиф II запретил захоронения при костелах в черте города, пригородное Ольшанское кладбище стало центральным для всей правобережной части Праги. Православный участок городские власти выделили в 1905 благодаря хлопотам прот. Николая Рыжкова, настоятеля церкви свт. Николая. В следующем году сюда перенесли с упраздненного Карлинского воинского кладбища останки 45 «храбрых российских офицеров, которые от полученных ими ран в сражении под Дрезденом и Кульмом в августе месяце 1813 года в городе Праге померли». Был также перенесен и 7 мая 1906 торжественно открыт отреставрированный памятник павшим. В 1907 была «проектирована постройка часовни-церкви, на каковую настоятелем о. Рыжковым собираются средства, а пражская городская дума предложила бесплатно свои архитектурные силы». Однако этот замысел осуществить не удалось. После 1917 в Прагу хлынул поток эмигрантов из России. Далеко не всем приехавшим была уготована долгая жизнь на чужбине. Православный участок на Ольшанах быстро заполнился, и в 1923 и 1927 его расширили. Выходцы из России создали «Братство для погребения православных русских граждан и для охраны и содержания в порядке их могил в Чехословакии» (сокращенно – Успенское братство). Кладбищенская часовня стала особенно необходима после того, как помещение, где раньше отпевали православных, была переоборудована в крематорий. Однако строительству препятствовали значительные трудности, как материальные, так и формальные. Инициативу взяло на себя Успенское братство. Большую помощь оказал премьер-министр первого чехословацкого правительства Карел Крамарж и его русская супруга Надежда Николаевна (урожд. Хлудова). Помимо крупного личного дара Крамарж организовал сбор большей части необходимых средств. Значительный вклад внес прот. М. Црвчанин, королевский инспектор воинских могил, который обеспечил денежную помощь сербского правительства. Поэтому вместо скромной кладбищенской часовни на кладбище появился небольшой, но монументальный и выразительный русский храм. Его закладку на главной аллее русского участка произвел 11 сентября 1924 епископ Пражский Сергий (Королев). Проект в неорусском стиле бесплатно составил профессор В. А. Брандт при помощи студентов-архитекторов Н. П. Пашковского и бар. С. Г. Клодта. При разработке проекта авторы взяли за образец архитектуру Пскова и Новгорода. Стройное, квадратное в плане здание с полукруглой апсидой имеет в высоту около 22 м. Оно выстроено из кирпича и оштукатурено. Четверик здания увенчан барабаном со шлемовидным куполом, стены прорезаны узкими окнами, с северной стороны возвышается звонница.

http://sobory.ru/article/?object=11355

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " #308dc89645 Закрыть Как это было К юбилею Союза Православных Братств Владимир Осипов   14:33 14.10.2020 1762 Время на чтение 10 минут 14 октября 1990 года по благословению Патриарха Алексия Второго был создан Союз Православных Братств как структура Русской Православной Церкви. Патриарх стал почетным председателем Союза. Возглавил СПБ иеромонах (ныне архимандрит) Иоанн (Экономцев). 12 августа 1991 г., еще до ГКЧП и переворота, председателем Союза был избран иеромонах (ныне игумен) Кирилл (Сахаров), насельник Свято-Данилова монастыря. К июню 1992 г. в Союз входило 90 братств и сестричеств, в т.ч. общество «Радонеж», Союз «Христианское Возрождение», Союз Православных Хоругвеносцев, братство Всемилостивого Спаса, братство преподобного Сергия Радонежского, братство святителя Алексия и др. Первоначально СПБ получил офис в Свято-Даниловом монастыре. С февраля 1991 г. действовали постоянные заставы СХВ по сбору подписей за канонизацию Царской Семьи. Летом 1991 г. язычник Емельянов пожаловался Патриарху на «самочинство» СХВ, и министр внутренних дел СССР Пуго разогнал наши заставы, а уже через пару месяцев держал ответ на том свете Богу. 13 ноября Нью-Йорке Патриарх Алексий Второй выступил в синагоге перед религиозными лидерами еврейских общин в Америке: «Ваши пророки – наши пророки!» Он осудил антисемитизм и погромы и воззвал к братскому единению христиан, ждущих Второго Пришествия Спасителя нашего Иисуса Христа, и иудеев, ожидающих своего машиаха. СПБ настойчиво добивался ясности. Наконец, пришел ответ: «пресса исказила» выступление Предстоятеля. 19 ноября 1991 г. СХВ и СПБ направили президенту СССР Горбачеву телеграмму с протестом против празднования Хануки в намоленном православном Кремле. 26 и 27 февраля 1992 г. в Сергиевом Посаде состоялось расширенное собрание СПБ (присутствовали представители 22 регионов). Мы протестовали против экуменизма, экспансии католицизма и протестантских конфессий. В мае 1992 г. Совет СПБ осудил осквернение Храма Гроба Господня в Иерусалиме, случившееся 2 мая.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/10/14/ka...

  разделы   рассылка  распечатать Игорь Лунев Живое предание: опыт новомучеников и исповедников Российских Источник:  Татьянин День В Санкт-Петербурге в рамках епархиальной Рождественской выставки в Митрополичьем корпусе Александро-Невской лавры прошел круглый стол " Живое предание: из опыта новомучеников и исповедников Российских " , на котором прозвучали доклады Александры Будановой о епископе-катехизаторе Макарии (Опоцком), Игоря Феденко о свящнномученике митрополите Серафиме (Чичагове) и Анастасии Наконечной о Союзе православных братств в Петрограде в 1920-22 гг. Также собравшимся были предложены вопросы, имеющие особое значение для современной церковной жизни – все они были связаны с темой новомучеников и исповедников. О причинах, побудивших организовать этот круглый стол, рассказывает член Свято-Петровского малого православного братства Анастасия Наконечная: – Мы считаем осмысление жизненных путей святых новомучеников и исповедников Российских одной из самых важных тем в Церкви. Нам кажется важным не просто узнавать о жизни тех или иных новомучеников, а воспринимать их опыт, отличный от опыта православных христиан в синодальный период. И вот после октябрьского переворота 1917 года по благословению Святейшего Патриарха Тихона в разных городах возникло немало православных братств, многие члены которых позже стали теми самыми новомучениками и исповедниками. Появившийся тогда в Петрограде Союз православных братств был не воинствующим, его задачей было объединять людей на основе молитвы, любви. Люди много трудились для Церкви, учились или преподавали в богословских учебных заведениях (Богословском институте, на курсах, в кружках), поддерживали семьи репрессированных, а в праздники встречались на ночных богослужениях, потом устраивали общие трапезы, и все это под покровительством митрополита Вениамина (Казанского) и часто в его присутствии. – Православные братства, епископ Макарий (Опоцкий) и митрополит Серафим (Чичагов) – почему именно о них вы решили поговорить на круглом столе " Живое предание " ?

http://religare.ru/2_98894.html

Введение Верный сын Церкви Православной и верно-подданный моего Государя; я искренно и всем сердцем желаю, чтобы личная моя деятельность, мои печатные труды и все основанное мною учреждены были воистину Церкви, Царю и Отечеству на пользу и во славу. Недоверие, с которым относились ко мне и к моей деятельности, я считаю простым недоразумением, которое и желал бы рассеять. Недоверие это значительно тормозило дело, самым неблагоприятным образом отражалось на внутренней жизни, учрежденного мною Православного Крестовоздвиженского Трудового Братства, отнимало у Братства и меня лично возможность быть полезными в той мере, в какой мы бы того желали и созидало прискорбную ненормальность отношений ко мне и Братству со стороны ближайших иерархов. Перед Богом, по совести и по чести, говорю, что побуждения мои чисты, что все изложенное в настоящей записке – искренняя правда убеждений, чувств и желаний моих, при том вся правда, без всяких недомолвок и задних мыслей. Отдав всего себя безраздельно на дело мира, любви и стройной организации жизни и труда на начале братолюбия, на дело, которое считаю делом Божиим, делом неотложной и насущной потребности веры, любви и христианской совести, а следовательно и блага Церкви и Государства, я естественно не могу относиться равнодушно, хладнокровно ко всему, что тормозило это дело, вносило в него элементы разложения, между прочим и ко всякому проявлению к нему недоверия и враждебности. Сознаю, что, при этом, не всегда оставался на высоте кротости и смирения. Если эти личные недостатки мои неблагоприятно отразились на отношениях к самому делу, прошу всех, недовольных мною лично, принять выражение моего искреннего раскаяния и убедиться, прочтя эту записку, что дело Братства Трудового, неповинное в моих личных немощах, есть дело полезное и даже необходимое, что убеждения и желания мои делают меня самым искренним и преданным слугой Церкви, Престола и Отчизны. Веруя во Христа помня, что именно любовь к Богу и ближним и есть высшая заповедь Спасителя мира, а следовательно и главная обязанность, налагаемая на всех своих сочленов Церковью Его, какою я и признаю Церковь Православную, я не мог не относиться с любовью и к инородцам и к иноверцам, часто бывал за границей, имею много друзей почти во всех странах Европы, состою членом многих иностранных обществ, был Почетным Президентом Конгресса Единого Человечества и Герметической Секции Конгресса Спиритуалистов в Париже.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Neplyu...

Великое назначение русского человека. Памяти митрополита Кировоградского и Николаевского Нестора (Анисимова; + 1962) Источник: Русская линия Иеромонах Нестор (Анисимов) на Камчатке 4 ноября 1962 года – в этот день, в Москве, не дожив пяти дней до своего семидесятивосьмилетия, скончался митрополит Кировоградский и Николаевский Нестор. Жизнь его была богата событиями. В Первую мировую войну он участвовал в боевых действиях на территории Восточной Пруссии, почему и обратил моё внимание при подборке материалов к 95-летию начала этой войны. Уроженец города Вятки, в миру он именовался Николаем Александровичем Анисимовым. В 1905 году, когда многие жители России соблазнились репетировать революцию, двадцатилетний Николай поступил в число братии Казанского мужского Спасского монастыря. Окончив в 1907 году курсы по калмыцко-монгольским языкам при Казанской Духовной Академии, он принял монашество с именем Нестор, и добровольно отправился миссионером на Камчатку. На своё миссионерство он просил благословение отца Иоанна Кронштадтского и получил его. По русским камчатским селениям тогда церковные приходы кое-где были. Но среди оседлых и кочующих туземных народностей: тунгусов, чукчей, коряков, алеутов и камчадалов не было никакого духовного и культурного просвещения, не было для детей этих народностей и школ. Туземное население края ничего не знало на свете, кроме своей примитивной дикарской жизни среди суровой природы. Его эксплуатировали самым жестоким хищническим образом всевозможные меновые торговцы, в основном – из Японии и Штатов. За мишуру, за бесценок или за вино они скупали меха и обогащались, а туземное население спивалось и бедствовало. Эти безобразные явления подвигли молодого монаха к идее создать Камчатскую Духовную Миссию и Камчатское Православное Братство во имя Всемилостивого Спаса. Устав Братства преследовал широкую духовно-просветительную и благотворительную работу с открытием Главного Совета Братства при Епархиальном Архиерее во Владивостоке, и с отделениями в центральных городах России. Цель этого Братства была сблизить Камчатско-Чукотскую окраину с деловым центром России, где тогда не знали своего отдаленного богатого края, и не интересовались им, а потому отдавали всем на расхищение.

http://pravoslavie.ru/37877.html

Джозеф Овербек (православный) От издателей Первоначальная мысль перевести на русский язык брошюру профессора Овербека: Die orthodoxe katholische Anschauung im Gegensatz zum Papsttum und Jesuitismus, sowie zum Protestantizmus, 1 принадлежит бывшему главному начальнику Северо-Западного Края Константину Петровичу фон-Кауфману. По отбытии Константина Петровича из Северо-Западного Края, Виленское Св. Духовское Православное Братство, применяясь к своему Уставу, издание упомянутого перевода приняло на себя. Члены, Совета Братства в одно из своих заседаний поручили двум братчикам сделать перевод, который ныне и предлагается вниманию читателей. Решение Братства, принять на себя издание брошюры протестантского писателя, вполне оправдывается содержанием и характером сочинения; печатая сочинение, направленное в защиту Православной Церкви, Братство возобновляет плодотворную литературную деятельность древнего Виленского Св. Духовского Братства. Сочинение «Взгляд на Кафолическое Православие» принадлежит известному протестантскому ученому Овербеку, изъявившему желание войти в общение с Православною Церковью , после внимательного и добросовестного, как видно из самого сочинения, изучения её веры и учреждений. Уже при самом своем появлении (в 1865 году) оно обратило на себя внимание русской духовной журналистики и в отрывках было напечатано в Православном Обозрении и Духовной Беседе за 1865 год. О появлении этого сочинения, как о немаловажном событии, говорит в своей Всеподданнейшей докладной записке в 1866 году г. Обер-Прокурор Св. Синода. Брошюра г. Овербека, по своему направлению и основным взглядам на Православие, Россию и Восток, редкое и едва ли не беспримерное явление в литературе Западной Европы, всегда почти нерасположенной к Православному Востоку, вообще, и к Православной России, в особенности. Вопреки своим собратьям по вере, национальности и науке на Западе Европы, Овербек посмотрел на Православный Восток взглядом свободного от всяких предубеждений и предзанятых мыслей исследователя, изучил, по возможности, учение и учреждения Православной Церкви Востока и среди смятения и брожения умов, происходящего ныне в латинском и протестантском мире, нашел успокоение для своего духа в Православной Истине, которая, как «Свет с Востока» озарила его ум. Обретши истинную Церковь на Востоке, он не удовлетворился своим личным успокоением, а возревновал о спасении своих заблудших братий, которым и указывает «Свет с Востока» радостными словами, которыми изобилует по преимуществу III глава брошюры. Принадлежа к другому племени и воспитанный в понятиях и преданиях гордого своею цивилизацией Запада, г. Овербек сумел оценить по достоинству сокровища, которыми владеет Греческий и Славянский Восток и не постыдился высказать на Западе свою горячую веру в близкое торжество Православной Истины, Православной свободы и Православной науки.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/svet...

Закрыть itemscope itemtype="" > Игумен Анатолий (Берестов): «Это важное и нужное событие в жизни общества и Церкви» Известный пастырь о значении V международной конференции сообщества «ДелоРус» и Александро-Невского братства 07.05.2010 340 Время на чтение 3 минуты Проведение V международной конференции сообщества «ДелоРус» и Александро-Невского братства «Александр Невский - знамя наших побед» нужным и полезным. Я не могу в целом оценить эту конференцию потому, что в основном работал на секции «Александр Невский - образец здорового образа жизни». Должен сказать, что наша секция прошла на очень высоком уровне. На ней были сделаны интереснейшие доклады. Особенно был интересен доклад ведущего сотрудника учреждения Российской Академии наук, независимого эксперта по продовольственной и экологической безопасности доктора биологических наук Ирины Владимировны Ермаковой, которая говорила о негативном влиянии генно-модифицированных организмов на развитие здорового образа жизни и здоровье человека. Очень важным был доклад доцента академии постдипломного педагогического образования, кандидата педагогических наук Юрия Борисовича Никифорова, который говорил о значении духовности в физкультуре и спорте. Я считаю этот доклад важным потому, что в Русской Православной Церкви не принято говорить о спорте и физкультуре. Наблюдается даже отрицательное отношение к этому. Между тем, Юрий Борисович показал духовную основу, сущность и значение физкультуры и спорта для здорового образа жизни человека. Весьма интересен был доклад члена центрального совета ООД «Россия Православная» доктора философских наук, кандидата военных наук, полковника в отставке Владимира Михайловича Курылёва «О влиянии образа жизни на духовное и физическое здоровье человека». Все доклады, прочитанные на нашей секции, были нужные и важные, поэтому мы решили выпустить эти доклады в виде дисков с том, чтобы распространять их не только в православной среде, но и среди невоцерковленных и неверующих людей. Было бы хорошо, если бы и невоцерковленные люди обратили внимание на те важные вопросы, которые поднимаются в среде православных ученых. Так что я доволен тем как проводилась V международной конференции сообщества «ДелоРус» и Александро-Невского братства «Александр Невский - знамя наших побед». Считаю эту конференцию важным и нужным событием в жизни нашего общества и Церкви, в частности.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/05/07/ig...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010