Глава I 21-го января настоящего года, в своем имении „Воздвиженск“, скончался на 58-м году жизни основатель и пожизненный блюститель первого в России Кресто-Воздвиженского Трудового Братства Николай Николаевич Неплюев . В лице усопшего русская церковь и даже более того – весь современный христианский мир – потеряли выдающегося деятеля и религиозного мыслителя. Умер человек, половина жизни которого была отдана делу созидания Трудового Братства на лоне русской православной церкви, того Братства, которое, по заветной мысли почившего, должно было явиться опытом восстановления в жизни церкви первой христианской общины, основанной на начале братского разделения труда и братского же общения во всем. Навеки замокло искреннее, честное слово христианского мыслителя, в течение десятков лет призывавшее христиан всего мира сплотиться на дружную работу в деле созидания Божьего Царства, оставить взаимную вражду и раздоры, понять весь ужас современного уклада жизни культурного человечества, забывшего, а частью и извратившего заветы Христа. и начать жизнь на устоях любви христианской и взаимного служения. Еще не наступило время, когда можно было бы представить цельный объективный обзор жизни и деятельности усопшего Николая Николаевича. Пока живее всего чувствуется тяжесть утраты человека таких дарований, такого сильного характера и такой редкой христианской настроенности. Невольно рождается в сердце тревожная дума: что будет с любимым детищем покойного – с братством, явится ли оно действительно тем оазисом среди житейской пустыни, который должен постепенно привлечь к себе всех людей доброй воли для объединения на борьбу со злом и на созидание добра в жизни; или же, со смертью Николая Николаевича, само братство окажется похороненным в бездне людской немощи и злобы. Хочется верить, как глубоко верил в это сам усопший, что дело Трудового Братства является делом истинно Божиим, которое в силу этого не должно заглохнуть, но принести плод мног. Хочется верить в это, как верить и в то, что все написанное покойным Николаем Николаевичем, этот горячий, сильный призыв к лучшей жизни, не останется только мертвой буквой, не явится голосом проповедующего в пустыне, но что на искреннее слово всегда найдется и искренний отклик, и силой своего убеждения это слово будет еще долго, долго будить христианскую мысль и христианскую совесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕДЕОН (Святополк-Четвертинский Григорий Захарьевич, кн.; ок. 1634, мест. Ст. Четвертня на Волыни - 6.04.1690, Киев), митр. Киевский и Галицкий. Из древнего княжеского рода, отдаленный потомок кн. Святополка (Михаила) Изяславича . Семья Г. была известна покровительством укр. правосл. мон-рям и храмам. Между 1658 и 1663 гг., вероятнее всего в 1661 г., кн. Святополк-Четвертинский был избран епископом Луцким и Острожским, хиротонию возглавил Киевский митр. Дионисий (Балабан) . В 1662-1663 гг. Г. занимался восстановлением Подгорецкого (Плесницкого) в честь Преображения Господня мон-ря. Плодотворным было сотрудничество архиерея с Луцким братством , в 1667 г. Г. поставил новым игуменом братства Якубовича, поддержал братство в конфликте с брестским каштеляном К. Пясочинским (1677). Членом братства состоял двоюродный брат Г. Вацлав. Луцкому епископу приходилось бороться против притязаний униатов (см. ст. Брестская уния 1596 г. ) на правосл. храмы и мон-ри. Г. вел длительную тяжбу с униатским Владимиро-Волынским еп. Львом Заленским, захватившим Загоровский мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы близ Владимира-Волынского. В 1679 г. Г. принял участие в Гродненском съезде православных и униатов, к-рый рассматривал возможности новой церковной унии. Вместе с депутатами Луцкого братства архиерей заявил, что приложит все усилия для сохранения правосл. Церкви, к-рая пребывает «в милости четырех восточных Патриархов». В янв. следующего года Г. участвовал в съезде правосл. и униат. духовенства по тому же вопросу, состоявшемся в Люблине. Ранее, в 1678 г., объединение униатов с православными предлагал Г. униат. митр. Киприан Жоховский. В ответ на все эти действия в авг. 1681 г. нареченный Мстиславский еп. архим. виленского Св.-Духова мон-ря Климент (Тризна) в Нов. Дворе созвал съезд правосл. духовенства (на к-ром присутствовали в т. ч. делегаты от Луцкого Крестовоздвиженского братства). На съезде было принято решение о постоянных контактах между Климентом (Тризной) и Г.

http://pravenc.ru/text/161879.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСАИЯ (Балабан Иван; † между 1617 и 1620), архим., настоятель нескольких монастырей в Западнорусской митрополии , издатель; управлял Львовской, Галицкой и Каменец-Подольской епархией в 1607-1608 гг. И. был племянником Львовского еп. Гедеона (Балабана) . Первые упоминания об И. Балабане связаны с его участием в конфликте ставропигиального Львовского братства с еп. Гедеоном. 18 янв. 1590 г. члены братства подали жалобу на то, что племянники еп. Гедеона Иван и Адам явились в львовскую братскую школу и угрожали братчикам, требуя признать епископскую власть Гедеона, при этом произошло столкновение племянников архиерея с одним из лидеров братства - И. Рогатинцем (ЦГИАЛ. Ф. 129. Оп. 1. Д. 1035. Л. 42-44; опубл.: Monumenta confraternitatis Stauropigianae Leopoliensis./Ed. W. Milkowicz. Leopolis, 1895. N 256. P. 415-420; в издании документ ошибочно датирован 1592 г.). Иван и Адам Балабаны напали на братский львовский во имя прп. Онуфрия Великого мон-рь . Этот случай обсуждался на Соборе в Бресте 22 июня 1590 г. (см. Брестские Соборы ), утвердившем принадлежность мон-ря братству и ставропигиальный статус последнего. Между 1590 и 1595 гг. И. Балабан принял постриг с именем Исаия. Как игумен (без обозначения места служения) он упоминается в грамоте кор. Сигизмунда III Вазы от 5 апр. 1595 г., по к-рой он был признан коадъютором (викарием) и преемником Львовского еп. Гедеона (Балабана), к-рый в тот период являлся сторонником унии правосл. и католич. Церквей. Решение короля вызвало протесты Львовского братства, и в янв. 1602 г. еп. Гедеон, позиция к-рого в отношении унии к тому времени изменилась, заключил с братством соглашение, по к-рому И. был лишен права на замещение Львовской кафедры, чтобы та не стала наследственным владением рода Балабанов; И. подписался под этим соглашением. С июля 1597 г. И. упоминается как игумен тесно связанного с Львовской кафедрой Уневского Успенского мон-ря (ныне с.

http://pravenc.ru/text/674832.html

Православное братство во имя святого благоверного князя Александра Невского Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 13, 1997 30 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 13, 1997 С 1996 г. наша редакция получает поддержку от неизвестной нам до тех пор организации — Православного братства во имя святого благоверного князя Александра Невского из Нижнего Новгорода. Вначале эта поддержка касалась реализации журнала, затем появился план организации подписки (ныне реализуемый), сформировались обоюдные издательские интересы и просто добрые отношения. Собственно говоря, с доброго отношения все и началось: пришли незнакомые люди и сказали: “Нам нравится ваш журнал, и мы хотели бы вам помочь”. Неудивительно, что нам, в свою очередь, захотелось узнать про жизнь самого Братства, а узнав — рассказать про него нашим читателям. Постоянный гость редакции, один из учредителей Братства в 1991 г., а теперь — руководитель Отдела распространения литературы Вадим Владимирович Матисов рассказал нам о том, как Братство начиналось, как оно живет и чем занимается. Для начала Вадим Владимирович ознакомил нас с рядом статей из “Православного слова” (это — газета Братства), посвященных истории замечательного нижегородского собора. Приведем некоторые сведения, почерпнутые оттуда. Само свое название Братство получило от этого колоссального собора, заложенного в 1867 г. на средства как нижегородского купечества, так и других российских негоциантов — участников знаменитой Макарьевской ярмарки. Собор же получил свое имя потому, что просьба купечества о постройке нового собора (старый ярмарочный собор уже не вмещал всех верующих, поскольку при тогдашнем восьмидесятитысячном населении Нижнего на ярмарки собиралось почти вдвое больше людей) нашла высочайшее одобрение Государя Александра II, посетившего Макарьевскую ярмарку в 1858 г. В ознаменование этого и было решено освятить в храме главный престол во имя святого благоверного князя Александра Невского (из двух других правый — во имя святой равноапостольной Марии Магдалины, левый — во имя святителя и чудотворца Николая).

http://pravmir.ru/pravoslavnoe-bratstvo-...

С.П.: Нет, к монашескому братству это не относится, братства - это, как правило, организации, состоящие из мирян и священников (в основном, это белое духовенство), которые являются духовниками или руководителями этих братств. Есть несколько аспектов, в которых можно рассматривать православные братства: во-первых, исторический аспект, освещающий то, как они появились в XVN веке, в связи со сложной церковно-политической ситуацией на западной Украине , когда создавались ставропигиальные братства, которым самим Патриархом было дано право не слушать местного архиерея и чья задача была - отстаивать Православие от католической унии. Затем, в XIX и начале ХХ веков, распространено было открывать православные братства при храмах - как некие сообщества ремесленников (объединявшие в себе художников на базе какого-то прихода, либо каких-то мастеровых) - то есть, по «профессиональному» принципу. И когда, после революционных лихолетий, в России началось возрождение православной жизни, практически одновременно с ним возникла и тема возрождения православных братств. В 90-е годы, когда бурно стало развиваться Православие, по благословению покойного Патриарха Алексия был проведён съезд православных братств (на нём, кстати, присутствовал нынешний Патриарх, в то время - митрополит Кирилл, а также игумен Иоанн Экономцев, которому Патриарх Алексий поручил курировать это объединение), и стали бурно открываться многочисленные православные братства и сестричества. Затем в союзе православных братств появились определённые проблемы, которые привели к тому, что в середине 90-х годов Архиерейский собор постановил: братства и сестричества не могут существовать автономно, как это допускалось ранее, а должны обязательно быть при каком-то приходе и приобретать права юридического лица только в исключительных случаях - то есть, не как раньше, когда все желающие «под копирку» регистрировались как религиозные объединения, а только по особому распоряжению местного архиерея (по Москве - Патриарха). И в итоге - к чему мы пришли?.. В нынешнее время в Москве, насколько я знаю, остались всего два-три реально действующих братства. А в 90-х их было где-то около 140.

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/22/...

Скачать epub pdf Вступление Братство осознает, что только Церковь Христова является спасительным ковчегом среди гибельных волн мира. Церковь – это не только объединение многих вокруг Христа, но и “каждая душа перед Богом есть Церковь ” (прп. Макарий Великий ). Церковь , которая не творит дел, проповеданных Христом, не идущая вослед Ему на Голгофу, ищущая покоя и благополучия на земле, становится бесплодным деревом, которое “срубают и бросают в огонь” ( Мф 7: 19 ). Видя тяжелое состояние Русской Поместной Православной Церкви, братство не противопоставляет себя официальной Церкви, но верит, что само является малой, неотделимой частью ее единого Тела. Братство радуется радостям и состраждет скорбям Матери Церкви, молится о ней, ищет обрести в ее жизни то совершенство, к которому призывает нас Спаситель ( Мф 5: 48 ). Будучи малым стадом, собранным по воле Божией, братья и сестры в общении друг с другом стремятся приобщиться к тому единству Церкви, о котором молился Христос: “да будут все едино” ( Ин 17: 21 ). Благословленное епископом братство в случае потери общения с ним (смерть епископа или его заключение) не прекращает своего развития, веря в благословение и руководство Господне. Немощные и грешные, оторванные от многовекового опыта церковной жизни, недавно призванные Богом, мы полагаем все свои надежды на Пресвятую Троицу и на встречу со Христом в таинстве Литургии. Из мрака и пустоты взываем единодушно: Ей, гряди, Господи Иисусе! Для осознания себя членом братства, для нормализации жизни внутри братства полезно помнить следующее: 1. Братство – собрание вокруг Христа, меньшая часть Святой Церкви, обладающее всей ее полнотой Все взаимоотношения внутри братства должны быть пронизаны свободой, которая неразрывно связана с любовью во Христе. Каждый волен осуществлять свое назначение индивидуально, но лишь совместное служение Литургии являет тайну Церкви, но лишь совместное осуществление апостольского подвига являет миру, раздираемому страстями и соблазнами, несокрушимое единство Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Слово на Рождество Христово 1912 года и обзор событий 1911 года на страницах православной газеты «Олонецкая неделя» Источник Скачать epub pdf В ушедшем 2011 году Россия поминала П.А. Столыпина, торжественно отмечала столетие прославления святителя Иоасафа Белгородского и 300-летие со дня рождения М.В. Ломоносова. Публикация Л.К. Александровой-Чуковой приглашает читателей совершить небольшое путешествие в 1911 год: страницы православной газеты «Олонецкая неделя» рассказывают о важных событиях и проблемах, стоявших тогда перед Церковью , государством и обществом. Статья также знакомит с историей создания газеты и с ее редактором, известным церковным деятелем митрополитом Григорием (Чуковым). Текст приводится в авторской редакции. Дела давно минувших дней… А.С.Пушкин В прошлом ключ нашего будущего – только в нем. Архимандрит Константин Зайцев 3 апреля 1911 г. в г. Петрозаводске вышел первый номер печатного органа Олонецкого совета Православного Карельского братства, еженедельной газеты «Олонецкая неделя». Задачей газеты было православное освещение вопросов политической, церковно-общественной и народной жизни. Инициатива создания газеты исходила от Олонецкого губернатора Николая Дмитриевича Грязева. В январе 1911 г. епархиальный наблюдатель церковных школ Олонецкой епархии, председатель Олонецкого совета Православного Карельского братства прот. Н.К. Чуков записал в дневнике: «На Рождестве Н.Д. Грязев (вновь назначенный Олонецкой губернатор – Л.А.) просил меня поехать с ним в Повенецкий уезд, так как ему хотелось бы на местах ознакомиться с деятельностью Карельского Братства и вообще с положением дела в Карелии. 2 января 1911 г. мы выехали в Повенец, видели местных деятелей, устроили совещание Отделения Братства и затем объехали пограничные приходы Повенецкого уезда, знакомясь со школами, учительским персоналом, священниками… Н[иколай] Д[митриевич] высказал желание, чтобы я обдумал вопрос об издании особого ежемесячного или двухнедельного издания специально для народа, непременно с направлением православно-национальным, где бы давалось и освещение церковных вопросов, и политическое обозрение в национальном освещении, и сельскохозяйственный отдел, наиболее популярный, и окраинные вопросы, и – вопросы и ответы (по сельскому хозяйству), м.б., хроника местной жизни, сообщения из уездов.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН-НЕКТАРИЙ (Ковалевский Евграф Евграфович; 26.03.1905, С.-Петербург - 30.01.1970, Париж), бывший еп. Сен-Денийский РПЦЗ, основатель и первоиерарх Французской Православной Церкви галликанского обряда (см. ст. Галликанский обряд в Православной Церкви ). Из дворянской семьи, сын известного церковно-общественного деятеля Е. П. Ковалевского, брат рус. композитора М. Е. Ковалевского . В февр. 1920 г. выехал с родителями из Севастополя во Францию. Жил в Ницце, где 18 окт. 1921 г. был посвящен во чтеца в рус. соборе св. Николая, затем переехал в Париж, завершил там среднее образование и окончил филологический фак-т Сорбонны и Православный богословский институт преподобного Сергия Радонежского (1928). Вместе с братьями прислуживал в Александра Невского соборе в Париже , был членом братства св. Александра Невского. В 1925 г. вместе с В. Н. Лосским основал Фотия святителя правосл. братство в Париже , одной из главных задач которого провозглашалась проповедь Православия на Западе. В кон. 1927 г. по благословению митр. Евлогия (Георгиевского) при участии Ковалевского и других членов братства свт. Фотия в Париже был основан приход в честь Преображения Господня и во имя св. Женевьевы ( Геновефы ), где богослужение впервые совершалось на французском языке. В 1931 г. после перехода митр. Евлогия в юрисдикцию К-польского Патриархата Ковалевский остался в каноническом подчинении РПЦ. В 1930 г. Е. Ковалевский совместно с иером. Львом (Жилле) впервые принял участие в обсуждении вопроса о присоединении к Православию бывш. католич. пресвитера, а затем старокатолич. еп. Луи Шарля Винарта (см. Ириней (Винарт) ), возглавлявшего т. н. католич. евангелическую Церковь. Желая присоединиться к правосл. Церкви, Винарт и его сторонники в то же время настаивали на сохранении в богослужении зап. обряда, в связи с чем Ковалевский и иером. Лев (Жилле) рекомендовали Винарту обратиться к К-польскому Патриарху Фотию II . После неудачных переговоров с К-польским и Александрийским Патриархатами Ковалевский выступил одним из посредников обращения Винарта в Московский Патриархат. 16 июня 1936 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский) и Свящ. Синод РПЦ по ходатайству братства свт. Фотия издали указ 1249, в котором было оговорено, как будут приняты в Православие Винарт и его последователи (см. в ст. Галликанский обряд в Православной Церкви ). 1 дек. 1936 г. Винарт был присоединен к Православию в сане пресвитера, а 5 февр. 1937 г. пострижен в монашество с именем Ириней и возведен в сан архимандрита. В янв. 1937 г. при братстве свт. Фотия была создана «комиссия по делам Западного Православия», одним из членов которой стал Ковалевский. Главной задачей комиссии была выработка чина литургии для использования в правосл. общинах зап. обряда.

http://pravenc.ru/text/578022.html

Закрыть itemscope itemtype="" > " Воспитайте человека в привычках любви... " В Санкт-Петербургском университете состоялась международная конференция, посвященная 100-летию со дня кончины выдающегося педагога Николая Неплюева 26.11.2008 335 Время на чтение 6 минут Вчера, 25 ноября, в актовом зале филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета состоялась международная конференция, посвященная 100-летию со дня смерти выдающегося русского философа, общественного деятеля и педагога Николая Николаевича Неплюева (1851-1908) , сообщает наш корреспондент. Организаторами конференции выступили Санкт-Петербургский государственный университет, Международная Лига Защиты Культуры, Российская Академия Естественных Наук (РАЕН). Конференция началась с совместной молитвы, которую отслужил клирик Русской Православной Церкви, серб по национальности священник Александр Коканович . После этого отец Александр обратился к собравшимся с приветственным словом. Священник выразил уверенность, что эта конференция поспособствует делу возрождения русских православных традиций на русской православной земле. " Мы должны победить грех и зло и восстановить Православную Россию. Надо вспомнить Россию, Великого князя Владимира, Крестителя Руси. Русь Святая, храни веру православную! Потому что, если будет хорошо нашему большому православному брату - России, будет хорошо и Сербии. Необходимо укрепить духовную связь между братскими народами Сербии и России. Надо молиться за это, тогда победа будет за нами " , - сказал отец Александр. Затем с докладом " Поиск пути: образование и воспитание в школах Неплюевского братства " выступил вице-президент РАЕН Георгий Николаевич Фурсей, который является потомком одного из первых десяти братчиков Неплюевского трудового Крестовоздвиженского братства. Фурсей рассказал об истории братства, о жизни и деятельности его создателя Николая Николаевича Неплюева. По словам ученого, однажды многообещающему молодому дипломату Неплюеву, который в то время служил советником при русском посольство в Мюнхене, приснился сон, в котором он вновь оказался в своем родном имении в России, среди крестьянский детей.

http://ruskline.ru/news_rl/2008/11/26/vo...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Патриарху Варфоломею не дают покоя лавры Мартина Лютера» Опубликовано заявление Союза Православных братств в связи с планами по созыву в Стамбуле в будущем году Всеправославного Собора 25.01.2014 1828 Время на чтение 3 минуты «В день празднования православного Рождества Христова 7 января 2014 г. на официальном сайте Константинопольского Патриархата была опубликована статья митрополита Елпидифора (Ламбриниадиса) с критикой позиции РПЦ по проблеме первенства во Вселенской Церкви. Сразу после публикации этой статьи Патриарх Константинопольский Варфоломей призвал Предстоятелей всех Православных Церквей мира подготовиться к Всеправославному Собору в 2015 г. Патриарх просит всех православных лидеров собраться в Стамбуле в марте этого года, чтобы запланировать проведение Всеправославного Собора уже на следующий год. Почин Патриарха Варфоломея по проведению Стамбульского совещания восторженно поддержали еретики-католики», - говорится в поступившем в редакцию РНЛ заявлении Союза Православных братств «Против созыва Восьмого Вселенского собора». Как отмечается в документе, «известно, что Патриарх Варфоломей, считающий себя чуть ли не папой Православного мира, предлагает следующие реформы: установление общего календаря, т.е. введение григорианского стиля в Русской, Грузинской и Сербской Церквях; облегчение вступления в брак и расторжение брака мирянами; ограничение или отмена постов; и особенно активизация экуменического движения». «Патриарху Варфоломею не дают покоя лавры Мартина Лютера, нанесшего в 16-м веке колоссальный удар по Католической церкви и отколовший от нее едва ли не пол-Европы», - сказано далее в документе. «Теперь Константинопольский Патриарх Варфоломей намерен разрушить каноническую чистоту Православия, растворить Православие в экуменизме и в братании с иноверцами. Союз Православных братств призывает весь Православный мир к бдительности. Мы должны не допустить реализацию затеи Патриарха Варфоломея, которая ведет к искажению единственно верной Божественной Истины, утвержденной семью Вселенскими Соборами», - подчеркивается в заявлении.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/01/25/pa...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010