Закрыть itemscope itemtype="" > «Эта трагичная история оставалась одной из самых малоисследованных тем» В Санкт-Петербурге состоится презентация книги историка М.В.Шкаровского «Сто лет Александро-Невского братства: история и современность» 19.01.2018 472 Время на чтение 7 минут В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры готовится к выходу монография «Сто лет Александро-Невского братства: история и современность». Ее автором является доктор исторических наук главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии Михаил Витальевич Шкаровский, говорится в пресс-релизе, поступившем в редакцию «Русской народной линии». Вплоть до недавнего времени сложная и трагичная история Русской Православной Церкви в XX веке оставалась одной из самых малоисследованных тем отечественной историографии. Выход ряда монографий и сборников документов в 1990-х – 2010-х гг. позволил осветить многие важные аспекты, но далеко не все. Повышенное внимание исследователей и читателей заслуженно продолжают привлекать аспекты церковной жизни 1917-1930-х гг. – самого тяжелого и героического периода в многовековой истории Русской Церкви, когда просиял целый сонм святых новомучеников. Одним из таких значительных, но недостаточно исследованных сюжетов является история существовавшего в 1918-1932 гг. в Санкт-Петербурге (Петрограде, Ленинг раде) Александро-Невского братства, столетие создания которого в настоящее время отмечается в северной столице. Особо следует отметить, что несколько создателей и активных деятелей братства были прославлены в лике святых, в том числе священномученики митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский), архиепископ Иннокентий (Тихонов), архимандрит Лев (Егоров), мученицы княжна Кира Оболенская и Екатерина Арская. И в минувшие века, когда на Православную Церковь обрушивались гонения, братства являлись одной из самых действенных форм ее защиты. Когда же после Октябрьского переворота Россию захватила волна антицерковных репрессий и преследований, традиции прошлого возродились вновь. Для сплочения священнослужителей и мирян в Петрограде, а затем и в других городах России стали создаваться объединения преданных делу Христову людей. В северной столице главным сразу стало братство, образованное 19 января/1 февраля 1918 г. про благословению и при непосредственном участии митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина при Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре. Не случайно и Святейший Патриарх Тихон благословил деятельность этого братства в специальной грамоте от 19 сентября 1918 г.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/01/19/et...

Закрыть itemscope itemtype="" > Юбилей, вызывающий грусть и радость В Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре прошли мероприятия, посвященные 100-летию Александро-Невского братства 01.02.2018 724 Время на чтение 5 минут Сегодня, 1 февраля, в день памяти священномученика Петра Скипетрова, в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре прошли юбилейные мероприятия, посвященные 100-летию Александро-Невского братства, сообщает корреспондент «Русской народной линии», принимающий участие в торжествах. Протоиерей Петр Скипетров - один из первых петербургских новомучеников. День его мученической кончины – 1 февраля 1918 года – считается днем основания Александро-Невского братства. В Свято-Троицком соборе обители была совершена Божественная литургия. Богослужение возглавил благочинный обители архимандрит Никита (Марков) в сослужении насельников монастыря и сонма духовенства. Председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской митрополии, председатель Совета православных общественных объединений Санкт-Петербурга митрофорный протоиерей Александр Пелин огласил поздравительное послание митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия наместнику Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, викарию Санкт-Петербургской епархии епископу Кронштадтскому Назарию и членам Александро-Невского братства в связи со столетием со дня основания братства. По завершении Литургии прошёл крестный ход к могиле священномученика Петра на Тихвинском кладбище Лавры, где был совершён благодарственный молебен. Затем у памятника «За Веру Христову пострадавшим» была отслужена лития по всем безвинно убиенным в богоборческие времена. Крестное шествие завершилось у Митрополичьего корпуса Александро-Невской лавры на месте смертельного ранения священномученика Петра Скипетрова. Священнослужители возложили цветы к мемориальной доске . Торжества завершились праздничной трапезой и экскурсией по Александро-Невской лавре. Члены Александро-Невского братства молитвенно помянули новопреставленного протоиерея Александра Ивановича Половинкина , заслуженного деятеля науки России, доктора технических наук, профессора. Сегодня состоялось его отпевание и погребение.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/02/01/yu...

Олонецкий патерик, или Сказания о жизни, подвигах и чудесах преподобных и богоносных отец наших просветителей и чудотворцев олонецких Источник Из устава братства: О задачах братства § 1. Олонецкое Епархиальное Братство во имя святого Александра Свирского Чудотворца имеет цели – религиозно–нравственную и христиански благотворительную. § 2. Соответственно религиозно–просветительной цели Братства, в круг его деятельности в пределах Олонецкой епархии входит: 1) устройство внебогослужебных бесед назидательных чтений для разных классов населения, духовных концертов и народных читален, как непосредственно самим Братством, так и содействие в этом духовенству и школам путем снабжения их книгами, брошюрами, листками и указаниями; 2) содействие миссионерам при обращении заблудших в лоно Православной Церкви через снабжение их книгами, оказание денежной помощи при устройстве миссионерских курсов и привлечение к миссионерской деятельности ревнителей веры из мирян; 3) содействие развитию церковного пения через устройство церковно–певческих хоров и курсов, рассылку по церквам сборников нотного пения, через денежное поощрение ревностных руководителей и участников в церковном пении; 4) устройство складов и распространение через книгонош книг, брошюр, икон, крестиков и картин религиозно–нравственного содержания и различных церковно–богослужебных принадлежностей для более удобного приобретения их духовенством и населением; 5) забота о поддержании памятников церковной старины. § 3. Соответственно благотворительной цели Братства, в круг его деятельности входит: 1) оказание материальной помощи беднейшему населению в видах борьбы с тяжелыми и нежелательными последствиями бедности путем устройства бесплатных столовых для нищих, приютов и заработных домов для бедных детей; 2) оказание материальной помощи нуждающимся учащим и учащимся в церковных школах.              , § 14. Средства Братства составляются:      1) из членских взносов, пожертвований деньгами и, соответствующим целям Братства, вещами от разных лиц и учреждений, из сборов от публичных чтений и духовных концертов; 3) из прибылей, которые могут получаться от книжной и иконной торговли, и 4) из тарелочного сбора, поступающего из церквей и монастырей епархии в дни Св. Троицы и Благовещения Пресвятой Богородицы. Олонецкий патерик или Сказание о жизни, подвигах и чудесах преподобных и богоносных отец наших просветителей и чудотворцев олонецких (С приложением сказания о жизни Блаженного старца Фаддея Петрозаводского)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Православные братства К оглавлению В 1458 г произошло разделение Русской Митрополии на две — Московскую и Киевскую (Литовско-Галичскую). Православные христиане, жившие на землях, вошедших в состав Литвы и Польши, издавна организовывали при храмах объединения, получившие названия братств. Подобные братства как бытовая корпоративная форма общины существовали в среде немецких ремесленников на юридической основе Магдебургского права. Появились они и в западной Руси и вскоре стали служить объединению православного населения, явились его естественной опорой при защите Православия (125). Целью таких братств, или церковных общин, являлись: защита православной веры и чистоты христианской нравственности; обеспечение и поддержание православных храмов и духовенства; учреждение школ и типографий для печатания книг; уход за престарелыми и больными и т. д. Братства имели свои храмы, а небольшие братства — приделы в церквах; регулярно осуществлялся сбор пожертвований на нужды братств. В определенное время (до 4 раз в году) происходили собрания братств, на которых обсуждались текущие дела общины. Принято считать, что учреждение братств происходило во второй половине XVI в., но есть сведения, что некоторые братства получили начало гораздо раньше. Так, Луцкое братство было первоначально основано около 1439 г, а Виленское — около 1458 г. Увеличение числа братств началось с того времени, когда была заключена Люблинская уния (1569 г.) и стало очевидным, что католическое правительство, вдохновляемое иезуитами, стремится подчинить западнорусскую Церковь и православный народ Риму. Подъем церковно-приходской жизни ранее всего обнаружился в Галичине, где католическое влияние чувствовалось сильнее всего. Львовское братство Первым выступившим на поприще общественно-церковной деятельности в качестве признанного и утвержденного церковной властью было Львовское братство. Оно было образовано в 1453 г. (в год падения Константинополя), в него вошли прихожане всех 8 львовских приходских храмов с центром при Успенской церкви . Под 1463 г. в летописи Львовского Ставропигиального братства сообщается, что в том же Львове существовало и другое православное городское братство.

http://sedmitza.ru/lib/text/436372/

XXIV. Николаевское православное братство Церковь святителя Николая на Черной Речке. – Основание братства. – Первые годы деятельности. – Постройка собственного дома. – Богадельня и приют. – Новый устав братства.Братство под председательством К. П. Победоносцева : учреждение церковного капитала; обмер земли; нарочитые дни поминовения наследника цесаревича Николая Александровича; собрание сведений о воспитанниках братства, вышедших из приюта; общий ремонт; приучение приютских детей к церковности и обучение мастерству; библиотека для прихожан; обеспечение причта квартирами; городское училище в доме братства. – Заметка о состоянии братства в последние годы. На берегу Большой Невки, по дороге на Островк, у пристани «Черная Речка», стоит, приветливо глядя на реку, бледно-розовая, изящной архитектуры церковь с зеленой крышей и золотыми маковками куполов. Эта церковь, во имя святителя Николая, Мирликийского чудотворца, построена в память безвременно почившего 12 апреля 1865 года, в Ницце, наследника престола, государя цесаревича и великого князя Николая Александровича и имеет свою историю. Обыватели значительного пространства по берегу Черной Речки, на Выборгской стороне, не имея церкви вблизи, еще в 1864 году предприняли чрез тогдашнего петербургского военного генерал-губернатора, генерал-адъютанта, светлейшего князя Италийского А. А. графа Суворова-Рымникского ходатайство о построении в их местности церкви. Ходатайство не было удовлетворено, по недостатку в духовном ведомстве капитала. Когда в следующем году вся Россия была поражена безвременной кончиной наследника, у чернореченских жителей явилась мысль предположенную у них церковь сделать памятником о почившем царственном юноше и создать ее на пожертвования. На докладе об этом князя Суворова государь император Александр II написал: «Согласен и благодарю». Была образована строительная комиссия, приобретен с аукционного торга в опекунском совете участок земли бывшего головинского дворца, в 721 1 / 2 квадратную сажень, составлен план профессором А. И. Кракау, испрошено благословение святейшего синода, 1 октября 1866 года вбита первая свая под церковный фундамент и 17 августа 1871 года церковь была освящена, в высочайшем присутствии их императорских величеств, обошедишсь в 114,000 рублей, не считая даровых приношений строительными материалами и работами, колоколов, мраморного иконостаса и клиросов, икон, облачений и различной церковной утвари.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИЛЕНСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ СВЯТО-ДУХОВСКОЕ БРАТСТВО учреждено для защиты Православия на территории Литовского великого княжества в условиях активной экспансии протестантизма и посттридентского католицизма (о религ. ситуации на украинско-белорус. землях в кон. XVI в. см.: Флоря Б. Н. Западнорусская митрополия. 1458-1686 гг.//ПЭ. Т. РПЦ. С. 101-104). Кон. XVI-XVIII в. Создание В. б., первоначально именовавшегося Свято-Троицким, было связано с передачей в мае 1584 г. королевской грамотой виленского во имя Св. Троицы муж. мон-ря , находившегося под управлением Киевского митр. Онисифора (Девочки) , под опеку правосл. членов виленской городской рады (совета). В 1587 г. митр. Онисифор благословил «братство церковное иметь» при ц. Св. Троицы, разрешил напечатать устав братства и учредить при нем школу; братчикам принадлежал Сретенский придел Троицкого храма. В уставе («Чине») В. б. его главными целями помимо поддержки правосл. храмов были записаны содержание уч-ща и типографии, воспитание юношества в Православии, издание необходимых Церкви книг. В июне 1588 г. Вильно посетил К-польский Патриарх Иеремия II , в юрисдикции к-рого состояла Западнорусская митрополия . Патриарх одобрил и скрепил собственной печатью «Чин» братства, в выданной Патриархом грамоте братчикам предписывалось иметь типографию и школу с изучением греч., лат. и рус. языков. В 1589 г. польск. кор. Сигизмунд III Ваза утвердил корпорацию братчиков и предоставил ей право самоуправления, в 1592 г. освободил от уплаты городских повинностей и налогов. Первоначально большую часть братчиков составляли ремесленники, после Брестского Собора 1591 г., подтвердившего ставропигиальный статус братства, в В. б. также входили дворяне («вельможные паны»). По «Реестру» 1584 г., в В. б. состоял 371 чел. Высшим органом братства являлись общие собрания («сходки»). Для ведения текущих дел избирались годовые старосты («рочные справцы»), они же представляли интересы братства в гос. учреждениях. Заведование хозяйством и казной поручалось 4 выборным ключникам.

http://pravenc.ru/text/158638.html

Практические рекомендации по созданию и развитию православных молодежных братств 3 февраля, 2010. Священник Антоний Одайский При всем том большом внимании, которое Церковь уделяет молодежному служению, ряд практических вопросов, молодежного служения, в частности создания и развития молодежных братств, остается непроговоренным и не проработанным. Доклад на XVIII Рождественских чтениях Ваше Высокопреосвященство, дорогие отцы, братья и сестры! При всем том большом внимании, которое Церковь уделяет молодежному служению, ряд практических вопросов, молодежного служения, в частности создания и развития молодежных братств, остается непроговоренным и не особо проработанным. Вашему вниманию предлагается изложение опыта молодежного служения и практических рекомендаций по созданию и развитию православных молодежных братств, нашедшие свое выражение в недавно вышедшем издании межрегиональной православной молодежной организации «Общее Дело». Плодотворное развитие миссионерской, просветительской и социальной работы православной молодежи возможно при соблюдении основных принципов церковной жизни: соборности, сплочённости, солидарности и служения. Духовные руководители. Они являются живой связью между Церковью и местным молодежным братством в целом. Духовными руководителями обычно являются настоятели или клирики местных приходов, у которых есть подлинные контакты с молодежью. Главное, чтобы они действительно были рады работать с молодежью. Не следует заниматься молодежным служением тем, у кого нет внутреннего стремления и просто радости этим заниматься. в Становлении руководителя братства можно выделить следующие главные обязанности как руководителя братства. 1. Устраивать еженедельные встречи, каждую из которых необходимо готовить, при этом важно долгосрочное планирование встреч и братских дел. 2. Видеть духовные нужды братий. Посильно помогать другим людям идти по пути спасения – всегда нелегкое дело , но это необходимо для развития вашей организации от начальной молодежной группы к крепкому православному братству.

http://pravmir.ru/rekomendacii-po-sozdan...

50. Сотрудник Братства св. Гурия. 16 октября 1910 года Речь пред открытием Царевококшайского отдела Братства Св. Гурия (20 Сентября 1910 г.). Возлюбленные о Христе преподобные отцы и все боголюбивые братия-христиане! С великой благодарностью к нашему Архипастырю, высокопреосвящ. Архиепископу Никанору, принял я от Его Высокопреосвященства поручение открыть в Царевококшайске местный отдел Казанского Братства свят. Гурия. Мне Господь таким образом благословляет осуществлять мало-по-малу мою заветную мечту, чтобы церковное дело святой миссии православной было не делом одного духовенства, а предметом общецерковного попечения и сыновней любви православных христиан к общей нашей Матери – св. Церкви. Но я счастлив вдвойне, возлюбленные отцы и братия: мне приходится здесь в вашем богохранимом граде не столько насаждать новое дело, сколько продолжать начатое вами уже года два тому назад. Я имею в виду ваш Царевококшайский Миссионерский Кружок. Правда, он был мал, его деятельность была скромна, но он всё-таки был, он осмелился быть тогда, когда в других местах ещё ничего не было. И я счастлив сообщить вам, что скромная деятельность вашего Миссионерского Кружка послужила для меня наиболее убедительным аргументом для тех, кто искренне недоумевал, можно ли в уездном городе организовать что-либо подобное. На такие недоумения я отвечал: «можно», и указывал на ваш миссионерский кружок... Ныне, ввиду полной тождественности задач Миссионерского Кружка и Братства свят. Гурия, а равно и одинакового состава обоих учреждений, – первый должен, очевидно, прекратить своё существование, и это тем более обязывает меня принести вам, инициаторам и участникам этого миссионерского начинания, искреннюю благодарность и пожелать вам успеха в новом вашем деле. Но сейчас вы начинаете своё дело при самых лучших обстоятельствах. И прежде всего вас должно одушевлять сознание, что вы – не одиноки; если вы решились в своё время начать дело своего кружка, так сказать, на свой риск и приняли его на свою нравственную ответственность, то ныне, – вы это уже знаете, – ваш Царевококшайский отдел Братства свят. Гурия открывается пятым 57 и, – это вы ещё лучше знаете, – Высокопреосвящ. Архипастырь наш, Владыка Архиепископ Никанор, и к самому Братству свят. Гурия и к его Уездным Отделам относится с исключительным Архипастырским вниманием и благоволением. Таким образом по милости Божией успех ваш как будто обеспечен: нужно только молиться Богу и просить Его св. помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Братства, как мощная защита Православия вплоть до восстановления православной иерархии в 1620 году (1600–1620) Источник Братства, как мощная защита православия – вплоть до восстановления православной иерархии в 1620 году (1600–1620) Осенью 1599 года скончался первый униатский митрополит Михаил Рогоза и его преемником был назначен епископ Владимирский и Брестский Ипатий Потей, который в течение 14-ти–летнего своего управления вел ожесточенную борьбу с православными для совращения их в унию. 1 Главным местом борьбы была Вильна, и самые жестокие удары выпадали на долю местного православного братства. 2 На помощь братству снова появился ревностный борец за православие Стефан Зизаний, который возобновил свои проповеди в Троицком монастыре. Король и новый митрополит Ипатий Потей ополчились на смелого проповедника, и монастырь был опечатан, а Стефан Зизаний, преследуемый властями, должен был спасаться чрез дымовую трубу (камин), и тайком бежать из Вильни, вместе с братскими священниками Карпом и Григорием. 3 Мы уже не раз останавливали внимание читателя на той дисциплине, которой отличались наши церковные союзы, и на тех строго христианских способах борьбы, которые употребляли доблестные братчики для защиты своей веры от враждебных на неё нападений. Также точно, по поводу столкновений Виленского братства с латинянами и униатами из-за Стефана Зизания, видные деятели братских союзов выказали свое понимание великого христианского требования о непротивлении злу, каковое требование, правильно усвоенное, является самым надежным орудием в руках христиан для одержания над врагами настоящей, бескровной победы. Так, в письме к Стефану Зизанию и ко всему Виленскому братству, от 16 ноября 1599 года, известный Львовский братчик Юрий Рогатинец, касаясь современных происшествий, а также, в частности, – запечатания Троицкого монастыря, давал истинно христианский совет: не раздражать понапрасну Ипатия Потея. «Не смущайтесь о том» (т. е. о запечатании монастыря), писал Юрий Рогатинец, «и не злоречьте Ипатию в роспачи его, на горшее приводячи, с чого возрастает ярость, гнев и клопот безвременный, а не Божие строение».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Глава III. Миссионерская деятельность братств Принимая меры к утверждению в вере и благочестии православных чад Церкви, братства, вместе с тем, заботятся о привлечении в православную Церковь раскольников и сектантов, бывших членов Церкви и ныне отпавших от неё. Единственным средством к достижению этой цели братства считают убеждение, увещание и научение, растворенные христианской любовью к заблудшим, терпением и кротостью. В этом важном вопросе наши братства идут рука об руку с правительством и обществом, существенно изменившими свои взгляды на раскол и на те приемы, с которыми надлежит бороться с ним. До учреждения братств (как напр. Владимирского, Александро-Невского, Казанского, св. Гурия и др.) раскол и сектантство возбуждали сравнительно мало интереса среди православного общества; большею частью предпринимались против раскольников полицейские меры, и делопроизводство о расколе сосредоточивалось лишь в правительственных учреждениях. Вследствие того раскол всячески таил тогда свои верования и бдительно укрывал свои лжеучения. Теперь признано, что раскол есть наша «общая болезнь», которую должно врачевать общими силами и что он доселе крепко держится потому, что, кроме духовенства, все другие сословия к его положению довольно равнодушны и холодны; поколебать же его можно только дружными усилиями всех истинных чад Церкви православной. Из общего числа братств, четвертая часть их посвящает свои силы на мирную борьбу с расколом и сектантством, а некоторые из них и на просвещение инородцев – светом Евангельским. Миссионерская братская деятельность идет настолько успешно, что удостоилась высокой чести получить одобрение с высоты Престола. Так, Калужская духовная консистория, уведомила совет братства св. Иоанна Богослова, что на всеподданнейшем отчете Калужского губернатора за 1883 г. о борьбе с расколом братств: св. Иоанна Богослова и св. Пафнутия Боровского Чудотворца, последовала высочайшая отметка Государя Императора: «Все это весьма утешительно». Сначала мы скажем несколько слов о тех братствах, деятельность которых направлена на цели исключительно миссионерские.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010