Первостепенной задачей Богословской комиссии является выполнение поручений Высшей Церковной Власти. В отчетный период Комиссия занималась следующими вопросами. 1.По поручению Священного Синода Комиссия изучала доклад на тему «Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви», который явился результатом 13-го пленарного заседания Совместной православно-лютеранской комиссии по богословскому диалогу, состоявшегося 2-9 ноября 2006 года в Братиславе (Словакия). В ходе обсуждения этого согласованного православно-лютеранского документа состоялась содержательная дискуссия о том, каким образом следует сегодня выражать православное понимание Таинства Святой Евхаристии, сохраняя верность многовековому Преданию Церкви. В обсуждении приняли участие как члены Комиссии, так и специально приглашенные богословы — преподаватели духовных школ. Комиссия не сочла возможным целиком одобрить рассматриваемый документ, обнаружив в нем формулировки, которые не соответствуют православному учению о Евхаристии. Результаты работы Комиссии были доложены Священному Синоду, который принял их к сведению и поручил направить соответствующее заключение Комиссии для ознакомления членам Смешанной православно-лютеранской комиссии. Заключение Комиссии по данному вопросу предлагается вашему вниманию. 2.Комиссия также выполняла поручение Священного Синода по изучению и выработке позиции Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви. Причиной данного поручения стал тот факт, что в ходе работы Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью проявились значительные расхождения в понимании первенства между представителями Константинопольского и Московского Патриархатов. Вопрос о первенстве во Вселенской Церкви является весьма сложным. Он имеет различные аспекты: исторический, канонический и экклезиологический, то есть собственно богословский. Для тщательного изучения этого вопроса создана рабочая группа во главе с Преосвященным Марком, епископом Егорьевским, заместителем Председателя ОВЦС. Силами членов рабочей группы проведены исследования и составлены доклады по отдельным аспектам темы.

http://sedmitza.ru/lib/text/429991/

Опубликованы экспертные заключения и отчеты по рассмотрению заявления Православно-лютеранской комиссии по богословскому диалогу «Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви» Москва, 19 октября 2007 г. 4 октября 2007 года состоялось пленарное заседание  Синодальной Богословской комиссии. В ходе заседания во исполнение решения Священного Синода Русской Православной Церкви Богословская комиссия на основании отзывов, представленных ведущими учебными и научными учреждениями Русской Православной Церкви, проанализировала Совместное заявление Православно-лютеранской комиссии по богословскому диалогу «Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви» (Братислава, 2-9 ноября 2006 г.). На состоявшемся 12 октября 2007 года заседании Священного Синода Русской Православной Церкви председатель Синодальной Богословской комиссии Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет проинформировал членов Синода о ходе и результатах пленарного заседания Богословской комиссии. В частности, он сообщил о ходе осуществляемого анализа Совместного заявления Православно-лютеранской комиссии, сообщает пресс-служба Московской Патриархии. В настоящее время на сайте Богословской комиссии опубликованы документы, рассмотренные на пленарном заседании 4 октября, в числе которых: текст Совместного заявления Православно-лютеранской комиссии «Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви»; доклад проф. А.И. Осипова на заседании этой комиссии; отзывы и отчеты по рассмотрению указанного документа в Московской и Санкт-Петербургской духовных академиях, Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, Издательском совете Русской Православной Церкви и Церковно-научном центре «Православная энциклопедия». Окончательный текст заключения по Совместному заявлению Православно-лютеранской комиссии планируется представить на очередном заседании Синодальной Богословской комиссии. 19 октября 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/24484.html

Деятельность форума, как и предлагала наша Церковь, основывается на участии, а не на формальном членстве, что и предопределяет наличие максимально облегченной организационной структуры, исключает дискуссии по административно-финансовым вопросам, представляет возможность свободного обмена мнениями по проблемам, волнующих участников, снимает тему взаимных обязательств с попытками богословски интерпретировать таковые обязательства. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Со вниманием отнестись к форуму как модели многостороннего межхристианского диалога. Журнал 138 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, председателя Синодальной Богословской комиссии, о результатах рассмотрения Синодальной Богословской комиссией Совместного заявления Православно-лютеранской комиссии по богословскому диалогу «Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви» (Братислава, 2 – 9.11.2006) во исполнение решения Священного Синода от 26 декабря 2006 года (журнал ПОСТАНОВИЛИ: 1. Заключение Синодальной Богословской комиссии по докладу Совместной православно-лютеранской комиссии по богословскому диалогу «Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви» (Братислава, 2 – 9.11.2006) принять к сведению. 2. Считать необходимым довести данное заключение до сведения членов православно-лютеранской комиссии по богословскому диалогу. Журнал 139 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о состоявшихся по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия мероприятиях, посвященных 50-летию образования Китайской Автономной Православной Церкви, а также о мерах по нормализации положения Православной Церкви в Китае. Справка: По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 23 ноября 2007 года в Паломническом центре Московского Патриархата состоялись памятные мероприятия, посвященные 50-летию Китайской Автономной Православной Церкви. Были совершены молебен китайским мученикам и поминовение архиереев, духовенства и мирян Китайской Автономной Православной Церкви. Состоялась научная конференция, в которой приняли участие архиереи, клирики и миряне Русской Православной Церкви, представители МИД России, руководство и ведущие сотрудники востоковедческих институтов Российской Академии наук. С приветствием к участникам торжеств обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий.

http://mospat.ru/archive/86319-zhurnaly-...

Деятельность форума, как и предлагала наша Церковь, основывается на участии, а не на формальном членстве, что и предопределяет наличие максимально облегченной организационной структуры, исключает дискуссии по административно-финансовым вопросам, представляет возможность свободного обмена мнениями по проблемам, волнующих участников, снимает тему взаимных обязательств с попытками богословски интерпретировать таковые обязательства. ПОСТАНОВИЛИ:   ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Минского и Слуцкого Филарета , Патриаршего Экзарха всея Беларуси, председателя Синодальной Богословской комиссии, о результатах рассмотрения Синодальной Богословской Комиссией Совместного заявления Православно-лютеранской комиссии по богословскому диалогу «Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви» (Братислава, 2-9. 11. 2006) во исполнение решения Священного Синода от 26 декабря 2006 г. (журнал ПОСТАНОВИЛИ: 1. Заключение Синодальной Богословской комиссии по докладу Совместной православно-лютеранской комиссии по богословскому диалогу «Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви», Братислава 2-9.11.2006 принять к сведению. 2. Считать необходимым довести данное заключение до сведения членов православно-лютеранской комиссии по богословскому диалогу.   ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о состоявшихся по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия мероприятиях, посвященных 50-летию образования Китайской Автономной Православной Церкви, а также о мерах по нормализации положения Православной Церкви в Китае. Справка: По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 23 ноября 2007 года в Паломническом центре Московского Патриархата состоялись памятные мероприятия, посвященные 50-летию Китайской Автономной Православной Церкви. Были совершены молебен китайским мученикам и поминовение архиереев, духовенства и мирян Китайской Автономной Православной Церкви. Состоялась научная конференция, в которой приняли участие архиереи, клирики и миряне Русской Православной Церкви, представители МИД России, руководство и ведущие сотрудники востоковедческих институтов Российской Академии наук. С приветствием к участникам торжеств обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1206540...

Испрашивая благословения Вашего Высокопреосвященства, Секретарь Ученого Совета Московской Духовной Академии протоиерей (Павел Великанов) Приложение ОТЗЫВ 1 на итоговый документ Православно-лютеранской смешанной комиссии, проходившей 2–9 ноября 2006 года в г. Братиславе (Словакия) Члены академической комиссии, исповедующие в Евхаристии преложение (греч. metaboli) освященных хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы и критически относящиеся к термину «пресуществление», используемому для описания Евхаристического изменения, происходящего при этом освящении, пришли к заключению, согласно которому итоговый документ смешанной комиссии в целом объективно отражает позиции православной и лютеранской сторон в учении о Евхаристии. К документу могут быть сделаны два замечания. В пункте 6 «в», на наш взгляд, использовано богословски небезупречное выражение: «присутствие Христово в дарах», которое может быть понято и по-лютерански как присутствие Христа in pane («в хлебе»). Второе замечание может быть выражено в форме вопроса: с кем (или с чем) соединяются освященные Дары, прелагаясь Святым Духом? В пунктах 2 «с», 4 «в» и 6 «в» говорится об их соединении с Телом Христовым, в то время как преп. Иоанн Дамаскин, цитируемый в пункте 4 «в», пишет об их соединении с Божеством: «Хлеб общения — не простой хлеб, но соединенный с Божеством». В связи с пунктом 4 «с», в котором говорится о том, что «хлеб и вино не утрачивают своей сущности (physis), сакраментально становясь Телом и Кровью Христа», и о том, что православные и протестанты отрицают «учение о пресуществлении», следовало бы учесть: ОТЗЫВ 2 на итоговый документ Православно-лютеранской смешанной комиссии, проходившей 2–9 ноября 2006 года в г. Братиславе (Словакия) Предоставленный на рассмотрение итоговый документ является результатом совместной работы православно-лютеранской смешанной комиссии в г. Братислава (Словакия) 2–9 ноября 2006 г. по теме: «Таинство Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви». В выработанном итоговом документе сопоставляются важнейшие догматические положения учения о Евхаристии Православной Церкви и лютеранства. Несомненно, что в силу первостепенного значения таинства Евхаристии в жизни Церкви, формулировки подобных текстов должны быть предельно ответственными и выражать реальные богословские позиции как Православия так и лютеранства. Любая неточность или двусмысленность, внесенные в соглашение из соображений икономии или на волне личного энтузиазма могут привести к внутрицерковному отторжению таких документов и дискредитации диалога в целом. Поэтому видится вполне оправданным тщательный анализ подобных документов не только на этапе их разработки, но и после подписания.

http://azbyka.ru/tajna-cerkvi-svyataya-e...

5 ноября 2006 года Преосвященный митрополит Пафский Хризостом был избран новым Предстоятелем Кипрской Православной Церкви. 12 ноября 2006 года в кафедральном соборе святого Иоанна Богослова в городе Никосия, Кипр, состоялась интронизация Блаженнейшего Архиепископа Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостома II. В торжествах интронизации приняла участие делегация Русской Православной Церкви в составе Преосвященного архиепископа Рязанского и Касимовского Павла, главы делегации, и сотрудника ОВЦС МП священника Сергия Говоруна. Глава делегации Русской Православной Церкви огласил приветственное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и преподнес от имени Его Святейшества икону Спасителя. Блаженнейший Архиепископ Хризостом выразил благодарность Святейшему Патриарху Алексию и подчеркнул, что отношениям с Московским Патриархатом придает особую важность. В качестве ответного дара Предстоятелю Русской Православной Церкви Его Блаженство передал серебряную икону святого апостола Варнавы. Во время встречи с представителями Московского Патриархата Блаженнейший Архиепископ Хризостом сообщил, что желает упрочения связей с Русской Православной Церковью и считает необходимым открыть новую главу в отношениях с нею. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Отметить участие делегации Русской Православной Церкви в торжествах по случаю интронизации Блаженнейшего Архиепископа Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостома II. 3. Выразить надежду на то, что традиционные братские связи, соединяющие Русскую и Кипрскую Православную Церкви будут и далее укрепляться и развиваться во благо обеих Церквей и всей полноты Православия. ЖУРНАЛ СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей о пленарном заседании Совместной православно-лютеранской комиссией по богословскому диалогу. СПРАВКА: 2—9 ноября 2006 года в Братиславе (Словакия) состоялось 13-е пленарное заседание Совместной православно-лютеранской комиссии по богословскому диалогу, посвященное теме «Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви». Сопредседателями заседания были с православной стороны — митрополит Сасимский Геннадий, с лютеранской стороны — епископ Дональд МакКайд (Юго-Западный Пеннсильванский Синод, США).

http://mospat.ru/archive/86322-zhurnaly-...

Ещё ранее, 12 октября 2005 года, конференция по евхаристической проблеме состоялась в стенах православного Свято-Тихоновского богословского университета. Было зачитано несколько докладов. В состоявшейся дискуссии православное учение о преложении поддержали, в частности, протоиерей Валентин Асмус , иерей Вадим Леонов , диакон Михаил Желтов . Иерей Димитрий Пашков в своём докладе «Евхаристия и Голгофская Жертва» привёл целый ряд святоотеческих высказываний о тождестве литургической и исторической Плоти Богочеловека. В докладе А.А. Волкова «Богословие Евхаристии в древних испано-мозарабских евхаристических молитвах» было озвучено весьма интересное утверждение о том, что в исследованных докладчиком текстах вера в действительность евхаристического преложения выражается, в частности, в таких сильных выражениях, как transmutatio («перемена, изменение») и transformatio («преобразование, изменение») 222 . В Санкт-Петербургской Духовной Академии, насколько можно судить, православное богословие Евхаристии поддерживает подавляющее большинство профессорско-преподавательской корпорации. Наши богословские учебные заведения официально выразили своё отрицательное отношение к евхаристической концепции, выраженной в совместном документе на конференции, состоявшейся в Братиславе 2–9 ноября 2006 года. Соответствующие отзывы можно найти на интернет-сайте Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви 223 . Там отмечается, что против евхаристической позиции участников указанной конференции выступили такие авторитетные в богословском плане учебные заведения и учреждения, как Московская и Санкт-Петербургская Духовные Академии, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, а также Издательский Совет Русской Православной Церкви и издательство «Православная энциклопедия». Как и прежде, голос Церкви, выраженный этими авторитетными инстанциями, свидетельствует о единстве православных по евхаристическому вопросу, а также о несовместимости теории consubstantiatio с православным вероучением.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

Особая сложность состояла в том, что вопрос сущности освящённых Даров многими воспринимался через призму различных протестантских евхаристических теорий, поскольку инославные евхаристические идеи уже давно нашли отклик в умах некоторых отечественных богословов. Необходимо было объяснить студентам принципиальное отличие православного учения о литургическом преложении хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы от инославных евхаристических теорий. Как известно, в настоящее время евхаристическая тема является одной из главных в контексте православного диалога с инославием. В этой связи она весьма актуальна. Автор не ограничивался констатацией факта неприятия Православной Церковью протестантской евхаристологии, а также указанием разницы между православным и неправославными учениями по интересующему нас вопросу, но стремился объяснить, почему последние принципиально недопустимы для православного сознания. В процессе работы становилось всё более очевидным, что инославные евхаристические концепции несовместимы с православным вероучением в целом: они не соответствуют православной интерпретации евхаристических мест Священного Писания и святоотеческих творений, грубо противоречат не только православной евхаристологии и в целом сакраментологии, но также христологии, триадологии, сотериологии и экклезиологии. В книге рассмотрены различные аргументы противников пресуществления. Эти аргументы автору довелось слышать из уст самых разных людей, а также читать в различных книгах и статьях, так или иначе касающихся рассматриваемого вопроса. Основные идеи, вошедшие в книгу, были озвучены автором ещё в 2006 году в эфире православной радиостанции «Радонеж». Но в то время книги как таковой не было. Были только черновые записи лекций. Новым импульсом к систематизации сведений из области православной евхаристологии послужило подписание Совместного заявления Православно-лютеранской комиссии по богословскому диалогу «Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви» (2–9 ноября 2006 года, Братислава, Словакия).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

15. Свято-Васильевский монастырь в селе Куйзовка Резинского района Республики Молдова (11.04.2006). 16. Монастырь в честь Успения Божией Матери близ села Коада Язулуй Сынжерейского района Республики Молдова (11.04.2006). 17. Свято-Серафимовский монастырь в селе Татьяновка Марьяновского района Омской области (11.04.2006). 18. Заволжский Свято-Ильинский монастырь в селе Подгоры Волжского района Самарской области (11.04.2006). 19. Свято-Георгиевский монастырь в Предгорном районе Ставропольского края (близ станицы Есентукской) (11.04.2006). 20. Марфо-Мариинский монастырь в селе Ира Кумертаусского района Республики Башкортостан (11.04.2006). 21. Свято-Троицкий Творожковский монастырь в селе Финёва Гора Стругокрасненского района Псковской области (17.07.2006). 22. Спасо-Казанский монастырь в городе Острове Псковской области (17.07.2006). 23. Константино-Еленинский монастырь в поселке Ленинское Выборгского района Ленинградской области (6.10.2006). 24. Крестовоздвиженский монастырь в городе Кизляре Республики Дагестан (26.12.2006). 25. Макариево-Решемский монастырь в поселке Решма Кинешемского района Ивановской области (26.12.2006). 26. Покровский монастырь в селе Лукино Богородского района Нижегородской области (26.12.2006). 27. Рязанский Казанский монастырь в городе Рязани (26.12.2006). 28. Монастырь в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла в городе Бендеры Республики Молдова (Приднестровье) (26.12.2006). 29. Монастырь во имя Святителя Иннокентия, Митрополита Московского в селе Раздольное Биробиджанского района Еврейской автономной области (21.08.2007). 30. Свято-Сергиевский монастырь в селе Алексеевка Базарно-Карабулакского района Саратовской области (12.10.2007). 31. Николо-Косинский монастырь в деревне Косино Старорусского района Новгородской области (7.11.2007). 32. Сухотинский Знаменский монастырь в селе Сухотинка Знаменского района Тамбовской области (27.12.2007). 33. Мамонтовский Никольский монастырь в селе Мамонтово Сосновского района Тамбовской области (27.12.2007).

http://pravmir.ru/doklad-svyatejshego-pa...

Откровение сниже . Автор материала – Олег Заев , руководитель Информационно-консультационного центра по вопросам сектантства при соборе святого Александра Невского, город Новосибирск, дает оценку книги Даниила Андреева «Роза Мира» с точки зрения православной Церкви//Фома. - – июль 2006. – С.100. – (рубрика « Кино-театр »). Реклама : С.101. Галерея: « Страшно быть недостойной» . Живопись Алисы Каргиной : Подборка репродукций работ молодой художницы. Во вступительной статье Дарья Рощеня рассказывает о ее творчестве//Фома. - – июль 2006. – С.102-107. – (рубрика « Галерея »). Чтение: Максим Яковлев . Блаженны плачущие : Повесть-сказка (Окончание. Начало в 5-6 за 2006 год)/Рисунки Юлии Кузенковой//Фома. - – июль 2006. – С.108-112. – (рубрика «Ч тение »). Реклама: Нового сборника повестей и рассказов Максима Яковлева «Ничего не бойся». – С.113. Что читать: Дмитрий Володихин //Фома. - – июль 2006. – С.114. – (рубрика « Что читать »). Представил и прокомментировал книгу: Сергей Алексеев. Ярослав Мудрый . Самовластец Киевской Руси . – М.: Вече, 2006. – 304 с. – (серия «Устроители земли Русской»). Юрий Максимов //Фома. - – июль 2006. – С.114-115. – (рубрика « Что читать »). Представил и прокомментировал книги: Иеромонах Иов (Гумеров). Вопросы священнику. – М.: Сретенский монастырь, 2005. – 240 с. Преподобный Амвросий Оптинский . Умудряйся и смиряйся. – М.: Сретенский монастырь, 2006. – 416 с. – (Письма о духовной жизни). Святитель Василий Великий. Примите слово мое . – М.: Сретенский монастырь, 2006. – 384 с. – (Письма о духовной жизни). Библейские истории . – М.: Сретенский монастырь, 2006. – 160 с. – (Семейное чтение). Адаптированный пересказ основных эпизодов Ветхого и Нового Завета, выполненный Лизой Келдвелл и отредактированный иеромонахом Иовом (Гумеровым).   Г. И. Шиманский . Учение святых отцов о страстях и добродетелях . – М.: Сретенский монастырь, 2006. – 672 с. Мультимедиа: Юрий Максимов. Представляет новые мультимедиа-диски православной тематики//Фома. - – июль 2006. – С.116. – (рубрика « Мультимедиа »). Подробно рассказано о трех дисках:

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-39-i...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010