Литература. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. С. 69–72; Давыденков О. , прот. Догматическое богословие. Ч.1,2.С.76–82. Вопрос 12. Божественное Откровение: понятие, виды и способы сохранения. Понятие о Священном Предании. Формальное Предание, его структура Ответ. Поскольку «по греховной нечистоте и немощи духа и тела» не все способны общаться с Богом «лицом к Лицу», то и «не все человеки способны непосредственно принять Откровение от Бога». Поэтому Бог «употребил особенных провозвестников Откровения Своего, которые бы передали оное всем человекам, желающим принять оное» («Пространный катихизис»). К числу таких провозвестников принадлежат Адам, Ной, Авраам, Моисей и все ветхозаветные пророки, проповедавшие «начатки Откровения Божия». Божественное Откровение – не однократный акт, а процесс. В ветхозаветные времена Бог постепенно открывал людям знание о Себе, приспособляясь к способности восприятия дохристианского человечества. В Новом Завете мы имеем завершение и исполнение ветхозаветного Откровения в Лице Господа Иисуса Христа, воплотившегося Сына Божия, Который во всей необходимой для нашего спасения «полноте... и совершенстве принес на землю Откровение Божие». «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин.1:18 ); «...никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын Хочет открыть» ( Мф.11:27 ). Откровение Бога во Христе предназначено «для всех человеков, как для всех нужное и спасительное», потому что Бог хочет, чтобы «все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим.2:4 ). Незадолго до Своего Вознесения на небо Господь Иисус Христос, посылая апостолов на проповедь , говорит: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:19–20 ). Т. о., во Христе Божественное Откровение обращено ко всем народам и предназначено на все времена. Во Христе мы имеем Божественное Откровение во всей полноте, потому что Господь сообщил нам все необходимое для спасения. Ветхозаветные пророки говорили «многократно и многообразно» ( Евр.1:1 ), поскольку каждый из них сообщал только ту малую часть знания о Боге, которая ему лично открылась. Кроме того, в Ветхом Завете Откровение было опосредованным, так как каждый из пророков свидетельствовал о том, что ему как человеку было открыто о Боге. Во Христе Откровение не фрагментарно, а целостно и полно, потому что Христос не просто Тот, Кто нечто знает о Боге, а Сам Бог . Это уже не свидетельство человека о своем опыте богопознания – во Христе Сам Бог открывает нам истину о Себе.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Лосского , посмертно изданный его учениками. Автор, не вдаваясь в историю богословских споров, смог в кратком и в то же время очень емком изложении показать глубину и единство богословской мысли святых отцов разных эпох. В основание всей догматической системы В. Лосского легло учение о Божественных энергиях святого Григория Паламы . Это сочинение воспринимается как живое свидетельство Православия. В сравнительно небольшом по объему курсе, конечно, нельзя было одинаково полно осветить все вопросы догматики. Некоторых важных догматических тем автор касается только вскользь (например, учения о Таинствах). В данном сочинении заметно влияние предшествовавших трудов прот. Георгия Флоровского и меньше – «Догматики» епископа Сильвестра. VIII. ПОНЯТИЕ О БОГОПОЗНАНИИ 1. Естественный и сверхъестественный пути богопознания Человек сотворен для богообщения и богопознания. Апостол возвещает, что Бог от одной крови... произвел весь род человеческий... дабы они (люди) искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем, и движемся, и существуем... ( Деян. 17, 26–28 ) В контексте Библии познать нечто – значит изведать на опыте. Так познаются страдания ( Ис. 53, 3 ) и грех ( Прем. 3, 13 ), война ( Суд. 3, 1 ) и мир ( Ис. 59, 8 ), добро и зло ( Быт. 2, 9, 17 ). Познание 108 в этом смысле всегда сопровождается некими глубокими изменениями в личности познающего. Познать кого-нибудь – значит вступить с ним в личные отношения, в той или иной мере приобщиться к жизни другой личности. Познать Бога – божественный призыв, обращенный к человеку, откликнуться на него – значит приобщиться к жизни Самого Бога: сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого Истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа ( Ин. 17, 3 ). Богопознание не является каким-то единичным актом, а есть бесконечный процесс возрастания человека в благодати и истине, ибо «совершенство и самых совершенных... несовершенно» 109 . Имеются два различных образа богопознания: естественный и сверхъестественный.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Мир над Йисраэйлем! 126 (1) Песнь ступеней. Когда возвратил Г-сподь пленников Цийона, были мы как во сне. (2) Тогда наполнятся уста наши смехом и язык наш – пением. Тогда скажут между народами: " Великое сотворил Г-сподь с этими! " (3) Великое сотворил с нами Г-сподь – рады были мы. (4) Возврати, Г-споди, пленников наших, как русла (потоки) в Нэгэве. (5) Сеявшие в слезах – жать будут с пением. (6) Идет и плачет несущий суму с семенами, придет с песней несущий снопы свои. 127 (1) Песнь ступеней Шеломо. Если Г-сподь не созидает дома, напрасно трудятся строящие его; если Г-сподь не стережет города, напрасно усердствует страж. (2) Напрасно вы рано встаете, поздно сидите, едите хлеб печали; такое дает Он (во) сне возлюбленному Своему. (3) Вот наследие Г-сподне – дети, вознаграждение – плод чрева. (4) Что стрелы в руке сильного, то сыновья юности. (5) Счастлив муж, который наполнил ими колчан свой. Не будут пристыжены, когда с врагами говорить будут во вратах. 128 (1) Песнь ступеней. Счастлив всякий боящийся Г-спода, следующий путям Его. (2) Когда ешь ты (от) плодов труда рук твоих, счастлив ты и благо тебе. (3) Жена твоя, как лоза виноградная плодоносная, во внутренних покоях дома твоего; сыновья твои, как молодые деревца масличные, вокруг стола твоего. (4) Вот так благословится . муж, боящийся Г-спода. (5) Благословит тебя Г-сподь с Цийона и увидишь благополучие Йерушалаима во все дни жизни твоей. (6) И увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир над Йисраэйлем! 129 (1) Песнь ступеней. Много страданий причиняли мне от юности моей, – скажет Йисраэйль. (2) Много страданий причиняли мне от юности моей, но не превозмогли меня. (3) На спине моей пахали пахари, длинную борозду провели на ней. (4) Г-сподь праведен, рассек Он верви нечестивых. (5) Пусть пристыжены будут и отступят назад все ненавидящие Цийон. (6) Да будут они, как трава на крышах, которая засыхает раньше, чем вырвана она, (7) Которой не наполняет жнец руки своей и полы своей – вяжущий снопы; (8) И не говорят проходящие: " Благословение Г-сподне на вас! Благословляем вас именем Г-сподним " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Мир над Йисраэйлем! 126 (1) Песнь ступеней. Когда возвратил Гсподь пленников Цийона, были мы как во сне. (2) Тогда наполнятся уста наши смехом и язык наш – пением. Тогда скажут между народами: “Великое сотворил Гсподь с этими!” (3) Великое сотворил с нами Гсподь – рады были мы. (4) Возврати, Гсподи, пленников наших, как русла (потоки) в Нэгэве. (5) Сеявшие в слезах – жать будут с пением. (6) Идет и плачет несущий суму с семенами, придет с песней несущий снопы свои. 127 (1) Песнь ступеней Шеломо. Если Гсподь не созидает дома, напрасно трудятся строящие его; если Гсподь не стережет города, напрасно усердствует страж. (2) Напрасно вы рано встаете, поздно сидите, едите хлеб печали; такое дает Он (во) сне возлюбленному Своему. (3) Вот наследие Гсподне – дети, вознаграждение – плод чрева. (4) Что стрелы в руке сильного, то сыновья юности. (5) Счастлив муж, который наполнил ими колчан свой. Не будут пристыжены, когда с врагами говорить будут во вратах. 128 (1) Песнь ступеней. Счастлив всякий боящийся Гспода, следующий путям Его. (2) Когда ешь ты (от) плодов труда рук твоих, счастлив ты и благо тебе. (3) Жена твоя, как лоза виноградная плодоносная, во внутренних покоях дома твоего; сыновья твои, как молодые деревца масличные, вокруг стола твоего. (4) Вот так благословится . муж, боящийся Гспода. (5) Благословит тебя Гсподь с Цийона и увидишь благополучие Йерушалаима во все дни жизни твоей. (6) И увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир над Йисраэйлем! 129 (1) Песнь ступеней. Много страданий причиняли мне от юности моей, – скажет Йисраэйль. (2) Много страданий причиняли мне от юности моей, но не превозмогли меня. (3) На спине моей пахали пахари, длинную борозду провели на ней. (4) Гсподь праведен, рассек Он верви нечестивых. (5) Пусть пристыжены будут и отступят назад все ненавидящие Цийон. (6) Да будут они, как трава на крышах, которая засыхает раньше, чем вырвана она, (7) Которой не наполняет жнец руки своей и полы своей – вяжущий снопы; (8) И не говорят проходящие: “Благословение Гсподне на вас! Благословляем вас именем Гсподним”.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

Мы приняли также божественное дуновение из божественных Его уст, духовное дуновение, дуновение - проводник всякой благо­дати. Мы были Владыкою рукоположены во владыки отпущения грехов; мы сделались также господами в суд над грешниками, приняв от Него знаком такое изречение: " Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся " (Ин. 20:23). Мы насладились такими словами Спасителя, вкусили таких даров; нам, встретившимся с богатым Владыкою, невозможно было не обогатиться; только ты, не присутствуя, остался нищим. Что же им Фома? Вы видели Господа? Прекрасно. Итак, Кого вы созерцали, (Того) больше почитаете; Кого рассматривали, пребываете в проповеди (о Том,). А я " если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю " (Ин. 20:25). Но не уверовали бы вы, если бы прежде всего не созерцали; так и я: если не увижу, не уверую. Останься, Фома, при таком желании, старательно останься, чтобы я был утверждён душою, когда ты будешь смотреть; останься, ища сказавшего: " ищите, и найдете " ( Мф. 7:7); не просто мимоходом исследуй, (но) пока не найдёшь сокровища, которое ищешь; останься, ударяя в дверь беспрекословного знания, пока тебе её откроет сказавший: " стучите, и отворят вам " ( Мф. 7:7). Дорого мне твое разно­мыслие, как отсекающее всякое разномыслие; люблю твой любо­знательный нрав, как устраняющий всякий спор; охотно слу­шаю тебя, не раз говорящего: " если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю " . Когда ты не веруешь, я учусь веро­вать; когда ты заступом языка взрываешь пашню божественного тела, я без труда пожинаю плод и для себя накапливаю. Если не увижу этими своими глазами на Его святых руках борозд, которые провели безбожные, никак не соглашусь с вашими словами; если не вложу этого своего перста в углубление от гвоздей, не приму вашего Евангелия; если не буду дер­жать этою своею рукою тот бок, неподозрительного свидетеля воскресения, не могу поверить вашему мнению.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1653...

Мы приняли также божественное дуновение из божественных Его уст, духовное дуновение, дуновение - проводник всякой благодати. Мы были Владыкою рукоположены во владыки отпущения грехов; мы сделались также господами в суд над грешниками, приняв от Него знаком такое изречение: " Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся " (Ин. 20:23). Мы насладились такими словами Спасителя, вкусили таких даров; нам, встретившимся с богатым Владыкою, невозможно было не обогатиться; только ты, не присутствуя, остался нищим. Что же им Фома? Вы видели Господа? Прекрасно. Итак, Кого вы созерцали, (Того) больше почитаете; Кого рассматривали, пребываете в проповеди (о Том,). А я " если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю " (Ин. 20:25). Но не уверовали бы вы, если бы прежде всего не созерцали; так и я: если не увижу, не уверую. Останься, Фома, при таком желании, старательно останься, чтобы я был утверждён душою, когда ты будешь смотреть; останься, ища сказавшего: " ищите, и найдете " (Мф. 7:7); не просто мимоходом исследуй, (но) пока не найдёшь сокровища, которое ищешь; останься, ударяя в дверь беспрекословного знания, пока тебе её откроет сказавший: " стучите, и отворят вам " (Мф. 7:7). Дорого мне твое разномыслие, как отсекающее всякое разномыслие; люблю твой любознательный нрав, как устраняющий всякий спор; охотно слушаю тебя, не раз говорящего: " если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю " . Когда ты не веруешь, я учусь веровать; когда ты заступом языка взрываешь пашню божественного тела, я без труда пожинаю плод и для себя накапливаю. Если не увижу этими своими глазами на Его святых руках борозд, которые провели безбожные, никак не соглашусь с вашими словами; если не вложу этого своего перста в углубление от гвоздей, не приму вашего Евангелия; если не буду держать этою своею рукою тот бок, неподозрительного свидетеля воскресения, не могу поверить вашему мнению.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1653...

Нам дарована, наконец, свобода союзов. Эта свобода состоит в том, что теперь люди различных профессий могут соединяться вместе и сообща обсуждать свои дела. И каких только союзов не существует у нас благодаря этой, дарованной нам, свободе! Так, например, существуют союзы педагогические, ученические, родительские; существуют союзы адвокатские, железнодорожнические, рабочие и разные другие. Хорошо, конечно, если все эти союзы предпринимаются с мирною целью, с целью усовершенствования материального быта тех или иных людей, т. е., если они происходят на экономической почве; но дурно то, если они предпринимаются с воинственною целью, с целью ниспровержения существующего у нас государственного порядка, т. е., если они происходят на политической почве. В таком случае добра от этих союзов ждать нам никакого нельзя, кроме зла. К нашим революционерам, стремящимся не к объединению России, а к разделению её на части, и потому желающим не спасения её, а погибели, к нашим революционерам, соединяющимся в тесные между собою союзы и собирающимся в различных местах для провозглашения своих свободолюбивых мыслей и речей, вполне приложимы слова ветхозаветного пророка Осии: «заключают союзы, клянутся ложно, говорят слова пустые: нет у нас царя; ибо мы не убоялись Господа, а царь – что он нам сделает» ( Ос.10:3–4 )? Да исполнятся на них и следующие слова того же пророка: «за то явится суд над ними, как ядовитая трава на бороздах поля». ( Ос.10:4 ). Христиане, если и соединяются между собою в различные союзы, то соединяются с тою именно целью, чтобы не порвать союза своего с Господом, о котором говорит пророк Иеремия: «идите и присоединитесь к Господу союзом вечным, который не забудется» ( Иер.50:5 ) и, следовательно, не расторгнется во веки. Но как осуществляется на земле этот «вечный союз» людей с Господом? Он осуществляется, как известно, посредством веры, надежды и любви – этих трех главнейших и важнейших добродетелей христианских. По словам ап. Павла, мы должны «поступать» в своем звании христианском, «в которое призваны», «со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг к другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» ( Еф.4:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Romas...

Не скажет прохожий траве, что сгорела дотла: «Благословение Божье всему, что земля родила!» Н. Басовский - 129-й псалом (Песнь восхождения) Край, что Господом дарован, был бы нашим раем, но, увы, ещё не скоро нам дойти до цели. С юных лет меня теснили, говорит Израиль, с юных лет меня теснили, но не одолели. Стал привычен к поношенью, стал привычен к боли, и, увы, ещё не скоро вырваться из круга. На спине враги пахали, вспахивали поле — до сих пор не заживают борозды от плуга. Лишь на Господа надейтесь, уповайте, братья: Он рассеет нечестивых жалкою толпою; те, кто ненависть посеял, соберут проклятья и уйдут, одно глумленье унося с собою. И окажутся травою, что на крыше всходит — той, которая под солнцем, не созрев, поляжет: жнец для острого орудья стебля не находит, а за ним идущий следом и снопа не свяжет. И лежать её на крыше люди оставляют и проходят мимо дома, не всходя по сходням, и никто их, проходящих, не благословляет, как положено при встрече, именем Господним. Псалом 129. Канонический русский перевод Песнь восхождения. 1 Из глубины взываю к Тебе, Господи. 2 Господи! услышь голос мой. Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих. 3 Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, — Господи! кто устоит? 4 Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою. 5 Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю. 6 Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи — утра, более, нежели стражи — утра. 7 Да уповает Израиль на Господа, ибо у Господа милость и многое у Него избавление, 8 и Он избавит Израиля от всех беззаконий его. Н. Гребнев - Псалом 129 О Господи, услышь Ты голос мой, Слух преклони Свой к моему моленью. Коль все карать Ты будешь прегрешенья, Кто сможет устоять перед Тобой? Но у Тебя, о Боже, власть прощенья, И мы стоим с повинною главой. Я жив надеждою, что Ты мне тоже За упованье милостью воздашь, Тебя нетерпеливей жду я, Боже, Чем ждет рассвета полуночный страж. Израиль верует, что Ты простишь Его, когда колена он преклонит, И от врагов несметных оградишь,

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

Неизменяемость Бога Откровение противопоставляет человеческому непостоянству: Бог не человек, чтобы Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться ( Чис. 23, 19 ) – и изменяемости вселенной: в начале Ты основал землю, и небеса – дело Твоих рук. Они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду. Ты переменишь их, и изменятся. Но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся ( Пс. 101, 26–28 ). Вместе с тем, неверно было бы мыслить Бога неким замкнутым в Себе, застывшим Абсолютом. Бог есть жизнь, которая не может быть описана с помощью привычных нам понятий «покоя» и «движения». Бог неизменен в Своей природе, но Ему свойственен безначальный и нескончаемый динамизм жизни. Ареопагитики говорят, что «Он неизменен и неподвижен в движении, и, вечно двигаясь, Он остается в Самом Себе» 186 . Постоянно исходя в мир в Своих энергиях, Он остается абсолютно неподвижным, т.к. животворящие лучи Божества ни в коей мере не обусловлены миром, они – вечное сияние Его Сущности. «Если мы приписываем Ему движение, то имеем в виду, что Он порождает в тварных существах любовь, которая заставляет их к Нему устремляться», – пишет святой Максим Исповедник 187 . Рождение Сына и исхождение Святого Духа в недрах Святой Троицы совершаются вечно, непрестанно и нескончаемо, поэтому не нарушают неизменяемости Божества. Схождение на землю Сына Божия также не внесло что-либо новое в образ Святой Троицы, т.к. в Воплощении Божественная природа Сына не претерпела изменений и не смешалась с Его человеческим естеством. Творение мира не привело к переменам в воле или природе Божества, потому что мир сотворен Богом в соответствии с Его предвечным замыслом и по своей природе не имеет ничего общего с нетварной Природой. Впрочем, иногда Писание, приспосабливаясь к нашему образу восприятия, говорит о том, что Бог может раскаиваться, менять гнев на милость и не исполнить того, что обещал. Все подобные слова Откровения следует понимать не буквально, а в том смысле, что одно и то же Божественное действие человек может воспринимать различно, изменяясь к добру или злу. Исидор Пелусиот по поводу выражения: сия измена десницы Вышняго ( Пс. 76, 11 ) – замечает: «Божественная... десница неизменяема, всегда также и могущественна, не допуская перемены на лучшее (потому что она – высочайшая добродетель), ни преложения на худшее (потому что это для нее невозможно), прелагает же и изменяет тех, которые имеют нужду в улучшении» 188 . В. ВЕЧНОСТЬ

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Ничто не сокрыто от всевидящего ока Божества. Нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его ( Евр. 4, 13 ). Он знает вес ветра, воде – меру, устав, данный дождю, и путь, назначенный для громоносной молнии ( Иов 28, 25–26 ). Он видит каждый шаг человека ( Иов 34, 21 ), проникает в самую глубину его сердца ( Иер. 17, 10 ), ведает его помышления ( Пс. 37, 10 ). Он знает все совершенное человеком, все возникавшие в его сердце намерения ( 1Кор. 4, 5 ) и сказанные им слова ( Мф. 12, 36 ) и будет судить обо всем этом в Последний День. Богу одинаково хорошо известны прошедшее, настоящее и будущее. «Господи! – восклицает Псалмопевец, – Ты разумеешь помышления мои издали... и все пути мои известны Тебе. Еще нет слова на языке моем, – Ты, Господи, уже знаешь его совершенно» ( Пс. 138, 1–4 ). Божественное всеведение – это не предопределение. Бог наперед знает все доброе и худое, чему предстоит произойти, но не предопределяет линию поведения разумных существ. «Бог все предвидит, но не все предопределяет, – пишет святой Иоанн Дамаскин . – Так, Он предвидит то, что находится в нашей власти (наши поступки), но не предопределяет этого; ибо Он не хочет, чтобы явился порок, но не принуждает силой к добродетели» 215 . Божественное предвидение не связывает свободу твари. Так, свобода наших ближних не нарушается оттого, что мы предугадываем их поступки. По своей благости и справедливости Господь предопределил лишь то, «что не находится в нашей власти» 216 . Так, Он предопределил нам жить и пользоваться свободой, и «добродетель дана нам Богом вместе с нашей природой ... без Его содействия и помощи для нас невозможно ни хотеть, ни делать добра. Но в нашей власти или остаться в добродетели и последовать Богу... или оставить добродетель, т.е. жить порочно и последовать диаволу, который – правда, без принуждения – нас к этому призывает» 217 . В. ВСЕМОГУЩЕСТВО В явлении Аврааму Бог именует Себя Всемогущим (евр. «шаддай» – от корня «шадад» – превосходить силой). Божественная мощь беспредельна. Бог творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах ( Пс. 134, 6 ). Он не колеблется в Своих решениях ( Чис. 23, 19 ). Его святая воля, наделенная могуществом, никогда не остается неисполненной. Бог решил; и кто отклонит Его? Он делает, чего хочет душа Его ( Иов 23, 13 ). У Него не останется бессильным никакой глагол ( Лк. 1, 37 ). Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось ( Пс. 32, 9 ). Его деятельная мысль «неизменно становится чьим-нибудь бытием». Так, святой Иоанн Дамаскин пишет, что Бог «творит мыслью» 218 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010