Православная Восточная Церковь под первородным грехом всегда понимала то «семя тли», ту наследственную порчу природы и склонность ко греху, которую все люди получают от Адама посредством рождения. Зачатие и рождение – канал, по которому передается прародительская порча. «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» ( Пс.50:7 ), – восклицает Давид, а Апостол Павел прямо связывает греховную порчу человеческой природы с грехом прародителей: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили» ( Рим.5:12 ). Таким образом, первородный грех – наследственная поврежденность человеческой душевно-телесной природы, общая склонность людей к греховным поступкам. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ. Сформулируйте причину и цель сотворения мира. Составьте схему трехсоставной природы человека. Объясните разницу между «образом Божьим» и «подобием Божьим» в человеке. Разъясните, в чем разница назначения человека по отношению к Богу и по отношению к самому себе. Составьте таблицу из пяти граф, где перечислите главные задачи человека по отношению к безличному творению. Назовите главную причину появления зла. Объясните учение Церкви по вопросу существования зла в этом мире. В чем сущность зла? В чем сущность грехопадения? Что означает понятие «духовная смерть»? Что означает понятие «физическая смерть»? Дайте определение первородного греха. 6 Написана по книге: Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит. Догматическое богословие. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1997. с.170. 8 Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит. Догматическое богословие. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1997. с.171. 9 Написана по книге: Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит. Догматическое богословие. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1997. с.207. 22 Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит. Догматическое богословие. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1997. с.237. 24 Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит. Догматическое богословие. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1997. с.237.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Dergale...

Глава 10 1–5. Обличение Израиля и возвещение предстоящего ему наказания. Ос.10:1 . Израиль – ветвистый виноград, умножает для себя плод: чем более у него плодов, тем более умножает жертвен­ники; чем лучше земля у него, тем более украшают они кумиры. Пророк хочет сказать, что чем более Израиль получил милостей от Бога, тем более забывал он Бога и привязывался к идолам. Вместо слов русск. текста «украшают они кумиры» (mazzeboth) в слав. «возгради капища», евр. mazzeboh означает статуя и в данном месте, вероятно, статуя Ваала. Ос.10:2 . Разделилось сердце их, за то они и будут нака­за­ны: Он раз­рушит жертвен­ники их, сокрушит кумиры их. «Разделилось сердце их», т. е. разделилось между Богом и Ваалом, стало лживым. LXX евр. chalak (libbam) читали во множ. ч. ; отсюда в слав.: «разделиша сердца своя». Ос.10:3 . Теперь они говорят: «нет у нас царя, ибо мы не убоялись Го­с­по­да; а царь, – чтó он нам сделает?» Обыкновенно комментаторы относят речь пророка в 3 ст. к будущему. Постигнутые бедствиями Израильтяне скажут: «нет у нас царя», который помог бы нам; если мы не боялись Господа, то что может сделать для нас царь? При этом, многие толкователи (Шегг, Кнабенб., Шальц) под царем, о котором говорит пророк, разумеют золотого тельца или идолов. По объяснению Гоонакера, пророк говорит о настоящем («а теперь»); слова «нет у нас царя» слова народа, а дальнейшее – ответ пророка. Мысль пророка такая: Они говорят: «нет у нас царя». Но, отвечает пророк, если мы не боялись Господа, то что может сделать царь? Слова «нет у нас царя» – или выражение сожаления (нет, у нас царя, и отсюда наши бедствия) или возражение против предсказаний пророка (­­ разве нет у нас царя, который бы защитил нас?). Ос.10:4 . Говорят слова пустые, клянут­ся ложно, заключают союзы; за то явит­ся суд над ними, как ядовитая трава на бороздах по­ля. Пророк касается политической жизни страны и перечисляет ряд преступлений Израиля. «Говорят слова» (LXX вместо debru читали прич. форму dober, отсюда слово: «глаголяй»), т. е. только слова, пустые речи. «Клянутся ложно» – вместо aloth клясться LXX читали irwth «предлога», «извинения», рассматривая это как дополнение к предшествующему dober; отсюда, в слав.: «извинения ложная». «Заключают союзы» (слав. «завещает завет»): пророк разумеет союзы с чужеземцами – египтянами и ассирянами. «За то явится суд над ними, как ядовитая трава на бороздах поля» (­­ слав. «аки троскот ( αγρωστις) на лядине селней»). Речь идет о наказании (­­ суд) Израиля. Пророк сравнивает наступление суда Божия по тяжести наказания с обилием сорной травы (rosch горькая ядовитая трава), появляющейся на бороздах поля.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит Исайя (Белов) Часть вторая. Догмат о Пресвятой Троице 1. Политеизм и два монотеизма На заре человеческой истории вера в Единого Бога была достоянием всех людей. Откровение о единобожии наши прародители восприняли в раю и передали своим потомкам. Это предание длительное время сохранялось среди наших предков, пока погружение в плотскую жизнь и омрачение разума, воли и чувств людей в страстях нечестия не привели к тому, что большая часть человечества утратила истинное представление о Боге. Люди, познав Бога, не прославили Его как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному, человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся... Они заменили истину Божию ложью и поклонялись... твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь, – так объясняет Апостол появление язычества – политеизма ( Рим. 1, 21–23, 25 ). Ко времени жизни патриарха Авраама вера в Единого Бога была достоянием немногих праведников, к которым принадлежал, например, Мелхиседек, царь Салимский. В потомстве Авраама монотеистическая вера была вновь утверждена Богом и ограждена строгими предписаниями Закона. Так, пророк Моисей наставлял евреев: «Слушай, Израиль: Господь Бог наш, Господь един есть» ( Втор. 6, 4 ). Сам Бог возвещает через пророка Исаию: «Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» ( Ис. 44, 6 ), «Я Господь и нет иного» ( Ис. 45:5 и др.). Истина единства (единственности) Бога нашла подтверждение в новозаветной проповеди Спасителя: «Господь Бог наш есть Господь единый» ( Мк.12:29 ). В Своей первосвященнической молитве Христос молится Единому Истинному Богу ( Ин. 17, 3 ). Апостол так же учит: нет иного Бога, кроме Единого ( 1Кор. 8, 4 ). Проповедь монотеизма в новозаветные времена встречала многочисленных противников, прежде всего, в лице язычников, остававшихся во тьме идолопоклонства и политеизма, а затем – в лице полухристианских сект гностиков и манихеев. Если гностики допускали, кроме верховного Бога, множество низших божеств – эонов, то учение манихеев было дуалистично. Они учили о вечной борьбе двух начал: доброго и злого. Святые отцы вскрывали логическую противоречивость политеизма и дуализма. Они указывали, что всесовершенный Абсолют, Которым только и должен мыслиться Бог, может быть только один. Два или более независимых Абсолютов непременно ограничивали бы друг друга и потому не имели бы необходимых для Истинного Бога свободы и совершенства, то есть не были бы по сути богами. «Многоначалие есть безначалие» и «многобожие есть безбожие», – говорит святой Афанасий Великий 238 . Существование зла в мире объясняется не дуализмом, а злоупотреблением своей свободой тварными существами (Ангелами и человеком).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

И сыновьями будешь ты гордиться. Тебе, как всем, кто Господа боится И кто подвержен Божьему суду, Да будет суждено благословиться. И зреть тебе в теченье жизни всей Свой край под сенью мира и закона, Увидишь ты детей своих детей И благоденствие земли своей, И Бог благословит тебя с Сиона. Н. Басовский - 128-й псалом (Песнь восхождения) Вовек блажен, кто Господа боится и по Его путям идти готов; блажен, кто к жизни праведной стремится, кто ест и пьёт от собственных трудов. Всевышним это всё благословится покоем сна и благом до краёв: жена и плодовита, и красива, как лозы в винограднике твоём, и сыновья, как саженцы оливы, вокруг стола украсили твой дом, и вправе называться ты счастливым, коль Бога ночью слушаешь и днём. Благословит тебя Господь с Сиона, увидишь в благе Иерусалим, сынов прекрасных налитую грону подарит время сыновьям твоим. И будет жить Израиль по Закону, и мир Господь распространит над ним! Псалом 128. Канонический русский перевод Песнь восхождения. 1 Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль: 2 много теснили меня от юности моей, но не одолели меня. 3 На хребте моем орали оратаи, проводили длинные борозды свои. 4 Но Господь праведен: Он рассек узы нечестивых. 5 Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион! 6 Да будут, как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает, 7 которою жнец не наполнит руки своей, и вяжущий снопы — горсти своей; 8 и проходящие мимо не скажут: “благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!” Н. Гребнев - Псалом 128 Да скажет Израиль: «Как много теснили меня, Как много теснили, но не покорили меня! От древних времен я противился вражеской силе, Хребет мой орали оратаи, борозды проводили. Но праведен Бог наш и свят, Он все узы рассек непреклонно, И, устыдясь, обратились назад Ненавистники Бога Сиона. Они — как трава, та, что кровли собой покрывает, Что зазеленеет едва и тотчас высыхает. Косец не наполнит горсти, охапки не свяжет, Прохожий пути не прервет и слова не скажет.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

Иез.17:7 .  И еще был орел с большими крыльями и пушистый; и вот, эта виноградная лоза по­тянулась к нему сво­ими корнями и про­стерла к нему ветви свои, чтобы он по­ливал ее из борозд рас­садника своего. Второй орел, служащий образом фараона Офры ( Иер 44.30 ), союзника Седекии, описывается хотя подобно первому, но короче без эпитетов: «с длинными перьями», «пестрый», может быть, потому что Египет не обладал такою пестротою подвластных народов и вообще не был столь великою монархией, как Вавилон тогда. – «Чтобы он поливал ее», в чем она, как видно из ст. 5 и 8, совершенно не нуждалась. Вступая в союз с Египтом, Седекия менял одну зависимость на другую. – «Из борозд рассадника своего» – намек на оросительные сооружения Египта и разливы Нила. Слав.: «еже напаяти себе со грудием сада своего» – орошаться со всеми грядками своего сада («грудь» возвышение). Иез.17:8 .  Она была по­сажена на хорошем по­ле, у больших вод, так что могла пускать ветви и при­носить плод, сделаться лозою великолепною. Чтобы ярче показать бесцельность указанного в 7 ст. поведения лозы, опять описываются все выгоды ее местоположения, и в несколько других, сильнейших выражениях, чем в 5 ст.: вместо «земля семени» – «хорошая земля», вместо «широкою» 6 ст. – «великолепною». Иез.17:9 .  Скажи: так говорит Го­с­по­дь Бог: будет ли ей успех? Не вырвут ли корней ее, и не оборвут ли плодов ее, так что она засохнет? все молодые ветви, отросшие от нее, засохнут. И не с большою силою и не со многими людьми сорвут ее с корней ее. «Будет ли ей успех?» Вопрос для усиления отрицания и в знак полной несомненности и очевидности его. – «Не вырвут ли корней ее и не оборвут ли плодов ее». Обратный порядок (ритор. фигура " υστερον προτερον). Снятие плодов – разграбление Иерусалима, вырывание с корнем сожжение его. «Молодые ветви» – другие города и местности царства. – «И не с большою силою». Навуходоносору не было надобности двигать к Иерусалиму все войско. Слав. «и не мышцею ли великою»; «ли» нет в греч. Иез.17:10 .  И вот, хотя она по­сажена, но будет ли успех? Не иссохнет ли она, как скоро коснет­ся ее восточный ветер? иссохнет на грядах, где выросла.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

я пойду за Тобою, Господи! но... тут вновь начинается борьба, жизнь манит к себе, и пылкий ученик стыдливо и робко говорит: но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Отвечая Ему, Христос сравнил с пахарем идущего по пути в жизнь вечную. Пахарь, взявшийся за плуг, должен смотреть вперед, чтобы запряженные в плуг животные тянули ровно, не сбиваясь с борозды, и чтобы плуг шел прямо на надлежащей глубине; только при соблюдении таких условий пахота будет хороша и цель пахаря будет достигнута. А если он будет оглядываться назад, то и животные будут сбиваться с борозды, и плуг будет выскакивать; а через это цели своей пахарь не достигнет. Так точно и человек, решившийся следовать по начертанному Христом пути, должен зорко смотреть вперед, должен постоянно иметь перед собой цель своего шествия, и только тогда он может надеяться войти в те тесные врата Царства Небесного, которые стоят в конце его пути. Но если в нем еще происходит борьба, если он не может отрешиться от соблазнов, если он по временам оглядывается на них, то он не благонадежен для Царствия Небесного, мало того, он не благонадежен и для Царствия Божия (Лк. 9, 62) здесь, на земле. Евангелисты умалчивают о том, как поступили эти два ученика: пошли ли за Иисусом, или же поддались искушению. Надо полагать, что если бы они ушли по домам, то Иисус сказал бы по этому поводу поучение Апостолам, но так как и об этом Евангелисты умалчивают, то, вероятно, эти ученики последовали за Господом. Укрощение бури После того Иисус вошел в лодку с учениками Своими и велел им отплыть на другую, то есть восточную, сторону озера. Они исполнили приказание и отплыли. Отплыли с Ним и другие лодки, как о том свидетельствует Марк, но, вероятно, эти другие лодки отстали или приняли иное направление, так как в дальнейшем повествовании о них не упоминается. Утомленный Иисус заснул на корме. Поднялась страшная буря, волны били в лодку и стали заливать ее, но Он спокойно спал. Ученики, почти все рыбаки этого самого озера, привыкшие бороться с его бурями и непогодами, выбились из сил и в отчаянии будят спавшего Учителя. Слова, с которыми Апостолы и ученики обратились к Иисусу, Евангелисты передают различно. По сказанию Марка, они спросили:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

(16) На это Иегова Бог отвечает так: Вот Я положил на Сионе в основание камень, Камень надежный, краеугольный, Драгоценный, крепко утвержденный: Кто опрется на него, будет непоколебим. (17) Я поставил суд мерилом И правду – отвесом, Буря с градом разрушит пристанище лжи, И убежище ее потопят воды. (18) И расторгнется союз ваш со смертью , И дружба с преисподнею не устоит; Когда разразится сокрушительный бич, Вы будете им попраны. (19) Всякий раз, вторгаясь, он не даст вам покоя; Ходить же будет от утра до утра, Днём и ночью; Один слух о нём будет ужасен. (20) Тогда коротко будет ложе, чтобы выпрямиться, И узок покров, чтобы свободно окутаться. (21) Тогда Иегова поднимется, как на горе Фарасине 154 , Воспылает гневом, как в долине Гаваона, Чтоб исполнить свое дело, дивное Дело, Чтобы совершить судьбы свои, Страшные судьбы свои. (22) Итак не подмывайтесь более, Чтобы не отягощались ваши узы, Ибо я слышу конец и разрушение От Господа Иеговы воинств на всю землю. (23) Напрягите слух и прислушайтесь к гласу моему, С вниманием выслушайте речь мою: (24) Во всякое ли время пашет пахарь для посева, Режет и боронит землю свою? (25) Не так ли, что, когда выровняет ее поверхность, Сеет он чернушку, или рассыпает тмин, Разбрасывает по борозде пшеницу, Также ячмень в особом месте, И полбу с краю его? (26) И такому порядку научил его Бог его, Он наставил его. (27) Ибо не молотят чернушки железным шестом, И колесо молотильни не катают по тмину, Но чернушку выбивают деревянным цепом, А тмин – палкою 155 . (28) Зерновой хлеб вымолачивают, Но не вытирают; Водят по нему колеса молотильни со конями ее, Но так чтобы не растереть его. (29) И это происходит от Иеговы воинств: Дивна премудрость Его, Велико могущество Его! XXII 156 150 Картина, поставленная здесь пророком, изображает внешней вид Самарии, главного города царства Ефремлян. Вот как описывают путешественники вид этого города: «он построен был на горе возвышенной и круглой, как яйцо, и цепь плодородных холмов, амфитеатром возвышающихся вокруг него, действительно представляет издали великолепный венок, охватывающей город» (Mandreii. Sammlung von Reisen in den orient, herausgeg. Von Paulus. p.I p.). К объяснению картины, представленной пророком, нужно еще иметь в виду и общий обычай древних народов, не безъизвестный и евреям ( Npeм. II, 7 8), во время праздничных увеселений украшать головы живыми венками; а при постоянно роскошной жизни ефремлян, венки никогда не сходили с их головы. Посему пророк под одним и тем же образом мог разуметь и местность и жителей Самарии. Что касается до пьянства, то неизвестно, чтобы оно было распространённым здесь пороком; вероятно пророк разумел вообще разврат, уклонение от истинной религии, как это он яснее показывает в следующей главе, 9-м стихе.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

1–3, 5 и 6)». Но как настоящее состояние Израиля и для людей благочестивых мало представляло утешительного, то в Пс. 128 псалмопевец обращает взор Израиля к прошедшей его истории, где представлялось множество ясных доказательств всегдашнего благоволения Божия к рабам своим, которые со всею несомненностью удостоверяли, что и ныне Он не оставит их Своею всесильною помощью. «Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль; много теснили меня от юности моей; но не одолели. На хребте моем 1694 орали оратаи, проводили длинные борозды свои; но Господь праведен; Он рассек узы нечестивых». Так и ныне «да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион; да будут как трава на кровлях, которая, прежде нежели исторгнута, засыхает, которую жнец не наполнит руки своей " … (ст. 1–7) 1695 . Не менее соответствует тому же времени и покаянная молитва Израиля к Господу, какая представляется в следующем 129 псалме. Нравственная порча, от которой предостерегали после-пленного Израиля его тогдашние учители и руководители, успела уже довольно глубоко проникнуть в его среду. Это со скорбью сознавали все еще не совсем развратившиеся Израильтяне 1696 ; а в сознании своей виновности пред Богом, конечно, не смотря ни на какие уверения в покровительстве Господа Своему народу, они не только не могли надеяться себе скорого явления милостивой защиты Божией от врагов или того благословения, которое ниспосылает Господь боящимся Его, но скорее должны были ожидать себе еще более тяжкого наказания Божия. «Беззакония наша стали выше головы, и вина наша возросла до небес… Ты, Боже наш, пощадил нас не по мере беззакония нашего, и дал нам такое избавление… Но не прогневаешься ли Ты на нас даже до истребления нас, так что не будет уцелевших, и не будет спасения 1697 ?» – Вот что от лица народа исповедовал тогда пред Богом Ездра и что могло говорить внутреннее сознание и каждого Израильтянина. Поэтому Израилю прежде всего нужно было смиренно молить Господа, чтобы Он простил грехи его и по великому Своему милосердию не подверг бы его еще большим наказаниям за беззакония его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

1. Божество Отца Христос прославляет Отца, «Господа неба и земли», открывшего Свои тайны незлобивым простецам – Апостолам ( Мф. 11, 25 ). Он учит об Отце, Который так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного ( Ин. 3, 16 ); молится о том, чтобы ученики познали Единого Истинного Бога (Отца) и посланного Им Иисуса Христа ( Ин. 17, 3 ). Апостол также возвещает, что у нас один Бог Отец, из Которого все... ( 1Кор. 8, 6 ) Почти каждое свое послание он начинает словами: «Благодать вам и мир от Бога Отца» ( Рим. 1, 7 ). Он проповедует благословенного Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа – Отца милосердия и Бога всякого утешения ( 2Кор. 1, 3 ). Таким образом, Божество Первой Ипостаси – несомненная истина Откровения. Догмат о Божестве Отца прямо не отвергался даже еретиками, хотя искажался всякий раз, когда искажалось учение о Святой Троице. 2. Божество Сына и Его равенство с Отцом 1 . Христос как Сын Божий и Сын Человеческий соединил в Себе две совершенные природы: Божественную и человеческую. О Христе как Воплощенном Боге возвещает Евангелие, взятое в целом. Например, Апостол пишет, что в Воплощении Сына Божия открылась великая благочестия тайна: Бог явился во плоти ( 1Тим. 3, 16 ). Именование Спасителя Богом уже само по себе свидетельствует о полноте Его Божества. С точки зрения логики, Бог не может быть «второй степени» или «низшего разряда», так как Божественная Природа не подлежит умалению или ограничению. Бог может быть только один и всесовершен. Так, Апостол учит, что во Христе обитает вся полнота Божества телесно ( Кол. 2, 9 ). Евангелист Иоанн также возвещает о Божественности Сына: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» ( Ин. 1, 1 ). Истинность того, что Христос – сущий над всем Бог, благословенный вовеки ( Рим. 9, 5 ), познает и святой Апостол Фома, когда восклицает Воскресшему: «Господь мой и Бог мой» ( Ин. 20, 28 ). По словам Апостола Павла, Христова Церковь – Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею ( Деян. 20, 28 ), и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

1. О том, что я не был в прошедшем собрании вашем, я скорблю; а о том, что вы наслаждались обильнейшей трапезой, радуюсь. Влекущий вместе со мной ярмо тогда провел нам борозду, посеял семена обильной речью и с великой ревностью возделал ваши души. Вы видели очищенный язык, слышали обработанную речь, наслаждались водой, текущей в жизнь вечную, созерцали источник, производящий реки чистого золота. Говорят о некоторой реке, что она приносит частицы золота живущим при ней людям, не потому, чтобы вода по природе своей производила золото, но потому, что источники этой реки протекают по металлическим горам, и река, промывая те горы и увлекая золотоносную землю, делается сокровищем для жителей, доставляя им готовое богатство. Такой реке подражал и этот учитель, наперед проходя по Писаниям, как бы по металлическим горам, и потом принося душам вашим мысли, драгоценнейшие всякого золота. Знаю, что наша речь покажется вам сегодня более бедной. Ведь кто имеет постоянно бедную трапезу, и между тем случайно примет участие в какой-нибудь богатейшей, а потом опять возвратится к своей, тот еще более почувствует ее бедность. Но, несмотря на то, я без лености приступлю к делу. Вы умеете, научившись у Павла, «насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке» ( Флп.4:12 ), и смотреть на богатых и не презирать бедных. Как любители вина и напитков радуются лучшему вину, но не отвращаются и от худшего, так точно и вы, любя слушать Божественные изречения, радуетесь мудрейшим из учителей и к менее совершенным оказываете немалое усердие и ревность. Люди сластолюбивые и изнеженные бывают не довольны и дорогой трапезой; а благонамеренные и трезвые, алкая и жаждая правды, с великой охотой прибегают и к бедной. А что эти слова – не лесть, это весьма ясно вы доказали при прежней нашей беседе с вами. В самом деле, когда мы много говорили вам о браках, доказывая, что отвергать жен или брать отвергнутых при жизни прежних мужей их – значит, несомненно, прелюбодействовать, и читали закон Христов, который говорит: «кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» ( Мф.5:32 ), – тогда я видел, как многие, поникнув головой, ударяли себя по лицу и не могли подняться, – тогда и я, воззрев на небо, сказал: «Благословен Бог , что мы проповедуем не мертвым ушам, но слова наши достигают души слушателей с великой силой».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010