глина горшечнику ? Смотри на благоприятность времени, т.е., на то время, когда они уже имели получить свободу. Чтобы они не думали, что Бог не может совершить такие дела, Он и приводит эти слова. Если бы в то время, как Он употреблял эти слова, они оставались все еще в притеснениях, то они могли подумать, что Он обманул их этими словами, так как не мог освободить их от наказаний. Но Он заключает их уста временем освобождения, чтобы они знали, что то отпущение есть дело неисследуемой и неиспытуемой премудрости, и никому не позволительно обвинять, говорить зло, или исследовать. Когда Он обращается к противникам, то заимствует выражение из быта возделывающего землю: всегда ли земледелец пашет для посева, бороздит и боронит землю свою? (Ис.28:24). Когда же он говорит тем, у которых не было никакой надежды на освобождение, то Он пользуется подобием брения и художника. Вы, говорит, не знаете, что все это Я совершил для вашего научения; все это Я предсказал, а вы не слышали. Если вы не слышали и сами себя подвергли наказанию, то вы и обвиняйте в этом не Меня, а себя. Между тобою и Богом существует не только различие, но это различие таково, как между брением и художником: художник не есть творец брения, но только формы; однако один весьма близок к другому, так как и брение, и художник суть творения; твой же Творец не сотворен, а ты – Его творение. Так как между тобою и Богом весьма большое различие, то и говорится: скажет ли глина горшечнику: " что ты делаешь? " и твое дело скажет ли о тебе: " у него нет рук? " Оно не будет отвечать ни тогда, когда оно брение, ни тогда, когда оно – выделанный сосуд: " когда мне лучше бы было быть брением, зачем ты меня превратил в форму? " или: " когда мне лучше быть обработанным, почему ты допустил мне пребывать брением " ? Это говорится многими бесстыжими философами, которые служат предметом посмеяния и срама для всех. Они желают своим умом исследовать неизмеримую премудрость Божию, потому они отвратительны и ненавистны, за свои болтливые речи, которые они бесполезно повторяют каждый день, не переставая: если творение было добро, то почему оно не изначально? Если же оно зло, то почему оно совершается впоследствии? Что иное должно отвечать на это, кроме следующего: скажет ли глина горшечнику , или творение Творцу своему? Он один знал все, знал также время, когда должно творить. Если, говорят, хорошо творение, то почему не творится каждый день? Но разве ты можешь теперь положить Богу закон? О, гордость и жалость червя, земли и праха! Он спрашивает таким бесстыдным образом основания у природы столь несказанной и неисследуемой, по обычаю развращенных и пустых детей, которые, будучи лишены ума, иногда оскорбляют мудреца. Что сказал пророк, для них не велико, кажется им даже ничем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Говорят: канцелярский, городской и фабричный труд бесполезны для крестьянина и существуют только для обеспеченных людей. Если бы это было справедливо, то и тогда формы городского труда не излишни, так как они нужны для обеспеченных людей. Нельзя считать полезным только то, что необходимо для крестьянина. Экономическое, физическое и духовное преуспеяние всех не крестьян ужели не стоит труда? Человечество представляет собою не уединённые группы существ, но одно целое, в котором верх влияет на низ и низ на верх, и действительное благо одного не проходит бесследно для другого. При внимательном наблюдении можно уследить, что те роды деятельности, которые не относятся к земледелию, небесполезные и для земледельцев. Крестьянин уже почувствовал желание умственной пищи, которой не добудешь сохой и бороной. Между университетами, академиями и низшей крестьянской школой есть несомненная связь. Небесполезные для простолюдинов: суд немздоимный, медицина, научно-популярные книги, рациональное хозяйство, улучшение орудий производства, чугуны, пилы, косы, плуги, молотилки, самовары, пожарные машины, железные дороги, телеграфы, пароходы, зажигательные спички, керосин, часы, лампы, швейные машины, улучшенные семена, лесонасаждение и многое другое, над чем потрудились и трудятся люди науки и городского труда. И искусства, хотя медленно, несут свою дань простолюдину в виде олеографии, улучшенного церковного пения, удобных и изящных храмов и т. п. Все это выработано не простолюдинами, не сохою, а наукой и людьми городского труда. Жаль, что в наших общеобразовательных школах нисколько дети не приучаются к труду. Каждому молодому человеку полезно бы усвоить хоть одно ремесло. Выше мы сказали, что разнообразие труда полезно для трудящегося. Но для совершенства произведений труда, наоборот, нужна специализация труда. Это заметил еще премудрый Сирах, писавший: Мудрость книжная приобретается в благоприятное время досуга, и кто мало имеет своих занятий, может приобрести мудрость. Как может сделаться мудрым тот, кто правит плугом и хвалится бичом, гоняет волов и занят работами их, и которого разговор только о молодых волах? Сердце его занято тем, чтобы проводить борозды, и забота его о корме для телиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Господь Иисус Христос Сам неоднократно утверждал Свое Божественное достоинство 309 . На слова Симона Петра: «Ты Христос, Сын Бога Живого...» – Он ответил: «Блажен ты, Симон... потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на Небесах» ( Мф. 16, 16–17 ). В Евангелии от Иоанна Христос говорит: «Я и Отец – одно» ( Ин. 10, 30 ). На вопрос первосвященников: «Ты ли Христос, Сын Благословенного?» – Он сказал: «Я» ( Мк. 14, 61,62 ). 2. Равенство первых Двух Ипостасей подтверждается равенством и единством Их сил и действии в мире. Ибо кто познал ум Господень? ( Рим. 11, 34 ) Никто из твари. Сын же дерзновенно учит о Своем всеведении: «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца» ( Ин. 10, 15 ); «никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» ( Мф. 11, 27 ) 310 . Воля Сына едина с волей Отца, поэтому «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо что творит Он, то и Сын творит также» ( Ин. 5, 19 ). Эта единая всемогущая воля Божия привела в бытие мир. Мы веруем в «Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли», и в Сына, «Имже вся быша», ибо Сыном создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое... ( Кол. 1, 16 ) После сотворения мира Равнобожественные Ипостаси промышляют о нем. «Отец Мой доныне делает, и Я делаю», – учит Христос ( Ин. 5, 17 ). Единородный Сын неразлучно пребывает со Отцом и имеет единство жизни с Родителем: как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе ( Ин. 5, 26 ). Святой евангелист Иоанн пишет о Сыне: «Возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» ( 1Ин. 1, 2 ). Сын – такой же Источник Жизни, как и Отец, ибо как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет ( Ин. 5, 21 ). Сын равен Отцу. Он являет в Себе всего Отца, поэтому видевший Сына видел Отца ( Ин. 14, 9 ). Все должны чтить Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его ( Ин. 5, 23 ). 3. Наряду с изречениями, подтверждающими Божество Второй Ипостаси, в Писании встречаются тексты, говорящие о подчиненности Сына Отцу. Последние изречения издревле использовали еретики, особенно ариане, чтобы опровергнуть Божество Сына и Его равенство с Отцом. Для правильного понимания этих текстов Писания следует иметь в виду, во-первых, что Сын Божий после Воплощения есть не только Бог, но и Сын Человеческий и, во-вторых, что по Своей Божественной Природе Сын происходит от Отца, Отец является Ипостасным Началом Сына. В согласии с вышесказанным, «уничижительные» высказывания Писания о Сыне можно разделить на две группы. Первые из них говорят о человечестве Спасителя и по Домостроительству принятой Им на Себя миссии, например: Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса ( Деян. 2, 36 ); (Сын), Которого Отец освятил и послал в мир ( Ин. 10, 36 ); (Христос) смирил Себя, быв послушным даже до смерти ( Флп. 2, 8 );

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

д. В то же время Православной Церкви, в отличие от Римо-Католической, чуждо стремление без особой на то необходимости что-либо догматизировать. Православные догматы формулировались и утверждались Вселенскими Соборами только при возникновении ересей. Догматические определения являются не столько положительным раскрытием учения о Боге, сколько указанием границ, за которыми находится область заблуждений и ереси. В своей глубине каждый догмат остается непостижимой тайной. «Православные догматы, – пишет проф. А.И. Введенский , – не суть путы для мысли, не кандалы... но разве лишь предохранительные определения, которыми Церковь хочет поставить разум человеческий в надлежащую перспективу, в которой для него открывалась бы возможность беспрепятственного и безостановочного движения вперед, с исключением опасностей уклонения в сторону, на пути обманчивые» 44 . Общеобязательность . В догматах раскрывается сущность христианской веры и упования. Нравственные истины, литургические, канонические обычаи и правила имеют для себя точку опоры в догматическом учении. Божественное Откровение говорит об исключительном значении истин веры для спасения человека. Так, отправляя Апостолов на всемирную проповедь , Христос повелел им научить народы вере в Триединого Бога, сказав: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф. 28, 19 ), – и прибавил: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк. 16, 16 ). Апостолы также признавали веру в Живого Бога первым и необходимым условием спасения. «Без веры угодить Богу невозможно, – пишет Апостол Павел, – ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» ( Евр. 11, 6 ). Непререкаемость вероучительных истин обусловлена их богооткровенностью, ибо Апостолы приняли учение не от человеков, но через откровение Иисуса Христа ( Гал. 1, 12 ). «Знаем, – говорит Апостол Иоанн, – что Сын Божий пришел и дал нам (свет и) разум, да познаем (Бога) Истинного и да будем в Истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть Истинный Бог и Жизнь Вечная» ( 1Ин. 5, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Дивный в правде, страшный в правосудии, услыши нас, Боже Спасителю наш, упование всех концев земли и сущих в мори далече. Услыши нас Боже Вседержителю, поставивший горы силою Твоею, препоясанный могуществом. Услыши нас, Боже Вседержителю, укрощающий шум морей, рокот волн их, как и мятеж волнующихся народов. И по манию Твоему убоятся грозных знамений Твоих живущие во всех пределах земли, грозные враги наши. Услыши нас, Боже, упование наше, всех благ подателю. Ты один возбуждаешь утро и вечер к славе Твоей, украшая восход и закат солнца неизреченною красотою. Ты сам светом солнечным, утренне-вечернею росою, небесною влагою, посещаешь землю и утоляешь жажду ея и обильно обогащаешь ее. И вот Твои реки, все потоки Божии полны вод. Ты сам приготовляешь хлеб на земле, и траву скотам и злаки птицам небесным; ибо так Ты устроил землю. Ты сам напояешь борозды ея, размягчаешь ее каплями дожд, благословляешь произрастения еяя, и в каплях росы на зелени, в цветах радуги сияет нам Твой божественный лик, веселя очи всех уповающих на Тя. Ты благословляешь венец лета, когда солнце восходит до зенита, венец лета благости Твоей, когда Ты простираешь щедрую руку Твою и исполняешь все живое своего благоволения; когда Ты сам грядешь по небосклону на солнечной колеснице, и стези Твои источают тук, источают живительное питание повсюду. Источают на пустынныя пажити, и холмы препоясываются радостию. Одеваются луга цветами и стадами, и долины покрываются хлебом. И отовсюду раздается, с холмов и долов, с лугов и лесов, с воды и воздуха, радостный клич и песня, отовсюду несется, в аромате цветов, лесной зелени и всяких злаков, как в благовонном дыме всемирного кадила, всемирный гимн хвалы, прошения и благодарения Тебе, Боже Спасителю наш, упование всех концев земли, как и всего сущаго в мори далеко и глубоко. Вот о чем помолимся, вот чего усердно попросим у Бога на наступившее новолетие. Единому Богу нашему подобает песнь славословия и благодарения. К Нему единому должна возноситься всякая молитва , к Нему должна притекать всякая плоть, всякая живая тварь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Древние формы духовых, струнных и прочих музыкальных инструментов принадлежат архаичной музыке, в которой значимы не только сочинённые мелодии, но и собственное звучание инструментов с их своеобразным обаянием и способностью к имитации 12 . Вся совокупность звуков — звуки природы; хороводы — движение живого мира; храм — его центр, средоточие огромного смысла в ограниченном пространстве. Так танцы и музыкальное восхваление Господа выражали ликование и хвалу всего живущего перед Богом. Мы знаем повеление Иисуса: если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф 5:23–24). Но когда Бог даёт нам увидеть многочисленный круг верных, всеобщее объединение в хвале, включающее всё живущее в море, небе и на земле, мы обязаны исправить всё наше зло, прежде чем должным образом войдём в Божие присутствие. Мы должны проверить своё сердце и покаяться во всех невнимательных, разрушительных и бессердечных соприкосновениях наших с живым Божиим миром. Как говорил Иов, даже у борозды земли не должно быть поводов плакать из-за нас и жаловаться, если мы хотим быть в мире с Богом (см. Иов 31:38–40). Ключ — разгадка вселенной Несколько лет назад на исполнении Морской симфонии Вогена Уильямса (Vaughan Williams) на слова Уолта Уитмена я услышал слова поэта “мысль о ключе 13 вселенной и будущего”. Это мысль о том, что соединяет, держит и ограждает всё, что когда-либо существовало и будет существовать, все времена и пространства, все жизни и смерти. В музыке различные ключи определяют, как читать следующие за ними ноты. В Библии “ключ вселенной” можно обнаружить в выражении Аллилуия ‘Хвалите Господа’. В сущности это означает не то, что есть Бог и мир создан Им Одним, а то, что мир существует благодаря своему отношению к Нему, — отношению, которое со стороны человека называется хвала. Вся стабильная вселенная — это мириады личностей, обращённых к центру хвалы. Хвала признаёт Божественного Создателя, чтит в Нём вечный источник бытия, со смирением, любовью и радостью всматривается в Него. В таком обращении к Богу создания обладают полнотой жизни и все связаны друг с другом как громадное живое тело.

http://pravmir.ru/referat-dzh-iton-krug-...

Дух непосредственно участвовал в творении мира: Дух Божий носился над водой (первозданной Вселенной) ( Быт. 1, 2 ); – и в творении человека: «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь», – восклицает праведный Иов ( Иов 33, 4 ). Со дня Пятидесятницы Дух Святой обитает в Церкви как Освятитель. Он поставляет на служение пастырей Церкви. Так, Апостол говорит: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями (по греч. епископами), пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» ( Деян. 20, 28 ). Он духовно возрождает человека в Таинстве Крещения и полагает начало спасения, поэтому если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие ( Ин. 3, 5 ). Святой Дух отпускает грехи, ибо по Воскресении Христос говорил Своим ученикам: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин. 20, 22–23 ). Наконец, Дух Святой есть Дух Истины, потому упорное противление истине (как хула на Святого Духа) не простится... ни в сем веке, ни в будущем ( Мф. 12, 31–32 ). 3 . Духоборы указывали тексты Священного Писания, в которых, по их мнению, предполагается, что Святой Дух – существо тварное или во всяком случае низшее Отца и Сына. Например, в прологе Евангелия от Иоанна повествуется только о Первых Двух Ипостасях, об Отце и Сыне, через Которого все пришло в бытие ( Ин. 1, 1–3 ). Если все стало быть через Сына, значит, и Дух сотворен Сыном, – рассуждали еретики. Но «у евангелиста не сказано просто «все», а «все, что стало быть», то есть все, что получило начало бытия. Не Сыном Отец, не Сыном и все, что не имело начала бытия», – пишет святитель Григорий Богослов . Нельзя доказать, что Дух имел начало во времени, а поэтому нельзя разуметь Его под словом «все» 317 . В Божественной икономии Лица Святой Троицы действуют в полном единстве, но Дух Святой является третьим, ибо всякое действие Святой Троицы имеет начало в Отце и совершается через Сына в Духе Святом. Дух преемствует в Домостроительстве Сыну, поэтому Христос учит, что Дух Истины от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, – есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет ( Ин. 16, 14–15 ). Всеведение, конечно, свойственно всем Трем Лицам ( Мф. 11, 27 ; 1Кор. 2, 11 ), но Святой Дух в Откровении действует после Сына, поэтому Христос сказал, что Утешитель не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит ( Ин. 16, 13 ). По этой же причине Святой Дух поставляется обычно третьим при перечислении Божественных Лиц в Писании. Однако имеются исключения из этого правила. Например, в Первом послании к коринфянам Святой Дух поставлен на первом месте (12, 4–6), а в некоторых других текстах – на втором ( Тит. 3, 4–6 ; Рим. 15, 30 ; Еф. 2, 18 ; 2Пет. 1, 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Е. Н. Бирукова, И. И. Бируков Кафизма девятая 1 287 В конец, псалом, песнь Давида, песнь Иеремии и Иезекииля, людей переселенных, когда готовились они к исходу из плена, 64. 2 Тебе подобает песнь, Боже, на Сионе, к Тебе вознесется молитва в Иерусалиме. 3 288 Услышь молитву мою! К Тебе всяк живущий приходит. 4 289 Опутали нас беззаконники речами своими; Но Ты очистишь нас от нечестия. 5 290 Блажен, кого избрал Ты и принял, вселится он во дворы Твои. Насытимся мы благами дома Твоего. Свят храм Твой. 6 291 Дивна правда Твоя. Услышь нас, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли и плавающих в морях дальних! 7 Ты утверждаешь горы могуществом Своим, препоясанный силою; 8 Возмущаешь глубины моря; пред шумом волн его кто устоит? В смятенье придут народы, 9 И убоятся знамений Твоих живущие у пределов земли. Ты украшаешь приход утра и вечера. 10 292 Посетил Ты землю и напоил ее, умножил богатства ее. Река Божия наполнилась водами. Посылаешь ты людям пищу, ибо это угодно Тебе. 11 Борозды пашни напой, умножь злаки на ней! Орошенная дождем, возвеселится она, взращивая их. 12 Благословишь и увенчаешь Ты времена года благостью Твоей, и поля Твои дадут урожай тучный; 13 Плодоносной станет пустыня, и радостью холмы препояшутся. 14 Оденутся руном ягнята, и в долинах обильно уродится пшеница. Воззовут все к Тебе и воспоют. 1 293 В конец, песнь, псалом воскресения, 65. 2 Воззови ко Господу, вся земля! Пойте имя Его, воздайте Ему славу и хвалу! 3 Скажите Богу: сколь грозны дела Твои! Велика сила Твоя. И обманутся в надеждах своих враги Твои. 4 Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет имя Твое, Всевышний! 5 Придите и узрите деяния Божии: сколь грозен Он в предначертаниях Своих о сынах человеческих! 6 294 Обращает Он море в сушу; реку перешли мы стопами и возрадовались мы о Боге, 7 Царствующем в силе Своей над веками. Очи Его на племена взирают: да не превозносятся оскорбляющие Его! 8 Благословите, народы, Бога нашего, громко возгласите славу Ему! 9 Даровал Он жизнь душе моей и не дал поколебаться стопам моим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Едва находим кого-либо, открыто оправдывающим себя. И еще (что важнее), если иногда будет лицо, в мире сем могущественное, то, быть может, заблуждения этого человека превозносятся похвалами для того, чтобы он, если бы стали говорить противное, во гневе не лишил подарка, который давал. Но мы непрестанно должны помнить, что написано о некоторых: «грехами народа Моего кормятся они, и к беззаконию его стремится душа их» (Ос 4.8). Почему же они называются снедающими грехи народа, если не потому, что поблажают грехам нечестивцев, дабы не лишиться временных наград? Но и мы, живущие от приношений верующих, делаемых ими за грехи свои, если едим и молчим, то, без сомнения, снедаем грехи их. Итак, помыслим, какой важности преступление перед Богом снедать цену за грехи и ничего не делать против грехов проповедью! — Послушаем, что говорится голосом блаженного Иова: «если вопияла на меня земля моя и жаловались на меня борозды ее; если я ел плоды ее без платы и отягощал жизнь земледельцев» (Иов 31.38:39). Ибо земля вопиет против своего владетеля тогда, когда Церковь справедливо восстает против своего пастыря. А бразды ее плачут, когда сердца слушающих, удобренные голосом проповеди и силою обличения от предшествующих отцов, видят нечто такое, что заставляет их плакать о жизни пастыря. Добрый владелец этой земли никогда не ест плодов с ней без денег, потому что благоразумный пастырь наперед платит талант слова, дабы не принимать от Церкви награды содержания к обвинению своему. Ибо мы тогда едим плоды от земли своей за цену, когда, принимая церковные пособия, трудимся в проповедании. Ибо мы проповедники будущего Судии. Итак, кто будет возвещать о грядущем Судии, если молчит проповедник?    10. Но мы истинно проповедуем другим правду тогда, когда проповеданное доказываем делами, когда мы сами бываем проникнуты Божественною любовью, и ежедневные пятна человеческой жизни, которая без виновности протекать никак не может, омываем слезами. Но мы тогда истинно сокрушаемся о себе, когда тщательно пересматриваем деяния предшествовавших Отцов для того, чтобы от очевидной славы их наша жизнь казалась нам презренной в собственных наших глазах.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Единая денежная единица во всем мире и единая (внешне) религия — дела Антихриста». О гадаринском бизнесе В одной из своих проповедей иеромонах Василий изъяснял притчу о гадаринском бесноватом, из которого Господь изгнал легион бесов: «Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, вышедши из человека, вошли в свиней; и бросилось стадо с крутизны в озеро, и потонуло» ( Лк. 8:32-33 ). Стадо было огромное — по некоторым источникам, две тысячи. И из-за свиней гадаринские жители гонят Господа от себя: «И вот весь город вышел навстречу Иисусу и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их» ( Мф. 8:34 ). Эта проповедь о. Василия запомнилась многим. Свинья, объяснял он, считалась у иудеев столь нечистым животным, что свинину не ели, брезгуя не только прикасаться к свиньям, но и произносить само слово «свинья». Говорили иносказательно: «этот зверь», «это животное». По закону Моисея в древней Иудее не разводили свиней. И если гадаринские жители преступили закон, разводя столь отвратительных для них животных, то потому, что таков был их бизнес — они разводили свиней на продажу. «Они гнали Господа от себя не потому, что лишились пищи, но потому, что лишились наживы, — говорил о. Василий. — Как много людей пришло сегодня к Богу! Но и в наш век будут гнать Господа, встав перед выбором: Господь или нажива. И тем, кто отринет Господа ради наживы, вернуться потом к Богу будет невозможно». О засухе, картошке и свинках Лето в год перед убийством выдалось такое засушливое, что картошка не росла, а пеклась в горячей, как зола, земле, и во многих местах поля были выжженными от зноя. Странное было лето — грозовое: небо часто сверкало молниями, синоптики постоянно сулили грозы с осадками, но с весны не было ни одного дождя. Господь дал наказание, чтобы явить свою милость. И везде, где на полях служили молебны о ниспослании дождя, Господь давал даже не дождь, а ливень. В поселке Стекольный Завод вскоре после начала молебна хлынул такой дождь, что все вымокли до нитки, пока бежали в укрытие. А в Шамордино и на оптинских полях в Руднево вода после молебна долго стояла в борозде, и картошка там уродилась особо крупная. Все было наглядно, как в букваре: вот зеленая сочная ботва на полях, где шли молебны, а вот бок о бок, как ножом по меже отрезано, выжженные от засухи поля.

http://azbyka.ru/fiction/pasxa-krasnaya/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010