Если бы работа была бесчестием, то не занимался бы ею Павел и не хвалился бы особенно ею, говоря так: «Если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя... За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно» ( 1Кор.9:16, 18 ). Если бы ремесло было бесчестием, то он не повелел бы, чтобы неработающие и не ели ( 2Фес.3:10 ). Один только грех служит к бесчестию, а его обыкновенно порождает праздность, и не один только и два, или три, но всякий вообще порок. Поэтому и некто премудрый, показывая, что праздность научила всякому злу, и беседуя о слугах, говорит: «Употребляй его на работу, чтобы он не оставался в праздности» ( Сир.33:28 ). Что узда для коня, то работа для нашей природы. Если бы праздность была добром, то все произращала бы земля незасеянная и невозделанная; но она не производит ничего такого. Некогда Бог повелел ей произвести все без возделания, но теперь не делает так, а заповедал людям и запрягать волов, и влачить плуг, и проводить борозду, и бросать семена, и многими другими способами ухаживать и за виноградной лозой, и за деревьями, и за семенами, чтобы занятие работой отклоняло душу работающих от всякого зла. Вначале, чтобы показать Свою силу, Он устроил так, что все произошло без наших трудов: «Да произрастит земля зелень, траву», – сказал Он ( Быт.1:11 ), и тотчас все зацвело; но после не так, но повелел, чтобы земля произращала при помощи и наших трудов, дабы ты знал, что Он ввел труд для нашей пользы и нашего блага. Хотя наказанием и мучением кажутся слова: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» ( Быт.3:19 ), но на самом деле они – некоторое внушение и вразумление, и врачество против ран, происшедших от греха. Поэтому и Павел непрестанно работал, не только днем, но даже и ночью. Это возвещает он, когда говорит: «Труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас» ( 1Фес.2:9 ). И не для удовольствия только и душевного отдыха он занимался работой, как делают многие из братий, но прилагал такое усердие к труду, что мог помогать и другим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Если града не хранит Господь – к чему бодрствует страж? 2К чему вам рано вставать и поздно отходить ко сну вкушать хлеб маяты? Друга Он и во сне одарит. 3Вот дар от Господа – сыны, плод чрева – награда от Него; 4как стрелы в сильной руке – сыны юности твоей. 5О, благо тому, кто наполнит ими колчан! Будет у него ответ, когда к воротам подступит враг. 128/129 Песнь паломничества. 1Вдоволь утесняли меня от юности моей, – да скажет Израиль так, – 2вдоволь утесняли меня от юности моей, но не одолели меня. Пахари пахали на моем хребте, долгие вели борозды. 4Праведен Господь, Он рассек нечестивых сеть; 5да смутятся, обратятся вспять все, кто ненавидит Сион! 6Да будут, как на кровлях трава, что сохнет прежде, чем исторгнут ее, 7которой косарь не возьмет себе в горсть, и вяжущий снопы не причтет к снопу, 8и не скажут прохожие им: «Благословение Господне на вас! Именем Господним благословляем вас!» 130/131 Песнь паломничества. Давидово. 1Господи! не надмевается сердце мое, не глядят в высоту очи мои, не вхожу я в то, что выше меня, что не в меру дивно для меня. 2Я ли не усмирял, не успокаивал души моей, Как дитя, отнятое от груди? Как дитя, душа моя во мне. 3О Израиль, о Господе надежда твоя, отныне и вовек. 132/133 Песнь паломничества. Давидово. 1О, как сладко, как хорошо, братьям совместно пребывать, – 2как многоценный елей на главе, что каплями стекает на браду, на Ааронову браду, стекает на края ризы его, – 3как роса от Ермонских высот, что нисходит на Сиона холмы: ибо там даровал Господь благословение и жизнь вовек. 137/138 Давидово. 1Благодарю Тебя всем сердцем моим, пред богами бряцаю и пою Тебе, 2преклоняюсь пред святым Храмом Твоим, и благодарю имя Твое за милость Твою и верность Твою, ибо возвеличил Ты превыше всего слово Твое, имя Твое. 3В день, когда воззвал я, Ты услышал меня, пробудил силу в душе моей. 4Благодарят Тебя, Господи, все цари земли, ибо слышали речения уст Твоих! – 5Воспевают они Господни пути, ибо слава Господа велика; 6ибо возвышен Господь, и смиренного зрит,

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Если этой старой поговоркой, сложенной еще темным народом, теперь так ищущим света, когда его уши при­клонены к книге закона, – отдаются «книги в руки попу», с тем чтобы он читал ему – народу из книги закона Божия внятно и присоединял толкование, дабы народ по­нимал прочитанное ( Неем.8:3–8 ): то, конечно и бесспорно, этой же самое поговоркой читатель и толкователь закона Божия народу освобождается от всех тех занятий, без которых ни город не построится, ни жители не на­селятся и не будут жить в нем,... от всего того, что поддерживает быт житейский. ( Сир.38:37–39 ). Когда наши первоучители, прелагая на славянский язык книги закона Божия, дошли до слов пророка Исаии: «еще не много, очень не много... и в тот день глухие услы­шат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых» (29:17–18), – с какой удвоенной ревностью стала трудиться эта «пара волов под ярмом» до падения друг за другом на борозде среди июля еще не до конца и не столь глубоко вспаханного, как бы им этого же­лалось! В эти минуты, как смеем думать и верить, пред их проникновенным умным взором предносилась картина такого будущего славян, когда если кому-либо из них, научившемуся читать, подадут книгу и скажут: «прочитай ее», – он не ответит: «не могу, потому что она запечатана» для моего разумения; и если передадут —266— ее другому с тем же приглашением: «прочитай ее», – и этот не отречется, говоря: «я не умею читать». ( Ис.29:11–12 ). Конечно и наши предки желали псаломски исповедоваться пред Богом своим и благодарить Его за то, что Он извлек их – чрез просветителей – из тинистого болота, поставил на камне ноги их и вложил в уста новую песнь. Сердцем они порывались сказать: «вот иду; я же­лаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой (или вернее желание знать и исполнять его) у меня в сердце». ( Пс.39:3–9 ). Но «гадания из древности» ( Пс.77:2 ) оставались не сбывшимися гаданиями, – рисовавшиеся картины карти­нами, – горячие желанья желаньями,... а действительность – действительностью... Прошла тысяча лет, краткая только пред очами Бо­жиими, как день вчерашний, когда он прошел ( Пс.89:5 ); но никак не краткая не только для единицы человече­ской, которой отмерена своя малая мера (ст. 10), а и для жизни народов...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Заклинаю вас, дочери Иерусалима, силою и мощью поля, не пробуждайте любви моей, пока ей не угодно [VIII, 4]. В действительности Церковь , в которой мы находимся, вышеуказанными словами убеждает дочерей своих, т. е. самое себя, состоящую из многих. Она сама есть плодоноснейшая нива Божья, силы и действия которой велики, насколько их достигли мученики в любви ко Христу. Ибо в какой мере угодно Ему поднять в этой же жизни любовь своей возлюбленной, если не до той степени, о которой Он учил и убеждал Своим примером, говоря: Больше той любви никто не имет, как если кто положит душу свою за друзей своих ( Uh. XV, 13 ) и исполняя на деле сказанное. Поэтому, чтобы не казалось что к Нему только одному относится сказанное, Иоанн в послании своем говорит: Как Христос положил за нас душу Свою, так и мы должны положить души свои за братьев ( Uh. III,16 ); таким образом вот что значит: пока ей угодно. [Глава XXXI:] Если бы я ходил в суете, и если нога моя спешила на лукавство, то пусть Бог взвесит меня на весах праведных и узнает мою простоту. Если бы шаги мои уклонялись от пути, и если бы сердце мое следовало очам моим [или: око мое следовало сердцу], и если бы какое-либо пятно пристало к рукам моим [ст. 5–7]. Если бы сердце мое увлекалось женщиною, и я строил козни у дверей друга моего [ст. 9]. Ибо это величайшее зло и великое беззаконие. Это – огонь пожирающий до конца и истребляющий все отрасли до корня. Если бы я презрел подчиниться справедливому суду с рабом моим и со служанкою моею, когда они препирались со мною [ст. 11–13]. Если бы я отказывал бедным в их желании и заставлял ожидать очи вдовы. Если бы я один съедал кусок свой, и сирота не вкушал от него. Ибо со времени детства моего бедность [miseratio] выросла со мною и от чрева матери моей вышла со мною. Если бы я презрел погибающаго, когда он не имел одежды, и бедного не имевшего покрова. Если бы не благословляли меня чресла его и если бы не был он согрет волною от овец моих. Если бы я поднял руку свою на сироту даже когда видел, что я у ворот [города] самый знатный [ст. 16–21]. Если бы я считал золото силою своею и говорил самому чистому золоту: «Ты моя твердая опора». Если бы я радовался многим богатствам своим и тому, что рука моя приобрела весьма многое [ст. 24, 25]. Вне дома [моего] не остался странник. Двери мои открывались для путника. Если бы я, как человек, скрывал грех свой и на груди своей неправду свою. Если бы я страшился большого общества людей и презрение близких мне страшило меня, и я более молчал бы и не выходил бы за двери. Кто даст мне слушателя, чтобы Всемогущий выслушал мое желание и вписал в книгу сам судия, чтобы на плече своем я понес ее, и как бы венцом покрылся [ею]. Каждым шагом своим я буду провозглашать Его и как властителю принесу Ему дар. Если против меня вопиет земля и вместе с нею оплакивают борозды ее. Если я без вознаграждения ел плоды ее и огорчал душу земледельцев [ст. 32–39].

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Защитительная речь Иова относится ко всему ранее им сказанному о своей невинности, как скрепляющая, удостоверяющая письмо подпись. «Вот мое желание» ­­ еврейскому: «ген тавп», – «вот мой тав», последняя буква еврейского алфавита, употребляемая для засвидетельствования чего-нибудь ( Иез 9.4 ). Представив доказательства своей невинности, Иов желает, чтобы его соперник, т. е. Бог, явился на суд с ним с обвинительным документом. Вместо: «чтобы защитник мой составил запись», буквально с еврейского должно перевести: «и пусть соперник мой напишет свою обвинительную запись». Иов.31:36 .  Я носил бы ее на плечах моих и возлагал бы ее, как венец; В сознании своей правоты Иов не может допустить мысли, чтобы эта «обвинительная запись» доказала его виновность. Наоборот, она послужила бы свидетельством его невинности: восстановила бы его достоинство ( «носил... на плечах»; ср. Ис 9.6 ) и честь ( «возлагал бы ее, как венец»; ср. Зах 6.11 ). Иов.31:37 .  объявил бы ему число шагов моих, сблизился бы с ним, как с князем. Поэтому Иов отвечал бы Богу, не как робкий, трепещущий при мысли о наказании Адам, а как князь, т. е. смело и безбоязненно («приблизился к Нему, как князь»). Иов.31:38 .  Если вопияла на меня земля моя и жаловались на меня борозды ее; Иов.31:39 .  если я ел плоды ее без платы и отягощал жизнь земледельцев, Иов.31:40 .  то пусть вместо пшеницы вырастает волчец и вместо ячменя куколь. Слова Иова кончились. Если все сказанное Иовом неверно, если он величайший грешник, наказания которого требует неодушевленная природа ( Иов 20.27 ; Авв 2.11 и д.), – истощенная его жадностью почва (ср. Пс 64.11 ); если он делал невыносимою жизнь ее прежних владельцев (ср. Иов 22.8 ), то пусть на него во всей силе падет проклятие, поразившее первого человека (ст. 40; ср. Быт 3.17–18 ). Пусть он будет, подобно ему, отвергнут Богом. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Книга Иова. 40-188 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Здесь пророк назвал орлом царя вавилонского, а великим и великокрылым, и долгим по протяжению, и исполненным ногтей наименовал его по множеству войск, силе могущества и быстроте нападения, потому что подобно тому, как для орла крылья и ногти служат оружием, так и у царей таковым являются воины и кони. Итак, этот орел, говорится, « имеет повеление прийти на Ливан » (ст. 3). Что значит: повеление? — Решение, твердое намерение. А Ливаном пророк назвал Иудею, потому что последняя лежит подле этой горы. Затем, намереваясь говорить о клятве и договоре, (пророк) продолжает: « И взял от семени этой земли, и посадил на земле семени, поместил у больших вод, как сажают иву. И оно выросло, и сделалось виноградною лозою, широкою, низкою ростом, которой ветви клонились к ней, и корни ее были под нею же » (ст. 5–6)  . Здесь виноградом пророк назвал город Иерусалим, а указанием на то, что лозы его лежали над самим орлом, а корни его были внизу последнего, пророк означал договор и союз с ним, и что он сам подчинил себя ему. Затем, желая указать беззаконие, (пророк) говорит: « И еще был орел ,  — говоря о царе египетском, — с большими крыльями и вот, эта виноградная лоза потянулась к нему своими корнями   , и простерла к нему ветви свои, чтобы он поливал ее из борозд рассадника своего » (ст. 7, 9), т. е. преступивший договор и клятвы будет ли в силе устоять, спастись и не пасть? Затем, показав, что этого не будет, и город непременно погибнет за клятвопреступление, (пророк) рассуждает о самом наказании и называет причину: « Не вырвут ли корней ее, и не оборвут ли плодов ее, так что она засохнет?» (ст. 9) И желая показать, что он будет разрушен не человеческою силой, но (именно) потому, что чрез клятвопреступление он сделал себе врагом Бога, (пророк) присовокупил: « И не с большою силою и не со многими людьми сорвут ее с корней ее » (ст. 9). Такова притча. Далее пророк разъясняет ее, говоря так: « Вот, пришел царь Вавилонский в Иерусалим » (ст. 12). Затем, сказав далее кое о чем другом, (пророк) говорит о клятве и союзе: « Обязал , — говорит, — его клятвою » (ст.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

И если кто захочет их обидеть. - О, дивная божественная благодать! Ибо равносильное ране предлагается врачевание. Как лжехристос, обладающий всяким диавольским действом, во всех ложных знамениях и чудесах будет славнейшим из всех волхвователей и прелестников, так силою истинных знамений и чудес вооружит Бог сих святых, чтобы предложением истины и света они отвергли ложь и тьму и обратили обольщенных или словом учительным, или ударами наказующими: бездождием, огнём, изменением стихий и подобным, а самого обольстителя изобличили, нимало не претерпев сами ни от него, ни от других до окончания своей проповеди. И когда кончат они свидетельство своё, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними и победит их, и убьёт их, и трупы их оставит на улиие великого города, который духовно называется Содом и Египет и где Господь наш распят. По возвещении об удалении от прельщения зверь, то есть Антихрист, выйдет из темных и преисподних мест земных, в которые изгнан диавол, по Божьему попущению, убьёт их и оставит тела непогребёнными в том самом Иерусалиме древнем и разоренном, в котором пострадал Господь. В сем городе утвердит он царство своё и престол царский, наподобие Давида, сыном которого по плоти был Христос, наш истинный Бог, чтобы и этим доказать, что он есть Христос, исполняющий пророческие слова: восстановлю скинию Давидову падшую и разрушенное восстановлю (Ам 9:11), которые заблуждающиеся Евреи принимают и относят к его пришествию . И [многие] из народов и колен, и языков, и племён будут смотреть на трупы их три дня с половиною, и не позволят положить трупы их во гробы. И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле. Прельщённые ложными чудесами Антихриста и неизгладимо написавшие имя его в сердцах своих, Иудеи и язычники не позволят похоронить святых тел и возрадуются об избавлении и освобождении от наказаний, которые терпели для своего же вразумления, не размыслив, что Господь, кого любит, того наказывает: бьёт же всякого сына, которого принимает (Евр 12:6), и бороздами и уздою привлекает к себе не приближающихся к нему (Пс 31/32:9) с тем, чтобы хотя бы по нужде возвратились к правому пути, с которого, быв обольщены, совратились.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

И если кто захочет их обидеть. – О, дивная божественная благодать! Ибо равносильное ране предлагается врачевание. Как лжехристос, обладающий всяким диавольским действом, во всех ложных знамениях и чудесах будет славнейшим из всех волхвователей и прелестников, так силою истинных знамений и чудес вооружит Бог сих святых, чтобы предложением истины и света они отвергли ложь и тьму и обратили обольщенных или словом учительным, или ударами наказующими: бездождием, огнём, изменением стихий и подобным, а самого обольстителя изобличили, нимало не претерпев сами ни от него, ни от других до окончания своей проповеди. И когда кончат они свидетельство своё, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними и победит их, и убьёт их, и трупы их оставит на улиие великого города, который духовно называется Содом и Египет и где Господь наш распят. По возвещении об удалении от прельщения зверь, то есть Антихрист, выйдет из темных и преисподних мест земных, в которые изгнан диавол, по Божьему попущению, убьёт их и оставит тела непогребёнными в том самом Иерусалиме древнем и разоренном, в котором пострадал Господь. В сем городе утвердит он царство своё и престол царский, наподобие Давида, сыном которого по плоти был Христос, наш истинный Бог, чтобы и этим доказать, что он есть Христос, исполняющий пророческие слова: восстановлю скинию Давидову падшую и разрушенное восстановлю ( Ам. 9:11 ), которые заблуждающиеся Евреи принимают и относят к его пришествию 649 . И [многие] из народов и колен, и языков, и племён будут смотреть на трупы их три дня с половиною, и не позволят положить трупы их во гробы. И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле. Прельщённые ложными чудесами Антихриста и неизгладимо написавшие имя его в сердцах своих, Иудеи и язычники не позволят похоронить святых тел и возрадуются об избавлении и освобождении от наказаний, которые терпели для своего же вразумления, не размыслив, что Господь, кого любит, того наказывает: бьёт же всякого сына, которого принимает ( Евр. 12:6 ), и бороздами и уздою привлекает к себе не приближающихся к нему ( Пс 31 /32:9) с тем, чтобы хотя бы по нужде возвратились к правому пути, с которого, быв обольщены, совратились.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

И когда настала очередь соединения элементов О и Н, на землю полились целые потоки дождя, воды которого сначала, при приближении к земной поверхности, должны были, вследствие ещё высокой температуры земли, превращаться в пар. Но, наконец, земля настолько охладела, что воды могли уже на ней собираться. Часть воды заняла землю в виде огромного сплошного кипящего моря, часть же носилась над землею в виде густого океана паров, подымавшихся из кипящего моря-земли. Сначала пары клубились над морем, как над кипящим котлом, но море, постепенно охлаждаясь, делалось все более и более спокойным, легкие пары, подобно туману, росе, постепенно подымались в высоту, где, под влиянием более холодной температуры, соединялись в густые облака, сплошные тучи, за которыми не видно было ни солнца, ни звезд. Между нависшим над земным шаром океаном облаков и землей-морем, в очищенной от паров атмосфере, появляется в первый раз прозрачный воздух, т. е. смесь О и N, кислород и азот, лазурное пространство – твердь, которое собой отделило воду над твердью от воды под твердью. «И оказал Бог: «да соберется вода, которая под небом, в одно место и да явится суша»; и стало так. И назвал Бог сушу землей, а собрание вод назвал морем. И сказал Бог: «да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плоды»... И был вечер, и было утро, – день третий» (9–14). Вода, заливавшая земную поверхность, охлаждаясь сама, естественно, должна была охлаждать и земной шар с его содержимым. От охлаждения происходило сгущение веществ, составлявших земной шар, и, следовательно, уменьшение его объема. Твердая оболочка, покрывавшая шар, лишилась достаточной опоры, вследствие чего начинала оседать; подземный огонь коробил плотную поверхность, бороздил её трещинами, как бы заставляя её сжаться для сопротивления внутренней силе. Появились на поверхности шара значительные неровности, складки, которые выступили из воды и наметили очертания материков и гор; суша отделилась от воды – первая образовала землю, вторая – моря и океаны.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

И маленькая нация, об имени которой не могло быть речи пред всемирными великанами, с которыми она встречалась, имела силу говорить мipy о " Бог богов », «как Он является с Сиона, который есть верх красоты, как Он грядет не в безмолвии пред ним огнь поядающий, вокруг него сильная буря… и Он идет судить землю ( Пс.49:1–3; 97:9 )! Маленькая нация, на «хребте которой орали оратаи, проводили длинные борозды свои» могущественнейшие народы мipa ( Пс.128:3 ) – не только не исчезла с «земли живых», но еще осмеливалась верить и говорить своим поработителям, что, по видению пророка Даниила, они над всем владычествующие (золото, серебро) и все сокрушающие (медь, железо), исчезнуть, «сделаются как прах на летних гумнах, и ветер унесет их, и следа не останется от них» —202— ( Дан.2:35 ), тогда как Израиль будет жить во век, «во век будет тверд, как луна» ( Пс.88:38 ). Сила этой нации была в том, что «Сильный Иакова» возвестил ей слово Свое и суды Свои; не сделал Он того никакому другому народу, и судов Его они не знают» ( Пс.147:9 ). Библейская история есть история великой победы духа над плотью («камень оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукан… и разбил его»), «царства сына человеческого» над «царством звериным», идеи над бесформенной силой. – И идея эта была национальная. Национальная идея была тою силою, которая одна оказалась способною вынести человечество из древневосточной стихии, и которая создала самобытную великую культуру Израиля. 1465 Христианство, в глазах еврея, явилось ответом на его чаяние: «и пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научить Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима ( Ис.2:3 )». Оно имело началом своим не нарушаемый им факт, что «спасение от Иудеев» ( Иоил.4:22 ). – И лишь с великой скорбью оно отступило от родного себе по плоти дома Израилева, которому бесспорно принадлежит «усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования» ( Рим.9:1–4 ). – Своею прямою, существенною связью с чаяниями Израиля, связью, которую оно не обинуясь подтверждает, христианство исторически (фактически) оправдало национальное самоутверждение последнего, и, в этом случае, оправдало не как неизбежное и потому терпимое явление, но как положительную культурно-историческую силу. 1466

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010