Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобные Тверские: Варсонофий, Савва, Савватий и Евфросин (XV в.) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память их празднуется 2 марта вместе со свт. Арсением и в 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских святых В 1397 г. св. Савва Бороздин (память его 1 окт.) основал в Тверских пределах Саввин монастырь, ныне село Саввина Когда же он удалился на Афон, монастырь свой он поручил старцу Варсонофию. Старец Варсонофий знал наизусть Священное Писание и так глубоко понимал его смысл, что даже митрополит Фотий (память его 2 июля) обращался к нему в недоуменных случаях за разъяснениями. На братию он налагал послушание переписывать Священное Писание. Но через 5 лет, в 1416 г., он удалился в пустыню, а монастырем стал управлять его родной брат старец Савва и управлял им 50 лет. Через 40 лет прп. Варсонофий, к великой радости всей братии, а особенно своего брата старца Сапвы, вернулся в монастырь и там скончался (ок.1459 г.). Во время моровой язвы, когда все священники умерли, прп. Савва остался один в живых, заботился о больных, напутствовал умирающих и хоронил их. Часто, не успев посетить всех, он посылал сказать умирающим, чтобы подождали его; и по благодати Божией они слушались, и ни один из них не умер без напутствия. Скончался прп. Савва ок. 1467 г. Савватиев монастырь, ныне село Савватиево, был расположен в 15 верстах от Твери. В сельской церкви находилась икона основателя его прп. Савватия (+ ок. 1434), а в окрестностях были найдены в пещере вериги его. Прпп. Корнилий Комельский и Иосиф Волоколамский приходили к нему учиться иноческой жизни. Они застали в живых его ученика — прп. Евфросина (в миру князя Терепинского), который провел в иночестве 60 лет. Его особенно почитали князья и бояре.

http://sedmitza.ru/lib/text/436976/

Память их празднуется 2 марта вместе со свт. Арсением и в 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских святых В 1397 г. св.  Савва Бороздин (память его 1 окт.) основал в Тверских пределах  Саввин монастырь, ныне село Саввина Когда же он удалился на Афон, монастырь свой он поручил старцу Варсонофию. Старец Варсонофий знал наизусть Священное Писание и так глубоко понимал его смысл, что даже митрополит Фотий (память его 2 июля) обращался к нему в недоуменных случаях за разъяснениями. На братию он налагал послушание переписывать Священное Писание. Но через 5 лет, в 1416 г., он удалился в пустыню, а монастырем стал управлять его родной брат старец Савва и управлял им 50 лет. Через 40 лет прп. Варсонофий, к великой радости всей братии, а особенно своего брата старца Сапвы, вернулся в монастырь и там скончался (ок.1459 г.). Во время моровой язвы, когда все священники умерли, прп. Савва остался один в живых, заботился о больных, напутствовал умирающих и хоронил их. Часто, не успев посетить всех, он посылал сказать умирающим, чтобы подождали его; и по благодати Божией они слушались, и ни один из них не умер без напутствия. Скончался прп. Савва ок. 1467 г.  Савватиев монастырь, ныне село Савватиево, был расположен в 15 верстах от Твери. В сельской церкви находилась икона основателя его  прп. Савватия (+ ок. 1434), а в окрестностях были найдены в пещере вериги его. Прпп. Корнилий Комельский и Иосиф Волоколамский  приходили к нему учиться иноческой жизни. Они застали в живых его ученика — прп. Евфросина (в миру князя Терепинского), который провел в иночестве 60 лет. Его особенно почитали князья и бояре.  Избегая славы человеческой, Евфросин удалился на Валаам, но и там не мог избегнуть ее и вернулся в свой монастырь. Он исцелил тверскую княжну Марию Борисовну, невесту, а впоследствии супругу вел. князя Иоанна III. Скончался прп. Евфросин ок. 1460 г. •  Саввин Сретенский монастырь был основан в 1397 г. прп. Саввой Вишерским (память его 1 окт.) в окрестностях Твери и получил название по имени основателя или по храму во имя прп. Саввы Освященного и по главному храму обители — Сретения Господня. Прп. Варсонофий был его настоятелем до удаления в пустыню и преставился по возвращении в обитель ок. 1459 г. Его брат прп. Савва принял по повелению прп. Варсонофия священный сан и был настоятелем монастыря более 50 лет; преставился он в 1467 г. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

В храме села Саввина есть древняя икона преподобных Саввы и Варсонофия. Здесь же еще целы царские врата с мелкотравчатою резьбою и с надписью: «л. 7069 (1561) августа в 29 д. поставлены двери сия царские при державе царя и в. к. Ивана Васил. – при епископе Акакии Тверском, в церковь преподобного отца нашего Саввы Освященного, старанием игумена Леванида Саввина монастыря» 398 . В Московском Успенском соборе хранится устав Твер­ского Саввина монастыря XV века; в конце пасхалии его, доведенной до 8 тысяч, сказано: «Конец семи тысячам. Троице Святая, слава Тебе, Sôa aoi о 0гоа». На л. 295 читается древняя драгоценная заметка: «в л. 6940 (1432) в Петрово говенье монастырю святого Саввы минуло 35 лет, а смерти князя великого Михаила 34 лета» 399 . По этой заметке несомненно, что Тверской Саввин монастырь начался с 1397 года и с того же года на­чались подвиги преподобных Варсонофия и Саввы в Саввиной пустыни. На рукописной книге Исаака Сирина подпись говорит, что книга писана в 1416 году в монастыре преподобного Саввы, на иждивение ктитора обители князя Александра Ивановича (1426 г.), по воле игумена Варсо­нофия. Другая книга, «Лествица», писана в 1419 году для священноинока Саввы 400 . Поскольку же преподобный Савва вместе с тем, как принял сан священства, принял и начальство над обителью (так пишет преподобный Иосиф), то очевидно, что в 1419 году игуменом Саввиной обители был уже преподобный Савва. По времени же основания пустыни (1397 г.) и по немногим годам игуменства Варсонофиева (5 лет), надобно по­ложить, что 1416 год был последним годом игуменства Варсонофиева после правления Саввы Бороздина. Если же после того с 1417 года бу­дем считать 50 лет начальствования преподобного Саввы Тверского, то блаженную кончину его должны будем отнести к 1467 году 401 . Память Преподобного Савватия Тверского и ученика его Евфросина В рукописном описании святых города Твери читаем: «преподоб­ный Савватий игумен пустыни, – образом сед, брада, как у Иоанна Богослова». Пустынь преподобного Савватия находилась в 15 верстах от Твери, там, где теперь остается село Савватиево.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Кн. 4 6224) сделана монахом западнорус. происхождения (хотя и не относящимся к числу пантелеимоновских иноков) и фиксирует национальный состав гостей, а не хозяев. С сер. XVI в. до запустения мон-ря (в 1568/69-1583) обитель существовала «в союзе» с Хиландаром, выражавшемся, очевидно, в совместном ведении хозяйства; возможно, поэтому в кадастровых регестах 1560 г. владения мон-рей описаны вместе ( С. 103). Сохранились сведения о числе иноков в Русской обители в кон. XV-XVI в., в разные годы оно существенно колебалось и составляло (по подсчетам серб. историка А. Фотича) в 1489 (или 1517/18?) г. 120 чел., 1530/31 г.- 25, в 1561 г.- 170 чел. В 1-й пол. XVII в. в братии Пантелеимонова мон-ря, вероятно, преобладали греки. Об этом свидетельствует, в частности, храмозданная надпись 1619 г. монастырского собора, выполненная только по-гречески (плита с этой надписью сохранилась среди уцелевших музейных экспонатов в б-ке мон-ря). Число братии в обители в 1661 г. составляло 120 чел., в 1677 г.- 200 ( С. 90). К нач. XVIII в., особенно в связи с русско-тур. войной 1686-1700 гг., Пантелеимонов мон-рь материально оскудел и братия оставила его. По свидетельству Григоровича-Барского, русские в то время были сильно притесняемы от греков и, «боящися внешней казни, убегоша в страны незнаемы». До XVII в. рус. иноки, жившие на А. в этнически смешанных скитах и келлиях греч. мон-рей, были более многочисленными, нежели рус. насельники Пантелеимонова мон-ря. В кон. XIV и в особенности в 1-й пол. XV в. связи рус. монашества с А. после длительного перерыва возобновились и стали активными. В то время на Св. Горе подвизались буд. основатели и настоятели рус. общежительных мон-рей: прп. Сергий Нуромский († 1412), Иларион , игум. новгородского Лисицкого мон-ря (вернулся на Русь не позднее 1397), Дионисий Царьградский, архим. Спасо-Каменного мон-ря (в 1418-1425 архиеп. Ростовский), Досифей , архим. нижегородского Печерского мон-ря (был на А. в кон. XIV - нач. XV в.), прп. Арсений Коневский († 1447). Ок. 5 лет прожил на Св. Горе прп. Савва Тверской (Бороздин;1467), игум. тверского Саввина мон-ря в честь Сретения Господня, о чем сообщает в своей «Духовной грамоте» прп. Иосиф Волоцкий (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 554). С афонской традицией был тесно связан и митр. свт. Киприан (отождествленный исследователями с одноименным святогорским монахом - адресатом послания свт. Евфимия, Патриарха Тырновского, дошедшего в большом числе рус. списков с нач. XV в.). Вероятно, в нач. XV в. на А. побывал известный рус. агиограф Епифаний Премудрый , в 1420 г. Зосима, инок Троице-Сергиева мон-ря, совершил путешествие на А. и составил список 20 афонских мон-рей. Со Св. Горы монахи привозили книги, до той поры неизвестные на Руси: лисицкий игум. Иларион привез Тактикон Никона Черногорца, прп. Савва Тверской - Иерусалимский устав и Кормчую, архим. Досифей - Устав Св. Горы и Чин пения 12 псалмов.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Савво-Вишерский мужеский заштатный монастырь находится в десяти верстах 1460 от Новгорода к северо-востоку, на левом берегу реки Вишеры, впадающей в малый Волхов, и название получил от основателя своего пр. Саввы и реки Вишеры 1461 . Первоначальное основание монастыря относится к 1417 году. Пр. Савва, сын тверского боярина Ивана Васильевича Борозды, от которого произошел древний наш дворянский род Бороздиных 1462 , родился в 1381 году, тверского великокняжения, в кашинской области. С юных лет приняв иноческий сан в одном из тверских монастырей, он отошел в пустыню на реку Вишеру, и там, по благословению архиепископа новгородского Симеона, поставил сначала крест 1463 (1417), остающийся доселе в целости, а потом построил деревянную церковь Вознесения Господня (1418) 1464 , и вместе кельи, а для себя устроил в некотором отдалении от монастыря столп; на котором и пребывал в посте и молитве, сходил с него в монастырь к братии только в субботу и воскресенье и с ними вкушал трапезу. Заботясь о монастыре, преп. Савва еще при жизни приобрел для него разные угодья 1465 , а пред кончиною своею поручил братию в покровительство архиепископа новгородского Ионы, назначив начальником Андрея, как старейшего из братии. Преподобный преставился 80 лет от рождения в 1461 году октября 1-го, когда и память его совершается церковию 1466 . Вскоре после кончины пр. Саввы, св. архиепископ Иона, зная богоугодное житие его и чудеса от мощей его, повелел некоему выходцу из Афонской горы Логофету Пахомию, сочинить службу сему преподобному, а над мощами его построил своим иждивением каменную церковь Покрова пресвятой Богородицы, которая перестроена была в 1523 году 1467 . В 1558 году Вознесенская церковь покрыта новою кровлею от мастеров домашних Захарии и Семена 1468 . В 1574 году при игумене Дорофее, повелением царя Иоанна Васильевича IV, устроена рака преп. Савве 1469 . В конце XVI века в Савво-Вишерском монастыре, при игумене Сергии, были: «большой храм Вознесение Христово, да храм пресв. Богородицы Покров – оба каменные да древянный храм собор Иоанна Предтечи с трапезою».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Саввы и Варсонофия. Здесь же еще целы царские врата с мелкотравчатой резьбой и с надписью: «л. 7069 (1561) августа в 29 д. поставлены двери сии царские при державе царя и в. к. Ивана Васил. – при епископе Акакие тверском, в церковь преп. отца нашего Саввы освященного, старанием игумена Левапида Саввина монастыря». 500 В московском успенском соборе хранится устав тверского Саввина монастыря XV в. в конце пасхалии его, доведенной до 8 тысячи, сказано: «конец семи тысячам. Троице сватая слава тебе, δοξα σοι ο Θεοσ». На л. 295 читается древняя; драгоценная, заметка: «в л. 6940 (1432) в Петрово говение монастырю св. Саввы минуло 35 лет, а смерти князи великого Михаила 34 лета». 501 По этой заметке несомненно, что тверской Саввин монастырь начался с 1397 года и с того же года начались подвиги пр. Варсонофия и Саввы в Савинной пустыни. На ркп. книге Исаака Сирина подпись говорит, что книга писана в 1416 г. в монастыре препод. Саввы, на иждивение ктитора обители князя Александра Ивановича († 1426 г.). по воле игумена Варсонофия. – Другая книга, лествица, писана в 1419 г. для священноинока Саввы. 502 поскольку же преп. Савва вместе с тем, как принял сан священства, принял и начальство над обителью, – (так пишет преп. Иосиф): то очевидно, что в 1419 г. игуменом Саввиной обители был уже преп. Савва. По времени же основания пустыни (1397 г.) и по не многим годам игуменства Варсонофиева (5 лет), надобно положить, что 1416 г. был последним годом игуменства Варсонофиева после правления Саввы Бороздина. Если же после того с 1417 г. будем ститать 50 лет начальствования преп. Саввы тверского: то блаженную кончину его должны будем отнести к 1467 г. 503 В тот же (2) день память о преп. тверском – и ученике его ЕВФРОСИН В ркп. описании святых г. Твери читаем: «преподобный Савватий игумен пустыни, – образом сед, брада, аки Иоанна богослова». Пустынь преп. Савватия находилась в 15 верстах от Твери, там, где теперь остается с. Савватиево. В одном из двух храмов бывшей пустыни стоит гробница преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Саввы и Варсонофия. Здесь же ещё целы царские врата с мелкотравчатой резьбой и с надписью: «л. 7069 (1561) августа в 29 д. поставлены двери сия царские при державе царя и в. к. Ивана Васил. – при епископе Акакии Тверском, в церковь преп. отца нашего Саввы освященного, старанием игумена Леванида Саввина монастыря» 35 . Московском Успенском соборе хранится устав Тверского Саввина монастыря XV в.; в конце пасхалии его, доведённой до 8 тысячи, сказано: «конец седми тысящам. Троице Святая, слава Тебе, δοξα σοι ο Θεοσ». На л. 295 читается древняя, драгоценная, заметка: «в л. 6940 (1432) в Петрово говение монастырю св. Саввы минуло 35 лет, а смерти князя великого Михаила 34 лета 36 . По этой заметке несомненно, что Тверский Саввин монастырь начался с 1397 года и с того же года начались подвиги пр. Варсонофия и Саввы в Саввиной пустыни. На ркп. книге Исаака Сирина подпись говорит, что книга писана в 1416 г. в монастыре препод. Саввы, на иждивение ктитора обители князя Александра Ивановича († 1426 года), по воле игумена Варсонофия. – Другая книга, лествица, писана в 1419 г. для священноинока Саввы 37 . Поскольку же преп. Савва вместе с тем, как принял сан священства, принял и начальство над обителью (так пишет преп. Иосиф), то очевидно, что в 1419 г. игуменом Саввиной обители был уже преп. Савва. По времени же основания пустыни (1397 г.) и по немногим годам игуменства Варсонофиева (5 лет), надобно положить, что 1416 г. был последним годом игуменства Варсонофиева после правления Саввы Бороздина. Если же после того с 1417 г. будем считать 50 лет начальствования преп. Саввы Тверского, то блаженную кончину его должны будем отнести к 1467 г. 38 . † Память о преп. Савватии Тверском и ученике его Евфросине В рукописном описании святых города Твери читаем: «преподобный Савватий игумен пустыни, – образом сед, брада, аки Иоанна Богослова». Пустынь преп. Савватия находилась в 15 верстах от Твери, там, где теперь остаётся с. Савватиево. В одном из двух храмов бывшей пустыни стоит гробница преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

3) ГИМ, собр. А. С. Уварова, 483 (1°) (л. 79—108 об., 61 об. — 79)— первая четверть XVI в. Филиграни: Щит с лилией под крестом — Брике, 1562 (1482—1511 гг.); Литера У под крестом — Брике, 9185 (1516 г.). 4) РГБ, ф. 113 (Собр. Иосифо–Волоколамского монастыря), 645 (л. 290—341 об.) — первая четверть XVI в. (почерк Иосифо–Волоко–ламского постриженника Герасима Замыцкого). Филигрань: Литера Р — Брике, 8541 (1516—1528 гг.). 5) РГБ, ф. 310 (Собр. В. М. Ундольского), 1254 (л. 621 об. — 665) — первая четверть XVI в. Филигрань: Литера Р — Брике, 8541 (1516—1528 гг.). 6) РГБ, ф. 247 (Собр. Рогожского кладбища), 182 (л. 24 об. — 121 об.) — 20–е годы XVI в. Филигрань: Щит с литерой F под короной между двух лилий — Брике, 8160 (1526—1528 гг.). 7) ГИМ, собр. Е. В. Барсова, 1417 (л. 261 об. — 317) — 20–е годы XVI b. (после рассказа об основании монастыря на Дубенке в качестве особой главы вставлен текст Проложной редакции). Филигрань: Голова быка — Лауцявичюс, 1467 (1527 г.). 8) РНБ, собр. М. П. Погодина, 871 (л. 10—52) — 30–е годы XVI в. Филигрань: Тиара — Брике, 4969 (1531 г.). 9) РГБ, ф. 310 (Собр. В. М. Ундольского) 374 (л. 1—56 об.) — сер. XVI b. Завершается главой «О Захарьи Бороздин». Филигрань: Сфера под звездой — Брике, 14004 (1553 г.). 10) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 183 (л. 57—96) — сер. XVI b. Филиграни: Литеры RP на таблетке — Лихачев, 4064 (1554 г.); Перчатка под короной с 6 фестонами и сердцем — Брике, 11004 (1552 г.); Кувшин с одной ручкой под короной и розеткой, на тулове две полосы — Брике, 12666 (1547—1555 гг.); Кувшин с двумя ручками и с цветами — Брике, 12892 (1547 г.). 11) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 430 (л. 56 об. — 64 об.) — сер. XVI в. Без конца, текст обрывается на словах: «начат же въздерживатися выше человческыа силы, алкотою безмрною и наготою в зимное время» (дальнейшие листы отсутствуют). Филиграни: Кувшин с одной ручкой под короной с розеткой, на ту–лове полоса и литеры NB — Брике, 12769 (1546 г.); Кувшин с одной ручкой под короной с полумесяцем — Брике, 12817 (1545 г.).

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

3) ГИМ, собр. А. С. Уварова, 483 (1°) (л. 79–108 об., 61 об. – 79)- первая четверть XVI в. Филиграни: Щит с лилией под крестом – Брике, 1562 (1482–1511 гг.); Литера У под крестом – Брике, 9185 (1516 г.). 4) РГБ, ф. 113 (Собр. Иосифо-Волоколамского монастыря), 645 (л. 290–341 об.) – первая четверть XVI в. (почерк Иосифо-Волоко-ламского постриженника Герасима Замыцкого). Филигрань: Литера Р – Брике, 8541 (1516–1528 гг.). 5) РГБ, ф. 310 (Собр. В. М. Ундольского), 1254 (л. 621 об. – 665) – первая четверть XVI в. Филигрань: Литера Р – Брике, 8541 (1516–1528 гг.). 6) РГБ, ф. 247 (Собр. Рогожского кладбища), 182 (л. 24 об. – 121 об.) – 20-е годы XVI в. Филигрань: Щит с литерой F под короной между двух лилий – Брике, 8160 (1526–1528 гг.). 7) ГИМ, собр. Е. В. Барсова , 1417 (л. 261 об. – 317) – 20-е годы XVI в. (после рассказа об основании монастыря на Дубенке в качестве особой главы вставлен текст Проложной редакции). Филигрань: Голова быка – Лауцявичюс, 1467 (1527 г.). 8) РНБ, собр. М. П. Погодина, 871 (л. 10–52) – 30-е годы XVI в. Филигрань: Тиара – Брике, 4969 (1531 г.). 9) РГБ, ф. 310 (Собр. В. М. Ундольского) 374 (л. 1–56 об.) – сер. XVI в. Завершается главой «О Захарьи Бороздине». Филигрань: Сфера под звездой – Брике, 14004 (1553 г.). 10) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 183 (л. 57–96) – сер. XVI в. Филиграни: Литеры RP на таблетке – Лихачев, 4064 (1554 г.); Перчатка под короной с 6 фестонами и сердцем – Брике, 11004 (1552 г.); Кувшин с одной ручкой под короной и розеткой, на тулове две полосы – Брике, 12666 (1547–1555 гг.); Кувшин с двумя ручками и с цветами – Брике, 12892 (1547 г.). 11) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 430 (л. 56 об. – 64 об.) – сер. XVI в. Без конца, текст обрывается на словах: «начат же въздерживатися выше человеческыа силы, алкотою безмерною и наготою в зимное время» (дальнейшие листы отсутствуют). Филиграни: Кувшин с одной ручкой под короной с розеткой, на ту-лове полоса и литеры NB – Брике, 12769 (1546 г.); Кувшин с одной ручкой под короной с полумесяцем – Брике, 12817 (1545 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Да ещё сохранилась часть северной стены с аркой перед входом в алтарь. По этим остаткам видно: насколько оригинален и замечателен был стиль постройки, заметно, что св. Васильевский храм – чисто византийского стиля – был 5-купольный, с 10-гранными главами и что под алтарём был ход в склеп. Длина храма была 24 аршина, а ширина – 14 аршин. На сохранившихся частях здания до сих пор осталась штукатурка, в которой заметна примесь волоса и шерсти. На штукатурке арки, при её ключе, ещё совершенно явственно сохранились фрески, изображающие лики святых. Видны ещё другие – более бледные следы живописи al-fresco над окнами алтарной части и арабески на щеках длинных и узких окон. В особенности лики Богоматери и святителя Николая так хорошо сохранились, что можно безошибочно определить цвет красок и даже позолоту. Уцелела также деревянная дубовая перемычка над северною дверью. Она почернела от времени, но – несмотря почти на тысячелетие – ещё не истлела. Своды этой замечательной церкви выведены были из глиняных горшков, местами сохранившихся и до сих пор (а местами от них остались только пазухи в стенах); стены устроены из тонкого кирпича в виде лепёшек с перемежающимися рядами местного камня ярко-красного цвета. Цемент положен очень толстыми слоями; железных связей нигде не видно. Внутри церкви карнизы были все из дубового дерева, облитого известью; окна – греческие, узкие, вверху овальные, в отверстиях оконных были вставлены дубовые, выбеленные также известью доски, в коих сделаны по три круглых отверстия: одно ниже другого, a в отверстиях, вместо стёкол, были натянуты пузыри. Главный вход в церковь был с запада, a по сторонам находились две башни, в которые сделаны были двери из-внутри церкви. Кроме главного входа было ещё два – с южной и северной сторон. На некоторых камнях, вошедших в состав постройки, заметны длинные и глубокие борозды. Образование этих борозд местное предание приписывает Чернобогу (злому божеству в древней славянской мифологии), который с ненавистью смотрел на сооружение храма истинному Богу и, желая разрушить его, напрасно тратил свои труды в бессильной злобе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010