Итак, спасение и оправдание приемлются верой во Христа, а не являются наградой за дела 225 . Апостол пишет, что ныне, независимо от закона, явилась правда Божия... правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе ( Рим. 3, 21–24 ). Бог являет Свою правду в прощении грехов, соделанных прежде... да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса (25–26). Таким образом, в апостольском учении правда Божия по преимуществу понимается в смысле милости, иначе говоря, – благодати Христовой, освящающей и тем самым оправдывающей кающегося грешника. Действительно, Сын Божий пришел не судить мир, но спасти мир ( Ин. 12, 47 ). Если вспомнить евангельские примеры помилования Спасителем мытарей, блудниц, разбойника, которые ничего не могли предложить в свое оправдание, кроме чистосердечного раскаяния, то становится очевидно, что Бог всегда готов освятить и оправдать человека. Правда Божия в конце времен откроется гневом и Судом только для упорствующих в нечестии, за их нераскаянность. Отмечая непостижимое долготерпение Бога к заблудшим и Его преизобильную милость к кающимся, святой Исаак Сирин пишет, что Богу более приличествует имя «благой», нежели имя «правосудный». Он пишет: «Как зерно песку не выдерживает равновесия с большим куском золота, так требование правосудия Божия не выдерживает равновесия в сравнении с милосердием Божиим» 226 – и увещает: «Будь проповедником Божией благости... потому что много ты должен Ему, а взыскания Его не видно на тебе, и за малые дела, тобой сделанные, воздает Он тебе великим. Не называй Бога только правдивым к тебе, потому что в твоих делах не дает себя познавать правосудие Его. Хотя Давид именует Его правдивым и правым, но Сын Его открыл нам, что паче Он благ и исполнен благостыни. Ибо говорит: благ есть к лукавым и нечестивым... ( Лк. 6, 35 ; Мф. 20, 13–15 ) Почему также человек именует Бога только правдивым, когда в притче о блудном сыне, блудно расточившем богатство, встречает, что при одном показанном им сокрушении притек и пал на выю его, и дал ему власть над всем богатством Своим? Никто другой не сказал сего о Боге, чтобы мы не усомнились о Нем; напротив того, сам Сын Божий засвидетельствовал о Нем это.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Итак этою острейшею бритвою, этими живущими за рекою Евфратом, т. е. царем Ассирийским, Господь обреет с Иудеи все волосы всего тела от головы и до ног, и красивую бороду, которая служат признаком мужественности,– обреет так, что не останется в ней ничего сильного, ничего красивого, и мужчины будут женоподобными, или лучше, будут подобны бесчестным женщинам. Ст. 21–25. И будет в день тот, будет кормить человек корову и двух овец и по изобилию молока будет есть масло; ибо масло и мед будешь есть всякий оставшийся в этой земли. И будет в день тот на всяком месте, где росла тысяча виноградных лоз на тысячу сребренников, будет терновник и колючий кустарник. Со стрелеми и луком будут ходить туда; ибо колючие кустарники и терновник будут по всей земле. И ни на одну из гор, которые расчищались бороздником, не придет, боясь терновника и колючих кустарников; и будет в пастбище волов и в потоптание скота. По разрушении Иерусалима, отведении народа в плен и сожжении храма, Навузардан начальник войска, которого LXX называют архимагиром, оставил в стране немногих из народа и притом бедных, для обработки виноградников и полей. И Годолия, оставленный начальником над ними из царского рода, убеждает их и говорит: не бойтеся пришествия Халдеев: седите на земли, и работайте царю Вавилонскому, и добро будет вам ( 4Цар. 23:24 ). Итак, в тот день, т. е. в то время, когда все богатства Иудеев будут перенесены в Халдею, будет такое запустение в земле Иудейской и будет столь неимоверная бедность, что будут иметь не гурты волов и стада овец, как обыкновенно имели прежде, а редкий житель будет в состоянии кормить одну корову и двух овец, – не для пашни, а для продовольствия и пользования молоком и шерстью, и вследствие недостатка хлеба для продовольствия и всех произведений земли, они будут питаться молоком, маслом и диким медом. Слова: по изобилию молока будет есть масло означают то, что земля по малочисленности земледельцев будет плодороднее и будет более удобна для пастбищ. В то время, по малочисленности людей, при запустении виноградников, о которых по страху врагов вовсе не будет заботиться, будет такой недостаток в вине, что одну виноградную лозу едва можно будет купить за серебряный сикль.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

К нашим революционерам, стремящимся не к объединению России, a к разделению её на части и потому желающим не спасения её, a погибели, к нашим революционерам, соединяющимся в тесные между собою союзы и собирающимся в различных местах для провозглашения своих свободолюбивых мыслей и речей, вполне приложимы слова ветхозаветного пророка Осии: «заключают союзы, клянутся ложно, говорят слова пустые; нет y нас царя; ибо мы не убоялись Господа, a царь – что он нам сделает» (Oc.10:3–4)? Да исполнятся на них и следующие слова того же пророка: «за то явится суд над ними, как ядовитая трава на бороздах поля» (Oc.10:4). Христиане, если и соединяются между собою в различные союзы, то соединяются с тою именно целью, чтобы не порвать союза своего с Господом, о котором говорит пророк Иеремия: «идите и присоединяйтесь к Господу союзом вечным, который не забудется» (Иер.50:5) и, следовательно, не расторгнется во веки. Но как осуществляется на земле этот «вечный союз» людей с Господом? Он осуществляется, как известно, посредством веры. надежды и любви – этих трех главнейших и важнейших добродетелей христианских. По словам Ап. Павла, мы должны «поступать в своём звании христианском, в которое призваны», со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг к другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира ( Еф.4:1–3 ). По словам его же, мы – «одно тело и один дух, как и призваны к одной надежде нашего звания» (см. ст. 4). У нас – «один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас» (ст. 5–6). У христиан, поэтому, должен быть, собственно говоря, один союз, именно: союз любви. Этим союзом должны быть крепко связаны и объединены они между собою на всем пространстве земли. «Союзом любви апостолы твоя связавый Христе, и нас твоих верных рабов к себе тем крепко связав, творити заповеди твоя, и друг друга любити нелицемерно сотвори»: вот в чём состоит главная задача христианского союза! Отсюда видно, что христиане, не смотря на ту свободу союзов, какая дарована им Высочайшим Манифестом, никоим образом не должны сплачиваться в те союзы, которые имеют в виду не упрочение христианства в обществе человеческом, a совершенное разрушение или искажение его...

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Romas...

К совершенным христианам ранней Церкви обращены слова святого Апостола Иоанна Богослова: «Вы имеете помазание от Святого и знаете все ... Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как. самое cue помазание учит вас всему... то, чему оно научило вас, в том пребывайте» ( 1Ин. 2, 20–27 ). Вл. Лосский поясняет, что «помазание» (харизма) означает здесь присутствие Духа Святого. Итак, никто не может нас научить истине, если в нас нет этого присутствия, которое открывает нам всякое познание. Это же подчеркивает Блаженный Августин в своем «Внутреннем учителе»: «Я говорил ко всем. Однако те, в которых не говорит внутреннее помазание, те, кто внутренне не научен Духом Святым, всегда уходили так и не наученными... Там, где нет Его помазания, внешние слова лишь напрасно ударяют в слух» 17 . 3. Богословие как слово о Боге А. БОГОСЛОВИЕ И БЕЗМОЛВИЕ Святой Иоанн Дамаскин пишет, что «не все касательно Божества и Его Домостроительства (Его планов, дел и действий в мире) невыразимо, но и не все удобовыразимо, не все непознаваемо, но и не все познаваемо; ибо иное значит познаваемое, а иное – выразимое словом, т. е. иное дело говорить, а другое – знать» 18 . Итак, в Боге, во-первых, есть нечто абсолютно непостижимое для человека – Божественная Сущность, во-вторых, имеется область постижимого, но невыразимого в слове, и, в-третьих, в Боге есть нечто не только постигаемое, но и выразимое, хотя и с трудом, в доступных нам словах. О том, что Откровение не всегда может быть выражено в слове, свидетельствует Писание. Апостол, который был вознесен до «третьего неба» и слышал там «неизреченные глаголы», впоследствии возвестил лишь следующее: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор. 2, 9 ). Святой Исаак Сирин поясняет, что Апостол, если бы и захотел описать, что он созерцал и какие слышал слова, то не смог бы, «потому что видел это не телесными очами, но духовными» 19 . Что ум воспринимает «телесными чувствами», что посредством их может изъяснить, а что «ощутительно созерцает, или слышит, или чувствует внутри себя в области Духа, того, когда возвращается к телу, не способен пересказать, а только вспоминает, что видел это; но, как видел, не умеет поведать ясно» 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Каждый добрый хозяин будто забудет на время свой домашний кров: с раннего утра до позднего вечера станет он проводить в поле, под открытым небом, за полевой работой. Сколько трудов предстоит труженику! Пашня и посев, покос и жнитво, уборка сена, молотьба хлеба... Трудовым потом не раз оросится мать-земля сырая, от усталости заноют руки, заломит спину, подогнутся ноги. Иному, может быть, и надоел зимой отдых, а летом рад-рад он будет добраться до ночлега. Сам Господь Бог судил человеку трудиться и в поте лица своего добывать хлеб насущный. А без труда и работы – с голоду умрешь. Без трудов земля сама собой не уродит хлеба. И Слово Божие говорит: «кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом» ( Притч. 12:11 ); «а если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» ( 2Сол. 3:10 ). Еще нашему праотцу Адаму Господь определил работать и тяжелым трудом добывать себе пропитание, насущный хлеб. Проклята земля за тебя, – сказал Господь Адаму за то, что он согрешил, – со скорбью ты будешь питаться от нея во все дни жизни твоей, терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб твой, доколе не возвратишься в землю, от которой взят ( Быт. 3:17, 18, 19 ). Так сказал Господь, и, по слову Его, до сих пор трудятся люди и будут трудиться до скончания века. Тяжел твой труд, поселянин! Не даром достается тебе твой насущный хлеб! Но в твоем труде есть также много и отрадного. С восходом солнца встаешь ты, даже раннее солнце уже застает тебя в чистом поле за работой. Полной грудью вдыхаешь ты свежий, ароматом цветов напоенный воздух летнего утра, под твоей косой послушно ложится трава душистая, или сам-друг со своей лошадкой бороздами взрываешь ты землю рыхлую для посева. С высоты неба ласково смотрит на тебя красное солнышко; над твоей головой весело щебечут птицы небесные; отирая пот с своего лица, тихо произносишь ты молитву святую, славишь Господа милосердного, Который посылает тебе такую благодать, просишь Его помощи и благословения за твои труды богоугодные.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Как видел я в святилище Тебя, 4 Ибо мне лучше жизни милость щедрая Твоя. И возгласят уста Тебе хвалу, 5 Я в жизни так благословлю Тебя: Во имя дивное Твое я руки вознесу. 6 Как туком и елеем насыщается душа моя, И гласом радостным поют хвалу Тебе мои уста, 7 Когда я вспоминаю о Тебе без сна И размышляю о Тебе в ночные стражи, 8 Ибо Ты помощь и надежда наша, Возрадуюсь под сенью крыл Твоих; Ты, Боже, помощь на путях земных. 9 К Тебе душой моею прилепился я, Десница крепкая Твоя – опора для меня. 10 Те, кто погибель ищет для души моей, Сойдет во злобе в преисподнюю земли; 11 Сразят их силою меча в расцвете дней, Лисицам будут пищею они. 12 Царь же о Боге будет веселиться от души, Восхвален будет всякий, кто клянется Им, Ибо уста всех лживых заградятся именем Твоим. 64 1 Начальнику хора. Псалом Давида для пения 2 Тебе, Бог мой, хвала не умолкает на Сионе, Тебе обет воздастся в Иерусалиме. 3 Ты слышишь все мольбы непостижимо, К Тебе же прибегает плоть, живое. 4 Меня превозмогают беззаконные дела, Ты наши преступления очистишь. 5 Блажен, кого избрал Ты и приблизил, Чтоб жил он во дворах Твоих всегда. Насытимся мы благами от дома Твоего, Святаго храма Твоего, Господь благой. 6 Ты, Страшный в правосудии и Сильный, Услышь нас, Боже, наш Спаситель И упованье всех концов земли, всего И находящихся далеко в море, 7 Поставивший десницею Твоею горы И препоясанный могуществом, 8 И укрощающий валы и шум морей, Шум волн морских рукой Твоей, Стихии и народ мятущийся! 9 И знамений Твоих впредь убоятся все Живущие в пределах на земле. Возбудишь к славе утро, вечер, День Твой прекрасен, потому что вечен. 10 Ты посещаешь землю, утоляешь жажду – Ты, Обогащаешь всем ее обильно: Поток Твой полон ключевой воды; И хлеб приготовляешь Ты, Всесильный, Ибо Ты так устроил землю, Боже, 11 Ты напояешь борозды ее, Уравниваешь глыбы, пашни множа, И размягчаешь посланным дождем, Благословляешь каждое растение на ней. 12 Венчаешь лето благости Твоей, Стези Твои безмерно источают тук 13 На пажити пустынные вокруг

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Как пишет об этом Златоуст, используя здесь чтение Септуагинты Оберегал ли ты роды ланей ( Иов. 39:1 ; Септуагинта), «хорошо Он сказал – оберегал, [как бы произнеся]: «Если это животное всегда пребывает в бегстве, страхе и тревоге, всегда прыгает и скачет, почему, – говорит [Господь], – оно не выкидывает, но роды наступают по исполнении срока? «» 1023 Затем ( Иов. 39:5–12 ) Господь говорит об особых – свободолюбивых – животных, не подчиняющихся ярму и воле человека – о диком осле и мифическом единороге: Кто пустил дикого осла на свободу, и кто разрешил узы онагру, которому степь Я назначил домом и солончаки – жилищем? Он посмевается городскому многолюдству и не слышит криков погонщика, по горам ищет себе пищи и гоняется за всякою зеленью. Захочет ли единорог служить тебе и переночует ли у яслей твоих? Можешь ли веревкою привязать единорога к борозде, и станет ли он боронить за тобою поле? Понадеешься ли на него, потому что у него сила велика, и предоставишь ли ему работу твою? Поверишь ли ему, что он семена твои возвратит и сложит на гумно твое? ( Иов. 39:5–12 ). Зачастую эти образы воспринимаются святоотеческой экзегетической традицией в нравственно-аллегорическом значении. Так, по убеждению преподобного Ефрема Сирина , Господом в книге Иова «в [образе] единорога представлен тот [праведник], кто не связан узами мира» 1024 . Святитель Иоанн Златоуст подчеркивает, что, описывая различных животных, Бог как бы специально выбирает из их числа тех, что не приносят практически никакой пользы человеку. Златоуст задается вопросом, сам же на него тотчас и отвечая: «Почему Он не упомянул быка, овец и других подобных [животных], но зверей бесполезных [для человека] и существующих, казалось бы, напрасно? Тем самым Он хочет показать, что если такая Премудрость и Промысл проявляются в тех, которые, казалось бы, не совершают ничего полезного, то тем более в этих» 1025 . Блаженный Августин видит в образе этого коня символ христианского мученика. Пользуясь старолатинским чтением Ты ли окутал коня силой и привязал к его шее ржание? ( Иов. 39:19 ), Августин высказывает мысль о том, что здесь, «видимо, описывается мученик, бесстрашный и деятельный свидетель спасительной веры; и он таков не по причине своей силы, но поскольку Господь окутал его силой» Своей благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Какой же стыд, скажи мне, или какой позор вступать в общение с Владыкою? Итак, стыд — стыдиться этого и считать позором то, что делал Христос. Многое могут сделать ноги святых, входя в дом; они освящают сам помост, вносят сокровище бесчисленных благ, исправляют расслабленную природу, утоляют голод, приносят многий достаток. Так и ноги Илии, вошедши в дом вдовицы, показали некоторый новый и неожиданный способ плодородия. Дом вдовицы он сделал пашней, и кувшин ее — гумном. Тогда стал некоторый новый способ сеяния и жатвы: она посеяла в уста праведника, и рассыпанное пожала из кувшина во многом изобилии; посеяла муку, и пожала муку; не нуждалась и в волах, и в ярме, и в плуге, и в бороздах, и в дожде, и воздухе, и серпе, и в гумне, и снопах, и в ветрах, отделяющих мякину от плода, и в мельнице, но в одно мгновение времени нашла конец всего этого в кувшине; и два неоскудевающие источника один, — муки, а другой — елея, произвел голос пророка. 14. Таковы дары святых; у них много изобилия и легкости. Срываемое с земли издерживается; а те источники, ежедневно почерпаемые, не иссякали, но была равная борьба иссякновения с притоком. Так щедро дарят ноги святых, или лучше — сказать — еще гораздо больше этого; и если бы моя беседа не была продолжительна, то я исчислил бы много таких даров. Но как, получая честь, они приносят столько даров, так, получая бесчестие, они доставляют великое наказание и неумолимый огонь. Откуда это очевидно? Послушай Самого Христа, который говорил ученикам: « в какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему » (Мф. 10:11, 12). Чтобы ты не сказал: я трачу деньги, издерживаю имущество, предлагая трапезу странникам, Он устрояет так, что сам приходящий наперед приносит тебе угощение и дары, превосходящие всякий избыток. Какие это? Снабжение миром; ему нет ничего равного. Видишь ли, с каким достатком святой входит в дом? Это слово, хотя просто, но — основание бесчисленных благ; в самом деле, что может быть безопаснее того дома, который наслаждается миром? Притом святые испрашивают принимающим их мир не только друг с другом, но и с нами самими.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Литература. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. С. 207–222; Воронов Ливерий , прот. Догматическое богословие. Клин, 2002. С. 24; Давыденков О. , прот. Догматическое богословие. Ч. 3. С. 57–90; Макарий (Булгаков) , митр. Руководство к изучению христианского, православно-догматического богословия. С. 96–103. Вопрос 28. Назначение человека. Важность учения о происхождении человеческого рода от Адама и Евы (Деян.17:26; Рим.5:12). Попечение Божие о человеке до грехопадения Ответ. Выделяют три аспекта: назначение по отношению к Богу, назначение по отношению к самому себе и назначение по отношению ко всему прочему творению. По отношению к Богу назначение человека состоит в том, чтобы он неизменно пребывал верным тому высокому завету или союзу с Богом (религии), к которому призвал его Вседобрейший при самом сотворении, запечатлев в нем Свой образ, чтобы вследствие такого призвания постоянно стремился к своему Первообразу всеми силами своей разумно-свободной души, т. е. чтобы человек познавал своего Создателя и прославлял, жил для Него и в нравственном единении с Ним. «Исполнил их проницательностью разума», – говорит премудрый сын Сирахов о Боге и первых людях, – «положил око Свое на сердца их, чтобы показать им величие дел Своих, да прославят они святое имя Его и возвещают о величии дел Его. Он приложил им знание и дал им в наследство закон жизни; вечный завет поставил с ними и показал им суды Свои» ( Сир.17:6–10 ). Соответственно этому, и Спаситель заповедал нам: «так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.5:16 ). Заповедали и свв. апостолы: «прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» ( 1Кор.6:20 ); «едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» ( 1Кор.10:31 ). По отношению человека к самому себе назначение его то, чтобы он, как созданный по образу Божию с нравственными силами, старался постоянно развивать и усовершенствовать эти силы через упражнение их в добрых делах, и, таким образом, более и более уподоблялся своему Первообразу.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Литература . Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. С. 39–41, 272–274; Василий (Кривошеин) , архиеп. Символические тексты в Православной Церкви. Калуга, 2003.С.63–64; Давыденков О. , прот. Догматическое богословие.Ч.1,2.С.50–53, 62–64; Давыденков О., прот. Катихизис. С.11–13. Вопрос 9. Естественное и сверхъестественное богопознание (Пс.18:2–4; Рим. 1:20; 1Тим.2:4). Нравственные условия богопознания (Прем.1:4; Мф.5:8; Ин.3:20; 4:7–8; 1Кор.2:14) Ответ. Человек сотворен для богообщения и богопознания. Апостол возвещает, что Бог «от одной крови... произвел весь род человеческий... дабы они (люди) искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем, и движемся, и существуем» ( Деян.17:26–28 ). В контексте Библии познать нечто – значит изведать на опыте. Так познаются страдания ( Ис.53:3 ) и грех ( Прем.3:13 ), война ( Суд.3:1 ) и мир ( Ис.59:8 ), добро и зло ( Быт.2:9,17 ). Познание в этом смысле всегда сопровождается некими глубокими изменениями в личности познающего. Познать кого-нибудь – значит вступить с ним в личные отношения, в той или иной мере приобщиться к жизни другой личности. Познать Бога – Божественный призыв, обращенный к человеку, откликнуться на него – значит приобщиться к жизни Самого Бога: «Сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого Истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин.17:3 ). Богопознание не является каким-то единичным актом, а есть бесконечный процесс возрастания человека в благодати и истине. Каким образом люди получили знания о Боге? Естественнонаучные знания человек получает через исследование природы путем наблюдения и эксперимента, исторические знания приобретаются посредством изучения исторических памятников и документов. Однако объектом познавательной деятельности человека может быть только тот мир, в котором он существует, Бог же, будучи Творцом этого мира, Сам не является его частью, но пребывает «над всеми» ( Еф.4:6 ). Говоря философским языком, Бог трансцендентен миру. Конечно, человек может составить некоторое представление о Боге и через исследование тварного мира, ибо через рассмотрение произведений всегда возможно нечто узнать и о самом художнике. Следовательно, возможно познание Бога через красоту, гармонию, целесообразность, растворенные в мире. В сущности, это есть не что иное, как естественная реакция человеческой души, которая, по словам христианского апологета Тертуллиана (II–III вв.), по природе является христианкой. Такое, опосредованное творением, познание Бога, называется естественным богопознанием.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010