(† 15 апр. 1601, Новгород), митр. Новгородский и Великолукский. Хиротонисан Московским Патриархом св. Иовом 20 февр. 1592 г., прежде был архимандритом московского Чудова мон-ря. Направляя В. в Новгород, царь Феодор Иоаннович особо поручал иерарху укреплять дисциплину среди духовенства («новых воров чернцов смирять и от воровства унять, и старых, сыскав, чернцов и попов от такова воровства унимать, и смирять, и воровство их вывесть»). Приехав в епархию 23 (по др. данным, 21) марта того же года, В. обнаружил казну архиерейского дома пустой, он жаловался царю также на то, что приказные люди «живут своим обычаем», не слушая владыки, «детей боярских много, не по обиходу» и они забрали себе в поместья лучшие земли. Царь дал В. полномочия не только «пересмотреть и перебрать» детей боярских (см. Бояре ), но и, взяв себе лучшие земли, устроить на них «села и пашни для себя». Эти планы были осуществлены в 1592 г., когда старец Левкий по приказу В. описал владения Софийского дома и отобрал у митрополичьих детей боярских часть их земель. После организации митрополичьего хозяйства в Полянской вол. Климецкого погоста Борис Годунов освободил от налогов 20 обеж митрополичьей пашни. В 1598 г., вскоре после своего венчания, царь Борис Годунов дал грамоту В. с подтверждением прежних пожалований новгородскому архиерейскому дому (ДАИ. Т. 1. С. 250-253. 148). В 1594 г. в Москве во время пожара сгорел Софийский двор; в 1599 г. В. построил новые хоромы, к-рые затем отошли в ведение Посольского приказа. Новгородский митрополит просил царя Бориса Годунова вернуть здания архиерейскому дому, и царь удовлетворил просьбу. При В. произошли нек-рые перемены в управлении новгородским архиерейским домом: митрополит не назначал дворецкого, поручив его обязанности особому «приказному» чиновнику, стало более точным делопроизводство. Как отмечает Б. Д. Греков, в целом В. продолжал традиции Стоглавого Собора по централизации церковной власти. С деятельностью по укреплению дисциплины среди духовенства связано послание В. 1592 г. в Антониев Дымский монастырь валаамским старцам (Антониев мон-рь был приписан к Валаамскому в 1581). Митрополит призывал иноков не нарушать «закона», установленного исстари в Валаамском мон-ре, жить в согласии и послушании.

http://pravenc.ru/text/154169.html

История Протодиакон Андрей Кураев: Мои девяностые Как Патриарх выступал перед раввинами, как было подстроено первое благословение воинской присяги, за кого не молился Патриарх в 91-м году, почему " Российская газета " началась с православной статьи, и чем можно удивить прот. Андрея Кураева... Кого анафематствовал Патриарх Тихон, или верить ли обещаниям коммунистов? Недавно на предвыборном съезде компартии г-н Зюганов «выдал» Ленину мандат (все же посмертный, естественно) номер один, а вскоре после этого в окружении толпы народа и красных флагов отправился в храм Христа Спасителя в Москве, к Поясу Пресвятой Богородицы. Генералиссимус Суворов. Последние дни Суворов был одним из немногих русских аристократов того времени, никогда не прерывавших воцерковлённости. Поэтому неудивительно, что покаянные мысли сопутствовали ему постоянно. «Раскол» о расколе? Какое отношение имеют события, показанные в фильме " Раскол " , к реальности? Как они связаны с нашим сегодняшним днем? Почему фильм мог бы стать обязательным для показа по всем российским каналам, но его возможно рекомендовать только для индивидуального просмотра? Борис Годунов как наш современник «Борис Годунов» Владимира Мирзоева: хрестоматийный текст Пушкина, наживую сшитый с современной Россией – красно-сине-белым полотнищем, куполами, кухнями, иконами, фитнесом, менеджерами и айпадами. Евгений Поливанов — Трагедия гения при тоталитаризме [+ Видео] Евгений Поливанов - гениальный лингвист, полиглот, разработчик письменных систем для многих младописьменных языков (узбекский, дунганский). Обвинен в шпионаже и расстрелян в 1939 году. На землю предков с навигатором Навигатор посоветовал проехать еще 11 км, потом еще 13… Ровно в полночь я остановился на странном перекрестке. За спиной была дорога, по которой мы приехали. Прямо и чуть влево виднелось ее продолжение. Покровская победа Весть о приближении многочисленного турецкого десанта застала Суворова в храме. Это был праздничный день, Покров. Казак доложил о высадке многочисленного десанта, но Суворов приказал не атаковать их и не прервал праздничной обедни. Только велел казакам стягивать резервы к Кинбурну.

http://pravmir.ru/tag/istoriya/page/44/

История России Протодиакон Андрей Кураев: Мои девяностые Как Патриарх выступал перед раввинами, как было подстроено первое благословение воинской присяги, за кого не молился Патриарх в 91-м году, почему " Российская газета " началась с православной статьи, и чем можно удивить прот. Андрея Кураева... Кого анафематствовал Патриарх Тихон, или верить ли обещаниям коммунистов? Недавно на предвыборном съезде компартии г-н Зюганов «выдал» Ленину мандат (все же посмертный, естественно) номер один, а вскоре после этого в окружении толпы народа и красных флагов отправился в храм Христа Спасителя в Москве, к Поясу Пресвятой Богородицы. Генералиссимус Суворов. Последние дни Суворов был одним из немногих русских аристократов того времени, никогда не прерывавших воцерковлённости. Поэтому неудивительно, что покаянные мысли сопутствовали ему постоянно. Михаил Васильевич Ломоносов: «Но восприял меня Творец…» О метаниях молодой души мало что известно, но для нас важно, что Ломоносов никогда не был железным прагматиком, холодным рационалистом и скептиком, голос Евангелия постоянно звучал в его сердце. «Раскол» о расколе? Какое отношение имеют события, показанные в фильме " Раскол " , к реальности? Как они связаны с нашим сегодняшним днем? Почему фильм мог бы стать обязательным для показа по всем российским каналам, но его возможно рекомендовать только для индивидуального просмотра? Борис Годунов как наш современник «Борис Годунов» Владимира Мирзоева: хрестоматийный текст Пушкина, наживую сшитый с современной Россией – красно-сине-белым полотнищем, куполами, кухнями, иконами, фитнесом, менеджерами и айпадами. Заступница: День Казанской иконы Божией Матери и день Народного Единства - День 4 ноября отмечается в Русской Православной Церкви и во всем нашем государстве в честь освобождения Руси от польских интервентов в 1612 году. Освобождение произошло под предводительством Минина и Пожарского под осенением иконы Божией Матери " Казанская " . Гонимые правды ради… 30 октября считается Днем памяти жертв политических репрессий. Сегодня, когда все больше людей начинает идеализировать годы советской власти, наверное, особенно важно, оставив в стороне политические лозунги, вспомнить хотя бы несколько судеб и имен людей, попавших в воронку «лихого века».

http://pravmir.ru/tag/istoriya-rossii/pa...

Скачать epub pdf 39. Борис Федорович Годунов (в иночестве Боголеп), царь и великий князь всей Руси потомок татарского мурзы Чета, сын царедворца Федора Ивановича Годунова от брака со Степанидой Ивановной (в иночестве Снандулия), известной только по имени. Родился (где – неизвестно) около 1551 г.; взращенный в хоромах царя Ивана IV Грозного, состоял при втором саадаке (приборе вооружения луком и стрелами) царском в походе до Серпухова в 1570 г.; был дружкой невесты на третьей свадьбе Ивана IV в 1571 г.; находился рындой при царевичах Иване и Федоре в шведском походе 1572 г.; сделан царским кравчим (шенком) и выиграл местническую тяжбу с боярином Василием Ивановичем Сицким в 1578 г.; сопровождал царя в Новгород и Псков в 1579 г.; пожалован саном боярским и на седьмой свадьбе царя Ивана IV был дружкой невесты в 1580 г.; подвергался большой опасности, засторонивая собою цесаревича Ивана от остня родительского (см. 99), и сильно изранен царем 15 ноября 1581 г.; больной и лечимый Строгановым, «купецкого чина человеком», посещен и обласкан царем в 1582 г.; по завещанию Ивана IV назначен 10 марта в состав пятичленной думы при молодом Федоре I, зяте своем, которым 31 мая, в день коронования Федора, возведен в сан конюшего с званиями ближнего великого боярина, наместника царств Казанского и Астраханского в 1584 г.; примирился с князьями Шуйскими, врагами своими, и назвался сыном князю Ивану Федоровичу Мстиславскому, первейшему боярину, которого он признал своим отцом в 1585 г.; сведав о замысле на свою жизнь и участие в нем старца князя Мстиславского, устроил невольное пострижение названного старца в монахи в 1586 г.; влиянием своим положил начало измерения и переписи земель, по крайней мере в Двинской области и на Волге, и 1587 г.; от излишней набожности потерял сына, пока единственного, велев его, больного, носить зимой в церковь (Василия Блаженного) и там поить святой водой, в 1588 г.; убедил царя Федора I учредить на Руси патриаршество в 1589 г.; находился при царе ближним, или дворцовым, воеводой в шведском походе 1590 г.; разбил под самой Москвой (на месте, где теперь Донской монастырь) Казы-Гирея, хана крымского, и награжден саном слуги, важнейшим боярского, 4 июля 1591 г.; именуясь в наказах послам «начальным человеком в земле (русской), ему приказанной», жестоко отомстил обвинявшим его в приводе, будто бы, Казы-Гирея к Москве в 1592 г.;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Современное искусство Где искать островки церковного искусства (+ ФОТО) Существует богатая софринская индустрия, которая покрывает все непонятные места, сложные обстоятельства. Это примерно то же самое, как можно приготовить обед самому, а можно спуститься вниз и купить что-то готовое. Протоиерей Всеволод Чаплин открыл православный арт-центр в подвале храма (+ ФОТО + ВИДЕО) В Москве при храме Святого Николая на Трех горах открылся центр современного искусства. Инициаторами открытия стали настоятель храма протоиерей Всеволод Чаплин и клуб «АртЭриа». Новые христиане Мне кажется, я имею некоторое право говорить о современном искусстве. Дело в том, что много уже лет тому (чуть больше половины жизни назад) я принадлежал к одной радикальной субкультуре (связанной с определенным «творчеством») по сути, и по форме своей – псевдорелигиозной и антихристианской. В контексте: Скандал в храме (Видео + Текст) Особенно интересна не сама акция, а кампания, которая развернулась в защиту скандальной панк-группы. Ее участниц зачастую представляют трагическими героинями и некоторые уже говорят, что сам Патриарх виноват в том, что они совершили. Умирает ли христианское искусство? (+ВИДЕО + ФОТО) Быть или не быть современному христианскому искусству? Обсуждают художник Сергей Антонов, Александр Карнаухов, искусствоведы Лилия Ратнер и Ирина Языкова и другие. Дело о панк-молебне и арт-общественность Что стоит за " перформансом " в храме Христа Спасителя - хулиганство или новая эстетика? Какова идеология сегодняшнего актуального искусства? Как реагировать на кощунство как форму творческого самовыражения? Борис Годунов как наш современник «Борис Годунов» Владимира Мирзоева: хрестоматийный текст Пушкина, наживую сшитый с современной Россией – красно-сине-белым полотнищем, куполами, кухнями, иконами, фитнесом, менеджерами и айпадами. Бесконечная деревня, или как молодые художники видят Россию (+ фото) То и дело встречаются картины – с деревенской атрибутикой, печками, самоварами, платочками, сарафанами, аккуратными двориками... Молчаливый зрительский вопрос: «Для чего?!» Откуда эта бесконечная деревня, причем не реальная, не сегодняшняя? Почему никто не изображает города?

http://pravmir.ru/tag/sovremennoe-iskuss...

VII. Густав Шведский и Иоанн Датский Во время переговоров с поляками и шведами Борис думал употребить то же средство, которое так неудачно Грозный испытал с датским принцем Магнусом: сделать из Ливонии вассальное государство, посадив в ней королём иностранного принца, женатого на русской царевне. С этой целью Борис призвал в Москву принца Густава, который был сыном сверженного с престола шведского короля Эрика XIV и изгнанником скитался по Европе. Как двоюродный брат Сигизмунда III и племянник Карла IX, Густав являлся опасным соперником тому и другому. Борис начал стращать им Сигизмунда польского: Льва Сапегу, во время торжественного въезда посольского, нарочно провезли мимо дома, занимаемого Густавом, чтобы послы могли видеть этого соперника Сигизмундова. Годунов хотел выдать за него свою дочь Ксению и до приобретения Ливонии назначил ему в удел Калугу с несколькими городами. Но Густав оказался человеком совершенно неподходящим. Во-первых, он не согласился покинуть католичество и принять православие, а во-вторых, не хотел расстаться с одной замужней немкой. За такое упрямство у него отняли Калугу и дали ему разорённый Углич; впоследствии он умер в Кашине. Неудача с Густавом не охладила в Борисе желания породниться с европейскими царствующими домами, с целью возвысить собственный род. Он усердно искал невесты для своего сына Феодора и жениха для дочери Ксении. Феодор был ещё очень юн и мог ждать, а красавица Ксения была старше его и близилась к поре девической зрелости. Второго жениха для неё отыскали в датской королевской семье. С Данией уже давно тянулись у нас переговоры по поводу русско-норвежской границы в Лапландии. Этими переговорами воспользовались и сообщили королю Христиану IV о желании Бориса иметь своим зятем его младшего брата, герцога Иоанна. Московское предложение было охотно принято, так как, кроме благополучного разрешения споров о Лапландии, Дания приобретала союзника против своей соперницы Швеции. Иоанну обещали в удел Тверскую область. Переменить веру Иоанн, однако, решительно отказался, и Борис согласился оставить зятю его протестантское исповедание и позволил ему построить кирку в Москве и в Твери. 11 августа 1602 года Иоанн приехал в Россию и в Ивангороде был встречен боярином М. Г. Салтыковым и думным дьяком Власьевым. Здесь датские послы, сопровождавшие Иоанна, спрашивали Салтыкова:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

6. Танинское От Ростокина теперь лежит путь через деревню малые Мытищи в село большие Мытищи; но как Цари ездили к Троице более на Танинское, и дорога эта называлась Тонинкой : то прежде осмотрим этот любимый приют и перепутье Царей наших, к коему сворачивают влево от Ростокина, потом уже возвратимся в большие Мытищи. Танинское в 15 верстах от Москвы, и расположено на Яузе. Название Танинское, также Тонинское и Тайнинское различно объясняется преданием, которое производя его то от Тани, т.е. Татьяны, то от тайны, то от тоней, т.е. места, где рыбу ловят неводами, не опирается на исторические свидетельства. Это село издревле состояло в Радонежской десятине и некогда принадлежало знаменитому внуку Калиты, Владимиру Андреевичу Храброму, который завещал его в 1410 году жене своей Елене Ольгердовне; В. К. Василий Темный благословил этим подмосковным селом меньшего сына своего Андрея. 22 После трудного похода своего на Казань, победоносный Иоанн IV, Октября 28, ночевал в Танинском, пред торжественным вступлением в Москву. Сюда же подозрительный Царь тайно уехал из Москвы с Царицей и с двумя Царевнами, в сопровождении своих любимцев и полка вооруженных всадников, когда открылась измена Курбского и замыслы Сигизмунда III. Здесь Борис Годунов давал роскошные обеды ближним людям своим. Памятно Тайнинское подготовленной встречей и тайным совещанием Царицы Марии с Лжедимитрием, которого она, после того, торжественно признала своим сыном. Этот лицедей, окруженный Русскими боярами, посадив мнимую мать свою в великолепную карету, пеший, с открытой головой, провожал ее до Москвы. В это привольное село езжали Русские Государи прохлажаться летом и тещиться ловлей бобров и лосей, которые там прежде важивались, и ловить рыбу в Яузе. По свидетельству современного Лжедимитрию пастора Бера, этот самозванец, убив в Танинском большого мсдведя, сел на него верхом. 23 Царь Алексей Михайлович и Императрица Елисавета Петровна любили там тешиться соколиной охотой, Танинское на пути в Троицкий монастырь служило для Царей первым подхожим станом, где они имели обед, ужин, или ночлег в путевом дворце и оттуда ехали на следующий стан в Братовщину.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Положение православия во время шведского владычества В период шведского управления православие в Лифляндии по-прежнему исповедовали те немногие русские, которые остались здесь после войны, и отдельные вновь прибывшие из России на поселение или занятые в этих краях торговлей, но, как правило, православные не имели своих пастырей и храмов. Католики и лютеране тоже были ограничены в отправлении своего культа. На это указывал преосвященный Павел, ссылаясь на свидетельство прусского профессора Иоанна Арнольда фон Бранда, в 1674 г. с посольством своего курфюрста проезжавшего через Курляндию в Москву и описавшего эту поездку . Другие факты свидетельствовали о том, что в это время возобновилось богослужение в Никольской церкви в Ревеле, которую посещали русские купцы. Профессор И. Чистович обратил внимание на лампаду, сохранившуюся в храме. Эта вещь датировалась по надписи, обнаруженной ученым. «Повелением великого Государя Царя и великого Князя Бориса Феодоровича всея Руси Самодержца и сына его великого Государя Царевича Князя Феодора Борисовича всея Русии зделан был сии насвечник и великому чюдотворцу Николе в Колыване в 1-е лето государства его» . Из этой надписи следует, что царь Борис Годунов пожертвовал в 1599 г. к образу святителя Николая в ревельскую Николаевскую церковь лампаду. Очевидно, что в 1599 г. в этом храме совершалось богослужение. Сохранились документы, подтверждающие разрешение шведских королей совершать богослужения по православным обрядам, а псковским архипастырям оказывать содействие зарубежным православным храмам. Поскольку ревельский магистрат в какой-то момент отобрал ключи от православной Никольской церкви, в договоре от 22 мая 1684 г. появилось добавление к Кардисскому договору от 21 июня 1661 г.: «Мы, Его Королевского Величества великие и полномочные послы, обещаем, что Его Королевское Величество о том указ учинит, что Их Царского Величества подданным церковные ключи паки отданы будут и вольно им свою Божественную службу в том месте отправляти» . В 1686 г. в ревельской церкви был поставлен новый иконостас, о чем свидетельствовала надпись на нем: «Изволением Отца и споспешением Сына и совершением Св. Духа поновися сей храм во имя Св. Николая Чудотворца града Колываня святыми иконами и церковным украшением, повелением пресветлейших Государей Царей, Великих Князей Иоанна Алексиевича, Петра Алексиевича, великия Государыни благоверныя Царевны, Великия Княжны Софии Алексиевны, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцев в лето от создания мира 7194, от воплощения Бога Слова 1686» . Образа для иконостаса были написаны в Пскове, и 1 мая 1686 г. храм был освящен по благословению патриарха Иоакима и Псковского митрополита Маркелла.

http://sedmitza.ru/lib/text/430157/

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_88081.html 19 августа 2011 Колокола из Большого вернут в церковь Источник:  Memoid.ru Старинные церковные колокола, принадлежащие церкви Воскресения Христова в Кадашах и ныне находящиеся в Большом театре (ГАБТ), могут быть возвращены своему историческому владельцу. В этом сошлись участники прошедшей в Москве пресс-конференции, посвещённой этому вопросу. Ранее представители генподрядчика работ по реконструкции здания ГАБТ продемонстрировали журналистам церковные колокола, которые после реставрации возращаются на звонницу театра. Часть этих колоколов принадлежит церкви Воскресения Христова в Кадашах, они были переданы театру в 1934 году после того, как храм был закрыт. После демонстрации колоколов община церкви, а также Общество церковных звонарей, выступающее в поддержку общины, распространили заявление, что колокола должны быть возвращены своему историческому владельцу. Как сообщил настоятель храма протоирей Александр Салтыков, церковь благодарна ГАБТ за то, что он прикладывал усилия к сохранению колоколов, но выразил надежду на их возвращение. Участники пресс-конференции подчеркнули, что в данном случае речь не идёт о нанесении урона театру. Как отметил эксперт по колокольной акустике Общества церковных звонарей Константин Мишуровский, качество звучания колокольного звона Большого театра будет улучшено, а историческая справедливость восстановлена. Как считает Общество церковных звонарей, существует три способа решения проблемы. Первый из них – восстановление колокольного подбора, который был создан в 1840-х годах по указу императора Николая I для оперы Глинки " Жизнь за царя " ; второй – замена колоколов в театре другими инструментами; третий – воссоздание колокольного звона при помощий цифровых технологий. Последний способ уже был опробован в филиале Большого театра при постановке оперы Мусоргского " Борис Годунов " – по команде дирижёра включались заранее подготовленные и подстроенные под звук оркестра цифровые сэмплы. Эксперты указывают, что ныне представленные в Большом театре колокола плохо гармонируют со звучанием оркестра, что объясняется случайным их подбором.

http://religare.ru/2_88081_1_21.html

Великое освящение храма возглавил митрополит Крутицкий Ювеналий 14 ноября. ПРАВМИР. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил великое освящение Введенского собора Введенского Владычнего монастыря в подмосковном Серпухове и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. После сугубой ектении владыка митрополит вознес молитву о мире на Украине. За богослужением была совершена диаконская хиротония Димитрия Артамонова, сообщает пресс-служба патриархии. По окончании Литургии с приветственным словом к архипастырю обратилась игумения Алексия (Петрова), которая преподнесла в подарок Его Высокопреосвященству икону Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Затем митрополит Ювеналий обратился к духовенству и молящимся с архипастырским словом, после чего вручил игумении Алексии орден преподобного Серафима Саровского III степени, которого она была удостоена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Потрудившимся в деле восстановления храма владыка Ювеналий также вручил епархиальные награды. Древнейший на Серпуховской земле Владычний монастырь был основан в 1360 году святителем Московским Алексием. В 1360 году святителем Алексием был заложен деревянный Введенский собор, а в 1362 году он был перестроен в камне. В конце XVI века Борис Годунов сделал щедрое пожертвование монастырю. На эти средства был перестроен весь комплекс монастыря, в том числе и Введенский собор. В 1867 году с южной стороны Введенского собора был пристроен и освящен придел во имя праведного Филарета Милостивого — небесного покровителя митрополита Московского Филарета (Дроздова). После трагических событий 1917 года Владычний монастырь разделил судьбу большинства святых обителей. Церковные службы во Введенском соборе монастыря прекратились в 1927 году. 5 мая 1995 году началось возрождение монастыря. Первые работы по консервации Введенского собора были проведены в 1996 году. В 1999 году установлены купола и кресты. С 2002 по 2005 год велись работы по восстановлению кровли. С 2005 по 2011 год проводилась реставрация белокаменных фасадов, велась работа над иконостасом и проектом росписи. В 2009 году произведен монтаж отопления, выполнены внутренние штукатурные работы. С 2010 по 2012 год велась роспись алтаря и монтаж иконостаса. С 2013 года велась роспись храма, которая была завершена в июле 2016 года.

http://pravmir.ru/v-serpuhove-osvyashhen...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010