ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Пушкин: величие души поэта 24.02.2014 г. Величайший мыслитель, поэт и писатель, лирик А. С. Пушкин считается родоначальником новой русской литературы. Рожденный в 1799 году в Москве, Пушкин был выходцем из старинного дворянского рода. Он изучил французский, получил достойное домашнее образование, и всю свою жизнь посвятил литературе. В доме Пушкиных часто организовывались литературные вечера, что способствовало раннему развитию литературных способностей будущего поэта. По-настоящему раскрылся его талант поэта и был оценен товарищами, преподавателями и русскими поэтами во время его обучения в Царскосельском лицее. Жизнь поэта нельзя назвать легкой. Его стихи — повод для раздумий над смыслом жизни. Это преимущественно лирика, высветляющая трудолюбие, человеческие чувства, любовь к Родине, природе, и также размышления о предназначении поэта. Любовь к Родине проходит основной нитью через все творчество Пушкина. Он воспевает славное прошлое России, гордится ее мощью, героизмом родного народа. Так в «Воспоминаниях в Царском Селе» Пушкин пламенно воспевал его победу в Отечественной войне в 1812 году. Очень остро поэт отстаивал свободу, выступал против порабощения крестьян, добиваясь отмены крепостного права, за что не раз был сослан в ссылку. Гражданский долг писателя и поэта поборол в нем страх, и он смело высказывал свои мысли, обращался к народу, которому и посвящал все свое творчество. И именно там, в ссылках, рождались его лучшие творения, такие как «Евгений Онегин», «На Александра I», «На Воронцова», «Борис Годунов», стихи «Давыдову», и другие. В своей лирике он рассматривает все стороны жизни — правдиво, смело и глубоко и чувственно. Все проявления этого мира, высокие и низкие, мысли и чувства, жизнь и искусство, нашли отображение в его стихах и поэмах. Жизнь своего народа, страны была для него очень важна. Он знакомился с важными людьми, вступал в споры о политике и религии, рассуждал о возможностях спасения России. Так в духе петербургского вольномыслия зародилось и формировалось его дальнейшее мировоззрение.

http://zavet.ru/obs/mx/fact/047pushkin.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАСИЛЬЕВЫ регенты и содержатели церковного хора в Москве. Сергей Васильевич (4.06.1836, Москва - 6.09.1896, там же) происходил из московского купеческого рода. Нарушив семейные традиции, поступил в хористы Большого театра, что повлекло за собой выход из купеческого сословия ради получения звания артиста московских имп. театров. С 70-х гг. XIX в. С. В. содержал большой духовный хор из 150-180 чел. (из них - до 100 мальчиков). Хор делился на отд-ния для пения в приходских храмах (петь приходилось почти ежедневно), пел на венчаниях, панихидах и отпеваниях, давал концерты духовной музыки. При хоре существовала начальная школа для обучения детей грамоте и пению, нек-рые хористы со временем становились регентами, другие - певчими в церковных хорах Москвы и провинции. Все это принесло хору широкую известность. Имея аттестат 3-го разряда от Придворной певческой капеллы, С. В. в последние годы жизни стал приглашать к управлению хором известных регентов, напр. М. М. Алабушева и Ф. А. Иванова , а также готовил сыновей к регентской работе. Леонид Сергеевич (кон. 60-х - нач. 70-х гг. XIX в., Москва - после 1922), старший сын С. В. Получил певч. образование в хоре отца и в Русском хоровом об-ве, членом к-рого он был с 1893 г. Теорию музыки изучал под рук. Г. Э. Конюса. Являлся большим поклонником регента Синодального хора В. С. Орлова и последователем нового направления в рус. церковной музыке. После смерти отца Л. С. стал руководить хором, в составе к-рого со временем появились и жен. голоса. В нач. 1900-х гг. Л. С. получил права на частный хор Н. П. Быстрова, женившись на дочери последнего. Как регент Л. С. сумел вывести хор в число лучших частных певч. хоров Москвы. Помимо участия в богослужении хор выступал как светская капелла, привлекался К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко к участию в спектаклях Художественного театра. В 1904-1911 гг. мальчики из хора по договору с конторой московских имп. театров пели в оперных спектаклях Большого театра («Опричник, «Кармен», «Пиковая дама», «Снегурочка», «Борис Годунов», «Мефистофель») и в драматических постановках Малого и Нового театров. Хор неоднократно выступал в концертах московского отд-ния РМО, в «Исторических концертах» С. Н. Василенко, в «Концертах Кусевицкого», в летних концертах в Сокольниках.

http://pravenc.ru/text/149835.html

Московские школьники покажут покажут спектакль по опере Глинки «Иван Сусанин» 19 декабря, 2011. Новостная служба Творческое кредо Е.Н. Подосеновой – «оперу могут петь все, независимо от музыкальных способностей: с абсолютным, относительным и неразвитым слухом; музыкальный слух в процессе работы развивается, не поющие дети начинают петь чисто и красиво». 19 декабря. ПРАВМИР. 20 декабря 2011 года в 11.30 в ГОУ СОШ (1-ая Аэропортовская ул., д. 1, м. «Аэропорт») школьный музыкальный театр «Лель» покажет музыкальный спектакль «Иван Сусанин», поставленный по одноименной опере М.И. Глинки. Руководитель театра, постановщик спектакля и концертмейстер (спектакль идет без фонограммы в сопровождении фортепиано) – член Союза композиторов, лауреат конкурса «Педагог-внешкольник», лауреат конкурса «Многогранность» (фортепиано) Елена Николаевна Подосёнова. Это уже третий музыкальный спектакль театра «Лель», поставленный по русской опере XIX века в рамках музыкально-просветительского проекта Е.Н. Подосёновой «Русская опера – детям». Ранее в школе 152 были поставлены «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова, «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, а также музыкальный спектакль по опере К. Молчанова «А зори здесь тихие». В школе 717 музыкальный театр «Робинзон» под руководством Е.Н. Подосёновой поставил «Сказку о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова».Цель музыкально-просветительского проекта «Русская опера – детям» – приобщить учащихся общеобразовательной школы к богатейшему миру русской оперной классики XIX века. Творческое кредо Е.Н. Подосеновой – «оперу могут петь все, независимо от музыкальных способностей: с абсолютным, относительным и неразвитым слухом; музыкальный слух в процессе работы развивается, не поющие дети начинают петь чисто и красиво». Музыкальный театр «Лель» школы 152 – на сегодняшний день единственный в Москве, ставящий силами учащихся 1-11-х классов русскую оперную классику. Дети поют естественными, не поставленными голосами. Их задача – чисто и выразительно интонировать. В оперных спектаклях музыкального театра «Лель» учащиеся исполняют наиболее яркие и значительные сольные, вокальные (арии, каватины, песни и т.д.) и хоровые номера, которые перемежаются с драматическими речевыми эпизодами в сопровождении фортепианного исполнения музыки из оперы.В планах театра – освоение шедевров оперного искусства русских композиторов XIX века: «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, «Садко», «Майская ночь», «Царская невеста», «Сказание о невидимом граде Китеже» Н.А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. Бородина, «Борис Годунов» М. Мусорского и др.

http://pravmir.ru/moskovskie-shkolniki-p...

Основателя знаменитого театра «Современник» госпитализировали в НИИ им.Склифосовского 26 февраля. Однако спасти 78-летнего артиста медики не смогли — он скончался от разрыва аорты. 27 февраля. ПРАВМИР. В Москве скончался актер театра и кино, Народный артист РСФСР Виктор Сергачев. Артист будет похоронен на Ваганьковском кладбище. Сейчас родные и близкие решают вопрос о времени и месте прощания с актером, сообщает РБК . Основателя знаменитого театра «Современник» госпитализировали в НИИ им.Склифосовского 26 февраля. Однако спасти 78-летнего артиста медики не смогли — он скончался от разрыва аорты. Сергачев родился в 1934 году. В 1956 году окончил школу-студию МХАТ. В 1956-1957 годах работ в театре Советской Армии.Был одним из создателей «Студии молодых актёров», из которой вырос театр «Современник». Участвовал в спектаклях «Голый король», «На дне», «Белоснежка и семь гномов» и др. В 1971 году Сергачев перешел в Художественный театр, где играл в спектаклях «Чайка», «Борис Годунов», «Горе от ума» и др. В 1996 году поставил в МХАТ «Преступление и наказание» по произведению Ф.М.Достоевского, где исполнил роли Автора и Порфирия Петровича. Играл в спектаклях нынешнего репертуара МХТ: «Белая гвардия», «Новый американец», «Новые страдания юного В.» .Сергачев снялся более чем в 80 фильмах, среди которых «Кортик», «Три толстяка», «Три тополя на Плющихе». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 1 августа, 2019 8 февраля, 2019 15 марта, 2024 11 января, 2024 19 августа, 2023 30 января, 2022 18 февраля, 2021 1 сентября, 2020 5 октября, 2019 1 августа, 2019 8 февраля, 2019 15 марта, 2024 11 января, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-moskve-skonchalsya-a...

От сотворения мира к началу нового учебного года В начале августа выпуски новостей сообщили нам, что в этом году грузинские школьники будут отдыхать на 3 недели дольше, чем их российские соседи. Учебные занятия начнутся только 20 сентября. Постановление об этом выпустило грузинское Министерство образования. Как заявил министр науки и просвещения республики Кахой Ломая: «Начало учебного года 1 сентября   не грузинская традиция, она навязана нам коммунистическим режимом Советского Союза». Никаких ссылок на конкретные постановления, как обычно, не прозвучало. Впрочем, советские документы, все равно, не решили бы дела. Ведь значение первосентябрьского рубежа гораздо старше СССР. В каком-то смысле оно старо, как мир. Традиция начинать год с 1 сентября происходит от древних церковных обычаев. Православная Византийская Империя праздновала эту дату с первых же веков своего существования. В таком праздновании был и духовный, и светский смысл. Духовный – потому, что многие византийские богословы и мыслители предполагали, что Бог приступил к сотворению мира именно 1 сентября, а значит, с этого дня началось и само сотворенное Богом время. Мирской же смысл заключался в том, что к сентябрю заканчивались все полевые работы, и государство успевало полностью собрать причитающиеся ему налоги с нового урожая. С 1492 года Новый год начинался с 1 сентября и в Московской Руси. Женившись на последней византийской царевне, великий князь Иван III, объявил Новолетие официальным церковно-государственным праздником. И с 1547 года на всех главных площадях русских городов-крепостей воевода с боярами и епископ с духовенством в этот день «здравствовали» царю. Главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля. В 1582 году итальянский путешественник Джованни Компани сообщал: «На площади воздвигается помост, на который поднимаются Митрополит и Великий князь и возвещают оттуда об окончании года. Митрополит, по обычаю, святит воду и этой водой кропит князя и стоящий вокруг народ, осеняя крестом как самого князя, так и его сыновей, молится об их долгой и счастливой жизни, а народ в это время громко кричит: «Великому Государю нашему и детям его многая лета!» При этом все радостно поздравляют друг друга, желая каждому долгой жизни». Празднование Новолетия дополнялось первым представлением народу царского наследника по достижении им совершеннолетия, которым считалось четырнадцатилетие. Царский наследник выступал с помоста с публичной речью. А в 1598 году в Новолетие торжественно венчался на царство Борис Годунов.

http://pravoslavie.ru/179.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Товарищ Пушкин: «Медный всадник» 4 мин., 11.07.2017 Перед вами не попытка в тысячный раз рассказать о творческой биографии Пушкина. И не очередной строгий анализ его наследия. Это то, что обычно остается за скобками сухих научных исследований. Это мысли, чувства, догадки, интуиции человека, много лет читающего и перечитывающего Пушкина — и каждый раз открывающего в нем что-то, ранее ускользавшее от взгляда. Известный писатель, ректор Литературного института имени А. М. Горького Алексей Варламов рассказал о «своем Пушкине» . Одно из самых глубоких, самых загадочных, самых великих произведений русской литературы, оказавшее невероятное влияние на русскую мысль наряду с трагедией «Борис Годунов», — поэма «Медный всадник». Я помню, когда была эпоха перестройки — эти романтические годы расставания с советским прошлым, обернувшиеся жесткоким похмельем в 90-е, — «Медного всадника» трактовали как поэму чуть ли не либеральную, антитоталитарную, антидеспотическую, поэму, обличавшую Nempa I, самодержца и тирана, и защищавшую права «маленького человека». Очень симпатичная трактовка, только как тогда принять «Люблю тебя, Петра творенье», как трактовать «Невы державное (от слова держава. — А. В. ) — теченье»? Как понять этот гимн, который поэт слагает в честь Русского государства и Русской империи? Это не могло быть игрой, условностью, не могло быть фальшью и уступкой цензуре: это было бы не по-пушкински. Но в то же время он ведь действительно сочувствует «маленькому человеку». Отрицать государственность Пушкина так же нелепо, как отрицать его «либеральность». Он соединял в себе всё, как соединял западничество со славянофильством. «Пушкин — наше всё» — очень точная и глубокая формулировка. И, возвращаясь к «Медному всаднику», Пушкин в этом произведении затронул вечный нерв русской истории, вечную ее проблему — столкновение личности и государства, у каждого из которых есть своя правда. Есть своя правда у Евгения, есть своя правда у государства, и примирить две эти правды невозможно. И здесь та подлинная трагедия, в которой обе стороны достойны уважения и понимания, чего, как мне кажется, и нам никогда в России не хватало в отношениях между человеком и властью.

http://foma.ru/tovarishh-pushkin-mednyiy...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Товарищ Пушкин: Михайловский поворот 3 мин., 13.07.2017 Перед вами не попытка в тысячный раз рассказать о творческой биографии Пушкина. И не очередной строгий анализ его наследия. Это то, что обычно остается за скобками сухих научных исследований. Это мысли, чувства, догадки, интуиции человека, много лет читающего и перечитывающего Пушкина — и каждый раз открывающего в нем что-то, ранее ускользавшее от взгляда. Известный писатель, ректор Литературного института имени А. М. Горького Алексей Варламов рассказал о «своем Пушкине» . В Михайловском Пушкин очень много читал. Разумеется, он и раньше много читал, он был необыкновенно образованный человек, но в Михайловском изменился круг его чтения. Именно там Пушкин очень серьезно читает Библию, «Историю государства Российского», написанную Карамзиным, Шекспира. И этот более глубокий взгляд на мироздание превращает блистательного романтического поэта, виртуозно описывающего человеческие чувства, ощущения и движения человеческого сердца, — в поэта мысли. Только мысль не заменяет у Пушкина чувства, а развивает и обогащает их. Пушкин-«чувственник» становится Пушкиным-мыслителем, он дополняет одно другим. И именно этот сплав мысли и чувства рождает одно из самых великих произведений в судьбе Пушкина и в судьбе русской литературы — трагедию «Борис Годунов». В ней на первом плане личное, частное — любовь, чувства, страсть. Григорий Отрепьев показан не как государственный изменник, не как предатель и вероотступник, каким он по большому счету был, а как пылкий молодой человек, для которого любовь важнее всего, и это очень пушкинский взгляд на вещи. Но одновременно с этим необыкновенно важен образ народа, который сначала готов избрать любого государя и ради его избрания лицемерить, а в конце мы видим народ, который безмолвствует при совершившемся на его глазах злодействе. Вот это движение истории, ее урок, описанный в «Борисе Годунове», и превращает Пушкина в историка, но не прекращает его поэтического дара, а соединяет, сопрягает два этих начала.

http://foma.ru/tovarishh-pushkin-mihaylo...

Скончался композитор Вячеслав Овчинников — автор музыки к фильмам «Андрей Рублев» и «Война и мир» 5 февраля, 2019. Новостная служба Похороны пройдут 8 февраля на Троекуровском кладбище 5 февраля. ПРАВМИР. Композитор Вячеслав Овчинников умер вечером 4 февраля. Известный композитор умер в возрасте 82 лет, передает ТАСС . Точная причина смерти не называется, но известно, что 20 января его госпитализировали с инсультом. Похороны пройдут 8 февраля в 13:00 на Троекуровском кладбище. Утром в этот день состоится отпевание в одном из московских храмов. Гражданская панихида не планируется. Вячеслав Овчинников родился 29 мая 1936 года в Воронеже. Окончил Музыкальное училище имени П. И. Чайковского. Его руководителем в аспирантуре был Тихон Хренников, дирижированию Овчинников учился у Лео Гинзбурга. Среди известных сочинений композитора — опера «На заре туманной юности», балеты, оратории «Времена года», «Гимны Отечеству», «Сергей Радонежский», а также четыре симфонии и шесть сюит для оркестра. Он также написал музыку к кинофильмам «Война и мир», «Андрей Рублев», «Они сражались за Родину», «Иваново детство», «Борис Годунов», «Дворянское гнездо», «Земля». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 17 июля, 2013 4 апреля, 2012 29 декабря, 2016 16 февраля, 2024 2 ноября, 2023 28 октября, 2023 25 апреля, 2023 11 февраля, 2023 29 января, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/skonchalsya-kompozitor...

Кратко восстановим исторический фон. Царем был Феодор Иоаннович (1557 – 1598). Он отличался набожностью, благочестием, но имел слабую волю. Страной фактически правил Борис Годунов – конюший и глава Земского приказа. Его родная сестра Ирина Федоровна была царицей. Детей у царской четы не было. Необходимо поставить вопрос: хотел ли Годунов царской власти? Факты это подтверждают. Годунов пытался объявить Димитрия незаконнорожденным как сына седьмой супруги Иоанна Васильевича. Он повелел не молиться о нем и не поминать его имя с царской фамилией за богослужением. Цель была ясна - лишить его возможности наследовать престол в случае кончины царя, который был слаб здоровьем. В 1586 году произошло событие, которое еще больше показало намерения Бориса Годунова. Иван Шуйский и другие бояре стали бить челом царю о разводе его с царицей Ириной. Их поддержал митрополит Дионисий. Годунов воспротивился. Он сказал, что царица отличается здоровьем и добродетелью, потому у них могут быть дети. Если нет, то жив царевич Димитрий. Факт примечательный! С целью расстроить планы Шуйского и бояр, гибкий в политике Борис, идет на уступки и признает права за Димитрием. Попытка с разводом не удалась. Митрополит Дионисий просил Бориса не мстить. Но в следующем году Шуйского и близких к нему бояр обвинили в измене. Одних сослали, других казнили. «А гостей Московских Феодора Нагая да с ним шти [шести] человек казнил на Москве» (Полное собрание русских летописей, М., 2000, т. X, с. 37). Митрополит Дионисий и архиепископ Варлаам обратились к царю, чтобы заступиться за преследуемых и сказать о неправдах Бориса. Правитель победил. Архиереи были свергнуты и сосланы в новгородские монастыри. Место преосвященного Варлаама занял архиепископ Геласий. Позже он будет послан Годуновым вместе с Василием Шуйским в Углич для дознания. В «Новом летописце» говорится о попытке Бориса Годунова отравить царевича: «Борис посла на Углич, чтобы сего праведного окормити зелием. Ему же праведному царевичу Димитрию даваху смертоносное зелие овогда в естве, овогда в питие, Бог же храняй праведника, не хотя втайне ево праведную душу вести приятии, а хотя ево праведную душу и неповинную кровь объявити всему миру» (ПСРЛ, m.XIV, с. 40). В этой же летописи подробно повествуется об убиении невинного царевича людьми, посланными Борисом Годуновым: Михайлой Битяговским, сыном его Данилой, племянником Никитой Качаловым, Данилой Третьяковым. К ним присоединился сын мамки царевича Осип Волохов. Совершили они злодеяние в Угличе 15 мая 1591 года. Царевич утром был в Спасо-Преображенской церкви на литургии, которую он посещал ежедневно. Дома ему дали Богородничную просфору. «А обычай у него, государя, царевича был таков: по вся дни причащался [т.е. вкушал] хлебу Богородничну» (Повесть об убиении царевича князя Димитрия. – Чт. в Об-ве ист. и древн. росс., 1864, кн. IV, окт.-дек., отд. V). Ему дали пить, и после этого нянька Василиса Волохова увела его гулять.

http://pravoslavie.ru/6453.html

Церковь чтит память святого благоверного царевича Димитрия, Угличского и Московского 28 мая, 2014. Новостная служба В царствование Феодора Иоанновича, когда фактическим правителем Русского государства был его шурин — властолюбивый боярин Борис Годунов, царевич Димитрий вместе с матерью, царицей Марией Феодоровной, был удален от двора в г. Углич. 28 мая. ПРАВМИР. Сегодня Православная Церковь чтит память святого благоверного царевича Димитрия, Угличского и Московского. Святой отрок был сыном царя Иоанна Грозного. В царствование Феодора Иоанновича, когда фактическим правителем Русского государства был его шурин — властолюбивый боярин Борис Годунов, царевич Димитрий вместе с матерью, царицей Марией Феодоровной, был удален от двора в г. Углич. Желая избавиться от законного наследника русского трона, Борис Годунов стал действовать против царевича, как против личного врага. Сначала он пытался оклеветать юного наследника престола, распустив лживые слухи о его мнимом незаконном рождении. Потом распространил новый вымысел, что будто бы Димитрий унаследовал суровость Государя отца своего. Поскольку эти действия не принесли желаемого, то коварный Борис решился погубить царевича. Попытка отравить Димитрия не увенчалась успехом: смертоносное зелье не вредило отроку. Тогда злодеи решились на явное преступление. В субботний день 15 мая 1591 г., кода отрок гулял с кормилицей во дворе, подосланные убийцы Осип Волхвов, Данило Битяговский и Никита Качалов зверски зарезали царевича. Царевич Димитрий был погребен в Угличе, во дворцовом храме в честь Преображения Господня. Множество чудес и исцелений стало совершаться у его гробницы, особенно часто исцелялись больные глазами. А 3 июля 1606 г. святые мощи страстотерпца царевича Димитрия были обретены нетленными.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-sv...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010