ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Москва отметила Дни славянской письменности и культуры 05.06.2002 Ежегодно Славянский фонд России совместно с Московской Патриархией, государственными и общественными организациями проводит Дни славянской письменности и культуры в столице России. Праздник славянской письменности и культуры неразрывно связан с памятью о подвиге святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, просветителей славян. 24 мая, в день, когда Церковь празднует память Солунских братьев, государственно-церковный праздник " День славянской письменности и культуры " начался с Божественной литургии в Успенском Соборе Кремля, которую совершил митрополит Солнечногорский Сергий, Управляющий делами Московской Патриархии. Затем перед памятником святым Кириллу и Мефодию на Славянской площади митрополит Сергий в сослужении сонма московского духовенства совершил молебен просветителям славян и огласил Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Приветствие Президента России В.В.Путина участникам праздника славянской письменности и культуры зачитал Полномочный представитель Президента РФ по Центральному Федеральному округу Г.С.Полтавченко. В середине дня в Центральном парке культуры и отдыха прошла праздничная программа " Славянский мир – славянский ход " . Вечером в Большом театре была представлена опера М.П.Мусоргского " Борис Годунов " . На спектакле присутствовали главы дипломатических миссий государств с преимущественно славянским и православным населением, священнослужители Русской Православной Церкви, культурная и научная общественность столицы. В Трапезных Палатах Храма Христа Спасителя состоялся торжественный обед, на котором прозвучали приветствия от Администрации Президента России, Совета Федерации, а также от спикера Государственной Думы Г.Н.Селезнёва. С 18 мая по 1 июня 2002 года в парках и садах города, библиотеках и клубах прошли концерты, встречи с писателями и поэтами, художественные выставки и фестивали.

http://zavet.ru/news/0206/n05.htm

Закрыть itemscope itemtype="" > Загадка Ипатьевского монастыря 29.06.2012 962 Время на чтение 15 минут Из цикла " Потерянная династия " Емельянов-Лукьянчиков М. А. Я давно хотел написать работу, посвященную исторической реабилитации государя Бориса Годунова. Но прежде чем рассказать о нем самом, нужно рассказать о его предках, - иначе невозможно понять самого Бориса Федоровича. Мы хорошо знаем, что великий князь Василий Третий развелся со своей супругой Соломонией Сабуровой (около 1490 - 1542), которая была пострижена в монахини и прославилась святой жизнью. Мы знаем ее как преподобная София Суздальская. Но многие ли из нас знают о том, что прадед святой Софии и прапрадед Бориса Годунова были родными братьями? А о том, что родственница преподобной Софии была женой царевича Ивана - старшего сына Ивана Грозного? Сабуровы и Годуновы - родня от одного корня, и этот настолько же велик, насколько и оболган в истории, это наша «Потерянная царская династия». В истории России правило четыре династии: Рюриковичи, Годуновы, Романовы и Романовы-Гольштейн-Готторп. Все они состояли между собой в родстве. Рюриковичи правили 800 лет, Годуновы меньше 10 лет, Романовы полтора века, и Романовы-Гольштейн-Готторпы полтора века. Мы часто говорим о самодержавии, о царской власти, но у большинства из нас, после прославления царя Николая Второго и последней царской семьи, акцент чересчур смещен на Романовых. Они вроде как ближе и по времени и по духу. Из Рюриковичей мы мало кого знаем, - это в первую очередь первый русский царь Иван Грозный. А что мы знаем про Годуновых? Про драму Пушкина все слышали, да и то не все читали? «Страшный властолюбец и убийца Борис Годунов» - вот что шепчет нам массовое сознание, глубоко ложное! Дошло до того, что приезжая в Костромской Ипатьевский монастырь мы слышим, что это «Колыбель дома Романовых», и нам даже в голову не приходит, что на самом деле это колыбель дома Годуновых! Ведь именно предок Годуновых и Сабуровых основал Ипатий, и они на протяжении 400 лет холили и лелеяли этот монастырь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Загадка Ипатьевского монастыря Беседы на Берсеневке 09.03.2012 1684 Время на чтение 15 минут Недавно мы говорили с отцом Кириллом (Сахаровым) о том, что царь Борис Годунов был несправедливо обвинен в убийстве царевича Дмитрия. А батюшка мне говорит: вот вы как историк и расскажите об этом. Но я подумал, что нужно смотреть шире и прежде чем рассказать о Борисе Годунове, нужно рассказать о его предках. Храм Николы Чудотворца, где служит игумен Кирилл, расположен на Берсеневке - этот район Москвы назван так в честь Ивана Никитича Берсеня Беклемишева (казнен в 1525 г.). «Берсень» значит «крыжовник», то есть «колкий» и Иван Никитич действительно был человеком «колким», неудобным в общении, - для тех, кто не хочет слышать правду. А он говорил правду даже тогда, когда его собеседником был сам царь. Когда великий князь Василий Третий разводился со своей супругой Соломонией Сабуровой (около 1490 - 1542), Берсень был одним из тех, кто откровенно говорил, что негоже царю разводится со своей супругой, даже если она долгое время не приносит ему потомства. Соломония Сабурова была пострижена в монахини и прославилась своей святой жизнью. Мы знаем ее как преподобная София Суздальская. Но многие ли из нас знают о том, что прадед святой Софии и прапрадед Бориса Годунова были родными братьями? А о том, что племянница святой Софии была женой царевича Ивана - старшего сына Ивана Грозного? Сабуровы и Годуновы - родня от одного корня, и этот настолько же велик, насколько и оболган в истории, это наша «Потерянная царская династия». В истории России правило четыре династии: Рюриковичи, Годуновы, Романовы и Романовы-Гольштейн-Готторп. Все они состояли между собой в родстве. Рюриковичи правили 800 лет, Годуновы меньше 10 лет, Романовы полтора века, и Романовы-Гольштейн-Готторпы полтора века. Мы часто говорим о самодержавии, о царской власти, но у большинства из нас, после прославления царя Николая Второго и последней царской семьи, акцент чересчур смещен на Романовых. Они вроде как ближе и по времени и по духу. Из Рюриковичей мы мало кого знаем, - это в первую очередь первый русский царь Иван Грозный.

http://ruskline.ru/analitika/2012/03/10/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Очищать жизнь от паутины лжеинформаторов и потребительства» Беседа с классиком детской литературы 04.07.2021 1437 Время на чтение 9 минут Владислав Анатольевич Бахревский (р. 15 августа 1936 г.) – классик детской литературы. Автор десятков книг прозы для детей, в том числе «Агей», «Рождество Твое, Христе Господи», «Повести». (Голубые луга, Футбол, Кипрей-полыхань), «Вертолётчики», «Светка», «Мальчик с Весёлого», «Культяпые олени», «Хранительница меридиана», «Дорогое солнце», «Пулисангинское ущелье», «Хождение встречь солнцу», «Героическая азбука», «Золотой Спас», «С моего крылечка – речка», «И светом чудным озарены», «Василько и Василий», «Фонтан трех китов», «В стране шаха – владыки черных и белых полей», «Кто как любит маму», «Земляника», «Мальчик из поднебесья», «Бородинское поле». Сказки: «Дивные истории города Сударушкина», «Солдат Орешек», «Жемчужина окатная», «Мальчик Онно и Пичвучин», «Почему Луна улыбается», «Повелитель Пампы», «Глаза ночи», «Мишкины сказки», «Сказки о братцах-ежиках и других малышах», «Кто спасет воробушка». Исторические книги В. Бахревского: «Свадьбы», «Тишайший», «Никон», «Аввакум, Страстотерпцы, Столп, Долгий путь к себе, Боярыня Морозова» «Царь Василий Шуйский», «Смута», «Царская карусель. Мундир и фрак Жуковского», «Царская карусель. Война с Кутузовым», «Долгий путь к Богу», «Искания на Святой горе», «Морозовская стачка», «Дюжина», «Шахир», «Детство Бояна», «Ярополк», «Скиф и грек», «От маковца до сторожи» (600-летие Саввы Сторожевского), «Клад атамана» (разбойник Кудеяр), «Всполошный колокол», «Преподобный Иосиф Волоцкий», «Святейший патриарх Тихон», «Страна тринадцатого месяца», «Семен Дежнев», «Гетман войска запорожского», «Борис Годунов», «Детство Патриарха», «Спасатели Амазонок». В том числе вышедшие в ЖЗЛовской серии «Виктор Васнецов», «Савва Мамонтов». Владислав Бахревский – лауреат Пушкинс кой премии, «Заслуженный деятель искусств Республики Крым», лауреат литературной премии им. Александра Грина, премии В.П. Крапивина, номинант Патриаршей литературной премии в 2012 и в 2021 г.

http://ruskline.ru/analitika/2021/07/02/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Подвиг надежды и любви В Москве прошла церемония награждения победителей XVIII Международного литературно-художественного конкурса для детей и юношества «Гренадеры, вперёд!» 07.11.2022 945 Время на чтение 52 минут 3 ноября 2022 в Большом зале на Комсомольком, 13, прошла церемония награждения победителей XVIII Международного литературно-художественного конкурса для детей и юношества «Гренадеры, вперёд!», тема которого была « Подвиг надежды и любви». Конкурс посвящен памяти, истории, людям и величию Святой Руси, её героям, её победам, величию общенародного подвига во все века нашей истории. Надежда особенно важна сегодня и мы должны вспомнить все, что было сделано нашим народом с надеждой во имя любви. XVIII Международный литературно-художественный конкурс для детей и юношества «Гренадеры, вперёд!» проводился по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла совместно Всемирным Русским Народным Собором, Союзом писателей России, Издательским советом Русской Православной Церкви, Министерством обороны РФ, Министерством образования РФ, Центром адмирала Федора Ушакова, МОК СКВРиЗ, МОО «Вече» и страховой компанией «ТИТ». «Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России!» Святой праведный воин Феодор Ушаков. 1812 г. " Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу, Своих царей великих поминают За их труды, за славу, за добро – А за грехи, за темные деянья Спасителя смиренно умоляют. " А.С. Пушкин, из трагедии «Борис Годунов», слова летописца Пимена «Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, не приятным климатом, а пленительными воспоминаниями, окружающими, так сказать, утро и колыбель человечества». Николай Карамзин Я верую, что юные надежды Исполнятся, хоть в образе другом, Что час придет, где мы откроем вежды,.. Что ложны в нас бессилье и смущенье, Что даст свой плод нам каждый падший цвет, Что всем борьбам в душе есть примиренье, Что каждому вопросу есть ответ. Каролина Павлова Конкурс проводился по 6 номинациям, в двух формах (индивидуальной и коллективной). В конкурсе участвуют воспитанники детских садов, школьники 1-11 классов, студенты вузов и курсанты военных училищ, кадетских корпусов.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/07/po...

Закрыть itemscope itemtype="" > Светлой памяти Александра Николаевича Боханова 22.05.2019 811 Время на чтение 7 минут Александр Николаевич Боханов видный российский историк, писатель и публицист после продолжительной и тяжелой болезни скончался 14 мая 2019 года, не дожив до своего 75-летия две недели. Невосполнимая и очень горькая утрата талантливого научного исследователя, много сил положившего на развенчивание мифов о царских династиях России, изобильно плодившихся во время СССР . Но несмотря на большую утрату, дело А.Н.Боханова продолжает жить и сегодня, после его успения, так как его книги о русских царях являют собой потрясающее наследие исторической мысли и нравственного подхода к жизнеописанию русских монархов, ставших основой государственного строя России. Книги, вышедшие из под пера А.Н.Боханова: «Царь Иоанн Грозный», «Борис Годунов», «Алексей Михайлович», «Павел I», «Николай I», «Император Александр II»I, «Николай II» позволили многим русским людям по - новому взглянуть на историю России, узнать то, что скрывалось официальной исторической наукой от граждан нашей страны, и эти открытия были настолько волнующи, что многие постарались изменить свое отношение не только к русским монархам, но и в целом к истории России, которая оказалась многограннее и интереснее, нежели ее представляли до этого момента. От исторической правды, заключенной в произведениях А.Н.Боханова к почитанию русских царей - этот путь проделали не только читатели произведений великого русского писателя, но и вся Русская Православная Церковь, которая прославила в лике святых Государя Императора Николая II и всю его семью, и часть заслуги в этом поистине уникальном деле лежит на А.Н.Боханове, который создавал условия прославления Николая II своими прекрасными историческими исследованиями. Кроме сери книг о русских самодержцах, перу неутомимого исследователя принадлежит учебник в двух томах «История России с древнейших времен до наших дней», ставший настоящим откровением для тех, кто был воспитан в категориях советской исторической школы.

http://ruskline.ru/opp/2019/maj/23/svetl...

Иван Грозный отдал Никольский монастырь афонским монахам. Есть мнение, что на его территории стояла Спасская церковь, которая в 1600 году обособилась вместе с участком монастырской земли в самостоятельную обитель: основателем Спасской обители считается Борис Годунов. Поскольку часть территории монастыря оказалась за Иконным рядом, отсюда явилось известное название – Заиконоспасский. Еще он назывался «Спас на Старом» или «Спас Старый», что привело к версии об образовании Спасского монастыря от Никольского, но сведений о раннем этапе его истории не осталось практически никаких. Известно лишь, что в нем находились две церкви: каменная соборная и деревянная. На первых порах положение молодого монастыря было более чем скромное, к тому же в 1626 году деревянную Никольскую улицу разорил пожар, не миновавший и обитель, а после него честь территории отписали Земскому приказу. Насельники явно страдали от нехватки самого необходимого. Летом 1661 года, когда, по всей видимости, случился второй пожар, архимандрит Дионисий с братией били челом царю Алексею Михайловичу, чтобы им взамен отнятой земли «отдали на пропитание» убогий дом, что находился за Сретенскими воротами (вероятно, на Божедомке). Просьба была исполнена, и в те же годы монахам последовал поистине царский подарок. В 1660 году по высочайшему повелению в обители был заложен новый каменный собор – для благолепия и во избежание риска нового пожара. Средства же на собор по обету дал один из местных жителей, боярин Федор Волконский, чей дом стоял напротив монастыря. Далекий потомок святого князя Михаила Черниговского, пострадавшего за христианскую веру в ставке Батыя в 1246 году, он участвовал в обороне Москвы от войск польского королевича Владислава в Смутное время, помогал князю Пожарскому, собирал материалы для Соборного уложения. Вероятно, обет мог быть дан еще в 1650 году, когда Волконский был послан в Псков усмирять хлебный бунт с приказом казнить виновных, а бунтовавшие едва не казнили его самого. Чудом уцелев, он вернулся в Москву и был пожалован в бояре.

http://pravoslavie.ru/4425.html

Красное-Сумароковых. Церковь Троицы Живоначальной. Церковь в честь Св. Троицы с приделами Иоанна Предтечи и преподобного Сергия Карта и ближайшие объекты Восточнее села Спас, стоявшего слева от дороги из Нерехты в сторону Волгореченска, на горе видно село Красное - Сумароковых, отмеченное церковью Троицы. Своё название село получило за красоту местоположения и от фамилии последних владельцев - Сумароковых. Село расположено на левом холмистом берегу речки Сенкешки, окружённое с трёх сторон лугами. Село Красное в 1-ой пол. 17 века находилось в поместном владении Шокуровых и Лодыгиных, а часть села находилась в вотчине Михаила Евстафьевича Пушкина - предка поэта, отец которого в трагедии " Борис Годунов " выведен под именем боярина Афанасия. На " государевой земле " стояла тогда деревянная церковь Троицы клетского типа с приделами Сергия Радонежского и Благовещения. В 1665 г. поместье Михаила Фёдоровича Лодыгина перешло к князьям Фёдору и Григорию Хованским. В начале 18 в. село принадлежало Семёну Григорьевичу Шокурову, затем его жене Варваре Гавриловне. Позднее владельцами были Сумароковы, создавшие здесь усадьбу с регулярным парком и выстроившие каменную церковь. Предки старинного рода Сумароковых выехали когда-то из Швеции на службу к Вел. князю Василию Дмитриевичу. Из Костромской ветви Сумароковых значительный след в истории оставил секунд-майор Николай Степанович Сумароков (1727-1812). Он является первым историком и краеведом Костромского края. Им составлена рукопись " История о первоначалии и происшествиях города Костромы " , содержащая сведения с основания города и до 1778 года. Его сын Никита Сумароков основал в Костроме первую вольную типографию, служил в губернском правлении. Во 2-ой пол. 19 века Сумароковы подвизались на ниве просвещения; А.Ф.Сумарокова была начальницей Костромской женской Григоровской гимназии. В 19 веке несколькими деревнями у Красного владел Н.В.Философов, сын которого С.Н.Философов был известным художником-академиком. В настоящее время, к сожалению, мало что напоминает о некогда богатой процветающей в те времена усадьбе и их хозяевах. В большом и заросшем парке, окружённом рвом, с трудом читаются аллеи и остатки сооружений,беседок,зарос и пруд. От небольшого господского дома остался лишь фундамент на восточной оконечности парка. 

http://sobory.ru/article/?object=08332

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОЛЬГА (Годунова Ксения Борисовна; ок. 1582 - 30.08.1622, Владимир), рус. царевна (с 1598), мон. Из рода Годуновых, дочь царя Бориса Феодоровича Годунова , сестра царя Феодора Борисовича Годунова . Современник О., кн. И. М. Катырев-Ростовский, так описал ее: «...девица сущи, отроковица чюднаго домышления, зелною красотою лепа, бела велми, ягодами румяна, червлена губами, очи имея черны великы, светлостию блистаяся; когда же в жалобе слезы изо очию испущаше, тогда наипаче светлостию блистаху зелною; бровми союзна, телом изобилна, млечною белостию облиянна; возрастом ни высока ни ниска; власы имея черны, велики, аки трубы, по плещам лежаху. Во всех женах благочиинийша и писанию книжному навычна, многим цветяше благоречием, воистинну во всех своих делах чредима; гласы воспеваемыя любляше и песни духовныя любезне желаше» (РИБ. Т. 13. Вып. 1. Стб. 621). 30 апр. 1598 г., во время торжественной встречи в Москве избранного царем Бориса Феодоровича Годунова, царевна шла рядом с отцом, матерью и братом. Неоднократно участвовала в различных торжественных мероприятиях, в т. ч. в поездках царской семьи в мон-ри (напр., в 1601 в Пафнутиев Боровский ( Макарий (Веретенников). 2002. С. 93). Стремясь укрепить положение новой династии, Борис Годунов предпринял неск. попыток устроить брак Ксении: с Густавом, сыном свергнутого швед. короля Эрика XIV (1599); с эрцгерцогом Максимилианом, братом императора Свящ. Римской империи Рудольфа II (1599); с Хансом (Иоганном), братом датского короля Кристиана IV (1602); с Филиппом, двоюродным братом Кристиана IV и сыном герцога Шлезвиг-Гольштейн-Зондербургского Ханса (Иоганна) (1603); с груз. царевичем Кайхосро (1604). По всей видимости, царевна была художественно одаренным человеком. Ей приписывают 2 замечательных произведения древнерус. лицевого шитья, хранящиеся ныне в музее Троице-Сергиевой лавры: покровец на гробницу прп. Сергия Радонежского (вклад царя Бориса Феодоровича Годунова 1601 г.) и индитию (облачение на жертвенник) с изображением «Предста Царица одесную Тебе». «Шитье индитии исполнено мастерски. Мелкие стежки тонкого крученого шелка чуть сероватого тона и более темного в затененных местах так искусно лепят объем ликов, что пропадает впечатление шитья, кажется, что они написаны кистью» ( Маясова. 1971. С. 32). Вклад индитии в Троице-Сергиев мон-рь относят к 1602 г., когда царевна была просватана за принца Ханса, к-рый вскоре умер в Москве.

http://pravenc.ru/text/2578371.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Астраханской митрополии РПЦ. Учреждена в 1602 г. с названием Астраханская и Терская, в 1723-1799 гг.- Астраханская и Ставропольская, в 1799-1803 гг.- Астраханская и Моздокская, в 1803-1829 гг.- Астраханская и Кавказская, в 1829-1917 гг.- Астраханская и Енотаевская, в 1917-1943 гг.- Астраханская и Царёвская, в 1943-1959 гг.- Астраханская и Сталинградская, в 1959 г.- Астраханская и Енотаевская, с 2013 епархия имеет современное название. Решением Свящ. Синода от 12 марта 2013 г. из состава епархии выделена Ахтубинская епархия . Астраханская епархия включена в состав Астраханской митрополии . Кафедральный город - Астрахань, кафедральный собор - в честь Успения Божией Матери, правящий архиерей - митр. Никон (Фомин) . Епархия разделена на благочиния: Златоустовское, Владимирское, Петропавловское, Преображенское, Приволжское, Камызякское, Володарское, Лиманское, Икрянское, Монастврское. К марту 2017 г. в епархии было 47 приходов, 2 мон-ря, в епархии служили 90 священников и 26 диаконов. В ЕУ раборают отделы: по взаимодействию Церкви с обществом и СМИ, по делам молодежи, миссионерский, религиозного образования, катехизации, по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами, по тюремному служению, по церковной благотворительности и социальному служению, имущественный отдел, паломнический, Совет по культуре, Комиссия по вопросам семьи и защиты материнства и детства, Пресс служба. Епархиальные СМИ включают газету " Астрахань православная " , ежемесячную телепередачу " Церковь и мир " , ежемесячную радиопередачу " Встреча длч вас " , сайт епархии (http://astreparh.ru) XVII - нач. XX в. После присоединения в 1556 г. Астраханского ханства к России его территория находилась в юрисдикции Казанских архиереев, после 1589 г. именовавшихся «митрополитами Казанскими и Астраханскими». Во 2-й пол. XVI в. в Астрахани были открыты 2 мон-ря: астраханский во имя Святой Троицы и астраханский в честь Преображения Господня . В 1602 г. на обширных и малозаселенных землях Н. Поволжья была учреждена Астраханская и Терская епархия, ее первым епископом стал бывш. игумен Троицкого мон-ря свт. Феодосий (Харитонов) . Царь Борис Феодорович Годунов пожаловал на содержание астраханского архиерейского дома с. Теньки Свияжского у. денежную и хлебную ругу, новые льготы в дополнение к прежним были пожалованы Троицкому мон-рю. После 1604 г. возник астраханский в честь Вознесения Господня мужской монастырь , на содержание к-рого были отведены рыбные ловли на р. Кутум. В 1605 г. еп. Феодосий был возведен в сан архиепископа.

http://pravenc.ru/text/76736.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010