ГЛАВА ПЕРВАЯ. ЦАРСТВОВАНИЕ БОРИСА ГОДУНОВА Избрание Годунова. – Неофициальные известия об этом избрании. – Въезд нового царя в Москву. – Подкрестная запись. – Слух о нашествии хана. – Борис выводит войско за Москву. – Торжество без подвига. – Меры для утверждения Бориса на престоле. – Царское венчание Бориса. – Милости. – Благоприятные отношения к соседям. – Посольство Льва Сапеги в Москву. – Посольство Салтыкова в Литву. – Сношения Годунова с ливонскими недовольными. – Вызов шведского принца Густава в Россию. – Датский принц Иоанн, жених царевны Ксении; его смерть. – Сношения с Австриею, Англиею, городами Ганзейскими, Италиею, Крымом. – Неудачи русских за Кавказом. – Успехи за Уральскими горами. – Внутренние распоряжения Бориса Русь древняя, Киевская, жила обычаем: по старому обычаю великое княжение принадлежало старшему в целом роде; Русь новая, Северная, пошла против этого обычая; обычай потерял силу, но до закона о престолонаследии юное государство еще не доросло; вся власть собралась в руках единовластителей, и вот Иоанн III объявил: «Разве я не волен в своем внуке и в своих детях? Кому хочу, тому и дам княжество». Этой воли не оспаривал никто и у правнука Иоаннова, Феодора, в знаменитый 1598 год. Никогда еще для Московского государства завещание, последняя воля царя, не имело такого важного значения, как при смерти Феодора Иоанновича, сходившего в могилу беспотомственно. На кого указал царь и указанием этим освободил народ от многотрудного дела избрания? Но Феодор умер, как жил: и в последние минуты жизни, как во все продолжение ее, он, избывая мирской суеты и докуки, не решил великого вопроса, предложенного ему патриархом и боярами: «Кому царство, нас, сирот, и свою царицу приказываешь?» Тихим голосом отвечал на это Феодор: «Во всем царстве и в вас волен бог: как ему угодно, так и будет; и в царице моей Бог волен, как ей жить, и об этом у нас улажено». Патриарх Иов в житии Феодора говорит, что царь вручил скипетр супруге своей; но в других памятниках, заслуживающих в этом отношении большего доверия, в избирательных грамотах Годунова и Михаила Феодоровича, сказано: «После себя великий государь оставил свою благоверную великую государыню Ирину Федоровну на всех своих великих государствах». Но понятно, как велика разница между выражениями «вручить скипетр» и «оставить после себя на престоле». Действительно, по смерти Феодора оставалась особа, к нему самая близкая, носившая царский титул, Ирина, и ей поспешили присягнуть, чтоб избежать междуцарствия. Но Ирина отказалась от престола, объявив желание постричься; патриарх с боярами и народом били ей челом, чтоб не оставила их, сирот, до конца была бы на государстве, а править велела брату своему Борису Федоровичу, как было при покойном царе. Много раз били об этом челом Ирине, но она не согласилась и в девятый день по кончине мужа выехала из дворца в Новодевичий монастырь, где и постриглась под именем Александры.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Царствование благочестивейшего царя и великого князя Бориса Феодоровича Годунова всея России   Весь синклит двора и собор архиереев и весь народ великой Москвы и всей России, согласно с мнением и волею царицы и великой княгини Ирины, провозгласили царем и великим князем всей великой России великого боярина Бориса Годунова в женском монастыре за Москвою, где находилась царица Ирина, сделавшаяся монахинею, переименовавшись в божественной и ангельской схиме в монахиню Александру. В лето от создания мира 7107, от Рождества же Христова 1598, в сентябре месяце, в день воскресный, великий патриарх Москвы и всей России избранного Бориса Годунова, брата Ирины, царицы всея России, короновал в царя московского и всея России в патриархии, в соборном храме Пречистой Богородицы, в присутствии всех архиереев и архимандритов, и бояр, и всего синклита, и всего народа Москвы. Находились [при этом] многие архиереи и архимандриты из Константинополя: епископ Ериссо и Святой Горы кир Игнатий, который спустя некоторое время сделался архиепископом рязанским и патриархом Москвы и всей России, и архиепископ ахридский кир Нектарий, и митрополит видинский Феофан, и великий архимандрит иерусалимский кир Дамаскин из Эллады, и великий старец великой лавры святого Саввы Освященного в Иерусалиме Дамаскин, и многие другие иеромонахи святой Афонской горы и из других различных монастырей. И как только был венчан царь и воссел на царский престол, то особенно почтил бояр и всех придворных, дав им многие подарки и учинив производства их из одного достоинства в другое. Итак, он явился подражателем блаженнейшего и освященного отца своего царя Феодора и раздавал каждый день великую милостыню. Имел он во многих местах назначенных людей, которые раздавали повседневно милостыню не только по Москве, но и по всей России. Он роздал милостыню по монастырям, священникам и всем нуждающимся.

http://sedmitza.ru/lib/text/439011/

Путилково. Церковь Михаила Архангела (каменная). Церковь. Действует.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:Между 2012 и 2018. Архитектор:В.Г. Шубина Ссылки:   Адрес: Московская область, Красногорский район, деревня Путилково Координаты: 55.85746, 37.3896 Проезд:От ст. м " Сходненская " или " Митино " авт. 267 до ост. п. Новобратцевский, далее пешком на север 1 км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 2001 г. жители деревни обратились к священноначалию с просьбой о строительстве храма. В 2002 г. его первым настоятелем был назначен священник Василий Авилов. В 2003 г. под храм был оборудован строительный вагончик, и в нем стали совершаться богослужения. В 2006 г. был построен первый временный деревянный храм. 14 июля 2011 г. митрополит Ювеналий в сослужении клириков Красногорского благочиния совершил молебен перед началом строительства храма. 15 мая 2012 г. митрополит Ювеналий совершил чин основания храма, на котором присутствовал главный благотворитель строительства - Николай Александрович Цветков. 17 июня 2018 года митрополит Ювеналий совершил великое освящение Михаило-Архангельского храма деревни Путилково городского округа Красногорск и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. http://mepar.ru/news/2018/06/19/35638/ Путилково на Всходне. Именно так, согласно историческим данным, именовалось это место исстари. И так впервые упоминается в сохранившихся источниках - в 1576 году как владение боярина Д. И. Годунова. Хотя населённый пункт упоминался и вскользь, косвенно - описывалась мельница, половина которой принадлежала Спасской вотчине Троице-Сергиева монастыря, " а другая половина её за боярином Дмитрием Ивановичем Годуновым к его селу Путилову " , но многое даёт любознательному исследователю. Ясно, что земли эти были не рядовые, раз перешли к родственнику самого Бориса Годунова. Со временем Дмитрий Иванович стал новгородским наместником, а по восшествии Бориса Годунова на престол, получил должность конюшего (ранее на этом посту подвизался сам будущий царь). Путилово стало своеобразным свидетелем политического подъёма Дмитрия Годунова, который, дослужившись до высокой должности, передал его в 1584 году в Дворцовое ведомство. Таким образом, с момента появления на исторической арене Путилково было деревней на большом пути по реке Всходне. А одной из её основных ролей, согласно топонимике, была переправа судов по волоку, связывавшему Москву-реку с рекой Клязьмой, т. е. на Всходне суда либо сходили с волока, либо восходили к нему. Похожей важности - своеобразной переправой или всходом - стал и сам населённый пункт, который имел отношения ко многим выдающимся личностям и большим событиям. К

http://sobory.ru/article/?object=40494

С началом 1589 г. наступал пятый год царствования сына и преемника Грозного, слабого Федора Ивановича, постника и молчальника на троне, монаха больше нежели царя, – и начинался пятый год царевания или полноправного распоряжения Россией шурина царского, Бориса Федоровича Годунова, о котором летописец повествует, что он «одарен был от Бога возрастом и человечеством и умом паче всех человек: образом своим и делами множество людей превзошел, и никто же бе ему от царского сигклита подобен во благолепии лица его и в рассуждении ума его, и велеречив зело, и многое дивное о себе творяше» 1 . Облеченый в знатный сан конюшего, с титлом ближнего великого боярина и взанием наместника царства казанского и астраханского, шурин царский уже не боялся соперничества ни Шуйских, ни Мстиславских, ни Бельских, сосланных и частью умерших в заточении, уже не видел врагов ни в Голициных, ни в Куракиных, ни в Головиных, или удаленных из Москвы или удалившихся из России, уже свергнул с святительского престола митрополита Диониссия, которого заменил преданным себе Иовом и, пользуясь таким уважением государей иностранных, что даже сама Елизавета, гордая королева английская, писывала к нему не иначе, как «пресветлый княже, кровный приятель любезнейший» 2 – был в то же время счастливым супругом Марии Григорьевны Скуратовой, дочери известного главы опричников Малюты-Скуратова, и нежным отцом семилетней Ксении. Кроме Ксении, Борис, если верить Флетчеру, имел еще сына, которого потерял в 1588 г., и потерял собственно потому, что, когда заболел этот младенец, отец, не смотря на зимнюю стужу, ежедневно носил его в церковь Василия Блаженного к мощам святого и, не слушая врачей, поил там младенца холодной водой, отчего бедный малютка рапростудился, занемог еще сильнее и умер 3 . Однако, и тут судьба, до сих пор особенно покровительствовавшая Борису, не хотела расстраивать благополучия своего любимца, а напротив, как будто спешила прибавить к удачам правителя счастье отца, – и в начале 1589 г., т.е. в то самое время, когда, по мысли Бориса, учреждалось в России патриаршество – мера безполезная для государства, но важная для шурина царского, располагавшего, таким образом, в свою пользу все русское духовенство, – у Бориса родился второй сын, Федор. В каком именно месяце 1589 г. Случилось это радостное для Бориса событие, в точности не известно; но цареградский патриарх Иеремия, ставивший первого русского патриарха Иова и выехавший из Москвы весной 1589 г., в грамоте своей от 2-го июня 1589 г., посланной к Борису с дороги, из Смоленска, между прочим, писал: «Благодать тебе государю и мир и милость от Бога Вседержителя со всем твоим преблагословенным домом и со возлюбленными твоими чады, и им Божия благодать» 4 . Стало быть, в июне 1589 г. У Бориса было уже не одно чадо, и Федор Борисович родился ранее этого месяца.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Житие и подвизи Иов — патриарх Московский и всея Руси Однажды Иван Грозный, убивший своего двоюродного брата, известного полководца Владимира Андреевича Старицкого (со всей его семьей), посетил бывший удел князя, город Старицу. Богомольный убийца не отказал себе, разумеется, в посещении Успенского монастыря, что стоял против Старицы на другом берегу Волги. Здесь Грозному приглянулся прекрасный видом монах, воспитанник архимандрита Германа Иов. Надо сказать, что среди прочих пороков самодержца была противоестественная склонность к красивым юношам. А в то время Иван как раз подумывал, как бы при случае зарезать своего давнего фаворита Федьку Басманова. Иов же помимо внешности обладал приятным голосом, проникновенно читал наизусть Писание и произносил слова молитв столь трогательно, что Грозный со своими опричниками плакали в умилении. Словом, государь повелел произвести Иова, происходившего из простой посадской семьи, в архимандриты. Источники дружно молчат, как и когда умер воспитатель Иова Герман, но известно, что уже 6 мая 1569 г. у Успенского монастыря появился новый руководитель. На этом посту Иов задержался недолго — в 1571 г. он стал архимандритом одного из знаменитейших монастырей — Московского Симонова. Еще влиятельнее был архимандрит Новоспасского монастыря, имевший постоянный доступ ко двору; в 1575 г. им стал Иов. Новоспасский архимандрит и Борис Годунов начинали карьеру в одно время и оба оказались счастливчиками, уцелевшими в кровавых " потехах " возле трона. Видный опричник Борис Федорович в январе 1575 г. был " дружкой " на свадьбе Грозного и сопровождал его в «мыльню» с тремя другими царскими любимцами. Через несколько месяцев двое из них оказались в опале, а сестра Бориса Годунова Ирина стала супругой царевича Федора Иоанновича. Сам Борис Федорович в это время сопровождал царя в Старицу, возможно, вместе с Иовом. К 1581 г. Годунов стал уже боярином; 16 апреля Иов был рукоположен в сан епископа Коломенского; в ноябре Иван Грозный убил своего сына Ивана и наследником стал зять Бориса Федоровича царевич Федор Иоаннович. С этого времени, по словам самого Иова, Годунов стал оказывать ему " превеликия милости " и " благодеяния " . Вместе с благодетелем епископ Иов дожил до ночи с 18 на 19 марта 1584 г., когда царь-кровопийца то ли естественным путем, то ли с помощью приближенных скончался.

http://sedmitza.ru/lib/text/439624/

Закрыть itemscope itemtype="" > Сорок тысяч на Царьград и полтора миллиона в казну, или как на Москве Патриарха ставили Беседы на Берсеневке, часть пятая 14.05.2012 853 Время на чтение 19 минут Выбор Ивана Грозного: Сабуровых-Годуновых на царство! Загадка Ипатьевского монастыря Как Сабуровы спасли Дмитрия Донского и породнились с византийскими императорами Правда об атамане Кудеяре, или Как Соломония Сабурова спасла Россию от Смуты Цель этих бесед из цикла «Потерянная династия» - историческая реабилитация царской династии Годуновых, боярского рода Сабуровых и других потомков основателя костромского Ипатьевского монастыря - боярина Захарии Чета. Помимо опровержения мифов о «татарском» происхождении «властолюбца» и «убийцы» Бориса Годунова, я ставлю перед собой цель показать величие потомков Захарии, их заслуги перед Церковью, Отечеством и народом. Вы уже узнали о том, кем был Захария Чет – основатель Ипатьевского монастыря в Костроме и о том, что его потомки Сабуровы породнились с потомками византийских императоров, спасли раненого великого князя Дмитрия Донского на Куликовом поле. Я поведал вам о великой княгине Соломонии Сабуровой – преподобной Софии Суздальской - первой жене Василия Третьего, которая уже в монастыре родила наследника престола – князя Юрия Васильевича. На основе его судьбы русский народ создал предание об атамане Кудеяре. Я рассказал о том, что царь Иван Грозный казнил немало Сабуровых и Пешковых, но он же женил своего старшего сына на Евдокии Сабуровой, младшего сына на Ирине Годуновой, устроил блистательную карьеру для многих Сабуровых и Годуновых - в том числе для Дмитрия Годунова и Бориса Годунова – будущего царя. Царь создал уникальную ситуацию на русском престоле: каким бы образом не сложилась судьба царства, она была бы связана с потомками Захарии Чета. Грозный рассчитывал, что править будет его сын Иван вместе с Евдокией Сабуровой. Если это не случится, - тогда сын Федор - вместе с Ириной Годуновой. Случился именно последний вариант. Об этом я сегодня и расскажу.

http://ruskline.ru/analitika/2012/05/15/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Три Смуты 13.01.2012 1314 Время на чтение 10 минут В начале XVII века Смутное время на Русской земле начиналось с того, что народ был недоволен правлением царя Бориса Годунова. Надо заметить, что шурин святого благоверного царя Феодора Иоанновича царь Борис был опытным правителем, а Русское государство было в то время могущественной державой. Но Борис Годунов не выдержал тяжести «шапки Мономаха» - Царского венца. Годунов боялся бояр Романовых, считая их соперниками. Народ любил Романовых, родичей царицы Анастасии, «кроткой голубицы», любимой супруги государя Иоанна Васильевича Грозного. Все бояре Романовы отличались высоким ростом, красотой, богатырской силой, благородством, удалью и щедростью. Царь Борис Годунов считал для своей власти опасной народную любовь к Романовым. В Ныробе в заточении погиб первый святой из рода Романовых - Михаил Никитич. Брат «ныробского мученика» Федор Никитич был пострижен в монахи. После расправы над сыновьями Никиты Романова народ легко поверил слухам о причастности Годунова к убийству царевича Димитрия. Природные бедствия, засухи и голод довели народное возмущение до крайности; люди считали, что Господь наказывает страну за грехи царя Бориса. И усилия Ватикана и Польши, пославших на Русь Лжедмитрия, неожиданно для всех увенчались успехом. Боярский заговор и недовольство народа Годуновым привели к тому, что ставленник Рима Лжедмитрий взошел в Кремле на престол русских царей. Если бы не было недовольства народа Годуновым и не общее «желание перемен», то Лжедмитрий бы со своим отрядом не продвинулся дальше Кром. Потомки удельных князей, единомышленники Курбского, гордые бояре желали таких же вольностей и свобод и прав, которыми обладали вельможи Речи Посполитой. Горожане в Польско-Литовском государстве жили по «магденбургскому праву», обладая определенными льготами. Русские крестьяне желали возвращения «Юрьева дня». Все сословия были недовольны Годуновым и, надо заметить, имели для этого определенные основания. Закончилось все разорением государства, иноземным нашествием и гибелью многих тысяч русских людей.

http://ruskline.ru/analitika/2012/01/14/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Державный Собор 1598 года Выражение идеи Самодержавия, а также идеологии Христианской государственности в Утвержденной Грамоте и других соборных документах 25.08.2011 1956 Время на чтение 64 минут С чувством глубокой благодарности посвящаю сей скромный труд моему духовному наставнику и попечителю моей учебы на историческом факультете МГУ Его Высокопреподобию Протоиерею Александру Иванникову Часть Первая Предисловие Настоящее исследование было проведено в 2008-2009 годах на Кафедре источниковедения Исторического факультета МГУ под научным руководством доктора исторических наук, профессора Галины Романовны Наумовой во время моей учебы на истфаке. По недоразумению черновой и неполный вариант этой работы был опубликован в Интернете в самом начале Июня 2009 года(1), хотя я обещал А.Д.Степанову, что первыми, кому я предложу опубликовать мой диплом, будет он и «Русская Народная Линия». Полагал, что месяца через два-три после защиты доработаю то, что наметил и не успел «дожать», и предложу читателям более совершенный труд. Однако время шло, а житейские обстоятельства складывались так, что я не мог уделить даже двух-трех недель для доработки, и материал ушел в долгий ящик. В конце концов, более двух лет спустя я перечитал написанное и решил не откладывать публикацию, а подготовку текста свести к вычитке, уточнению ссылок и удалению оборотов, характерных для жанра студенческих работ. Меня побуждает не откладывать публикацию ещё такое обстоятельство. Я никогда не занимался апологией Царя Бориса Годунова, таковой историографический подвиг не моя мера. С нетерпением жду выхода в свет новой книги доктора исторических наук, профессора, выдающегося русского историка Александра Николаевича Боханова, посвященной личности и деятельности Бориса Феодоровича Годунова. Но в последние годы в православно-патриотической, православно-монархической среде мне уже неоднократно доводилось слышать и читать по отношению к Царю Борису Феодоровичу совершенно нелепую характеристику - «самозванец». Мне особенно больно от того, что такая историческая клевета бытует не где-нибудь в либеральной тусовке, а среди части ревностных царистов, ревнителей памяти Святого Благоверного Царя Иоанна Грозного, почитателей Царственного Рода Романовых. В такой характеристике Царя Бориса содержится двоякое невежество.

http://ruskline.ru/analitika/2011/08/26/...

XXIX. Царь Феодор Борисович Тяжелы были последние дни царя Бориса Феодоровича Годунова. Таинственный призрак вырос в непобедимого соперника, стоявшего уже в пределах Московского государства и день ото дня, угрожавшего Борису отнятием престола. В государстве всюду началось шатание. Народ нельзя было удержать в повиновении воеводам. Южная и западная украйны с каждым днём всё более и более увеличивали собой число сторонников Лжедимитрия. Даже и те, которые оставались ещё верными царю Борису, не обещали самоотверженной преданности: плоть и кровь народа ещё принадлежали Борису, но душа народа ускользала от него. Тревоги, заботы, волнения в конец подорвали здоровье царя, хотя никто не смел думать о столь близкой развязке. Один из современников Бориса весьма тонко отметил эту душевную надорванность, эти постоянные страхи, как главнейшую причину кончины Бориса. Муки совести тяжелее страданий телесных... „Борис, – говорит он, – прегордый пред малым и царствуяй нами, ужаснувся того (самозванца) стремления, с высоты престола царствия низвержеся; прикладне, яко комар льва не дошед порази. Не той бо, но совесть ему своя сего низложи, ведый вся, яже о себе некогда». Тяжесть положения царя Бориса ещё более увеличивалась тем одиночеством, в котором он оказался среди московского боярства. Разорвав все связи с тем придворным кругом, к которому сам принадлежал, Борис удалил всех своих прежних друзей. Его круг ограничивался роднёй: несколькими ветвями Годуновского рода и родом Сабуровых и Вельяминовых, шедших от одного с Годуновыми корня. Несчастие было в том, что в этой многочисленной родне мало было талантливых людей. В конце царствования Борис, очень скупо возводивший в думные чины, стал отличать братьев Басмановых и возлагал особые надежды на Петра Феодоровича Басманова. Других лиц при царе Борисе не было, круг правительственных лиц ограничивался этими. Уже с 1602 года царь Борис стал прихварывать, но он был в таком возрасте, что нельзя ещё было ждать неизбежно скорой развязки и нельзя было к ней исподволь приготовиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Обнинск. Церковь Бориса и Глеба в Белкине. Борисоглебская церковь Карта и ближайшие объекты С XV в. село принадлежало дворянскому роду Белкиных. Каменный храм в честь Бориса и Глеба был построен в 1773 г. при И.И. Воронцове. Храм был частью усадебного комплекса, выстроенного по проекту архитектора К.И. Бланка. В облике храма проявились традиции архитектуры екатерининской эпохи. В архитектурном убранстве храма сочетаются элементы барокко и классицизма. Росписи были выполнены живописцем И. Д. Некрасовым под наблюдением В.И. Баженова. В конце XIX в. интерьер храма был оформлен заново: светскую живопись заменили росписи на Евангельские сюжеты, а под куполом появились изображения херувимов. В 1815 г., при следующем хозяине усадьбы Д.П. Бутурлине, был построен теплый придел в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Граф Дмитрий Петрович Бутурлин, директор императорского Эрмитажа, внук фельдмаршала П.А. Бутурлина, был человеком глубоко верующим и набожным. Каждое лето граф проводил в усадьбе и пел на левом клиросе храма. В 1885 г. при храме была открыта церковноприходская школа, попечителем которой был П.Н. Обнинский. Здание школы — небольшой бревенчатый домик из двух срубов — сохранилось до нашего времени. Храм был закрыт в 1930 г. и передан в собственность местного колхоза. В его здании был устроен горюче-смазочных материалов, потом в нем хранили удобрения. Храм был передан Церкви 13 мая 1988 г. Материалы из книги «Земля Калужская – земля Святая», 2003 г. Первое упоминание о храме находим в писцовой книге: За боярином конюшим Борисом Федоровичем Годуновым вотчина село Борисоглебское, в селе храм Бориса и Глеба вверх, да теплый храм Николая чудотворца. Сохранившееся доныне здание храма построено взамен ветхого деревянного в 1773 году, предположительно архитектором И. К. Бланком, как часть усадебного комплекса имения Воронцовых в Белкино. Росписи выполнены учеником Баженова - Некрасовым. Теплый придел устроен при следующих хозяевах - Бутурлиных в честь иконы Божией Матери “Утоли моя печали” в 1815 году. История храма связана с историей усадьбы, которую в разное время посещали многие известные люди, среди которых родители А.С. Пушкина, Е. Воронцова-Дашкова, археограф Евгений Болховитинов, ставший в дальнейшем митрополитом.

http://sobory.ru/article/?object=01772

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010