П.В. Безобразов Графу А. П. Толстому от 27 мая 1859 г. 224 Путешествие мое в Фессалии продолжалось 56 дней (с 31 марта по 26 мая). Оно было благополучно. Тамошние архиереи, ларисский, гардикийский, триккский и стагонский, настоятели Метеорских и Олимпийских монастырей и христиане в городах и селениях принимали меня искренно, почтительно и доверчиво. Все они любят Север и оттуда ожидают избавления от вялого владычества турок, решаясь к прежним жертвам своим присовокупить новые, лишь бы соединиться с расцветающими свободно эллинами. Это ожидание их усилено было знаменательным пребыванием в Афинах нашего маленького моряка с Августейшими родителями его. На метеорских столпах, в Темпейской долине, в лесистых ущелиях Олимпа, на цветущих равнинах Фессалии, всем отрадно было видеть в этом отроке будущее политическое спасение свое. Общая расположенность к нему пособляла мне достигать целей путешествия моего в этой малоизведанной стране. Мне открыты были ризницы, библиотеки и те тайники, в которых хранятся царские и патриаршие грамоты и разные деловые записи. Тут я почерпнул верные сведения о прошедшем и настоящем состоянии митрополии, епископий, монастырей и училищ в Фессалийской области. Кроме сего приобретены мною одиннадцать древних рукописей на пергамине. Самые драгоценные из них суть: 1) Минеи в двух огромных фолиантах с нотами и чтениями из Ветхого и Нового Завета, XII–XIII века, и 2) такие же чтения во весь круглый год в особой книге того же века. В библиотеке главного Метеорского монастыря я нашел неизданное творение царя Льва Мудрого σκητικ ψυχν ποτπωσις, о совершенстве (врачевании) душ, и рукописную Библию на греческом языке, содержащую исторические книги и пророчества, кроме Даниила. Текст ее переписан был в XIV или XV веке с древнего ученого издания Библии. На полях его указаны разные чтения Акилы, Симмаха и других толковников; а после каждого пророчества написано краткое житие составившего оное пророка. За эту рукопись я давал в монастырь большой вклад деньгами, но игумен не уступил ее мне и даже не решился выдать под расписку нашего консульского агента в Лариссе сроком на один год.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Метеоры (Μετωρα). Спасо-Преображенский монастырь. της Μεταμρφωσης του Σωτρος Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Дата постройки неизвестна. Адрес: Греция, Фессалия (Θεσσαλα), Метеоры (Μετωρα) Координаты: 39.726338, 21.626476 Проезд:на автомашине из Афин или Салоник Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Шесть гектаров – такова площадь вершины отвесной скалы, на которой был построен монастырь Преображения Спасителя, известный также под названием «Великий Метеор». Он находится на высоте 613 метров над уровнем моря и 400 метров над центром соседнего городка Каламбака. Его называли когда-то «Платис Литос» (Широкий камень), но его основатель Афанасий, впоследствии святой Афанасий Метеорский, переименовал его в «Метеорон» (висящий в воздухе) из-за того, что он располагался на самой высокой из всех скал вокруг. Главный собор монастыря Преображения был построен в 1388 году и восстановлен и вновь расписан в 1484 году. Собор построен по подобию афонских, крестообразный в плане с двенадцатигранным куполом и абсидами по бокам. Длина (без алтаря) 32 метра, высота купола 24 метра. В северной части придела располагается захоронение основателей монастыря Афанасия и серба Иоасафа. Украшениями собора являются деревянный резной иконостас с позолотой 1791 года, украшенный фигурками животных и растений, а также деревянный резной трон митрополита, украшенный перламутровой инкрустацией. Прекрасны также фрески неизвестного художника. Монастырь был основан святым Афанасием Метеорским (1302-1383). Афанасий Метеорский был человеком чрезвычайно образованным - свое образование он получил в Салониках и Константинополе - виднейших центрах Византийской империи. В молодом возрасте Афанасий пришёл на Афон и поселился в ските монастыря Ивирон, но частые нападения разбойников заставили его покинуть монастырь с духовным отцом, старцем Григорием. Оба монаха послушали совет сербского епископа Иакова и скрылись на Метеоре около 1340 года. Сначала они поселились в жилищах метеорских отшельников, которые до сих пор находятся перед входом в монастырь (слева от ступенек).

http://sobory.ru/article/?object=10176

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 После смерти братьев — Феофана в 1544 году, а Нектария в 1550 году - монастырь продолжал процветать, получая от верующих земельные угодья, виноградники, оливковые плантации и деревни. В конце XVI - начале XVII в. в монастыре функционировала наиболее организованная из всех метеорских монастырей книгописная мастерская, где работали каллиграфы киприот Лука, еп. Бузэуский , Матфей Миреон из Эпира (+ 1624), монахи Арсений и Иоанникий; в золотошвейной мастерской работал монах Арсений Вышивальщик (1583-1620). C начала XVII века в монастыре оставалось всего несколько монахов. Шведский путешественник Й.Бьернстааль, посетивший монастырь в 1779 году, оставил следующее описание монастыря: «Здесь имеются две церкви … С момента основания монастыря ни одна женщина не поднималась наверх, так же как и в Метеор. Игумен проводил меня в церковь, которая не так велика, как в Метеоре, но намного красивее. Она имеет два небольших красивых свода и довольно светлая. Повсюду внутри ее видны настенные росписи, сделанные в манере этого края, без перспективы, без светотени. Монастырь Святого Варлаама был построен в 2044 от сотворения мира, что соответствует 1535 году от Рождества Христова, о чем свидетельствует надпись на камне, находящемся у лебедки с помощью которой Вас втаскивают наверх " . Метеоры. Монастырь святого Варлаама. Церковь Всех Святых, 2015. Фото Ю. Булкина Метеорский храм Всех Святых (схема с сайта www.gometeora.gr) Преп. Сисой над могилой Александра Македонского (с сайта patriarchia.ru) Редакция текста от: 02.09.2020 21:21:55 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/22796.html

Паломники из Москвы во главе с епископом Подольским Тихоном посетили святыни Греции 10 июня, 2013. Новостная служба В рамках визита состоялись три официальные встречи епископа Тихона — с митрополитом Стагонским и Метеорским Серафимом, митрополитом Месогийским Николаем и митрополитом Милетским Апостолом. В ходе встреч обсуждался широкий круг вопросов, связанных с паломничеством к святыням Элладской Православной Церкви. 10 июня. ПРАВМИР. В дни визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Грецию клирики и миряне Северо-Восточного викариатства г. Москвы во главе с Председателем Финансово-Хозяйственного управления епископом Подольским Тихоном совершили паломничество по этой стране. В октябре прошлого года был подписан договор о сотрудничестве в области организации паломничества между Русской и Элладской Православными Церквами, в рамках которого была осуществлена поездка. Программа началась 1 июня с острова Керкира, где епископ Тихон совершил Божественную Литургию в кафедральном храме, хранящем мощи святителя Спиридона Тримифунтского. Богослужение совершалось на греческом и церковно-славянском языках. Затем группа посетила древние храмы и монастыри острова, поклонилась мощам святых апостолов Иасона и Сосипатра и направилась в Фессалию для посещения древних монастырей: в честь первомученика и архидиакона Стефана, великомученицы Варвары (Русану) и Великих Метеор. Далее по  маршруту было посещение святынь о. Эгина (монастырь св. Троицы, поклонение мощам святителя Нектария, Эгинского чудотворца) и города Фивы (поклонение мощам святого апостола и евангелиста Луки). 6 июня епископ Подольский в сослужении духовенства совершил Божественную литургию в храме праведного Иоанна Русского в Нео-Прокопионе. В рамках визита состоялись три официальные встречи епископа Тихона — с митрополитом Стагонским и Метеорским Серафимом, митрополитом Месогийским Николаем и митрополитом Милетским Апостолом. В ходе встреч обсуждался широкий круг вопросов, связанных с паломничеством к святыням Элладской Православной Церкви.

http://pravmir.ru/palomniki-iz-moskvy-vo...

Такое объявление его я не признаю за учтивый отказ, но предвижу, что вселенский патриарх или не послушает ларисского владыку, или забудет дело, о котором идет речь, или не решится начать его без особенного побуждения со стороны нашей Императорской миссии, и потому покорнейше прошу эту миссию склонить его всесвятейшество к тому, чтобы он предписал ларисскому митрополиту взять из библиотеки Метеорского монастыря ту самую рукописную Библию, которую я рассматривал там и которой внешние признаки показал в этом прошении моем, и передать ее нашему агенту г. Григорию Хаджи Лазару под расписку сроком на один год для доставления ее в духовно-учебное управление при св. синоде. Если наша Императорская миссия благоволит внушить вселенскому патриарху, что метеорский текст Библии весьма нужен для православных богословов, принужденных теперь руководствоваться неверным текстом священным, изданным папистами и лютеранами, и что надобно сделать список с него, по крайней мере в России, дабы он не утратился каким-нибудь образом, и дабы вся православная церковь не лишилась этого единственного у ней сокровища, то можно надеяться, что его всесвятейшество уважит благочестивое и общеполезное внушение ее и сообщит нам драгоценную рукопись для переписки (но не для напечатания, которого нельзя предпринять без согласия всех церквей православных), а по миновании надобности в ней отправит ее в Метеорский монастырь, где она должна храниться, как свидетельство той добросовестности, с какой она будет напечатана в свое время, если только общий суд признает ее достойной обнародования! Но дабы в Лариссе, или в Метеорском монастыре не утаили или не перетолковали предписания вселенского патриарха, то да благоволит Императорская миссия испросить оное у его святейшества и препроводить к г. Лазару для представления ларисскому митрополиту. Читать далее Источник: Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 2/П.В. Безобразов. Типография В.Ф. Киршбаума, Санкт-Петербург, 1910 г. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Из Кареи арх. Порфирий перебрался в Руссик после 4 марта и 16 числа того же месяца на брацере «Святый Митрофан» со своим спутником и монахом Никоном отправился, при попутном ветре, в Сикийскую пристань. Отсюда на мулах он поехал в город Солунь, в котором на этот раз прожил восемь дней, изучая древние солунские храмы и памятники ваяния и живописи. Из Солуни была предпринята научная поездка в село Перестери 413 . «Я отправляюсь из Солуни, – писал арх. Порфирий княгини Витгенштейн от 22 марта 1859 г., – в метеорские монастыри. Говорят, что они построены на столпообразных утесах, отдельно высящихся среди поля, и что туда всех поднимают в сетях. Полечу туда орлиным полетом. Любопытно и приятно увидеть новое небо, новые горы и долы и эти диковинные обители. Смертельно хочется, хоть несколько раз в жизни, подобно птичке, трепетать в сетке, которую будут втаскивать на высоты, измеряемые 30 и 40 саженями и в то же время молиться Святому Крепкому... После богомолья в Метеорах я заеду в Олимпийский монастырь. Если обстоятельства позволят мне видеть древнюю обитель, полюбоваться красотами Темпейской долины и взойти на вершину фессалийского Олимпа, где уже не дуют ветры и не сглаживают заветных слов, кои благочестивый и отважный путник чертит там на жертвенном пепле» 414 . План своего путешествия, начертанный в письме к княгине Витгенштейн, арх. Порфирий осуществил вполне. Путешествие в метеорские монастыри продолжалось с 31 марта до 8 мая, причем в Стефановском монастыре ему пришлось отпраздновать св. Пасху, но без права принять участие в священнослужении, так как при нем не оказалось «поручительного письма» вселенского патриарха 415 . Но за исключением этого «огорчения», которое являлось результатом его собственной «опрометчивости», в общем приемом в метеорских и оссоолимпийских монастырях в Фессалии арх. Порфирий остался вполне доволен, как равно и научными результатами этого путешествия. «Во всех греческих обителях, – пишет арх. Порфирий в Елаесонском монастыре олимпийской Богоматери, по окончании путешествия,– монахи принимают меня по-братски. Такой же прием оказан мне был и в обители, о которой начинается мое слово. Это значит, что мой ангел хранитель ранее меня является там, где неудобно мне быть, и во всех вселяет доброе расположение ко мне. Пользуясь этим расположением, я внимательно обозрел приютившую меня обитель, списал все надписи в ней, рассмотрел стенную живопись, видел рукописные книги и некоторые из них купил; причем и перебелил патриаршие и царские грамоты; одним словом, сделал свое дело, как должно» 416 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Только приложения, писанные рукой нашего автора частью карандашом, частью чернилами, остались в первоначальном списке, который впрочем совершенно ясен и удобочитаем. Приложение 3-е составляет греческие стихи в честь о. Порфирия, написанные на Матеорах 19 мая 1859 г. Записи, иногда довольно обширные, ведутся под каждым числом, начиная с 16 марта и кончая 3-м июня, иногда с означением и часов, причем сообщается множество исторических припоминаний, частью на основании местных документов. Три записи под 11, 12 и 17 апреля напечатаны, но без исторических припоминаний, в Трудах Киевской духовной академии 1866, 4, стр. 477–496 и отдельно под заглавием: »Отрывок из путешествия в Метеорские монастыри в Фессалии, в 1859 г.». – За чистовой следует черновая, писанная о. Порфирием частью на серой, частью на белой бумаге в разное время. Заглавие здесь несколько иное, а именно: «Путешествие в Метеорские и Оссо-Олимпийские монастыри в Фессалии и Македонии...». Кроме того, в 1-й части приложены все снимки и планы, для которых оставлены места в чистовой; они очень аккуратно исполнены спутником о. Порфирия , Н. Благовещенским, или в тексте, или на отдельных бумажках, приклеенных к листам. Черновая изобилует поправками и зачеркиваниями целых мест. 2) 2-ю книгу (IIA12a), имеющую 255 листов, составляют приложения или собственно сборник материалов для истории и археологии Фессалии; здесь находятся: α) Воздушные явления в Фессалии. β) Надписи в епархиальных городах Новой Димитриаде, Лариссе, Зарке, Трикке и Стагоне в Фессалии; здесь в самом начале приведено изображение св. Николая, сделанное от руки на целом листе, красками. γ) Выписки из кодекса митрополии лариссо-трикской, составленного митрополитом Парфением, с статистическими данными об училищах, приходах и расходах приходских церквей в Трикке. δ) Надписи в Метеорских монастырях и приписки на тамошних рукописях и книгах, служащие к объяснению истории этих монастырей. 1859 г. ε) Разные дееписания о Стагопском ските и о других Метеорских монастырях.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

20. Страстная седмица. Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Прп. Феодора Трихины. Прп. Александра Ошевенского. Мч. младенца Гавриила Белостокского. Прп. Иоасафа Метеорского. Свт. Феодосия исп., еп. Коломенского . Полунощницу «поем в келлиях» (Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Четверток вечера»). Утреня Великой Пятницы (с чтением 12-ти Евангелий), именуемая Уставом «Последование Святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа», совершается обычно в Великий Четверток вечером. По Типикону, она должна начинаться во 2-м часу ночи, т. е., по нашему счету, в 8-м часу вечера в Великий Четверг. Примечание. «Во 2-й час нощи клеплет параекклисиарх. И собравшимся нам во храм, благословившу иерею с кадилом, глаголем по обычаю, якоже предписася в четверток 5 недели» (Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Пяток утра»). Иерей возглас: «Благословен Бог наш...». Чтец : «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...», Трисвятое. По «Отче наш...» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся...» (трижды) и двупсалмие (во время псалмов – обычное каждение). Шестопсалмие. (Иерей читает утренние молитвы.) Великая ектения. «Аллилуиа», глас 8-й (со стихами: «От нощи утренюет...»), и тропарь «косно и со сладкопением», глас тот же: «Егда славнии ученицы...». «Слава» – тот же, «И ныне» – тот же. Примечание. «По тропаре же входит настоятель со диаконом во святый олтарь, и облачася во священныя одежды, кадит святую трапезу крестообразно, и весь святый олтарь, и лики, и братию по чину» (Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Пяток утра»). Церковный Устав указывает читать Евангелия Святых Страстей в алтаре (причем Евангелие остается на престоле), но уже твердо установился обычай читать их на середине храма. В начале пения тропаря отверзаются царские врата, и предстоятель в фелони износит Евангелие на середину церкви. Раздаются свечи священнослужителям и молящимся. Свечи по прочтении каждого Евангелия погашаются и возжигаются к началу следующего Евангелия . Далее, во время продолжающегося пения тропаря, предстоятель совершает полное каждение всего храма. По окончании тропаря и каждения – малая ектения , возглас: «Яко Твоя держава и Твое есть Царство...». Посем: «И о сподобитися нам...» , «Премудрость, прости...», «Мир всем» и прочее по обычаю.

http://patriarchia.ru/bu/

Праздник всех Отцов на Святой Горе Афонской просявших Святогорские Панигеры: Карея храм Протата Осталось 5 дней информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Григорий Новый Григорий Новый       Григорий Новый († 1380), прп. (пам. греч. и серб. 7 дек.), основатель мон-рей Григориат (Григория преподобного мон-рь) на Афоне и Горняк в Сербии. Г. Н. почитается на Балканах, где за ним закрепились разные прозвания: Горняцкий, Молчальник (Исихаст), Новый Синаит, Синаит Младший, Ктитор и Каллиграф (Доброписец).   Разрозненные и хронологически противоречивые сведения о жизни Г. Н. содержатся в неск. источниках. Житие Г. Н. на греч. языке, время составления к-рого неизвестно, после пожара 1761 г. в мон-ре Григориат, по сведениям С. Станоевича, было увезено серб. монахами, и дальнейшая его судьба неизвестна (см.: Gruji). Греч. служба с Похвальным словом, написанная ранее 1761 г., сохранилась в списках 1847 и 1850 гг. (Ath. Gregor. 145, 167). Г. Н. изложил нек-рые факты своей биографии в оставленном им Житии св. Ромила (Видинского). На основании этих источников, а также с учетом сведений из Жития предполагаемого сподвижника Г. Н. прп. Афанасия Метеорского, преданий мон-рей, в к-рых Г. Н. подвизался или был известен, архим. Иустин (Попович) составил полное Житие святого.

http://isihazm.ru/?id=588

Скачать epub pdf Содержание Руководимый благодатью Страдания и скорби ради Бога «Таинственное странное» «Столпописание» (Вместо эпилога)     Цель моего послания, – говорит отец Эмилиан, – пропеть вечную память пресвитеру, моему другу батюшке Димитрию, стяжавшему благодать Святого Духа… Хочется снова прийти к нему домой, оказаться в его бедной комнатушке, увешанной многочисленными иконами святых. Потом отправиться к его счастливой пастве и вспомнить проповеди и службы, пережитые вместе. «Справка: Отец Димитрий Гагастафис (род. 1.08.1902, село Ваниа (Платанас) Трикальского района – 29.01.1975). В 1931 году рукоположен во диакона и вскоре во священника. В 1928 году женился, имел в браке девять дочерей. На протяжении сорока двух лет являлся настоятелем храма Таксиархов в своей родной деревне Платанас. С 1973 года оставил служение по причине слабого здоровья. Последние годы проводил в непрестанной молитве дома. Скончался в возрасте семидесяти четырех лет». Руководимый благодатью Жизнь батюшки протекала очень естественно, в простоте сердечной, однако была она непрестанным восхождением к Богу и явлением откровений Божиих в нем. Отец Димитрий представлял собой живое чудо, ибо сам жил в мире чудес, которые ничем другим не объясняются, как только действием благодати. Тебе нужен отец Димитрий, скорей беги в храм Таксиархов! Он там, был он там всегда, даже маленьким мальчиком. В полумраке церкви он вырос в бдениях – пел, читал при сиянии лампад вместе с архангелами, Гавриилом и Михаилом, его друзьями и собеседниками. Все свои тайны доверял он их древней иконе в иконостасе и от них получал необходимые ответы. В юношеские годы он духовно окормлялся у благоговейного игумена одного из Метеорских монастырей – отца Иакова, который оставил о себе добрую память благодаря своим добродетелям и святости. Уже тогда отец Димитрий запечатлел на себе печать Святого Духа. Батюшка часто поднимался в Метеоры для встреч с духовным наставником, а потом в поисках его незримых следов. Он искал людей, носивших на себе образ Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010