Государев дворец Дворец в древности имел такое ж значение, как и двор, детипец, cour du palais, т. е. полое место, земля вокруг строения. Государевым двором называлось местопребывание Государя с его семейством и дружиною, или придворными, дворовыми людьми, также покои, где они помещались. Потом двор означал все чины, окружавшие Царя и при нем служившие. Как двор был также местом суда, совещание и главного управления: то посему именуется он по преимуществу палатою, παλτον, curia: в таком смысле и Церковь возносит молитвы о всей палате, παντ το παλατου, т. е. о верховной Царской думе и вообще о дворе Царском, потом уже о гражданских чиновниках. 847 В первом знаменовании двор в XVI веке был большой и малый, с избушками, старый и новый; к тому и другому вели разные ворота, кои были большие на Государевом дворе, другие за Царицыными хоромами, у мыльни новой, у церкви за дворцом к сеннику. 848 Хозяйственные заведения, или службы, окружавшие Государевы палаты, также назывались дворами и дворцами, как то: Кормовый, Хлебный, Поваренный, Сытенный, Житный, Потешный, Колымажный и т. д., кои находились в ведомстве приказа Большого дворца. Собственно Государев дворец состоял из разных зданий, сначала деревянных, а потом в конце XV века каменных, соединенных с деревянными, о коих скажем в последствии. Помещение Московских Великих Князей было укромное и уютное в деревянных хоромах, теремах, избах, сенниках; оно соответствовало ограниченному составу их двора, простоте образа жизни и духу времени. По низвержении владычества Татар, вместе с расширением Государства и с введением при Московском дворе обычаев и обрядов Византийского, особливо по вступлении Uoahha III в супружество с дочерью Фомы Палеолога, установлены были новые придворные чины по примеру Греческих, с тем вместе умножилась пышность и великолепие Двора. В Великокняжескую столицу, уже свободную от Ордынских выходов и даней, стекались сокровища Новгорода и других удельных Княжений, к ней присоединенных. Вызванные из Италии зодчие (стенные, городовые и палатные мастера) в это время начали украшать Москву огромными, дотоле небывалыми в ней храмами, палатами и теремами из Белого камня и жженого кирпича; укрепили город каменными стенами, башнями с воротами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Москва. Домовая церковь Воскресения Словущего при бывшей Покровской общине сестёр милосердия. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения Христова) Год постройки:Между 1870 и 1872. Обустроена в здании постройки 1753. Архитектор: Б.Ф. Растрелли Ссылки:   Адрес: Россия, г. Москва, ул. Гастелло, д. 44 корп. 1 Координаты: 55.782382, 37.695135 Проезд:метро " Электрозаводская " , " Бауманская " , " Сокольники " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Каменный Покровский дворец построен в 1753 году по проекту Франческо Бартоломео Растрелли, взамен сгоревшего деревянного дворца, возведенного в 1742 году для Елизаветы Петровны. Дворец был одноэтажным, на высоком подклете, с повышенным двухсветным центральным залом, вокруг был разбит большой парк. Более ста лет дворец пустовал или использовался под казармы. В 1870 году здание отдали Покровской общине сестер милосердия. Первые подобные организации появились в России в 1840-х годах и получили широкое распространение после Крымской войны. Общины составляли женщины, желавшие посвятить жизнь уходу за ранеными и больными. В процессе этой деятельности они чаще всего становились монахинями, продолжая выполнять обязанности сестер милосердия. При общине были: 6-классная школа, фельдшерская школа, амбулатория для приходящих больных, аптека, а также богадельня для престарелых сестер милисердия. Община просуществовала до 1923-26 годов. В 1872 году здание надстроили вторым этажом и обработали снаружи в псевдорусских формах. В центре дворца была освящена домовая церковь Воскресения Словущего. Здание сохранило симметричную планировку дворца. После закрытия общины в 1930-х годах дворец был превращен в одну большую коммуналку, где в полуподвальных кельях доживали свой век милостию Божией 4 монахини. С 1992 года и по сей день здание занимает Научно-исследовательский институт реставрации Минкультуры РФ. В настоящее время, после ремонта дворца, глава Воскресенского храма с крестом восстановлены не были, реставраторы ограничились сооружением вместо них, на сохранившемся барабане, купола со шпилем.

http://sobory.ru/article/?object=17105

Вахитовский район. Кремль. Церковь Сошествия Святого Духа при Губернаторском дворце. Дворцовая Духосошественская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Всякому, кто любуется панорамой нашего белокаменного кремля хоть со стороны Казанки, хоть со стороны вокзала, видны над его густой застройкой шесть куполов: пять над Благовещенским собором и один – над Духосошественской церковью. И это все из храмовой архитектуры кремля, что осталось после революции. Два храма: бывший кафедральный собор и бывшая дворцовая церковь. Традиция возведения дворцовых и домовых церквей повелась издревле. Их строили еще при княжеских теремах и боярских хоромах домонгольской Руси. В эпоху Руси Московской при царском дворце в Кремле находилось сразу несколько церквей. В Петербурге же вообще домовых церквей было гораздо больше, чем обычных приходских (около 60 приходских на весь город, тогда как вместе с церквями дворцов, учебных заведений и разных ведомств – 465). Казанский губернаторский дворец в кремле также должен был иметь свой храм. По проекту одного великого архитектора – К. Тона был возведен и Большой Кремлевский дворец в Москве и губернаторский в Казани (ныне – резиденция президента РТ). И как московский дворец XIX века, включил в свой комплекс множество построенных ранее палат и церквей, так и Казанский был соединен переходом с заново отреставрированной старинной церковью, которая в XVIII в. называлась Введенской. Точная дата постройки первоначального храма неизвестна. В 1565 г. на этом месте уже стояла церковь с приделом в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. В XVIII в. храм был перестроен и уже весь освящен как Введенский. Русское барокко, господствовавшее в ту эпоху, и русский «теремной стиль» более раннего XVII века удачно соединились в его облике. Пожар 1815 года превратил Введенскую церковь в обгорелые развалины. После этого целую треть века она стояла без ремонта. На одной из литографий Э. Турнерелли (1830-е гг.) мы видим ее: без купола, с потрескавшимися стенами, с пустыми глазницами окон, с кружащимися воронами. Но по этой литографии все же видно, насколько новопостроенная в 1849 – 1854 гг.

http://sobory.ru/article/?object=10280

Санкт-Петербург. Церковь Петра и Павла. Дворцовая церковь Святых апостолов Петра и Павла Карта и ближайшие объекты Придворный храм Большого Петергофского Императорского дворца 12июля 2011 года в Петергофском музее-заповеднике произошло необычное и долгожданное событие: в этот день второй раз в своей истории была освящена придворная церковь во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Открытый после длительной реставрации, придворный храм на протяжении полутора столетий являлся молчаливым свидетелем семейных торжеств Дома Романовых. Здесь совершались бракосочетания, крестились новорожденные дети, торжественно отмечались важнейшие государственные и религиозные праздники, служились молебны в ознаменование воинских побед… Глядя сейчас на Большой Петергофский дворец, трудно себе представить, что изначально расположившихся по бокам Церковного и Гербового корпусов в нем не существовало: настолько органично они вписались в общий архитектурный замысел главной летней императорской резиденции. Первый дворец, построенный в стиле петровского барокко, был куда более скромным и представлял собой двухэтажное здание, сопоставимое по ширине с Большим каскадом. В 1732 году царский дворец прибавил в ширине за счет пристроенных галерей, но, несмотря на это, его облик не соответствовал тому уровню роскоши и блеска, который был присущ русскому двору середины восемнадцатого века. За перестройку дворца взялась любимая дочь Петра – Елизавета. Весной 1747 года она отдает распоряжение о расширении дворца. Непростая задача по обрамлению петровского наследия в пышные рамки елизаветинского барокко была поручена придворному архитектору Франческо Бартоломео Растрелли. К тому моменту за его плечами уже был опыт строительства в на берегах Невы. Однако в этот раз на пути достижения конечной цели выдающемуся архитектору пришлось преодолеть немало сложностей. В перестройку Большого Петергофского дворца и строительство придворной церкви Бартоломео Франческо Растрелли вложил весь свой архитектурный гений.

http://sobory.ru/article/?object=02847

Скачать epub pdf Память святого Каллиника, патриарха Константинопольского Память 23 августа Святой Каллиник первоначально был священником и сосудохранителем Влахернского 5209 храма во имя Пресвятой Богородицы. Когда же патриарх Павел отошел ко Господу, святой Каллиник был возведен на патриаршеский престол. Это было в царствование Юстиниана II 5210 , – царя злонравного и не богобоязненного, который притеснял весьма многих (христиан), не уважал духовного чина и не чтил храмов Божиих. Сей царь строил для себя большой и прекрасный дворец, который хотел назвать своим именем. По близости от того дворца находился храм, воздвигнутый во имя Пресвятой Богородицы; храм сей назывался митрополичьим. Так как одну из стен дворца, строившегося по приказанию императора Юстиниана, нужно было вести мимо упомянутого храма, то император задумал разрушить его, дабы храм не был помехой воздвигаемому дворцу, тем более, что именно на том самом месте должны были быть построены ступени и крыльцо перед входом во дворец. Император приказал патриарху преподать молитву благословения для разборки упомянутого храма. Но патриарх воспротивился царю, сказав: – Я не имею молитвы на разорение храма; напротив того, у меня есть молитвы на основание и созидание храма, ибо Бог сотворил мир для бытия, а не для разрушения. Тогда посланники царя начали с силою упрашивать патриарха и даже принуждать его исполнить повеление императора. Он же, прослезившись, воскликнул: – Слава Тебе, Христе, терпящему всё! И тотчас храм разрушился. Спустя непродолжительное время, по праведному суду Божию, и самого царя постигло разорение: ибо он был с бесчестием изгнан из своего царства, а выстроенный им дворец стал жилищем других. Совершилось всё это таким образом. Когда император узнал, что жители Константинополя ропщут на него, так как не любили его за частые притеснения и за беззаконную жизнь его, и услышал, что в городе все дурно отзываются о нем, то преисполнился гнева и ярости на весь город; потом приказал патрицию 5211 и воеводе Стефану, мужу жестокому, без милосердия проливавшему кровь человеческую, родом персу, скрытно от всех приготовить вооруженных воинов и в ближайшую ночь неожиданно напасть на благороднейших граждан и умертвить их всех без пощады.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Храм в Кадашах и Общество церковных звонарей просят Большой театр вернуть храму колокола Кадашевские колокола были изъяты властями и переданы в Большой Театр в 1930-е годы, в разгар богоборчества, нанесшему, как известно, колоссальный урон культурному наследию. В 2004 году храм Воскресения Христова в Кадашах был возвращен к богослужебной жизни 17 сентября, 2010 Кадашевские колокола были изъяты властями и переданы в Большой Театр в 1930-е годы, в разгар богоборчества, нанесшему, как известно, колоссальный урон культурному наследию. В 2004 году храм Воскресения Христова в Кадашах был возвращен к богослужебной жизни Совместное заявление прихода храма Воскресения Христова в Кадашах и Общества церковных звонарей 7 сентября 2010 года представителями генерального подрядчика реконструкции Большого Театра ЗАО «СУИ проект» и ФГУ «Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» для СМИ были продемонстрированы старинные церковные колокола. По информации ряда телевизионных каналов, среди них находятся колокола, исторически принадлежавшие храму Воскресения Христова в Кадашах. Кадашевские колокола были изъяты властями и переданы в Большой Театр в 1930-е годы, в разгар богоборчества, нанесшему, как известно, колоссальный урон культурному наследию. В 2004 году храм Воскресения Христова в Кадашах был возвращен к богослужебной жизни. С тех пор община храма прилагает значительные усилия к восстановлению этой московской святыни. Однако колокольня храма до сих пор пуста. Мы с радостью узнали о том, что сохранены два самых главных колокола кадашевского храма – праздничный и полиелейный благовестники. Праздничный колокол – выдающийся памятник московского колокольного литья: отлитый выдающимся мастером Константином Слизовым в 1787 году, он является самым большим из сохранившихся произведений этого литейщика. В сочетании с полиелейным благовестником, главный колокол составляет основу самобытной гармонии кадашевского звона. В настоящее время мы знаем множество благих примеров возвращения церковных колоколов из театров в храмы: МХАТ (старая и новая сцена), Государственный Кремлевский Дворец, музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. Памятно и возвращение колоколов из Гарвардского университета США в Данилов монастырь.

http://pravmir.ru/xram-v-kadashax-i-obsh...

Микулино. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Микулино городище. Первоначально собор в Микулином городище появился в 1382 году как один из первых памятников победе в Куликовской битве. Нынешний собор Михаила Архангела построен в 1550-е годы на месте ранее существовавшего собора. Село Микулино расположено на левом берегу реки Шоши (правый приток Волги), в 25 км к северу от райцентра и 147 км на северо-запад от Москвы. Первое летописное упоминание о городе Микулин относится к 1363 году. В 1398 году здесь был построен первый каменный собор. Город был окружён земляным валом, по кромке которого тянулись рубленные стены с несколькими глухими и тремя въездными воротами. В настоящее время высота валов достигает от 4 до 5,5 м, а их длина составляет 558 м. Вокруг внешней стороны вала был ров глубиной до 2 м, наполненный водой. Городище окружал большой посад с торгом. Город входил в Великое княжество Тверское. Развитие города способствовал перекрёсток дорог на Волоколамск, Тверь и Старицу. Его удельные князья в XV в. даже чеканили собственную монету. В городе и ближайших окрестностях в разное время существовало (по книге: В. В. Зверинский. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи. Вып. 1, 2 и 3. СПб., 1890-1897 гг.) 6 монастырей, но не один из них " не дожил " до нач. ХХ в. С ликвидацией удела Микулин постепенно приходит в упадок и превращается в село Микулино Городище. На протяжении веков село принадлежало разным владельцам. В 1893 г. имение приобрёл последний владелец Александр Фёдорович Бухмейер, который в начале ХХ в. в своей усадьбе, расположенной на противоположном, правом берегу Шоши, построил внушительных размеров дворец с домовой церковью Воскресения Христова. (Ныне дворец с храмом не сохранился, а на территории усадьбы - психбольница 12). В селе А.Ф. Бухмейер построил винокуренный завод 22 и второкласское училище М.Н.П. В 1917 году село было волостным центром Старицкого уезда Тверской губернии. Здесь существовало почтово-телеграфное отделение, метеостанция III разряда 2-ого класса, сведения с которой передавались в Главную Физическую обсерваторию. Близ городища находился гостиный двор с 14 лавками. В селе ежегодно проходили 3 ярмарки: 9 мая, 17 сентября и 8 ноября (ст. ст.). В 1929 году с. Микулино Городище входит в состав Лотошинского района Московской области и стало называться упрощённо - Микулино.

http://sobory.ru/article/?object=00391

Москва. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском ( " на Церковной горке " ). Карта и ближайшие объекты С XVII века ведёт свою историю храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском. Первоначально село Алексеевское называлось Копытово(по речке Копытово). В 1621 г. оно было пожаловано князю Д.Т. Трубецкому. Когда царь Алексей Михайлович построил здесь деревянный " путевой дворец " , для кратковременного отдыха во время традиционных паломнических походов в Троице-Сергиеву Лавру, вдова князя возвела близ дворца каменную церковь во имя небесного покровителя царя-Алексия, человека Божия, и село стало называться Алексеевское. После смерти вдовы село перешло в царскую собственность. И по указу царя Алексея Михайловича началось строительство новой церкви - в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Торжественно, с крестным ходом из кремля, в присутствии царя церковь была освящена в начале 80-х годов XVII века. В день освящения царь Федор Алексеевич преподнёс храму образ Тихвинской иконы Божией Матери. Русские цари почитали храм и любили здесь молиться. До сих пор сохранились особые царские комнаты-молельни - царя (справа) и царицы (слева). С XVII века стоят в храме невероятной красоты деревянные подсвечники и печь, украшенная великолепными цветными изразцами. Время не пощадило царский путевой дворец, был разобран и храм во имя преподобного Алексия, человека Божия, а его престол перенесли в храм, который в народе стали называть просто и ласково - Тихвинский, а место, где он стоит - Церковной горкой. После Отечественной войны 1812 г. храм был в упадке, затем был обновлён по распоряжению Александра I в 1824 г. В этом же году была выстроена колокольня, а стены внутри храма впервые покрыли живописью - сюжетами из Ветхого и Нового Завета, жития преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая Чудотворца. В середине XIX - начале XX века к престолу во имя преподобного Алексия, человека Божия, добавилось ещё три: во имя преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца; святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца; мученика Трифона, чудотворца. Намоленные святыни храма - Тихвинская икона Божией Матери византийского письма в окладе и расположенный в Трифоновском приделе " Истинный образ и мера Святого гроба Господня, что в сятом граде Иерусалиме " . Недавно в храме сделали большой мощевик, в котором хранятся мощевеки с частицами Древа Креста Господня, частицей Ризы Пресвятой Богородице, частицей камня Святого Гроба Господня, частицей жезла святого пророка Моисея, частицами мощей святых угодников Божиих.

http://sobory.ru/article/?object=03623

Новый Милет. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь кирпичная построена в псевдорусском стиле на земле княгини Л.М.Ухтомской на средства купца Сергея Орлова. Значительно пострадала в 1930-е гг. и теперь медленно востанавливается. В некоторых источниках по архитектуре Московской области говорится о метлахской плитке, которой выложен пол храма. Об этом можно забыть. Плитка выложена новая летом 2006 года, а метлахской больше нет. Из фресок храма сохранилась только небольшая часть под большим куполом и то в очень плохом состоянии. Сейчас пытаются найти средства на реставрацию. Совсем недалеко от Саввина, в старинном селе Милет, находится храм Святителя Николая. В древности эти земли принадлежали царскому роду Романовых. Усадьба Милет, «Милое лето», принадлежала царевне Софье, имевшей здесь каменные палаты в 20 комнат. Позднее Елизаветой Петровной усадьба была подарена графу М.И. Воронцову, а его наследниками продана в начале XIX века князю Д.В. Голицину. В качестве приданого усадьба перешла князьям Ухтомским; а последними владельцами ее были Кологривовы. В Милете неоднократно гостила у своего брата А.Р. Воронцова княгиня Е.Р. Дашкова, возглавлявшая Петербургскую Академию Наук. Формирование усадебного комплекса началось в середине XVIII в., когда М.И.Воронцов построил здесь великолепный каменный дворец, видимо, по проекту Растрелли, и разбил при нем регулярный сад. Позднее, на рубеже XX века, в имении был громадный, в 60 десятин, липовый, сосновый и березовый парк, большой пруд с островами, устроенный еще в начале XVIII в. Дно его было выстлано белым камнем. От дома к пруду шла километровая сиреневая аллея с мраморными статуями и вазами. Свидетельством эпохи классицизма, принесшей в Россию моду на греческое искусство и литературу, является название села - Милет (Милет - античный город в Ионии, торговый и культурный центр античности, был одним из лучших образцов градостроительного искусства). Воронцовский дворец в 1818 г. сгорел, однако до 1920-х годов в усадьбе оставались руины каменного барочного здания.

http://sobory.ru/article/?object=02767

Церковь Спаса Всемилостивого при московском работном доме Спас Всемилостивый Одна из старомосковских церквей во имя Спаса Всемилостивого была освящена в XIX веке при городском работном доме, находившегося в Большом Харитоньевском переулке. История же этого владения, овеянного легендами и тайнами, началась во времена Ивана Грозного.   Блеск и нищета дома Юсуповых Легенда гласит, что однажды Иван Грозный ехал на зимнюю охоту в свой излюбленный лес, что тянулся от нынешних Красных ворот к Сокольникам. Нечаянно царь задел собольей своей шапкой за ветку могучей сосны, и монарший головной убор упал в снег. Придя в ярость, Грозный повелел вырубить эти непокорные сосны и на том месте построить охотничий дворец (Большой Харитоньевский, 21). По преданию, его возвели те же знаменитые мастера Барма и Постник, что подарили Москве храм Покрова на Рву. Государь возлюбил свое новое владение и приказал провести из охотничьего дворца подземный ход в Кремль, где он соединялся с другими потайными лабиринтами. И будто бы царь, переодевшись в крестьянское платье, часто пробирался с фонарем по этому ходу в город и, никем не узнанный, слушал, что говорит о нем народ, или неожиданно появлялся в Кремле и заставал своих бояр врасплох. Потом в этих местах появилась дворцовая Огородная слобода, поставлявшая «всякий овощ» на государев стол. Царь Алексей Михайлович выстроил своим огородникам приходскую церковь во имя святого Харитония Исповедника, освященную по дню своего венчания на престол. Она и оставила имена Большого и Малого Харитоньевских переулков. Все изменилось во времена Петра I. При нем район Мясницкой улицы, ставшей главной государевой дорогой в Немецкую слободу, считался самым элитным, и здесь получали владения приближенные государя. Не миновала эта участь и бывший охотничий дворец Ивана Грозного, который был обращен в жилые палаты. Есть легенда, будто Петр подарил его князю А. Д. Меншикову, но на самом деле первым достоверно известным владельцем этих роскошных палат был дипломат и вице-канцлер П. П. Шафиров, которого Петр пожаловал этим владением за заслуги и преданность и навещал его здесь в январе 1723 года. В том же году по переменчивой царской воле Шафиров оказался в опале по обвинению в казнокрадстве, и терема перешли к П. А. Толстому, главе Тайной канцелярии, что вел следствие по делу царевича Алексея.

http://pravoslavie.ru/563.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010