Не везло нашему пионерлагерю и годы спустя. Однажды, будучи уже студентом, готовлюсь дома к экзаменам. Вдруг звонок в дверь, открываю. За порогом милиционер, просит быть понятым при обыске в квартире моего соседа. Оказалось, Николай Петрович, будучи уже на пенсии, подвизался в должности директора злополучного пионерлагеря, куда обычно отправляли детей военнослужащих. Помню в одном из углов большой комнаты гору рыбных консервов, а в другой – такую же гору тушенки. И помню, как и потом еще долго было мне стыдно, – пересекаясь на лестничной площадке, я не мог встречаться с ним глазами. В один из дней мы всей нашей дружной компанией поехали в Болгарский Балчуг, посмотреть замечательный ботанический сад на самом берегу моря и находящийся в нем летний дворец последней румынской королевы. Сад действительно великолепен, множество цветущих растений, молодая зелень, и даже аллея кактусов, все это радовало глаз, а проступающее фоном среди листвы в разных местах море, делало нас просто счастливыми. Иногда было не понятно, где заканчивается море и начинается небо. А вот и дворец румынской королевы, говорят, что она была русской по крови. На всякий случай я уточняю: – Это который из них дворец? Мне отвечают: – Вот этот, – и указывают на скромный летний домик, стоящий на самом берегу моря. А ведь для того, чтобы пройти внутрь и полюбоваться королевским дворцом мы специально покупали билеты. Любоваться было нечем, большая добротная мазанка с маленькими комнатками. Крошечные витражи, и если смотреть на них с внешней стороны, то вообще не скажешь, что это окна. И это королевский дворец?! Время от времени, бывает, я освящаю дома состоятельным людям, вот то настоящие дворцы. Однажды освятил такой дом, и потом мы вышли с хозяином во двор. Во дворе красивые каменные горки, водопадик, много цветов. Между прочим интересуюсь, кто в доме убирается, все-таки одних туалетов на четырех этажах штук пять. – Жена, – отвечает, – кто же еще? – А кто за садиком смотрит? – Тоже жена. – И тебе ее не жалко, зачем вам на двоих такие хоромы?

http://azbyka.ru/fiction/preodolenie-svy...

– Если так, то я желаю, чтобы вы собственными глазами убедились в правоте моих слов: подымите ей платье и загляните в карман юбки. Вы увидите, что недаром семь лет в университете Толедо изучал я белую магию и некромантию. Виоланта побледнела, но из уст ее не вырвалось ни жалобы, ни упрека, когда хозяйка, более из послушания столь важному и ученому господину, чем из подозрения, заглянула в ее карман и в самом деле нашла украденные хлебы. Честная женщина казалась не менее опечаленной и пристыженной, чем сама Виоланта, а некромант рассмеялся недобрым смехом; спутники начали восхвалять его за удачную шутку и, пришпорив коней, все поехали дальше. В это время мать Роберта, графиня каталонская, вышивала жемчугом великолепные церковные воздухи для придворной капеллы. Сын, узнав об этом, пообещал прислать ей одну бедную и скромную французскую мастерицу, весьма искусную в рукоделии, затем, переодевшись купцом, пошел в гостиницу и велел жене своей тотчас же идти во дворец, где ожидает ее выгодная работа, и во время вышивания украсть побольше крупных жемчужин, положив их в рот. Виоланта исполнила все, что ей было приказано, пошла во дворец, принялась за работу и, улучив удобную минуту, положила себе в рот под язык четыре крупные жемчужины. Только что это сделала, как в комнату вошел знакомый некромант в черной маске и при всех обличил ее кражу насмешливыми и жестокими словами. Когда несчастная Виоланта вернулась домой на постоялый двор, туда же пришел граф Роберт, опять переодевшись странствующим купцом, и, приступив к ней, молвил так: – Сколь великое и несносное бремя навалил я себе на плечи, взяв тебя в жены, ибо я убедился, что нет и не будет мне от тебя никакого проку: вот уже дважды осрамила ты меня перед людьми сначала с хлебами, потом с жемчугом. Но хотя я, может быть, и кажусь тебе человеком суровым, на самом деле сердце у меня доброе, и я жалею тебя. Так как завтра большой праздник и работы не будет – нечего тебе сидеть дома да скучать. Ступай-ка лучше во дворец, где будет великолепное и невиданное торжество по случаю бракосочетания наследного графа каталонского с дочерью короля арагонского, самою разумною и прекрасною девушкою, какую когда-либо видели в Испании. Воистину, граф Роберт должен благодарить Бога, что ты отказала ему из-за упавшего граната, ибо теперешний брак его куда счастливее по родне, богатству и красоте невесты. Итак, ступай-ка во дворец – походишь, посмотришь, а главное, постарайся украсть что-нибудь поискуснее, чтобы тебя снова не поймали и не осрамили. Ежели ты на этот раз исполнишь все так, как я этого желаю и приказываю, то я тебя прощу и отныне буду считать не балованной и ленивой дармоедкой, а покорною женою и разумною помощницею.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=193...

XV в. относятся Сикстинская капелла и апартаменты Борджа , ставшие впосл. главными залами для приемов Римского понтифика. Ансамбль дополнил дворец Бельведер, возведенный папой Иннокентием VIII (1490) в 700 м к северу от основных апартаментов и ставший летней резиденцией пап. Дворик Шишки с большой нишей Бельведера в Риме Дворик Шишки с большой нишей Бельведера в Риме Расцвет В. как центра искусств приходится на 1-ю пол. XVI в., когда папами Юлием II и Львом Х для украшения Ватиканского дворца и садов были приглашены лучшие итал. архитекторы и художники. Архит. Д. Браманте по поручению Юлия II перестроил сев. часть дворца, создав ренессансные лоджии вокруг дворика Сан-Дамазо, расписанные затем представителями мастерской Рафаэля и соединившие основное здание с Бельведером 2 галереями. В наст. время эти галереи соединены между собой поперечными строениями (Гран Никкьоне и Браччо Нуово) и используются как музейные залы, библиотечные и архивные хранилища. Возникший при перестройке Бельведерский дворик был разделен в 1588 г. крылом здания б-ки (в наст. время главный читальный зал), благодаря чему появился 2-й дворик - дворик Шишки (Cortile del Pigna). На территории к югу от базилики св. Петра находятся вспомогательные адм. постройки, законченные в XIX в. Здесь расположены дворец правительства, здание суда и мозаичные мастерские. Самое грандиозное сооружение этой части - построенный в 1971 г. зал аудиенций (Зал Павла VI). Большая часть Ватиканского холма в пределах совр. городских стен занята садами. Слева от совр. входа в музеи В. (северо-зап. стены) начинается Английский сад с оранжереями цитрусовых деревьев. Здесь же сохранились остатки стен, возведенных при папе Льве IV, в одной из башен к-рых размещается Ватиканская обсерватория. Между древними стенами и Ватиканским дворцом находится фонтан (Fontana del Santissimo Sacramento), выполненный в форме дароносицы. Наиболее заметная постройка этой части сада - домик папы Пия IV, возведенный архит. П. Лигорио в 1560 г.: фасад виллы украшен мозаикой, над декором залов работали художники-маньеристы Ф. Бароччи и Т. Цуккаро. Сикстинская капелла. 1473–1481 гг. Фрагмент росписи Сикстинская капелла. 1473–1481 гг. Фрагмент росписи Сикстинская капелла. Общий вид интерьера Ватиканский дворец - наиболее значительное сооружение В., представляющее собой нерегулярный квартал построек (парадных залов, капелл, лоджий), различных по стилю и времени сооружения (XIII-XIX вв.), где содержатся шедевры монументальной живописи и декоративно-прикладного искусства.

http://pravenc.ru/text/149913.html

– Согласно обычаю, отец подарил жениху белье – по четыре дюжины дневных, ночных и других рубах. В числе предметов, составляющих приданое жениха и невесты, были ночные халаты и туфли из серебряной парчи. Один халат весил шестнадцать фунтов. По традиции Дома Романовых, Великий князь и Великая княгиня должны были надеть их в брачную ночь. Большой дворец был наполнен представителями королевских домов всей Европы. В этот день Ольга впервые вышла в свет. Ей предстояло развлекать детей, приехавших с родителями. Юная Ольга успела позабыть о жутком открытии в Гатчинском парке. Как всем казалось, на первый взгляд, Император чувствовал себя достаточно здоровым и мог участвовать в празднествах. – Во время свадьбы я была страшно возбуждена, – вспоминала Великая княгиня. Впервые надев придворное платье, она шла вместе с остальными, сопровождавшими жениха и невесту из церкви в банкетный зал. У Императора был счастливый вид. – Таким я не видела Папа больше никогда. После того, как гости разъехались по домам, Большой дворец был снова закрыт, и Императорская семья вернулась в Александрию. Однако в то лето Государь уже не совершал послеобеденных прогулок. Стал плохо спать, потерял аппетит. Императрица сразу же вызвала лейб-медиков, которые не смогли объяснить недомогание Государя ничем другим, кроме того, что он перетрудился. Они порекомендовали ему длительный отдых и смену климата. Первая рекомендация была неприемлема для Императора Всероссийского, что же касается второй, то она казалась вполне разумной. Ежегодная поездка в Данию была отменена. Было решено, что лесной воздух Беловежа, находившегося в Польше, где у Императора был охотничий дворец, окажет благоприятное воздействие на здоровье Царя. В сентябре Императорское семейство было готово к отъезду из северной столицы. Однако перед отъездом Императору предстояло дать смотр своим войскам в Красном Селе, находившемся не так уж далеко от Петергофа. Ольге впервые позволили присутствовать на ежегодном смотре войск. Девочка села позади Императрицы на огромной трибуне, драпированной золотой с алым тканью. Внизу расстилался огромный плац-парад. Нескончаемыми рядами на нем выстроились гвардейские полки. Повсюду, куда доставал взор, виднелось море белых плюмажей, сверкающих касок, алых, белых, зеленых, желтых мундиров. Справа и слева от пехотных гвардейских полков стояли полки конной гвардии, восседавшие на вычищенных до блеска, лошадях. Лица гвардейцев застыли, словно каменные. Великой княжне показалось, будто перед нею не живые люди, а разноцветные статуи.

http://azbyka.ru/fiction/memuary-velikoj...

441 . Что касается византийского искусства, эпоха Комнинов и Ангелов была продолжением второго Золотого Века, начало которого многие исследователи относят к середине IX в., то есть ко времени прихода к власти Македонской династии. Конечно, смутный период в XI в., как раз перед приходом к власти династии Комнинов, прервал ненадолго блеск культурных свершений времени македонских императоров. Однако с новой династией Комнинов империя вернула себе известную долю былой славы и процветания, и византийское искусство – как казалось – было способным продолжить блистательную традицию Македонской эпохи. Однако при Комнинах можно отметить известного рода формализм и неподвижность в искусстве. “В XI в. мы уже отмечаем упадок в ощущении античности. Природная свобода уступает место формализму. Теологические устремления становятся все более той целью, ради которой предпринимается работа. Появление развитой иконографической системы относится именно к этому периоду.” 442 В другой своей работе О. М. Далтон писал: “Источники прогресса иссякли... органическая творческая сила больше не существовала... по мере продвижения времени Комнинов, религиозное искусство (sacred art) само по себе становится родом ритуала, исполняемого, так сказать, без вмешательства творческого сознания художника. Нет больше ни огня, ни страсти, искусство незаметно (insensibly) движется к формализму.” 443 Это, однако, не означало, что византийское искусство при Комнинах было в состоянии упадка. Особенно в области архитектуры было создано много выдающихся памятников. В Константинополе был возведен прекрасный Влахернский дворец, и Комнины оставили прежнюю императорскую резиденцию, так называемый Большой Дворец, и поселились в новом дворце, в углу Золотого Рога. Новая императорская резиденция ни в чем не уступала Большому Дворцу, и современники оставили восторженное его описание. 444 Заброшенный Большой Дворец быстро пришел в упадок. В XV веке это были уже руины, и турки довершили его разрушение. Имя Комнинов связывается также с сооружением или реконструкцией многих церквей; например, Пантократора в Константинополе, которая стала местом захоронения Uoahha II и Мануила I Комнинов, где позже, в XV веке, были похоронены императоры Мануил II и Иоанн VIII Палеологи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Мы же сегодня можем лишь пожалеть о том, что Государственный исторический музей не счел возможным вынести эту уникальную фреску в свою постоянную экспозицию, чтобы предоставить возможность увидеть ее наиболее широкому кругу посетителей музея. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА: Мнева Н.Е. Живопись конца XVI-haчaлa XVII века/История русского искусства. - Т. 3. - М., 1955. - С. 636. Забелин И.Е. Домашний быт русских Царей в XVI-XVII ст. - Ч. 1, - С. 113. Бартенев С.П. Большой Кремлевский дворец. - С. 83. Гордеев Н.В. Большой Кремлевский дворец. - М., 1957. - С. 42. Тихомиров Н.Я., Иванов В.Н. Московский Кремль. - М., 1967. - С. 84. Е.Л. Грановитая палата//Московские ведомости. - М., 1883., 111-112. Тихомиров Н.Я., Иванов В.Н. Московский Кремль. - М., 1967. - С. 84. Дмитриев Ю.Н. Стенопись Архангельского собора/Древнерусское искусство. - М., 1964. - С. 141. Мнева Н.Е. Живопись конца XVI-haчaлa XVII века/История русского искусства. - Т. 3. - М., 1955. - С. 636. РГАДА ф. 396, д. 51293, л. 1. Бантыш-Каменский Н.Н. Обзор внешних сношений России. - Ч. 1. - М., 1894. - С. 118. РГАДА ф. 396, д. 51293, лл. 2-5. РГАДА ф. 396, д. 51293, л. 6. Там же. Там же. РГАДА ф. 396, д. 51293, л. 3. РГАДА ф. 396, д. 51293, л. 3. РГАДА ф. 396, д. 11120, л. 4. Успенский А.И. Царские иконописцы и живописцы XVII века. Временник Императорского общества истории и древностей Российских. - Кн. 7. - М., 1850. - С. 40. Козлитина Э.М. Документы XVII века по истории Грановитой палаты Московского Кремля//Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исслелования. Вып. 1. - М., 1973. Забелин И.Е. Домашний быт русских Царей в XVI-XVII ст. - Ч. 1, - С. 113. Бартенев С.П. Большой Кремлевский дворец. - С. 83. РГАДА ф. 396, д. 32294, л. 1. Писарев Н. Домашний быт русских Патриархов. - Казань, 1904. - С. 72. Описные книги Царских палат: Золотой и Грановитой, составленные Симоном Ушаковым в 1672 г. и изданные Обществом Древнерусского искусства при Московском публичном музее под редакцией Г. Филимонова. - М., 1882. - С.16-17.

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/12/...

На следующий день путники приходят в большой город, жители которого принимают их очень худо, – тем не менее, уходя, Илия говорить им; «желаю, чтобы все ваши сыновья были правителями города»; приходят затем в другой город, где находят почтенных и добрых граждан, которые принимают их со всевозможным радушием, но Илия, прощаясь с ними, выражает совершенно противоположные желания: «желаю, говорит он, чтобы одному только из ваших сыновей удалось сделаться властным лицом среди вас»... Равви Иосия, который давно уже колебался и недоумевал, не мог выдержать более: «Илия ли, посланник Божий, этот человек, которого я сопровождаю? воскликнул он. Не может быть: он зарезал корову, принадлежавшую бедным людям, которые такие добрые и милостивые, построил дворец для немилостивого богача, пожелал наилучшее жителям города, который привял нас сурово и не пожелал ничего такого тем, которые приняли нас с полным радушием». «Я сказал тебе, отвечал пророк, что ты не можешь долго оставаться со мною; я оставляю тебя, но знай же – вот какое значение имели мои действия, которые тебя изумляют, но которые совершить поручено мне Богом. Бедный человек, встреченный нами в первый день, больше всего на свете любит свою жену (сравн. сына умерщвленного ангелом, по рассказу Пролога): она должна была погибнуть в эту ночь, но я отнял у них корову и взамен этого жена останется в живых; при постройке дома, когда стали бы копать землю, то нашли бы несметные сокровища (сравн. пустое здание, по Прологу, разрушенное ангелом и потом снова построенное и мотив этого), которое досталось бы богачу; я своими руками воздвиг на том месте дворец и этот дворец на днях разрушится и развалины помешают найти богатство, из которого было бы сделано дурное употребление; я пожелал худым людям всем находиться у власти потому, что где много властных и правящих, там дела не могут идти хорошо и, наоборот, другим пожелал иметь одного главу и правителя потому, что только там может быть порядок и хорошее правление, где властвует и управляет один»...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

401        «...В марте 1918-го, – пишет историк и москвовед В.Ф. Козлов, – начался новый акт трагедии –переезжавшее из Петрограда Советское правительство выбрало Кремль для своей резиденции. Как вспоминают очевидцы, в Москве Совнаркому предложили разместиться в Дворянском женском институте в Запасном дворце у Красных ворот или в зданиях Кремля. По настоянию Я.М. Свердлова было принято решение предоставить для ВЦИК и СНК бывший Сенат. Несомненно, организаторы Октябрьского переворота могли чувствовать себя спокойно лишь за мощными кремлёвскими стенами. Отныне в Кремль можно было попасть лишь по пропуску. Первым делом весной 1918 г. новые хозяева сокрушили памятник Царю-Освободителю Александру II, исполнив волю В.И. Ленина. Тем временем ВЦИК и СНК своими многочисленными службами и охраной, подобно гигантскому спруту, захватывали здания Московского Кремля. В 1919–1920 гг. Потешный дворец был занят автобазой, Малый Николаевский дворец приспосабливался под пулемётные курсы. В интерьерах сбивали Царских орлов, разбирали Троны. Уже в 1918 г. были изгнаны монашествующие из древнейших в Москве Чудова и Вознесенского монастырей. В этой акции главную роль играли В.И. Ленин, Я.М. Свердлов и первый комендант Кремля П.Д. Мальков. К третьей годовщине Октября одну из площадей Кремля (у Арсенала) назвали в честь террориста И.П. Каляева, убившего в 1905 г. Великого Князя Сергея Александровича, а древним улицам Кремля было предложено присвоить имена Карла Маркса, III Интернационала, Октябрьской революции, однако от этого тогда воздержались. Весной 1922 г. Кремлёвские храмы подверглись откровенному ограблению со стороны властей: в фонд Помгола изъяли множество риз, богослужебных сосудов, крестов, предметов из серебра и золота весом более 300 пудов, тысячи драгоценных камней. Большой Кремлёвский дворец срочно приспосабливали для проведения съездов советов и партии, конгрессов Интернационала. В Золотой палате разместили кухню, в Грановитой открыли общественную столовую, а на первом этаже Патриарших палат устроили туалет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Погибель Димитрия была устроена путем заговора. В ночь со вторника на среду с 12-го на 13-е мая Василий Шуйский собрал к себе заговорщиков, между которыми были и служилые и торговые люди, раздраженные поступками поляков, и положили сначала отметить дома, в которых стоят поляки, а утром рано, в субботу, ударить в набат и закричать народу, будто поляки хотят убить царя и перебить думных людей: народ бросится бить поляков, а заговорщики покончат с царем. В четверг, 15 мая, какие-то русские донесли Басманову о заговоре. Басманов доложил царю. " Я этого слышать не хочу, - сказал Димитрий, - не терплю доносчиков и буду наказывать их самих " . Царь продолжал веселиться: в воскресенье готовили большой праздник. Царский деревянный дом, построенный самим Димитрием, и дворец обставляли лесами для иллюминации. В пятницу, 16 мая, немцы подали Димитрию письменный извет о том, что в столице существует измена и следует как можно скорее принять меры. Димитрий сказал: " Это все вздор, я читать этого не хочу " . И Мнишек, и Басманов советовали не пренебрегать предостережениями. Димитрий ничему не верил и вечером созвал гостей в свой новый, красиво убранный дворец. Заиграло сорок музыкантов, начались танцы; царь был особенно весел, танцевал и веселился; а между тем Шуйский именем царя приказал из сотни немецких алебардщиков, державших по обыкновению караул у дворца, удалиться семидесяти человекам и оставил только тридцать. По окончании бала Димитрий удалился к жене в ее новопостроенный и еще неоконченный дворец, соединенный с царским дворцом переходами, а в сенях царского дворца расположилось несколько человек прислуги и музыкантов. На рассвете Шуйский приказал отворить тюрьмы, выпустить преступников и раздать им топоры и мечи. Как только начало всходить солнце, ударили в набат на Ильинке, а потом во всех других московских церквах стали также звонить, не зная, в чем дело. Главные руководители заговора: Шуйские, Голицын, Татищев, выехали на Красную площадь верхом с толпой около двухсот человек. Народ, услышавши набат, сбегался со всех сторон, а Шуйский кричал ему: " Литва собирается убить царя и перебить бояр, идите бить Литву! " Народ с яростными криками бросился бить поляков, многие с мыслью, что в самом деле защищают царя; другие - из ненависти к полякам за своевольство; иные просто из страсти к грабежу. Василий Шуйский, освободившись такой хитростью от народной толпы, въехал в Кремль: в одной руке у него был меч, в другой - крест. За ним следовали заговорщики, вооруженные топорами, бердышами, копьями, мечами и рогатинами.

http://sedmitza.ru/lib/text/435621/

Его Величество имел небольшой Свой дворец на одном острове реки Воронежа, близ Адмиралтейства. При входе в него поставлены были статуи, изображающие языческих божеств. Однажды Государь велел позвать к Себе Архиерея в сей дворец. Старец пошел туда пешком, перешел через мост и приближался уже к Адмиралтейству, как вдруг увидел расставленные пред воротами и на дворе статуи, и в числе их обнаженную Венеру. Он поворотился назад, и пошел обратно в дом свой. Донесли о сем Монарху, Который не находя, какая была бы причина такого неожиданного поступка, опять послал звать его к Себе. Благочестивый Пастырь сказал посланному: «Пока Государь не прикажет свергнуть идолов, соблазняющих народ, он не может взойти во дворец Его». Государю по какому-то делу нужно было объясниться с Преосвященным лично; и Он, считая сие за одно упрямство, не мог не огорчиться на него. Он немедленно послал напомнить ему, что если он тотчас не явится к Государю, то ослушанием подвергнет себя смертной казни. – «В жизни моей Государь властен», – отвечал Преосвященный посланному, – «но неприлично Православному Государю ставить языческих идолов, и тем соблазнять простые сердца; и так он охотнее примет смерть, нежели согласится присутствием своим почтить сии языческие кумиры». – Сколь ни был раздражен Монарх таким смелым и решительным ответом Митрофана; но любя и почитая в нем Пастырские добродетели, перенес терпеливо сию укоризну. Между тем Преосвященный, полагая, что смертная казнь для него уже неизбежна, начал приготовляться к смерти по-христиански; и как приближался уже вечер, то он захотел отправить всенощное бдение, чтобы на другой день совершить Божественную Литургию и приобщиться Св. Таин. Слыша, что в Соборе начали благовестить в большой колокол, Государь спросил: какой завтра праздник? – Но как донесли Ему, что нет никакого; то Он велел узнать от самого Архиерея о причине благовеста. «Понеже мне от Царского Величества сказана смерть», – отвечал Преосвященный посланному, – «того ради, яко человек грешный, должен пред смертию своею принести Господу Богу покаяние и испросить прощение грехов своих соборным молением; для сего-то я и назначил быть всенощной службе». – Такой ответ и удивил и развеселил Государя. Он тот же час послал сказать Преосвященному, что прощает его, и потому перестал бы он тревожить народ необыкновенным звоном. – Сего не довольно. Государь, признав потом требование благочестивого Пастыря справедливым, повелел снять и соблазнявшие его статуи. Митрофан, на другой день, узнав о сем, поспешил к Монарху и благодарил Его не столько за пощаду жизни своей, сколько за ниспровержение статуй. Неизвестно, какой при сем случае был между ними разговор, но достоверно то, что Государь и после сего не переменил своей любви и уважения к сему ревностному и благочестивому Пастырю Церкви 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Voron...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010