ВсяМосквабыла21 июля 1775 годанаХодынском поле. Гости высаживались из карет и расходились по «Крыму». Небольшой пологий холм представлял завоеванную часть Крыма, поле вокруг него – море; воздвигнутый на холме большой павильон – город Еникале; построенное невдалеке похожее на замок круглое здание – крепость Керчь; лавочки с разным товаром означали Таганрог. Сюда из московских лавок были привезены лучшие товары; много купцов приехало с Макарьевской ярмарки. Публику особенно изумляли большие трехмачтовые корабли с флагами и такелажем, построенные с таким искусством, что казалось, будто возле берега действительно причалены корабли... Пушечные залпы и звуки военных оркестров, размещенных на кораблях, возвестили о начале торжеств и приезде императрицы. При подъезде государыни к Ходынскому полю стоящие в строю гренадеры приветствовали ее склоненными знаменами, музыкой и барабанным боем. В большом павильоне Екатерина II принимала поздравления от московских дворян и высших чиновников. Ближе к вечеру был устроен красочный фейерверк. Андрей Тимофеевич Болотов, писатель и ученый, присутствовал на тех торжествах. «И можно сказать, что последнее сие зрелище было бесподобно и такое, на которое без приятного восхищения никому смотреть и довольно им налюбоваться было не можно, – писал он в своих „Записках“. – Все сии ракеты, простиравшиеся числом до 7000, начинены были горящими звездами, и как они начали лопаться, то казалось, что воспламенилось тогда все небо и посыпался на нас целый дождь из звезд горящих». В последующие дни Екатерина II продолжала развлекаться в Царицыно и Коломенском. Ка судах плавала по Царево-Борисовским прудам, смотрела, как коломенские крестьяне по ее приказу забрасывают невод. В прудах было много рыбы. Вместе со всеми императрица хлебала горячую, прямо с костра уху, сваренную по старинному казацкому рецепту. 4 августа она устроила смотр своему полку. В шатре рядом с ней сидел фельдмаршал Петр Александрович Румянцев-Задунайский. За Кючук-Кайнарджийский мир, который так торжественно праздновала Москва на Ходынском поле, Румянцев получил до двадцати наград...

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Недавно я делал фильм «Вечные истории», в котором приняли участие выдающиеся московские священники о.Алексей Уминский, о. Павел Великанов и два корифея мирового кино Кшиштоф Занусси и Ираклий Квирикадзе. Площадкой для съёмок послужили Высшие курсы режиссёров и сценаристов - элитное учебное заведение, куда поступают самые умные и талантливые ребята. Мне казалось, что им будет профессионально интересно погрузиться в лучшие в мире истории - библейские. Ведь в книге под названием «Библия» собраны бессмертные сюжеты, и я предложил будущим сценаристам использовать их как модель для собственных житейских историй. К моему удивлению, оказалось, что им это совершенно неинтересно. Причем их преподавателя, замечательного сценариста Ираклия Квирикадзе и умудрённого, признанного мастера Кшиштофа Занусси эта задача увлекла, а их студентов - нет. Они предпочитают конструировать воображаемые артхаусные сюжеты из ничего, как говорится, высасывать их из пальца. У одного из студентов Квирикадзе имелась личная драматическая история, связанная с живущим на Украине братом, с которым он потерял возможность общаться. Квирикадзе обратил его внимание, что сюжет очень напоминает историю Каина и Авеля. Но талантливый, неглупый парень ответил: «Я слишком зол, чтобы сделать свою личную историю предметом искусства». Вместо этого он предложил нашему вниманию короткометражное кино про некоего последователя греческих философов, в алкогольном бреду беседующего с Сократом... Нужно ли это самому автору, лечит ли это его душевные раны и зачем на это смотреть мне ? Может быть, в этом - моя культурная ущербность, недостаточная «продвинутость» в сложных лабиринтах современного обезбоженного сознания. Но я без особенных усилий нахожу ответ на вопрос, зачем человеку, живущему в Тульской области, смотреть про то, как в этих же краях полтора века назад выращивал свои яблоневые сады Андрей Тимофеевич Болотов. Однако не понимаю, каюсь, зачем смотреть придуманную, абсолютно нереальную историю человека, в существование которого я не верю, потому что у него нет ни одной живой черты, ни одной настоящей, непридуманной боли.

http://ruskline.ru/opp/2017/iyul/32/alek...

Это для дворянства конечно уже культура утраченная и все же появляется в русской жизни человек, который обладает к этим традиционным вещам, вещам очень важным, такой повышенной чувствительностью. И он начинает как бы вспоминать, начинает возвращаться и к русскому «пространствопониманию», и к идеям устроения русского пейзажа. Он, обладая при этом какими-то феноменальными способностями агронома, ботаника и вообще естествоиспытателя на этом пути достигает колоссальных успехов – это Андрей Тимофеевич Болотов. Поразительной судьбы человек и поразительной биографии. Он написал несколько томов сочинений, которые называются «Жизнь и приключения Андрея Болотова, написанные им самим для своих потомков». Понимаете, жизнь и приключения. Можно предположить, что речь идет о каком-то политическом деятеле, который находился в гуще разных событий политических, свидетелем был принятия каких-то важнейших решений, войн, чего угодно. Или, в крайнем случае речь идет о каком-то путешественнике. Ничего подобного с жизнью этого человека не связано. Он практически всю жизнь сидел у себя в усадьбе, практически у себя дома. Но при этом обладал таким замечательным даром этого «пространствопонимания», созерцания красоты натуры, что не только наполнил свою жизнь замечательным содержанием, а рассказал об этом содержании. То есть рассказал о всех своих приключениях. А приключения – это созерцание натуры в основном и возделывание пейзажа. Причем он был настолько плодовитым, успешным и упорным, даже дальше трудно подобрать термин, кем он был, потому что он занимался всем. Придумал науку о яблоках, например, он описал все сорта яблок, известные в мире, называется помология. Он стал выращивать картошку не для цветов, как это делалось раньше, потому что картошка была завезена при Петре I именно как ботаническое растение ради цветочков. Употреблять в пищу стали при Екатерине и в основном трудами Болотова, который описал, как ее надо сажать, что ее надо разрезать этими черенками и так далее. И прочие всякие вещи.

http://academy.foma.ru/2017/01/31

Даже в нашем беглом обзоре долгой жизни А. Т. Болотова многократно употреблено определение «первый» — действительно, преподанный по Промыслу талант он многократно приумножил и вернул в свой «вертоград» — русскому народу, проторил в иных науках первые тропы, многие труды его востребованы и в наше время. Почти 23 года трудился А. Т. Болотов во владениях Екатерины, по кончине же ее вернулся в Дворяниново, где в трудах праведных окончил непостыдно земные дни свои. Похоронен он был на погосте в Русятине, в полутора верстах от Дворянинова. Ни ограды с воротами, ни деревянной Никольской церкви здесь уже нет. Но сохранилось надгробие в виде классической урны с надписью: «Андрей Тимоеевичъ Болотовъ/коллежскiй асессоръ/родился/1738 октября 7 дня/скончался/1833 октября 3 дня/жumiя его было 95 лтъ». Павел Андреевич Болотов составил следующую эпитафию отцу: Не знатностью и не чинами Отечеству известен был; И не украшен орденами, Честнейшим человеком слыл. — Не витьеватыми речами, Прилежнейший писатель был; Общеполезными трудами, Он благодарность заслужил. Религию он уважал, Божественны уставы чтил; И ревностно их защищал Христа Спасителя любил. Всегда миролюбив, незлобен, Не воздавал он злом за зло; И был ко мщенью не способен, Врагам своим творил добро. Стяжав смиренное терпенье, За все Творца благодарил; И от Него в вознагражденье Он много-летство получил. Да, Андрей Тимофеевич действительно был человеком благочестивым; сильно развитое нравственное чувство удержало его от встречи для тайной беседы с гр. Г. Г. Орловым (хотя их будто связывали приятельские отношения), желавшим вовлечь его в заговор против императора Петра III. Сотрудничая 10 лет с Н. И. Новиковым и ценя его как просветителя, испытывая к нему дружеские чувства, Болотов, тем не менее, решительно отверг предложение оного вступить в масонскую ложу. Будучи небогатым дворянином, он так и не нажил «палат каменных», а ведь его привечала сама Екатерина: честь и преданность своему делу были для него высшей ценностью, врожденное чувство греха перед Богом довлело ему. Потому, поздравляя соседа своего Н. А. Кругликова с новым 1826 г., писал: «… равномерно поздравляю вас и с новым Государем Императором [Николаем Павловичем] и с благополучным окончанием бывшего в Петербурге мятежа [бунт офицеров-масонов 14 дек. 1825 г.], которое доказывает нам, что Всемогущий продолжает оказывать нам и отечеству нашему свои милости и благоволение…» .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Новый мир. 1989. С. 204. Пушкин А.С . Полн. собр. соч. Т.8. М., 1965. С. 91. Ломоносов М.В. Избранные произведения. Архангельск, 1980. С. 174. Там же. С. 175. Там же. С. 175. История русской литературы. Т.1. Л., 1980. С. 500. Флоровский Георгий , прот. Цит. соч. С. 95 История русской литературы. Т.1. С. 502. Осипов А.И. Основное богословие. М., 1994. С. 29–30. Державин Г.Р. Духовные оды. М., 1993. С. 245–251. История русской литературы. Т.1. С. 710–711. Бердышев А.П. Андрей Тимофеевич Болотов. М., 1988. С. 254–256. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков. Т.3. СПб., 1872. С. 927–928. Цит. по: Новиков Семен . Болотов. М., 1983. С. 211–212. Жизнь и приключения… Т.2. СПб., 1971. С. 647. Там же. С. 252–253. Там же. С. 792–794. Там же. Т. 3. С. 50–51. Там же. Т.4. СПб., 1873. С. 1130–1132. Там же. С. 924. Цит. по: Новиков Семён . Болотов. С. 323. Жизнь и приключения… Т.4. С. 672–673. Православная беседа. 1992. 2–3. С. 40. Жуковский В.А. Собр. соч. Т.4. М., 1960. С. 548. Зайцев Борис. Собр. соч. Т.5. М., 1999. С. 326–327. Пушкин А.С. Полн. собр. соч. Т.7. М., 1964. С. 66. Православная беседа. 1992. 1. С. 39. Афанасьев Виктор. Загадка Крылова.//Воскресная школа. (161). Ноябрь 2000. С. 12. Там же. С. 13. Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина.// Григорьев Л.А. Искусство и нравственность. М., 1986. С. 78. Преподобного Иоанна Лествица. Сергиев Посад, 1908. С. 13. Там же. С. 100. Там же. С. 103. Там же. С. 14. Там же. С. 5, 17. Добротолюбие. Т.5. М., 1900. С. 8–9. Антоний, митрополит. О Пушкине. М., 1991. С. 17–18. Непомнящий В. Дар: заметки о духовной биографии Пушкина.//Новый мир. 1989. С. 251. Толстой Л.Н. Собр. соч. Т.15. М., 1964. С. 87. Иоанн (Маслов) , схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского . М., 1996. С. 883. Н.Н. «Апокалипсическая песнь» Пушкина. М., 1993. Журнал Московской Патриархии. 1994. С. 91. Там же. С. 95. Непомнящий В. Пророк: художественный мир Пушкина и современность.//Новый мир. 1987. С. 137.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavie-i-r...

191 Фридрих II Великий (1712–1786) – прусский король из династии Гогенцоллернов, полководец, представитель «просвещенного абсолютизма». 192 Цорндорф – селение в 10 км от Кюстрина (ныне с. Сарбиново близ Костшина, Польша), около которого во время Семилетней войны 14 августа 1758 г. произошло сражение русской армии генерала В.В. Фермора (42 тыс. чел., 240 орудий) и прусской армии Фридриха II (33 тыс. чел., 106 орудий). Русская армия «удержала позиции», потеряв 16 тыс. чел. Фридрих II потерял свыше 11 тыс. чел. Кунерсдорф – деревня восточнее Франкфурта-на-Одере. 1 августа 1759 г. соединенная русско-австрийская армия генерал-аншефа П.С. Салтыкова (41 тыс. русских, 18,5 тыс. австрийцев, 248 орудий) встретилась с прусской армией Фридриха II (48 тыс. чел., 200 орудий) Прусская армия была полностью разгромлена, потеряв около 19 тыс. человек и 172 орудия. Союзники потеряли свыше 15 тыс. 193 Растрелли Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео Франчески, 1700–1771) – глава русского барокко, в 1730–1763 гг. придворный архитектор. Среди его творений дворцы Бирона в Рундале (1736–1740) и Митаве (1738–1740), Большой дворец в Петергофе (1744–1752), Екатерининский дворец в Царском Селе (1755–1757), комплексы Смольного монастыря (1748–1754) и Зимнего дворца (1754–1762). 194 Петр III Федорович (Карл Петер Ульрих, 1728–1762) – российский император в 1761–1762 гг. Сын герцога Карла Фридриха Гольштейн-Готторпского и царевны Анны Петровны, внук Петра I. В 1742 г. объявлен своей теткой Елизаветой Петровной наследником престола. С 1745 г. женат на принцессе Софии Фредерике Августе Ангальт-Цербстской, будущей императрице Екатерине II. 195 Дашкова Екатерина Романовна (1743 или 1744–1810) – политический и культурный деятель, директор Петербургской Академии наук (с 1783 г.). Дочь Р. И. Воронцова, воспитывалась в доме дяди, канцлера М. И. Воронцова; активная участница переворота 28 июня 1762 г. От руководства Академией отстранена в 1796 г. Павлом I. Ее «Записки» изданы в 1859 г. А. И. Герценом. 196 Болотов Андрей Тимофеевич (1738–1833) – писатель, ученый, мемуарист. Одни из основателей русской агрономической науки; участник Семилетней войны. Оставил обширные мемуары «Жизнь и приключения А. Болотова, описанные самим им для своих потомков», содержащие материалы о быте, хозяйстве, событиях Семилетней войны, о перевороте 1762 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

30 Конон Зотов средний из трех сыновей Никиты Моисеевича Зотова, воспитателя царя Петра. Быв впоследствии контр-адмиралом и генерал-экипажмейстером флота, он ум. в 1742 г., бездетным. Известен, как хороший переводчик с французского языка. 34 Франциск-Мария-Аруэт Вольтер, писатель и философ слишком известный, род. 1694 г. ум. 1778 г. Следовательно, в 1722 г. ему бы со 28 лет. К тому времени, он уже написал «Генриаду» и несколько произведений для сцены. 35 Гилльом-Амфри, аббат де-Шолье (Chaulieu), «любезный поэт» эпикуреец, прозванный Анакреоном Тампля (замок в Париже), род. 1639 г. ум. 1720 г. 36 Барон Карл де-Монтескье (Montesquieu), знаменитый мыслитель и энциклопедист XVIII века, род. 1689 г. ум. 1755 г. При Ганнибале, в 1721 г., он издал свой первый труд: «Персидские письма» (Lettrès persanes). 37 Ле-Буйе-де-Фонтенель, знаменитый литератор и ученый, род. 1657 г. ум. l757 г., прожив ровно сто лет. 38 Монастыри во Франции того времени – были единственными приютами воспитания, доступного только девочкам высшего круга. 43 Болотов, Андрей Тимофеевич (род. 7 октября 1738 г. ум. 7 октября 1833), кроме «Записок», обнимающих время с 1740 по 1795 г. включительно, напечатал «Датскую философию», 2 ч. (1776–1779 гг.) и издал 40 частей «Экономического Магазина», листками, при «Московских Ведомостях» 1760–1788 гг. 44 Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков, изд. 1870 г. т. I. с. 223. 47 В записи иркутского архива значится: «В декабре месяце (1727), прибыл из Тобольска лейб-гвардии, бомбардирной роты поручик Абрам Петров. Араб Ганнибал, для строения селенгинской крепости». 49 Бестужев-Рюмин Алексей Петрович, впоследствии граф, род. 1693 г. ум. 1764 г.; был при Петре I посланником, при имп. Анне кабинет-министром; при имп. Елизавете канцлером и ею же сослан в свою деревню, с лишением чинов, в 1758 г.; возвращенный при Екатерине II, в 1762 г· сделан фельдмаршалом. –Единственный сын его, граф Алексей, действ. тайн, сов., ум. в 1768 г., бездетным. 50

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

– «Деятельная жизнь и созерцательная. Письмо преосвященного Феофана-Затворника к М.Д». 45//1897. Ч. I. Апрель. С. 753 – 756. – «Излишнее «любомудрствование». (Письмо преосвященного Феофана-затворника к М.Д)». 58//1897. С. 265 – 266. Ч. II I. Октябрь. Анисия Андреевна Шишкова после кончины преп. Амвросия Оптинского передала в редакцию журнала «Душеполезное чтение» воспоминания о старце, датированные 12 марта 1893 г., которые были напечатаны в журнале в мае 1893 г. 148 и позднее вышли отдельным изданием 149 . Отзываясь об этой публикации, святитель Феофан писал: «Ваша статья в похвалу старца Божия А очень хороша, многоназидательна. Она написана прекрасно, и вы напрасно жалеете, что не умеете красно писать. Тогда, быть может, статья читалась бы не с такою теплотою» 150 . В то время после кончины преп. Амвросия в журнале «Душеполезное чтение» были напечатаны многочисленные материалы о старце: письма, изречения, воспоминания, первые жизнеописания и др. 151 Таким образом, Шишковы связали для нас два известных духовных центра XIX в. – Вышу и Оптину. Это далеко не единственный пример, когда святитель Феофан и оптинские старцы оказывали духовное попечение об одном и том же человеке. На Феофановских чтениях нами был представлен доклад «Заметки святителя Феофана на полях рукописи «Ключ к Восточному вопросу» 152 , в котором рассказывалось о жизненном пути и творчестве Степана Онисимовича Бурачка (1800–1877), кораблестроителя, генерал-лейтенанта, публициста, издателя журнала «Маяк». Семья Шишковых также оставила значительный след в истории русской культуры и русской Церкви второй половины XIX в. Отец Л.Н. Шишкова – Николай Петрович Шишков (1791 – 1869) Род Шишковых известен на Руси с XV в. К нему принадлежал почётный член Академии наук, министр народного просвещения адмирал Александр Семёнович Шишков (1754 – 1841). Николай Петрович был его племянником. Дедом по матери Н.П. Шишкова являлся Андрей Тимофеевич Болотов (1738 – 1833), мемуарист, один из основателей агрономии в России. Дочь известного писателя Елизавета Тимофеевна (1767 – 1804) была замужем за Петром Герасимовичем Шишковым (1767–1812).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

и было заметно, Что выражалось на нём, — в жизни такого Мы не видали на этом лице. Не горел вдохновенья Пламень на нём; не сиял острый ум; Нет! Но какою-то мыслью, глубокой, высокою мыслью Было объято оно: мнилося мне, что ему В этот миг предстояло как будто какое виденье, Что-то сбывалось над ним, и спросить мне хотелось: что видишь?   Та высшая Истина, по которой духовно томилась душа Пушкина, теперь была им обретена? Свидетельство непреложно: «...какое-то полное, глубокое, удовольствованное знание». Что же открылось ему, обретённое столь трудною ценой?   ... и спросить мне хотелось: что видишь?   «И что бы он ответил…?» «Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унёс с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем» (Достоевский) 112 .   Недаром тёмною стезёй Я проходил пустыню мира, О нет, недаром жизнь и лира Мне были вверены судьбой! (2, 252)   Странно, в этих строках отвечено на важные внутренние вопросы, распутаны главные узлы пушкинского жизненного сюжета. — «Духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился...» — «Недаром тёмною стезёй я проходил пустыню мира...» — «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?» — «О нет, недаром жизнь и лира мне были вверены судьбой!» Но написано это было ещё до создания «Пророка»... КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ ПЕРВОЙ ЧАСТИ   Творения иже во святых отца нашего Иоанна Дамаскина. Точное изложение православной веры. М. - Р/Д., 1992.   История русской литературы XIX века: библиографический указатель под ред. К.Д.Муратовой. М.-Л., 1962.   История русской литературы. Т. 1-10. М.-Л., 1941-1955. История русской литературы. Т. 1-4. Л., 1981-1982.   Анастасий (Грибановский), митрополит. Пушкин в его отношении к религии и Православной Церкви. Мюнхен, 1948.   Антоний (Храповицкий), митрополит. О Пушкине. М., 1991.   Алексеев М.П. Пушкин. Л., 1984.   А.С.Пушкин: путь к Православию. М., 1996.   Ахматова А.А. О Пушкине. Л., 1977.   Бердышев Л.П. Андрей Тимофеевич Болотов. М., 1988.   Бессараб М.Я. Жуковский. М., 1983.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Отсутствие истинно прочной жизненной основы стало причиною и личной трагедии Радищева: он оборвал жизнь свою самоубийством. Он усмотрел для себя невозможность служить добру, возвышенно и бескорыстно. А препятствия увидал в тех же внешних обстоятельствах. Неужто и впрямь всё так безысходно? Однако в том же периоде, коему посвящено здесь наше внимание, прослеживается ещё одна судьба, промыслительно отметившая иной путь через все обольщения и хитросплетения культурно-исторического бытия XVIII столетия. 6. Андрей Тимофеевич Болотов Андрей Тимофеевич Болотов (1738–1833) — представляется в разного рода энциклопедиях и прочих справочниках как учёный-агроном. Любят сообщать о нём биографы, что именно ему обязаны мы началом разведения в России картофеля, и сетуют при том, что за подобные же заслуги французы поставили своему соотечественнику памятник, тогда как русские люди имени Болотова почти не знают. Да если бы только в одном картофеле дело было… Ведь Болотов — едва ли не самый интересный русский человек во всем XVIII столетии. По широте интересов с ним вообще некого рядом поставить, даже Ломоносова. В агрономии его заслуги бесспорны, он первым разработал теорию севооборота, установил принципы лесопользования и лесоразведения, не устаревшие и до сей поры, создал руководство по агротехнике, использованию удобрений, создал целую науку «помологию» (за сто с лишним лет до Мичурина выводил новые сорта плодовых культур). Нынешние ученые с удивлением обнаружили, разбирая труды Болотова, что он открыл один из законов генетики — но опередил время, и открытие его пропало втуне. Он был химиком, физиком, биологом, медиком и фармацевтом. Его можно назвать первым нашим физиотерапевтом: при помощи «электрической машины» он начал лечить, и не без успеха, некоторые болезни. Он был теоретиком и создателем-практиком русского пейзажного парка — в Богородицке (неподалёку от Тулы) до сих пор сохраняются остатки созданного им шедевра паркового искусства. Он был художником, драматургом, поэтом (хотя литературное его творчество, нужно признать, не отличалось высокими достоинствами). Он был выдающимся педагогом, причем педагогические его открытия основывались исключительно на собственном опыте: в созданной им школе он обучал и воспитывал не только своих детей, но и детей своих приятелей-соседей, и даже крепостных крестьянских, — чем отличался от Руссо, умозрительные теории которого парадоксально совмещались с печальной практикой отказа от родных детей и помещения их в воспитательные дома. Болотов обладал выдающимся административным талантом, был примерным хозяином, недаром же и прослужил управителем имений Екатерины II более 20-ти лет — в Киясовской и Богородицкой волостях. Перечислять заслуги и таланты Болотова можно бы и ещё, но это выходит за рамки наших непосредственных интересов.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavie-i-r...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010