15 августа 1917 года в Москве открылся Поместный Собор, и Тихон, архиепископ Московский, став его участником, был удостоен сана митрополита, а затем был избран и председателем Собора. Собор ставил своей целью восстановить жизнь Русской Православной Церкви на строго канонических началах, и первой большой и важной задачей, остро вставшей перед Собором, было восстановление Патриаршества. При избрании Патриарха решено было голосованием всех членов Собора избрать трех кандидатов, а затем предоставить воле Божией посредством жребия указать избранника. Свободным голосованием членов Собора на Патриарший престол были избраны три кандидата: архиепископ Харьковский Антоний, архиепископ Новгородский Арсений и митрополит Московский Тихон. Перед Владимирской иконой Божией Матери, принесенной из Успенского собора в храм Христа Спасителя, после торжественной литургии и молебна 5 ноября схииеромонах Зосимовой пустыни Алексий, член Собора, благоговейно вынул из ковчежца один из трех жребиев с именем кандидата, и митрополит Киевский Владимир провозгласил имя избранника – митрополита Тихона. Став во главе русских иерархов, Патриарх Тихон не изменился, он остался таким же доступным, простым, ласковым человеком. Все, соприкасавшиеся со Святейшим Тихоном, поражались его удивительной доступностью, простотой и скромностью. Широкую доступность Святейшего нисколько не ограничивал его высокий сан. Двери его дома всегда были для всех открыты, как открыто было каждому его сердце – ласковое, отзывчивое, любвеобильное. Будучи необыкновенно простым и скромным как в личной жизни, так и в своем первосвятительском служении, Святейший Патриарх не терпел и не делал ничего внешнего, показного. Но мягкость в обращении Святейшего Тихона не мешала ему быть непреклонно твердым в делах церковных, где было нужно, особенно в защите Церкви от ее врагов. Неизмеримо тяжел был его крест. Руководить Церковью ему пришлось среди всеобщей церковной разрухи, без вспомогательных органов управления, в обстановке внутренних расколов и потрясений, вызванных всевозможными «живоцерковниками», «обновленцами», «автокефалистами». Ситуация осложнялась и внешними обстоятельствами: сменой политического строя и приходом к власти богоборческих сил, голодом, гражданской войной. Это было время, когда отбиралось церковное имущество, когда духовенство подвергалось преследованиям и гонениям, массовые репрессии захлестнули Церковь Христову. Со всех концов России приходили к Патриарху известия об этом.

http://pravoslavie.ru/39863.html

В конце 1920-х гг. церковь была закрыта и использовалась как склад, а затем как машиностроительный цех. Во время " хрущевской оттепели " , которая для многих наших церквей стала последней, Казанскую церковь собирались взорвать, и для этого в стенах храма были сделаны шурфы, однако исполнение решения было отложено и церковь уцелела. Возрождение началось в 1992 году, когда по распоряжению мэра Санкт-Петербурга помещение Казанского храма было передано епархии. Вот как вспоминал Святейший Патриарх Алексий II о своем первом посещении храма: «Перед тем, как я обратился к властям города с просьбой освободить Казанский храм, я посетил его, и здесь мало что напоминало о православном храме. Была мерзость запустения». Первая Божественная Литургия совершена 15 марта, в день Торжества Православия, который совпал с днем отречения святого царя-мученика Николая от престола и явления Державной иконы Божией Матери. Два года спустя Высокопреосвященный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир подписал распоряжение о передаче Казанского храма монашеской общине. 12 декабря 1996 года к открытию обители в храме во имя Казанской иконы Божией Матери появилась сияющая обновленная Казанская икона Божией Матери. Пятикупольный Казанский храм облицован светлым, почти белым кирпичом, специально привезенным из Германии. Так же как и в Византии, сама кирпичная кладка является важным декоративным элементом в общем оформлении храма. Барабаны центрального и малых куполов украшены орнаментами и майоликой. Три портала декорированы изящной скульптурой, «вылепленной» из бетона, имитирующей резьбу по камню с использованием мозаичных вставок. Каждый фрагмент скульптурного убранства фасадов и орнамента интерьеров храма содержит христианскую символику: символические изображения Евангелистов, растительный орнамент с доминирующими виноградной лозой и пальмовыми ветвями, птицы в виде голубя, павлинов и фазанов, орнаментальные кресты, монограмма имени Христа, порой с буквами Альфа и Омега по бокам, вписанными в круг или равносторонний треугольник.

http://sobory.ru/article/?object=05265

К иконе приезжал и наследник русского престола Александр Николаевич, который ходатайствовал перед Святейшим Правительствующим Синодом о том, чтобы, учитывая чудотворения, которые происходят от иконы, образ был признан чудотворным и ему было установлено празднование в Русской Православной Церкви. По ходатайству цесаревича и имея ввиду свидетельства многих людей, получивших исцеления, Синод принимает такое решение, и затем государь император его высочайше утверждает. С тех пор, в течение более чем 150 лет, совершалось чествование иконы Божией Матери Аксайской, которая переносилась крестными ходами и в Большой Лог, и в Старочеркасскую, и в Новочеркасск, и в Ростов-на-Дону. Почитание этой иконы длилось до самого начала XX века, когда на Донскую землю пришла безбожная власть. Мы не знаем, что произошло с иконой, но знаем, что следы ее теряются. Краткое воспоминание об Аксайском образе мы видим в некоторых публикациях в США. Икона была вывезена за пределы Области Войска Донского, но, к сожалению, следы этого образа мы не могли найти, хотя и упорно искали. Но воспоминания об иконе сохранялись в народной памяти, в сердцах аксайчан, жителей Донского края. После того, как по благословению Святейшего Патриарха была изготовлена точная копия Донской иконы, жители Аксая, духовенство выразили желание воссоздать и Аксайский образ Божией Матери. После молитвы Пресвятой Богородице мы начали длительные архивные поиски, которые открыли нам и историю явления иконы, и историю ее почитания, но, самое главное, были обретены изображения чудотворного образа, что помогло иконописцам максимально приблизиться к тому виду, что имела историческая икона, обретенная в 1830 году. Я думаю, что событие восстановления почитания Аксайской иконы будет привлекать благословение Божие на Аксайскую землю и всех тех, кто станет приходить и обращаться с молитвой к Божией Матери», — сказал глава Донской митрополии. После освящения образа от площади Героев начался многотысячный крестный ход во главе с казачьей конницей к Одигитриевскому храму с участием делегаций казаков из Франции, Великобритании и с Дальнего Востока. Митрополит Меркурий совершил праздничную Божественную литургию. Его Высокопреосвященству сослужили благочинный приходов Аксайского округа протоиерей Андрей Мекушкин, секретарь Ростовского епархиального управления иеромонах Артемий (Кузьмин), руководитель епархиального отдела по работе с казачеством протоиерей Сергий Маштанов, благочинный приходов Таганрогского округа протоиерей Алексий Лысиков, председатель архитектурно-искусствоведческой комиссии Донской митрополии протоиерей Валерий Волощук, и.о. наместника Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря иеромонах Сергий (Коломиц), благочинный приходов Западного округа Ростова-на-Дону иерей Александр Литвиненко, клирики Ростовской епархии.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Однако на рубеже XIX b. монастырь стал восстанавливаться. В 1799 году была устроена каменная мужская богадельня на 12 человек, восстановлена разрушенная ограда и сооружена каменная одноглавая церковь во имя Всех Святых с двумя приделами: в память обновления храма Воскресения Христова и Тихвинской Божией Матери. В 1810 году построена при монастыре женская каменная богадельня на Семеновской улице. В 1806 году была заложена и в 1814 году построена на средства благотворителей двухэтажная каменная крестообразная одноглавая церковь Покрова Божией Матери. В ее верхнем ярусе были установлены три престола: главный – в честь Покрова Божией Матери, южный – святых апостолов Петра и Павла и северный – святителя Николая. В нижнем ярусе также были установлены три престола: главный – во имя святителя Ионы и по сторонам – преподобных Илариона Великого и Нила Столобенского. Во время нашествия французов в 1812 году здания и сооружения монастыря сильно пострадали. Однако уже к 1815 году храмы были почти полностью восстановлены. В 30е годы была сооружена новая монастырская ограда, двухэтажные настоятельский и братский корпусы, к трапезному корпусу пристроены 14 келий, у восточных ворот – конный двор с конюшней, сараями, кладовыми, помещениями для рабочих и пять братских келий. Была начата перестройка церкви во имя Всех Святых. После завершения строительства церковь приобрела вид просторного пятикупольного храма с тремя престолами: главный – в честь Воскресения Христова, северный – Тихвинской Божией Матери и южный – святой мученицы Александры. В 1926 году Покровский монастырь был закрыт, и здесь на долгие десятилетия прервалась монашеская и богослужебная жизнь. Здания заняли организации, на бывшей территории кладбища находилась танцплощадка. Первые попытки возродить монастырь относятся к концу 70х – началу 80х годов, когда Московская Патриархия получила разрешение на проведение восстановительных работ и открытие в Москве мужского монастыря. Однако первым в Москве был открыт Даниловский мужской монастырь. К моменту открытия Покровского монастыря у Покровской заставы в Москве действовали четыре мужских и три женских монастыря, и Святейший Патриах Алексий II благословил возобновить здесь женский монастырь.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

В ответном слове Святейший Патриарх Кирилл, призвав Божие благословение на пострадавших, их родственников, близких и всех жителей Кемерова, призвал хранить их веру православную. К Царским дням 2018 года в Храме на Крови были завершены работы по оформлению «Царской комнаты» — по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла благоукрашен алтарь придела в честь святых Царственных страстотерпцев, который возведен на месте убиения Царской семьи. Святые Царственные страстотерпцы — император Николай Александрович, императрица Александра Феодоровна, цесаревич Алексий, великие княжны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия приняли мученическую кончину 100 лет назад, в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в подвале Ипатьевского дома. В начале 2000-х годов в этом подвальном помещении был устроен храм. В восточной части храма расположено мозаичное изображение святых Царственных страстотерпцев и пострадавших с ними верных подданных: святого врача Евгения Боткина, а также царского слуги Алоизия Егоровича Труппа, повара Ивана Харитонова и комнатной девушки Анны Демидовой. Над ними изображена Феодоровская икона Божией Матери. На западном своде изображена Державная икона Божией Матери, которая была явлена в тот самый день, когда Государь был вынужден оставить престол, и святые, прославленные во время царствования императора Николая Александровича: святитель Феодосий Черниговский, преподобный Серафим Саровский, святая княгиня Анна Кашинская, святители Иоасаф Белгородский, Гермоген Московский, Питирим Тамбовский и Иоанн Тобольский. На создание росписей и мозаики ушел почти год. Особенную сложность представляли мозаичные работы, поскольку была полностью заново разработана иконография всех членов Царской семьи и их верных подданных. По правую сторону от престола в специальном реликварии будут находиться фрагменты Ипатьевского дома: кирпич и балясина Стены и пол вокруг жертвенника были облицованы красным ониксом, что очень символично, потому что красный цвет с одной стороны символизирует мученическую кровь, пролитую Царской семьей и ее приближенными, а с другой стороны — это цвет царской багряницы и порфиры, подчеркивающий характер подвига Царственных страстотерпцев, которые и в царском величии, и в уничижении являли редкое благочестие и необыкновенную духовную высоту.

http://patriarchia.ru/db/text/5235759.ht...

— Володя, ты отдаешь себе отчет, что ты сделал? — Да, но не до конца. — Ты же решил судьбу не только за себя, двадцатидвухлетнего мальчика. Ты сказал «да» и за тридцати-, и сорока-, и пятидесятилетнего мужчину. И за шестидесятилетнего, и семидесятилетнего старика. Ты за всех за них сказал «да». А не может получиться так, что вот этот семидесяти-, шестидесятипятилетний будет потом плеваться на тебя? — Не знаю. На это у меня нет ответа. Тогда я отдал себя в руки Божьи. Как бы проведя черту, сказал себе: «27 марта 1969 года — это тот день, когда я должен решить. Если к этому времени не женюсь, принимаю монашество». Получилось так, что не женился — и принял монашество. Конечно, человек остается человеком, но все зависит от стиля жизни. Владыка Никодим меня учил: «Ты никогда не справишься со своими проблемами, если у тебя будет много свободного времени. Сделай так, чтобы у тебя его никогда не было». У самого Владыки не было, и у меня с тех пор свободного времени нет... Я был ректором ленинградской духовной академии и семинарии 10 лет. А перевели в Смоленск в один день. Это, конечно, была отставка. Кстати, первый человек, который меня правильно настроил, был Святейший Патриарх Алексий, бывший тогда управделами. Когда я приехал к нему, Святейший сказал слова, которые я до сих пор помню: «Владыка, никто из нас не может понять, почему это произошло. С точки зрения человеческой логики этого не должно было быть, но это произошло. И только потом мы узнаем, зачем все это нужно было». Сейчас из архивных источников стало известно, что инициаторами моего внезапного перевода из Ленинграда в Смоленск были светские власти. В Смоленске, в соборе, особенно возле чудотворного образа Одигитрии я многое понял. Все мое существо охватил тогда какой-то духовный трепет. Я подумал: Господь меня привел сюда совсем не случайно. Я вспомнил, как в детстве стоял перед чудотворным образом Смоленской иконы Божией Матери — на левом клиросе храма Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище в Ленинграде… Тогда у этой иконы я обратил свои первые молитвы к Богу. Рядом стояла мама. Помню отца, совершающего Литургию...

http://pravoslavie.ru/49964.html

Кроме живописных икон, собор украшен монументальным запрестольным мозаичным образом; он являет собой авторскую копию мозаик константинопольской Софии: Спаситель на престоле с предстоящими Богородицей и святым Пророком Иоанном Предтечей. 28 августа 1998 года митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий (Немцов) освятил место под строительство Благовещенского кафедрального собора. Значительные средства на строительство собора внес И.М. Шабанов. До 2003 года активно финансировал строительство Новолипецкий металлургический комбинат. 15 октября 1998 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II освятил закладной камень новой святыни епархии. – Я убежден, – сказал Святейший Патриарх, – что Благовещенский кафедральный собор станет украшением города Воронежа, местом, где люди будут черпать духовные силы, согласие, мир и любовь друг к другу. Этот храм – не только памятник истории, но и памятник трем православным соборам, некогда украшавшим Воронеж. Его строительство – акт покаяния за грехи наших отцов и дедов, которые разрушали святыни Отечества. В Библии есть слова: «Время разрушать и время строить… Время разбрасывать камни, и время собирать камни» (Ек. 3, 3, 5). Хотелось бы верить, что прошло и никогда не вернется больше то время, когда мы разрушали, когда мы бездушно разбрасывали камни. Камни своей истории, камни своей веры, камни своих святынь. Воссоздание соборного храма Благовещения Пресвятой Богородицы – это возвращение в истинное русло нашей истории. И в то же время это акт покаяния за грехи отцов и дедов. Благовещенский кафедральный собор в ВоронежеЕсли мы оглянемся на нашу историю и посмотрим – разве храмы создавались и строились в легкие времена? Да и были ли в нашей истории такие легкие времена? Напротив, как раз в трудные времена люди проявляют свою жертвенность и строят храмы как место молитвы, как место общения с Богом. Отсюда идет проповедь христианской веры. Здесь люди научаются жить по заповедям Божиим. Наиболее значимые события в строительстве Благовещенского кафедрального собора происходили в дни Богородичных праздников – в этом проявляется особое покровительство Божией Матери, ведь собор назван в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. 28 августа 1998 года, в праздник Успения, было освящено место под строительство собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Спустя три года в этот же день был поднят купол, а в праздник Покрова Божией Матери освящен 12-метровый крест весом почти 5 тонн, который изготовлен и установлен специалистами Волгодонского инженерного центра «Грант». 23 марта 2002 года был освящен и поднят на звонницу Благовещенского кафедрального собора самый главный колокол. Его вес – 6 тонн. Главный «голос» будущего кафедрального собора был отлит по специальному заказу воронежским предприятием «Вера» (колокололитейный завод В. Анисимова). 2 августа 2002 года были освящены шестиметровые кресты для малых куполов собора. Храм в наши дни [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Благовещенский...

Получая значительные вклады доброхотов и попечителей, имея золотошвейную, иконописную, рукодельную мастерские, монастырь возводит храмы, обновляет и строит новые здания для келий, ограждает свою территорию каменными башнями. В 1902 году было уже 42 строения, в том числе четыре храма: Крестовоздвиженский храм, храм преподобного Алексия Человека Божия с приделами в честь Грузинской иконы Божией Матери и преподобного Павла Латрийского, храм Всех Святых с приделом Казанской иконы Божией Матери и больничный храм в честь Архистратига Михаила. В 1871 году при монастыре открылось первое в России женское училище для выходцев из южнославянских стран. Спустя несколько лет учредили училище-приют для воспитанниц-сирот из бедных. К 1907 году в обители проживали 51 монахиня и 24 послушницы. В 1924 году святая обитель была закрыта и поругана. Насельницы вынуждены были покинуть монастырь. Девятый вал богоборческой бури разрушил Алексеевский монастырь. Ненавистники исторической памяти народа погребли под шестирядной эстакадой автомагистрали кресты и надгробные памятники наших предков, а территория обители была разрублена этой автомагистралью на две части. Крестовоздвиженский храм оказался сокрыт под строениями ВНИИ рыбного хозяйства: стены пятиэтажного административного здания кое-где включают в себя остатки храма. С запада, где теперь находится вестибюль, сохранилась часть трапезной со сводом, на котором иногда, по словам работников института, проступают росписи. Вдоль южной части на первом этаже имеется извилистый коридор с явными частями старых стен. Зал заседаний на первом этаже в центре здания также содержит фрагменты древней постройки. Больничный храм был разрушен полностью. Осенью 1990 года стал возрождаться и оживать храм Всех Святых. Интересно вспомнить, что несколько раз откладывалось освящение храма, покуда, наконец, оно не свершилось на Лазареву субботу в 1991 году. И только позже стало ясно, что этот день совпал с празднованием памяти преподобного Алексия, человека Божия, небесного покровителя монастыря. В Великую субботу в 1992 году храм посетил Святейший Патриарх Алексий II. А 30 марта 2010 года, в день памяти Алексия Божиего человека, за вечерним богослужением в храме молился Святейший Патриарх Кирилл.

http://sobory.ru/article/?object=24160

В настоящее время из монастырского комплекса восстановлены Успенский собор, Никольский храм, домовый храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с больничным корпусом, братские кельи, трапезная. На святом источнике преподобного Тихона заново построен каменный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», жилые корпуса и две купальни. Восстанавливаются монастырская колокольня и гостиница для паломников. Ведется строительство Преображенского собора на территории монастыря и храма в честь преподобного Ефрема Сирина в новообразованном скиту на месте прежней монастырской «Ефремовой дачи». В монастыре ежедневно проходят утренние и вечерние богослужения. В храме в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» на святом колодце еженедельно совершается Божественная литургия и водосвятный молебен. У насельников практикуется частая исповедь, а также регулярно проводятся духовно-просветительские беседы. Братия монастыря совершает паломнические поездки по России, на Святую Землю, на Гору Афон. При монастыре действует воскресная школа для детей, издается «Тихоновский листок». В задачу монастырской паломнической службы входит прием, расселение и питание паломников, организация для них духовных бесед и экскурсий по территории монастыря. На благотворительном отделе монастыря лежит попечение о нуждающихся, обращающихся за помощью. При монастыре работает пекарня. Возрождающуюся обитель преподобного Тихона неоднократно посещал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Здесь побывали предстоятели Поместных Православных Церквей –– Блаженнейший Парфений III, Патриарх Александрийский и всей Африки и Болгарский Патриарх Максим. За годы возрождения в монастыре установилась традиция в ночь под 19 января, на праздник Крещения Господня, на святом источнике архиерейским чином совершать Великое освящение воды. Также ежегодно в день памяти преподобного Тихона Калужского, 29 июня, после Божественной Литургии в обители совершается Крестный ход на святой источник, где при большом стечении духовенства и верующих архиерейским чином служится водосвятный молебен. Храмы [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Калужская_Тихо...

Митрополит, а впоследствии Патриарх Сергий выбрал последнее ради сохранения Церкви, поступая так по заповеди Христовой: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Обладая глубоким пониманием происходящего, митрополит Сергий в двадцатые годы не поддался искушению апокалиптических настроений, царивших среди части русского духовенства и мирян. В своих обращениях к пастве он вместе со многими епископами писал о деснице Божией, неуклонно ведущей каждый народ к предназначенной ему цели. Эта глубокая вера в Божественный Промысел давала силы для преодоления суровых испытаний. Митрополит Сергий сознавал, что эти страшные времена — не последние для Православия на Руси, и что Церковь, когда Богу будет угодно, освободится, но для этого ее нужно сохранить. Чувство глубочайшей ответственности определяло его последовательную борьбу за единство Церкви Христовой. Твердая вера в Промысел Божий питала патриотизм Русского Первоиерарха. В условиях господства пролетарского интернационализма в 1927 г. в своем послании митрополит Сергий употребил почти запрещенное тогда слово «Родина». Слова о Родине прозвучат и в послании митрополита Сергия, написанном им собственноручно 22 июня 1941 года, в первые часы войны, с призывом защитить страну. Его патриотические воззвания давали ключ к пониманию духовного смысла борьбы с фашистской чумой. Фактически власть предержащие вынуждены были опираться именно на такую трактовку расстановки сил в войне. Внятный и авторитетный голос Предстоятеля оказался востребованным. С ним вынуждены были считаться. В 1943 году Русской Церковью был избран на Первосвятительское служение Патриарх Сергий. Сколько ему пришлось пережить в эти десятилетия, ведомо только Богу! Его преемники по Патриаршему Престолу приняли это крестоношение. Святейший Патриарх Алексий I и Святейший Патриарх Пимен вступили после него на путь Предстоятельства Церкви, хотя все еще и гонимой и попираемой, однако сохраненной в ее канонической незыблемости и очищенной от расколов и внутренних распрей.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205941...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010