" Завтра " . Святейший, кажется, и в крещении был Алексием?      В.М. Да, только другой святой у него был. Итак, отец Алексий приехал в Москву . Его пригласили в кабинет, вошел владыка Алексий и сказал: " Батюшка! У нас дело о вашем выходе на покой, в нем не хватает только одного документа — вашего прошения об этом. Судя по всему, вы вашему епархиальному начальнику не нужны. А мне — нужны! " . Ну, вот так отец Алексий перестал был священником, принял монашество и уже в качестве архимандрита Гермогена исполнял служение духовника Пюхтицкой обители. Кто мне скажет, что это был некрасивый и недостойный архиерея поступок? Это не что иное, как явное чудесное проявление воли Божией. И ее исполнение Святейшим. Этот случай крайне малоизвестен. После смерти Святейшего его рассказать уже можно. Пусть знают.       " Завтра " . А в какие годы это произошло?      В.М. Конец 70-х. Архимандрит Гермоген отошёл в мир иной в начале 90-х годов.      То есть я не могу ни упрекать, ни красить ослепительно золотыми красками почившего Патриарха. Потому что его мера ответственности заведомо превышает моё личное разумение. И я вижу, что при всех неизбежных каких-то чисто человеческих моментах слабости, Господь его оправдал. Прежде всего потому, что при Патриархе Алексии свершилось восстановление единства Русской Православной Церкви, и если бы не он, мы бы еще несколько десятилетий могли существовать раздельно с РПЦЗ. Это великое, историческое дело.      Не менее важный, хотя внешне и менее заметный итог его патриаршества, — умножение числа епархий. Сейчас у нас более полутора сотен православных архиереев. И это прекрасно. Хотя мне доводилось писать о том, что православных архиереев Русской Церкви должно быть около шестисот, из которых пятьсот должно приходиться на Российскую Федерацию. И то, что у нас их всю историю было так мало — это уродство. Я сравнивал нашу ситуацию не только с католиками, но и с православными. У греков — несколько сотен архиеерев. Даже в маленькой Грузии — полтора десятка епархий. Думаю, здесь еще непочатый край работы для нового руководства Церкви.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». В 1995 году монастырь возвращен Русской Православной Церкви. Обитель возобновилась как женская. За прошедшие годы монастырю были возвращены все здания и часть территории. Храм Покрова Пресвятой Богородицы . По описи 1763 года, храм Покрова Божией Матери был каменным, одноглавым, с приделом св. Иоанна Дамаскина. В 1806 году храм Покрова Божией Матери был разобран. Двухэтажная каменная, крестообразная одноглавая церковь Покрова Божией Матери, заложенная 1806-м, совершена в 1810 году иждивением доброхотных дателей и старанием строителя Ионы. Здесь престолы: вверху Покрова Божией Матери, на правой стороне св. Апостолов Петра и Павла, на левой Святителя Николая, внизу Святителя Ионы, по сторонам приделы во имя преподобных Илариона Великого и Нила Столобенского. Таким образом, церкви этой обители вмещают в себе, по чину девяти чинов ангельских, девять престолов. В верхней Покровской церкви возобновленный и украшенный Ионою престол освящен был в 1825 году Московским архиепископом Филаретом. В 1929 году вышло постановление о закрытии монастыря. После 66 лет разрухи и запустения в 1995 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II здесь возобновлен Покровский ставропигиальный женский монастырь. 4 апреля 1998 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил освящение 1-го этажа храма Покрова Божией Матери и крестов Воскресенского и Покровского храмов. 22 ноября 1999 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Великое освящение храма Покрова Пресвятой Богородицы. Храм Воскресения Словущего. По описи 1763 года, соборная каменная, пятиглавая, во имя Всех Святых (ныне Воскресения Словущего), об одном престоле, с папертью и двумя палатками. Кровля ея покрыта была тесом, а главы крашеною жестью. В четырехпоясном ея алтарном иконостасе образа украшены были серебряными венцами и ризами, а некоторые жемчугом и драгоценными каменьями. В 1792 году храм Всех Святых был разобран.

http://sobory.ru/article/?object=03548

Летом 2001 года монахиня Екатерина (Чайникова) была назначена настоятельницей Крестовоздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря. Вникая в дела обители, она узнала, что чудотворную икону Божией Матери Иерусалимская возвратили в монастырь настоятель и прихожане храма Рождества Пресвятой Богородицы из села Большое Мячково еще в 1993 году. Рассказывали также, что ее чудом удалось сохранить в годы советской власти. Кто участвовал в этом чуде, матушка Екатерина узнала чуть позже. А тогда она, новая настоятельница, увидела разрушенный Иерусалимский храм. Главная его святыня – чудотворный образ – стояла в коридоре настоятельского корпуса… Первое, что матушка Екатерина с сестрами стала делать по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, это реставрация Иерусалимского храма. Так хотелось, чтобы святыня скорее заняла свое место – там, где она была прежде! Иерусалимская икона Божией Матери. Рассказ игумении Екатерины Вот что рассказала сама игумения Екатерина: – Средства на реставрацию требовались огромные. Но Святейший Патриарх Алексий сумел привлечь различные реставрационные фонды, и 25 октября 2001 года состоялось великое освящение храма. Я даже тогда пошутила на эту тему, когда мне дали приветственное слово. Сказала: «Ваше Святейшество, вот губернаторы или главы администрации отчитываются о своих первых 100 днях на новом посту. Мы тоже можем отчитаться и сообщить, что храм Иерусалимской иконы Божией Матери был восстановлен за 95 дней». Святейший Патриарх Алексий, добрый и милостивый, все понимал, и эту мою шутку он принял благосклонно. Конечно, трудиться многим пришлось днями и ночами. Иногда встреча с архитекторами назначалась, например, на два часа ночи, чтобы не торопясь, в тишине можно было детально обговорить, какой иконостас успеем сделать за двадцать дней. И ночью же рисовали наброски, эскизы, помня слова Его Святейшества, что временный иконостас он не будет освящать – только постоянный. Казалось, задача очень непростая, но к празднику в честь Иерусалимской иконы Божией Матери все было готово.

http://pravmir.ru/ierusalimskaya-ikona-b...

На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молитву о мире на Украине. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Алексий Пеньков, клирик храма Живоначальной Троицы в Конькове г. Москвы. По окончании богослужения иерей Михаил Григорьев приветствовал Святейшего Патриарха и преподнес Его Святейшеству икону Божией Матери «Неувядаемый Цвет». Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. В дар новоосвященному храму Святейший Патриарх Кирилл передал список Минской иконы Божией Матери. Первый молебен на месте строительства храма был совершен по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 1998 г. 4 октября 2008 г. епископ Бронницкий Амвросий совершил чин закладки храма. Храм представляет собой великолепный образец стиля, характерного для русской, прежде всего, московской, архитектуры XVII века, получившего название «русское узорочье». Отличительной особенностью храма стало очень нежное, деликатное цветовое решение. Голубой цвет кровли и купола символизирует посвящение храма Пресвятой Богородице. Благодаря молитвенным трудам и посильной помощи активных жителей поселка Рублево к 2010 г. было завершено строительство нижнего храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», освящение которого малым чином состоялось 14 марта 2010 г. 6 января 2015 г. был освящен верхний храм в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет». http://pravoslavie.ru История первого в Москве храма в честь иконы Божией Матери " Неувядаемый Цвет " в посёлке Рублёво началась в 1998 году. Именно тогда в живописном месте на высоком берегу Москвы-реки по благословению Святейшего Патриарха Алексия II был совершён молебен с освящением закладного камня. Ранее на этом месте были только деревянные постройки с садами и огородами. 4 октября 2008 года епископ Бронницкий Амвросий совершил освящение фундамента и чин закладки храма. К 2010 году было завершено строительство нижнего храма в честь иконы Божией Матери " Неупиваемая Чаша " . Освящение его состоялось 14 марта 2010 года. С 2010 года на приходе была организована полноценная литургическая жизнь - в цокольном этаже строящейся церкви начались регулярные богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=23690

Эту служение святителя было связано с особыми трудностями, потому что политическое влияние на западные русские земли было направлено на то, чтобы воспрепятствовать Первосвятителю в посещении Киева. Он предпринимал всевозможные усилия, чтобы навещать западные Русские земли, но это становилось все более и более затруднительным. Уже в далеком XIV веке некие силы стремились разделить Русь. Для нас не было неожиданным и новым, что в 90-е годы ХХ века повторились подобные попытки. Мы сегодня вспоминаем день ангела почившего Святейшего Патриарха Алексия, который носил имя святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. На годы правления Святейшего Патриарха Алексия выпали те же самые проблемы, ибо под влиянием различных сил предприняты были попытки разделить единое тело Русской Церкви. И снова кто-то захотел провести границу по той же самой исторической грани, отрывая мать городов русских от единства всей древней Руси. Святейшему Патриарху Алексию пришлось сделать многое, чтобы сохранить это единство. И по милости Божией, Соборы, которые состоялись в 90-х годах ХХ столетия и в начале XXI столетия с участием всего епископата нашей Церкви, засвидетельствовали еще и еще раз непреклонное желание всей древней православной Руси быть единой и иметь во главе своего Патриарха. Это стремление к единству особенно ярко было выражено летом минувшего года, когда в июне в Москве состоялся Архиерейский Собор. Святители, собравшиеся в столице, знали об усилившемся стремлении разделить Церковь Русскую, и потому приняли историческую декларацию «О единстве Русской Православной Церкви». Эта декларация была еще раз подтверждена в дни Поместного собора, состоявшегося в конце января сего года. Эти стремления имеют огромное значение, потому что они проистекают не от желания того или иного политического или церковного деятеля, а выражают горячее стремление и твердое убеждение всей полноты Церкви исторической Руси к сохранению единства так, как желал его святитель Алексий, митрополит Киевский, Московский и всея Руси, как оберегал его, словно зеницу ока, Святейший Алексий, Патриарх Московский и всея Руси.

http://patriarchia.ru/db/text/567983.htm...

После прихода безбожной власти кладбище было ликвидировано, на его месте разбили парк отдыха для рабочих трамвайного депо, колокольню взорвали в 1926 году, братию разогнали. Окончательно обитель закрыли в 1929 году. В начале апреля 1995 года Святейший Патриарх Алексий II постриг меня в монашество с наречением имени в честь блаженной царицы Феофании. По милости Божией, мы заселились в монастырь только 1 октября 1995 года, за две недели до праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Нам выделили первый этаж Покровского храма. Не было ничего необходимого, спали на полу. И в первую же ночь мне приснился сон, будто множество людей идут в левый придел Покровского храма (там сейчас покоятся мощи блаженной Матронушки), все в архиерейских и царских облачениях, и говорят хором: «Наконец-то! Открылось!». Видимо, кто здесь был похоронен, они мне и приснились. На следующий день мы начали сами делать первый иконостас в этом храме в приделе в честь преподобного Нила Столобенского. Святейший Патриарх Алексий II благословил совершить чин малого освящения этого придела и подписал антиминс. Приехали помогать мои родные — папа, брат о. Александр и другие братья, днем расчищали храм, делали иконостас, ночью я сама шила облачение для престола, завесы для алтаря. С Божией помощью, успели. 13 октября 1995 года левый придел в честь преподобного Нила Столобенского освятили малым иерейским чином, отслужили всенощное бдение, а в сам день Покрова, 14 октября, была совершена Божественная литургия и первый крестный ход вокруг храма. На душе в тот день была такая радость, что не передать. Жили мы в алтаре еще не освященных приделов — центрального и правого, а службы проходили в левом приделе храма. Сестры сами пели, кухня располагалась в правом приделе. Конечно, тяжело приходилось. Не было самого необходимого, даже хлеба насущного. Территория монастыря была открыта, на ней постоянно стояли машины арендаторов, бездомные люди жили рядом с храмом, по ночам жгли костры. Но Господь не оставил Своих чад. Сначала на восстановление монастыря собирали в метро. Москвичи уже узнали, что монастырь восстанавливают, и начали помогать. В храме установили стекла вместо фанеры, стали выгребать хлам, ломать толстые стеклянные перегородки, на территории сгребали опавшие листья, мусор. Когда нам наконец передали Воскресенский храм, он был настолько захламлен и обезображен, что пришлось вывезти больше ста грузовиков с мусором. Очень большой вклад в восстановление монастыря внес бывший префект Центрального административного округа А.И. Музыканский, который помог в освобождении от арендаторов, в выпуске постановлений о передаче территории и зданий монастырю.

http://pravmir.ru/igumeniya-feofaniya-mi...

Среди нашей паствы не только русские – есть и обращенные австралийцы, принявшие Православие. Мы рады тому, что с помощью Божией сумели распространить в Австралии свет Православной веры. – Австралийская Русь также пострадала от расколов последних лет... – Да, мы очень скорбим о части (хоть и не слишком значительной количественно) духовенства и мирян, отошедшей от общения с Церковью и сразу же разделившейся на несколько враждующих между собой группировок.. Мы допускали, что нечто подобное может произойти. Нужно молиться за них. И еще – надо стараться пояснить им, что положение в Русской Церкви, в России, – изменилось, что сегодня все не так, как было при советской власти, и что наше воссоединение в этих новых условиях – есть удивительное, великое чудо Божией милости. Многие из этих людей продолжают оставаться в неведении, так как они черпают сведения о жизни в России из враждебных России средств массовой информации. Но есть и такие, которые отравлены сами и стараются отравить других. Для них, прежде всего, характерно отсутствие любви. Если почитать все то, что пишут в Интернете эти люди на своих раскольничьих сайтах, видно, что у них нет любви, а это значит – среди них нет Христа. – Как Вы, Владыка, относитесь к идее формирования в русском церковном рассеянии митрополичьих округов? Эту идею несколько лет назад озвучил Святейший Патриарх Алексий. Возможно ли преобразование нынешней Русской Зарубежной Церкви в несколько митрополичьих округов? Или сохранение теперешней структуры Русской Зарубежной Церкви представляется Вам более приемлемым на данном этапе? Для меня сама эта идея, – исторически известная, – сегодня представляется новостью. Кстати, насколько я помню, Святейший Патриарх Алексий говорил, скорее, об объединении православных приходов русской традиции в Западной Европе. А митрополичьи округа были в первый период после возникновения Русской Зарубежной Церкви, при ее создании. Тогда образовались Западно-Европейская, Северо-Американская и Дальневосточная митрополии. Итогом такого административного деления стали расколы, и митрополичьи округа прекратили свое существование. Я не вижу в наше время ни причин, ни условий для их возобновления.

http://religare.ru/2_52636.html

По мнению автора «Независимой газеты» Олега Недумова , «эта поездка имеет для Алексия II особое значение, поскольку он родился и вырос в этой республике». Также автор рассказывает об имущественном конфликте, который в течение 10 лет был препятствием для поездки Святейшего Патриарха Алексия II в Эстонию. О переговорах Патриарха с премьером Эстонии сообщает РИА «Новости» . «Правительство Эстонии поможет в разрешении проблем эстонской православной церкви Московского патриархата. Об этом в пятницу заявил Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй после завершения переговоров с премьер-министром Эстонии Юханом Партсом». Газета «Известия» перед началом патриаршего визита в Эстонию опубликовала статью Валерия Коновалова «Первая любовь Патриарха» , в которой рассказывается о Пюхтицком монастыре. В материале можно узнать краткую историю монастыря, прочитать о том, что связывает Патриарха Алексия II с этой обителью: «Я рос на глазах монахинь, они со мной нянчились, играли. Полюбил эту обитель всем сердцем. Так что для меня это - первая любовь, а она, как известно, не забывается», - приводит автор слова Святейшего. Также автор рассказывает о том, как в свое время усилиями Патриарха Алексия II, тогда бывшего митрополитом Таллинским, Пюхтицкий монастырь был спасен от закрытия и разорения. Агентство «Интерфакс» рассказывает о паломничестве Патриарха Московского и всея Руси в Пюхтицкий монастырь. «Воскресное утро патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, находящийся с визитом в Эстонии, начал с Божественной литургии в Свято-Успенском Пюхтицком монастыре, который является одним из наиболее известных центров паломничества православного мира… Насельницы монастыря (сегодня их около 170-ти) и десятки паломников устроили Его Святейшеству пышную встречу с хлебом-солью и привели по дорожке, выложенной живыми цветами, к монастырскому храму, где патриарх сначала приложился к кресту, а затем - к чудотворному образу Успения Божией Матери». Также о посещении Пюхтицкого монастыря говорится и в информации на патриаршем сайте : «После богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви поблагодарил сослуживших ему иерархов и клириков Эстонской Православной Церкви и обратился с приветствием к многочисленным паломникам. «Я благодарю Господа за эту возможность посетить обитель Пюхтицкую после десятилетнего перерыва и совершить здесь Божественную литургию, – отметил Святейший Патриарх, обращаясь к духовенству и паломникам. – Когда мы молились во время литургии, временами казалось, что не было тех десяти минувших лет, которые разлучили нас и которые не давали нам возможности молиться в этой намоленной святыне Эстонской земли».

http://pravoslavie.ru/4851.html

Москва встречала крестноходцев обильной прохладой: по утрам температура опускалась до четырех градусов, но о погоде уже никто не думал. Все мысли и разговоры были о том, что уже почти пришли и что рядом, в Московской области, находятся участники остальных семи лучей, которые тоже подошли к Москве. Лучи восьми крестных ходов готовились к соединению. И произошло это ранним московским утром 8 июня в Коломенском, в храме Казанской иконы Божией Матери, в котором 91 год назад произошло обретение Державной иконы Божией Матери. И удивительно, что исторически именно на этом месте более 600 лет назад впервые собрались все русичи, все разрозненные княжества, чтобы во главе с Дмитрием Донским отразить нападение татарских орд на Куликовом поле. А теперь сюда сошлись тысячи крестноходцев со всех уголков Святой Руси. Что произошло и произойдет духовно после этого события, мы узнаем позже. Но крестные ходы дошли, донесли свою молитву сквозь тысячи километров и, как истинные воины Христовы, сразились в невидимой духовной брани, возрождая Святую Русь! Из Коломенского объединенные восемь лучей крестного хода «Под звездой Богородицы» во главе с восемью иконами Божией Матери «Державная» прошли последние километры к храму Христа Спасителя, где невиданную в мире программу встречал Святейший Патриарх Алексий II с епископатом и духовенством Русской Православной Церкви. После продолжительного молебна патриарх Алексий II обратился ко всем со словами благодарности. Крестноходцы, прощаясь, начали выносить свои иконы, чтобы отвезти их в те храмы, откуда они начинали свой путь. Может быть, в нас говорит сердечная привязанность к иконе нашего луча Иерусалим–Москва, но почему-то именно ее дольше всего не хотели отпускать москвичи, огромная очередь которых выстроилась, чтобы приложиться к иконе. Мы уносили нашу икону последние. А дальше были слезы расставания ставших за два месяца уже родными братьев и сестер крестноходцев, которые обрели друг в друге новых духовных дорогих людей. Такое не забывается. Все просили друг у друга прощения, прощали, плакали, уходили и опять возвращались. Разъехаться по своим домам в этот день так и не получилось, несмотря на то, что ждали родные, работа, дом. Гостеприимно в эту ночь принял крестноходцев храм новомучеников и исповедников Российских на месте массовых расстрелов в подмосковном полигоне Бутово. И только когда на следующий день крестноходцы посетили Троице-Сергиеву лавру и получили благословение преподобного Сергия Радонежского, разъехались по своим городам и весям.

http://pravoslavie.ru/1369.html

Затем с отчетом о выполнении программу по восстановлению монастыря выступил игумен обители епископ Троицкий Панкратий. Епископ Панкратий напомнил, что в этом году исполнилось 70 лет со дня первого посещения, еще девятилетним мальчиком, Святейшего Патриарха Валаамской обители, и 20-летие его поездки на остров в 1988 году уже в сане митрополита Ленинградского и Новгородского. Именно тогда благодаря инициативе митрополита Ленинградского Алексия был поднят вопрос о передаче Русской Православной Церкви храмов и келейных корпусов Валаамского монастыря. «За прошедшие 20 лет благодаря неустанным попечениям и заботам Святейшего Патриарха» в Валаамской обители возродилась монашеская жизнь, отметил игумен монастыря. По словам владыки Панкратия, в прошлом году было совершено Великое освящение двух восстановленных храмов — Смоленского скита и храма во имя Успения Божией Матери Гефсиманского скита . По завершении строительства келейного корпуса Смоленского скита здесь будет читаться Неусыпаемая Псалтирь, а также Синодики о всех воинах положивших свою жизнь за наше Отечество, которое было заповедано создателями храма. «Долгожданным и радостным событием для монастыря и жителей острова стал  запуск в ноябре прошлого года новой электростанции, и в этом году на Валааме впервые за много лет зимой не было перебоев и отключений электроэнергии. Это способствовало продолжению реставрационных работ и в зимнее время», — отметил владыка. «В 2007 году работы велись на всех объектах, утвержденных на прошлогоднем заседании Патриаршего Попечительского Совета. В целом выполнено все, что было намечено», — сообщил владыка Панкратий и выразил глубокую благодарность тем, кто внес свою лепту в возрождение святыни. Он также рассказал о работах, намеченных на 2008 год. В частности, предполагается осуществить перевод поселковой амбулатории за пределы внешнего каре монастыря. До сих пор амбулатория располагается в помещении игуменских покоев, что создает большие неудобства как для братии, так и для светских жителей. Епископ Панкратий попросил членов Попечительского Совета оказать помощь в осуществлении проекта; эту просьбу поддержал Святейший Патриарх Алексий.

http://patriarchia.ru/db/text/412340.htm...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010