Страх и трепет — вот что нужно возгревать в душе. Только в этом случае возможно сохранить благоговение. Особенно это относится к священнослужителям. Когда-то, мне об этом рассказывал отец, Святейший Патриарх Алексий I говорил семинаристам: " Всё простит вам русский православный народ. Одного не простит — неблагоговейного отношения к святыне " . Понимание того, что храм — это особое пространство, что ко всему, что связано с ним, нужно относиться с благоговением, свойственно всем религиям. В Японии территория вокруг синтоистских и буддистских храмов посыпана галькой. Это делается для того, чтобы человек, направляясь в храм, замедлил шаг, сбавил темп, немного побуксовал. И это правильно. Прежде чем молиться, надо оторваться от мирской суеты, сосредоточиться. — Но в современных условиях это не всегда получается. — Это так. Но, как говорил святой праведный Алексий Мечев, к Богу можно и нужно приходить из любого состояния. И всё же для сохранения благоговения нужно, чтобы молитве предшествовала подготовка. Помню, когда я в первый раз съездил на Афон и вернулся обратно, меня спросили, что меня больше всего поразило. Я задумался и понял, что самая поразительная вещь на Афоне — это безмолвие. Само слово " Афон " , если разложить его на составные части а-фон, может быть переведено как отсутствие звука. И вот эта потрясающая благоговейная тишина характерна для афонских храмов, где если и говорят, то приглушенным шепотом или вообще изъясняются знаками. Вот как надо хранить благоговение. А у нас, к сожалению, всё иначе. — Как же сохранить благоговение? — Для этого нужно всё время напоминать себе, что мы ходим перед Богом. Помню, однажды мы с одним умным, начитанным батюшкой обсуждали церковные проблемы. После этого я пришел к отцу Сергию Орлову, который был в свое время настоятелем нашего храма, и изложил ход беседы. Отец Сергий был очень образованным человеком. Он в 1911 году окончил семинарию, потом Варшавский университет, потом Киевский политехнический, а потом уже после войны академию. Он послушал меня и сказал: " Вы рассуждали правильно, одно плохо — вы в вашем разговоре про Бога забыли " . Вот что самое главное — постоянное памятование о Боге. Если мы будем помнить о вездеприсутствии Божием, то от многого себя оградим. А такое памятование приобретается через навык постоянной молитвы. Ведь что такое молитва? Это обращение к Богу в уверенности, что всё управляется Его благим Промыслом. Если человек молится — а молиться человеку никто и нигде помешать не может, — то он не забывает о Боге, старается жить по заповедям, в уверенности, что происходящее вокруг происходит по воле Божией.

http://pravoslavie.ru/53551.html

Второе многолетие возгласил протодиакон Зарубежной Церкви Евгений Бурбело: «Богохранимой стране Российстей и чадам ея, во Отечествии и рассеянии сущим, и всем православным христианом – многая лета!». Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр обменялись речами. «Радость озаряет наши сердца, – сказал Его Святейшество. – Свершилось историческое событие, которого ждали долгие годы. Восстановлено единство Церкви Русской. Это торжество драгоценно для Церкви, собирающей воедино чад своих, драгоценно для всего народа нашего. Преодолеваются церковные разделения – преодолевается и унаследованное со времен революции противостояние в обществе. Укрепляется Церковь – возрождается и наше Отечество». Напомнив слова Спасителя, сказавшего Своим ученикам «Мир вам!», митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр подчеркнул: «Нынешний день утверждает эту истину и дарует нам радость единства. Ваше Святейшество, поздравляю Вас с этим великим событием, благодарю Бога, давшего нам силы для его свершения». Затем Святейший Патриарх обратился с приветствием к Главе Российского государства, отметив его участие в деле восстановления единства Поместной Русской Православной Церкви. Его Святейшество напомнил, что несколько лет назад В.В.Путин, находясь с визитом в Нью-Йорке, встретился с митрополитом Лавром и членами Архиерейского Синода Зарубежной Церкви. «В Вас они увидели человека, преданного России, православного христианина, совершающего служение своему народу», – сказал Предстоятель Русской Православной Церкви. В память об состоявшемся событии Его Святейшество подарил В.В.Путину складень с образом Живоначальной Троицы, Владимирской иконой Божией Матери и иконой Собора новомучеников и исповедников Российских. Глава Российского государства обратился к присутствовавшим со словами приветствия. Он расценил подписание Акта как эпохальное событие не только в жизн Церкви, но и в жизни всего общества. Это событие положило конец более чем 80-летнему разделению Церкви в Отечетве и за рубежом.

http://pravoslavie.ru/22128.html

В сообщении «Интерфакса» отмечено, что Казанская икона Божией Матери – «один из самых любимых народом образов». Также об этом событии говорится в информации РИА «Новости» . О патриаршем богослужении, прошедшем в этот день, рассказывается на сайте «Вестей» : «В день праздника Казанской иконы Божией Матери Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй совершил Божественную литургию в Казанском соборе на Красной площади. Примечательно, что в этом году праздник Казанской иконы Божией Матери совпал с 10-летием со дня освящения Казанского собора». «Слово Святейшего Патриарха после Божественной литургии и молебна в Казанском соборе на Красной площади» можно прочитать на сайте «Седмица.Ru». Сайт НТВ в предельно кратком сообщении отмечает, что центром торжеств в день Казанской иконы Божией матери стал Казанский собор на Красной площади: «Он был разрушен в начале прошлого века... Сегодня исполняется ровно десять лет с тех пор, как храм был восстановлен». Праздник Казанской иконы Божьей Матери отметили во вторник во всех православных храмах России. О том, как прошла первая служба в восстановленном храме в алтайском селе Советское рассказывает корреспондент «Вестей» Андрей Буймов. На сайте «Православной газеты» можно прочитать не только о самом событии, в честь которого был установлен праздник, но и узнать о значении этого праздника для православных : «Россия видела над собою, в продолжение всего своего существования, непрестанное попечение Матери Божией. С самых первых времен озарения отечества нашего православною верой, Царице Небесной угодно было избрать его в место селения славы Своей, - и с тех пор, по мере распространения веры Христовой в пределах нашего государства, распространялся и чудодейственный покров Владычицы... благочестивые предки наши в годину бедствий общественных и частных всегда обращались с теплою, усердною молитвой к Божией Матери и получали от Нее заступление и спасение. По примеру предков да поступаем и мы. ... Имея столь великую и усердную Заступницу, прилежно к Ней притецем, грешнии и смиреннии. … И тогда Она Сама не отступит и от нас Своим благосердием, а будет сохранять и спасать нас от всякого зла, внимая молитвам нашим».

http://pravoslavie.ru/4860.html

Вся жизнь святого патриарха Тихона соприкасалась со святым царем-мучеником. Удрученный тем, что на Аляске, как и в больших городах Америки, под церкви приспособлены простые жилые дома, владыка Тихон, в бытности его служения там, обращается за помощью в Россию и к местным православным жителям. Император Николай II первым отзывается на эту просьбу, и на средства, пожертвованные им, в Нью-Йорке и Чикаго вскоре строятся православные храмы. В год празднования 300-летия династии Романовых, когда Владыка был на Ярославской кафедре, Государь, Императрица, Наследник и Царевны посетили Ярославль. Он обратился к всероссийскому Императору со словом приветствия и благословения. Во время войны с Германией Владыка бывал на фронте и даже под обстрелом. В 1916 году за труды во славу Отечества, Николай II наградил его бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. Когда Император томился в Тобольске, патриарх Тихон смог через тобольского епископа Гермогена передать ему просфору и благословение. Узнав о зверском убийстве Царя, Патриарх в тот же день собрал совещание Соборного Совета, на котором было решено безотлагательно совершать панихиды по убиенному Царю. В протоколе совещания Святейший написал: «Благословляю архипастырей и пастырей молиться о сем на местах». А через два дня, в праздник явления Казанской Божией Матери, он произнес проповедь, ставшую исторической, — с обличением безбожных убийц Императора. Это было началом прославления Царственных мучеников. Так идут они к встрече друг с другом в вечности у Креста Христова. К той встрече, которая запечатлена на иконе, написанной по откровению свыше. Невозможно не видеть исключительное участие Божией Матери в судьбе патриарха Тихона. И это так понятно для нас, знающих о всегдашнем Покрове Божией Матери над Россией — этим «Домом Пресвятой Богородицы», — особенно в решающие ее судьбу исторические периоды. Все наши святые отмечены Ее благодатным заступничеством, тем более, оно должно распространяться благословением стоящего рядом с Ней у Креста Патриарха на весь гонимый православный народ. Все главные события в жизни Первосвятителя связаны с Богородичными торжествами. Так Поместный Собор, на котором был избран патриарх, открылся в день Успения Божией Матери. После Божественной литургии в храме Христа Спасителя перед Владимирской иконой Божией Матери — той самой величайшей нашей святыней, перед которой издревле совершалось помазание на царство и на патриаршее служение, — старец Зосимовой и Смоленской пустыни иеросхимонах Алексий вынул жребий с именем новоизбранного патриарха. Перед этой же иконой была коронация нашего последнего святого Царя. Интронизация Патриарха Тихона была совершена в Успенском Соборе Московского Кремля в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы. И святая кончина его была в день Благовещения.

http://moral.ru/святой-патриарх/

Малая ектения после 1-го антифона и 2-й антифон были совершены на кряшенском языке.  На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения о прекращении пандемии коронавируса. После сугубой ектении Святейший Владыка вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. Проповедь перед причастием произнес настоятель храма Сошествия Святого Духа г. Казани, благочинный I Казанского округа протоиерей Алексий Чубаков. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил славление празднику и молитву в правом приделе у чтимого списка Казанской иконы Божией Матери. Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла и всех участников освящения собора. Глава Татарстанской митрополии поблагодарил президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова и государственного советника Республики Татарстан, первого президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева, чьими попечением и трудами стало возможно возрождение собора. Также митрополит Кирилл сказал особые слова благодарности в адрес почившего митрополита Казанского и Татарстанского Феофана (1947-2020), погребенного за алтарем Казанского собора. В дар Его Святейшеству глава митрополии передал старинную икону, написанную сестрами Казанского монастыря (до закрытия он был женский). Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . В дар новоосвященному храму Святейший Патриарх Кирилл передал старинную икону Божией Матери «Знамение». Предстоятель выразил благодарность митрополиту Казанскому Кириллу и вручил ему панагию, пожелав помощи Божией в дальнейшем управлении Татарстанской митрополией. Для православного детского сада «Росток» Святейший Владыка передал икону Царственных страстотерпцев, для новых приходов — 27 напрестольных Евангелий, верующим — иконки Казанской Божией Матери с Патриаршим благословением. Полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе И.А. Комаров огласил приветствие Президента России В.В. Путина участникам торжеств.

http://patriarchia.ru/db/text/5830483.ht...

В России остался чтимый список Валаамской иконы Пресвятой Богородицы, созданный местными мастерами в 1900 г. Первоначально образ находился в часовне Валаамского монастыря на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, затем был перенесен в церковь на Смоленском кладбище. 9 июля 1992 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II с клириками Санкт-Петербургской епархии и братией монастыря Валаамская икона Божией Матери была торжественно перенесена из Смоленского храма на Валаамское подворье в Санкт-Петербурге. А в 1996 г., накануне дня празднования памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, состоялось перенесение образа из Петербурга в Валаамскую обитель. 10 июля 2002 г. Патриарх Алексий II освятил первую в России церковь в честь Валаамской иконы Божией Матери. Она расположена в некогда упраздненном Никольском храме, на том месте, где в 1897 г. была обретена чудотворная икона Божией Матери, получившая позднее название «Валаамская». Сегодня чтимый список Валаамской иконы Божией Матери является одной из главных святынь Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Перед иконой служат молебны, происходят исцеления, засвидетельствованные в летописи обители. Вот, например, случай, рассказанный послушником Валаамского монастыря Е.: «Вечером 20 мая 2003 г. я находился на послушании в церковной лавке. В храме в это время шла вечерня на день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В лавке ко мне обратилась женщина, чем-то сильно взволнованная. По ее виду – она была в брюках и накрашенная – я заметил, что она – человек невоцерковленный. Женщина рассказала, что сейчас с ней произошло чудо. Много лет она страдала неизлечимой болезнью ног, даже не могла подниматься по лестнице. В этот день она приехала на Валаам вместе с туристической группой. Зайдя в храм, помолилась у иконы Божией Матери (название ее она не знала) и пошла погулять по монастырю. Спустилась вниз по каменной лестнице на причал, потом снова поднялась наверх и только тут поняла, что получила исцеление».

http://pravoslavie.ru/124029.html

На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. На малом входе Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл во внимание к трудам по восстановлению домового храма во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших» при Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова удостоил настоятеля храма протоиерея Алексия Муравейника права ношения креста с украшениями. После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. За Божественной литургией Святейший Владыка рукоположил в сан священника диакона Михаила Кузелева, клирика храма святого великомученика Георгий Победоносца в Коптево г. Москвы. Проповедь перед причастием произнес священник Константин Польсков, клирик московского храма святителя Николая Чудотворца в Кузнецах . По завершении Литургии было совершено славление празднику. С приветственным словом к Святейшему Патриарху Кириллу обратился настоятель домового храма во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших» при Российском экономическом университете протоиерей Алексий Муравейник. С речью также выступил ректор университета В.И. Гришин, который преподнес Его Святейшеству икону Божией Матери «Сладкое Лобзание», написанную на Святой Горе Афон. В.И. Гришин огласил решение Ученого совета высшего учебного заведения о присвоении Святейшему Патриарху Кириллу звания почетного доктора РЭУ им. Г.В. Плеханова. Учащиеся вуза, облаченные в историческую студенческую форму дореволюционного образца, вручили Предстоятелю Русской Церкви докторскую мантию и другие знаки отличия. Ректор отметил, что до революции в учебном заведении, которое тогда называлось Московский коммерческий институт, преподавался Закон Божий, работали видные ученые, среди которых были и те, кто изучал историю религии. В их числе — известный философ, богослов, экономист Сергей Николаевич Булгаков, принявший после революции священный сан. В.И. Гришин преподнес Его Святейшеству книгу С.Н. Булгакова «Свет невечерний: созерцания и умозрения», изданную в 1917 году.

http://patriarchia.ru/db/text/4638182.ht...

– Я помню, как раньше в храме Воскресения повсюду сверкали белые и розовые вспышки. Сейчас уже гораздо меньше этих всполохов. Еще на всю жизнь запомнилось, как в мою первую Пасху на Святой Земле, сразу после схождения Благодатного огня, отец Пантелеимон, который по сей день дежурит у Гроба Господня, провел меня прямо в Кувуклию. Ему сказали, что приехала новая игумения из Горненского монастыря. И вот, я со страхом вхожу в Гроб и вижу, что вся плита – влажная, стоит благоухание (во время схождения Святого Света плита всегда становится влажной). Я счастливица, видела это чудо своими глазами, мне это очень много сил тогда придало. Избранница Богородицы – Вы упомянули, что приехали в Иерусалим перед Вербным Воскресеньем. Как это произошло и что этому предшествовало? – Меня привез сюда Святейший Патриарх Алексей II. Мы прилетели 27 марта 1991 года. До меня пять с половиной лет игумении в Горненской обители не было. А я до этого восстанавливала Иоанновский монастырь на Карповке – обитель святого праведного Иоанна Кронштадтского. При мне, в 1990 году, в монастыре состоялось прославление дорогого батюшки (так мы называем отца Иоанна). Было огромное торжество, одних архиереев 20 человек – для тех времен это очень много. Служба проходила на улице. На Карповке я игуменией не была, монастырь был восстановлен как Пюхтицкое подворье. Я была там старшей сестрой. Уже после прославления отца Иоанна Кронштадтского как-то звонит Святейший Патриарх Алексий II и говорит, что надо потрудиться в Горненской обители в Иерусалиме. Я стала возражать: «Святейший, я же языка не знаю, вообще ничего не знаю, как я буду?» А он отвечает: «Мать Георгия, на сегодня у меня только одна ваша кандидатура. Сколько сможете…» – Это назначение было для Вас полной неожиданностью? – Вы знаете, я часто ездила за советом к старцу Николаю Гурьянову. Когда в Пюхтицах жила, меня игумения Варвара к нему посылала. Если были какие-то вопросы, то все к батюшке. Однажды приехала, он, как всегда, с любовью встретил. Посидели, чайку попили, а потом отец Николай говорит: «Пойдем в храм, Матери Божией помолимся».

http://pravoslavie.ru/102265.html

«Само дело, которое вы делаете, имеет большое значение, но еще очень большое значение имеет сам факт добровольчества, — добавил Святейший Патриарх. — Когда в наше время люди все делают только за деньги, когда часто теряются связи между людьми, как важно, чтобы молодые люди были способны тратить свое время на доброе дело именно добровольно. И нужно помнить, что все то, что мы делаем для Бога, то, что мы делаем для других, возвращается нам сторицею благодатью Божией».  Святейший Владыка также обратился к жителям деревни. «Всем жителям, которых я так рад видеть, тоже желаю здравия, сил душевных и телесных, помощи Божией в вашей жизни, а самое главное — храните веру в сердце. С ней можно пройти через все жизненные трудности и достичь тех целей, которые каждый из нас ставит перед собой. Пусть Господь хранит вас, ваших детей и ваших внуков», — сказал в завершение Святейший Патриарх Кирилл.  Предстоятель преподнес в дар храму образ Христа Спасителя, поздравил собравшихся с праздником и вручил каждому из присутствовавших иконку с изображением Христа Спасителя и Патриаршим благословением.  Далее Предстоятель осмотрел Никольскую и Введенскую церкви Ворзогор, ознакомился с работой добровольцев, восстанавливающих храмовый комплекс. В Никольском храме Святейший Патриарх Кирилл познакомился и побеседовал с А.П. Слепининым, инициатива которого по восстановлению храма положила начало проекту «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера».  Затем Святейший Владыка прибыл в деревню Подпорожье, где осмотрел деревянный храм Владимирской Божией Матери. Предстоятель Русской Церкви передал в дар храму Казанскую икону Божией Матери.  Отец Алексий рассказал Святейшему Патриарху Кириллу о сложном правовом положении ряда деревянных храмов Архангельской области. Святейший Владыка отметил важность сохранения и восстановления этих храмов, подчеркнув, что это задача государства, но со стороны Церкви, помимо активного участия добровольцев в реставрационных работах, должно быть и регулярное присутствие священника, с тем чтобы постепенно формировались общины. 

http://patriarchia.ru/md/db/text/5488500...

В своей речи Первосвятитель обратился к волнующей всех теме захвата заложников в Москве. " Мы скорбим о жертвах террора и благодарим Бога за спасение жизней большинства заложников " , - сказал Его Святейшество, подчеркнув, что эти трагические события не должны нарушить межнациональный и межрелигиозный мир в нашей стране. " Мы не можем ставить знак равенства между народом Чечни и террористами, захватившими заложников, тем более, что многие чеченцы тоже пострадали от рук экстремистов " , - отметил Святейший Патриарх. Святейший Владыка выразил убеждение, что Астраханская область являет собой пример сотрудничества, взаимопонимания и добрососедства между представителями различных религий и национальностей. Для библиотеки университета Святейший Патриарх передал комплект православной литературы. С особым нетерпением ждали Святейшего Патриарха Алексия в в социально-реабилитационном центре для девочек " Улитка " . В этом приюте временно проживают, а также получают психологическую и социальную помощь до 60 девочек от 5 до 18 лет. Воспитанницам " Улитки " Святейший Патриарх подарил детские иллюстрированные Библии и видеокамеру. В этот же день Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Всенощное бдение в Покровском кафедральном соборе города Астрахани. В воскресенье 27 октября Святейший Патриарх Алексий возглавил Божественную литургию в храме в честь Казанской иконы Божией Матери. Сослужили Первоиерарху Русской Православной Церкви митрополит Волгоградский и Камышинский Герман, митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор, архиепископ Верейский Евгений, архиепископ Астраханский и Енотаевский Иона, епископы Элистинский и Калмыцкий Зосима, Дмитровский Александр и Сергиево-Посадский Феогност. Этот храм, в советское время использовавшийся под обувной склад, был возвращен Церкви десять лет назад. За это время был полностью восстановлен внешний облик церкви, расписаны своды, установлен иконостас, многие иконы в котором расшиты бисером. Бисером расшита и огромная храмовая икона Божией Матери " Казанская " . Уменьшенную копию этого образа настоятель и прихожане подарили Святейшему Патриарху Алексию на молитвенную память о посещении Казанского храма.

http://zavet.ru/news/0210/n29-1.htm

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010