5 ноября 1917 года на Троицком подворье митрополит Московский и Коломенский Тихон (Белавин) получил весть об избрании его на Патриарший престол. Здесь же в мае 1922 года святитель был арестован. После этого на подворье ненадолго разместилась Московская богословская академия Обновленческой Церкви. В 1929 году ее сменил детский сад. Домовую церковь разорили, а ее купол и шатровый верх звонницы снесли. Храм Живоначальной Троицы власти превратили в склад, потом в него вселился Мюзик-холл, Московский академический симфонический оркестр... В 1992 году Троицкое подворье было возвращено Церкви. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II иеромонах Лонгин (Корчагин), ныне епископ Саратовский и Вольский, возродил здесь монашескую и приходскую жизнь. Первая Литургия на подворье была отслужена на Пасху 1993 года. А в 1995 году состоялось первое патриаршее богослужение. Святейший Патриарх Московский Алексий II в сослужении Духовного Собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры во главе с отцом наместником, архимандритом Феогностом (Гузиковым) и лаврским хором под управлением архимандрита Матфея (Мормыля) совершил на подворье БожественнуюЛитургию. Завершена реставрация храмаЖивоначальной Троицы. Его Великое освящение Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил в 2000 году на празднование Похвалы Пресвятой Богородицы. Сейчас богослужения совершаются в трех восстановленных его приделах - во имя Живоначальной Троицы, в честь Владимирской иконы Божией Матери, во имя преподобных Сергия и Никона, Радонежских чудотворцев. Одна из наиболее почитаемых икон подворья – образ Божией Матери «Достойно есть» афонского письма. Это список чудотворной афонской иконы, находящейся в соборном храме Протата в Карее - столице Афона. Он был привезен на Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 16 июня 1999 года. Еще одна святыня - икона Живоначальной Троицы, написанная на доске из Мамврийского дуба и освященная на Гробе Господнем. Она была подарена Свято-Троицкой Сергиевой Лавре Русской Духовной Миссией в Иерусалиме в 1912 году. На подворье также хранятся два креста-мощевика, в которые заключены более двух десятков мощей почитаемых в России святых.

http://sobory.ru/article/?object=23245

После этого Предстоятель Русской православной церкви и первоиерарх Зарубежной церкви сели за стол, причем не в золоченные кресла, как это делают министры и премьеры, а на табуретки с мягким зеленым покрытием. В 9.59 документ был подписан. Обычно Святейший Патриарх пользуется зелеными чернилами. Как было в этот раз, точно неизвестно. Авторучками стороны обмениваться не стали (позже владыка Лавр преподнес Алексию II список главной святыни РПЦЗ — иконы Божией Матери «Курская-Коренная», а Алексий II в ответ — сосуды для причастия, из которых в четверг причастились духовенство и верующие обеих ветвей Церкви, а также матерчатые платы, которые используют при совершении литургии). Патриарх и митрополит Лавр встали и со словами «Христос посреди нас! — И есть, будет!» троекратно облобызались. Было возглашено «Многая лета»: Святейшему Патриарху, митрополиту Лавру и «Богохранимой стране Российской и чадам ея, во Отечествии и рассеянии сущим, и всем православным христианам». Настал черед речей. Алексий II говорил не только о значимости «исторического события и преодоления противостояния в обществе», но и о заслугах президента Путина в этом процессе: «В Вас они увидели человека, преданного России, православного христианина, совершающего служение своему народу». На память о дне восстановления церковного единства Его Святейшество подарил президенту складень (складную икону) с образом Троицы, Владимирской иконы Божией Матери и иконы Собора Новомучеников и Исповедников Российских. В свою очередь Владимир Путин подчеркнул: «Мы осознали, что национальный подъем, развитие России невозможны без опоры на исторический и духовный опыт. И хорошо понимаем и ценим силу воздействия пастырского слова». Как раскололись В 1919 году в Ставрополе для окормления паствы на территориях, контролируемых Белой армией, было организовано Временное высшее церковное управление (ВВЦУ) епархий Юго-Востока России. В ноябре 1920 года члены Управления покинули Россию. Наиболее авторитетные иерархи первоначально собирались затвориться в монастырях, а заботу о русской пастве за рубежом передать соответствующим Поместным церквам. Но, после того как генерал Врангель объявил о намерении сохранить военную организацию для борьбы с большевиками, ВВЦУ решило продолжить свою деятельность среди эмигрантов. 12 мая 1921 года ВВЦУ переехало из Стамбула в Сербию.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

который на время пребывания Предстоятеля в этом городе стал Патриаршей резиденцией. Святейший Патриарх Кирилл благословил Александру и ее брата и подарил девочке специальную коляску для детей с ограниченными возможностями. Из рук Святейшего Патриарха девочка в память об этой встрече получила иконку Божией Матери «Касперовская». Беседуя с мамой ребенка, Патриарх Кирилл поблагодарил ее за письмо и сказал, что будет молиться о здравии Александры. Пожелав Светлане Станиславовне и ее семье помощи от Господа, Святейший Патриарх сказал: «Иногда мы не можем этого понять, но и здоровье, и болезни являются благословением Божиим». В память о пребывании в Успенском Патриаршем мужском монастыре Предстоятель посадил на территории обители березку. Деревце будет расти рядом с березой, некогда посаженной здесь Патриархом Пименом, который, как и его предшественник Патриарх Алексий I, часто посещал Успенскую обитель и принимал здесь Предстоятелей и иерархов Поместных Православных Церквей и других гостей Русской Православной Церкви. Дважды, в 1990-м и 1997 годах, в монастырь приезжал приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II. 22 июля Святейший Патриарх Кирилл посетил Одесскую национальную юридическую академию. Побеседовав с президентом академии С.В. Киваловым, Святейший Патриарх осмотрел помещения вуза и с интересом выслушал рассказ о создании первого на украинской земле студенческого храма святой мученицы Татианы. Затем состоялось торжественное заседание Ученого совета Одесской национальной юридической академии (ОНЮА), посвященное присвоению Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу степени доктора hono-ris causa — «за многолетний пас-тырский труд по формированию нравственных начал славянских наций, торжества симфонии во взаимоотношениях Церкви и государства». Президент академии С.В. Кивалов вручил Святейшему Патриарху Кириллу знак отличия почетного доктора ОНЮА, удостоверение, диплом и докторскую мантию. Святейший Патриарх Кирилл выступил перед участниками торжественного заседания с докторской речью.

http://e-vestnik.ru/church/pervosvyatite...

" Здесь совершаются богослужения, дети получают религиозное образование, взрослые знакомятся с основами православной христианской культуры " , – сказал Святейший Патриарх, с сожалением отметив, как много усилий приходится прилагать для того, чтобы убедить сомневающихся, что основы православной культуры – это прежде всего культурологический предмет. Предстоятель Русской Православной Церкви напомнил, что каждому образованному человеку необходимо знать основы своей культуры. " Если же обратиться взором к истории России, то мы увидим, что основой ее культуры является Православие, – подчеркнул Его Святейшество. – Мы не должны быть " иванами, не помнящими родства " , мы должны знать и любить историю своей страны. Много трагических событий происходило в ее истории. Вражеские нашествия, смутные времена постигали Россию, но благодаря силе народа она восставала из пепла, воскресала. Дай Бог, чтобы и нынешние трудные времена были общими усилиями преодолены. Русская Православная Церковь всегда была со своим народом и впредь готова помогать ему, исцелять его духовно, поддерживать, помогать ему нести свой жизненный крест " . Святейший Патриарх также посетил открытый при храме детский социальный приют " Рождественский " , познакомился с воспитанниками и пожелал им стать достойным гражданами страны и верными чадами Церкви. Обращаясь к воспитателям, Святейший Патриарх напомнил, что дети – не только наше будущее, но и наше настоящее. И то, что заложено в детское сердце, останется в нем навсегда. В тот же вечер по дороге в Геленджик Святейший Патриарх Алексий побывал у источника " Святая ручка " , помолился в часовне во имя Святителя Николая Чудотворца и испил святой воды. Своим названием комплекс целебных источников " Святая ручка " обязан тому, что в одном из его родников вода стекала по камню, очертания которого напоминали женскую руку. Верующие, помолившись у святого источника Пресвятой Богородицы, по ее предстательству получали исцеление, воспринимая это как благодать, подаваемую Матерью Божией, а каменную руку, по которой истекала целебная вода, – как образ руки Ее, подающей эту благодать.

http://pravoslavie.ru/13787.html

В ответном выступлении Святейший Патриарх Алексий II от имени Русской Православной Церкви высоко оценил личный вклад Президента Альгирдаса Бразаускаса в становление новой Литвы, а также заслуги руководителя республики в принятии законов, регулирующих отношения между различными христианскими конфессиями. Он вручил Президенту страны высокую награду Русской Православной Церкви — орден Святого благоверного князя Даниила Московского I степени. На встрече с премьер-министром Святейший Патриарх поблагодарил правительство Литвы за справедливое решение религиозных проблем и проблем национальных меньшинств. 25-26 июля состоялись церковные торжества в Свято-Духовом кафедральном соборе, в котором Святейший Патриарх Алексий II возглавил всенощное бдение и Божественную литургию. На литургии присутствовали представители светской власти, а также католическое духовенство во главе с архиепископом Аудрисом Юозасом Бачкисом, митрополитом Вильнюсским, Председателем Епископской конференции Литвы. По завершении литургии процессия во главе со Святейшим Патриархом направилась к часовне, в которой находится Остробрамская икона Божией Матери, где Его Святейшество обратился со словом к тысячам верующих. Последним по программе пребывания Его Святейшества на Литовской земле было посещение детского дома-интерната в Ново-Вильно, неподалеку от столицы Республики. Святейший Патриарх ознакомился с условиями жизни воспитанников, посетил музей, где хранятся святыни, привезенные учениками из различных паломнических поездок, и православную часовню, где дети вместе с пастырями и преподавателями возносят молитвы ко Господу. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить удовлетворение пребыванием Предстоятеля Русской Православной Церкви в Литовской епархии и участием в торжествах, связанных с 650-летием кончины Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия и 400-летием основания Виленского Свято-Духова монастыря. 2. Отметить важность и плодотворность встреч Святейшего Патриарха с государственными руководителями Литвы: президентом Альгирдасом Бразаускасом, премьер-министром Гядиминасом Вагнорюсом, председателем сейма Витаутасом Ландсбергисом.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4971866...

«Если Совет рассматривает прошение кандидата в духовные школы — то надо понять, что приводит человека к желанию получать духовное образование, чтобы случайные люди не попадали в ограду церковную», — сказал Патриарх Алексий. Он также отметил, что хотя, с одной стороны, сейчас нет давления на Церковь, с другой — профессия священнослужителя становится «престижной» и потому необходимо очень внимательно подходить к рассмотрению прошений на хиротонию. Также в задачи Епархиального совета входит рассмотрение жалоб и конфликтов внутри приходов. В этом отношении Епархиальный совет основывается на решении епархиальной Дисциплинарной комиссии, которая выносит свое суждение по всем конфликтным ситуациям. Патриарх отметил, что новый состав Епархиального совета начинает свою работу в напряженный год, на протяжении которого будут происходить важнейшие события как общецерковного значения, так и епархиального московского уровня, и Епархиальному совету будет необходимо также участвовать во многих из этих мероприятий. «Епархиальный совет — ближайший помощник правящего архиерея, — напомнил собравшимся Его Святейшество. — Поскольку я не имею возможности встречаться с духовенством города, общее число которого уже превышает тысячу человек, члены Совета должны знать московское духовенство и разрешать те вопросы, которые будут возникать». «Я от души желаю благословенных успехов и помощи Божией в тех делах, которые будут стоять на повестке дня Епархиального совета Москвы», — сказал, завершая встречу Святейший Патриарх. В ближайшее время состоится очередное заседание Епархиального совета, на котором будут рассматриваться кандидатуры для рукоположения в священный сан и для поступления в духовные школы. Для более эффективной деятельности Епархиального совета при нем осуществляют деятельность комиссии по различным направлениям приходской жизнедеятельности, задача которых — разрешать вопросы жизнедеятельности Московской городской епархии, не доводя их до разбора на Епархиальном совете.   Слово Святейшего Патриарха Алексия

http://pravoslavie.ru/25943.html

подробнее... СИТУАЦИЯ В КОСОВО ОБСУЖДАЕТСЯ НА ПЕРЕГОВОРАХ МИНИСТРОВ РОССИИ И ГРЕЦИИ В МОСКВЕ Министр иностранных дел Греции прибыл в российскую столицу в воскресенье. Практически сразу после прилета он посетил греческое посольство, где прошла его неформальная встреча с Игорем Ивановым. В ней также принимал участие и Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Оба политика, а также Предстоятель встретились в посольстве по случаю празднования Дня Торжества Православия. подробнее... МИНИСТР ГРЕЦИИ СЧИТАЕТ ПРАВОСЛАВИЕ УКРЕПЛЯЮЩЕЙ СИЛОЙ О необходимости единства православных Церквей и народов России и Греции говорилось на встрече в греческом посольстве в Москве Патриарха Московского и всея Руси Алексия с представителями дипкорпуса и российской общественности. Поводом для нее стал общий для всего православного мира праздник Торжества Православия. подробнее... КРЕСТНЫЙ ХОД, СОБРАВШИЙ БОЛЕЕ ТРЕХ ТЫСЯЧ УЧАСТНИКОВ, ПРОШЕЛ В ЦЕНТРЕ МОСКВЫ Он проводился в честь праздника " Державной " иконы Божией Матери, явленной 83 года назад в день вынужденного отречения императора Николая II от престола, и по сути был посвящен прославлению Царской Семьи. Ожидается, что канонизация состоится на Архиерейском соборе, который будет созван в августе. подробнее... СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ ПРИНЯЛ МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Рушайло высоко оценил миротворческую миссию Русской Православной Церкви на Северном Кавказе и позицию Московского патриархата в сохранении единства и стабильности в России. подробнее... ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ И ВЛАДИМИР ПУТИН СХОДНО ОЦЕНИВАЮТ " ЧЕЧЕНСКУЮ ПРОБЛЕМУ " " Россия вынуждена вести боевые операции в Чечне, иначе в нашем доме не будет мира и спокойствия и терроризм распространится по всей стране " . Такое мнение было высказано сегодня во время беседы Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и и.о. президента РФ Владимира Путина. Эта беседа состоялась после панихиды, которую совершил Предстоятель церкви по погибшим в Чечне псковским воинам-десантникам. подробнее... В ПЕТЕРБУРГЕ ОТКРЫЛСЯ ДОМ МИЛОСЕРДИЯ И ТРУДОЛЮБИЯ ВО ИМЯ СВЯТОГО ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО

http://pravoslavie.ru/news/index14.htm

Такое единодушное ходатайство за Алексия как бы всей Русской Церкви, равно как добрые известия о нем, доходившие до Константинополя и другими путями, расположили императора и патриарха согласиться на возведение смиренного епископа Владимирского в сан митрополита. Летом 1353 г. они чрез тех же русских послов прислали ему свои грамоты, призывавшие его в Константинополь. Святой Алексий немедленно отправился и благополучно достиг греческой столицы, где пробыл около года. Здесь патриарх имел возможность еще лично убедиться в его высоких достоинствах и, как сам говорит, «за его добродетельное житие и прочие духовные доблести» возвел его в сан митрополита. От 30 июня 1354 г. выдано было святому Алексию соборное деяние и известие о поставлении его, подписанное патриархом Филофеем, а осенью того же года Русский митрополит выехал из Царьграда . В этой грамоте патриарх, между прочим, обращаясь к русским, говорил: «Извещаем о том (т. е. о поставлении Алексия) и Собор той Церкви, боголюбезнейших епископов, и самого благороднейшего великого князя России кир Иоанна, и прочих благородных князей, возлюбленных о Господе сынов нашей мерности, а также и тамошний клир, начальствующих и весь живущий там христоименитый народ Божий. И пишем, и увещеваем отечески, чтобы все приняли его (святого Алексия) с радостию и все возвеселились о его пришествии, оказывали ему всякую честь и благопокорность в том, что он будет говорить или к чему будет убеждать их для пользы их душ и утверждения благочестивых и православных догматов Божией Церкви. Ибо оказываемые ему уважение, честь и благоговение относятся к Богу, переходят на нашу мерность и находящийся при нас Божественный и священный Собор. Он (Алексий) должен воссесть на священный престол как совершенный митрополит Киевский и всея России и пользоваться всеми, относящимися к той святейшей митрополии, правами и преимуществами; должен, по Божественным и священным канонам, иметь власть во всех делах той Церкви, определять в ней чтецов, поставлять иподиаконов и диаконов, рукополагать священников и вообще совершать все, предоставленное преосвященному архиерею Киевскому и всея России. А все, находящиеся в той Церкви, клирики и прочие освященные лица, монахи и мирские, должны подчиняться и повиноваться ему как своему пастырю, отцу, учителю, посреднику и примирителю в делах Божественных и с усердием принимать и исполнять то, чему он будет их учить для пользы и спасения их душ». Согласившись возвести на престол митрополии Русской святого Алексия только в виде исключения, так как он был родом не из Греции, патриарх, однако ж, дал ему помощника из числа греков, ризничего великой церкви и сосудохранителя царского клира, диакона кир Георгия Пердику, посвятив его в экзарха, «с тем чтобы он, по данному ему праву и церковным законам, содержал наместничество святейшего архиерея Киевского и всея России Алексия» . Впрочем, Георгий оставался в России недолго или непостоянно: в 1361 г. мы снова увидим его при патриархе.

http://sedmitza.ru/lib/text/435864/

В XX веке посредством жребия на Поместном Соборе в 1917 году был избран святитель Тихон. Последующие патриархи - Сергий, Алексий I и Пимен - избирались открытым голосованием. Святейший патриарх Алексий II был избран тайным голосованием из трех кандидатов, предложенных Архиерейским Собором. Годы служения почившего первосвятителя подтвердили правильность тогдашнего выбора и то, что он осуществился по Божией воле. Мы видим, что процедура избрания патриарха изменялась с течением времени. Но неизменно такое избрание освящалось соборным разумом Церкви. Священный Синод рекомендовал Архиерейскому Собору избрать трех кандидатов на патриарший престол. В свою очередь Поместный Собор также может выдвинуть дополнительных кандидатов. По Уставу Церкви, кандидат в патриархи должен быть епископом не моложе 40 лет, обладать высшим богословским образованием, иметь опыт управления епархией. Было предложено, чтобы выборы кандидатов на Архиерейском и Поместном Соборах и выборы патриарха проводились тайным голосованием, чтобы в полной мере обеспечить голосование каждого по совести. Мы верим, что соборная молитва, поддержанная молитвой всей Церкви, откроет сердца и умы членов Поместного Собора к восприятию внушения от Святого Духа. Вот почему так важно сохранить чистоту наших сердец и помыслов, дабы подозрительностью и злобой не разрушить свой внутренний мир и остаться способными услышать голос Божий. Деяния Собора - это в первую очередь духовные деяния, ибо через них является Церкви и миру воля Божия. - Какие основные задачи, на Ваш взгляд, будут стоять перед будущим предстоятелем? Чем они отличаются от задач, стоявших в 1990 году перед Святейшим патриархом Алексием II? - С самого начала первосвятительского служения Святейшего патриарха Алексия перед ним встали задачи укрепления церковного единства, возобновления катехизации и миссионерства, развития духовного образования, издания православной литературы, восстановления и строительства храмов, возрождения монашеской жизни, социальной работы, благотворительности, других видов церковного служения. Многое уже сделано: достаточно сказать, что за последние 20 лет количество монастырей возросло с 22 до 800! Количество приходов увеличилось в четыре с лишним раза. Развивается система духовного образования, действует более 11 тысяч воскресных школ. Как свидетельствуют данные опросов и опыт общения с разными людьми, Церкви доверяют. И это народное доверие - во многом заслуга Его Святейшества. Наш патриарх был любим и почитаем многими людьми. И перед новым предстоятелем встанет очень непростая задача - быть достойным преемником почившего первосвятителя.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В мае – июне 1947 года о. Григорий сопровождал Святейшего Патриарха Алексия в его поездке в Румынию. В 1955 году, к празднику Святой Пасхи, Святейший Патриарх Алексий наградил протоиерея Григория крестом с украшениями во внимание к его церковным заслугам. Не раз о. Григорий выступал со статьями в «Журнале Московской Патриархии». Искренность православного пастыря, неподдельность, живость отличают его злободневные очерки. В них чувствуется сильный ум и эрудиция. О. Григорий был весьма разносторонне образован, владел английским и французским языками. Он отличался удивительной добротой, умением видеть человеческое горе и непременно по-настоящему, по-хорошему помочь. Он был очень собран и немногословен, всегда ко всем внимателен. Его сравнивали с добрым самарянином. Он не ждал призыва о помощи, но сам шел туда, где видел в ней нужду. Советы о. Григорий давал очень простые и потому всегда легко исполнимые. Те, кто знал о. Григория, говорили, что спрашивавший иногда отходил удивленный простотой ответа. Горячая благодарность людей всегда выливалась в искреннюю о нем молитву. Особый стиль богослужения о. Григория – сдержанность, своеобразная церковная корректность, выражавшиеся в скупых движениях, в интонациях голоса, – порождал глубокую сосредоточенность и ощущение непосредственного предстояния Лицу Божию. Четкая церковно-богослужебная дисциплина проявлялась и в его проповедях. В храме, где он служил, было легко молиться, подчиняясь его духовной собранности. Его прихожане привыкали к строгости церковной дисциплины. Многие, казалось бы, незначительные обычаи из богослужебной практики о. Григория всегда по-особенному хорошо отличали его. Можно привести небольшой, но очень характерный такой пример. После водоосвящения о. Григорий всегда проходил по храму и окроплял храм и молящихся. Все ждали на своих местах и не создавали обычной в таких случаях суеты и движения. Не выносил о. Григорий неискренности, корысти, отсутствия порядка. Здесь он был непримирим и часто резок. Последние пять лет о. Григорий по болезни находился за штатом. Святейший Патриарх Алексий, предоставляя о. Григорию пенсию, «сердечно и молитвенно желал ему спокойного отдыха и выздоровления» и выражал надежду на продолжение его служения Церкви Божией. Многие прихожане также ждали и надеялись, что их пастырь снова вернется к ним. Но Господь судил иначе. И ныне горячая молитва возносится к Престолу Божию о упокоении пастыря чистой и мудрой души и рассудительного щедрого сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Razum...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010