Мы находим здесь выражение, которое мы встречали у других латинских отцов и которое аналогично формуле, использованной святителем Кириллом Александрийским ». Как говорит в своем письме препо-. добный Максим, такая формулировка не означает ни того, что Сын является Причиной ипостасного существования Духа, ни того, что Дух как Лицо исходит из субстанции Сына, ни даже того, что Он получает от Сына сущность или Божественную природу, но свидетельствует, что Дух есть Дух Сына в том смысле, который мы уже встречали ранее, и усиленно выражает единство природы Отца, Сына и Святого Духа. Вот что значит «проявлять», исходя из Христа, «per substantiam»: это не ипостась Духа, но Дух как содержащаяся в Нем сумма благ, действий или Божественных энергий, Которые Сын имеет также в Себе, получив их Г от Отца, чтобы явить их и передать людям. Святитель Григорий Великий представляется, таким oбI разом, также в ряду тех латинских отцов, которых имел в виду преподобный Максим в своем письме. Vl. UCKЛЮЧEHUE БЛАЖЕННОГО АВГУСТИНА Православный историк А. Зерникав помещает блажен-. ного Августина в стан врагов латинского догмата Filioque . Действительно, в сочинениях блаж. Августина есть такие места, в которых исхождение Святого Духа от Отца и от Сына утверждается в смысле откровенно икономическом (ниспослание Святого Духа в мир и дар Духа людям). Так, епископ Иппонский пишет: «Святой Дух посылается нам через (Сына) от Отца и от Его собственного Лица. Дух Отца и Сына посылается Ими Двумя (missus ab utroque)   ». Он утверждает, что, поскольку Он преподан апостолам как дар Бога, Святой Дух должен иметь происхождение от Отца и Сына . Также он отмечает: «Почему не должны мы верить, что Святой Дух исходит от Сына, коль скоро Он есть Дух Сына? Если Он не исшел из Него после Его воскресения, являясь Его ученикам, Он не мог бы дунуть на них, говоря им: Примите Духа Святого (Ин. 20, 22). Что означает это дуновение, если не то, что Святой Дух исшел от Него?» Некоторые выражения остаются между тем двусмысленными, касающиеся дарования благодати людям и сообщения этой благодати (главным образом, жизни) от Отца и от Сына Духу: «Святой Дух не исходит от Отца в Сыне и от Сына, чтобы освятить творение, но Он исходит одновременно от Одного и от Другого (simul de utroque procedit): хотя Отец предоставил Сыну, чтобы Святой Дух исходил от Сына, как Он исходит от Него Самого.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

Итак, каждое святое таинство и святая добродетель – это малый Духов День, ибо Дух Святой сходит на нас, сходит существенно, ибо Он – «богатство Божества», Он – «благодати пучина», Он – «благодать и жизнь всякой твари». Духом Святым Господь пребывает в нас, и мы в Нем – об этом нам свидетельствует присутствие в нас Святого Духа. Мы Духом Святым живем во Христе, и Он в нас, – и это знаем «по Духу, который Он дал нам» ( 1Ин. 3, 24 ), Наш человеческий дух Духом Святым научается по-настоящему правильно познавать Христа. Что есть в Боге и в Богочеловеке, мы знаем по Духу Божиему, Которого Он нам дал ( 1Ин.4,15 ; 1Кор.2,4–16 ). Для познания Богочеловека Христа, одного из Лиц Святой Троицы, нам нужна помощь остальных двух Лиц: Бога Отца и Бога Духа Святого ( Мф. 11, 27 ; 1Кор. 2, 12 ). Дух Святой есть «Дух премудрости» ( Еф. 1, 17 ), и получающий Его человек исполняется Божественной премудростью. Дух Святой есть «Дух откровения» ( Еф. 1, 17 ). Божественною Премудростью Он в сердце верующего открывает тайну Иисуса Христа – Богочеловека, и такой причастник Святого Духа приходит к истинному познанию Христа. Никакой человеческий дух никакими усилиями не в состоянии познать тайну Христа в ее Божественном и спасительном совершенстве и полноте – это человеческому духу открывает только Дух Святой, почему и называется Он «Духом откровения» ( Еф. 1, 17 ; Еф. 3,6 ; 1Кор. 2, 10 ). По этой причине Апостол-духовидец и говорит: «Никто не может назвать Иисуса Господом – как только Духом Святым» ( 1Кор. 12,3 ). Дух Святой как «Дух Истины» и «Дух откровения» вводит и всякую истину Богочеловеческой Личности Христа и Его Богочеловеческого домостроительства спасения и учит нас всему, что Христово ( Ин. 16,13 ; Ин. 14, 26 ; 1Кор. 2, 6–16 ). Это и есть причина того, что все Евангелие Христово, со всеми своими Богочеловеческими фактами, называется Откровением. И это причина того, что в Церкви всяческий чин, дело, служба, тайна, работа – совершается призыванием силы и благодати Святого Духа. Словом, вся жизнь Церкви, во всех своих бесконечных Богочеловеческих проявлениях, ведется и руководится Духом Святым, Который всегда пребывает в Господе Иисусе Христе, поэтому в Святом Евангелии и сказано: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» ( Рим. 8, 9 ). Подобно Херувиму погруженный в Богочеловеческую тайну Церкви, как в самую чудесную и великую тайну Божию, св. Василий Великий восклицает: «Дух Святый созидает (творит, строит) Церковь Божию». Благодать

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Для тех, которыми обладают и страсти, и неверие, благодать Святого Духа неприступна и незрима. Но для тех, которые достойно покаются и начинают исполнять заповеди Христовы с верой, со страхом и трепетом, она открывается и бывает зримой. И сама эта благодать производит в них суд, несомненно такой, какой предстоит, или лучше сказать, она бывает для них днем Божественного суда. Кто всегда освещается этой благодатью, тот истинно видит себя самого, что он такое есть и в каком жалком состоянии находится – видит в тонкости все дела свои, которые совершал телом или только в душе. При этом он судится и Божественным огнем, вследствие чего, напояемый водою слез, орошается по всему телу, и мало-помалу крещается весь душою и телом, этим Божественным огнем и Духом, становится весь чистым, весь непорочным, сыном света и дня, и более не сыном человека смертного. Потому такой не будет судим на будущем Суде, так как уже был судим раньше; не будет обличаем этим светом, потому что освятился им здесь прежде; и не войдет в этот огонь, который жжет вечно, потому что вошел в него здесь прежде и был судим. Он и думать не будет, что только тогда явился день Господень, потому что давно уже стал днем светлым и сияющим от общения и беседы с Богом... Преподобный Симеон Новый Богослов ( 61, 26 ). Дух Святой, Дух благой, Источник всякого блага, единый по существу с Богом Отцом и Сыном, – как Он посылается твари от Отца и Сына, если только исходит Он предвечно от Отца? Посылает Его Отец, согласно словам Христа Господа, сказанным апостолам: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему» ( Ин. 14, 26 ). Посылает Его и Сын, согласно этому обещанию: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины... Он будет свидетельствовать о Мне» ( Ин. 15, 26 ). Потому и эту молитву: «Дух Твой Благий наставит мя на землю праву» ( Пс. 142, 10 ) мы должны воссылать одинаково как к Богу Отцу, так и к Богу Сыну, чтобы от Обоих истекал на нас один источник благодати, подобно тому, как Иоанн Богослов видел в откровении его истекающим из престола Божия и от Агнца, когда говорит так: «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца» ( Апок. 22, 1 ). Именуется же Дух Святой Духом благим не только потому, что Он по естеству Своему благ, как Бог, согласно написанному: «Никто не благ, как только один Бог» ( Мф. 19, 17 ), но еще и потому, что Его Божественной ипостаси в особенности присваивается благость, как Отчей – всемогущество, а Сыновней – мудрость, ибо Он есть причина всей благости, источник любви, и от Него происходят всякие дарования. От Него все дары, сияющие в Церкви, и в пророках, и в мучениках. Он есть Дух премудрости в Соломоне, Дух ведения в Веселеиле, Дух совета в Моисее и в семидесяти судиях, Дух крепости в Иисусе Навине, Гедеоне и Самсоне, Дух благочестия в Товии, Дух разума в Данииле, Дух страха Божия в праведном и богобоязненном Симеоне – все дары благодати происходят от Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Пророчество исполнилось в точности. Со времени вавилонского плена прекратились цари из рода Давидова, а перед Рожеством Христовым, согласно древнему пророчеству патриарха Иакова, вообще прекратились правители из колена Иудина; представители рода Давидова – Пресвятая Дева Мария и святой праведный Иосиф Обручник – были людьми простыми и бедными, как некогда и отец Давида Иессей. Во втором стихе говорится о семи дарах Святого Духа, которые почиют на Мессии, потомке Иессея. «И почиет на Нем Дух Божий, дух премудрости и разума. Дух совета и крепости. Дух ведения благочестия, исполнит Его Дух страха Божия...» (наизусть). Слово «почиет» обозначает неотлучное, постоянное пребывание на Лице Мессии Святого Духа, в отличие от временного пребывания Его на ветхозаветных избранниках (судиях, первосвященниках, пророках и царях), а самое число 7 обозначает полноту харизматических даров, пребывающих на Мессии. «Дух Божий» (евр. Руах Ягве=Дух Господень; греч.=Дух Божий)=Святой Дух. Исполнение пророчества на Иисусе Христе засвидетельствовано в Евангелии. Дух Святой пребывал с Мессией с момента воплощения («Дух Святый найдет на тя...»: Лк. 1:35 ) и зримо был явлен Иоанну Крестителю во время крещения Господа: «Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, Пребывающего на Нем» ( Ин. 1:32 ; Мф. 3:16 ). «Дух Божий» – родовое понятие. Далее конкретно перечисляются семь даров Святого Духа. «Дух премудрости и разума». Согласно библейскому словоупотреб-лению, «дар мудрости» (хохма, sapienta) «дар разума» (бина, intellectus) как составной элемент мудрости, обозначающий проницательность, в общем обозначает богатство ума, широту познаний, способность опознавать людей и сущность явлений по их внутренним достоинствам; в более частном смысле эти дары обозначают в библии высшую степень религиозно-нравственного знания целей жизни и средств к их достижению и, вместе с тем, умение пользоваться ими во всех обстоятельствах жизни. Господь Иисус Христос, действительно, обладал этими дарами в совершенстве: еще двенадцатилетним отроком Он удивил иудейских законоучителей мудрыми вопросами и ответами в Иерусалимском храме ( Лк.2:42–47 ) и вообще во всей земной жизни неоднократно вызывал в своих современниках удивление своей мудростию ( Ин.7:15 ; Мф.7:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Грешники! Притекайте чаще в храм, как во врачебницу, и уврачуетесь и спасётесь» (М: 158). Особое действие Духа Святого совершается в Светлую седмицу. «Блаженны посещающие Богослужение светлой седмицы. Дух Божий – Всеблагий, Всесвятый, Животворящий, Всемощный, особенным обилием благодати почивает в это время на святом престоле: на Воскресшем Жизнодавце Христе» (Д 1:185). Как в разговоре между людьми посредником бывает воздух, так и в общении с Миром Горним посредником бывает Дух Святой. «Не понимаем вполне, как чрез посредство воздуха слова наши слышат другие, иногда на далёком расстоянии, однако же знаем, что слышат; не понимаем также, как слышат в Духе Святом святые Ангелы и человеки вопли сердца нашего, а знаем, что слышат. Как там удостоверяемся в слышании другими нашей речи из ответов, так и здесь удостоверяемся из ответов. Там мы видим очами телесными лицо, с которым говорим, здесь очами сердечными: глазу представляется образ, оку сердца – лицо невидимое или дух невидимый. Для телесных существ есть расстояние, для Святого Духа оно не существует» (Д: 712–713). Зная о великих дарах Духа Святого, не почитать Его – тяжкий грех. «Как грешно не знать и не чтить должным поклонением Все-святого Духа: Он живит, утешает, исполняет Миром сердца наши, молится с нами, святыми совершает нас» (Д 1: 603). Противящимся Духу Святому и хулящим Его святой Иоанн говорит: «Худо будет вам и может быть очень скоро» (Д: 718). «Кто отвергает личное бытие Духа Святого, особенно же, кто причастником был Духа Святого много раз, тот хулит Его, и если не исправится от хулы, не будет прощён ни в сей век, ни в будущий. Душе Святый, животворящий, Душе благодати, помилуй нас!» (Д: 724). Святой Иоанн живо, наглядно противопоставляет Духа Утешителя и духа уныния. Утешитель – это мир, радость, бесконечное блаженство. Его действия на душу уподобляются заботам любящей матери. Дух уныния – это зло, леность, сомнение, маловерие, неверие. Например, «вы в церкви у Богослужения: и вам скучно, тяжело, лень, – на вас напало уныние. Отчего? Оттого, что над вами коварствуют злые духи уныния и лености. Или вы принимаетесь за сочинение духовное, например, за проповедь : и в вашем сердце, в вашем уме – мрак» холод, а во всём теле – расслабление. Отчего? Оттого, что в вас коварствуют невидимые враги... Потому Дух Святый совершенно необходим всем нам во всех благих делах наших: Он есть наша сила, крепость, свет, мир, утешение» (Д: 714). Батюшка прямо называет уныние хулой на Духа Святого (Д 1: 100). По слову отца Иоанна, в нас резко различаются, «с одной стороны – дух благий, дух мира, спокойствия, радости, света, дух животворящий, с другой -дух злой, дух тесноты, томления, уныния, мрака, дух, убивающий душу нашу. Первый – Дух Божий, Коим живём, дышим духовно, двигаемся и существуем; второй – дух злой, сатана» (Д: 563).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Заозерский Николай Александрович , экстра-орд. проф. Моск. Д. Акад. Западалов Алексей Осипович , студ. Моск. Дух. Акад. Звенигородский Александр Викторович, дворянин. Зверев Стефан Егорович, студ. Моск. Дух. Акад. Зеленецкий Сергей Сергеевич, студ. Моск. Дух. Акад. Зиоров Михаил Захарович, препод. Рязанск. сем. Ильинский Николай Александрович, студ. Моск. Д. Акад. Иоанникий Варфоломеев, иеромонах, канд. Моск. Д. Акад. Иоанн Рахманов, иеромонах, студ. Моск. Дух. Акад. преосвящ. Иустин, епископ Рязанский и Шацкий. Каптерев Николай Феодорович, экстра-орд. проф. Моск. Дух. Акад. Кванчехадзев, капитан второго ранга. Кирилл, иеромонах Костромск. Ипатьевск. монаст. Колоколов Димитрий Федорович, студ. Моск. Дух. Акад. Колосов Николай Александрович, библиот. Моск. Д. Акад. Корсунский Василий Яковлевич, кандид. Моск. Дух. Акад. Корсунский Николай Николаевич, препод. Ярославск. сем. Кутилин П. И., дворянин. Лебедев И. М., надзир. Моск. Дух. Донск. учил. Ливанов Виктор Феодорович, студ. Моск. Дух. Акад. Ливанский Илья Васильич, свящ., законоуч. Орловск. реальн. учил. Маньковский Осип Иванович, помощн. инспект. Смоленск. семин. преосвящ. Михаил, митрополит Сербский. Михей Алексеев, иеромононах – вольнослушат. Моск. Дух. Акад. Невоструев Капитон Иванович , проф. Моск. семин. Некрасов Василий Ильич, студ. Моск. Дух. Акад. —316— Некрасов Димитрий Петрович, свящ. Моск. Власиевск. в Старой-конюш. церкви. Никольский Симеон Яковлевич, свящ. – студ. Моск. Дух. Акад. Павел Глебов, архим. – наместник Троице-Сергиевой лавры. Писаревский Николай Николаевич, помощн. библиот. Моск. Дух. Акад. Попов Николай Никанорович, смотрит. Задонск. д. учил. Поспелов Иоанн Григорьевич, Костр. кафедр. протоиер. пр. Порфирий Успенский , епископ Чигиринский. Потемкин Иоанн Иоаннович, диак. Моск. Николо-Мокринск. церкви. Прилуцкая Ел. Алексеевна, дворянка. Раевич Иван Феодорович, студ. Моск. Дух. Акад. Ровинский Димитрий Александрович, сенат. тайн. советн. Розов Алексей Арсеньевич, прот. Покровской церкви г. Ростова.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ду­хов­ная лич­ность индивидуальна, един­ст­вен­на, не­по­вто­ри­ма, уни­каль­на. Не­по­вто­ри­мость лич­но­сти не от­ме­ня­ет­ся при изъ­я­тии всех её ка­честв, ибо как веч­ный ин­ди­ви­ду­аль­ный дух она са­мо­дос­та­точ­на. «Лич­но­ст­ная же не­по­вто­ри­мость есть то, что пре­бы­ва­ет да­же то­гда, ко­гда изъ­ят вся­кий кон­текст, кос­ми­че­ский, со­ци­аль­ный или ин­ди­ви­ду­аль­ный – всё, что мо­жет быть вы­ра­же­но. Лич­ность не­срав­нен­на, она “со­вер­шен­но дру­гое”… Тай­на лич­но­сти – ни к ка­кой при­ро­де не сво­ди­мый “ос­та­ток”, не мо­гу­щий быть оп­ре­де­лён, но лишь по­ка­зан. Лич­ное мож­но “уло­вить” толь­ко в лич­ном об­ще­нии, во вза­им­но­сти, ана­ло­гич­ной вза­им­но­му об­ще­нию ипо­ста­сей Трои­цы» (Вл.Н. Лос­ский).   Реальность духа Источники духовности – ипостась Духа Святого и Дух Божий как духовность Самой Св. Троицы. Духовное бытие в миру является отражением божественной духовности, присутствием божественного во вселенной. Личность как образ и подобие Творца духовна: «…рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3,6). По об­ра­зу Ду­ха Святого дух су­ще­ст­ву­ет лич­но­ст­но, мо­жет быть толь­ко кон­крет­ным субъ­ек­том. Дух есть трансцендирующая субъективность, в мир дух изливается через личность и в связи с личностью. Человек есть посланник и предстоятель Духа во вселенной. «Дух не есть объект, не есть природа, не есть бытие, дух есть субъект, есть акт, есть свобода… Бытие – статично, дух – динамичен. Дух не есть бытие. Дух есть субъект и субъективность, есть свобода и творческий акт» (Н.А. Бердяев). «Духу присуще личное самосознание, дух есть, прежде всего, личность, я. Безличный дух есть противоречие» (свящ. Сергий Булгаков). Все пред­став­ле­ния о раз­ли­том в ми­ро­зда­нии без­лич­ном ду­хе – ре­ци­ди­вы на­ту­ра­ли­сти­че­ско­го язы­че­ст­ва. Отсюда ду­хов­ные ос­но­вы бы­тия не без­лич­ны и ме­ха­ни­стич­ны, а пер­со­на­ли­стич­ны. Всё без­лич­ное – это не­упо­ря­до­чен­ное, сти­хий­ное, хао­тич­ное. Всё ан­ти­лич­но­ст­ное – ан­ти­ду­хов­но и не­бы­тий­но. Можно сказать, что бытие есть динамика духа. Дух несравненно более реален, нежели всё в мире сем.

http://bogoslov.ru/article/1144159

«Дух Твой благий наставит мя на землю праву» ( Пс. 142:10 ) Дух Святый именуется Духом благим потому, что Он есть источник всякого блага, источник любви, от Него исходят все дары благодатные в Церкви. Он есть Дух премудрости в Соломоне, Дух ведения в Веселеиле, Дух совета в Моисее, Дух крепости в Иисусе Навине, в Гедеоне и Сампсоне, Дух благочестия в Товии, Дух разума в Данииле, Дух страха Божия в праведном и Богобоязненном Симеоне. Поэтому и именуется Он Духом благим, Духом правым, Духом владычним. Он наставляет и управляет Церковью . Он наставляет нас на путь вечности, Он научает нас оправданиям (уставам) Своим, Он ведет нас в прежнее достоинство. Без Его Божественного наставления наш человеческий дух не может ходить правым путем и вводить нас в землю правды; наш дух суетен, непостоянен, склонен к заблуждениям и немощен; часто мы и сами не знаем, какого мы духа: иногда увлекаемся духом суетности, иногда духом нетерпеливости, иногда духом гордости, иногда духом сребролюбия, иногда духом властолюбия; каждый из этих духов ведет нас через разные пропасти погибельные, а мы не узнаем лукавого вождя. Много таких опасностей на нашем пути; часто лукавый демон прельщает нас злом под видом добра, да и сами мы немощны и потому нуждаемся, чтобы «Дух благий» ( Пс. 142:10 ) наставлял нас, и подкреплял нас по реченному от апостола Павла: «Дух способствует нам (подкрепляет нас) в немощех наших» ( Рим. 8:26 ). Он, Помощник наш милосердый, подкрепляет нас разными способами. Сначала Он подкрепляет нас в немощи нашей, чтобы мы принимали с благодарностью от руки Божией всякие скорби душевные и телесные и прославляли за них Бога нашего. Потом Он помогает нам, отгоняя от нашего разума невежество, и научая, что должно делать, и от чего должно бегать. Он укрепляет волю нашу, чтобы любить все доброе, все постоянное, вечное, и не привязываться ко всему тленному, что льстит только нашим чувствам, но никогда не может удовлетворить и насытить души. Святый Дух помогает нашей памяти благодарно воспоминать все благодеяния Божий, памятовать о заповедях Божиих, чтобы их не преступать, и о своих грехах, чтобы сокрушаться о них сердцем, – чтобы не забывали мы праведного и грозного Суда Божия, Который праведным готовит блаженное воздаяние, а грешникам – достойную казнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Совсем незадолго до этого прочитано: «Не останется (non permanebit 175 ) Дух Мой в этих людях вовек» 176 . Он не говорит «не будет», но «не останется». Одного видел Иоанн Единственного, в котором Дух остался, и был [явлен] такой знак: «На Ком ты увидишь Духа нисходящего и почивающего (manentem) на Нем, тот есть Сын Божий». Вот [например, кто-то] послужил Слову Божию, когда сошел Дух; но спустя немного [времени] он [уже] грешит, немного позже он говорит порочные слова; да я и не знаю, остался ли бы он без греха. Считаешь ли ты, что возможно грешить, когда присутствует Дух? Итак, ни на ком [другом] не остался Дух Божий, согласно написанному: «Вышел жезл из корня Иессеева, и цветок взошел от корня его, и почиет на нем Дух Божий, Дух премудрости, Дух разума, Дух совета и крепости». Поэтому Он есть Ангел великого со­вета; поэтому Он усилился и, усилившись, вознесся; и удивляются силы [небесные] тому, что Он возносится, и говорят о Нем: «Он – Господь сильный и могучий в сражении» 177 . Итак, я еще буду говорить о Восшедшем на небеса, или о силе Его: «И почиет на Нем дух совета и крепости»; «крепость моя и слава моя Господь, и Он явился мне во спасение». Итак, почил на Нем Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и кре­пости, Дух ведения и благочестия, и исполнит Его Дух страха Божия 178 . III. Итак, [эти] женщины просят человека, на которого они притязают, и обступают его всемером. В первую очередь нам важно выяснить, когда семь женщин возьмутся (recipiant) за одного мужчину. – Когда твердыни Иерусалима будут унижены 179 , когда ларцы их будут плакать по украшениям 180 дочерей Сиона 181 , когда [Иерусалим] оставлен будет один, когда будет брошен на землю 182 , тогда возьмутся (apprehendent) семь женщин за одного мужчину, говоря: «Свой хлеб будем есть и в свою одежду будем одеваться, только именем твоим пусть будем называться» 183 . Так схватят Его и поистине удержат семь жен Человека Единого, Иисуса Христа Господа нашего: в соответствии с этим истолковывается мужчи­на, в соответствии с этим Он родился, в соответствии с этим Он принял тело.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Поэтому духоносный Апостол и молится за ефесских христиан, а через них – и за всех нас: чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения в познание Его ( Еф.1:17 ). – Святой Апостол говорит: Бог Господа нашего Иисуса Христа. Разве Владыка Христос – не Бог, но имеет над Собою Бога? Несомненно, Он – Бог, во всем равный Богу Отцу по Божеству. Но Он – Бог – стал человеком, и для Него как человека Бог Отец – Бог. Для познания Его, единого от Святой Божественной Троицы, нам нужна помощь остальных двух Святых Лиц: Бога Отца и Бога Духа Святого. Бог Дух Святой – это Дух премудрости; если человек получит Его, то исполнится Божественной премудростью. Дух Святой – еще и Дух откровения. Божественной премудростью открывает Он в сердце верующего и сказует тайну Иисуса Богочеловека, – так духоносец приходит к истинному познанию Христа. Да, лишь духоносец знает Христа. Дух Святой свидетельствует духу нашему обо всем Христовом и подкрепляет нас в немощах наших, так что мы получаем истинное и совершенное знание о Спасителе и спасении ( Рим.8:16–26 ). Никакой человеческий дух не в состоянии какими-либо собственными усилиями познать Христову тайну в ее Божественном и спасительном совершенстве и полноте. Человеческому духу это открывает лишь Дух Святой, посему и именуется Он Духом откровения ( Еф.1:17 ). По сей причине духозарный Апостол и благовествует: Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым ( 1Кор.12:3 ). Дух Святой как Дух откровения вводит нас во всякую истину Христовой, Богочеловеческой Истины и Его Богочеловеческого подвига спасения, научая нас всему Христову (ср. Ин.16:13, 14:26 ). В этом причина того, что и всё Христово Евангелие, весь Новый Завет называется Откровением. Разумеется, при этом человеческий дух – не автомат, не мертвое орудие, которым Дух Святой пользуется и действует, а живой и добровольный со-работник Святого Духа. Под влиянием Святого Духа он весь претворяется в действие, ибо святыми подвигами преобразует благодатные силы Святого Духа в свои собственные: вносит их во все составы своего существа, наполняет ими всего себя, и они участвуют во всех его мыслях, и чувствах, и хотениях, и делах, и словах.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010