Слово святых Говоря о Надмирном, Божественном, не обойтись без слов тех, кого Сам Бог одарил этими словами, кто писал, исходя из этого сугубого духовного дара. Книги святых, богатых Духом Истины, могут открыть нашему затуманенному взору такие горизонты, что вера наша станет еще более глубокой и торжествующей. Ведь святые отцы, подвижники, получившие в избытке благодать Свыше, готовы с каждым желающим поделиться своим духовным богатством, облекая в слова невыразимое и непостижимое. Только вникай! И, по слову святителя Василия Великого, нет ни одного дара, ниспосланного твари, в котором бы не присутствовал Святой Дух. Пророк Исаия называет семь Его даров: дух премудрости, дух разума, дух совета, дух крепости, дух ведения, дух благочестия, дух страха Божия. Однако эти наименования не исчерпывают всех граней действия одного из лиц Святой Троицы в материальном мире. Вообще, Даров Святого Духа бесконечное множество, ведь источник их — бесконечный в Своих проявлениях и свойствах Бог. И православное богословие не разделяет Божественные дары и обожающую человека благодать. Потому Дух Святой, будучи источником нетварных даров, именуется множеством имен, которые мы связываем с благодатью Божией: «Прихожу в трепет, — говорит святой Григорий Богослов, — когда представляю в уме богатство наименований... Дух Божий, Дух Христов, Ум Христов... Дух сыноположения... Он есть Дух... воссозидающий в Крещении и Воскресении... Дух, Который... дышет, идеже хощет... Дух просвещения жизни, лучше же сказать, самый свет и самая жизнь». Симеон Новый Богослов в своих гимнах воспевает Дух Святой, именуя Его возвышенно и поэтично: «сокровенная тайна», «сокровище безымянное»; «вещь неизреченная»; «могучий, все всегда делающий, преобразующий и изменяющий одним хотением»; «невидимый, совершенно неприкосновенный и неосязаемый», «венок неувядающий», «дыхание и жизнь моя»… В каждом слове — космос. Кстати, насчет космоса как материального мира, в котором мы живем. Христос накануне Своего распятия воздыхает и томится: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся» (Лк. 12, 49). О чем это? До Голгофы Дух Святой присутствовал в мире только Своим действием. Но когда человек, искупленный крестной жертвой Спасителя, становится способным к принятию, Дух сходит в мир и присутствует в нем уже как Лицо Святой Троицы. Он наполняет Собой Церковь, омытую и очищенную Кровью Сына Божия. И потому Пятидесятница, как говорят мудрецы, просвещенные знанием свыше, — конечная цель Божественного домостроительства на земле.

http://pravoslavie.ru/146663.html

Ник. Евгр. Якубова Вологодской дух. семинарии – рект. прот. Иоанна Арс. Лебедева —41— Волоколамского дух. училища – смотр. Ник. Ник. Былова Вятской дух. семинарии – рект. архим. Алексия Донского дух. училища – смотр. иером. Иоанна Единецкого духовн. училища – смотр. Ал-сея Ив. Троицкого Ефремовского духовн. училища – смотр. Вас. Ив. Прозоровского Московской дух. семинарии – рект. арх. Климента Никольского дух. училища – пом. смотр. Вас. Андреев. Светлова Олонецкой дух. семинарии – рект. прот. Петра Филипп. Щеглова Оренбургской дух. семинарии – инспект. Ал-дра Яковл. Зеведеева (по двум подписным листам) Полоцкого дух. училища – смотр. свящ. Иоанна Григ. Соколова Пошехонского дух. училища – смотр. свящ. Ник. Андреев. Вальского (по двум подп. листам) Псковской дух. семинарии – рект. прот. Ал-сия Иоанн. Лебедева Раненбургского дух. училища – пом. см. Петра Ник. Скабовского Рязанского дух. училища – смотр. прот. Иак. Егор. Головина Слуцкого дух. училища – пом. смотр. Митроф. Мих. Журавского Ставропольской дух. семинарии – инсп. свящ. Ник. Платон. Малиновского Тамбовской дух. семинарии – рект. прот. Павла Ильича Соколова Тифлисской дух. семинарии – рект. арх. Серафима Уральского дух. училища – смотр. Мих. Ив. Беляева —42— Устюжского дух. училища – пом. смотр. Зос. Ник. Поддьякова Харьковской духовн. семинарии – рект. прот. Иоанна Павлин. Знаменского Холмского дух. училища – смотр. свящ. Серг. Павл. Косминкова 3) Единовременные пожертвования: 1) От Московского Епархиального свечного завода 2) От Звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря, чрез наместника архимандрита Феофана 3) От соборной Михаило-Архангельской церкви г. Бронниц – чрез прот. Ал-дра Дим. Виноградова 4) От соборного протоиерея г. Кирсанова Серг. Дим. Бельского (по подписному листу) 5) От конторы «Москов. Ведомостей» 6) От Общества для пособия нуждающимся литераторам и ученым, согласно завещанию покойного Григор. Зах. Елисеева 7) От графа Сергия Владимировича Орлова-Давыдова на содержание одного студента 8) От пожизненных членов и других лиц (преимущественно по случаю получения сочинений В.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Господи! Ты среди смерти жизнь моя, среди тесноты – пространство мое, среди смятения – мир мой, среди немощи – сила моя, среди малодушия – дерзновение, среди срамоты – слава моя, в бедствии – избавление мое, среди нищеты – богатство мое, среди скудоумия – богатство мудрости духовной. Ты – чудное Сокровище мое, Ты – чудный камень жизни. 10 . Благодарю Господа, явившего мне великую и скорую помощь свою при венчании Онисифора Шастика и Анны Краюшкиной в Успенской церкви и за многократное избавление от теснот сердечных вне службы. 11 . Евангелие в воскресение будет о изгнании Господом легиона бесов из бесноватого [ Лк.8:26–39 ]. И в нас этот легион бесов бывает или некоторые из легиона, именно: и в нас живут и действуют бес прелести, бес лукавства, бес лихоимства, бес лжи и обмана, всякой блудной нечистоты, дух неприязни и злобы и зависти, дух сластолюбия и разных прихотей, чревоугодия, дух праздности и лености, дух тщеславия, суетности, дух хулы, ругательств, сквернословия и всякой нелепости в мыслях, чувствах, словах и делах, дух осуждения, недоброжелательства и зложелательства ближним, дух жестокосердия, сребролюбия и скупости, дух боязни и малодушия, дух отчаяния, дух смехотворства, дух рассеянности и легкомыслия, дух непокорности и своенравия, дух буйства и крамолы, дух пьянства, дух неверия и сомнения, дух зломыслия и клеветы на ближних, дух мнительности и подозрительности. Если всмотреться тщательно и беспристрастно в свою душу, в ее помыслы, страсти, слабости, привычки, вообще во всё течение своей внутренней и внешней жизни, то все найдем, что в нас живут и действуют множество бесов и мы все и всячески стали делатилещем, или работною храминою бесов, по выражению одного святого отца. Дух отвращения от молитвы и славословия Божия, и вообще от богослужения, от духовного чтения и, напротив, дух пристрастия к чтению книг суетных, пустых, бесполезных, питающих одно суетное любопытство, страсти. Богослужение по духу и составу своему есть жертва любви, хвалы и благодарения Господу. Старайся же всегда обращать его в жертву любви к Богу и ближним, желай всем спасения и всякого добра столько же, сколько и себе, и молись о всех и за всех, как за себя, горячо и глубоко. Дивный дух богослужения нашей Церкви! Широкий и высокий полет дает оно душам христианским.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Дух непосредственно участвовал в творении мира: Дух Божий носился над водой (первозданной Вселенной) (Быт. 1, 2); — и в творении человека: «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь», — восклицает праведный Иов (Иов 33, 4). Со дня Пятидесятницы Дух Святой обитает в Церкви как Освятитель. Он поставляет на служение пастырей Церкви. Так, Апостол говорит: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями (по греч. епископами), пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20, 28). Он духовно возрождает человека в Таинстве Крещения и полагает начало спасения, поэтому если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5). Святой Дух отпускает грехи, ибо по Воскресении Христос говорил Своим ученикам: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22—23). Наконец, Дух Святой есть Дух Истины, потому упорное противление истине (как хула на Святого Духа) не простится… ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12, 31—32). 3. Духоборы указывали тексты Священного Писания, в которых, по их мнению, предполагается, что Святой Дух — существо тварное или во всяком случае низшее Отца и Сына. Например, в прологе Евангелия от Иоанна повествуется только о Первых Двух Ипостасях, об Отце и Сыне, через Которого все пришло в бытие (Ин. 1, 1—3). Если все стало быть через Сына, значит, и Дух сотворен Сыном, — рассуждали еретики. Но «у евангелиста не сказано просто «все», а «все, что стало быть», то есть все, что получило начало бытия. Не Сыном Отец, не Сыном и все, что не имело начала бытия», — пишет святитель Григорий Богослов. Нельзя доказать, что Дух имел начало во времени, а поэтому нельзя разуметь Его под словом «все». В Божественной икономии Лица Святой Троицы действуют в полном единстве, но Дух Святой является третьим, ибо всякое действие Святой Троицы имеет начало в Отце и совершается через Сына в Духе Святом. Дух преемствует в Домостроительстве Сыну, поэтому Христос учит, что Дух Истины от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, — есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет (Ин. 16, 14—15). Всеведение, конечно, свойственно всем Трем Лицам (Мф. 11, 27; 1 Кор. 2, 11), но Святой Дух в Откровении действует после Сына, поэтому Христос сказал, что Утешитель не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит (Ин. 16, 13). По этой же причине Святой Дух поставляется обычно третьим при перечислении Божественных Лиц в Писании. Однако имеются исключения из этого правила. Например, в Первом послании к коринфянам Святой Дух поставлен на первом месте (12, 4—6), а в некоторых других текстах — на втором (Тит. 3, 4—6; Рим. 15, 30; Еф. 2, 18; 2 Пет. 1, 21).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Дух Святой, Дух благий и Источник всякой благостыни одного существа с Отцом и Сыном. Он посылается твари от Отца и Сына, хотя передвечно исходит только от Отца. Посылает Его Отец, по слову Христа Господа, реченному Апостолам: Утешитель, Дух Святой, Его же послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему ( Ин. 14:26 ); посылает и Сын, по оному обетованию: егда же приидет Утешитель, Его же Аз послю вам от Отца..., Той свидетельствует о Мне ( Ин. 15:26 ). Итак, эту молитву: Дух Твой благий наставит мя на землю праву мы имеем воссылать одинаково как к Богу Отцу, так и к Богу Сыну, дабы от обоих истекал на нас один источник благодати, как видел его Иоанн Богослов в Откровении истекающим от престола Божия и Агнца, говоря так: и показа ми чисту реку воды животныя, светлу яко кристалл, исходящу от престола Божия и Агнча ( Откр. 22:1 ). Благим же Духом именуется Дух Святой не только потому, что Он по естеству благ, как Бог ( Мф. 19:17 ), но и потому, что Его Божественной Ипостаси усвояется благость, как Отчей – всемогущество, и Сыновней – мудрость. Он есть источник всякого блага: от Него – все дары, сияющие в Церкви в пророках, в апостолах, в мучениках. Он есть Дух премудрости в Соломоне, Дух видения в Веселеиле, Дух совета в Моисее и в семидесяти судьях, Дух кротости в Иисусе Навине, в Гедеоне и Сампсоне, Дух благочестия в Товии, Дух разума в Данииле, Дух страха Божия в праведном и богобоязненом Симеоне; вообще от Него происходят все дары благодати. Посему Дух благий именуется Духом правым, Духом владычним: Им управляется и бывает наставляема Церковь не только к ответствованию в Апостолах и мучениках [по Господню обетованию ( Лк. 12:11–12 ): егда же приведут вы на соборища и власти, не пецытеся, како или что отвещаете, или что речете: Святый бо Дух научит вы в той час, яже подобает рещи], но и на всякое дело благое, по тому истинному слову: Утешитель же, Дух Святой, егоже послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему ( Ин. 14:26 ); потому-то Он посылается, дабы наставить нас на путь вечности, научить нас оправданиям Своим и ввести нас в первое достояние. Без Его же Божественного наставления наш человеческий дух не знает ходить путем правым и вводить нас в землю праву. И подлинно, дух человеческий суетен, непостоянен, заблудлив, немощен; и мы весьма часто не знаем, коего мы – духа ( Лк. 9:55 ): иногда мы влечемся духом суеты, иногда духом нетерпения, иногда духом гордости, иногда духом сребролюбия, иногда духом любоначалия и, водимые чрез различные стремнины погибели, не познаем лукавого вождя. А имея таковые и подобные препятствия в пути нашем от лукавого демона, часто прельщающего нас под видом благости злом, притом же и сами будучи немощны, мы всячески имеем потребу, чтобы Тот Дух благий наставил нас и способствовал нам в немощах наших ( Рим. 8:26 ). Он же, Помощник наш милосердый, способствует различными образами.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

О. С. Булгаков верно говорит, что нет личного воплощения Духа Святого, что его воплощение всеобщее, разлитое по всему миру. Поэтому так трудно определить отношение Духа и Святого Духа. В Духе действует Святой Дух. Духовная жизнь есть приобщение к божественной жизни. Например, для К. Барта Дух есть дар благодати Творца творению. Благодать есть для него наша тварность. Святой Дух присутствует в человеке эсхатологически. Но бартианство ограничивает возможности действия Святого Духа на человека и мир, и это одно из основных противоречий этого учения. Католическая теология почти отождествляет Дух Святой с благодатью, но это действие благодати устанавливает закономерности. Что говорится о Святом Духе в Священном Писании? Прежде всего нас поражает, что в Евангелии все происходит от Духа Святого и через Дух Святой. Рождение всегда происходит от Духа. Иисус родился от Духа, был крещен Духом Святым и возведен Духом в пустыню. Вот какими словами определяется в Евангелии роль Духа Святого: «Не вы будете говорить, но Дух Отца будет говорить в вас» (Матф., гл. 10, 20). Духом Божьим изгоняются бесы. «Хула на Духа не простится человеком» (Матф., гл. 12, 31). «Не знаете, какого вы Духа» (Лук., гл. 9, 55). «Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить» (Лук., гл. 12, 12). «Нужно родиться от Духа, чтобы войти в Царство Божье» (Иоанн, гл. 3, 5). «Дух дышит, где хочет» (Иоанн, гл. 3, 8). Дух животворит. Отец пошлет Утешителя Духа Святого (Иоанн, гл. 15, 26). Он научит всему. Дух истины наставит на всякую истину (Иоанн, гл. 16, 13). Все происходит через Дух. Нужно испытывать духов. Дух есть истина (I Послание Иоанна). Духом все судится. Дух все пронизывает. Дары даются Духом. Прежде душевное, потом духовное. Буква убивает, а Дух животворит. «Господь есть Дух, где Дух Господен, там свобода» (II Послание к Коринфянам, гл. 3,17). «Духа не угашайте» (I Послание к Фессалон., гл. 5, 19). Самые поразительные слова: Дух дышит, где хочет, где Дух, там и свобода, только хула на Духа не простится, Духа не угашайте.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Настал великий праздник, праздник величайшей радости для христиан: Дух Святой сошел на апостолов. И не только на апостолов — Дух Святой пришел в мир, чтобы исполнить обещание Господа нашего Иисуса Христа, сказавшего: «Не оставлю вас сирыми, пошлю Духа Святого, Утешителя». И освятил землю Дух Святой, и будет Он вести до конца веков весь род христианский по пути спасения. Настал великий праздник, праздник величайшей радости для христиан: Дух Святой сошел на апостолов. И не только на апостолов — Дух Святой пришел в мир, чтобы исполнить обещание Господа нашего Иисуса Христа, сказавшего: «Не оставлю вас сирыми, пошлю Духа Святого, Утешителя». И освятил землю Дух Святой, и будет Он вести до конца веков весь род христианский по пути спасения. Дух Святой прежде всего снизошел на апостолов. И как снизошел? В виде огненных языков, видимо. Больше никогда так видимо Дух Святой ни на кого не снисходил. Что же это значит? Почему нужно было, чтобы на святых апостолов Дух Святой сошел в виде огненных языков, для всех видимо и ощутимо? Потому, что апостолы были святы, потому, что через них, через проповедь их, должно было во всем мире утвердиться Святое Евангелие. Они были первыми проповедниками Евангелия, первыми, кто понес свет Христов в мир. Потому и отметил их так Дух Святой, нисшедший на них в виде огненных языков. Огненными сотворил Он сердца и ум их, освятил и просветил их, напомнил им все, что слышали они раньше от Господа Иисуса Христа, и подал им силы, чтобы весь мир ко Христу привести. Но разве и ныне Дух Святой не сходит на всех, кто достоин Его принять? Разве не преисполнен был Духа Святого преподобный Серафим Саровский? Дух Святой сошел на него не в виде огненного языка, но так, что овладел всеми помышлениями, всеми желаниями, чувствами и стремлениями его. Он полонил преподобного Серафима. Так нисходил Дух Святой на многих и многих святых, так нисходил Дух Святой и на всех нас, недостойных нынешних христиан, ибо в Таинстве Миропомазания и святого Крещения подается нам всем благодать Духа Святого. Всем подается эта благодать, все ее получили, но не все ее сохранили.

http://pravmir.ru/nedelya-8-ya-po-pasxe-...

Христианин – это не человек, которого «сагитировали» принять определенную систему воззрений. Это человек, которого коснулся Святой Дух. Это вызывает у нас, бедных грешников, трепет – и должно вызывать, – но это так. Мы не могли бы и веровать, если бы Святой Дух не давал нам этой веры. «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12: 3), – говорит святой апостол Павел. Если бы Святой Дух – кротко и в то же время могущественно – не побуждал бы нас к покаянию и вере, мы не могли бы ничего – ни каяться, ни молиться, ни уповать на Христа, ни хотя бы хотеть всего этого. Святой Дух обличает нас в грехе. Это обличение иногда путают с чувством вины, но это, скорее, неверно: Святой Дух не внушает неопределенного тягостного чувства, а указывает на конкретные грехи, на те стороны нашей жизни, которые следует исправить. Святой Дух возрождает нас к новой жизни. Всякий добрый порыв в нашем сердце, всякое желание повиноваться заповедям, всякое сердечное упование на Спасителя, всё, что только есть в нашей жизни доброго и спасительного, есть дар Святого Духа. Потому что Святой Дух не только свидетельствует об истине, Он, прежде всего через Таинства Церкви, ищет глубоко изменить нас изнутри. Апостол перечисляет плоды, которые производит Святой Дух в жизни верующего: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5: 22–23). Очень важно, что Святой Дух сходит в день Пятидесятницы – день, когда ветхозаветные верующие праздновали дарование Закона. Ветхозаветный Закон налагал ограничения на человеческий грех и подталкивал человека к добру снаружи – Святой Дух приходит, чтобы изменить сердце человеческое изнутри. Как говорится в пророчестве: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез. 36: 26–27). Святой Дух созидает Церковь. Святой апостол Павел описывает Церковь как единое тело, пронизанное сверхъестественной жизнью: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Кор. 2: 12–13). Пребывать в общении с Духом Святым – значит, пребывать в Церкви. Господь спасает не отдельно стоящих гордых одиночек, но Церковь, и любовь, которую Святой Дух созидает в сердце человека, – это прежде всего любовь к Церкви.

http://pravoslavie.ru/71312.html

Как велики и преславны тайны Божии! Христос обетован человеку Отцом, а Дух Святой через пророков указывает время Его воплощения. Сын возвещен Деве, а Дух Святой совершает тайну. Сын в пещере рождается, а Дух Святой ангелов и пастырей учит песнопению. Сын как Младенец в Египет исходит, а Дух Святой на пути Его осеняет. Сын в Иордане крещается, а Дух Святой на Нем почивает. Сын выходит на проповедь, а Дух Святой на Нем пребывает (см.: Ис. 61: 1). Сын научает истине, а Дух Святой подтверждает ее чудесами. Сын распят людьми, а Дух Святой стоит при Кресте и охраняет Его. Сын во гробе полагается, а Дух Святой у камня бдит. Небо возмущается, тварь опечаливается, катапетасма разрывается, а Дух Святой мертвых воскрешает (см.: Мф. 27: 52). Камень отваливается, Христос воскресает, а Дух Святой всё исполняет света. Итак, Христос искупает человека, а Дух Святой завершает тайну спасения. После Воскресения Сын в тишине на небеса возносится, а Дух Святой, словно вихрь несущийся, на землю изливается. Двери запертые распахиваются, рыбаки апостолами становятся, боязливые ободряются, сердца веруют, умы просвещаются, языки проповедуют безбоязненно, ноги благовестников в путь отправляются, Слово жизни с силою возвещается, улицы снова наполняются гулом, Иерусалим снова взбудораживается, архиереи гневаются на рыбаков, старцы негодуют на галилеян, книжники опять хотят созвать совет, храм снова сотрясается. Почему же снова тревожится Иерусалим? Но почему же тревожатся Иерусалим, и архиереи, и старцы, и книжники, и храм Соломонов? Потому что сегодня исполняется срок обетования. Сегодня сходит на землю Дух Святой, Утешитель, в виде огненных языков. Сегодня небо снова опрокидывается на землю. Сегодня пламя Духа разливается повсюду, словно огненный свет. Сегодня галилейские рыбаки становятся апостолами вселенной. Сегодня тайны веры проясняются, Крест возвышается, Церковь учреждается, семя слова посевается, народы становятся ближе, язычники укрощаются, странники возвращаются, потерянные обретаются, чада снова возвращаются домой.

http://pravoslavie.ru/79629.html

Действием слова Христова кости людей сползутся, покроются плотью и кожей, и тотчас от четырех ветров придет Святой Дух, дохнет на умерших, и они оживут. Души будут Святым Духом вдунуты снова в тела, освобожденные от могильного тлена, и вновь открывшиеся глаза увидят свет жизни, которая больше не пресечется для смерти, – жизни, подаренной Утешителем. Дух Святой засияет немыслимой красотой в спасенных, так что они будут сиять как солнце. Но тот же Дух обуглит лица грешников в день явления правосудного гнева Отца, и озеро огненное будет полыхать вечным огнем животворящего Духа, Которого оскорбили грешники. Дух Святой в Церкви Главным местом действия Духа является Церковь, в Которой Дух живет существенным образом. Через Духа Святого Бог Отец поселяется во святых и делает их причастниками собственной природы. Дух Святой по воле Отца призывает к Сыну предназначенных для спасения. Дух Божий изгоняет из призванных злого духа именем Христовым, так что все скопище демонов в панике убегает, увидев на христианине печать Духа. Дух Святой возрождает людей в новом рождении Крещения и прощает им все грехи. Он ставит на крещеных Свою печать и влагает каждому из них Свой личный дар в миропомазании. Он делает Своим помазанием каждого спасенного царем, пророком или священником. Дух Святой совершает все Таинства. Он пресуществляет хлеб и вино в Тело и Кровь Христа Спасителя, и, как сказано в Оде Соломона, Чаша Причастия «кипит Святым Духом». Дух Святой прощает грехи на исповеди и придает силы к тому, чтобы их больше не повторять. Он же исцеляет людей в таинстве Святого Елея. Дух Святой венчает супругов и возводит в ангельский чин монахов. Сам Дух Святой строит Церковь, раздавая дары по Своей воле. Он говорит устами мучеников, воздвигает все новых и новых пророков и утешителей, источает для Церкви неисчерпаемое море чудес. Но величайшим Его даром является дар священства. Сам Дух в рукоположении меняет человека, всегда немощное уврачевывающий и оскудевающее восполняющий. От Его мудрости черпают силы и епископы, и пресвитеры, и дьякона. Он дает силу правильно понимать слово Божие тем, кто очищает свое сердце. Он же сохраняет в неповрежденности Писание, напоминая все то, что сказал Господь. Его голос ясно слышен в учении Вселенских Соборов, которые Дух Истины собрал и вдохновил ясно отстоять изначальную благую весть. Дух Святой говорит и в согласии святых и учителей Церкви: все о чем они учили везде, всегда и повсеместно – это не их учение, а голос Святого Духа. Но Его же гнев настигает еретиков и раскольников, пытающихся уничтожить Церковь Христову.

http://azbyka.ru/prostymi-slovami-o-tajn...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010