" Дух есть тонкое, невещественное и не имеющее образа исходящее бытие ... В Писании же о духе говорится четверояким образом: Дух Святой, дух-ангел, дух-душа и дух-ветер. Иногда и ум зовется духом " (Преподобный Анастасий Синаит) " Дух понимают многозначно: [Сам] Дух Святой разумеется [здесь], и силы Духа Святого суть духи. И ангел - дух ... и демон - дух, и душа - дух. Бывает, что и ум духом зовется. И ветер - дух, и воздух - дух " (Преподобный Иоанн Дамаскин) Очевидно, что для антропологии пригодны не все перечисленные отцами значения, но только те, которые имеют отношение к человеку. Среди них, как мы увидим далее, дух-добродетель, дух-ангел, дух-демон, дух-душа, дух-сила, дух-ум. 7.1. Понятие " дух " в Священном Писании 7.1.1. " Дух жизни " В Ветхом Завете часто используется термин " дух " , причем подразумевается " дух жизни " , т.е. дух, исходящий в акте творения от Бога, который не есть дух Божий, но благодать Духа. Этот дух есть в каждом отдельном бытии, он является источником этого бытия, иными словами - дух жизни. Быт.6:17: ...всякую плоть, в которой есть дух жизни...; 7:22: Все, что имело дыхание духа жизни...; Чис.16:22: ...Боже духов всякой плоти; 27:16: ...Бог духов всякой плоти,..; Иов.12:10: В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти; Прем.15:11: ...вдохнувшего в него дух жизни. Впрочем, чаще всего такие значения встречаются в Пятикнижии. 7.1.2. " Дух человека " Собственно антропологическим понятием является дух как понятие " дух человека " . Такое понятие может быть отнесено к конкретному человеку (например, " дух Илии " ) или к человеку вообще. Быт.35:29: И испустил Исаак дух и умер...; 41:8: Утром смутился дух его; 2Пар.21:16: дух Филистимлян; 36:22: дух Кира; Иов.10:12: ...попечение Твое хранило дух мой...; 32:8: Но дух в человеке...; Пс.30:6: ...В Твою руку предаю дух мой...; Притч.18:15: Дух человека переносит его немощи...; Дан.7:15: Вострепетал дух мой во мне...; Мф.26:41: ...дух бодр, плоть немощна...; 1Кор.2:11: Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

Глава 3: о Духе Божием и Духе Святом Бог есть дух, и духовность есть самое существо Божие. Вместе с тем духовность в Боге, как духе, как бы нарочито приурочивается именно к Духу Св, Третьей ипостаси. Духовность Духа Св. как Третьей ипостаси, тожественна духовности Божией, но вместе с тем она от нее ипостасно как бы и отличается. Можно сказать, что Дух Св. есть и дух Божий, но нельзя сказать наоборот, что дух Божий есть Дух Св., ибо Бог есть дух во всем триипостасном бытии Своем, не только как Третья ипостась, но и Первая, и Вторая. Духовность присуща Первой и Второй ипостасям не меньше, нежели Третьей. Отец и Сын есть в равной мере дух, как и Дух Св., который во Св. Троице, однако, являет Ее духовность как Триипостасного Бога. И потому здесь мы имеем равенство – неравенство, отожествление – различение между духом Божиим и Духом Святым. Дух Св. осуществляет духовность Божию, однако ее в Себе не задерживая, Собой не исчерпывая и даже не определяя, ибо собственная Его духовность есть духовность и Отца, и Сына. Мы имеем здесь онтологическую пронизанность, взаимопронизаемость, но вместе и неслиянность Отца и Сына и Св. Духа – всей Св. Троицы, –которая есть дух –единый дух, но не дважды или трижды дух. И при этом каждая из ипостасей имеет Свою собственную духовность, точнее, обладает ею по-своему, но вместе с тем осуществляет ее во Духе Св., Который есть в этом смысле некая едино-тройственная ипостась, собою являет и в себе несет троическую прозрачность субстанции духа. Св. Дух есть дух Божий; дух Божий – дух Отца и дух Сына – есть Св. Дух, Который есть не только Св. Дух, как Третья ипостась, но и дух Божий. Эта прозрачность триипостасного духа делает неуловимой и неразличимой Его тройственность, которая, однако, составляет самую основу Его бытия. Не может быть духа моноипостасного – таковой и не есть дух, ибо дух есть не единоипостасно, но трииностасно или многоипостасно раскрывающаяся духовность. Дух Св. существует силою Отца и Сына, как ИХ любовь друг к Другу и как сама Любовь к Ним. В этом смысле Он не принадлежит Себе, не есть Свой, но есть Дух Отца и Сына, ибо вообще быть своим в замкнутости и ограниченности и несвойственно природе духа. Но это же время, как ипостась, Он есть личный, т.е. и в Себе заключенный Дух, Третья ипостась. Очевидно, эти определения не укладываются в дискурсивную схему, основанную на рациональном законе статического тожества, но его превосходят, ибо здесь мы имеем динамическое тожество, выражающееся в ряде статических нетожеств или тожеств нетожественного. Из этого основного свойства динамического тожества, при статическом различии, становится понятным тот основной факт, что мы одновременно говорим сами и имеем свидетельство Слова Божия о духе Божием и о Духе Св. как о чем-то различном и тожественном. Когда говорится о духе Божием, еще не говорится о Духе Св. Однако при этом мы по существу не можем ни различать, ни тем более противополагать духа Божия Духу Св., Третьей ипостаси.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Дух Святой действует в Ангелах, ибо в них совершенство, неподвижность на зло от Бога. Дух Савлов делает Павлами – апостолы стали говорить на чужих языках, не учившись, и это знамение не для верных, а для неверующих (Из слова Св. Григория Богослова на Пятидесятницу). На месте сошествия Святаго Духа построена Церковь во имя апостолов. Дух имеет жизнь, призывает, говорит: «И рече Дух Филиппу: Приступи и прилепися колеснице сей». Дух Святый называется Утешителем, потому что утешает, увещавает и облегчает немощь нашу. Сам Дух ходатайствует о нас «воздыхании неизглаголанными». Мученики укреплялись Духом. И Писание говорит: «Егда же приведут вы на соборища, и власти, и владычества, не пецытеся, како или что отвещаете, или что речете. Святый бо Дух научит вы, в той час, яже подобает рещи». Ибо невозможно совершить мученический подвиг за Христа без благодати Святаго Духа. «Ибо есть или никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым: то кто отдаст жизнь свою за Иисуса без помощи Духа Святаго». Дух видит всех людей, мысли и совесть. Отец предает все Сыну, а Сын предает Святому Духу. Сей Дух сошел на семьдесят старцев при Моисее, и Елдат и Модад пророчествовали. Возложил Моисей руки на Иисуса Навина, и Петр рукоположением сообщал благодать Духа. Енос, Енох, Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф, праведники имели Духа Святаго. И Давид, и Самуил прозорливец. Дух Святой умудрил душу Даниила, так что он сделался судией старцев, будучи юношею. (Из слова св. Кирилла Иерусалимского ). Дух Святой называется: Дух истины, Утешитель, Дух Божий, Дух Отца, Дух Господа, Дух Христов, Дух Сына Божия, Дух Святыни, Дух сыноположения, Дух откровения, Дух обетования, Дух благодати, Дух Благий, Владычний. И говорится: «Дух Святый найдет на Тя и сила Вышняго осенит Тя, темже и раждаемое Свято, наречется Сын Божий. И исполнися Духа Свята Елизавет и пророчествовала: И откуду мне сие, да приидет Мати Господа Моего ко Мне». Захария Святым Духом пророчествовал. И Симеон Духом извещен не видети смерти, прежде даже не видит Христа Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Разница, повторяем, не существенная и потому не важная. Исаии 6, 3. Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, исполнена вся земля славы Его 825 . Перевод Макария: Свят, Свят, Свят, Иегова воинств, вся земля полна славы Его . Перевод Синодского изд. 1875 года: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! вся земля полна славы Его. Все три перевода верны подлиннику, но перевод Филарета, кроме того, обладает еще достоинством бóльшей, чем остальные переводы, близости и к славянскому тексту, в котором рассматриваемое место читается, согласно с переводом LXX, а равно и с подлинником, так: свят, свят, свят, Господь Саваоф: исполнь вся земля славы Его. Такая близость заслуживает внимания опять потому, что это изречение, будучи библейским, есть в то же время и церковное, постоянно слышимое нами в храме Божием на литургии. Исаии 11, 1–3. При изложении катехизического учения о дарах Святого Духа, эти дары, на основании указанного места книги пророка Исаии, но не в порядке библейского текста, а соответственно логическим требованиям мысли самого составителя Катехизиса, исчисляются так: «Дух страха Божия, дух познания, дух силы, дух совета, дух разумения, дух мудрости, Дух Господен, или дар благочестия и вдохновения, в высшей степени» 826 . Чтобы видеть порядок библейского чтения рассматриваемого места книги пророка Исаии, для этого раскрываем Синодское издание 1875 года и в нем читаем следующее: и почиет на Нем (то есть на Потомке рода Иессеева) Дух Господен, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится 827 . Это почти буквально соответствует славянскому тексту, в котором читаем: и почиет на Нем Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия : исполнит его Дух страха Божия. Из этого ясно, что хотя в Катехизисе не предлагается прямо перевода рассматриваемого места, тем не менее обнаруживается такая или иная передача слов библейского текста; и между тем как в наименовании таких даров Святого Духа, как Дух Господень, дух премудрости (или: мудрости), дух совета, дух разумения (или: разума), дух крепости (или: силы) и дух ведения (или: познания), таковая передача не представляет существенной и значительной разницы от перевода славянского и русского, соответствуя в то же время и подлиннику, в наименовании духа страха Божия и благочестия она не вполне верна подлиннику, согласно которому нужно было бы сказать: дух страха Господня и опять: страха (irath), а не благочестия 828 . Составителю Катехизиса очевидно при этом хотелось выдержать соответствующие славянскому переводу и столь знакомые всем выражения: страх Божий и: благочестие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

е. Сына…» 282 , – писал он. И, действительно, рассмотрев те места Библии, где упоминается Дух Святой, мы видим наличие члена «τ» во всех случаях: «Дух Божий» ( Быт. 1:2 ), «Дух Мой» ( Быт. 6:3 ), «Дух Свой» ( Числ. 11:29 ), «Дух Господень» ( Суд. 3:10; 11:29; 13:25; 15:14 ), «Дух Святый» ( Пс. 50:13; 142:10 ), «Дух Господень» ( Ис. 61:1 ; Мих.2:7 ), «Дух Мой» ( Иоил. 2:28 ; Зах. 1:6 ), «Дух Святый» ( Лк. 3:22 ; Ин. 20:22; 14:26 ; Деян. 2:4; 21:11; 20:28 ), «Дух Истины» ( Ин. 15:26 ), «Дух Отца» ( Мф. 10:20 ), «Дух Божий» ( Мф. 12:28 ; 1Кор. 2:11 ), «Отца, Сына и Святого Духа» ( Мф. 28:19 ), «Дух Христа» ( 1Петр. 1:11 ) и т. д. В тех же случаях, когда в Священном Писании слово «дух» используется без члена, оно никогда не означает Духа Святого: «навел Бог ветер (πνεμα) на землю» ( Быт. 8:1 ), «иной дух» ( Чис. 14:24 ), «новый дух» ( Иез. 18:31 ), «не буквы, но духа» ( 2Кор. 3:6 ), «бурный ветер (πνεμα)» ( Пс. 106:25; 148:7 ), «крепкий ветер (πνεμα)» ( Ион.1:4 ), «дух мой испытывает» ( Пс. 76:7 ), «колеблются от ветра (π πνεματος)» ( Ис. 7:2 ), «унылый дух» ( Вар. 3:1 ), «духи и души праведных» ( Дан. 3:86 ), «свидетельствует духу нашему» ( Рим. 8:16 ), «кроме духа человеческого» ( 1Кор. 2:11 ), «дух и душа и тело» ( 1Фес. 5:23 ) и т. д. Таким образом мы видим, что в том случае, когда слово, обозначающее дух, оказывается без члена, оно не означает Личностного Духа Святого, но относится к чему-либо сотворенному. Но Священное Писание как раз и свидетельствует, что Дух Святой прежде всего именно Личность. Как Личность Он свидетельствует ( Ин. 15:26 ), наставляет ( Ин. 16:13 ), говорит ( Деян. 13:2 ), предсказывает ( Деян. 21:10–11 ), огорчается ( Ис. 63:10 ). Солгавши Ему, человек обретает смерть, потому что солгал Богу ( Деян. 5:3–4 ). Дух Святый – Третья Ипостась Святой Троицы. Он равен Отцу и Сыну и вместе с Ними прославляем ( Мф. 28:19 ). Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. ( 1Ин. 5:7 ) Святому Духу присущи непередаваемые Божественные свойства: Он Вездесущ ( Ин. 14:26 ; Рим. 8:9 ), Всемогущ ( 1Кор. 12:7 ), Вечен ( Ин. 14:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

Вифанской дух. сем. рект. архим. Антония 17 р. 60 коп. Вологодского дух. учил, смотр, прот. Н. Е. Якубова 7 р. Волоколамского дух. учил, смотр. Н. Н. Былова 12 р. —245— Воронежского дух. учил. пом. смотр. М. И. Могилевского 5 р. Гомельского дух. учил. пом. смотр. С. С. Уклонского (по двум подписным листам) 3 р. Единецкого дух. учил, смотр. А. И. Троицкого 10 р. Екатеринославского дух. учил. смотр. Ф. И. Россинского 20 р. Ефремовского дух. учил, смотр. В. И. Прозоровского 2 р. 50 коп. Задонского дух. учил, смотр. Н. П. Попова 28 р. Заиконоспасского дух. учил, смотр. А. А. Невского 15 р. Камышинского духовного училища смотр. Е. Е. Покровского 15 р. Московской дух. семинарии рект. прот. II. В. Благоразумова 74 р. Нижегородской дух. сем. ректора прот. Г. В. Годнева 15 р. Орловского 1-го дух. учил, смотр. А. И. Огиевского (по двум подписным листам) 15 р. Оренбургской дух. сем. инсп. А. Я. Зеведеева 19 р. Петрозаводского дух. учил, смотр. Д. И. Любецкого 5 р. Рязанской дух. сем. рект. прот. И. К. Смирнова 21 р. 82 коп. Рязанского дух. учил, смотр, прот. И. Е. Головина 5 р. Сапожковского дух. учил, смотр, прот. К. Н. Доброхотова 10 р. Томской дух. сем. рект. архим. Никанора 8 р. Уральского дух. учил, смотр. М. И. Беляева 8 р. Харьковской дух. сем. рект. прот. И. А. Кратирова 10 р. Ярославской дух. сем. рект. прот. Н. А. Барского 15 р. 3) Единовременные пожертвования: От Московского Епархиального свечного завода 300 р. От графа Сергия Владимировича Орлова-Давыдова 220 р. —246— От Афонского подворья в С.-Петербурге чрез о. ректора академии архимандрита Антония 50 р. От неизвестного чрез него же 50 р. От Звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря чрез наместника игумена Феофана 25 р. От соборной Михаило-Архангельской церк. г. Бронниц, чрез градс. благоч. прот. А. Д. Виноградова 10 р. Приложения к отчёту I. В составе „ Амфитеатровского капитала“ за отчётный год произошли следующие изменения: 1) Оставалось от 1890 года: а) процентными бумагами 550 р. б) на текущем счету в Сергиево-Посадской сберегательной кассе Государственного Банка 90 р. 47 коп.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Разделы портала «Азбука веры» Церковь верит, что Святой Дух это Особая сила, которой Бог наделяет верующих Другое имя Иисуса Христа Личность, отличная от Бога Отца и Бога Сына Как Святой Дух соотносится с понятием «Бог»? Святой Дух сотворен Богом Святой Дух есть истинный Бог Святой Дух — это название одного из ангелов Какие тексты называются «богодухновенными»? Выдающиеся литературные произведения Священные тексты различных религий Библия — книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов В каких людях пребывает Святой Дух? Только в великих подвижниках благочестия Во всех христианах Только в Апостолах Как отличить Святой Дух от духа заблуждения? Святой Дух открывает тайны, недоступные обычному познанию Святой Дух наделяет человека необычными способностями Святой Дух верно учит об Иисусе Христе и Его Церкви Хотя некоторые ереси и считали Святого Духа безличной силой, Священное Писание говорит о Нем именно как о Личности. Например, в Деяниях мы читаем: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» ( Деян.13:2 ) Святой Дух обладает мыслями: «Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по [воле] Божией» ( Рим.8:27 ) и волей: «Ибо угодно Святому Духу и нам» ( Деян.15:28 ) Таким образом (в этом и других местах) Святой Дух определенно открывается как Личность. P.S. Правда, следует заметить, что в отдельных случаях выражением «Святой Дух» может обозначаться благодать Святого Духа. Подробнее:  митрополит Илларион Алфеев. Святой Дух Некоторые древние лжеучения — например, савеллианство — говорили о том, что Отец, Сын и Святой Дух являются проявлениями одной и той же личности Бога. Но Сам Христос говорит о Святом Духе как о Ком-то, явно отличном от Него и от Отца, например, «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» ( Иоан.14:16,17 ), или « Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» ( Иоан.15:26 )

http://azbyka.ru/quiz/svyatoj-duh/

И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия 121 . Ис. 11:2 Ни Дух Божий Святой не отделяется ни от Отца, ни от Сына, ни Отец не отделяется от Сына и Духа, ни Сын не отделяется от Отца и Духа Святого. Дух Святой пророчествовал о Сыне устами пророков, Дух Святой осенил Пресвятую Деву и приуготовил Ее к рождению Сына Божия, Дух Святой неотлучно почивал на Сыне во всё время Его миссии во плоти в сем. Дух премудрости – это дух созерцания небесных тайн; Дух разума – это дух постижения связи между видимым и невидимым; Дух совета – это дух отделения добра от зла; Дух крепости – это дух власти над сотворенной природой; Дух страха Господня – это дух признания Божественного владычества на горним и дольним и [дух] покорности воле Божией. Кто когда из людей имел в себе сию полноту богатства даров Духа Святого? Никто и никогда. Только Господь Иисус Христос. Впрочем, Дух Святой разделяет Свои дарования и раздает их людям: одному одно, другому другое. Однако вся нераздельная полнота Его даров сияет на Сыне Божием. Почему Господь Иисус должен был носить в Себе страх Божий, если Он и Сам Бог ? Не как Бог имел Он страх пред Богом, а как человек – дабы дать нам здесь пример. Как постился Он, и бодрствовал, и трудился как человек – для назидания людей, так [для назидания людей] и боялся Он Бога как человек. Есть ли нечто более целебное для людей, прокаженных грехом, нежели страх Божий? Он, будучи здоровым, должен был впитать в Себя врачевания от греха, чтобы нас, недугующих, ободрить и укрепить к принятию этих целительных средств. Не так ли поступает и отец с больными детьми, если те боятся проглотить прописанное лекарство? О Боже Триединый и вечный, Которому [по]клоняются все небесные воинства, воспевая досточудную песнь: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» – прими и наше поклонение и спаси нас. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 18 августа 1. Преп. Иоанн Рыльский . Сей великий подвижник и светильник Православной Церкви родился близ Софии, в местечке Скрин, в правление царя Бориса.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Для разумных творений Дух Святой – это Дух Исхода. Он похищает достойных из тления мира и через Сына приводит их к Отцу. «Святому Духу, – поет Церковь, – принадлежит причина всякого спасения. Если же на кого Он по достоинству дохнет, тот быстро поднимается с земли, окрыляется, взлетает и быстро несется ввысь». Поистине Дух Святой – это Дух Пасхи. И в начале мира Дух Божий трепетно парил над водами, вкладывая в них Свою жизнь. Не случайно святой Григорий Богослов называл Его Душой мира. Он оценивал каждое из Божиих творений и запечатывал Своей могущественной печатью «это хорошо» каждое из существ космоса. Дыхание Божие написало симфонию растительной и животной жизни. Многоцветие цветов и могучие стволы деревьев, игры китов и пение птиц – это только отдельные партии великого оркестра, Регентом и Содержателем которого является Живой Дух. Господь сказал, что Дух животворит. Вечное Дыхание Отца нежно оживляет умирающий мир. Из­-за всех пределов врывается Дух Святой в пропитанный тлением душный и закупоренный космос и оживляет всякую душу. Именно Дух Святой вдохнул в человека душу. И теперь Его дыхание, разделяясь как воздух в трубах органа, в момент зачатия творит душу каждого из нас. Дух Святой, по слову преп. Макария, – это Душа нашей души. Когда на Предвечном Совете планировался человек, то Бог решил дать ему отпечаток Сына и дать задание уподобиться Богу через Святого Духа. Ведь Дух Святой – это вечное Подобие Отца. Дух Божий – Дух правый, и праведный причастен Ему. Он – Дух милостивый и милосердый – похож на Него. Он – Дух чистоты и чистый – близок к Нему. Кто силой Духа достигает святости, тот становится богоподобным. Так Дух Святой пишет свое изображение в каждом спасенном. По Писанию, Он – Дух Премудрости и разума, совета и крепости, ведения и благочестия, Дух страха Божия. Эти семь даров, излитых в мир через Христа, видели в небесах боговидец Моисей и ап. Иоанн Богослов как семь светильников, горящих перед престолом Бога. Животворящее благоухание Духа Святого укрепляло Адама в раю. Утешитель озарял внутреннее око первого человека, и через Его свет люди видели Бога. После грехопадения Третья Личность Божия явила людям праведность Господа. Недаром голос Бога ходил по раю в прохладе дня. Дух, умиротворяющий сердца кающихся, готов был исцелить оскверненное сердце прародителей, и лишь их нераскаянность привела к тому, что вместо Утешителя они нашли Карателя за разрушенный завет.

http://azbyka.ru/prostymi-slovami-o-tajn...

Слово святых Говоря о Надмирном, Божественном, не обойтись без слов тех, кого Сам Бог одарил этими словами, кто писал, исходя из этого сугубого духовного дара. Книги святых, богатых Духом Истины, могут открыть нашему затуманенному взору такие горизонты, что вера наша станет еще более глубокой и торжествующей. Ведь святые отцы, подвижники, получившие в избытке благодать Свыше, готовы с каждым желающим поделиться своим духовным богатством, облекая в слова невыразимое и непостижимое. Только вникай! И, по слову святителя Василия Великого, нет ни одного дара, ниспосланного твари, в котором бы не присутствовал Святой Дух. Пророк Исаия называет семь Его даров: дух премудрости, дух разума, дух совета, дух крепости, дух ведения, дух благочестия, дух страха Божия. Однако эти наименования не исчерпывают всех граней действия одного из лиц Святой Троицы в материальном мире. Вообще, Даров Святого Духа бесконечное множество, ведь источник их — бесконечный в Своих проявлениях и свойствах Бог. И православное богословие не разделяет Божественные дары и обожающую человека благодать. Потому Дух Святой, будучи источником нетварных даров, именуется множеством имен, которые мы связываем с благодатью Божией: «Прихожу в трепет, — говорит святой Григорий Богослов, — когда представляю в уме богатство наименований... Дух Божий, Дух Христов, Ум Христов... Дух сыноположения... Он есть Дух... воссозидающий в Крещении и Воскресении... Дух, Который... дышет, идеже хощет... Дух просвещения жизни, лучше же сказать, самый свет и самая жизнь». Симеон Новый Богослов в своих гимнах воспевает Дух Святой, именуя Его возвышенно и поэтично: «сокровенная тайна», «сокровище безымянное»; «вещь неизреченная»; «могучий, все всегда делающий, преобразующий и изменяющий одним хотением»; «невидимый, совершенно неприкосновенный и неосязаемый», «венок неувядающий», «дыхание и жизнь моя»… В каждом слове — космос. Кстати, насчет космоса как материального мира, в котором мы живем. Христос накануне Своего распятия воздыхает и томится: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся» (Лк. 12, 49). О чем это? До Голгофы Дух Святой присутствовал в мире только Своим действием. Но когда человек, искупленный крестной жертвой Спасителя, становится способным к принятию, Дух сходит в мир и присутствует в нем уже как Лицо Святой Троицы. Он наполняет Собой Церковь, омытую и очищенную Кровью Сына Божия. И потому Пятидесятница, как говорят мудрецы, просвещенные знанием свыше, — конечная цель Божественного домостроительства на земле.

http://pravoslavie.ru/146663.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010