Духа происходят совместно» ). Нераздельность происхождения Сына Божия и Св. Духа есть одна из главных идей св. Иоанна. Дыхание и слово нераздельны, ибо слово не произносится без дыхания. Символически это означает, что Сын Божий, как Логос, Истина и Премудрость Божия, неотделим от Духа Жизни Божией: ипостасная Истина и ипостас–ная Жизнь неразлучны, ибо, вообще, разделение истины и жизни равносильно их извращению и гибели. Сущий Образ Отца и Его сущая Жизнь глубочайшим образом и всецело соединены друг с другом… Дух почивает в Сыне, т. е. извечно пребывает в Нем, исходя к Нему от Отца. Дух являет, как Дыхание Жизни, и Отца, ибо Он от Него исходит, и Сына, ибо Он есть Дух Истины и в Нем пребывает, и все Божество, ибо Он есть единый Дух или Жизнь Божия… Дух Святой есть Среднее между Отцом и Сыном, именно потому, что Он исходит от Отца к Сыну и через Сына, как Дух Истины, к Отцу. Как Дух единения между Отцом и Сыном, Он есть подлинно Совершенство и Полнота Их бытия, Дух единения Св. Троицы, в единстве Которой и заключается Полнота… Сын есть Образ Отца, а Дух есть Образ Сына, ибо Сын открывается в Духе, как в Божественной Жизни, исполненной истины и мудрости. Поэтому Св. Дух и в нас запечатлевает образ Сына, «изображает» в нас Христа, а в Нем — Бога Отца. Все, что сказано о Духе Иоанном Дамаскиным, свидетельствует, что Дух есть Жизнь, а жизнь есть действие, а действие — совершение того, что осуществляется в нем. Дух Св. есть воистину живое Дыхание, совершительная Сила. Поэтому в Духе завершается всякое действие Божие, которое исходит от Отца через Сына. Сын Божий — Логос творения и промысла, Богочеловек, Начало нового человечества и преображенного мира, но Дух Святой завершает и дело творения и промысла и дело спасения и преображения, Он исходит через Сына в мир и Церковь, и через Сына же Божия, Христа Господня, возводит тварь к Богу Отцу, усыновляя людей Богу… Бог Отец обладает полнотою благ или совершенств. Сын Божий есть совершенное явление и как бы сущность этих благ. Дух Святой, как Поток жизни, истины любви и святости Божией, изливает в мир и в Церковь все благое и возбуждает нас ко всякому совершенству.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

Дух... как Ему угодно...; Деян.5:3–4 – солгать Духу Святому...; Мф.28:19 – крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа...; 1Петр.1:2 – по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, и послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа...; 2Кор.13:13 – общение Святаго Духа...; Мф.12:32 – кто скажет на Духа Святого, не простится ему...; Евр.3:7 – как говорит Дух Святой...; 2Цар.23 :.2 – Дух Господень говорит во мне...; Ис.48:16 – и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его...; Иов.33:4 – Дух Божий создал меня...; Пс.103:30 – пошлешь Дух Твой – созидаются...; Иез.11:5 – и нисшел на меня Дух Господень и сказал мне...; 1Кор.2:10 – ибо Дух все проницает, и глубины Божии...; 1Кор.6:19 – тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога...; Лк.2:26 – ему было предсказано Духом Святым...; Лк.12:10 ( Мк.3:29 ) – кто скажет хулу на Святого Духа, тому не простится...; Лк.12:12 – ибо Святой Дух научит вас в тот час...; Ин.3:8 – Дух дышет, где хочет...; Ин.3:34 – не мерою дает Бог Духа...; Деян.21:11 – так говорит Дух Святой...; Рим.8:26 – но Сам Дух ходатайствует за нас...; 1Тим.4:1 – Дух же ясно говорит...; 1Кор.2:14 – душевный человек не принимает... от Духа Божия... почитает это безумием...; 1Кор.3:16 – вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас...; 1Кор.12:3 – никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым... Промышление: Ин.5:17 – Отец Мой доныне делает, и Я делаю...; Деян.17:25,28 – Сам дая всему жизнь и дыхание и все... · КРЕСТ «Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну» ( 1Кор.1:17–19 ). Крест – один из основных символов православия, знамя истинных христиан. Любой православный христианин хорошо знает, что изображение Креста и крестное знамение весьма часто полностью лишают силы нападающих бесов. Поэтому деструктивные культы неистово ополчаются против Креста и его изображений.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Что Дух Святой исходит от единого Отца, а не вместе и от Сына, об этом свидетельствует, говорит пр. Иосиф, сама Истина – Господь наш Иисус Христос . Егда же, сказал Он, приидет Утешитель, егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит ( Ин. 15:26 ). – Смотри: Он не сказал: от Меня исходит. И в другом мест говорит: аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите, и Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век, Дух истины ( Ин. 14:15, 16 ); и еще: сия глаголах вам в вас сый. Утешитель же Дух Святый, егоже послет Отец во имя Мое, – Той вы научит всему (ст. 25). Спаситель нигде не говорит: Дух Святой исходит от Отца и от Меня. Еретики говорят, что Иисус Христос не приписывал Себе исхождения Святого Духа по смирению, как человек. Но Иисус Христос, обещая послать Духа Св., говорил не как человек, но как Бог; ибо человек не может послать БогаДуха Святого. – Говорят еще, что, когда Иисус Христос, дунув на учеников Своих, сказал: приимите Дух Свят ( Ин. 20:22 ); то этим показал, что Дух Святой исходит и от Сына. В опровержение сего возражения пр. Иосиф вместе со св. Афанасием Великим замечает, что, когда Иисус Христос дунув сказал ученикам: приимите Дух Свят, то дал не существо Святого Духа, но дарование духовное. Ибо, сказав: приимите Дух Свят, прибавил: имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся. Ясно, что дуновение было дарование власти вязать и решить, а не ипостась и существо Духа Святого. Св. Писание не редко называет Святым Духом и дары духовные. Так Исаия пишет о Христе: и почиет на Нем Дух Божий, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия, и исполнит Его дух страха Божия (11:2, 3). Но здесь разумеются не семь духов, но семь даров Духа. Ибо Духовное естество само не разделяется, но разделяет дарования. – В заключение пр. Иосиф подтверждает исхождение Духа Святого от одного Отца всеобщею верою Церкви, и приводит слова Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоустог о, Григория Нисского , Григория Двоеслова , Иоанна Дамаскина , Дионисия Ареопагита , Епифания Кипрского , Григория Чудотворца , Дамаса Папы Римского, Преподобного Фалассия, Кирилла Александрийского , Кесария брата Григория Богослова , и Германа Патриарха Константинопольского (XIII столетия). 92 3. О воплощении Сына Божия

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

священник Георгий Завершинский Скачать epub pdf Глава 1. Пневматология ветхозаветных авторов Тема пневматологии, к которой мы обращаемся, подводит нас к необходимости уяснить происхождение учения о Святом Духе, его терминологию. Святитель Григорий Богослов пишет: «Ветхий Завет ясно проповедовал Отца, а не с такой ясностью Сына; Новый открыл Сына и дал указание о Божестве Духа; ныне пребывает с нами Дух, даруя нам яснейшее о Нем познание. Надлежало, чтобы Троичный свет озарял просветляемых постепенными прибавлениями, как говорит Давид, восхождениями от славы в славу» 6 . Опираясь на это положение святоотеческой традиции, в данной главе мы постараемся увидеть постепенное развитие представлений о Духе, не систематизируя их обособленно от христологии и триадологии 7 , но обобщая те представления у ветхозаветных авторов, которые подготовили почву для пневматологии апостола Иоанна. Открываясь Моисею, Бог называет Свое имя: «Я есмь Сущий так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам» ( Исх. 3:14 ). Это обусловливает отношения народа с Тем, Кто пожелал лично открыть Себя как Сущий ( ν). Личное имя Святого Духа в Ветхом Завете (ВЗ) остается скрытым, а Его персональное бытие выявляется только опосредованно, через Его действования и принадлежность Богу. В разных книгах ВЗ Дух, сопровождая божественные действия, именуется: Дух Божий ( πνεμα θεο 8 ), Дух Господень ( πνεμα κυρου), Дух владычественный, Дух благий, в зависимости от обращения прямой речи – Дух Мой или Дух Твой; выражение «Святой Дух» ( τ πνεμα τ γιον) встречается трижды: Пс. 50:13 , Ис. 63:10,11 , когда подчеркивается Его вовлеченность в святость Бога-Троицы. Иегова – Святой Израиля, Чей Дух ведет верных к надмирной святости и восстанавливает общение их с Господом, а для тех, кто отвергает Духа, Он является судящим и наказывающим. Таким образом, мы видим, что в ВЗ выражение «Святой Дух» не используется как надлежащее имя. Только с приходом Мессии и схождением Духа в день Пятидесятницы это выражение обретает значение личного имени, которое в церковной традиции идентифицируется с Третьим Лицом Пресвятой Троицы несколько позднее 9 . Мы знаем, что в раннехристианский период апостол Павел еще использует выражения «Дух», «Дух Божий», «Дух Христов» ( Рим. 8:9–11 ) как взаимозаменяемые, ясно не различая Третью Ипостась. И лишь в более поздний период делаются шаги к раскрытию персональных свойств Духа – прежде всего в Евангелии от Иоанна и его Первом послании 10 . Насколько мы вообще можем говорить о системе иоанновского богословия в Евангелии от Иоанна и его Первом послании, настолько систематичными являются и его представления о Святом Духе, впервые в новозаветной традиции составленные как учение.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

Духе у св. Григория Богослова . После философских рассуждений о свойствах сущности божественной, св. Григорий обращается к Писанию и отселе выводит рой, как выражается сам он, свидетельств, из которых всякому, кто не слишком тупоумен и чужд Духа, ясно будет видно, что божество Духа весьма открыто в Писании. „Обрати внимание, пишет св. Григорий Богослов , на следующее: рождается Христос – Дух предвещает ( Лyk. I. 35 ); крещается Христос – Дух свидетельствует ( Uoah. I, 33, 34 ); искушается Христос – Дух возводит Его (Мат. IV, 1); совершает силы Христос – Дух сопутствует; возносится Христос – Дух преемствует: чего великого и возможного единому Богу не может совершать Дух? И из имен Божиих, какими не именуется Он, кроме нерожденности и рождения? Прихожу в трепет, когда представляю в уме и богатство наименований и то, что противящиеся Духу не стыдятся и толикого числа имен. Он именуется Дух Божий, Дух Христов ( Puм. VIII, 9 ), Ум Христов ( 1Кор. 2, 16 ), Дух Господень ( Ис. 61,1 ), Сам Господь ( 2Kop. III, 17 ), Дух сыноположения ( Puм. VIII, 15 ), истины ( Uoah. XIV, 17 ), свободы ( 2Kop. III, 17 ), Дух премудрости, разума, совета, крепости, ведения, благочестия, страха Божия ( Ис. 11, 2, 3 ). Он есть Дух благий, правый, Владычний; Он есть перст Божий ( Лyk. XI, 2, 20 ), огнь (Мат. III, 11; Дeяh. II, 3 ); как Бог (и думаю в означении единосущия), Он есть Дух сотворивый ( Иов. 33, 4 ), воссозидающий в крещении ( Tum. III, 5 ) и воскресении ( Puм. VIII, 11 ), Дух, Который все ведает ( 1Кор. 11, 11 ), всему учит ( Uoah. XIV, 26 ), дышет, идеже хощет и сколько хощет ( Uoah. III, 8 ), Дух наставляющий ( Ин.13:2 ), прогневляемый ( Ис. 63, 10 ), податель откровений ( 1Kop. II, 10 ), Просвещение ( Ebp. VI, 4 ), Жизнь ( Puм. VIII, 11 ), лучше сказать, самый свет и жизнь. Он разделяется в огненных языках и разделяет дарования; творит апостолов, пророков, благовестников, пастырей, учителей ( Ebp. IV, 11 )». Приведши еще множество указаний из Св. Писания на божественные свойства и действия Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

2) Чрез начальства и служащих в духовных семинариях и училищах: Архангельской дух. семинарии – ректора прот. А-ра Евф. Орлова Бирюченского духовного училища – помощн. смотр. Андрея Павл. Орлова Варшавского духовного училища – смотрителя иеромонаха Дионисия (Сосновского) Вифанской духовной семинарии – ректора Архимандрита Антония Вологодского дух. училища – смотр. прот. Ник. Евграф. Якубова Вологодской дух. семинарии – рект. прот. Иоанн. Арс. Лебедева Волоколамского дух. училища – смотр. Ник. Ник. Былова —32— Вятского дух. Училища – преп. Серг. Семен. Липягова Ефремовского дух. учил. – смотр. Вас. Ив. Прозоровского Костромской дух. семинарии – рект. Архим. Менандра (по трем подп. л.) Могилевского дух. училища – пом. смотр. Евг. Ив. Никольского (ныне Архим. Евсевия) Московской дух. семинарии – рект. Архим. Климента Нижегородской дух. сем. – рект. прот. Генн. Вас. Годнева Павловского дух. училища – пом. смотр. (ныне свящ. г. Воронежа) Вас. Павл. Дикарева Сызранского дух. училища – пом. смотр. Якова Ал-еев Зеленева Тамбовской дух. семинарии – рект. прот. Павла Ильича Соколова Уральского дух. учил. – смотр. Мих. Ив. Беляева Холмского дух. училища – смотр. свящ. Серг. Павл. Косминкова 3) Единовременные пожертвования: 1. От пожизненных членов: Преосвященного Антонина, Епископа Псковского Ректора Академии Архимандрита Антония Прот. Дим. Феод. Касицына Прот. Ник. Яковл. Фортинского Свящ. Вас. Феод. Руднева Екатерины Гавриловны Никольской Проф. Евг. Евс. Голубинского Проф. Ал. Петр. Лебедева Дм. Фед. Самарина Гавр. Матв. Комарова 2. От графа Сергия Владимировича —33— Орлова-Давыдова 3. От лиц, пожелавших остаться неизвестными – чрез о. Ректора Академии Архим. Антония 4. От неизвестного (из Холма) 5. От Московского Епархиальн. Свечн. Завода 6. От Звенигородского Саввино-Сторожевского мн-ря чрез Наместника Архимандрита Феофана 7. От соборной Михаило-Архангельской церкви г. Бронниц чрез Градского Благочинного прот. Ал-ра Дим. Виноградова 8. От Общества для пособия нуждающимся литераторам и ученым, согласно завещанию покойного, Гр. Захар. Елисеева за 1893 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Этим первая задача Василия Великого – положительная сторона уяснения Божества и единосущия Святого Духа с другими Лицами Святой Троицы, – можно сказать, и исчерпывается. Теперь перейдем ко второй. Еретики-духоборцы, как указано выше, говорили: если Дух не тварь, то Он или рожден, или нерожден, но и то и другое поведет к слиянию Его с Отцом или Сыном и, значит, к отрицанию Его ипостасности 323 . Поэтому для Василия Великого являлась необходимость выяснить, что отрицание тварности не ведет еще к отрицанию ипостасности 324 . Этой же цели он мог достигнуть, только показавши, каким образом Дух Святой получает бытие; он это действительно и показывает. Дух Святой «от Бога, – говорит он, – не как и все от Бога, но как исходящий от Бога, исходящий не чрез рождение, подобно Сыну, но как Дух уст Божиих» 325 . Значит, способ происхождения Духа иной, чем Сына, – исхождение, а не рождение. Впрочем, надо заметить, что словом «исхождение» Василий Великий не хотел обозначить самого образа происхождения Духа. По его учению, «самый образ исхождения Духа неизъясним» 326 , а слово «исхождение» указывает только на то, что Дух от Бога иначе, чем Сын 327 . Вот вследствие этого «иначе», вследствие все-таки особого способа происхождения, который всегда присущ Духу 328 , Дух Святой всегда есть Ипостась, совершенное Лицо 329 . «Как один Бог Отец, – говорит Василий Великий , – присно пребывающий с Отцом, вечно Сый тем, чем есть; и один Сын, рожденный вечным рождением... присно Сый тем, чем есть, Бог Слово и Господь, – так един и Дух Святой, истинно Святой Дух, Который у пророка Давида называется и Духом уст ( Пс.32:6 )» 330 . «Никто не может смешивать Бога и Духа Божия», – говорит Василий в другом месте, поэтому «не усиливайся утверждать, что Дух Божий есть то же, что Бог... Дух Божий один; и никто не говори, что есть более одного, хотя Господь и Бога (то есть Отца) называет Духом (см. Ин.4:24 )» 331 . Ипостасность Василий Великий понимал не в том смысле, будто Дух Святой владеет Божеским естеством совершенно отдельно от прочих Лиц и самостоятельно и составляет третьего Бога наряду с Отцом и Сыном. Он не раз заявляет, что «и различие Ипостасей исповедуем, и остаемся при единоначалии», что один Бог 332 , «о втором же Боге никогда не слыхали мы даже доселе» 333 . По его учению, и Дух Святой, и Сын, и Отец владеют одним Божеским существом сообща, о чем говорит нераздельность их (см. выше). Ипостасность же Духа (как и прочих лиц) состоит в том, что Он нераздельно с другими Лицами владел общим Божеским естеством, все-таки имеет и Свое особое свойство – исходность, отличающее Его от прочих Лиц 334 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

В. Откуда видно, что Духу Святому приличествует поклонение и прославление, равное со Отцом и Сыном ? О. Сие видно из того, что Иисус Христос повелел крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф.28:19 ). В. Для чего сказано в Символе веры , что Дух Святой глаголал через пророков ? О. Сие сказано в обличение некоторых лжеучителей, которые говорили, что книги Ветхого Завета написаны не Духом Святым. В. Свидетельствует ли Священное Писание, что через пророков точно говорил Дух Святой? О. Апостол Петр пишет: Ни бо волею бысть когда человеком пророчество, но от Святаго Духа просвещаеми глаголаша святии Божии человецы ( 2Пет.1:21 ). В. Не Дух ли Святой говорил и через апостолов? О. Точно так. Пророкам, – говорит также апостол Петр, – открыся, яко не им самем, но нам служаху сия, яже ныне возвестишася вам благовествовавшими вам Духом Святым посланным с небесе ( 1Пет.1:12 ). В. Почему же об апостолах не упомянуто в Символе? О. Потому что во время составления Символа никто не сомневался о богодухновенности апостолов. В. Дух Святой не открылся ли людям некоторым особенным образом? О. Он сошел на апостолов в виде огненных языков в пятидесятый день по Воскресении Христовом. В. Сообщается ли Дух Святой человекам и ныне? О. Сообщается всем истинным христианам. Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? ( 1Кор.3:16 ). В. Как можно сделаться причастным Святого Духа? О. Через усердную молитву и через таинства. Аще убо вы зли суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим, кольми паче Отец, Иже с небесе, даст Духа Святаго просящим у Него ( Лк.11:13 ). Егда же благодать и человеколюбие явися Спаса нашего Бога, не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по Своей Его милости, спасе нас банею пакибытия, и обновления Духа Святаго, егоже излия на нас обилтно, Иисус Христом Спасителем нашим ( Тит.3:46 ). В. Какие главнейшие дары Духа Святого ? О. Главнейшие и более общие суть, по исчислению пророка Исаии, следующие семь: дух страха Божия, дух познания, дух силы, дух совета, дух разумения, дух мудрости, дух Господень, или дар благочестия и вдохновения в высшей степени ( Ис.11:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Христианская Церковь живёт Святым Духом, и только Им человек и мир могут исполнить то, для чего они были созданы. Святой Дух есть Дух Жизни.Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас. ( Рим.8:11 ) Святой Дух есть Дух Истины.Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. ( Ин.16:13 ) Святой Дух есть Дух Божественного Сыновства.Потому что вы, не приняли духа рабства… но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии. ( Рим.8:14 ) Святой Дух есть личное присутствие нового и вечного Завета между Богом и человеком, запечатление и утверждение Царства Божия, сила Божьего пребывания в людях.Вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на платяных скрижалях сердца. Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа… Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит. ( 2Кор.3:3–4, 6 )Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас?.. ( 1Кор.3:16 )…Потому что через Него имеем доступ к Отцу, в одном Духе. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором всё здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом. ( Еф.2:18–22 ) В Духе Святом человек способен делать то, что совершил Сам Христос, – исполнять «новую заповедь» любви друг к другу.Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание… Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем Духом… сеющий в Дух от Духа пожнет жизнь вечную. ( Гал.5:22–25, 6:8 ) … Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь…

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

В этом сочинении прп. Иоанн также характеризует некое вневременное соотношение между Сыном и Святым Духом: «Дух Святой есть Дух Святой, ибо Он происходит от Отца через Сына и Слово, но не по-сыновнему. Ибо если Сын есть Сын Отца и Дух есть сын, то будут у Него и другие сыны, и так до бесконечности. Если же Дух есть сын Сына, то будет и Он иметь сына, а тот — еще, и так до бесконечности, и будет много богов и много господов, и толпа богов, а не один Бог. У нас же один Бог Отец, и Слово Его, и Дух Его. Слово же есть воипостасное порождение, потому Оно и есть Сын, а Дух — воипостасное исхождение и изведение от Отца, Сыновнее, но не от Сына, как Дух уст Божиих, слово возвещающих» с. 221-222]. В данном случае прп. Иоанн так же, как и в «Точном изложении православной веры», при помощи формулы «через Сына» подчеркивает единосущие Лиц Троицы, но в данном случае мы не видим прямого подтверждения изучаемой идеи . Далее рассмотрим следующее сочинение прп. Иоанна Дамаскина — «Слово на святую Великую Субботу». В данном тексте св. Иоанн следующим образом формулирует свою пневматологию: «Всему виновник — Бог; сам ни от кого не получивший бытия, и потому нерожденный. Он имеет Слово ипостасное, совечное, довременно и без излияния от Него рожденное и от Отца никогда неотдельное… Оно есть премудрость Родившего и ипостасная сила, по существу Бог, единосущный Отцу, не без Духа познаваемый. Ибо от Отца исходит и Дух Святый, Отцу равносильный, равно совершенный, единодейственный, совечный, ипостасный. Таково чтимое нами Божество: Отец, родитель Сына, нерожденный, потому что Он ни от кого; Сын, рождение Отчее, потому что от Отца рождается; Дух Святый, который есть Дух Бога и Отца, потому что от Отца исходит, и который называется также Духом Сына, потому что чрез Сына является и сообщается твари, хотя не от Сына имеет бытие» В данном случае мы видим совпадение мыслей прп. Иоанна Дамаскина и свт. Фотия Константинопольского: Святой Дух исходит от Отца и посылается в мир Отцом и Сыном Также обратим внимание на другое сочинение прп. Иоанна — «Три защитительных слова против порицающих святые иконы» Св. Иоанн пишет: «Ибо Отец — нерожденный Родитель; Сын же рожден и не Отец. И Дух Святой — образ Сына Итак, мы познаем Христа Сына Божия и Бога чрез Святого Духа и в Сыне созерцаем Отца, ибо по природе слово есть вестник ума и обнаружение духа. Подобным же образом неизменен и образ Сына — Дух Святой, имеющий различие в одном только похождении, ибо Сын — рожденный, но не исходящий» (Третье слово, глава XVIII) с. 400]. Здесь прп. Иоанн подчеркивает ипостасные свойства Лиц Троицы, при этом он говорит и о временном посылании Святого Духа. В данном случае также отсутствует явное подтверждение изучаемой идеи .

http://bogoslov.ru/article/6169025

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010