Такова совершенная и ясно выраженная вера. Отец есть начало; Сын рожден Отцом; Дух исходит от Того же Отца; вот вера достаточная, по учению бл. Августина. Там же он прибавляет: необходимо верить, что Дух Святой есть Дух Отца и Сына, но не вследствие исхождения. Почему же, однако? Потому что, по согласному учению всех отцов, Дух Святой обладает той же сущностью, как Отец и Сын. Отцы, совершенно не принимавшие выражений Дух Сына в смысле тождества сущности, объясняли их следующими образом: Дух Святой есть Дух Сына, потому что сей последней послал Его в мир. «Что Дух исходит от Бога, говорит св. Василий, так это апостол исповедует ясно, когда говорит: «Мы приняли не духа мира, но Духа Божия; но тот же апостол с очевидностью показывает, что Дух явился через Сына, когда называет Его Духом Сына» (Вас. прот. Евн. кн. 5). Тот же святойДухе Св., гл. 18) положительно говорит: «Дух называется также Духом Христа, поскольку Он соединен с Ним по сущности». Два эти толкования не противоречат одно другому; и никакое из двух не благоприятствует, исхождению ex Filio. Св. Иоанн Дамаскин прекрасно выразил это же традиционное учение в следующих кратких словах: «Мы чтим Духа Святого, как Духа Бога Отца, то есть, как исходящего от Него; мы чтим Его также, как Духа Сына; потому что посредством Него Он явился и был сообщен творению, а не потому что от Него заимствует Ипостась и существование» (Damasc. Огат. de Sabb.). Согласно с предыдущим, понятен теперь следующий другой текст св. Павла, заимствованный из послания к Римлянам ( Рим.13:9 ): «Не живите по плоти, но по духу; ибо кто не имеет Духа Иисуса Христа, тот не Его». Очевидно, что слова дух Иисуса Христа употреблены здесь в смысле чисто нравственном; если бы мы захотели понять их строго в отношении к Лицу Святого Духа, то нам уже известно из приведенных нами текстов, как отцы Церкви понимали следующие слова: Дух Отца, Дух Христа. – Наконец, лучшие западные богословы не прибегают к помощи текстов, заимствованных из посланий к Галатам и к Римлянам, чтобы подтвердить свою теорию об исхождении ex Filio. Они понимают, что в этих словах дело идет не о Лице Святого Духа. Противоположение, которое делает св. Павел, между людьми, живущими по плоти, и людьми, живущими по духу, слишком ясно, чтобы богословы, как бы ни были мало серьезными, могли обманываться относительно смысла апостольских слов. Однако же некоторые богословы прибегают к их помощи; вот почему мы остановились на них.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Дух Святой О деятельности и силе Святого Духа Святой Дух а) творит и дает жизнь: Земля была безводна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою ( Быт.1:2 ). От Духа Его великолепие неба ( Иов.26:13 ). Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь ( Иов.33:4 ). Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его все воинство их ( Пс.32:6 ). Пошлешь Дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли ( Пс.103:30 ); б) открывает тайны Божии: Дух все проницает, и глубины Божии. Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Мы приняли Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога ( 1Кор.2:10–12 ). Вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым апостолам Его и пророкам Духом Святым ( Еф.3:4–5 ); в) открывает дела Христа: Когда придет Утешитель, Дух истины, Он будет свидетельствовать о Мне ( Ин.15:26 ); г) открывает будущее: Дух Святый был на Симеоне. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня ( Лк.2:25–26 ). Дух истины… будущее возвестит вам ( Ин.16:13 ). Один из пророков, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии ( Деян.11:28 ). Дух ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским ( 1Тим.4:1 ); д) вдохновляет пророков: Мы имеем вернейшее пророческое слово; изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым ( 2Петр.1:19,21 ); е) назначает на дело священнослужения: Господь сказал апостолам: вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии, и даже до края земли ( Деян.1:8 ). Ныне послал меня Господь Бог и Дух Его ( Ис.48:16 ). Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Сии, бывши посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр ( Деян.13:2,4 ). Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своею ( Деян.20:28 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

§18. О том, что отцы Церкви, упоминающие о теле, душе и духе в человеке, не принимают этот дух особой, третьей субстанцией в существе человека I) О духе говорят: Иустин Философ , Ириней Лионский , Ефрем Сирин , Григорий Нисский , Епифаний Кипрский , Исаак Сирянин, Иоанн Постник , Исаия Отшельник. «Тело – говорит Иустин, – дом души, душа – дом духа; три сии сохраняются в тех, которые имеют искреннюю надежду и несомненную веру в Бога» 259 . Но сам же Иустин восклицает: «Что есть человек, если не разумное животное, состоящее из души и тела 260 ; он двоякую обнаруживает в себе природу... состоит из души и тела 261 . Что ж такое дух, для которого душа служить домом? По изъяснению Златоуста, «слово дух означат многое, – между прочим и нашу душу, как говорит Павел.: «Предати таковаго сатане, да дух спасется...» 262 Духом называется и духовное дарование, как сказано: «Самый Дух споспешествует духови нашему» 263 . Или «помолюся духом, помолюся же и умом» ( 1Кор.14:15 ) 264 ; «Блажени нищие духом...» Что значит нищие духом? – Смиренные и сокрушенные помыслом. Духом он назвал душу и расположение человека» 265 . Григорий Великий говорит: «Надобно знать, что в Свящ. Писании дух человека обыкновенно употребляется двояко: иногда дух употребляется вместо души, иногда вместо духовного действия. Вместо души называется духом, как... написано: «преклонь главу, предаде дух» 266 . Если б евангелист иное назвал духом и иное душой, то и по исшествии духа, душа бы оставалась. Название духа употребляется и вместо действия духовного, как написано: «творяй ангелы своя духи и слуги своя огнь палящь " " 267 . И св. Иоанн Дамаскин говорит: «Дух рассматривается различным образом. Есть Дух Святой. И действия Духа Святого называются духами.... дух есть и душа; иногда и ум называется духом» 268 . Что же означает дух в указанном месте Иустина? Не объясненное у него объясним из творений Иринея, который читал 269 Иустина. Священномученик Ириней пишет: «Совершенный человек состоит из троичности, – из плоти, души и духа 270 ; и какую бы апостол имел причину молиться о всецелом ( 1Фес.5: 23 ) и совершенном сохранении, в пришествие Господне, сей троичности, т. е. души, тела и духа, если б не знал о сохранении и соединении трех и о едином в том же их спасении? Потому он и называть тех совершенными, которые представят Господу сию троичность непорочной» 271 . Но этот Дух, составляющий нечто третье в совершенном человеке, есть нетварная, неотъемлемо принадлежащая существу его, часть, а Дух творческий, третье лицо Святой Троицы. Это видно из того, что а) Ему приписываются Божественный имена и свойства, б) о Нем говорится, что Он может быть не принят, принят и опять отвергнут.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

Не оскорбляйте Духа Святого Божия, – и аз глаголю вам, возлюбленные! Не оскорбляйте Духа Святого. Ибо страшно, ужасно оскорбить и прогневать Всемогущего. А Дух Св. есть всемогущ также, как Бог Отец и Бог Сын. Страшно и ужасно оскорбить и прогневать Всеправедного и Правосудного. А Дух Св. есть также Правосуден и Праведен, как Отец и Сын. Страшно и ужасно оскорбить и прогневать Того, от чьего суда и гнева нигде нельзя укрыться. А вы знаете, что вещает Св. Царь о Духе Святом: Камо пойду от Духа Твоего ( Пс. 138:7 ) и проч. Не оскорбляйте убо Духа Св. Бога. Чем и как наипаче оскорбляется Дух Святой? Дух Св. есть Дух истины. Так называет Его Господь Иисус Христос в сих словах: и аз умолю Отца, и иного утешителя даст вам – да будет с вами в век, Дух истины ( Ин.14:16–17 ). И тот кто питает в душе своей сомнение, маловерие и неверие касательно вечных истин спасения нашего и кто лжет, тот оскорбляет Духа Святого. Дух Св. есть Дух любви и мира. И так, сеятель раздора, нарушитель частного и общего спокойствия посредством клеветы, злоречия, пересудов оскорбляет Духа Святого. Дух Св. есть Дух чистоты. И так, всякий тот, кто предается нечистым и скверным помыслам, желаниям и делам, оскорбляет и удаляет Духа Святого. Дух Св. есть раздаятель и распределитель различных служений и дарований в Церкви Христовой. Одних поставляет Он пастырями, других учителями, иных правителями и судьями; одному подает слово мудрости, другому слово знания, иному веру. И так оскорбляют Духа Св. те из нас, кто небрежно и не от души исполняют обязанности своего звания пастырского или учительского, или начальнического; те, кои дарования и служения свои направляют и употребляют не для славы Божией, не для блага Церкви, а для собственной пользы и хвалы. Юноши и дети! Дух Св. есть податель всякой Святыни. Духом Св. возрождены вы в крещении, Духом Св. напутствованы и укреплены вы к житию христианскому в Таинстве миропомазания; Дух Святой, яко невидимый совершитель Таинств, на сей трапезе уготовляет вам в пищу и питье самое тело Христово и самую кровь Христову. Дух Св. совершает и совершит из вас священнослужителей, пастырей и учителей Церквей Нижегородских. Не оскорбляйте убо Духа Свята Божия; и наипервее обращайтесь с молитвою к Духу Св., да наставляет вас, да вразумляет, да пособствует вам и да сохраняет от козней мира и дьявола. Аминь. Поучение 45 детям

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

седмица страданий точно совпала с первой седмицей творения – здесь глава времени (тьма во время страдания не могла быть прохождением луны между солнцем и землей). 99. Заповедано: Сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22:19), – ежегодно совершать Пасху, отыскивая 14-й день после него и отсюда отсчитывая пятницу, субботу и день Господень – воскресенье. 100. Если случится 14-й день луны прежде равноденствия, мы оставляем его, а ищем другой, который должен быть после равноденствия, и тогда появляется вставочный месяц. Если 14-й день луны встречается с днем Господним (воскресеньем), то мы берем сле­дующий день Господень в воспоминание того, что 14-й день есть день страданий, совпав­ший с пятницей на Голгофе. Например, при свт. Иоанне Златоусте за два дня до равноденствия пришелся 14-й день луны; то этот месяц оставили и остановились на следующем после равноденствия. Но так как этот 14-й день луны сходится с 26-м днем седьмого месяца и совпадал с днем Господним, то праздник Пасхи перенесли на следующий день Господень – на 2-е число восьмого месяца. Сотница седьмая 1. Святитель различает в выражении «Бог», «Дух» и естество Божие, и силу, действие, благодатные дарования. 2. Имена естества Божия: Дух Божий; Дух, Который от Бога; Дух Господень; Дух Отца; Дух жизни; Дух истины. Затем благодатные дарования: дух силы, дух любви, дух открове­ния, дух сыноположения. 3. Возведен был духом в пустыню и возвратился Иисус в силе всех благодатных даро­ваний, ибо в своем человеческом храме плоть имела Бога, Святого Духа. А мы имеем часть духовных дарований, а во Христе – вся полнота Божества. 4. Христос дополнил Собой, что сказано Отцом в законе и устами пророков. Святой Дух дополнил Евангелие – то, что возвестил Сын, не от Себе бо глаголати имать (Ин. 16:13), но дополняет то, что от Сына. 5. Только Дух Святой открывает все ясно пророкам Своим. 6. Семь даров Святого Духа, почивших на Божественной плоти Владыки, были указаны пророками в образе семи светильников. 7. Народ почитал Иоанна выше Христа, поэтому отверзлись небеса, и Дух в виде голубя сошел, и глас Отчий указал Сына Божия, чтобы уверовали в Него.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4165...

Православная Церковь считает формулу " от Отца исходящего " полным и достаточным выражением своей веры. В противовес еретикам, утверждавшим, что Дух тварен, защитники Православия подчеркивали, что Дух исходит непосредственно от Отца; именно это провозглашает святой Григорий Богослов: " Святой Дух, поскольку исходит от Отца, не тварь " (Слово 31). На Западе, начиная с V века, тринитарное богословие приняло другое направление: чтобы в борьбе с арианами отстоять Божественность Сына и подчеркнуть связь между Святым Духом и Сыном, стали утверждать, сначала от случая к случаю, а затем систематически, что Дух Святой исходит от Отца и Сына (Filioque). С дальнейшим развитием этой концепции сначала в Испании, а потом в Галлии и Германии не побоялись изменить Вселенский Символ веры и включить в него термин " филиокве " . Рим не одобрил этого прибавления. Но в начале XI века, когда папство целиком стало зависеть от германских императоров, новшество это было принято в " Кредо " и в самом Риме. Акт этот подлежит двойному осуждению: во-первых, потому, что добавление выражало учение, не обоснованное Откровением, и во-вторых, потому, что текст " Кредо " был изменен односторонне, одной только Западной Церковью, которая тем самым нарушила кафолическое начало соборности. Если Дух Святой исходит от одного Отца, это не значит, что Он чужд Сыну; так святой Иоанн Дамаскин пишет: " ...мы также говорим, что Дух Святой исходит от Отца, и называем Его " Дух Отца " , мы не говорим, что Он исходит от Сына, но что Он - Дух Сына " (О православной вере, 1, 8). В прекрасном Символе веры святого Григория Неоке-сарийского (III в.), на который мы уже ссылались в связи с его учением о Слове, мы читаем: " И один Дух Святой, от Бога имеющий бытие и через Сына явившийся, то есть человеком; образ Сына совершенного совершенный, жизнь, вина живущих, источник святой, святость, податель освящения, в котором является Бог Отец, Иже над всеми и во всех, и Бог Сын, Иже через всех " Итак, если в порядке онтологическом и предвечном Дух исходит от Отца, то в аспекте мессианском Он явлен Сыном: " Мы исповедуем,- пишет святой Иоанн Дамаскин,- что Он (то есть Святой Дух) нам дан и явлен через Сына " (О православной вере. 1,8).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Словами «Иже от Отца исходящаго» святые отцы показали, что Дух Святой исходит от Отца и только от Его одного. Если бы Дух Святой исходил и от Сына, то святые отцы, исследовавшие вопрос о Св. Духе, конечно, упомянули бы об этом; и раз этого ими не сделано, следовательно, все должны верить, что Дух Святой исходить только от Отца. Должны верить, потому что учение Вселенского Собора непогрешимо, оно внушено святым отцам Духом Святым, а Дух Святой Бог ошибиться не может. В виду этого, все последующие Вселенские Соборы подтвердили правильность составленного на первых двух Соборах Символа веры и запретили изменять его каким бы то ни было образом. «Да не будет позволено никому,– писали отцы третьего Вселенского Собора,– произносить или писать в Никее граде со Святым Духом собравшихся, кроме определенной от святых отец, а которые дерзнут слагать иную веру или представлять... таковые если суть епископы, или принадлежать к клиру, да будут чужды епископы епископства, а клирики клира, если же миряне – да будут преданы анафеме». Отсюда понятно, что те, которые решаются прибавить что-либо к составленному святыми отцами символу веры заслуживают по соборным правилам отлучения. Но не побоялась этого отлучения Католическая церковь и измыслив учение о том, будто Дух Святой исходит не только от Отца, но и от Сына, самовольно ввела это учение в символе веры . Правильно ли это учение католической церкви? Нет, не правильно, так как оно противоречит не только голосу Вселенских Соборов, но и учению Слова Божия. В Слове Божием имеется ясное указание на то, что Дух Святой исходит только от Отца. На это указание есть слова Самого Спасителя, Который сказал ученикам Своим: «И Я умолю Отца и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во веке» ( Ин.14:16 ) и в другом месте: «Утешитель же Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научить вас всему» ( Ин.14:26 ). И еще: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» ( Ин.15:26 ). Из приведенных слов Спасителя ясно открывается, что Дух Святой исходит только от Отца. В самом деле, если бы Дух Святой исходил также и от Сына, то неужели Сын Божий сказал бы ученикам: «и Я умолю Отца и даст вам другого Утешителя» Зачем бы стал Сын Божий умолять Отца, если бы Дух Святой исходил также и от Него?

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Святой Дух, Утешитель, Дух истины, безмерно сошел на Иисуса Христа. «Ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа. Отец любит Сына и всё дал в руку Его» ( Иоан.3:34–35 ). Святой Дух постоянно пребывает в Боге-Сыне и на Его чадах. «Если же кто Духа Христова не имеет, то и не Его» ( Рим.8:9 ). Святой Дух снизошел на Апостолов и последователей Иисуса Христа в день Пятидесятницы. «Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите» ( Деян.2:33 ). Дух Святой также может снизойти на истинных христиан, изменившихся не только внешне, но и внутренне, и усовершенствовавших свою духовную природу через исполнение заповедей Божиих, через искреннюю молитву, соблюдение постов и таинств. «Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Лука 11,13). «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего» ( Тит.3:4–6 ). «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» ( 1Кор.3:16 ). Также как Бог-Отец и Бог-Сын, Святой Дух имеет все Божественные свойства. Например Всеведение. «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Иоан.14:26 ). «Дух всё проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нём? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» ( 1Кор.2:10–11 ). Вечность. «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины» ( Иоан.14:16–17 ). Творение. «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» ( Иов.33:4 ). Совершение чудес. «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие» ( Матф.12:28 ). Святой Дух глаголет (вещает, говорит) через пророков. «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» ( 2Пет.1:21 ). Дух Святой вещает и через Апостолов. «Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым» ( 1Пет.1:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

“Божество Духа весьма открыто в Писании, говорит святой Григорий Богослов , – обрати внимание на следующее. Рождается Христос, – Дух предваряет ( Лук. 1:35 ). Крещается Христос, – Дух свидетельствует ( Иоан. 1:33–34 ). Искушается Христос, – Дух возводит Его (Мат. 4:1). Совершает силы Христос, – Дух сопутствует. Возносится Христос, – Дух преемствует”. 648 Находят в Священном Писании места, на первый взгляд, не благоприятствующие учению о божестве Святого Духа; но таких мест весьма мало, и они не трудны в истолковании. Указывают, например: а) на слова Спасителя о Святом Духе: не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам ( Иоан. 16:13 ). Но “и Сын, скажем вместе с святым Василием Великим , от себя не глаголет, а свидетельствует пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить ( Иоан. 12:49 )..., не потому, что учится у Отца, но потому, что все, что ни гла­голет Отец, глаголет чрез Сына в Духе”. 649 Это зависит от единства Их существа, тождества воли, нераздельности действия, и вместе от того, что Отец есть причина Сына и Святого Духа и первое Лицо Святой Троицы, Сын занимает второе место по Отце, Дух Святой третье. б) На другие слова Спасителя: никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына ( Матф. 11:27 ). Но этими словами Дух Святой точно также не исключается из участия в познании Отца и Сына, как и словами Апостола: Божьего никто не знает, кроме Духа Божия ( 1Кор. 2:11 ) – Отец и Сын не исключаются из участия в познании Бога. Где упо­минаются два Божеские Лица или одно, там еще нет необходи­мости, чтобы упоминались и все три. в) На слова Апостола: Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными ( Рим. 8:26 ). Но в последних словах берется причина вместо действия, и выражается не та мысль, будто сам Дух молится или ходатайствует за нас воздыхании неизглаголанными, а та, что Он внушает нам молитвы, возбуждает в нас сердечные воздыхания, как видно из первых слов этого же самого тек­ста: Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться. 650 Подобный пример видим в изречении Спасителя Апостолам: не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас ( Матф. 10:20 ), т, е. Дух будет внушать вам, что говорить, Он наставит вас на всякую истину.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

«Божество Духа весьма открыто в Писании, говорит святой Григорий Богослов, — обрати внимание на следующее. Рождается Христос, — Дух предваряет (Лук. 1:35). Крещается Христос, — Дух свидетельствует (Иоан. 1:33—34). Искушается Христос, — Дух возводит Его (Мат. 4:1). Совершает силы Христос, — Дух сопутствует. Возносится Христос, — Дух преемствует.» Находят в Священном Писании места, на первый взгляд, не благоприятствующие учению о божестве Святого Духа; но таких мест весьма мало, и они не трудны в истолковании. Указывают, например: а) на слова Спасителя о Святом Духе: не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам (Иоан. 16:13). Но «и Сын, скажем вместе с святым Василием Великим, от себя не глаголет, а свидетельствует пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить (Иоан. 12:49)..., не потому, что учится у Отца, но потому, что все, что ни глаголет Отец, глаголет чрез Сына в Духе.» Это зависит от единства Их существа, тождества воли, нераздельности действия, и вместе от того, что Отец есть причина Сына и Святого Духа и первое Лицо Святой Троицы, Сын занимает второе место по Отце, Дух Святой третье. б) На другие слова Спасителя: никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына (Матф. 11:27). Но этими словами Дух Святой точно также не исключается из участия в познании Отца и Сына, как и словами Апостола: ожьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор. 2:11) — Отец и Сын не исключаются из участия в познании Бога. Где упоминаются два Божеские Лица или одно, там еще нет необходимости, чтобы упоминались и все три. в) На слова Апостола: Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8:26). Но в последних словах берется причина вместо действия, и выражается не та мысль, будто сам Дух молится или ходатайствует за нас воздыхании неизглаголанными, а та, что Он внушает нам молитвы, возбуждает в нас сердечные воздыхания, как видно из первых слов этого же самого текста: Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться . Подобный пример видим в изречении Спасителя Апостолам: не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас (Матф. 10:20), т, е. Дух будет внушать вам, что говорить, Он наставит вас на всякую истину.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010