«И в Духа Святого, – говорит Церковь , – Господа Животворящего, Который исходит от Отца, Которому поклоняемся мы наряду с Отцом и Сыном, Который говорил через пророков». Здесь говорится о третьем Лице Пресвятой Троицы – Духе Святом. Святой Дух, так же как Бог Отец и Христос Сын, называется Господом. Он есть Дух Божий и Дух Христов. Он вечен, нетварен и Божественен: постоянно поклоняемый и славимый с Отцом и Сыном в единстве Святой Троицы, Он вечно пребывает с Ними. Как никогда не было времени, когда не было Сына, также никогда не было времени, когда не было и Святого Духа. О Божестве Святого Духа ясно свидетельствует Священное Писание: «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому? Ты солгал не человекам, а Богу» ( Деян.1:3–4 ). Когда мы применяем слово «Дух» к Богу, то утверждаем одновременно невидимость Бога и его присутствие, Его действие, Его животворную силу в мире и в жизни. Дух Святой – это Бог в Его действии, в Его «животворной» силе в нас, в мире, во всей природе. Дух Святой – это присутствие Бога везде и всегда. Вот почему и называем мы Его Духом, а также Господом, и, наконец, животворящим. По существу Святой Дух един с Отцом и Сыном, и, следовательно, Он принимает участие в каждом Божьем действии в мире. Поэтому и в Книге Бытия о творении написано: «Дух Божий носился над водою» ( Быт.1:2 ). Это тот же Дух, что и «дыхание жизни», данное всем живым существам, а более всего человеку, сотворенному по образу и подобию Божию ( Быт.1:30, 1:7 ). На иврите Дух так и называется – «дыхание» и «ветер» Ягве. Святой Дух олицетворяет все сотворенное, духовно возрождает человека, являясь источником подлинной духовности. Поэтому и именуется Он «животворящим», то есть «дарующим», «творящим жизнь». Дух Святой – «податель жизни», поддерживающий и утверждающий вселенную в ее существовании ( Пс.134:30 ; Иов.13:4 ). Слова Символа веры «Иже от Отца исходящаго» указывают на личное свойство Святого Духа – предвечное исхождение Его от Бога Отца. Дух Святой «исходит от Отца» в вечном, божественном, непрекращающемся «происхождении» ( Ин.13:26 ). Православное учение говорит, что Бог Отец есть вечное начало и источник Духа, так же как и Сына; но способы происхождения Сына и Духа от Отца различны, ибо Сын «рождается», а Святой Дух – «исходит». Многие святые, вдохновленные Богом, пытались объяснить разницу между исхождением Духа и рождением Сына. Однако для нас достаточно понять различие между Божественными Лицами и действиями Сына и Духа по отношению к Отцу и, следовательно, по отношению к миру.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

«И в Духа Святого, — говорит Церковь, — Господа Животворящего, Который исходит от Отца, Которому поклоняемся мы наряду с Отцом и Сыном, Который говорил через пророков». Здесь говорится о третьем Лице Пресвятой Троицы — Духе Святом. Святой Дух, так же как Бог Отец и Христос Сын, называется Господом. Он есть Дух Божий и Дух Христов. Онвечен, нетварен и Божественен: постоянно поклоняемый и славимый с Отцом и Сыном в единстве Святой Троицы, Он вечно пребывает с Ними. Как никогда не было времени, когда не было Сына, также никогда не было времени, когда не было и Святого Духа. О Божестве Святого Духа ясно свидетельствует Священное Писание: «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому? Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян.5:3–4). Когда мы применяем слово «Дух» к Богу, то утверждаем одновременно невидимость Бога и его присутствие. Его действие, Его животворную силу в мире и в жизни. Дух Святой — это Бог в Его действии, в Его «животворной» силе в нас, в мире, во всей природе. Дух Святой — это присутствие Бога везде и всегда. Вот почему и называем мы ЕгоДухом, а также Господом, и, наконец, животворящим. По существу Святой Дух един с Отцом и Сыном, и, следовательно, Он принимает участие в каждом Божьем действии в мире. Поэтому и в Книге Бытия о творении написано: «Дух Божий носился над водою» (Быт.1:2). Этотот же Дух, что и «дыхание жизни», данное всем живым существам, а более всего человеку, сотворенному по образу и подобию Божию (Быт.1:30; 2, 7). На иврите Дух так и называется — «дыхание» и «ветер» Ягве. Святой Дух олицетворяет все сотворенное, духовно возрождает человека, являясь источником подлинной духовности. Поэтому и именуется Он «животворящим», то есть «дарующим», «творящим жизнь». Дух Святой — «податель жизни», поддерживающий и утверждающий вселенную в ее существовании (Пс.103:30; Иов.33:4). Слова Символа веры: Иже от Отца исходящаго — указывают на личное свойство Святого Духа — предвечное исхождение Его от Бога Отца. Дух Святой «исходит от Отца» в вечном, божественном, непрекращающемся «происхождении» (Ин.15:26). Православное учение говорит, что Бог Отец есть вечное начало и источник Духа, так же как и Сына;но способы происхождения Сына и Духа от Отца различны, ибо Сын — «рождается», а Святой Дух — «исходит». Многие святые, вдохновленные Богом, пытались объяснить разницу между исхождением Духа и рождением Сына. Однако для нас достаточно понять различие между Божественными Лицами и действиями Сына и Духа по отношению к Отцу, и, следовательно, по отношению к миру.

http://azbyka.ru/katehizacija/vvedenie-v...

Так свидетельствует Сам Господь Бог наш, Иисус Христос; и великий апостол Петр так же говорит, что Дух Святой исходит от Отца, а не от Сына и что Дух Святой пришел в день Пятидесятницы, а не когда Христос дунул на учеников. И семь Вселенских Соборов, в которых участвовало две тысячи святых отцов, и священнейшие святые поместные соборы, на которые собиралось множество великих богоносных отцов и чудотворцев, — все подтверждают исповедание православной веры в Духа Святого, истинного, животворящего, исходящего от Отца; а о том, что Он исходит и от Сына — никто не говорит. С ними и архиереи, и святители, и преподобные, и светильники Церкви — все подтверждали и охраняли учение о том, что Дух Святой исходит от Отца, а не от Сына. Василий Великий: Отец рождает, Сын рождается от Отца, и Дух Святой исходит от Отца — лишь в этом различие внутри Святой Троицы. Григорий Богослов: Дух Святой есть воистину Дух; Он исходит от Отца, но не как Сын, ибо Он не рождается, но исходит. Иоанн Златоуст: дерзайте, проповедь не останется без свидетельства, но Дух, исходящий от Отца, спослушествует истине знамениями и чудесами. Ибо Христос сказал: не от Своих недр извожу, но от Отца Мною дается. Когда же Он говорит: “Я пошлю”(Ин. 15, 26.), — Он являет свое равенство Отцу. Григорий Нисский: Отец рождает Сына, и является Отцом. И родившийся Сын, Слово, является Сыном. Так и Дух Святой, Который исходит от Отца, есть Дух Свят, Которым все освящается. Григорий Двоеслов, воссиявший после шестого Собора, говорит, что Дух-Утешитель исходит от Отца и пребывает на Сыне. Иоанн Дамаскин: Отец есть источник и причина Сына и Духа, Сын же не является причиной Духа, но лишь один Отец есть причина Сына и Духа. Дионисий Ареопагит: источник Божества — Отец, Сын же и Дух — от Богосеменного Божества и Богонасажденной отрасли, как присносущные цветы от единого Отца. Но как это бывает — ни сказать, ни увидеть (В рукописи Соловецкой библиотеки “ни узнать”.) невозможно. Епифаний Кипрский: мы говорим “Бог Отец”, “Бог Сын”, “Бог Дух Святой”, а не “Боги”, ибо в трех именах — единое Божество. Сын Единородный происходит от Отца, Дух же Святой, Дух Божий, присно пребывает с Отцом и с Сыном, ибо Он исходит от Бога Отца, и принимает Сыновнее, являя в мире, и испытует глубины Божии, потому что Сын вознесся ко Отцу, Отец же послал Духа во Имя Сына, Дух же Святой, продолжив дела Сына, укрепил их и ясно проповедал в мире.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

  5:6 . Сей есть пришедый водою и кровию и Духом, Иисус Христос, не водою точию, но водою и кровию: и Дух есть свидетельствуяй, яко Дух есть истина . (Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина.)  Чем свидетельствует, что Иисус есть и Человек, есть и Сын Божий? – Крещением, Духом и в Духе. Вместе Человек и Сын Божий. Он соединил в Себе самое главное на небе с самым главным на земле – Дух истины с водой и кровью и, таким образом, явился Спаситель. С небесным Он освятил земное, с Божественным человеческое, и таким путем Он спас человеческий род от греха, смерти и дьявола. Вода является самой распространенной стихией в мире и, освятив ее, Спаситель освятил главную стихию человеческого тела! Являя ее не подверженной порче после освящения Святым Духом во имя Его, Он показал, что Он силен сотворить подобное и с человеческим телом.  Кровь есть символ жизни и единственная сила жизни. Став человеком, то есть приобретя кровь и тело, Спаситель освятил эти две основные стихии жизни. Он сделал кровь кровью в Боге, кровью в Господе, особенно в святом таинстве Божественной Евхаристии, и показал, что и тело есть тело для Господа, для бессмертия, для вечной жизни. Когда Христос вознесся со Своим Святым телом на небо, так что оно стало вечным одесную Отца Славы, тогда Он это окончательно подтвердил и осуществил. Все, что сделал Христос, Он сделал со Своим Духом, со Святым Духом, с Духом Истины.  Святой Дух непрерывно и свидетельствует в жизни Церкви, поскольку Святой Дух есть душа Церкви. Святой Дух является носителем главного свидетельства, что Иисус есть Сын Божий и Спаситель, поскольку Он постоянно на протяжении всех веков спасает в Церкви всех тех, кто верит в Господа Иисуса Христа. Этот Святой Дух нам говорит, нам свидетельствует, нам открывает всю истину об Иисусе, Богочеловеке и Спасителе, поскольку Святой Дух есть Дух истины и Сама Истина, Сам Бог и Господь, Жизнодавец, Который Своей освящающей силой освящает мертвую стихию воды и делает ее непортящейся, и вино претворяет в Кровь Иисуса в святом таинстве Божественной Евхаристии. И как же Он не хочет или не может освятить человека, живую душу, Богоподобное творение? Об Иисусе Христе свидетельствует сама Истина, Святой Дух. Поскольку Иисус Христос и Святой Дух суть Второе и Третье Лица Пресвятой Троицы, Единая, Единственная Истина и вместе вечная Истина, олицетворенная в Двух Вечных Божественных Лицах. Эта Истина делает истинными все свидетельства свидетелей Иисуса на земле, поскольку все состоит из явлений и силы Святого Духа, в явлении Духа и силы (1 Кор. 2:4). Поэтому и святые Апостолы заявляют: Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему (Деян. 5:32), и сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии (Рим. 8:16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Как Аарон именуется Христом, как Давид, Саул и прочие называются Христами, но един есть истинный Христос; так среди всех духовных существ, свойств и понятий один есть истинный Дух Святой 660 . «Много именуется духом. Ибо и Ангел называется духом; душа наша называется духом; и нечистое деяние называется духом; и сопротивный демон называется духом. Посему, слыша это, по одинаковости имени, не почти одного за другое» 661 . О душе говорит Слово Божие: «Изыдет дух его, и возвратится в землю свою» ( Пс.110:5–4 ); «Созидаяй дух человека в нем» ( Зах.12:1 ) 662 . Об Ангелах сказано нечто другое: «Творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный» ( Пс.103:4 ); также и о ветре говорится как о духе ( Пс.47:8; 7:2, 148:8 ) 663 . Но не таков есть Дух Святой. Он не языком произносится и Его нельзя выразить человеческими словами. Дух Святой имеет в Себе жизнь, обладает высочайшей премудростью и другим подает силу говорить премудро, а равно и Сам говорит и беседует 664 . Как повествует книга Деяний, Дух Святой давал наставление Филиппу в крещении Евнуха ( Деян.8:29 ), повелевал Апостолам, бывшим в Антиохии, отделить Варнаву и Савла «на дело, на неже призвах их» ( Деян.13:2 ); неоднократно говорил апостолу Павлу, что его ожидают узы, и тот возвестил сказанное ему: «Точию яко Дух Святый по вся грады свидетельствует, глаголя, яко узы мене и скорби ждут» ( Деян. 20:23 ) 665 . Таким образом, Он, имея в Себе жизнь, отделяет, призывает и со властью посылает. «Ибо Сей благий Освятитель Церкви, Помощник, Учитель, Дух Святый, Утешитель, о Котором Спаситель сказал: «Той вы научит всему… и воспомянет вся, яже рех вам» ( Ин.14:26 ) 666 . Он есть Хранитель человеческой жизни и благий Покровитель в бедах и напастях 667 . Но так как понятие дух есть нечто неопределенное; так как духом называется все вообще, что не имеет грубого тела, то не сразу нужно заключать, что в том или ином месте Священного Писания говорится о Духе Святом 668 . Поэтому, чтобы показать отличительное свойство всякого духа, Слово Божие к каждому из них прилагает соответствующие им определения 669 . Когда, например, говорит о душе как о духе, то говорит с прибавлением: дух человека; если же духом называет ветер, то говорит: дух бурен; если называет грех , говорит: дух блуждения; или когда называет беса, говорит: дух нечистый, и этим показывает, что истинный Дух один – Дух Святой.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Содержание этой переписки сводится, стало быть, к вопросу о почитании Святого Духа или, точнее, к опровержению доводов так называемых «Тропиков ». Это предшественники Македония, и получили они свое наименование от греческого слова τροποσ, что значит «поворот», «оборот», «обратный ход». Св. Афанасий их не называет еще «пневматомахами», «духоборами», а пользуется этим выражением «Тропики». Появились они, возможно, первоначально где–то в дельте Нила и попали в поле зрения Серапиона, который и обратился за разъяснениями к александрийскому предстоятелю, как с ними бороться и где найти соответствующие доводы для полемики против них. Из первых же разделов первого письма выясняется точка зрения св. Афанасия: духоборчество есть скрытое арианство. Иными словами, из арианства путем логических умозаключений должно появиться непочитание Святого Духа, сведение и Его в разряд тварей. Для подтверждения своих «обратных умозаключений » они искали в библейском тексте те слова, которые говорили бы о тварности Духа. В разделе 3 письма I–ro разбирается текст прор. Амоса 4, 13: «се Аз, утверждаяй гром и созидаяй дух». Автор дает сразу же руководящее указание: где слово «дух» стоит без члена, это может означать и нечто тварное, как напр.: «ветер», «дух человеческий» и под. Там же, где слово «дух» предваряется членом среднего рода то, оно означает Дух Божий (§ 4). В разделах 5–8 даны и перечисления соответствующих текстов, подтверждающих только что сказанное им. Автор перечисляет ветхозаветные тексты о Святом Духе: «Дух Божий» (Быт. 1, 2), «Дух Мой» (Ibid., 6, 3), «Дух Свой» (Числ, 11, 29), «Дух Господень» (Судей 3, 10; 11, 29; 13, 25; 15, 14), «Дух Святый» (Пс. 50, 13; 142, 10), «Дух Господень» (Исаии 61, 1; Мих. 2, 7), «Дух Святый » (Дан. 13, 46) (перевод Феодотиона), «Дух Мой» (Иоиля 2, 28; Захар. 1, 6). Затем и новозаветные: «Дух Святый » (Лк. 3, 22; Ин. 20, 22; 14, 26; Деян. 2, 4; 21, 11; 20, 28), «Дух Истины » (Иоанна 15, 26), «Дух Отца» (Матф. 10,20), «Дух Божий » (Матф. 12, 28; I Кор. 2, 11),

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

    Н. Кондаков Табл. 1 Икона Спаса Эммануила из синайского собрания преосв. Порфирия. Ныне в Музее Киевской Духовной Академии. Икона Спаса Эммануила, синайского собрания, в Музее Киев. Дух. Акад. Икона архангела Михаила, синайского собрания. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 4 Икона (часть) грузинского письма, синайского собрания. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 5 Икона свв. Петра и Арсения, синайского собрания. Музей Киев. Дух.Акад. Табл. 6 Икона свв. Федора Тирона и Ф. Стратилата. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 7 Икона Богоматери из «Деисуса». Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 8 Икона Б. Матери «Элеусы». Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 9 Икона Св. Саввы Освященного и Б. Матери. Музей Киев. Дух. Академии. Табл. 10 Икона «Деисус», часть складня. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 11 Икона св. Саввы Освященного. Музей Киев. Д. Ак. Табл. 12 Икона вм. Пантелеймона. Синайского собрания. Музей Киев. Д. Ак. Табл. 13 Икона преп. Даниила. Музей Киев. Дух. Ак. Табл. 14 Икона св. Евфимия Великого. Синайского собрания. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 15 Икона преп. Феодосия Киновиарха. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 16 Образок преп. Ермолая. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 17 Икона Сретения, афонского собрания. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 18 Икона «Уверения Фомина», афонского собрания. Музей К. Дух. Ак. Табл. 19 Икона Вознесения Господня, афонского собрания. Муз. Киев. Д. Ак. Табл. 20 Икона «Исцеления Слепого», из афонского собрания пр. Порфирия. Музей Киев. Д. Ак. Табл. 21 Икона «Воскресения Господня», из афонского собрания. Муз. К. Д. Акад. Табл. 22 Икона «Всех Святых», афонского происхождения. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 23 Икона «Единородный Сын». Музей Киев. Дух. Акад. 1 Dr. Josef Strzygowski. Byzantinisebe Denkmäler. Wien. 1891. Zwei enkanstische Heiligenbilder vom Sinai. стр. 115–124. 2 Снимки указанных икон Богоматери и Илии мы решились приложить к издаваемому ныне соч. «Памятники христианского искусства на Афоне», в виду крайней важности памятников, наилучше поясняющих важнейшие пункты истории иконописи на дереве, о которой трактуется в означенном издании, в гл. 4. См. стр. 124–8, рис. 52, таб. 48–49.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В. Что означают слова «глаголавшего пророки»? О. Слова глаголавшего (говорившего) пророки ( чрез пророков) означают, что Дух Святый говорил чрез пророков. Пророки предсказывали только то, что им открывал Дух Святый. Напр., пророк Исаия предсказал о Спасителе, что Он родится от Девы, что Он будет творить чудеса, претерпит страдания за грехи всего мира. В. Получаем ли мы, христиане, дары Святого Духа? О. Получаем во-первых во спасительных таинствах, а во-вторых чрез усердную молитву. В. Какие главнейшие дари Святого Духа? О. 1) Дух страха Божия. 2) Дух силы. 3) Дух совета. 4) Дух познание. 5) Дух познания. 6) Дух мудрости. 7) Дух Господень или дар высшего благочестия. В. Как изображается Дух Святый на иконах? О. В виде голубя, потому что так Дух Святый сходил на Иисуса Христа при крещении и в виде огненных языков, – так сходил Дух Святый на апостолов после вознесения Господня. (Сошествие Святого Духа на апостолов). Наставление Усердно молитесь, дети, Духу Святому так: «Царю небесный»... Для нас необходимо, чтобы Дух Святый пребывал в нас. Дух Святый – наш Утешитель. Утешал Дух Святый апостолов, утешал св. мучеников, которые среди жестоких мучений радовались и славили Бога. Утешает Дух Святый и всех тех, которые обращаются к Нему с молитвою. Иногда человек приходит в церковь в глубокой скорби, со слезами молится здесь и выходит из храма утшенным: это Дух Святый утешил его по молитвам Божией Матери и святых. Вы, дети, только еще начинаете жить, сколько горя иному придется, можетъ быть, перетерпеть в жизни. Иной до того заскучает, что места себе не находит; а это все от того, что не знает, где и в ком искать утшения. Если бы с кем из вас приключилось горе, ищите, дети, утшения в молитве Духу Святому. Просите Духа Святого, чтобы Он утешил вас, пришел бы к вам, поселился в вас, очистил бы от всякого греха и спас ваши души. Самое большое утешение, даруемое нам Духом Святым, есть прощение грехов, если мы каемся в них. В. О чем говорится в девятом члене символа веры ? О. О Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Еще 2523 , что сердце 2524 в персех содевает, то Дух во Церкви Святый устрояет.Сердце животный дух дает составом, Дух животворны – дары христианом. Сердце, всем спящым составом, бодрствует. тако Дух Святый в Церкви не сонствует. Яко невеста во Песнех вещает: Аз 2525 сплю, а сердце бдети не престает. Паки 2526 , что в дому домовит творяет, то 2527 Дух Свят в Церкви выну содевает, Чистит и зиждет, строит и готует, да всеми благи Церковь обилует. Еще 2528 , учитель что во училище, то есть Святый Дух в Церкве святилище. Ибо вся учит веру добре знати и дела блага право 2529 содевати. Паки 2530 , что зодчий есть 2531 зданию дому, то Всесвятый Дух храму мысленному: Вся чинно строит, благо украшает, благодостойный дом соделовает. Еще 2532 , что в пути вожд 2533 и что правитель в корабли, то есть в Церкви Утешитель. Правым к небеси путем вождествует, и чрез океан сей правителствует Ко пристанищу страны небесныя, хотя в ню въвести овцы словесныя. Паки 2534 , что в верте оградарь делает, тожде Дух Святый в Церкви содевает. Яже суть вредна, не медлит терзати, полезная же – тщиво насаждати. Напоследок 2535 что детель в винограде, то Божественный Дух в Церковном саде: Вредная режет, чистит, насаждает, копает, хранит, да плоден бывает. И ина творит блага безчисленна благость и милость Его Божественна, За что мы должни Его величати, благодостойный поклон воздаяти. Дух во 2536 огня виде Огнь есть снедаяй Бог Пресущественный, тем в 2537 огня виде Дух Пребожественный сниде на собор ученик Христовых. на смерть готовых. И вещественный что огнь содевает, духовно Святый Дух то совершает. еже ты аще хощеши познати, тщися внушати. Огнь в хладе греет, а Дух утешает, яже во скорбех слезных обретает. Огнь сохли палит, палит и Дух правый всяк ум лукавый. Огнь во тме светит, и Дух озаряет, яже во нощи буйства обретает. Огнь светлы творит вещы временныя, Дух – спасенныя. Дух Святый деет Параклит Божественный амо же вселится, то светом благодати сердце просветится. Далече 2538 греховная тма 2539 Его гонзает,

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 36. О лице Святого Духа [Теперь] мы переходим к рассмотрению того, что относится к личности Святого Духа, Который называется не только Святым Духом, но также Любовью и Даром Божиим. Касательно имени Святой Дух будет исследовано четыре [пункта]: 1) является ли имя Святой Дух собственным именем божественного Лица; 2) исходит ли божественное Лицо, Которое называется Святым Духом, от Отца и Сына; 3) исходит ли Он от Отца через Сына; 4) являются ли Отец и Сын единым началом Святого Духа. Раздел 1. Является ли имя Святой Дух собственным именем Божественного лица? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что имя Святой Дух не является собственным именем божественного Лица. Ведь имя, общее трем лицам, не может быть собственным именем одного лица. Но имя Святой Дух является общим для трех Лиц. Так, Иларий указывает, что [выражение] «Дух Бога» иногда означает Отца, как в словах: «Дух Господа Бога на мне» ( Ис. 61,1 ), иногда Сына, например, когда Сын говорит: «Духом Божиим изгоняю бесов» ( Мф. 12, 28 ), давая понять, что Он изгоняет бесов Своею природной силой, – а иногда Святого Духа: «излию от Духа Моего на всякую плоть» ( Иоиль. 2, 28 ) 532 . Следовательно, имя Святой Дух не является собственным именем божественного Лица. Возражение 2. Далее, имена божественных Лиц, как говорит Боэций, суть относительные термины 533 . Но имя Святой Дух не является относительным термином. Следовательно, это имя не является собственным именем божественного Лица. Возражение 3. Далее, коль скоро Сын есть имя божественного Лица, Он не может называться Сыном того или этого. Но ведь говорят же о духе того или этого человека, как видно из слов: «И сказал Господь Моисею: ...возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них» ( Чис. 11, 16, 17 ); и еще: «Опочил дух Илии на Елисее» ( 4Цар. 2, 15 ). Следовательно, похоже, что Святой Дух не является собственным именем божественного Лица. Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух» ( 1Ин. 5,7 ). А Августин говорит: «Когда мы спрашиваем: три чего? – мы отвечаем: три лица». Следовательно, Святой Дух есть имя божественного Лица.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010